Примеры оптовой торговли

ID заказ 2199
Курсовая 2013г. Белорусский торгово-экономический университет Потребительской Кооперации. Торговля.
Тема работы: Совершенствование централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть (на примере Климовичского райпо)
Анализ за 2011-2013 гг, Документы в наличии.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1 Сущность и роль централизованной доставки товаров и ее развитие………5
1.1 Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия…………………………………………………………………………5
1.2 Порядок представления и выполнения заявок на завоз товаров в розничную сеть……………………………………………………………………………………9
1.3 Планирование поступления и доставки товаров……………………………11
2 Характеристика розничной торговой сети, обслуживаемой Климовичским РАЙПО…………………………………………………………………………….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика Климовичского РАЙПО..17
2.2 Характеристика розничной торговой сети………………………………….23
3 Организация централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть………………………………………………………..………………………..26
4 Пути совершенствования централизованной доставки товаров…………….29
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………….36
Приложения……………………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Доставка товаров в розничную торговую сеть может осуществляться силами и средствами поставщика по заявкам магазинов, а также и самими работниками магазинов.
Наиболее прогрессивный и эффективный метод до¬ставки товаров в розничную сеть — централизованная доставка. Сущность ее состоит в том, что доставка осуществляется силами и средствами поставщика (произ-водственного предприятия или оптовой базы) по заявкам и согласованным графикам и маршрутам.
Централизованная доставка является важным усло¬вием совершенствования системы товароснабжения роз¬ничной торговой сети. Она позволяет осуществлять более регулярное снабжение, ускоряет оборачиваемость това¬ров, создает условия для ритмичного выполнения плана то¬варооборота, нормализации товарных запасов, работники торговых предприятий освобождаются от несвойственных им функций по доставке товаров в розничную сеть.
Таким образом, целью работы является рассмотрение проблемы организации централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть на примере Климовичского райпо.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
 рассмотрена сущность и роль централизованной доставки товаров и ее развитие;
 приведены теоретические основы организации и технологии завоза товаров в розничные торговые предприятия;
 рассмотрен порядок представления и выполнения заявок на завоз товаров в розничную сеть;
 приведена методика планирования поступления и доставки товаров;
 дана организационно-экономическая характеристика Климовичского РАЙПО;
 охарактеризована розничная торговая сеть предприятия;
 рассмотрены основные вопросы организации централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
 разработаны пути совершенствования централизованной доставки товаров.
Объектом исследования выступает Климовичское райпо; предметом – организация централизованной доставки товаров предприятия.
Курсовая работа выполнена на основе изучения официальных нормативных документов, учебников, учебных пособий, справочной литературы, периодических изданий. Важными этапами самостоятельной работы по выполнению являются сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее прогрессивный и эффективный метод до¬ставки товаров в розничную сеть — централизованная доставка. Сущность ее состоит в том, что доставка осуществляется силами и средствами поставщика (произ-водственного предприятия или оптовой базы) по заявкам и согласованным графикам и маршрутам.
Централизованная доставка является важным усло¬вием совершенствования системы товароснабжения роз¬ничной торговой сети. Она позволяет осуществлять более регулярное снабжение, ускоряет оборачиваемость това¬ров, создает условия для ритмичного выполнения плана то¬варооборота, нормализации товарных запасов, работники торговых предприятий освобождаются от несвойственных им функций по доставке товаров в розничную сеть.
Централизованная доставка требует согласованных действий всех заинтересованных сторон: покупателей, транспортных организаций и поставщиков. Поэтому организации централизованной доставки должна предшествовать большая подготовительная работа, которая включает:
 составление характеристик розничных торговых предприятий;
 установление перечня товаров, подлежащих центра¬лизованной доставке;
 определение минимальных норм доставки товаров;
 определение частоты и размера партии доставки;
 составление графиков и маршрутов доставки каждого вида товаров;
 расчет потребности в транспортных средствах и стоимости доставки товаров;
 определение потребности в многооборотной таре;
 определение порядка экспедирования, приема, сдача товаров, материальной ответственности за них;
 разработка необходимой документации;
 подготовка механизмов, оборудования для погрузочно-разгрузочных работ и приема грузов.
Климовичское районное потребительское общество — добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) на территории Климовичского района по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Главной целью Климовичского РАЙПО, отраженной в его уставе, является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества, собственника и членов трудового коллектива.
Анализ показывает, что Климовичское РАЙПО является прибыльным, ликвидным и платежеспособным.
Основной вид деятельности Климовичского РАЙПО — это торговая деятельность. В совокупном обороте она занимает более 80 % и осуществляется рядом розничных торговых предприятий, относящихся к Городскому РТП и Сельскому РТП, а также автомагазинами и рынком. Городскому РТП принадлежит 25 торговых розничных предприятий, Сельскому РТП – 33.
Следует также обратить внимание на тот факт, сто в системе розничной торговли Климовичского РАЙПО всего 11 магазинов из 58 работают на основе самообслуживания, при этом все они находятся в городе. В остальных магазинах торговля осуществляется только через прилавок.
В розничной торговой сети Климовичского РАЙПО преобладают магазины ТПС. Они в основном расположены в селах района. В районном центре преобладают магазины «Продукты», кроме того открыт 1 пункт общественного питания. В селах района магазинов с подобной специализацией нет.
Процесс централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть Климовичского РАЙПО заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Закупочная деятельность Климовичского РАЙПО планомерно организована и экономически обоснована. Для этого ведется систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Состав поставщиков Климовичского РАЙПО является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с производителями продукции и крупными оптовыми организациями, которые работают не один год. Поставки товаров осуществляются как на прямую от поставщиков, так и через ЧУП «Могилевская межрайбаза».
Для совершенствования процесса централизованной доставки товаров предприятию рекомендовано:
 Производить более тщательный отбор поставщиков продукции,
 Организация диспетчерской службы,
 Использование новых технологий.

В связи с Вашим вопросом приводим примеры определения предприятиями оптовой и розничной торговли цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, на которые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 347 осуществляется государственная регистрация отпускных цен производителей.
Например, в регионе установлена предельная оптовая надбавка в размере 25%, розничная — 40%. На лекарственное средство зарегистрирована цена 2 рубля.
Пример 1.
Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене 2 рубля.
Предельная розничная цена составит:
2 руб. + (2 руб. х 0,40) = 2 руб. 80 коп.
Пример 2.
Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене, ниже зарегистрированной, со скидкой 10%, то есть по цене 1 руб. 80 коп.
Предельная розничная цена составит:
1 руб. 80 коп. + (2 руб. х 0,40) = 2 руб. 60 коп.
Пример 3.
Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой фармацевтической организации с предельной отпускной ценой
2 руб. + (2 руб. х 0,25) = 2 руб. 50 коп.
Предельная розничная цена составит:
2 руб. 50 коп. + (2 руб. х 0,40) = 3 руб. 30 коп.
Пример 4.
Фармацевтическая оптовая организация получила лекарственное средство от производителя со скидкой 10%, то есть по цене 1 руб. 80 коп.
Предельная отпускная цена оптовика составит:
1 руб. 80 коп. + (2 руб. х 0,25) = 2 руб. 30 коп.
Предельная розничная цена составит:
2 руб. 30 коп. + (2 руб. х 0,40) = 3 руб. 10 коп.
Пример 5.
Фармацевтическая оптовая организация получила лекарственное средство от другой оптовой организации по цене 2 руб. 30 коп., то есть с надбавкой 15% к зарегистрированной цене. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применить надбавку в размере не более 10% (25% — 15%).
Предельная отпускная цена составит:
2 руб. + (2 руб. х 0,15) + (2 руб. х 0,10) = 2 руб. 50 коп.
Предельная розничная цена составит:
2 pyб. 50 коп. + (2 pyб. х 0,40) = 3 pyб. 30 коп.
Пример 6.
Фармацевтическая оптовая организация получила от производителя лекарственное средство со скидкой 10%, то есть по цене 1 руб. 80 коп. и, применив надбавку в размере 15% к зарегистрированной цене, передала это лекарственное средство второму оптовику по цене 2 руб. 10 коп.:
(1 руб. 80 коп. + (2 руб. х 0,15)).
Предельная отпускная цена второго оптового поставщика составит:
2 руб. 10 коп. + (2 руб. х 0,10) = 2 руб. 30 коп.
Предельная розничная цена равна:
2 руб. 30 коп. + (2 руб. х 0,40) = 3 руб. 10 коп.
И.В.Бодягин
Минэкономики РФ
Л.К.Трикузова
Минэкономики РФ
27.01.2000

Просим разъяснить, правомерно ли при изменении станции назначения по инициативе грузоотправителей и при выполнении плана перевозок груза в вагонах взимание одновременно двух сборов: в соответствии со ст.18 и ст.105 Транспортного устава железных дорог? «
Финансовые консультации «

Большое значение в функционировании оптового оборота имеют оптовые рынки. Они создаются с целью упорядочить взаимоотношения между производителями товаров и оптовыми покупателями, ввести определенную системность и планомерность между ними. Оптовые рынки как юридические лица организуют в определенных местах и по установленным правилам операции по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.

Обстоятельного правового регулирования деятельности оптовых рынков до настоящего времени не существует. На практике применяются Примерные правила торговли на оптовом, продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга России от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997.

В них фигурируют, в принципе, аналогичные правила. Разница заключается в том, что во втором документе акцептируется внимание на статусе оптового рынка национального значения. Такие рынки занимаются снабжением населения продовольственными товарами: рыбой и морепродуктами, фруктами и овощами, птицеводческими и мясными продуктами и т.п. На национальных оптовых рынках предъявляются более жесткие требования к продавцу. Он должен аккредитоваться на оптовом рынке в качестве участника оптовой торговли. Расчеты между сторонами сделки на национальном рынке должны осуществляться только через банковские учреждения. Определены права и обязанности оптового покупателя.

Примерные правила торговли распространяются на все оптовые рынки, но конкретные правила торговли, дополнения и изменения к ним разрабатываются администрацией каждого отдельного оптового рынка и утверждаются его руководством. В этих правилах определяются время, место и порядок проведения торгов.

К участникам торгов на оптовом рынке относятся:

  • — продавцы — собственники товаров (производители, оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке;
  • — покупатели — розничные торговые, иные предпринимательские структуры, индивидуальные предприниматели. Они имеют доступ на оптовый рынок в качестве покупателей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;
  • — персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.

Соблюдение установленного порядка ведения оптовой торговли, идентификация их участников обеспечивается администрацией рынка. Время работы оптового рынка устанавливается его администрацией по согласованию с местными органами исполнительной власти.

Оптовый рынок должен предоставлять продавцам возможности ведения оптовой торговли на основе:

  • — долгосрочной аренды места в торговом зале;
  • — краткосрочной аренды необходимых торговых площадей;
  • — разового участия в оптовой торговле с дневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара, и уплачиваемой с оборота.

Арендаторами торговых мест на оптовых торгах могут выступать не только собственники товаров, по их агенты, комиссионеры и другие посредники. Как правило, оптовая торговля проводится на основе частных соглашений, но могут проводиться на основе аукциона или конкурса, в порядке, предусмотренном ГК. Кроме торгового места, оптовый рынок предоставляет помещения для хранения товаров, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.

Оптовый рынок самостоятельно куплей-продажей товаров не занимается, его задача — предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим оптовым организациям. Рынок представляет собой место концентрации оптовиков и розничных торговцев, что создает конкурентную среду, активно влияющую на качество, ассортимент и цепы продаваемых на рынке товаров.

Право продажи партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, в случае ее лицензирования; и на основании документов, подтверждающих качество реализуемых товаров, в том числе в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации. А также с учетом состояния здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показателям.

На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы администрации, которые занимаются вопросами подвоза и выгрузки товаров в пределах рынка; тепло-, энерго- и водоснабжения; охраны территории; вывоза мусора и отходов; обеспечения весами и другими измерительными приборами, средствами связи; проведения экспертизы качества и сертификации товаров.

Это все содержится в примерных правилах торговли, обязательных для всех оптовых продовольственных рынков.

Временные правила определяют права и обязанности оптовых торговцев национальных рынков; порядок информирования участников оптовой торговли о состоянии спроса и предложения, о ценах, конъюнктуре рынка реализуемых товаров, порядке взаиморасчетов между участниками оптового рынка. Они определяют общий порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других платежей на оптовом рынке; предусматривают порядок контроля за качеством реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиенических норм; а также санкций за нарушение правил торговли на оптовом рынке и порядок их применения.

Общий контроль за соблюдением правил осуществляется администрацией оптового рынка. За работой оптовых рынков в пределах своей компетенции осуществляют контроль Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России, их региональные структуры, а также территориальные органы государственного регулирования торговли и потребительского рынка в составе региональных администраций.

Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения в отличие от примерных правил предусматривают следующие особенности:

  • — правила торговли на оптовом рынке национального значения разрабатываются, изменяются, дополняются и утверждаются администрацией оптового рынка по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • — порядок и режим работы оптового рынка устанавливаются его администрацией по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • — товарные секции разделяются между собой, а в каждой секции, как правило, выделяется автономная зона проведения расчетов и оформления документов.

Торговля, проводимая на оптовом рынке, является публичной, в которой одной стороной всегда является продавец, принявший на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратиться. На оптовых торгах запрещается продажа товаров ниже фиксированного минимального количества, утвержденного администрацией рынка для данной группы товаров.

В структуре оптового рынка создается маркетинговый центр, который занимается изучением конъюнктуры рынка, сбором информации о спросе и предложении по конкретным видам товаров. Обобщенные информации о состоянии торговли реализуемыми на оптовом рынке товарами распространяются посредством бюллетеней оптового рынка или выводятся на информационном табло. По заказам клиентов за дополнительную плату маркетинговый центр проводит более глубокие исследования по отдельным видам товаров.

Цель создания системы оптовых рынков — стимулирование производства и сбыта товаров отечественных производителей, оптовых продавцов и потребителей, установления прямых хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения покупательского спроса.

Какова классификация оптовых рынков? Прежде всего, их делят на городские и сельские рынки. В отличие от городского, сельский оптовый рынок, кроме сельскохозяйственной продукции включает торговлю специализированными средствами производства и услуги для сельских товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности.

Различают универсальные рынки и специализированные, которые ориентируются на один вид продукции и (или) однородную товарную группу, например, рынки скота, мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодоовощной продукции.

По зоне обслуживания различают муниципальные, региональные, межрегиональные и межгосударственные оптовые рынки.

По формам собственности оптовые рынки делятся на государственные, с преобладанием государственного капитала, муниципальные и частные.

На практике оптовые рынки превратились в оптово-розничные рынки, на которых товары приобретаются как населением, для удовлетворения своих личных и семейных потребностей, так и мелкими оптовиками — для предпринимательской деятельности. В Федеральном законе от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» дано понятие розничного рынка. Под которым понимается: имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

Розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном рынке менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса; на специализированном рынке 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Из специализированных рынков Законом выделяется сельскохозяйственный, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ, и сельскохозяйственный кооперативный рынок. На последнем управление осуществляется компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, продажа сельскохозяйственной продукции также осуществляется в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ.

В ст. 15 Закона устанавливается обязанность управляющей компании универсальным рынком при разработке и утверждении схемы размещения торговых мест на рынке предусматривать и предоставлять также места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.

По мнению специалистов, розничные рынки — практически единственное место, где мелкие хозяйства, фермеры и владельцы дачных подсобных хозяйств могут реализовать свою продукцию. Всего в России действует около 3,5 тыс. сельскохозяйственных рынков. Однако на многие из них доступ для мелких производителей закрыт — их товаром торгуют перекупщики, которые плотно оккупировали прилавки. Фактически на районном уровне они устанавливают монополию и занижают закупочные цены как могут. Как известно, Минсельхоз России в качестве альтернативы попытался создать сеть кооперативных сельскохозяйственных рынков. Но за 2008 г. удалось открыть только 15. Скромный результат аграрные чиновники объясняют тем, что рынки во многих городах фактически «крышуют» муниципальные власти. А они не заинтересованы, как пи парадоксально, ни в снижении потребительских цен, ни в развитии малого аграрного бизнеса.

В советский период в каждой области и районе были торгово-закупочные базы, которые покупали сельскохозяйственную продукцию, не только выращенную в колхозах и совхозах, но и на частных подворьях, а затем продавали населению или государству. К сожалению, эту систему разрушили, а другую не создали.

Правительство РФ постановлением от 10.03.2007 № 148 утвердило Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка. Данные Правила устанавливают порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка. Законодатель ограничил срок действия разрешения пятью годами. Если же объекты недвижимости, расположенные на территории рынка, находятся в аренде у этого юридического лица, срок действия разрешения не может превышать срока аренды.

Чтобы получить разрешение, фирма должна предоставить в местные органы самоуправления заявление, указав тип рынка, который планируется организовать, и выходные данные организации. К ним относятся: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственная регистрация, номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Указывается в заявлении также идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.

В Правилах предусмотрены три основания для отказа в предоставлении разрешения. Первое — если у претендента на открытие розничного рынка отсутствуют права на объекты недвижимости, расположенные в пределах территории предполагаемого розничного рынка. Второе — если расположение объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, не соответствует плану, утвержденному органом исполнительной власти. Третье основание — если в заявлении о выдаче разрешения организация указала недостоверные сведения.

По действующему законодательству универсальные рынки с 1 января 2010 г. должны были работать исключительно в капитальных строениях. С 1 января 2012 г. такая же участь ожидала и сельскохозяйственные рынки. Однако из-за сложной финансово-экономической ситуации некоторые организаторы розничных рынков не смогут в установленные сроки провести реконструкцию или начать капитальное строительство рынков. В связи этим рыночное новоселье в капитальных строениях откладывается для универсальных и специализированных несельскохозяйственных рынков до 1 января 2013 г. Исключение — Москва, Санкт-Петербург — 1 июля 2012 года. В городах с численностью населения свыше 500 тыс. человек — с января 2013 года. Для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков отсрочка продлится до 1 января 2015 г.

Рынки по-прежнему востребованы. Поэтому в плане размещения объектов рыночной торговли на территории столицы сохранено 80 адресов. Они делятся на универсальные — таких 43 и специализированные — их 37. В число специализированных входят 26 сельхозрынков, 3 продуктовых, 6 строительных, 1 рынок радиоаппаратуры и 1 автозапчастей. По данным экспертов, популярность московских рынков, во-первых, зависит от низких цен на продаваемые товары по сравнению с магазинными ценами на 15—20%. Во-вторых, региональные предприниматели закупают на них оптом многие товары для дальнейшей перепродажи в своих городах. В-третьих, в условиях кризиса и снижения доходов населения с современных торговых комплексов на рынки переориентировалась часть среднего класса.

В числе организаторов оптового товарооборота могут быть также: склады гарантированного хранения, которые, как правило, обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев; склады-отели, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев; транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые преимущественно на узловых станциях крупных магистралей.

Розничные рынки

С отношениями по договору розничной купли-продажи мы сталкиваемся ежедневно, забегая после работы в магазин или на розничный рынок за покупками.

В настоящей статье мы рассмотрим отношения, связанные с созданием розничных рынков, а также с организацией и осуществлением торговой деятельности на розничных рынках.

Итак, основным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, выступает Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ).

При этом статья 2 Закона № 271-ФЗ определяет, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Законом № 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также региональными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Обратите внимание!

Пунктом 2 статьи 1 Закона № 271-ФЗ установлено, что указанный закон не распространяется на:

– деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;

– деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

– деятельность по проведению организованных торгов.

Согласно статье 3 Закона № 271-ФЗ розничный рынок – это имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Порядок организации рынка

Порядку организации розничных рынков посвящена статья 4 Закона № 271-ФЗ.

Рынок организуется в соответствии с планом (место расположения предполагаемых рынков, их количество и типы), предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Для справки: План, утвержденный региональной властью, должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Это подтверждают и суды, на что, в частности, указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 года № 43-Г10-10 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 октября 2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 16 ноября 2001 года № 49-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Рынок может быть организован только юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Организация – владелец рынка сдает торговые места на рынке компаниям и коммерсантам для ведения розничной торговли. Отношения сторон при этом строятся на основании договора о предоставлении торгового места, типовая форма которого устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Причем деятельность владельца рынка по сдаче торговых мест в аренду на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации «подпадает» под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД). Что подтверждают и финансисты в своем письме от 17 июля 2009 года № 03-11-06/3/214.

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке установлены статьей 14 Закона № 271-ФЗ.

При организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

– разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Законом № 271-ФЗ;

– организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;

– разрабатывается и утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;

– обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;

– обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

– обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

– обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);

– осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 Закона № 271-ФЗ;

– осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 Закона № 271-ФЗ;

– осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Законом № 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

Требования к осуществлению деятельности по продаже

товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

В силу статьи 21 Закона № 271-ФЗ при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

– соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;

– соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

– в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы обязаны:

– своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

– иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

– иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

– иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

– иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

В случае продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других), продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места.

В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

На основании пункта 4 статьи 22 Закона № 271-ФЗ осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:

– приостановления срока действия разрешения в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 271-ФЗ;

– аннулирования разрешения в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 271-ФЗ;

– прекращения деятельности юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.

Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Контроль за соблюдением требований, установленных Законом № 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Обратите внимание!

За нарушение требований, установленных Законом № 271-ФЗ, наступает ответственность в соответствии со статьей 14.34 «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

76

Стинская Татьяна Александровна

1. Понятия и виды торговли: оптовая, мелкооптовая, розничная, мелкорозничная.

Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потреби­тельского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

Торговля – деятельность по обороту купли и продажи товаров.

Торговля-отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их подготовка к продаже.

Оптовая торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования

Мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и тор­говыми посредниками для последующей перепродажи в рознич­ной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная; партия товара при мелкооптовой торговле не может быть мень­ше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации

Розничная торговля— вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования

Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий

2. Объекты мелкорозничной торговли.

Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККТ России от 4 июля 1997 г. № 26-1-06/5 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации реко­мендовано к использованию толкование следующих понятий:

киоск-ларек — временное или постоянное помещение, ис­пользуемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 кв. м);

павильон — временное или постоянное помещение, исполь­зуемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием по­купателя внутри помещения (площадью от 10 до 50 кв. м);

палатка — временное помещение из ткани, пленки или дру­гих материалов, используемое для торговли или оказания услуг;

помещение контейнерного типа — контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;

автофургон — грузовой автомобиль с крытым кузовом типа Фургон или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг;

прилавок, лоток — стол, отделяющий продавца (лицо, оказы­вающее услуги) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товаров.

3. Признание доходов и расходов в торговле.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в редакции приказа Минфина Российской Федерации от 30.12.99 г. № 107н) выручка признается в бухгал­терском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации при­знается кредиторская задолженность, а не выручка.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Рас­ходы организации» ПБУ 10/99 (в редакции приказа Минфина Российской Федерации от 30.12.99 г. № 107н) расходы призна­ются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расхода может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод органи­зации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных органи­зацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

4. Особенности учетной политики на предприятиях торговли.

Основы формирования (выбора, обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия установ­лены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

В оптовой и розничной торговле имеются свои особенности формирования учетной политики. Например, при формировании учетной поли­тики торговым предприятиям необходимо, в частности, обра­тить внимание на следующее.

1. При разработке УП торг. организации используют ФЗ «О бухг. учете», Положение по ведению бухг. учета и бухг. отчетности, ПБУ 1-20, НК РФ, а также отраслевые постановления и рекомендации.

2. В УП торговой организации должна быть указана методика учета поступивших товаров (напр. в опт. торговле товары учитываются по покупным ценам, в которую включаются цена поставщика и доп. расходы поставщика, связанные с доставкой товара, которые подлежат возмещению в соответствии с договором; в розничной торговле — по продажным ценам, в которые включаются цена поставщика, торговая наценка).

3. В УП должна быть закреплена методика учета списания товаров ( в оптовой торговле продаваемые товары списываются по себестоимости каждой единицы в розничной – по продажным ценам, а себестоимость продажи товаров за отчетный период определяется по окончании периода расчетным путем через распределение среднего процента торговой наценки)

4. Особенности учета расходов на продажу

5. Особенности учета транспортных расходов

Критерием отнесения торговли к оптовой является вид покупателя (юр. лица) и характер использования товара (для предпринимательских целей), а не способ оплаты и количество приобретенных товаров.

Опт предусматривает продажу товара предприятиям, но не населению., для дальнейшей их перепродажи.

Розничная торговля – продажа потребительских товаров населению за наличный расчет, независимо от того кто реализует товар.

Вывод 1: Если физ. лицо – покупатель не предъявляет документов, из которых следует, что он выступает в качестве официального представителя организации, то п/п торговли должно включить оборот по реализации ему товара в состав розничного товарооборота ( с использованием ККТ)

Вывод 2: Если же физ. лицо-покупатель явл. официальным представителем организации, о чем у него имеются документы, то

а) расчеты с ним осуществляются без применения ККТ, ден. средства приходуются непосредственно в кассу организации по ПКО

б) обязательно оформление накладной

5. Государственное регулирование торговой деятельности определяется следующими направлениями:

1. Контроль за внешними и внутренними рынками

2. Аттестация предприятий торговли.

3. Сертификация торговой деятельности

4. Лицензирование отд. видов торговой деятельности

5. Использование ККТ для расчетов с населением

6. Порядок ведения кассовых операций

7. Разработка правил осуществления розничной торговли

8. Определение обязательных требований к товарам

6. Аттестация предприятий торговли

Аттестация- обследование соответствия возможности юр. и физ. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли и общественного питания, указанных в свидетельстве.

Аттестации подлежат хозяйствующие субъекты осуществляющие:

— стационарную розничную торговлю, за исключением мелкорозничной

— производство и реализации продукции общепита за исключением мелкорозничной передвижной и переносной сети.

По результатам аттестации выдается свидетельство, в котором, в зависимости от типа предприятия, уровня обслуживания определяется:

а) доля розничной торговли- категория высшая, 1 или 2

б) для общепита (столовых, закусочных, кафе) – класс, а для баров и ресторанов – категория люкс, высшая, 1.

Срок действия свидетельства- бессрочный при условии обеспечения хозяйствующим субъектом взятых на себя функций и довнесения изменений в нормативные акты, на основании которых это свидетельство было выдано.

Деятельность предприятия в сфере торговли и общепита без аттестации запрещается и рассматривается как нарушение правил торговли и реализации продукции общепита.

Аттестат выдается Комитетом по торговле руководителю предприятия.

Свидетельство должно быть вывешено в торговом зале на информационном стенде.

Примеры оптовой торговли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *