Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 декабря 2016 года N 758н

Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4171)
приказываю:
Утвердить:
Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям согласно приложению N 1;
Порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий согласно приложению N 2.

Министр
М.А.Топилин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 2016 года,
регистрационный N 45043

Приложение N 1. Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям

Приложение N 1
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 19 декабря 2016 года N 758н

1. Настоящее Примерное положение определяет функции, права, обязанности и порядок работы советов по профессиональным квалификациям (далее — Совет).
На основе настоящего Примерного положения разрабатываются положения о Советах.

2. Совет является органом управления, создаваемым на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества.

3. Совет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство), решениями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет) и настоящим примерным Положением.

4. Совет осуществляет следующие функции:

а) проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

б) разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;

в) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

г) организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;

д) организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее соответственно — соискатели, независимая оценка квалификации) по определенному виду профессиональной деятельности, включая:
разработку проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
проведение отбора организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (далее — Центр), наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями;
организацию разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются Центрами при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») порядка оценки квалификации экспертов Центра, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена и организация оценки их квалификации;
определение для каждого Центра наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;
осуществление мониторинга и контроля деятельности Центров;
принятие решений о прекращении полномочий Центров;
проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации Центром;
проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации;
создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации;

е) формирование общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Совета.

5. Совет имеет право:

а) запрашивать у Национального совета, Министерства, автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (далее — Национальное агентство), иных Советов информацию, необходимую для работы Совета;

б) приглашать на заседания Совета членов Национального совета, представителей Национального агентства, членов других Советов;

в) привлекать к работе Совета экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению Советом, создавать комиссии, рабочие группы для решения задач, относящихся к компетенции Совета;

г) публиковать информацию о деятельности Совета на официальных сайтах организаций в сети «Интернет», представители которых входят в состав Совета.

6. Совет обязан:

а) ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, направлять в Национальный совет и Национальное агентство отчет о деятельности Совета за прошедший календарный год;

б) представлять информацию о своей деятельности по запросам Национального совета, Министерства и Национального агентства;

в) в случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий Центра обеспечивать выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура оценки квалификации;

г) заблаговременно (не менее чем за 3 месяца) информировать Национальный совет об изменении наименования организации и ее реквизитов, на базе которой создан Совет;

д) в случае принятия Национальным советом решения о прекращении исполнения Советом полномочий передать архивные документы Совета в Национальное агентство.

7. В состав Совета входят представители общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, а также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

8. Совет состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов Совета.
Численность Совета не может превышать 31 человека.
Секретарь Совета назначается председателем Совета из числа членов Совета либо представителей организации, на базе которой создан Совет.
В отсутствие председателя Совета его функции выполняет один из его заместителей, который определен председателем Совета.

9. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета.

10. Член Совета в случае невозможности присутствия на заседании лично имеет право участвовать в заседании удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих двустороннюю передачу видео- и аудиосигнала, либо заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

11. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, участвующих в заседании, в том числе в формах, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, с учетом представленного в письменной форме или в форме электронного документа мнения отсутствующих членов Совета (при наличии). В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Совета.

12. Принимаемые на заседании Совета решения оформляются протоколом, который подписывает председатель или его заместитель, председательствующий на заседании.

13. Решения Совета хранятся на бумажном носителе или в электронном виде в течение трех лет, решения о выдаче соискателю свидетельства о квалификации — в течение срока действия данного свидетельства и трех лет после истечения указанного срока.

14. В целях обеспечения информационной открытости своей деятельности Совет размещает на официальном сайте организации, на базе которой создан Совет, информацию о деятельности Совета, его персональном составе, месте нахождения организации, на базе которой создан Совет (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов), требованиях к деятельности Центров, сведения об апелляционной комиссии (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов).

15. Совет имеет бланк со своим наименованием, одобренный Национальным советом.

16. Финансовое обеспечение деятельности Совета осуществляется за счет собственных средств организации, на базе которой создан Совет, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Приложение N 2
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 19 декабря 2016 года N 758н

1. Настоящий Порядок определяет правила наделения советов по профессиональным квалификациям (далее — Совет) полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации) по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий.

2. По решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет) Совет может быть наделен следующими полномочиями по вопросам, касающимся развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, включая:

а) мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

б) разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований;

в) организацию независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

г) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценку их соответствия профессиональным стандартам, подготовку предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

д) организацию профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

3. Совет наделяется полномочиями по определенным видам профессиональной деятельности, относящимся к области профессиональной деятельности, определенной законодательством Российской Федерации.

4. Решение о наделении Совета полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности принимается на основе инициативного обращения на имя председателя Национального совета общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества (далее — объединения работодателей и профессиональные сообщества), в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности (далее — организация-заявитель).

5. Обращение включает в себя следующие документы и информацию:

а) заявление о наделении Совета полномочиями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, содержащее следующие сведения об организации-заявителе:
полное наименование организации-заявителя;
адрес места нахождения;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер;
адрес официального сайта организации-заявителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»);
адрес электронной почты;
номер контактного телефона, факса (при наличии);

б) документы, подтверждающие готовность иных заинтересованных организаций участвовать в работе Совета;

в) вид профессиональной деятельности, предлагаемый для отнесения к ведению Совета;

г) наименование квалификации, по которой планируется организация независимой оценки квалификации;

д) информация о персональном составе Совета и председателе Совета (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и места работы (при наличии), с приложением личных заявлений о согласии быть членом Совета и указанием наименований организаций, которые представляют члены Совета;

е) пояснительная записка об опыте деятельности организации-заявителя и иных заинтересованных организаций в сфере развития профессиональных квалификаций с приложением документов и материалов, подтверждающих указанный опыт, или ссылок на них в сети «Интернет»;

ж) положение о Совете;

з) проект плана работы Совета на календарный год.

6. Обращение направляется в Национальный совет по почте, или представляется уполномоченным представителем организации-заявителя, или направляется с использованием сети «Интернет» в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Почтовый и электронный адреса для представления документов размещаются на сайте Национального совета.

7. Обращение, поступившее в Национальный совет, направляется в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» (далее — Национальное агентство) для рассмотрения на соответствие перечня документов и информации, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

8. Национальное агентство в течение 30 календарных дней со дня поступления обращения рассматривает его и сообщает организации-заявителю о принятии обращения к рассмотрению по существу или отклонении обращения (в случае представления неполной или недостоверной информации).

9. Национальное агентство в течение 45 календарных дней направляет обращение, принятое к рассмотрению по существу, в Национальный совет с подготовленными предложениями о возможности наделения организации-заявителя полномочиями Совета.

10. Национальный совет в течение 100 календарных дней принимает с учетом предложений Национального агентства решение о наделении Совета полномочиями, включая одобрение его персонального состава (далее — решение), либо об отклонении обращения.

11. Национальный совет может отклонить обращение по следующим основаниям:

а) на дату обращения имеются Советы, которые наделены полномочиями по виду (видам) профессиональной деятельности, указанному в обращении;

б) не обеспечено участие в составе Совета значимого числа объединения работодателей и профессиональных сообществ (в случае отсутствия объединения работодателей) в соответствии с пунктом 7 приложения N 1 к настоящему приказу.

12. Национальное агентство в течение 10 календарных дней после получения решения Национального совета информирует организацию-заявителя о результатах рассмотрения обращения Национальным советом.

13. Расширение полномочий Совета, внесение изменений в перечень видов профессиональной деятельности, отнесенных к ведению Совета, в персональный состав Совета осуществляется в том же порядке, что и наделение Совета полномочиями. При этом организация-заявитель представляет обращение, включающее в себя документы и информацию в соответствующей части.

14. Полномочия Совета могут быть прекращены решением Национального совета в случае:

а) несоответствия деятельности Совета функциям, установленным пунктом 4 приложения N 1 к настоящему приказу;

б) представления организацией-заявителем заведомо недостоверных сведений для наделения Совета полномочиями, а также при представлении Советом отчетов или иной информации в Национальный совет, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Национальное агентство;

в) неустранения нарушений, выявленных при проведении мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 30.12.2016,
N 0001201612300007

УТВЕРЖДЕНЫ

Решением Национального совета
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям

(протокол от 20 мая 2015 года № 10)

Типовые требования к центру оценки квалификации

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Типовые требования к центру оценки квалификации» (далее – Требования к ЦОК) устанавливают:

— функции, права и обязанности центра оценки квалификаций (ЦОК);

— требования к ЦОК;

— требования к экзаменационному центру (ЭЦ) в составе ЦОК.

1.2. Положения настоящих Требований к ЦОК распространяются на центры оценки квалификаций, отбираемые советом по профессиональным квалификациям (далее – СПК) в рамках Национальной системы профессиональных квалификаций (далее – НСПК).

2. Основные понятия

В настоящем документе применяются следующие основные понятия:

1) аттестат соответствия – документ, выдаваемый советом по профессиональным квалификациям, подтверждающий прохождение организацией отбора для проведения независимой оценки квалификации и полномочия центра оценки квалификации в установленной области деятельности;

2) квалификационная комиссия – орган, формируемый центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена;

3) эксперты ЦОК – специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями СПК, из состава которых формируется квалификационная комиссия;

4) независимая оценка квалификации – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенное центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о профессиональной квалификации;

5) организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы направившее заявку или прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям, для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций.

6) организация на базе которой создан ЭЦ (сторонняя организация) — юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, прошедшее проверку соответствия требованиям к ЭЦ и сведения о котором внесены в условия действия Аттестата соответствия ЦОК.

7) профессиональная квалификация — знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы физического лица, необходимые для выполнения определенной трудовой функции;

8) профессиональный экзамен – форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта;

9) свидетельство о профессиональной квалификации – документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена;

10) соискатели – физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующие на подтверждение профессиональной квалификации и подавшие заявление в центр оценки квалификации о прохождении профессионального экзамена;

11) Федеральный реестр – федеральная информационная система, содержащая сведения об участниках системы независимой оценки квалификации и результатах независимой оценки квалификации;

12) центр оценки квалификаций (ЦОК) — юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификации;

13) экзаменационный центр (ЭЦ) — структурное подразделение ЦОК или организации, на базе которой создан ЭЦ, обеспечивающее проведение профессионального экзамена, в т.ч. вне фактического месторасположения ЦОК.

3. Функции, права и обязанности ЦОК

3.1. Основные функции ЦОК:

— предоставление соискателям необходимой информации о правилах и процедурах независимой оценки квалификации;

— организация и проведение в соответствии с руководящими и методическими документами СПК независимой оценки квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

— формирование сведений о результатах оценки квалификаций и передача их в СПК для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;

— оформление и выдача соискателю заключения квалификационной комиссии и, в случае успешного прохождения оценки квалификации, свидетельства о профессиональной квалификации.

3.2. ЦОК обязаны:

— руководствоваться и соблюдать требования Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, профессиональных стандартов, руководящих и методических документов НСПК, СПК, настоящих Требований к ЦОК и Положения о ЦОК;

— осуществлять оценку квалификации в соответствии с областью деятельности, установленной условиями действия Аттестата соответствия ЦОК и внесенной в Федеральный реестр;

— определять стоимость проведения работ по оценке квалификации в соответствии с методикой, утвержденной СПК;

— обеспечить необходимые условия для проведения проверки соответствия ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии) на соответствие требованиям СПК и контроля деятельности ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии);

— информировать СПК об изменениях структуры, материально-технической базы, необходимой для проведения оценки квалификации, состава экспертов ЦОК и фактического местонахождения ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии), а также изменениях наименования юридического лица, юридического адреса, адреса местонахождения, банковских реквизитов, номеров телефонов и адреса электронной почты организации в течение 30 рабочих дней со дня, когда соответствующие изменения произошли;

— обеспечить передачу в СПК сведений установленного формата о результатах оценки квалификаций (в т.ч. документов по проведенной оценке квалификаций — по запросу СПК) в установленные СПК сроки;

— обеспечивать информационную открытость своей деятельности в соответствии с утвержденным положением;

— прекратить деятельность по оценке квалификаций в случаях истечения срока действия, приостановления, прекращения действия или аннулирования Аттестата соответствия ЦОК.

3.3. ЦОК имеет право:

— выдавать соискателю от имени СПК свидетельство о профессиональной квалификации;

— принимать участие в разработке нормативных, руководящих и методических документов СПК;

— иметь собственный товарный знак и другие средства визуальной идентификации;

— применять знак СПК в установленном порядке;

— организовывать и проводить научно-методические конференции, выставки, семинары и совещания с целью обобщения опыта деятельности по оценке квалификации, разъяснения методических, организационных, процедурных вопросов и документов СПК.

3.4. ЦОК имеют иные права и обязанности в соответствии с действующими законодательством, иными нормативными правовыми актами, Руководящими документами СПК, Положением о ЦОК и настоящим документом.

4. Требования к ЦОК

4.1. Общие требования

4.1.1. Полномочиями ЦОК может быть наделено юридическое лицо, если оно не является образовательной организацией и не учреждено образовательной (-ными) организацией.

4.1.2. Область деятельности ЦОК определяется условиями действия Аттестата соответствия ЦОК, регистрируются в Федеральном реестре и включают:

— профессиональные стандарты;

— наименования профессиональных квалификаций;

— квалификационные уровни (подуровни);

— места осуществления деятельности по оценке квалификации;

— перечень и область деятельности ЭЦ (при наличии) в ЦОК.

4.2. Требования к структуре ЦОК

ЦОК должен иметь организационную структуру, обеспечивающую выполнение функций и обязанностей, предусмотренных разделом 3 настоящих Требований к ЦОК, в том числе:

— общее руководство деятельностью по оценке квалификации;

— направление по запросу заявителя информации о правилах и процедуре оценки квалификации;

— прием, проверку и регистрацию заявочных документов;

— определение стоимости проведения работ по независимой оценке квалификации;

— формирование квалификационной комиссии для проведения профессионального экзамена;

— разработку программ оценки квалификации, отбора и детализации применяемых оценочных средств;

— подготовку и проведение процедур профессионального экзамена, использование материалов, образцов, оборудования, приборов и т.п.;

— организацию проведения процедур профессионального экзамена в ЭЦ (при наличии);

— соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил;

— контроль качества и (или) верификацию результатов контроля качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— принятие решения по результатам оценки квалификаций;

— оформление заключений по итогам оценки квалификации и свидетельств о профессиональной квалификации;

— передачу в СПК сведений о результатах оценки квалификаций для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;

— контроль соблюдения единства требований при проведении оценки квалификаций и объективности оценки результатов оценки квалификаций;

— учет и выдачу документов по результатам оценки квалификаций, ведение делопроизводства и архива ЦОК;

— рассмотрение рекламаций и жалоб.

4.3. Требования к персоналу ЦОК

4.3.1. Руководство деятельностью ЦОК осуществляет руководитель ЦОК, являющийся сотрудником организации, для которого работа в данной организации является основной. Руководитель ЦОК назначается руководителем организации в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними документами организации.

4.3.2. Руководитель ЦОК должен быть аттестован в качестве эксперта по оценке квалификации в установленном СПК порядке.

4.3.3. Руководитель ЦОК несет ответственность:

— за соблюдение при проведении оценки квалификаций требований руководящих и методических документов СПК;

— за качество оказываемых услуг по оценки квалификаций;

— за обеспечение единства требований при оценке квалификаций;

— за обоснованность принятия решения о соответствии профессиональной квалификации и уровня квалификации;

— за правильность оформления и выдачу документов по результатам оценки квалификаций;

— за передачу в СПК сведений о результатах оценки квалификаций;

— за обеспечение ведения архива;

— за сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе деятельности по оценки квалификаций;

— за обеспечение информационной открытости деятельности ЦОК.

4.3.4. ЦОК должен располагать экспертами по оценке, техническими экспертами и иным персоналом в количестве, достаточном для выполнения требований п.4.2.

4.3.5. Должностные права и обязанности сотрудников ЦОК должны регламентироваться должностными инструкциями и (или) заключаемыми договорами.

4.3.6. Эксперты ЦОК должны проходить повышение квалификации в установленном порядке.

4.3.7. Информация об экспертах ЦОК, их профессиональной подготовке, результатах их работы и пройденном повышении квалификации должна содержаться в специальной картотеке ЦОК.

4.4. Требования к экспертам и квалификационной комиссии ЦОК

4.4.1. ЦОК должен располагать составом экспертов ЦОК (экспертов по оценке квалификации и технических экспертов), аттестованных в установленном СПК порядке.

Специалисты сторонних организаций включаются в состав экспертов ЦОК при наличии действующего договора между специалистом и ЦОК, предусматривающего исполнение функций члена квалификационной комиссии.

4.4.2. Состав экспертов ЦОК должен обеспечивать формирование квалификационной комиссии не менее чем из трех экспертов ЦОК.

4.4.3. Квалификационная комиссия формируется из экспертов по оценке квалификации и технических экспертов, аттестованных в соответствующей области деятельности. В составе квалификационной комиссии должно быть не менее одного технического эксперта.

4.4.4. Квалификационная комиссия назначается приказом по ЦОК, с учетом заявленной области оценки квалификации и фактического места проведения профессионального экзамена.

Председателем квалификационной комиссии должен быть эксперт по оценке квалификации, для которого работа в ЦОК является основной.

4.4.5. В квалификационную комиссию не могут входить специалисты, участие которых может привести к конфликту интересов.

4.4.6. Права и обязанности члена квалификационной комиссии ЦОК должны регламентироваться инструкцией, утвержденной руководителем ЦОК.

4.4.7. Изменение состава экспертов ЦОК или их области деятельности осуществляется на основании заявки ЦОК, направленной в СПК.

4.5. Требования к материально-технической базе ЦОК

4.5.1. ЦОК должен иметь материально-техническую базу, расположенную по фактическому адресу, указанному в заявочных документах на проведение проверки соответствия требованиям к ЦОК.

4.5.2. Требования к материально-технической базе ЦОК определяются СПК с учетом специфики деятельности ЦОК и могут включать, в том числе, требования о наличии в собственности организации или в распоряжении на ином законном основании:

— помещений для персонала и архива ЦОК, для проведения теоретических и практических экзаменов, для хранения материалов, образцов, заготовок, инструмента, оснастки и т.п.;

— оборудования, инструмента, контрольно-измерительных приборов, и т.п. в соответствии с заявляемой (осуществляемой) областью деятельности ЦОК;

4.5.3. В распоряжении ЦОК должны быть находящиеся в собственности компьютеры и оргтехника.

4.5.4. Оборудование и приборы, используемые при проведении профессионального экзамена, должны иметь паспорт и (или) руководство (инструкцию) по эксплуатации.

4.5.5. В случае отсутствия в ЦОК специализированного оборудования, ЦОК должен иметь документально оформленное подтверждение возможности использования специализированного оборудования при проведении профессионального экзамена.

4.5.6. Материально-техническая база должна соответствовать требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил.

4.5.7. Испытательная (аналитическая, метрологическая) лаборатория, при необходимости ее использования при проведении профессионального экзамена, должна быть аккредитована (аттестована) в установленном порядке, с областью аккредитации (аттестации) соответствующей области деятельности ЦОК, и обеспечивать требуемый объем испытаний при проведении процедур оценки квалификаций.

4.5.8. Используемые оборудование и приборы должны пройти метрологическую поверку (при необходимости).

4.5.9. ЦОК должен иметь подключение к информационно-телекоммуникационным сетям.

4.6. Требования к документам ЦОК

4.6.1. ЦОК должен иметь актуальные, учтенные и доступные для персонала нормативные и иные документы, в соответствующей области деятельности ЦОК.

4.6.2. ЦОК в своей деятельности должен руководствоваться:

— положением о ЦОК;

— должностными инструкциями;

— инструкцией члена квалификационной комиссии;

— программами оценки квалификаций;

— оценочными средствами (сборниками экзаменационных вопросов СПК, практическими заданиями для проведения практических экзаменов и т.д.) по всей области деятельности ЦОК;

— инструкциями по безопасному ведению работ при проведении практических экзаменов в ЦОК;

— договорами с внештатными специалистами (при наличии);

— договорами со сторонними организациями (при наличии).

При наличии ЭЦ:

— приказом (распоряжением) руководителя организации о создании на его базе ЭЦ;

— положением об ЭЦ.

4.6.3. Положение о ЦОК должно быть подписано руководителем ЦОК, утверждено руководителем организации, согласовано с СПК и содержать:

— область деятельности ЦОК;

— сведения об организационной структуре ЦОК;

— сведения о персонале ЦОК, включая состав экспертов ЦОК;

— порядок организации и проведения оценки квалификации;

— порядок оформления документов и результатов оценки квалификаций;

— порядок предоставления сведений о результатах оценки квалификаций в СПК;

— порядок учета и выдачи документов по результатам оценки квалификаций, ведение делопроизводства и архива ЦОК;

— порядок рассмотрения рекламаций, жалоб и апелляций;

— документально подтвержденные сведения о наличии материально-технической базы, соответствующей установленным требованиям;

— сведения об имеющихся нормативных и иных документах, в соответствующей области деятельности ЦОК;

— перечень ЭЦ и порядок взаимодействия ЦОК с ЭЦ.

Формы представления сведений устанавливает СПК.

4.6.4. При изменении вышеуказанных сведений Положение о ЦОК подлежит актуализации путем внесения изменений, утвержденных руководителем ЦОК или разработки новой редакции и утверждением в соответствии с п. 4.6.4.

4.7. Требования к ведению архива

4.7.1. ЦОК должен хранить в своем архиве следующие документы:

— журнал регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности;

— журнал учета и выдачи материалов, приборов, инструмента и т.п., используемых при оценке квалификации (при наличии требований);

— журнал учета работ при проведении практического экзамена;

— комплект документов в соответствии с пунктом 4.7.2.

4.7.2. ЦОК должен хранить в своем архиве на каждого соискателя, прошедшего процедуру оценки квалификации, следующие документы:

— заявку на оценку квалификации с согласием соискателя на обработку персональных данных;

— копию документа об образовании (обучении) ;

— копию документа о квалификационном разряде (уровне) (при наличии) *;

— практические задания;

— экзаменационные листы теоретического экзамена;

— оригиналы документов о результатах контроля, испытаний и т.д., оформленных при проведении профессионального экзамена (при наличии);

— заключение квалификационной комиссии;

— копию свидетельства о профессиональной квалификации (в случае его оформления) .

Данные о положительных результатах оценки квалификации хранятся в течение срока, установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В случае отрицательных результатов оценки квалификации, документы хранятся в течение одного года с даты оформления заключения квалификационной комиссии.

4.7.3. Комплект архивных документов по каждой оценки квалификации должен быть зарегистрирован с указанием места его хранения для обеспечения оперативного доступа к документам.

4.7.4. В случае прекращения деятельности, ЦОК обязан передать архивные дела в СПК.

5. Требования к ЭЦ

5.1. Общие требования

5.1.1. ЦОК может создавать ЭЦ для проведения процедур профессионального экзамена вне фактического местонахождения ЦОК. При этом ЦОК должен обосновать в СПК необходимость проведения процедур оценки квалификаций вне фактического местонахождения ЦОК.

5.1.2. При принятии СПК решения о возможности открытия ЭЦ учитываются следующие критерии:

— наличие в субъекте Российской Федерации ЦОК и ЭЦ с соответствующей областью деятельности;

— организационно-технические возможности ЦОК, связанные с обеспечением участия персонала ЦОК в процедурах оценки квалификаций в ЭЦ, транспортной и почтовой логистикой, удаленностью ЭЦ от ЦОК;

— потребность в оценке квалификаций в субъекте Российской Федерации;

— предполагаемое количество соискателей оценки квалификации, в т.ч. с применением специализированного оборудования.

5.1.3. ЭЦ может быть создан ЦОК:

— на собственной материально-технической базе, в т.ч. находящейся вне фактического местонахождения ЦОК;

— на производственной базе сторонней организации.

5.1.4. ЭЦ по установленной СПК области деятельности может входить в состав только одного ЦОК.

5.1.5. При создании ЭЦ на базе сторонней организации, организация, на базе которой действует ЦОК, должна заключить с ней соответствующий договор. К договору должна прилагаться копия приказа руководителя сторонней организации о создании на его базе ЭЦ и назначении руководителя ЭЦ.

5.1.6. Сведения об ЭЦ (реестровый номер, наименование организации, юридический адрес и адрес местонахождения, область деятельности) должны быть внесены в Федеральный реестр и условия действия Аттестат соответствия ЦОК.

5.1.7. Область деятельности ЭЦ включает:

— профессиональные стандарты;

— наименования профессиональных квалификаций;

— квалификационные уровни (подуровни);

Область деятельности ЭЦ не может превышать область деятельности ЦОК.

5.1.8. ЭЦ в своей деятельности обязан руководствоваться и соблюдать требования руководящих и методических документов НСПК, СПК, Положения о ЦОК, Положения об ЭЦ и настоящего документа.

5.2. Требования к структуре ЭЦ

5.2.1. ЭЦ ЦОК должен иметь организационную структуру, обеспечивающую проведение профессионального экзамена в ЭЦ, в т.ч.:

— подготовку и проведение процедур профессионального экзамена;

— контроль качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил;

— оформление документов по итогам профессионального экзамена и передачу их в ЦОК;

— ведение делопроизводства и архива ЭЦ.

5.3. Требования к персоналу ЭЦ

5.3.1. Руководство деятельностью ЭЦ осуществляет руководитель ЭЦ, являющийся специалистом, для которого работа в организации, на базе которой создан ЭЦ, является основной.

5.3.2. Руководитель ЭЦ назначается приказом руководителя организации, в которой создан ЭЦ, в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними документами организации.

5.3.3. Руководитель ЭЦ ЦОК должен быть аттестован в качестве эксперта по оценке квалификации в установленном СПК порядке.

5.3.4. Руководитель ЭЦ несет ответственность:

— за своевременную организацию и обеспечение проведения процедур профессионального экзамена в ЭЦ;

— за проведение и оформление результатов контроля качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил при проведении процедур профессионального экзамена в ЭЦ;

— за оформление документов по результатам оценки квалификаций и передачу их в ЦОК;

— за обеспечение ведения архива ЭЦ;

— за сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе деятельности по оценке квалификаций.

5.4. Требования к материально-технической базе ЭЦ

5.4.1. ЭЦ должен иметь материально-техническую базу, расположенную по фактическому адресу, указанному в заявочных документах на проведение проверки соответствия ЭЦ.

5.4.2. Требования к материально-технической базе ЭЦ определяются СПК с учетом специфики деятельности ЦОК и могут включать, в том числе, требования о наличии в собственности организации или в распоряжении на ином законном основании:

— помещений для персонала и архива ЦОК, для проведения теоретических и практических экзаменов, для хранения материалов, образцов, заготовок, инструмента, оснастки и т.п.;

— оборудования, инструмента, контрольно-измерительных приборов, спецодежды и т.п. обеспечивающих возможность проведения профессионального экзамена в соответствии с заявляемой (осуществляемой) областью деятельности ЦОК.

5.4.3. В распоряжении ЭЦ должны быть находящиеся в собственности компьютеры и оргтехника.

5.4.4. Оборудование и приборы, используемые при проведении профессионального экзамена, должны иметь паспорт и (или) руководство (инструкцию) по эксплуатации.

5.4.5. Материально-техническая база ЭЦ должна соответствовать требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил.

5.4.6. Испытательная (аналитическая, метрологическая) лаборатория, при необходимости ее использования при проведении профессионального экзамена, должна быть аккредитована (аттестована) в установленном порядке, с областью аккредитации (аттестации) соответствующей области деятельности ЦОК, и обеспечивать требуемый объем испытаний при проведении процедур оценки квалификаций.

5.4.7. Используемые оборудование и приборы должны пройти метрологическую поверку (при необходимости).

5.4.8. ЭЦ должен иметь подключение к информационно-телекоммуникационным сетям.

5.5. Требования к документам ЭЦ

5.5.1. ЭЦ должен иметь актуализированные, учтенные и доступные для персонала нормативные и иные документы, в соответствующей области деятельности ЭЦ.

5.5.2. ЭЦ в своей деятельности должен руководствоваться следующими документами:

— положением об ЭЦ;

— должностными инструкциями;

— программами оценки квалификаций;

— оценочными средствами (сборниками экзаменационных вопросов СПК, практическими заданиями для проведения практических экзаменов и т.д.) по всей области деятельности ЭЦ;

— инструкциями по безопасному ведению работ при проведении профессионального экзамена в ЭЦ.

5.5.3. Положение об ЭЦ должно быть разработано руководителем ЭЦ, подписано руководителем ЦОК, утверждено руководителем организации, на базе которой создан ЭЦ, согласовано с СПК и содержать:

— область деятельности ЭЦ;

— сведения об организационной структуре ЭЦ;

— сведения о персонале ЭЦ;

— порядок проведения и оформления процедур профессионального экзамена;

— ведение делопроизводства и архива ЭЦ;

— документально подтвержденные сведения о наличии материально-технической базы, соответствующей установленным требованиям;

— сведения об имеющихся нормативных и иных документах, в соответствующей области деятельности ЭЦ;

— порядок взаимодействия с ЦОК.

5.5.4. При изменении вышеуказанных сведений Положение об ЭЦ подлежит актуализации путем внесения изменений, утвержденных руководителем ЦОК или разработки новой редакции и утверждением в соответствии с п. 5.5.3.

5.6. Требования к ведению архива ЭЦ

5.6.1. ЭЦ должен хранить в своем архиве следующие документы:

— журнал регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности;

— журнал учета и выдачи материалов, приборов, инструмента и т.п., используемых при оценке квалификации (при наличии требований);

— журнал учета работ при проведении практического экзамена.

5.6.2. В случае прекращения деятельности ЭЦ обязан передать архивные дела в ЦОК.

_____________________________________________________________

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. РЕЕСТР создан в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», приказа Минтруда России от 15 ноября 2016г. №649н и доступен по адресу: https://nok-nark.ru

Организацию формирования и ведения реестра осуществляет Национальное агентство развития квалификаций. Оно же несет ответственность за достоверность и актуальность информации в нем.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ к сведениям о деятельности апелляционных комиссий осуществляется по запросу Министерства руда и социальной защиты российской Федерации. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным.

КТО и ЗАЧЕМ может посетить РЕЕСТР? Реестр ориентирован на три группы пользователей:

КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ – это заинтересованные организации работодателей, организации, осуществляющие обучение, граждане, государственные органы, т.е. все те, кто претендует на прохождение процедурынезависимой оценки или использует их результаты.

Граждане, решившие пройти профессиональный экзамен, в РЕЕСТРЕ могут получить информацию о требованиях профстандарта по интересующей квалификации, найти центр оценки в своем регионе, получить информацию о документах, которые необходимы для проведения оценки

Обучающие, студенты, интересующиеся современными квалификациями в целях профориентации

Работодатели, решившие направить своих работников пройти профессиональный экзамен, в Реестре могут найти центр оценки в своем регионе для заключения договора.

ОТРАСЛЕВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ.

Советы по профессиональным квалификациям, которыеобеспечивают размещение информации в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации

Центры оценки квалификации,размещающие информацию о соискателях, подтвердивших/не подтвердивших квалификацию.

МЕГАРЕГУЛЯТОРЫ — Национальный совет по профессиональным квалификациям, федеральные органы государственной власти, ответственные за развитие национальной системы профессиональных квалификаций в целом.

С момента своего создания сайт https://nok-nark.ru претерпел небольшие изменения. Теперь можно пройтидемо-тест по некоторым квалификациям: агроном, лифтер, программист, штукатур. Их пока 10, но надеемся, что этот список будет расти.

Подробно о том, как работать с Реестром можно прочитать здесь (Приложение 11):

«Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов. Сборник методических рекомендаций». (СКАЧАТЬ, 6,08 Мб)

Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *