Несмотря на вступление в действие полмесяца назад ФЗ № 374-ФЗ от 06.07.18 (закон Яровой), системы хранения данных (СХД) только начинают производиться для операторов большой тройки.
Из ответов, полученных из Минкомсвязи и Минпромторга, делаю выводы:
1) ФСБ официально признало возможность повышения тарифов из-за принятия закона Яровой (но не более, чем на 10%)
2) Рынок производителей СХД только формируется.
3) Мощности российских производителей не хватает для реализации закона Яровой.
Сейчас рынок СОРМ держат 3 производителя, которые уже заявили о начале реализации закона Яровой:
1) Группа компаний Цитадель (МФИ Софт, Основа Лаб, ТехАргос), владеет 70% рынка, в штате которого много выходцев из специальных управлений ФСБ России;
2) Норси-Транс, владеет 15% рынка, сертифицировало СХД под серверы на базе отечественных процессоров Эльбрус, чего недостаточно для законных продаж;
3) Специальные технологии (10% рынка).
Бюджетное решение СХД предоставляет ООО «ВАС Экспертс» (СКАТ, 3% рынка), позволяющее операторам приобретать хранилища самостоятельно.
Для реализации закона Яровой при производстве СХД нужен объем. Однако в РФ СХД почти не производят. Хотя в рамках реализации поручения президента от 06.07.16 в правила хранения информации (ППРФ 445 от 12.04.18 г.) готовятся . По данным, предоставленным из Минкомсвязи, логика изменений такова: дать «зеленый свет» российским производителям.
К тому же сейчас, согласно нормам подзаконных актов (которые противоречат 374-ФЗ), СХД должна быть частью информационных систем баз данных об абонентах, оказываемых услугах ИСБД (СОРМ-3). Однако СОРМ-3 в ближайшее время не будет сертифицирован:
-приказ об утверждении Правил сертификации СОРМ-3 (№277 от 13.06.18) уже в третий раз отправлен Минюстом на доработку. Минкомсвязи 13.07 получило отказ в его регистрации и в течение месяца выдаст исправленную версию приказа обратно в Минюст.
— после государственной регистрации правила сертификации подлежат официальному опубликованию. После этого Минкомсвязи по согласованию с ФСБ также должно будут принять правила испытания оборудования СОРМ (пока лоббируется разными производителями СОРМ в ФСБ).
— в конечном итоге на имитаторе пульта управления оборудование СОРМ будет испытано ФСБ. И только после этого будут (или не будут) выданы первые сертификаты (напомню, что во время октябрьских испытаний СОРМ-2 в 2016 году не все производители получили сертификаты, а первые сертификаты были зарегистрированы через 2 месяца после испытаний).
В итоге, пока планы СОРМ подписываются с отложенной датой реализации закона Яровой, и уполномоченные органы выдают письма о возможности эксплуатации СОРМ.
В любом случае, органы государственной власти имеют право требовать исполнения только зарегистрированных Минюстом России нормативно-правовых актов.
на обращение Дмитрия Галушко:
«В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 28 июня 2018 г. № А26-02-71535611 Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение об отечественных производителях систем хранения данных и сообщает.
Для реализации положений Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» предполагается применение архитектуры системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (далее – СОРМ), включающей в себя следующие ключевые компоненты: автоматизированное рабочее место оперативного сотрудника (компьютерное оборудование и специализированное программное обеспечение к нему), система хранения данных и аппаратура съема информации.
На российском рынке присутствует несколько компаний по разработке и производству указанного оборудования. АО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС», ООО «КНС Групп», ПАО «ИНЭУМ им. Брука», АО «МЦСТ», АО «Т-Платформы», ООО «НЦИ» специализируются на производстве компьютерного и серверного оборудования, а также систем хранения данных.
ООО «Национальные технологии», являющимся одним из предприятий Государственной корпорации «Ростех», совместно с ведущими производителями отрасли информационных технологий создан комплекс систем хранения данных «Купол», имеющий несколько организованных по модульному принципу конфигураций, предназначенных для хранения данных средней, большой и сверхбольшой емкости.
на обращение Дмитрия Галушко:
«Минкомсвязь России в рамках своей компетенции рассмотрело Ваше обращение от 28.06.2018, поступившее из управления президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, и сообщает следующее.
Минкомсвязь России действует исключительно в рамках полномочий, предусмотренных положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно положению, Минкомсвязь России не имеет полномочий вмешиваться в хозяйственную и финансовую политику компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере связи. Постановлением правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 утверждены «Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи. Для выполнения требований правил хранения оператору связи необходимо закупить сертифицированные технические средства накопления информации и, руководствуясь пунктами 7-10 правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением правительства РФ, ввести их в эксплуатацию.
При этом следует учитывать, что использование на сети связи общего пользования средств связи, не имеющих сертификата соответствия, является нарушением требования части 1 статьи 41 126-ФЗ «О связи».
Административная ответственность за нарушение этого требования предусматривается статьей 13.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, орган государственного надзора в сфере связи вправе выдать оператору связи предписание об устранении выявленного нарушения указанного обязательного требования. В соответствии с пунктом 4 правил хранения технические средства накопления информации входят в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, и в соответствии с разделом VI перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением правительства РФ от 25 июня 2009 г. № 532, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденными постановлением правительства РФ от 13 апреля 2005 г. № 214.
В настоящее время в целях изготовления (или модернизации установленных на узлах связи технических средств ОРМ, соответствующих требованиям приказов Минкомсвязи России от 19.11.2012 № 268, от 16.04.2014 № 83, от 12.12.2016 № 645) и проведения работ по сертификации технических средств накопления информации, входящих в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, подготовлены следующие нормативные правовые акты:
— издан и зарегистрирован Минюстом России приказ Минкомсвязи России от 26.02.2018 № 86 «Об утверждении правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть IV. Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение и технические средства накопления голосовой информации, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий»;
— издан и находится на стадии регистрации Минюстом России приказ Министерства цифрового развития, связи массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.06.2018 № 277 «Об утверждении правил применения технических и программных средств информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий»;
— издан и находится на стадии регистрации Минюстом России приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21.06.2018 № 301 «О внесении изменений в Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при 3 проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.04.2014 № 83».
Зарегистрированные Минюстом России приказы Минкомсвязи России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ публикуются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах Министерства юстиции РФ (pravo.gov.ru), Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства связи.
Для принятия решения по выбору сертифицированных технических средств накопления информации, в том числе входящих в состав технических средств ОРМ, целесообразно обратиться к информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: «Деятельность – подтверждение соответствия – обязательная сертификация – реестр зарегистрированных сертификатов соответствия на средства связи». Виды, формы и форматы хранимой и передаваемой на пункты управления ОРМ информации приведены в указанных нормативных правовых актах.
Изготовление технических средств ОРМ, включая технические средства накопления информации, предположительно могут взять на себя ЗАО «НорсиТранс», ООО «ТехАргос СпецСистемы», ООО «Специальные технологии», ООО «МФИ Софт», предприятие «Сигнатек», ООО «Основа Лаб», группа компаний «Цитадель».
Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.09.2007 № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»
1. Утвердить прилагаемые Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования.
2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюка.
Министр Л.Д.РЕЙМАН
Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования
1. Настоящие Требования распространяются на сети электросвязи, входящие в состав сети связи общего пользования (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания).
2. Организационно-техническое обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования представляет собой совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание:
1) целостности сети связи общего пользования как способности взаимодействия входящих в ее состав сетей связи, при котором становится возможным установление соединения и (или) передача информации между пользователями услугами связи;
2) устойчивости сети связи общего пользования как ее способности сохранять свою целостность в условиях эксплуатации, соответствующих установленным в документации производителя, при отказе части элементов сети связи и возвращаться в исходное состояние (надежность сети связи), а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера (живучесть сети связи).
3. Целостность сети связи общего пользования обеспечивается:
1) соответствием сети связи техническим нормам на показатели ее функционирования;
2) совместимостью протоколов взаимодействия (функциональной совместимостью) и совместимостью электрических и (или) оптических интерфейсов (физической совместимостью) средств связи, в том числе пользовательского (оконечного) оборудования с узлом связи;
3) единством измерений в сети связи.
4. Показатели функционирования сетей связи должны соответствовать техническим нормам, приведенным в таблицах 1, 2, 3 приложения N 1 к настоящим Требованиям. Нормы на показатели функционирования сетей связи используются при проектировании сети связи и подлежат контролю со стороны оператора связи в процессе эксплуатации сети связи.
5. Функциональная и физическая совместимость обеспечивается выполнением требований, устанавливаемых в правилах применения средств связи. Копии документов, подтверждающих соответствие средств связи, используемых в сети связи, установленным требованиям, должны храниться оператором связи в течение всего срока эксплуатации этих средств связи.
6. В составе протоколов взаимодействия сетей междугородной и международной телефонной связи, а также сетей зоновой телефонной связи должны содержаться протоколы системы сигнализации по общему каналу сигнализации N 7.
7. Единство измерений обеспечивается выполнением требований к точности измерений параметров функционирования средств связи, устанавливаемых в правилах применения средств связи и эксплуатационной документации производителей средств связи, а также применением поверенных (калиброванных) средств измерений, обеспечивающих измерение параметров с требуемой точностью.
8. Живучесть сети связи обеспечивается выполнением:
1) требований к построению сетей связи при их проектировании;
2) мероприятий гражданской обороны, устанавливаемых законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны.
9. Надежность сети связи обеспечивается:
1) разработкой мер при проектировании сети связи, направленных на выполнение требований к показателям надежности этой сети связи;
2) соблюдением условий эксплуатации, установленных в документации производителя;
3) контролем за показателями нагрузки и анализом технических неисправностей в сети связи для определения значений показателей надежности сети связи в процессе ее эксплуатации (эксплуатационные значения показателей надежности сети связи).
10. Расчетные значения показателей надежности сети связи, определяемые при проектировании сети связи, и эксплуатационные значения показателей надежности сети связи должны соответствовать техническим нормам на показатели надежности сетей связи, приведенным в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
Приложение № 1
Технические нормы на показатели функционирования сетей связи
Таблица № 1. Технические нормы на показатели функционирования сетей телефонной сети связи
№ п/п |
Наименование показателя |
Норма (в час наибольшей нагрузки) |
Доля несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи в общем количестве попыток вызовов (потери вызовов) при установлении соединений, (%): в сети местной телефонной связи, функционирующей в пределах территории поселения с численностью населения более 3000 человек; |
не более 2 |
|
в сети местной телефонной связи, функционирующей в пределах территории поселения с численностью населения менее 3000 человек; |
не более 3 |
|
в сети зоновой телефонной связи; |
не более 2 |
|
в сети междугородной и международной телефонной связи; |
не более 2 |
|
в сети подвижной связи; |
не более 5 |
|
с узлом обеспечения вызова экстренных оперативных служб |
не более 0,1 |
|
Время с начала передачи информации о занятии абонентской линии до момента получения пользовательским (оконечным) оборудованием от оконечного узла связи сети местной телефонной связи сигнала готовности к приему номера (время отклика узла связи), (с) |
не более 2 |
|
Время с момента, когда пользовательское (оконечное) оборудование вызывающего абонента или пользователя услугой связи передало всю информацию, необходимую для установления соединения, до момента, когда это оборудование получило от узла связи сигнал о состоянии пользовательского (оконечного) оборудования вызываемого абонента или пользователя услугой связи (время установления соединения), (с): в сети местной телефонной связи; |
не более 6,6 |
|
в сети зоновой телефонной связи; |
не более 2,7 |
|
в сети междугородной и международной телефонной связи |
не более 5,4 |
|
Время с момента получения пользовательским (оконечным) оборудованием вызывающего абонента или пользователя услугой связи от узла связи сети местной телефонной связи информации об ответе от пользовательского (оконечного) оборудования вызываемого абонента или пользователя услугой связи до момента установления соединения между пользовательским (оконечным) оборудованием вызывающего и вызываемого абонента или пользователя услугой связи (время выполнения соединения), (с): в сети местной телефонной связи; |
не более 1,5 |
|
в сети зоновой телефонной связи; |
не более 1 |
|
в сети междугородной и международной телефонной связи |
не более 1 |
|
Время с момента, когда пользовательское (оконечное) оборудование абонента или пользователя услугой связи начало передавать узлу связи сети местной телефонной связи информацию, необходимую для разъединения, до момента, когда это оборудование переходит в состояние готовности к установлению нового соединения (время разъединения), (с) |
не более 1 |
Примечание: вероятность превышения значений, указанных в строках «2-5», не должна превышать 0,05.
Таблица № 2. Технические нормы на показатели функционирования телеграфной сети связи (включая сеть «Телекс»)
№ п/п |
Наименование показателя |
Норма (в час наибольшей нагрузки) |
Время отклика узла связи сети Телекс, (с) |
не более 2 |
|
Время установления соединения в сети Телекс, (с) |
не более 20 |
|
Время разъединения в сети Телекс, (с) |
не более 4 |
|
Потери вызовов (сеть Телекс), (%) |
не более 2 |
|
Вероятность искажения телеграфных сообщений по знакам |
не более 2,5*10-3 |
Примечание: вероятность превышения значений, указанных в строках «1-3», не должна превышать 0,05.
Таблица № 3. Технические нормы на показатели функционирования сетей передачи данных
№ п/п |
Наименование показателя |
Тип передаваемого трафика |
||||
Интерактивный |
Интерактивный при использовании спутниковой линии связи |
Сигнальный |
Потоковый |
Трафик передачи данных, за исключением интерактивного, сигнального и потокового трафика |
||
Средняя задержка передачи пакетов информации, (мс) |
не более 100 |
не более 400 |
не более 100 |
не более 400 |
не более 1000 |
|
Отклонение от среднего значения задержки передачи пакетов информации, (мс) |
не более 50 |
не более 50 |
не более 50 |
|||
Коэффициент потери пакетов информации |
не более 10-3 |
не более 10-3 |
не более 10-3 |
не более 10-3 |
не более 10-3 |
|
Коэффициент ошибок в пакетах информации |
не более 10-4 |
не более 10-4 |
не более 10-4 |
не более 10-4 |
не более 10-4 |
Примечание: интерактивный трафик – тип трафика, для которого характерно непосредственное взаимодействие (диалог) пользователей услугой связи или пользовательского (оконечного) оборудования.
Потоковый трафик – тип трафика, для которого характерен просмотр и (или) прослушивание информации по мере ее поступления в пользовательское (оконечное) оборудование.
Приложение № 2
Таблица № 1. Технические нормы на показатели надежности сетей связи
|