Приказ 707 от 2015

Письмо Минздрава 10-0/И/2-13985 от 24 сентября 2020 «О необходимости организовать работу в онлайн формате»

Указ Мэра Москвы 92-УМ от 25 сентября 2020 г. «О внесении изменений в правовые акты города Москвы»

Приказ Минздрава № 890н от 24.08.2020 «О признании утратившим силу пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста»

Приказ № 806н от 4 августа 2020 года «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н»

Указ мэра Москвы № 89-УМ от 3 сентября 2020 г. «О внесении изменений в указ Мэра Москвы № 68-УМ от 8 июня 2020 г.»

Приказ № 984 от 12 августа 2020 г. «Об утверждении образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 31.05.03 Стоматология»

Приказ № 5974 от 10 июля 2020 г. «Об утверждении Административного регламента по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности»

Приказ Минтруда № 337н от 15 июня 2020 года «Об утверждении профессионального стандарта «Врач — челюстно-лицевой хирург»

Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении конгрессной и выставочной деятельности

Постановление Правительства 973 от 2 июля 2020 г. «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих»

Постановление Правительства 868 от 17 июня 2020 г. «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов»

Роспотребнадзор: «Предписание должностного лица санитарно-эпидемиологического надзора» (10 июня 2020 года)

Письмо Миздрава № 16-7/И/2-78871 от 5 июня 2020 года Президенту Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» Л.М. Рошалю в рамках общественного обсуждения проблем аккркдитации специалистов

Указ мэра Москвы 68-УМ от 8 июня 2020 г. «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности»

Приказ 573 от 1 июня 2020 года «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы 282 от 25 марта 2020 года»

Постановление Главного государственного санитарного врача № 15 от 22 мая 2020 годаПостановление «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Приказ Минздрава № 394н от 30 апреля 2020 года «Особенности прохождения аттестации для получения квалификационной категории»

Разъяснения Минздрава о применении приказа № 327н от 14 апреля 2020 года

Приказ Минздрава 327н от 14 апреля 2020 г. «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности»

Постановление Правительства РФ № 500 от 13 апреля 2020 г. «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 431»

Постановление Правительство РФ 439 от 3 апреля 2020 г. «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества»

Постановление Правительство РФ 409 от 2 апреля 2020 г. «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

Постановление Правительства РФ 479 от 10 апреля 2020 г. «О внесении изменений в перечень отраслей, пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

Информационное письмо Минздрава 16-5/и/2-3523 от 25 марта 2020 года «О приостановлении Центральной аттестационной комиссией Минздрава приема документов на прохождение аттестации для получения квалификационной категории»

Информационное письмо Правительства Москвы 22-18-2/20 от 1 апреля 2020 года «Методические рекомендации по организации деятельности мобильных врачебно-сестринских бригад по профилю «стоматология»

Постановление Правительства 440 от 3 апреля 2020 г. «О продлении действия разрешений»

Приказ Минздрава № 264н от 2 апреля 2020 года «О внесении изменений в приказ № 198н от 19 марта 2020 г.»

Письмо Минздрава 10-6/И/2-4122 от 5 апреля 2020 года «О необходимости организовать работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 239 от 2 апреля 2020 г.»

Закон Москвы №6 от 1 апреля 2020 года «О внесении изменений в Закон «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (скачать в формате PDF)

Указ мэра Москвы № 36-УМ от 2 апреля 2020 г. «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ»

Информационное письмо Минздрава от 29 марта 2020 года по вопросу привлечения студентов к оказанию медицинской помощи в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

Приказ Департамент здравоохранения Москвы 282 от 25 марта 2020 года «О временном введении ограничительных мер в организациях по профилю «стоматология»

Приказ Минобрнауки 484 от 25 марта 2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»

Указ мэра Москвы № 28-УМ от 25 марта 2020 г. «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ»

Рекомендации Минобрнауки по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа 397 от 14 марта 2020 г.

Методические рекомендации Минздрава «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19» (3 марта 2020)

Обращение Стоматологической ассоциации России (СтАР) к врачам-стоматологам (14 марта 2020 года)

Приказ Минздрава РФ № 34н от 20 января 2020 года «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов»

Письмо Минздрава о проведении совместного заседания профильной комиссии Минздрава, Совета стоматологического кластера и деканов стоматологических факультетов (10 февраля 2020 года, Москва)

Заседание стоматологического научно-образовательного медицинского кластера и профильной комиссии Минздрава по специальности «Стоматология» (10 февраля 2020 года, Москва)

Приказ № 946н от 21 ноября 2019 г. «О внесении изменения в порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры»

Нормативно-регуляторные реформы «регуляторной гильотины» в сфере Здравоохранения РФ (до 15 декабря 2019 года)

Письмо Минздрава о проведении II Международной научно-практической Конференции «Стоматология Северной столицы» с выставкой «Дентал-Экспо Санкт-Петербург 2019» с 29 по 30 октября 2019 года

Приказ №381н от 7 июня 2019 года «Об утверждении
Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»

Приказ №422н от 14 июня 2019 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия»

Приказ № 538н от 17 июля 2019 года «О внесении изменений в порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство»

Приказ МЗ РФ №167н от 28 марта 2019 года «Порядок отстранения членов медицинской ПНО от участия в деятельности по разработке и утверждению клинических рекомендаций»

Приказ МЗ РФ №420 от 14 июня 2019 года «Составы аккредитационных комиссий для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование»

Приказ МЗ РФ №341 от 29 мая 2019 года «Составы аккредитационных комиссий Минздрава для проведения аккредитации специалистов, имеющих фармацевтическое образование»

Указ президента РФ №254 от 6 июня 2019 года «Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года»

Приказ Минздрава РФ № 108н от 28 февраля 2019 г. «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования»

Приказ Минздрава РФ № 103н от 28 февраля 2019 г. «Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций»

Приказ Минздрава № 99 от 28 февраля 2019 «Об утверждении плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения РФ на 2019 год»

Приказ Минздрава №261 от 23 мая 2018 года «Об утверждении составов аккредитационных комиссий»

Приказ Минздрава РФ №2 от 9 января 2018 года «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н»

Приказ № 10450 от 20 декабря 2017 года «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок»

Приказ № 804н от 13 октября 2017 года Минздрава РФ «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Приказ Минздрава РФ №1043н от 22 декабря 2017 года «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов»

Клинические рекомендации (протоколы лечения)
Адаптация клинических рекомендаций в помощь врачу-стоматологу!

Официальный комментарий Президента СтАР Садовского Владимира Викторовича о проведении процедуры «Ортопантомография» в соответствии с Клинической рекомендацией (Протоколом лечения) при диагнозе Пародонтит за счет средств ФОМС (1 марта 2016 года)

Письмо Минздрава о заседании профильной комиссий по специальности «Стоматология» 26 сентября 2017 года, Москва

Приказ Минздрава № 127н от 25.02.2016 «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов»

Приказ № 301 от 5 апреля 2017 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования»

Приказ № 352н от 6 июня 2016 г. «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста»

Приказ Минздрава РФ № 329 от 16 июня 2017 г. «Об утверждении составов аккредитационных комиссий»

Приказ Минздрава № 234н от 19 мая 2017 года «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н»

Приказ № 320 от 10 апреля 2017 года «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования»

Приказ № 973н от 19 декабря 2016 года «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта»

Приказ Минздрава № 425н от 29 июня 2016 «Об утверждении порядка ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»

Медицинская карта стоматологического пациента (проект)

Приказ №417 от 27 июня 2016 года «О внесении изменений в приложение к приказу Минздрава РФ №381 от 22 июня 2016 года «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Минздрава РФ по специальности «Стоматология».

Приказ Минзрава РФ № 381 от 22 июня 2016 года «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Минздрава РФ по специальности «Стоматология»

Ответ Минздрава РФ от 14 декабря 2015 года на обращение о необходимости разъяснения порядка проведения лицензионного контроля в сфере здравоохранения и оценки соответствия лицензионным требованиям сертификатов специалистов, с учетом перехода к системе аккредитации специалистов.

Приказ Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

Приказ Минтруда РФ № 227н от 10 мая 2016 года «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог»

Проект приказа «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

Письмо Минздрава РФ №13-2/1538 от 7 декабря 2015 г. «О сроках хранения медицинской документации»

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 389-ФЭ от 29 декабря 2015 года

Приказ МинЗдрава РФ от 8 октября 2015 г. N 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Проект федерального закона «Об обращении медцинских изделий»

Всем ортодонтам России! Приказ МЗ РФ «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Постановление Правительства Российской Федерации N 615 от 19 июня 2012 г. г. Москва «Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий»

Важно! Приказ Минэкономразвития РФ от 17 апреля 2013 г. N 211 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков»

Важно! Информационное письмо об административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Важно! Информационное письмо от 18 сентября 2012 г. N 40/271 о растворах метилакрилата и метилметакрилата, являющиеся прекурсорами

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 419 о представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 640 об утверждении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Письмо МЗ РФ от 16 августа 2012 г. N 25-4/10/2-1487 о порядке оборота метилакрилата и метилметакрилата, используемых при изготовлении стоматологических материалов

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 декабря 2011 г. N 1571н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2011 г. N 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2009 г. N 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2006 г. N 445 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с изменениями зубов и их опорного аппарата»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 января 2006 г. N 17 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с челюстно-лицевыми аномалиями, другими уточненными изменениями зубов и их опорного аппарата и другими болезнями челюстей»

Протоколы ведения больных:

Постановление правительства РФ от 10 ноября 2011 г. n 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (22 ноября 2011 года)

Инструкция о порядке использования и учета драгоценных металлов стоматологическими медицинскими организациями

Распоряжение Правительства РФ от 18 мая 2010 г. №768-р

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

Постановление от 7 июля 2009 года N 48 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2524-09»

Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности. Постановление Правительство РФ (22 января 2007 г., №30)

О продлении сроков действия лицензий (19.01.2009 г., №3)

О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Приказ №93 от 27.03.2009 г.)

Внимание !!! 17 июня 2009 г. состоялось обсуждение проблем стоматологии на профильной комиссии совместно с Минздравсоцразвития РФ. На ней обсуждался ряд проблем, в том числе концепция развития стоматологии (докладчик В.К. Леонтьев).
Для широкого обсуждения концепции представляем ее краткий и полный вариант.

Приказ О проведении XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии»

Положение об установлении гарантийного срока и срока службы при оказании стоматологической помощи в стоматологических учреждениях на территории г. Омска и Омской области

О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.2005)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ, ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМУ РЕЖИМАМ И УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛПУ И КАБИНЕТАХ ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 февраля 2003 г. N 8 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНПИН 2.6.1.1192-03

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕНТГЕНОВСКИХ КАБИНЕТОВ, АППАРАТОВ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ СанПиН 2.6.1.802-99

МИНЗДРАВ РОССИИ: «О лицензировании»

Открытое письмо Стоматологической Ассоциации России в Министерство РФ по налогам и сборам, в Фонд Обязательного Медицинского Страхования, руководителям стоматологических учреждений в связи с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.03г. № 02-4-10/888-з916

РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Комитет по охране здоровья и спорту 17 мая 2002 г. № 72О предложениях Стоматологической Ассоциации России по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Указание МЗ РФ № 478 о проведении научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии» 22.03.02

Приказ № 408 от 15.11.01 0б утверждении Инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 24 июля 2001 г. № 550 Методические указания по порядку формирования и экономического обоснования
территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и приложение №3

Приказ № 327 «Об отмене приказа МинздравМедПрома России от 17.11.95г. № 318»

ПРИКАЗ 5 июня 2000 г. № 198 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 14.08.07 № 244

Приказ № 4 «Об отмене приказа МинздравМедПрома России от 19.12.94г. № 286 » «Об Oб ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВМЕДПРОМА РОССИИ ОТ 19.12.04 № 286 «Об утверждении положения «О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА
к осуществлению ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ) деятельности»

Приказ № 259 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке проведения реформы стоматологической службы»

Приложение к приказу №259 «План мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации по подготовке проведения реформы стоматологической службы

Приказ № 289 «О совершенствовании системы учета труда врачей стоматологического профиля»

Организация стоматологической помощи в России. Основные нормативные документы.

Изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н, несомненно заслуживают качественного анализа, поскольку Факультет медицинского права неоднократно (например, в серии статей, посвященных профессиональным стандартам) указывал на необходимость внесения изменений в приказ Минздрава России № 707н.

Новые специальности и старые ошибки

Итак, какие же изменения были внесены Минздравом в упомянутый указ? В первую очередь, необходимо отметить появление в Квалификационных требованиях шести новых специальностей: «Леченое дело»; «Медико-профилактическое дело»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика»; «Сестринское дело»; «Фармация». Особенностью данных специальностей является то, что работа по ним предполагает получение высшего образования (специалитета, кроме «Сестринского дела» для которого предусмотрен бакалавриат) без прохождения интернатуры/ординатуры. Безусловно, включение данных специальностей в Приказ № 707н можно приветствовать, поскольку этим достигается хотя бы частичное соответствие медицинских и фармацевтических специальностей высшего образования приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и приказу Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование». Кроме того, приказ № 328н устранил ряд расхождений между приказом Минобрнауки России №1061 и приказом Минздрава России №707н. Так, следует отметить, что изменения, внесенные приказом № 328н частично решили проблему смешения двух различных специальностей «педиатрия» (мы писали об этом в статье «Особенности профессионального стандарта врач-педиатр участковый»).

Напомним, что согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» имеется две одноименные квалификации «врач-педиатр». Так, квалификация «врач-педиатр» присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Но в тоже время квалификация «врач-педиатр» присваивается и после подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Таким образом, сложилась недопустимая ситуация, когда одним термином обозначают две абсолютно разные квалификации, соответствующие двум разным специальностям и разным уровням подготовки.

Новый приказ № 328н внес изменения в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, добавив в него специальности не требующие получения послевузовского образования в форме ординатуры/интернатуры. При этом в отношении педиатров он не добавлял новую специальность (что вряд ли можно считать правильным), а внес в текст приказа примечание согласно которому «для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-педиатра участкового». Указанное изменение приводит приказ Минздрава России №707н в соответствие с приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061. Однако, на наш взгляд, внесенные изменения недостаточны. Хотя они и дают возможность молодым выпускникам медицинских ВУЗов без последипломного образования работать на должности участкового врача-педиатра, само наименование должности, предложенное в приказе № 328н неудачно, поскольку совпадает с наименованием должности на которой работают педиатры, закончившие ординатуру. Мы полагаем, что такое неудачное наименование должности может привести к нарушению права пациента на получение, при выборе врача, информации о врачах, об уровне их образования и квалификации. В этом случае пациент не сможет понять кого обозначает должность «врач-педиатр участковый» – врача без последипломного образования или врача уже закончившего ординатуру. Да и врачам, получившим постдипломное образование должно быть справедливо обидно такое положение дел.

Фигаро здесь, Фигаро там

В отношении других нововведенных специальностей, приказ №328н, очевидно, все же решил ориентироваться на недавно принятые профессиональные стандарты и повторил ряд ошибок, содержащихся в этих стандартах. Так, повторились ошибки, допущенные в соответствующих профстандартах: неправильное наименование должности выпускников-стоматологов без послевузовского образования как «врач-стоматолог» ( по нашему мнению, такую должность необходимо предоставлять лишь врачам, закончившим ординатуру) вместо «врача стоматолога общей практики»; возможность занимать одну и ту же должность «провизора-технолога» как фармацевтам только что окончившим ВУЗ без последипломного образования, так и фармацевтам, окончившим ординатуру/интернатуру; возможность занимать одну и ту же должность «врача-терапевта участкового» врачам, имеющим абсолютно разную квалификацию (специалитет по «лечебному делу», ординатуру по «терапии», ординатуру по «общей врачебной практике (семейной медицине)»). Подробнее об этих ошибках можно прочитать в наших статьях «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя» и «Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый») и его особенности».

Что же касается должностей, которые могут занимать выпускники специальности «Медико-профилактическое дело», то тут нормы приказа №328н противоречат даже сравнительно недавно утвержденному соответствующему профессиональному стандарту (Приказ Минтруда России от 25.06.2015 №399н). Так, согласно указанному профстандарту специалист в области медико-профилактического дела, окончивший специалитет может работать на 18 различных должностях. В то же время, согласно приказу Минздрава России № 328н предусмотрено только 2 должности – «врач по общей гигиене» и «врач-эпидемиолог». Факультет медицинского права поддерживает сокращение количества должностей, предусмотренных для специалистов в области медико-профилактического дела (и считает, что изменения, направленные на сокращение количества возможных должностей должны быть внесены и в профстандарт), однако не может согласиться с выбранными в приказе №328н должностями. Во-первых, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, утвержденный Приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 № 21 не ограничивает круг профессиональных задач специалиста, прошедшего соответствующее обучение, исключительно гигиеной и эпидемиологией. Во-вторых, должность «врач по общей гигиене» также предусмотрена для выпускников интернатуры/ординатуры по специальности «общая гигиена», а «врач эпидемиолог» – для выпускников интернатуры/ординатуры по специальности «эпидемиология», что может привести к работе на одних и тех же должностях (с одинаковыми трудовыми и/или служебными обязанностями) врачей разных квалификаций. Очевидно авторы приказа хотели приблизить терминологию к приказу Минобрнауки России № 1061, однако не учли, что им устанавливается квалификация, а не должность. Следует отметить, что Факультет медицинского права всегда считал необходимым сочетать разумную критику тех или иных положений нормативно-правовых актов с конструктивными предложениями по их усовершенствованию. В данном случае нам кажется наиболее рациональным предусмотреть единое название должности для выпускников по специальности «медико-профилактическое дело» – врач по медицинской профилактике. Такая должность присутствует в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, но до сих пор так и не была упомянута ни в первоначальном тексте приказа Минздрава России № 707н ни в изменениях, внесенных приказом №328н

Также неудачными следует признать предложенные в приказе №328н наименования должностей для выпускников специалитета по специальностям «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика» (профстандарты для данных специальностей пока что не утверждены).

Так, например, для выпускника медицинской кибернетики предлагается должность «врач-статистик». Однако такая же должность предусмотрена для 2 (!) специальностей, предусматривающих завершение ординатуры: «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Кроме всех прочих, на должность врача-статистика могут претендовать и окончившие интернатуру по специальности «Управление сестринской деятельностью». Довольно спорной является и название должности – «врач-статистик». Ведь профессиональные задачи, на решение которых ориентированно обучение по специальности «Медицинская кибернетика» не ограничены медицинской статистикой. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1168, выпускник, освоивший программу, должен быть готов решать такие профессиональные задачи как: диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов; проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди населения; анализ, создание, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем и коммуникационных технологий; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения и многое другое. Отмечаем, что указанные профессиональные задачи не имеют прямого отношения к медицинской статистике – и тем более странным представляется название должности для такого специалиста.

Что же касается выпускников «Медицинской биохимии» и «Медицинской биофизики» – то наименования их должностей тоже совпадают с наименованиями должностей специалистов, закончивших ординатуру: соответственно, врачом клинической лабораторной диагностики может быть как только что окончивший специалитет по медицинской биохимии, так и уже закончивший ординатуру по «клинической лабораторной диагностике»; врачом функциональной диагностики может быть как только что окончивший специалитет по медицинской биофизике, так и так и уже закончивший ординатуру по «функциональной диагностике».

Учитывая склонность к дублированию ошибок в Квалификационных требованиях и профессиональных стандартах, мы имеем все основания опасться того, что будущие профессиональные стандарты специалистов по медицинской кибернетике, медицинской биохимии и медицинской биофизики получат «в наследство» все ошибки, совершенные при подготовке приказа Минздрава России №328н.

Квалификационные требования и… гендерная дискриминация

Впрочем, в приказе № 328н в отношении новых специальностей имеются и свои собственные ошибки, и неточности, никак не связанные с профстандартами. Наиболее ярким примером является наименование должностей выпускниц по специальности «сестринское дело» (предусматривает окончание бакалавриата). Согласно приказу № 328н данная специальность предусматривает работу на следующих должностях: «медицинская сестра общей практики», «медицинская сестра по паллиативной помощи», «медицинская сестра по профилактике», «медицинская сестра по реабилитации». Из названия этих должностей становится понятно, что Минздрав хотел скоррелировать должностные обязанности медсестер и разновидности медицинской помощи, закрепленные в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Тем не менее они не имеют ничего общего с терминологией должностей среднего медицинского персонала, закрепленного в законодательстве. Так, например, приказ Минобрнауки России № 1061 предусматривает для обучившихся по направлению «сестринское дело» получение квалификации «академическая медицинская сестра». Конечно же, можно возразить, что квалификация и должность – это не одно и тоже (хотя у медицинских работников, их названия достаточно часто совпадают). В номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников утвержденной приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1183н встречаются 22 должности медицинских сестер. Однако ни «медицинская сестра общей практики» ни «медицинская сестра по паллиативной помощи» ни «медицинская сестра по профилактике» в ней не упоминаются. Следует признать, что номенклатура все-таки содержит должность «медицинской сестры по реабилитации», однако относит ее к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием, что противоречит приказу № 328н. Наконец, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н также, во-первых, относит все медсестринские должности (за исключением главной медицинской сестры) к должностям среднего и младшего медицинского персонала, а во-вторых вообще не содержит должностей упомянутых в приказе № 328н.

Кроме того, следует обратить внимание и на то, что авторы приказа не предусмотрели ситуации, когда специальность «сестринское дело» получает мужчина. В приказе Минобрнауки России № 1061 было предусмотрено, что в таком случае, для лиц мужского пола наименование квалификации звучит как «академический медицинский брат». Что же касается недавнего приказа Минздрава России № 328н, то, учитывая предложенные названия должностей, либо вообще предполагается отказ брать мужчин на такие должности (что является серьезной гендерной дискриминацией), либо предлагается называть мужчин-медработников на данных должностях «медицинскими сестрами» (что, учитывая отечественные культурно-лингвистические особенности, также может рассматриваться как насмешка и дискриминация).

Конечно, включение в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» требований к специалистам, окончившим бакалавриат является правильным. Ведь высшее медицинское (фармацевтическое) образование не ограничивается специалитетом и ординатурой. Вместе с тем, в приказе Минздрава России № 328н была полностью проигнорирована магистратура. Согласно приказу Минобрнауки России № 1061 существует магистратура по специальностям 32.04.01 «Общественное здравоохранение», и 32.04.01 «Промышленная фармация». Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», магистратура относится к высшему образование. Таким образом, Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» должны логично включать в себя и требования к медицинским и фармацевтическим работникам, закончившим магистратуру.

Остеопатия – без права на работу

Еще хуже ситуация сложилась с остеопатией (профстандарт по этой специальности в настоящее время отсутствует). Новый приказ № 328н расширил перечень специальностей высшего образования, которое открывает доступ к работе по специальности «остеопатия». Теперь к специалитету по «Лечебному делу» и «Педиатрии» добавился специалитет по «Стоматологии» (хотя идея переквалификации стоматолога на остеопата все же вызывает ряд сомнений – если такой остеопат будет заниматься исключительно остеопатией челюстно-лицевого аппарата, более разумно выделить для этого отдельную специализацию, если же остеопатия будет применяться в полном объеме – непонятно, достаточно ли будет объема знаний, полученных на стоматологическом факультете). Однако главный недочет приказа № 328н в отношении остеопатии состоит в том, что в нем просто забыли о том, что с 10.04.2017 в приказе Минобрнауки № 1061 предусмотрен специалитет по остеопатии (специальность 31.05.04). Таким образом, создалась парадоксальная ситуация: согласно приказу Минздрава №707 с учетом изменений, внесенных приказом №328н., выпускник, окончивший специалитет по остеопатии не имеет ни права работать по специальности (и приказ №707н, и приказ №1061 предполагают обязательное окончание ординатуры по остеопатии) ни права поступать в ординатуру по остеопатии (согласно приказу №328н ординатура по остеопатии предназначена для специалистов по «лечебному делу», «педиатрии» и даже «стоматологии», но не предназначена для имеющих диплом по «остеопатии»).

Изменения в переподготовке

Значительным изменениям подвергся перечень специальностей, по которым могли проходить переподготовку стоматологи. Так теперь, согласно приказу Минздрава России №328н стоматологи не смогут сменить свою специальность на такие специальности как «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Рентгенология», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика». Решение ограничить возможности переподготовки для стоматологов выглядит на наш взгляд, по крайней мере не обоснованным. И если указанные шаги еще можно понять в отношении спортивной медицины (хотя даже в этом случае стоматологов нельзя назвать профанами – профессиональные заболевания (особенно травмы) спортсменов нередко касаются зубов или челюстей и относятся к компетенции стоматолога), то почему было решено запретить возможность переподготовки стоматолога на рентгенолога?

Внесение подобных изменений, на наш взгляд, не позволяет исключить неблагоприятных последствий, касающихся доверия к целям приказа. Ведь некоторые представители медицинского и околомедицинского сообщества вполне могут принять такие непродуманные «новации» за результат лоббистской деятельности профессиональных сообществ (в приведенном примере – рентгенологов), стремящихся монополизировать возможность получения специальности «рентгенология» (а, следовательно, и рынок услуг в сфере рентгенодиагностики) и дискриминирующих врачей других специальностей, лишая их возможности пройти переквалификацию на рентгенолога. Мы весьма опасаемся того, что предположения о возможности проведения лоббистской деятельности в Минздраве России могут значительно ударить как по авторитету некоторых профессиональных кругов, допускающих нечистоплотную конкуренцию и нарушающих основы врачебной этики, так и по авторитету самого Минздрава России (чего на наш взгляд необходимо избежать любой ценой – например, признанием непродуманности внесенных запретов на переквалификацию стоматологов и их отменой).

Во-первых, непонятно, почему по мнению авторов приказа № 328н специальность стоматолога ближе к остеопату чем к рентгенологу? Ведь стоматолог ежедневно встречается с различными видами рентгенологических снимков зубочелюстного аппарата, на их основании он ставит диагноз, проводить расчеты, разрабатывает тактику лечения. К остеопатическим же процедурам стоматолог не имеет прямого отношения, остеопатические техники и методики в стоматологии не используются. Тем не менее авторы приказа Минздрава № 328н почему-то посчитали, что дипломированный стоматолог вполне сможет освоить профессию остеопата, на не сможет освоить специальность рентгенолога.

Во-вторых, приказ Минздрава № 328н оставил возможность переподготовки по рентгенологии для медицинских работников, имеющих специализации «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Вполне заурядной является ситуация, когда врач-биофизик или врач-кибернетик выполняют работу, совершенно не связанную с рентгенологическими исследованиями, но, тем не менее, возможность смены специализации на рентгенолога приказ им оставил.

А вот поле возможностей для получения специальности «рефлексотерапия» было значительно расширенно. Приказ Минздрава России №328н разрешил врачам, имеющим подготовку в ординатуре/интернатуре по таким специальностям как «Инфекционные болезни», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология» менять свою профессию на «рефлексотерапию». Факультет медицинского права поддерживает подобные изменения, поскольку в настоящее время рефлексотерапия широко используется при нетяжелых психических заболеваниях (в т.ч. депрессиях), в качестве составной общеукрепляющего лечения – при инфекционных заболеваниях, а также применятся при борьбе с никотиновой зависимостью.

НМО не для всех?

Также следует приветствовать появление в приказе Минздрава России №328н упоминаний о непрерывном медицинском образовании (НМО) предусмотренном частью 2 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Упоминание о непрерывном повышении квалификации в течение всей трудовой деятельности встречается по отношению к 9 специальностям, предусматривающим работу после окончания ВУЗа без послевузовского образования (ординатуры): «Леченое дело»; «Медико-профилактическое дело»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика»; «Педиатрия»; «Сестринское дело»; «Стоматология общей практики»; «Фармация». В то же время для специальностей, предусматривающих образование в ординатуре, требования к повышению квалификации формулируются как «повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности» (слово «непрерывное» уже не используется). На наш взгляд подобное различие в формулировках создает иллюзию, что после окончания ординатуры требования к непрерывному медицинскому образованию смягчаются, что противоречит духу и букве Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагающего непрерывное медицинское образование непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации для всех медицинских и фармацевтических работников.

Другие изменения

Из других изменений, внесенных приказом Минздрава России № 328н, необходимо отметить приведение терминологии в соответствие с законодательством. Так, например, весьма туманное словосочетание «основные специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки» (какую специальность можно считать основной?) было заменено на «укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Упомянутые группы специальностей содержаться в приказе Минобрнауки России № 1061 и представляют собой четкий закрытый перечень, исключающий возможность неоднозначных толкований.

Кроме того, приказ Минздрава России № 328н внес ряд технических изменений, направленных на исправление несоответствий, возникших в ходе реформы медицинского образования и отказа от интернатуры. Так, были удалены упоминания об интернатуре как об одном из уровней профессионального образования из тех специальностей, где на практике не осуществлялся выпуск интернов («Нефрология»), была удалена норма, предполагающая прохождение ординатуру по специальности «Косметология» (ранее косметологи могли получать свою специальность либо путем прохождения ординатуры по косметологии либо через ординатуру по «Дерматовенерологии» и переподготовку по «Косметологии»; тем не менее на практике, подавляющее большинство косметологов получало свою специальность вторым путем, так как у закончивших ординатуру по косметологии полностью отсутствовала возможность смены квалификации в будущем; кроме того в силу отсутствия косметологических стационаров и сложностей организации ординатуры, и сами учебные заведения предпочитали организовывать курсы повышения квалификации дерматовенерологов вместо специализированной ординатуры по косметологии); была добавлена возможность работать по специальности «Педиатрия» не только тем врачам, кто прошел переподготовку по соответствующей специальности в ординатуре, но и в интернатуре (с 2016 года интернатура в России не существует, но ведь врач мог пройти переподготовку до 2016 года) и т.д.

Выводы

Таким образом, приказ Минздрава России № 328н имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он вносит в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава РФ от 8 октября 2015 г. № 707н необходимые и давно назревшие изменения (введение новых специальностей, предполагающих возможность работы сразу же после окончания специалитета; упорядочивание изменений, связанных с повышением квалификации в ординатуре/интернатуре; приведение терминологии в соответствие другими законодательными актами и т.д.). С другой стороны, объем внесенных изменений явно недостаточен, многие значительные коллизии с другими нормативно-правовыми актами (например, с приказом Минобрнауки № 1061) сохранились и требуют срочного внесения дополнительных изменений в Квалификационные требования (примером может служить ситуация с остеопатом, когда нормы Квалификационных требований, утвержденных приказом Минздрава России № 707 полностью противоречат приказу Минобрнауки России №1061 и ставят под сомнение для выпускников медицинских ВУЗов по специальности «остеопатия» как право работать после окончания вуза, так и право продолжать обучение и поступать в ординатуру по «остеопатии»).

Более того, весьма негативной тенденцией является закрепление в квалификационных требований ошибок, совершенных при подготовке профстандартов ряда медицинских специальностей («педиатра», «врача-лечебника (врача-терапевта) участкового», «врача стоматолога», «провизора»). Вместо критического анализа указанных профстандартов, авторы приказа Минздрава России № 328н просто механически перенесли их нормы в Квалификационные требования, отчего одну и ту же ошибку (например, одинаковое название должности для врачей с различными специальностями и квалификациями) теперь придется исправлять в двух нормативно-правовых актах: как в профстандарте, так и в Квалификационных требованиях.

Некоторые нормы Приказ № 328н формально не имеют недостатков с юридической стороны, однако входят в противоречие с практической деятельностью врачей, не учитывают ее специфики (например, не учитывается то, что врачи-стоматологи при осуществлении врачебной практики гораздо чаще работают с результатами рентгеновских исследований, чем врачи-статистки (специальность «медицинская кибернетика») и т.д.).

Недостатки Квалификационных требований и их несогласованность с другими актами в сфере образования, здравоохранения и трудовой деятельности усугубляется неразрешенностью вопроса об обязательности соответствия Квалификационным требованиям. На сегодняшний момент в соответствии со статьями 57, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ, обязательный характер имеют лишь квалификационные требования, закрепленные в профессиональном стандарте или едином квалификационном справочнике. Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России № 707н и дополненные приказом № 328н не являются профессиональным стандартом или частью единого квалификационного справочника и, следовательно, федеральные законы не устанавливают их обязательности. Более того – как указывалось нами выше, ряд норм приказа Минздрава России № 707н (с учетом изменений, внесенных приказом № 328н) противоречит ряду норм Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, а также некоторым нормам соответствующих профессиональных стандартов. Таким образом, в случаях коллизий с перечисленными нормативными актами, нормами приказа Минздрава России № 707н руководствоваться нельзя. Данный фактор подрывает доверие к Квалификационных требованиям, утвержденным приказом Минздрава России № 707н и провоцирует игнорирование указанных требований.

Учитывая изложенное выше, можно констатировать, что невзирая на ряд позитивных изменений, внесенных приказом Минздрава России № 328н, Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н все еще остаются далеки от совершенства. Их исправление возможно путем подготовки еще одного, в этот раз намного более комплексного, проекта изменений в Квалификационные требования. Но, стоит отметить, что, на наш взгляд, подготовка подобных изменений должна рассматриваться Минздравом России не как устранение технических ошибок (а именно это было заявлено Минздравом в Пояснительной записке к проекту приказа № 328н в качестве цели проекта акта), а как одна из ключевых составляющих усовершенствования системы подготовки медицинских и фармацевтических специалистов в Российской Федерации.

Источник: kormed.ru Полина Габай, Генеральный директор «Факультета медицинскогоправа»

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят.

Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации по медицинским специальностям.

Три категории медицинских специальностей
Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):
— основные специальности;
— базовые специальности;
— cпециальности, требующие специализированной подготовки.
Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.
Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей
Первая категория: основные медицинские специальности
1. Лечебное дело
2. Педиатрия
3. Медико-профилактическое дело
4. Фармация
5. Стоматология
6. Медицинская биофизика
7. Медицинская биохимия
8. Медицинская кибернетика
9. Сестринское дело
Базовые специальности
1. Акушерство и гинекология
2. Аллергология и иммунология
3. Анестезиология-реаниматология
4. Гастроэнтерология
5. Гематология
6. Генетика
7. Дерматовенерология
8. Детская хирургия
9. Инфекционные болезни
10. Кардиология
11. Клиническая лабораторная диагностика
12. Клиническая фармакология
13. Медицинская микробиология
14. Неврология
15. Нейрохирургия
16. Неонатология
17. Нейропсихология
18. Общая врачебная практика (семейная медицина)
19. Общая гигиена
20. Онкология
21. Организация здравоохранения и общественное здоровье
22. Остеопатия
23. Оториноларингология
24. Офтальмология
25. Патологическая анатомия
26. Пластическая хирургия
27. Педиатрия
28. Промышленная фармация
29. Психиатрия
30. Радиология
31. Рентгенология
32. Сердечно-сосудистая хирургия
33. Скорая медицинская помощь
34. Стоматология общей практики
35. Спортивная медицина
36. Судебно-медицинская экспертиза
37. Терапия
38. Торакальная хирургия
39. Травматология и ортопедия
40. Урология
41. Управление и экономика фармации
42. Управление сестринской деятельностью
43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия
44. Физическая и реабилитационная медицина
45. Фтизиатрия
46. Хирургия
47. Челюстно-лицевая хирургия
48. Эндокринология
49. Эпидемиология
Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей
Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников
Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре
Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам
Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.
Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.
Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»
Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.
Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:
— «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
— «Мануальная терапия»;

— «Рефлексотерапия»;
— «Физиотерапия».
Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников
Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

— эрготерапевт,

— кинезотерапевт,

— медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Приказ 707 от 2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *