Приказ 59

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации определяют единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — операции), указанными в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно — организации, Федеральный закон), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — правила внутреннего контроля).
2. Правила внутреннего контроля содержат порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные настоящими рекомендациями.
3. В организации в соответствии с Федеральным законом назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо).
4. В организации (с учетом особенностей ее организационной структуры, штатной численности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями) формируется или определяется структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма под руководством специального должностного лица, что отражается в правилах внутреннего контроля. При наличии у организации филиалов в штате каждого филиала также может быть назначено специальное должностное лицо, что отражается в правилах внутреннего контроля.
5. В правилах внутреннего контроля регламентируются функции, полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо.

II. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

6. В правила внутреннего контроля включаются следующие программы его осуществления:
а) программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона (далее — программа идентификации);
б) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);
в) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций, подлежащих обязательному контролю);
г) программа документального фиксирования информации;
д) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;
е) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа подготовки и обучения сотрудников организации);
ж) программа проверки внутреннего контроля;
з) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);
и) иные программы осуществления внутреннего контроля по усмотрению организации.
7. Программа идентификации разрабатывается с учетом положений Федерального закона, а также требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.
При разработке программы идентификации целесообразно предусматривать использование анкетирования — составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе.
8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) адрес места жительства (регистрации);
г) адрес места пребывания;
д) гражданство;
е) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер документа, дата выдачи и орган, его выдавший);
ж) данные миграционной карты (при наличии) (серия и номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);
з) данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (серия (при наличии) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания));
и) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) наименование юридического лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;
в) государственный регистрационный номер;
г) место государственной регистрации;
д) местонахождение.
10. В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).
11. При идентификации юридических лиц особое внимание обращается на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимость имущества юридического лица.
12. В программе идентификации предусматривается порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных).
13. В программе идентификации предусматривается порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, учитывающий обязанности организаций, установленные статьей 7.3 Федерального закона, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.
14. В программе идентификации предусматривается порядок периодического (как правило, не реже одного раза в год) обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также обновления информации о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.
15. По программе оценки риска организация в зависимости от специфики ее деятельности и специфики деятельности ее клиентов осуществляет оценку риска в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральной службой по финансовому мониторингу.
16. Для оценки риска, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения. Если операции (деятельность) клиента отнесены к высокому риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом.
17. В программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, организации устанавливают порядок выявления операций (сделок) со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
18. Для целей выявления операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей ее деятельности, а также рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
19. В программе выявления операций, подлежащих обязательному контролю, предусматривается порядок изучения организацией оснований и целей совершения всех подобных операций (сделок), а также фиксирования в письменной форме полученных результатов.
20. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) предусматривается составление сотрудником организации, выявившим указанную операцию (сделку), сообщения — документа, содержащего сведения об указанной операции (сделке) (далее — сообщение об операции), по форме, утверждаемой руководителем организации. Рекомендации по включаемым в сообщение об операции данным утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
21. Сообщение об операции незамедлительно передается специальному должностному лицу для принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации. О решении специального должностного лица в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
22. При наличии оснований руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента операцией (сделкой), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу. О решении руководителя организации в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
23. При выявлении признаков необычной операции (сделки) рекомендуется проанализировать иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
24. При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков организация также может предпринять следующие действия:
а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);
б) обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими рекомендациями ко всем операциям (сделкам) этого клиента;
в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.
25. О действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков, в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
В случае подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента необычной операцией (сделкой) в соответствии с требованиями Федерального закона и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу. О решении руководителя организации в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).
26. Программа документального фиксирования информации предусматривает в том числе порядок документального фиксирования информации, предусмотренной Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной необходимой информации.
27. По операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, документально фиксируется информация, установленная Федеральным законом.
28. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
29. Организация фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.
30. Программа подготовки и обучения сотрудников организации разрабатывается с учетом положений Федерального закона, а также требований к подготовке и обучению кадров организаций, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.
31. Программа проверки внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.
32. В программе проверки внутреннего контроля следует предусмотреть проведение на систематической основе проверок осуществления внутреннего контроля в организации, представление письменных отчетов руководителю организации по их результатам, а также порядок принятия решений по выявленным нарушениям и контроля за их исполнением.
33. Отчет по результатам проведения проверок внутреннего контроля должен содержать:
а) сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля;
б) сведения о мерах, необходимых для устранения нарушений;
в) иные сведения.
34. При разработке программы хранения информации обеспечивается хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
а) документов, содержащих сведения о клиенте организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, а также иных документов, относящихся к деятельности клиента (в том числе документов деловой переписки и иных документов по усмотрению организации);
б) документов, касающихся соответствующих операций (сделок) клиентов и сообщений об операциях (сделках);
в) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);
г) иных документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
35. В программе хранения информации предусматривается хранение информации и документов таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
36. Учет и хранение информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления, осуществляет специальное должностное лицо.
37. Программы, указанные в пункте 6 настоящих рекомендаций, разрабатываются с учетом специфики деятельности организации.
38. Правила внутреннего контроля и программы его осуществления предусматривают обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких программ.

Как идентифицировать клиента?

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать, как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Кроме идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя организация и индивидуальный предприниматель принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца включает в себя следующие мероприятия:

  1. установление определенных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
  2. проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона;
  3. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к иностранному публичному должностному лицу;
  4. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к должностному лицу публичной международной организации,
  5. определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к лицу, замещающему (занимающему) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  6. выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  7. оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
  8. обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация и индивидуальный предприниматель обязаны идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать представляемого клиента.

Организация и индивидуальный предприниматель устанавливают и идентифицируют выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении сделок за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Выгодоприобретатель – это лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Кроме идентификации клиента, его представителя и выгодприобретателя подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации и индивидуальные предприниматели вправе предпринимать следующие меры:

  • включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);
  • изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;
  • устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;
  • использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);
  • иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации или у индивидуального предпринимателя, то они обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц. В частности об этом пишет ЦБ России в письме от 28.01.2014 №14-Т «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев» (опубликовано в Вестнике Банка России №11 05.02.2014).

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем/участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация и индивидуальный предприниматель должны располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

Организация и индивидуальный предприниматель принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

  • физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;
  • физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;
  • иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения). В таком случае организация и индивидуальный предприниматель должны рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Если бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Если бенефициарный владелец клиента – физического лица или индивидуального предпринимателя не выявлен, то в анкете клиента делается запись о том, что у данного клиента бенефициарные владельцы не выявлены.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и (или) бенефициарном владельце фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией и индивидуальным предпринимателем в правилах внутреннего контроля.

Анкета клиента – физического и юридического лица состоит из двух разделов.

Раздел №1 анкеты может заполняться клиентом либо сотрудниками организации или индивидуальным предпринимателем, на основании представленных клиентом документов и сведений. Указанный раздел анкеты предлагается заверить клиенту. При отказе от заверения в анкете клиента, делается соответствующая отметка.

При отсутствии представителя клиента выгодоприобретателя и/или бенефициарного владельца сотрудник организации или индивидуальный предприниматель составивший анкету клиента, делает в ней соответствующую отметку.

Раздел №2 анкеты заполняется сотрудником организации или индивидуальным предпринимателем и не предъявляется клиенту (его представителю, выгодоприобретателю и/или бенефициарному владельцу).

Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации или индивидуального предпринимателя.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

Для эффективного выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ целесообразно автоматизировать проверку по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В частности, следует интегрировать Перечень в автоматизированную информационную систему организации или индивидуального предпринимателя.

При принятии клиента на обслуживание необходимо проверить данные потенциального клиента (в т.ч. представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца при их наличии) полученные в результате его идентификации, на совпадение с данными физических лиц и организаций, указанных в Перечне.

При получении новой редакции Перечня необходимо провести проверку по нему всех клиентов и связанных с ними лиц.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание следующих публичных должностных лиц:

1) иностранных публичных должностных лиц,

2) должностных лиц публичных международных организаций,

3) лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

Идентификация в целях реализации требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, должна предусматривать:

  • порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников;
  • порядок принятия на обслуживание публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

Сводный перечень должностей публичных должностных лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ отсутствует (не утвержден).

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 «иностранное публичное должностное лицо» (далее – ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия («b» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной Банковской комиссией Швейцарии к иностранным публичным должностным лицам могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

I. Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

1. Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

2. Министры, их заместители и помощники;

3. Высшие правительственные чиновники;

4. Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

5. Государственный прокурор и его заместители;

6. Высшие военные чиновники;

7. Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

8. Послы;

9. Руководители государственных корпораций;

10. Члены Парламента или иного законодательного органа.

II. Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;

2. Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

Так как при выявлении публичных должностных лиц организации и индивидуальные предприниматели могут столкнуться с проблемами определения указанных лиц, руководствуясь рекомендациями международных организаций, предлагается использовать следующие источники информации:

а) документы и сведения, полученные при идентификации клиента;

В частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если о занимаемой должности будет указано самим клиентом при открытии счета, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».

б) сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;

в) официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до организаций и индивидуальных предпринимателей Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);

г) коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Например, Банк России в рекомендациях о реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части выявления и контроля операций иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010г. предлагает в качестве коммерческих списков использовать продукты признанных мировых лидеров в области создания продуктов по идентификации клиентов:

Организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, должны принимать на обслуживание публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Обновление идентификационной информации по клиентам, относящимся к категории публичных должностных лиц, рекомендуется производить не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус должностного лица.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

  • принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества публичных должностных лиц;
  • регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации, и индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании публичных должностных лицах;
  • уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц, в случае, если они находятся на обслуживании в организации и индивидуального предпринимателя, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания публичных должностных лиц и связанных с ними лиц:

  • отказ публичного должностного лица в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
  • предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с публичным должностным лицом;
  • получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать гражданина как публичного должностного лица или его родственника в случаях, когда при совершении операций с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация;
  • неожиданные поступления крупных сумм в пользу публичного должностного лица от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций.

Следует отметить, что статья 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ указывает на должности, которые должны быть включены в перечни должностей, определенные Президентом Российской Федерации.

Перечень лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, установлен Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №32 «О государственных должностях Российской Федерации»:

  1. Президент Российской Федерации
  2. Председатель Правительства Российской Федерации
  3. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  5. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  6. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  7. Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
  8. Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Федеральный министр
  10. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
  11. Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
  12. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
  13. Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
  14. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  15. Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
  16. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
  17. Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
  18. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  19. Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания
  20. Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
  21. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
  22. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  23. Судья — секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
  24. Судья Конституционного Суда Российской Федерации
  25. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  26. Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
  27. Судья Верховного Суда Российской Федерации
  28. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  29. Первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  30. Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  31. Генеральный прокурор Российской Федерации
  32. Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  33. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  34. Уполномоченный по правам человека
  35. Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  36. Председатель Счетной палаты
  37. Заместитель Председателя Счетной палаты
  38. Аудитор Счетной палаты
  39. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  40. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  41. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  42. Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  43. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
  44. Председатель федерального суда
  45. Заместитель Председателя федерального суда
  46. Судья федерального суда
  47. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Информация об утверждении Президентом Российской Федерации перечней должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов отсутствует.

Информация о членах Совета директоров Центрального банка Российской Федерации размещена на официальном сайте Банка России в сети Internet.

При идентификации клиента юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона, организация, и индивидуальный предприниматель, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязаны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с клиентом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Информация о финансовом положении и деловой репутации может быть получена как от самого клиента, так и из других, доступных организации источников.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru

Опубликованы рекомендации по оценке рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма

Если клиент общается исключительно через представителя, действующего по доверенности, либо исключительно с использованием электронной почты (при отсутствии возможности связаться по телефону), это будет дополнительным основанием для пересмотра уровня риска клиента. Об этом теперь указано в методических рекомендациях, касающихся оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо от 01.03.2019 № 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями». В документе содержатся рекомендации по разработке программы оценки рисков, по оценке рисков до приема клиента на обслуживание и во время обслуживания, по управлению рисками и информированию Росфинмониторинга о выявляемых рисках. Новые методические рекомендации распространяются на субъектов первичного финансового мониторинга, в том числе на адвокатов, нотариусов, организации и индивидуальных предпринимателей (включая юристов), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Субъекты первичного финансового мониторинга в составе правил внутреннего контроля обязаны разработать программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В этой программе оценки риска должны быть такие разделы:

  • методика оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание клиента и в ходе его обслуживания;

  • порядок фиксирования результатов оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

  • управление рисками с указанием мер по их снижению и смягчению возможных последствий.

В качестве дополнительных оснований для пересмотра уровня риска клиента в методических рекомендациях предусмотрено:

  • совершение клиентом операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что такие операции (сделки) направлены на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, например операции (сделки), по своему характеру соответствующие критериям и признакам необычных сделок, установленных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

  • реализация в отношении клиента права отказа в выполнении распоряжения о совершении его операции с денежными средствами или иным имуществом;

  • отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности;

  • взаимодействие клиента с субъектом первичного финансового мониторинга исключительно через представителя, действующего по доверенности либо исключительно с использованием электронной почты (при отсутствии возможности связаться по телефону) и т.д.

Приказ 59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *