Приказ 45

Рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

  • Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;
  • Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина;
  • Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения;
  • Личную подпись и дату;
  • В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Газеты, журналы и другие печатные издания, поступившие от гражданина без приложения обращения с изложением существа просьбы, регистрации и рассмотрению не подлежат.

Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:

  • Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина;
  • Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес,
    если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.

Ответ на обращение не дается:

  • Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным;
  • Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.

Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):

  • Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение;
  • Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел;
  • Если в обращении обжалуется судебное решение;
  • Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть направлен, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в орган внутренних дел.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканыс данного гражданина по решению суда.

Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

  • Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее – письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
  • Возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.

Срок рассмотрения обращений

Срок предоставления государственной услуги исчисляется в календарных днях.

Все обращения, поступившие в орган внутренних дел подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

По обращению, относящемуся к компетенции органа внутренних дел, его руководством принимается организационное решение о порядке его рассмотрения по существу.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Для продления срока рассмотрения обращения головной исполнитель не позднее трех дней до истечения установленного срока представляет рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, или уполномоченного должностного лица с информацией о проделанной работе, причинах продления, конкретных мероприятиях и сроках, необходимых для завершения рассмотрения обращения.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, не относящейся к компетенции МВД России и его территориальных органов, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации направляется в государственный орган, уполномоченный на предоставление данной государственной услуги, о чем письменно уведомляется гражданин.

Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

Личный прием граждан

Граждане принимаются в порядке очередности. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность. Лица, имеющие льготы в соответствии с действующим законодательством, а также беременные женщины и граждане с малолетними детьми принимаются вне очереди. Иногородние посетители принимаются в день обращения. Личный прием граждан осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком, утверждаемым руководителем органа внутренних дел. При этом предусматривается проведение приема граждан один раз в месяц в субботний день, а также в рабочие дни — после семнадцати часов.

В интересах защиты прав граждан и сотрудников в процессе личного приема может производиться аудио- и/или видеозапись, о чем перед приемом уведомляется гражданин.

По результатам принимается одно из следующих решений: направить посетителя по предварительной договоренности в соответствующее подразделение органа внутренних дел для разрешения поставленных вопросов; принять письменное обращение; отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения; удовлетворить просьбу о записи на личный прием к руководящему составу органа внутренних дел.

В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме. Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются.

Если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию данного органа внутренних дел, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В этом случае должностное лицо, осуществляющее прием, в пределах своей компетенции вправе удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения, или отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения.

В остальных случаях гражданину предлагается оставить письменное обращение, которое подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. Если посетитель ввиду ограниченных способностей не может самостоятельно в письменной форме изложить суть обращения, ему оказывается помощь в написании.

Сведения о регистрационном номере обращения и дате его поступления предоставляются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

В ходе приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее ему был дан ответ по существу поставленных вопросов, в том числе в случае прекращения с ним переписки и при отсутствии новых доводов, подлежащих проверке.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных;
  • Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»;
  • Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. №668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел и его территориальных органах»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. №452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с обращением гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления.

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», следующие изменения:

1) абзац третий пункта 2.8 изложить в следующей редакции:

«Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации Обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.»;

2) в пункте 2.9:

в абзаце втором слова «либо не представляется возможным понять существо вопроса,» исключить;

дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

«В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.»;

абзацы третий, четвертый и пятый считать соответственно абзацами четвертым, пятым и шестым;

3) абзац второй пункта 6.1 изложить в следующей редакции:

«Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.»;

4) пункт 6.10 дополнить абзацами вторым, третьим и четвертым следующего содержания:

«На обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований пункта 1.6 настоящей Инструкции на официальном сайте органа прокуратуры Российской Федерации.

Письменный ответ на такое обращение заявитель вправе получить, обратившись с просьбой о его предоставлении.

На письменное обращение, содержащее вопрос, ответ на который размещен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта на официальном сайте органа прокуратуры Российской Федерации, направившему его гражданину в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.».

2. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 сентября 2018 года N 600

О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45

В целях совершенствования работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

приказываю:

1. Внести в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», следующие изменения:

1) абзац пятый пункта 4.14 изложить в следующей редакции:

«разъяснено» — направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;»;

2) пункт 6.8 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

«Проекты ответов на поручения и указания Президента Российской Федерации и иные обращения особого контроля представляются Генеральному прокурору Российской Федерации совместно с докладной запиской, содержащей обоснование отклоненных замечаний и предложений, высказанных соисполнителями.

Проекты ответов по документам указанной категории при наличии в таких ответах предложений по совершенствованию законодательства подлежат в обязательном порядке согласованию с правовым управлением. Изучение в правовом управлении проекта документа не может превышать 5 рабочих дней.».

2. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.Чайка

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

2. ЁТтоёоооёу ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. 1ЭёТуоа 12 ааёааЭу 1993 аТаа // Вт. аад. — 1993. — 25 ааё.

4. 1 ТТёоТЭёТа ОаТёТаТТаТ поаТУЭТёдаТапоаа 2003 / I ЭааТдайёоТйё

ОаТоЭ аТЭТаа ЁадаТё. — Важё! аТпооУа: http://www.investigation.ru. — £ааё. п уёЭаТа.

5. О^ЭёТ Т. А. 976 УЭаа ТааёТуаТТаТ а ОаТёТаТТ-УЭТоаппоаёиТи ёТааёпа ВТппёёпёё ОаааЭа-

оёё, ёёё 976 дайёоёоаёиТйо УТдёоёё / Т. А. О^ЭёТ. — 1. : УёдаТаТ, 2007. — 318 п.

6. ОаТёТаТТа ааёТ 1 1-154/07 // АЭоёа IЭТёао. ЭаёТТ. поаа а. ЫаЭаТпё В1. — 2007 аТа.

7. ОаТёТаТТа ааёТ 1 1-43/07 // АЭоёа I ЭТ ёао. ЭаёТТ. поаа а. ЫаЭаТпё В 1. — 2007 аТа.

8. ОаТёТаТТа ааёТ 1 1-48/07 // АЭоёа I ЭТ ёао. ЭаёТТ. поаа а. ЫаЭаТпё В 1. — 2007 аТа.

9. ОаТёТаТТ-УЭТоаппоаёиТйё ёТааёп ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё УТ птоТуТё^ Та 1 ааёааЭу

2009 а. — 1. : ЁТТЭоп, 2009. — 224 п. — (£аёТТй ё ЁТааёпи).

10. ОаТёТаТиё УЭТоапп : о+аа. аёу пооа. ^Эёа. аодТа ё баёоёиоаоТа / УТа Эаа. Ё. О. АооаТ-ёТ. — 5-а ёда., УаЭаЭаа. ё аТУ. — 1. : £аЭоаёТ-1 , 2004. — 736 п.

I ТпооУёёа 30.09.09.

СеА£А Г ЁВ 1В1 ЁОВ1 ВА

А В I ШЁЁйе II ОА1Ё1АГ I 1

ЙСАИВ1ЁдА1АЙОАА

1 бббаёГТаа Г.В., ебйпёГ А.А.

А Эа1ёао поаоиё УЭаапоааёаТТ ёппёааТааТёа УТ аТУЭТпа! Т УЭааТаТё УЭёЭТаа, дааа-+ао, дТа+аТёё оёадаТёё УЭТёоЭТЭа а Этпёёёп оаТёТаТП поаТУЭТёдаТапоаа, 1апоТ оёадаТёё УЭТёоЭТЭа а пёпоаТа аёоТа УЭТёоЭТЭпёТаТ ТаадТЭа

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации1 предоставляет полномочие давать указания таким участникам уголовного судопроизводства, как прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания: «В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен… давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий» (п. 4 ч. 2 ст. 37); «руководитель следственного органа уполномочен… давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в ка-

честве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения» (п. 3 ч. 1 ст. 39); «.начальник подразделения дознания вправе. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения» (п. 2 ч. 3 ст. 40.1).

В кодексе также упоминаются указания начальника органа дознания, обязательные для дознавателя (ч. 4 ст. 41), но это полномочие не конкретизировано.

1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации

© Г. В. 1оооаёТТаа, А. А. ЁЭипёТ, 2009

Право прокурора давать указания дознавателю и следователю обусловлено его функцией надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Право руководителя следственного органа давать указания следователю, а также право начальника подразделения дознания давать указания дознавателю обусловлены их функцией процессуального руководства и ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью соответственно следователя и дознавателя. Процессуальное полномочие прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания давать указания — это элемент механизма взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания со следователем, дознавателем.

Уголовно-процессуальное право давать указания в отечественном уголовном процессе исторически было присуще только прокурору. Уголовно-процессуальный институт дачи прокурором указаний сохранился и в новом Уголовно-процессуальном кодексе, принятом в 2001 г., хотя и в несколько видоизмененном состоянии, что было обусловлено новыми реалиями общественной жизни, осуществлением правовой реформы и т. п. Так, должностными лицами, наделенными правом давать указания, признаны и руководитель следственного органа, и начальник подразделения дознания.

Последние существенные перемены в уголовно-процессуальном институте дачи указаний в российском уголовном судопроизводстве произошли в 2007 г. в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ и изменениями процессуального статуса характера и объема процессуальных полномочий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя. Были расширены полномочия и процессуальная самостоятельность следователя и руководителя следственного органа. Вместе с тем функции прокурора по надзору за процессуальной деятельностью как органов дознания, так и органов предварительного следствия сохранились (закреплены в ст. 37 УПК РФ), но изменились характер полномочий прокурора и формы и методы осуществления прокурорского надзора. Возможности реализации прокурором функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия сегодня существенно ограниченны.

Итак, полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия уменьшились (в то же время прокурор сохранил большой объем полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания), а полномочия руководителя следственного органа по контролю

за процессуальной деятельностью следователя расширились. Ряд надзорных полномочий, ранее присущих прокурору, сегодня переданы руководителю следственного органа. Наблюдается возрастание роли ведомственного контроля, осуществляемого руководителем следственного органа в отношении следователя. Ранее (до изменений УПК РФ 2007 г.) прокурор имел право наряду с надзором за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия осуществлять предварительное расследование, а также осуществлял процессуальное руководство предварительным расследованием, т. е. фактически руководство деятельностью следователя, дознавателя. Постановления и указания прокурора, будучи формами выражения его надзорной «воли», были за редким исключением обязательны для следователя и дознавателя. С 2007 г. прокурор утратил большинство процессуальных полномочий, которые в том числе позволяли ему осуществлять процессуальное руководство предварительным расследованием (например, право возбуждать уголовное дело, отменять незаконные постановления следователя и др.).

Одной из объективных причин изменения характера и объема процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа является создание Следственного комитета при прокуратуре РФ, что привело к обособлению следственного аппарата органов прокуратуры и вызвало необходимость разработки новых подходов к осуществлению прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования. Указанные изменения уголовно-процессуального законодательства и законодательства о прокуратуре вызвали много обоснованной критики со стороны как ученых, так и правоприменителей. Так, по мнению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З. Еникеева , далеко не все поправки в законодательстве прогрессивны и социально оправданны, кроме того, они противоречат международным стандартам деятельности прокуратур, придающим им главную роль в уголовном судопроизводстве. Таким образом, ученый считает необходимым восстановление полномочий прокурора по надзору за законностью предварительного расследования в полном объеме.

В то же время, подвергая критике отдельные законодательные новеллы по рассматриваемому вопросу, исследователи отмечают положительную роль разделения следствия и надзора как шага к повышению объективности прокурорского надзора . Так, Н. Говорков отмечает, что ранее прокурор, осуществляя одновременно и руководство следствием и надзор за ним, предъявляя претензии к следователю, фактически делал это по отношению к себе

как руководителю следствия. Когда же в 2007 г. надзор и следствие разделили, недовольство следователем со стороны прокурора возросло. Прокуроры перестали игнорировать нарушения, которые, безусловно, были и раньше .

Согласимся с тем, что независимо от качества действующего уголовно-процессуального закона следует приложить все усилия для достижения назначения уголовного судопроизводства, обеспечения прав и законных интересов личности.

Рассмотрим, что понимается под указаниями прокурора.

В Уголовно-процессуальном кодексе нет определения понятия указаний прокурора. Термин «указание» используется в законодательных актах в разных значениях. В УПК РФ, например, — в качестве адресованного судье, прокурору, руководителю следственного органа, следователю требования привести ту или иную информацию, доводы, мотивы при принятии процессуальных решений: «Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения» (ч. 4 ст. 37).

Кроме УПК РФ, термин «указания» употребляет Федеральный закон «О прокуратуре РФ»2 — при перечислении полномочий Генерального прокурора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 17 данного закона «Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников, за исключением штата и структуры сис-

темы Следственного комитета при прокуратуре РФ». В этом случае указания Генерального прокурора — это ведомственные нормативно-правовые акты, правовая природа которых, а также задачи и значение не аналогичны указаниям прокурора в уголовном судопроизводстве. Однако при этом следует отметить, что для обозначения различных по правовой природе полномочий прокурора (т. е. полномочия Генерального прокурора РФ издавать ведомственные нормативно-правовые акты — указания — и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве давать указания дознавателю о направлении расследования, производстве процессуальных действий) законодатель употребил одинаковый термин — «указания», который наиболее полно отражает суть полномочия прокурора в указанных случаях.

Указания Генерального прокурора РФ являются ведомственным нормативно-правовым актом общего характера, принимаемым по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. Указания (в отличие, например, от приказов), как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора в той или иной сфере. Указания могут издаваться на основании как обобщения материалов прокурорской и следственной практики, так и результатов конкретных проверок. Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их деятельности. Некоторые указания Генерального прокурора РФ по обязательности выходят за пределы прокурорской системы. Так, указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности согласно п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре. При этом подразумеваются указания общего, принципиального характера, а не по конкретным уголовным делам. Они являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, направлены на ее совершенствование .

Указания может принимать не только Генеральный прокурор РФ, но и его первый заместитель — Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который издает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками комитета. Кроме того, во исполне-

2 О прокуратуре РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 17января 1992 г. № 2202-1 . Доступ из спрае.-праеоеой системы «Консультант Плюс».

ние приказов Генерального прокурора РФ с целью решения конкретной задачи организации работы или вопроса, касающегося деятельности отдельного подразделения, заместители Генерального прокурора РФ могут издавать соответствующие указания .

Указания — это исконно присущие прокуратуре акты надзора. Именно при осуществлении прокурорского надзора постоянно прослеживается полномочие прокурора давать указания. Например, при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ», Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» наделен полномочием давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения.

Указания используются как способ осуществления руководства вышестоящими прокурорами по отношению к нижестоящим. Примером может служить п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ от 30 января 2008 г. № 15 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»: «Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установ-ленной компетенцией» .

В научной литературе прослеживается единое мнение относительно правовой природы указаний прокурора в уголовном судопроизводстве. Исследователи рассматривают их как акты прокурорского надзора, как меры прокурорского реагирования. Важно уяснение места указаний прокурора среди других мер реагирования при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. По мнению некоторых ис-

следователей , место, которое ранее в арсенале процессуальных полномочий прокурора занимали указания, теперь занято таким полномочием прокурора, как «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия» (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Указания прокурора являются одним из видов процессуальных решений, принимаемых им при производстве по уголовному делу. Как и процессуальные решения, они выносятся только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в пределах их компетенции; выражают властное веление, подтверждают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения, подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений; принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме .

Несмотря на существенное сокращение полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием, его право давать указания сохранилось в отношении не только дознавателя, но и следователя. В большинстве случаев указания прокурора адресованы дознавателю (указания о направлении расследования; о производстве процессуальных действий; а также указания, которые даются в связи с возвращением прокурором дознавателю уголовного дела, поступившего к прокурору с обвинительным актом (указания о производстве дополнительного расследования; указания об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых) в соответствии с п. 4, 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Прокурор может давать следователю указания только последнего типа, т. е. по уголовному делу, расследование по которому фактически завершено и исправить что-либо часто уже невозможно .

Согласно научной литературе полномочия прокурора направлены либо на выявление нарушений закона, либо на их устранение, либо на их предупреждение. Исходя из этого полномочия прокурора давать указания дознавателю относятся ко второму типу .

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ N ‘1^ I Ё

2. АТаТЭёТа Г. ОТоаёё пааёаои ёб+0а… / Г. АТаТЭёТа // £аёТиТпои. — 2008. — 1 7. — N. 31—33.

3. Ааёи А. ОТёёТайё пёТааЭи жёаТаТ ааёёёТЭбппёТаТ удйёа. А 4 о. 0. 4 / А. Ааёи. — 1. : Вбп. уд., 1981—1982. — 683 п.

4. А1ёо9ёаа N. 0аа а1’аЭаа, ааа 0ааа Тадаа / N. АТёоЭёаа // ^аёТиТпои. — 2008. — 1 7. — N. 33—35.

5. АТёёааа ф. I Эааіаіа ‘иё1жаТёа ïЭlёбЭlЭа а батат пбаиЭ|ёда1апоаа / д. АТёёааа // даёттои. 2008. — і 6. — N. 38—41.

7. ГёёёоТаТа N. Ёт’ТёТаТёа оЭааТааТёё ‘ЭТёбЭТЭа / N. Г ёёёоТЭТа // даёТТТТпои. — 2009. — і 4. — N. 25—27.

8. Т ‘ТЭуаёа ЭаппТТоЭаТёу жаёТа Та ааёпоаёу (аадааёпоаёа) ё Эа0аТёу ТЭааТа аТдТаТёу, аТдТа-

ааоаёу, пёааТааоаёу, ЭбёТаТаёоаёу пёаапоааТТТаТ ТЭааТа ё ‘ЭТёбЭТЭа : 1Эёёад АаТаЭаёиТТаТ ‘ЭТёбЭТ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё То 30 уТааЭу 2008 а. і 15 // даёТТТТпои. — 2008. — і 3.

9. ТаааТа N. Ё. №ТааЭи ЭбппёТаТ удйёа : Тё. 57 000 пёТа / ЇТа Эаа. аТёо. оёёТё. Табё, ТЭТо.

Г. ^. 0аааТаТё. — 16-а ёда., ёп’Э. — 1. : Вбп. уд., 1984. — 797 п.

I ТпооТеёа 30.09.09.

Ё А I Ір I N0 I РА^0ЁРА Г ЁЁ АЁNІ I фЁОЁА Г иО Г АхАЁ А 1 АОА Г Ёф 1А А ТQА0^АА Г ЁВ Г ААф!РМ А I ІРIЁфАIАNОАА І I 0А!Ё!АГи 1 ААЁА1

I. А. N66188, Ё. Ё. ШоТмаа

А ЭаТёао ТапоТуйаё поаоиё ёппёааб|эопу аёобаёиТйа ‘ЭТаёаТй Эааёёдаоёё аёп’Тдё-оёаТйо Та+аё а ЭаТёао ‘ТЭуаёа аТдабжааТёу ТаадТЭТТаТ ‘ЭТёдаТапоаа а ЭТппёёпёТТ пТпоудаоаёиТТ і баТёТаТТТ пбаТ’ЭТёдаТапоаа. АаоТЭй ‘ЭёоТауо ё айаТаб Т ТаТаоТ-аёТТпоё пТааЭяаТпоаТааТёу баТёТаТТ-‘ЭТоаппбаёиТТаТ даёТТТааоаёипоаа а +апоё Та-оаТёдТа аТдабжааТёу ТаадТЭТТаТ ‘ЭТёдаТапоаа ё таёпётаёиТТё Эааёёдаоёё а ТаТ аёп’ТдёоёаТйо Та+аё п оаёи|э Тааёажайаё дайёой ‘Эаа ё даёТТТйо ёТоаЭапТа б+а-поТёёТа баТёТаТТаТ пбаТ’ЭТёдаТапоаа, ТааТ’бйаТёу ТаЭаТё+аТёу паТаТай ТажаёТаа-Тёу а ЇТЭуаёа ТаадТЭа. А +апоТТпоё, ‘Эааёааааопу даёЭа’ёои ‘ТёТжаТёа, а пТТоаао-поаёё п ёТоТЭйТ ТажаёТааТёа ТпбжааТТйТ, ïТоаЭïаа0ёт ё ёТйТ, бёадаТТйТ а +. 1 по. 402 ОТЕ ВО ёёоТТ, апобïёа0ааТ а даёТТТб|э пёёб пбаааТТаТ ЭаяаТёу аТёжТТ аёа+и ТаЇШаапоааТТб|з ïЭТааЭёб ïЭааТпбаТТпоё уоТаТ ЭаяаТёу пбаТТ ТаадТЭТТё ёТпоаТоёё.

Исходя из ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ УПК РФ1 состязательность и равноправие сторон предполагает не только четкое разграничение функций субъектов уголовного судопроизводства, но и возможность каждой из сторон активно отстаивать законный интерес, проявлять процессуальную инициативу.

Согласно УПК РФ производство в суде надзорной инстанции построено в соответствии с концепцией «исключительности» данной стадии уголовного процесса , поскольку возбуждение надзорного производства, т. е. инициация проверки правосудности судебного решения, согласно ст. 406 УПК РФ не зависит от во-лезъявления сторон и может осуществиться

Приказ 45

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *