Прибор учета

ЭнергосбыТ Плюс сообщает, что на период действия ограничительных мер по борьбе с коронавирусом согласован следующий временный порядок ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии и горячей воды в жилых помещениях.
Инструкция касается исключительно клиентов – физических лиц и распространяется на приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирных домах по всем территориям области, обслуживаемым ЭнергосбыТ Плюс, а также приборы учета горячей воды в многоэтажных домах Оренбурга и Медногорска.
На период самоизоляции жители могут воспользоваться следующими вариантами ввода в эксплуатацию счётчиков:
1. Если у прибора учёта межповерочный интервал истек до 1 апреля 2020 года, то клиент может заменить прибор учёта собственными силами или при помощи специализированной организации. Для ввода счётчика в эксплуатацию необходимо прислать на официальный адрес электронной почты oren@esplus.ru или при помощи формы обратной связи на сайте компании oren.esplus.ru следующие документы:
— заявление в произвольной форме о вводе индивидуального прибора учёта в эксплуатацию, с указанием номера, марки, даты поверки, начальных показаний на момент подачи заявки, конечных показаний демонтированного счётчика;
— фотографию счётчика с начальными показаниями;
— фотографию замененного прибора учёта с конечными показаниями;
— паспорт и иные документы на счётчик.
Показания будут приниматься к расчету с даты подачи заявки на ввод.
2. Если межповерочный интервал закончился после 1 апреля 2020 года, показания счетчика будут приниматься к расчетам до 1 января 2021 года.
3. Если прибор учёта вышел из строя – клиент должен направить заявление о поломке прибора и данные о его показаниях на момент поломки (с фотографией счётчика) на официальный адрес электронной почты oren@esplus.ru или при помощи формы обратной связи на сайте компании oren.esplus.ru.
Также по этим каналам можно отправить заявку на замену счётчика. До окончания периода самоизоляции начисления будут осуществляться расчетным способом, затем специалисты произведут замену и ввод в эксплуатацию прибора учёта.
4. Клиент может заменить неисправный прибор самостоятельно, но при этом необходимо сначала направить заявление о поломке прибора и данные о его показаниях на момент поломки (с фотографией счётчика) на официальный адрес электронной почты oren@esplus.ru или при помощи формы обратной связи на сайте компании oren.esplus.ru.
После самостоятельной замены следует направить заявку на ввод счетчика в эксплуатацию, порядок действий и перечень документов, прописанны в пункте 1.
Оставить заявку на замену или опломбировку можно также по телефонам Контакт-центра ЭнергосбыТ Плюс:
Бузулук +7 (35342) 39493
Гай +7 (35362) 91990
Кувандык +7 (35361) 50205
Новотроицк +7 (3537) 656801
Оренбург +7 (3532) 543991
Орск +7 (3537) 224035
Прочие территории: 8 (800) 700-10-32.

Вместо применяемых ранее Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (утвержденных приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407 и отмененных в соответствии с приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 361) вводятся новые Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Правила устанавливают порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при проведении судебно-медицинской экспертизы.

К квалифицирующим признакам тяжести вреда, причиненного здоровью человека, Правила в соответствии с положениями УК РФ относят: вред, опасный для жизни человека; потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций; прерывание беременности; психическое расстройство; неизгладимое обезображивание лица; заболевание наркоманией либо токсикоманией; значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть; утрату профессиональной трудоспособности. В отношении вреда средней тяжести закрепляются квалифицирующие признаки: длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. В отношении легкого вреда здоровью в качестве таких признаков рассматриваются: кратковременное расстройство здоровья; незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких признаков тяжесть вреда определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.

Степень тяжести вреда определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом — судебно-медицинским экспертом. Объектом экспертизы может являться живое лицо либо труп (его части), а также материалы дела и медицинские документы. Кроме того, при необходимости эксперт вправе составлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, по получении которых проведение судебно-медицинской экспертизы возобновляется.

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. Производство судебно-медицинской экспертизы ограничивается лишь установлением неизгладимости указанного повреждения.

Закреплены особенности определения степени тяжести вреда здоровью при наличии: повреждений, возникших от неоднократных травмирующих воздействий; множественных повреждений, взаимно отягощающих друг друга; повреждений разной давности возникновения.

27 декабря 2018 года был опубликован Федеральный закон №522, кардинально меняющий отношения между субъектами розничного рынка электроэнергии касающиеся учета с 1 июля 2020 года.
Больше года заинтересованные стороны ждали выхода подзаконного акта, и вот дождались.
18 апреля 2020 год опубликовано Постановление Правительства РФ №554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».
Давайте посмотрим, как видит законодатель совершенствование учета электроэнергии со второго полугодия 2020 года.
После издания Федерального закона я решил, что безучетного потребления больше не будет. Оказалось, всё не так-то просто. Определение безучетного потребления осталось, но оно существенно изменилось.
Если раньше безучетное потребление могло быть выставлено потребителю по одной из трех причин:

  • Вмешательство в работу прибора учета;
  • Несоблюдения сроков извещения об утрате или неисправности прибора учета;
  • И так любимое многими совершение потребителем иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления. То есть фактически всё, что угодно, признанное гарантирующим поставщиком, сетевой организацией или судом искажающим данные об объеме потребления.

Посмотрите, как сейчас выглядит определение безучетного потребления…
1 предложение, 245 слов, 21 пары скобок, 32 запятые.
Как вы думаете – обычный человек вообще способен понять что там сказано? Я сильно сомневаюсь.
Постараюсь дать свою интерпретацию этого определения, но сразу предупреждаю, таких интерпретаций будет много. И в итоге опять нужна наработанная судебная практика, чтобы понять, что всё-таки хотел сказать законодатель. Ну или как суд трактует его слова.
Итак, безучетное потребление это – как и было раньше, вмешательство в работу прибора учета, только теперь еще добавилась информация не только про сам прибор, но и про другие элементы системы учета электроэнергии.
Несоблюдение сроков уведомления об утрате больше не актуально, так как при выходе из строя прибора учета, принадлежащего потребителю, новый устанавливает сетевая организация или гарантирующий поставщик за свой счет. Точнее за счет потребителей, так как эти деньги включаются в тариф то есть сбор денег с потребителей происходит, но уже, что называется, обезличено.
Совершение потребителем иных действий или бездействий тоже ушло в историю. И на мой взгляд – это однозначно хорошо. Так как это неконкретное определение давало большое пространство для маневров недобросовестным участникам рынка электроэнергии, которые выставляли потребителю безучетное потребление по большому количеству подчас надуманных предлогов.
Что же вместо этого…
Конкретизируется, что вмешательство в учет электроэнергии является безучетным потреблением, если элементы системы учета установлены у потребителя или же если обязанность по обеспечению целостности и сохранности возложена на потребителя.
Кроме того, безучетным признается потребление, если подключение энергопринимающих устройств потребителя осуществлено до точки измерения.
Как я понимаю, безучетное потребление с 1 июля 2020 года – это некое переходное положение. Ведь не все и сразу приборы учета будут установлены сетевыми организациями или гарантирующими поставщиками. Долгое время будут в работе большое количество приборов учета и иных элементов систем учета, которые будут находится на балансе потребителей до того момента, пока они не отработают свой ресурс и не будут заменены на учет на стороны квалифицированных участников рынка электроэнергии.
Вообще этот постепенный переход от учета потребителя к учету квалифицированных участников рынка электроэнергии делает и без того сложный для понимания раздел Х правил розничных рынков электроэнергии и без того, объемный и громоздкий – еще менее понятным потребителю. Ну определение безучетного потребления Вы уже видели.
Так что разбирать полностью новые правила я не вижу смысла – мы просто утонем в частностях. Расскажу про те изменения, которые меня больше всего заинтересовали.
Приборы учета постепенно переходят на баланс сетевых организаций и гарантирующих поставщиков
Как уже было сказано, предусмотрена постепенная миграция приборов учета с баланса потребителей на баланс сетевых организаций и гарантирующих поставщиков. Поскольку гарантирующие поставщики обеспечивают учет в многоквартирных домах, а сетевые организации по всем иным присоединениям, дальше я буду говорить только про сетевые организации.
С 1 июля 2020 году весь действующий учет так и остается на балансе потребителей. Сетевые организации обеспечивают учет в процессе технологического присоединения новых энергопринимающих устройств, а также в случаях, если что-то случилось с действующим учетом, находящемся на балансе потребителя. Например, прибор учета вышел из строя или закончился межповерочный интервал.
Сетевые организации также за «свой» счет устанавливают иное оборудование, которое используется для коммерческого учета электроэнергии.
Расходы по обеспечению учета электроэнергии учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение.
Но здесь есть исключения.
Эксплуатация и поверка измерительных трансформаторов, устанавливаемых на подстанциях с уровнем напряжения 20 кВ и выше, а также используемых для учета объектов по производству электрической энергии, осуществляется за счет собственника соответствующих подстанций.
Определение объема потребления электрической энергии
Если раньше объем потребления определялся на основании данных приборов учета или на основании расчетных способов, то есть по максимальной мощности или максимальной токовой нагрузки вводного провода (кабеля), то сейчас при отсутствии актуальных данных об учете электроэнергии к расчетным способам добавилась замещающая информация – то есть показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года, показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда они имелись.
С 1 января 2022 года устанавливаемые приборы учета должны иметь возможность присоединения к интеллектуальным системам коммерческого учета электроэнергии.
В отношении потребителей, осуществляющих электроснабжение с оптового рынка по отдельной группе точек поставки, предусмотрено право потребителей самостоятельно осуществлять установку и обслуживания приборов учета.
Однако, в этом случае потребители оптового рынка также будут оплачивать розничный учет в рамках тарифов на услуги по передаче электроэнергии. То есть будут платить за учет других.
При этом, если собственник системы коммерческого учета направит сетевой организации уведомление, что он отказывается от дальнейшей эксплуатации системы коммерческого учета на оптовом рынке, сетевая организация должна «подхватить» АИИС КУЭ потребителя и обслуживать ее дальше.
Но что-то я очень сомневаюсь, что субъекты оптового рынка электроэнергии на это пойдут. Экономия от обслуживания системы коммерческого учета не сопоставима с возможными убытками от расчетов по замещающей информации на оптовом рынке.
Но право такое есть, а значит и оптовые потребители должны оплачивать учет на рознице. То есть фактически узаконен еще один вид перекрестки.
Сетевые организации осуществляют установку систем учета электроэнергии при технологическом присоединении потребителей, а также в течение 6 месяцев в следующих случаях:
1. с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата установлена в договоре поставки электроэнергии
2. в иных случаях при нахождении прибора учета у потребителя при обращении потребителя с информацией

  • об истечении интервала между поверками,
  • срока эксплуатации,
  • об утрате
  • выходе прибора учета из строя
  • неисправности.

3. с даты выявления:

  • истечения срока поверки
  • срока эксплуатации
  • неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки.

Штрафные санкции для субъектов розничного рынка электроэнергии помимо безучетного потребления
Если прошло более 6 месяцев и прибор учета не установлен, для сетевой организации предусмотрены штрафные санкции, неустойка в размере 50 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии за каждый месяц начиная с 7 месяца, а также неустойка в размере 100 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии начиная с 10 месяца.
При этом неустойка рассчитывается начиная с расчетного периода, в котором получена претензия.
То есть – истек у потребителя срок поверки прибора учета. Его счетчик «превращается в тыкву». До полугода он рассчитывается по замещающей информации и это считается нормой. Если через 6 месяцев сетевая не поставила счетчик – можно рассчитывать на уменьшение платежа за услуги по передаче электроэнергии, но только если потребитель обратился с соответствующей претензией, причем только с месяца обращения. Если учет не устанавливают, скажем 2 года, то никакого срока исковой давности.
Я, конечно, понимаю, что у сетевой организации гораздо больше приборов учета, чем у потребителя, но 6 месяцев рассчитываться по замещающей информации.
Особенно если вспомнить какие требования применялись к потребителям до 1 июля 2020 года. Почему потребитель вынужден был платить по максимальной мощности сразу по истечении межповерочного интервала, а сетевая организация только через 6 месяцев? Несимметрично как-то.
Если прибор учета стоит у потребителя и он 2 раза не допускает представителей сетевой организации для проведения контрольного замера или проверки прибора учета, то объем потребления для такого потребителя увеличивается в 1,5 раза и рассчитывается исходя из замещающей информации или контрольного прибора учета до того момента, пока потребитель не допустит представителей сетевой организации к прибору учета.
Если аналогичная ситуация происходит с прибором учета, установленным на объекте по производству электрической энергии, объем потребления со 2 недопуска до момента допуска считается равным нулю.
Определение объема безучетного потребления
Теперь объем безучетного потребления разделяется для прочих потребителей, населения, а также приравненных к населению категорий потребителей.
Для населения «безучетка» определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Для категорий, приравненных к населению, берется аналогичный период прошлого года, а при отсутствии таких данных, ближайший период, когда показания предоставлялись, и увеличивается в 10 раз.
Для прочих потребителей методика в целом не меняется – также расчет идет исходя из максимальной мощности или допустимой длительной токовой нагрузке вводного провода (кабеля). Изменения здесь коснулись только времени. Безучетное потребление теперь может быть рассчитано максимум за 4380 часов, то есть 6 месяцев, а не год как было ранее.
Ну Вы помните, что через 6 месяцев после обнаружения проблем с учетом сетевая организация должна сделать свой.
Кроме того, конкретизируется, что время для расчета безучетного потребления, которое определяется как 24 часа в сутки вне зависимости от фактического режима работы.
По факту выявленного безучетного потребления расчетный прибор учета признается вышедшим из строя.
Ну то есть, доверия к потребителю больше нет и сетевая делает учет у себя.
На сколько я понял из утвержденных изменений, если потребитель злонамеренно не вмешивается в работу прибора учета или не подключает энергопринимающие устройства в обход приборов учета, безучетное потребление ему больше не грозит. Если обнаруживается, что данные об учете электроэнергии являются неадекватными по причинам, не зависящим от потребителя (например, если прибор учета вышел из строя), потребление рассчитывается по замещающей информации.
Так что с июля 2020 года ожидается значительное снижение выявленных случаев безучетного потребления и это безусловный плюс для потребителей электроэнергии.

Вопрос: В учете как объект основных средств отражены наружные сети электроснабжения, шифр 30017, нормативный срок службы 20 лет. Сеть проложена в земле, для прокладки сети использовался кабель ЦАБСБл.

Правильно ли классифицирован объект?

Ответ: Нет, не правильно. По мнению автора, наружная сеть электропередачи относится к основным средствам с шифром 30019, нормативный срок службы 40 лет.

Обоснование: Нормативный срок службы основных средств определяется в соответствии с Постановлением N 161 в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией <*>.

В техническом кодексе установившейся практики ТКП 181-2009 (02230) приведено следующее определение:

— линия электропередачи — электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии <*>.

Наружная линия электропередачи предназначена для передачи электрического тока и относится к группе сооружений.

Согласно приложению к Постановлению N 161 линия электропередачи классифицируется в зависимости от применяемого материала (кабель) и способа прокладки.

Для определения вида применяемого кабеля следует руководствоваться его маркировкой.

В соответствии с маркировкой кабель ЦАБСБл:

— жила — алюминий;

— изоляция — бумажная, пропитанная нестекающим составом;

— оболочка — свинцовая;

— броня — стальные ленты.

Учитывая способ прокладки и характеристики кабеля, рекомендуем наружную сеть электропередачи отнести к основным средствам с шифром 30019, нормативный срок службы 40 лет.

Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ
Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.
Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.
Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.
Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.
Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.
Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.
Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» — прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.
Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.
Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении….» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу — оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки — в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение — насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения — 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами — 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Прибор учета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *