Претензия по 44 ФЗ

Содержание

Нюансы ведения претензионной работы по ФЗ-44

Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя госконтракты, как правило, содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Действия заказчика на допретензионном этапе

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

Особенности одностороннего отказа от госконтракта

Итоги

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
  2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
  3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
  4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
  5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
  6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Скачать образец ответа

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

Рекомендуем включать в претензию по 44-ФЗ следующие сведения:

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.

Как ведется претензионная работа по ФЗ №44

ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

Законодательное обоснование

При претензионной работе нужно руководствоваться не одним, а целым рядом нормативных актов. В частности, это следующие законы:

  • ГК РФ. Регулирует порядок исполнения обязательств, виды ответственности за неисполнение обязанностей. Также в ГК прописаны возможности одностороннего отказа от контракта.
  • ФЗ №44. В статьях 94 и 95 закона содержится порядок проверки итогов выполнения государственного контракта.
  • АПК. В части 5 статьи 4 указаны ситуации, когда претензионный порядок является обязательным. В части 1 статьи 126 АПК прописано, что истец должен приложить к иску копию претензии, а также документацию, подтверждающую позицию заказчика.
  • Отдельные нормативные акты. Применяются в том случае, если предметом контракта являются отдельные виды объектов. К примеру, авто. Это статья 39 ФЗ №259 «Устав авто» от 8 ноября 2007 года, статья 55 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года.

Также претензионная работа может регулироваться различными ведомственными актами. К примеру, это регламенты, методические рекомендации.

Сроки рассмотрения претензий

Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом. Результаты рассмотрения во многом зависят именно от скорости подачи претензии. Желательно делать это сразу после нарушения прав заказчика. Оптимальные сроки – от 10 до 30 суток.

Направление претензии после выполнения контракта возможно в рамках сроков исковой давности. Однако есть исключения. В частности, это при наличии недостатков и брака товара. В этом случае нужно руководствоваться гарантийным сроком. Если же этого срока нет, устанавливается период в 2 года (пункт 2 статьи 477 ГК).

Сроки ответа на претензию в ФЗ №44 также не прописаны. Раньше в АПК был установлен период в 30 дней. В контракте мог быть установлен иной срок. На данный момент указанные сроки актуальны только для споров, возникших на основании незаконного обогащения.

Сроки обычно указываются в контракте. Если никакого срока там нет, он прописывается в самой претензии. Если в соглашении не прописано, какие именно дни брать при расчете, брать нужно дни календарные. В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

Порядок действий на допретензионном этапе

Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

  • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
  • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика. Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте. Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта.

Особенности оформления претензии

В претензии, подаваемой на основании ФЗ №44, прописываются такие данные:

  • О сторонах контракта: название, адрес.
  • Номер и дата контракта.
  • Причины предъявления претензии.
  • Доказательства нарушений при исполнении договора.
  • Основание для наложения ответственности на поставщика.
  • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
  • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

Важно внимательно отнестись к формированию требований. Они должны быть конкретными и базирующимися на действительных нарушениях. Заказчик может указать меру ответственности, которую он хочет вменить в отношении исполнителя. При этом нужно указать закон, на основании которого будет накладываться ответственность.

Требование заказчика может быть денежным. В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта

Без уважительной причины отказаться от исполнения нельзя (основание – статья 95 ФЗ №44). В частности, должны соблюдаться эти условия:

  • Право на отказ содержится в контракте.
  • Имеются обстоятельства, при которых можно отказаться.

Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Получена продукция ненадлежащего качества.
  • Бракованный или испорченный товар не заменен в установленные сроки.
  • Исполнитель несколько раз нарушал сроки поставки.
  • Заказчик не исполняет все условия контракта.

Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения. В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

Если заказчик отказывается от контракта в одностороннем порядке, он сможет получить от исполнителя только компенсацию реально понесенного ущерба. Датой уведомления будет дата, когда заказчик получил подтверждение о вручении его решения об отказе. Если использованный метод отправки не предполагает получения подтверждения, датой уведомления является дата после истечения 30 дней со дня публикации решения в ЕИС.

Нужно помнить, что само по себе уведомление не обозначает автоматического прекращения действия контракта. У исполнителя остается 10 суток на ликвидацию нарушений. Если они устраняются, заказчик должен отозвать решение. Однако последнее положение неактуально при повторном правонарушении. Если ничего устранено не было, через 10 суток контракт действовать перестает.

Претензионная работа при использовании штрафных санкций

Заказчик обязан подать претензию в том случае, если условия контракта не были исполнены надлежащим образом. Однако она не обозначает автоматического взыскания неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК, пункт 1 статьи 407 ГК).

Взыскать неустойку можно только в том случае, если соответствующее положение содержится в контракте.

Обеспечительные меры

Существуют эти формы обеспечения контракта (часть 3 статьи 96 ФЗ №44):

  • Банковская гарантия.
  • Средства, которые внесены на счет заказчика.

Что собой представляют обеспечительные меры? Это меры, направленные на компенсацию убытков в случае неисполнения положений контракта. Если исполнитель допустит нарушение, заказчик сможет взыскать из суммы обеспечения штраф. Возмещение убытков производится на основании статьи 393.1 ГК.

К СВЕДЕНИЮ! При претензионной работе по ФЗ №44 применяются общие принципы, изложенные в ГК.

При заключении договоров партнеры всегда стараются предусмотреть все нюансы, чтобы избежать спорных ситуаций. Однако учесть все невозможно и проблемы могут возникнуть там, где их совсем не ждешь. Разрешение таких споров и конфликтов через суд — дело нелегкое и затяжное, но и из этой ситуации есть выход. Лучше всего предусмотреть в условиях договора претензионный порядок решения споров.
Действующее законодательство предоставляет контрагентам возможность решить практически любой возникший конфликт с помощью досудебного порядка.
Досудебный порядок является способом урегулировать спорные вопросы между сторонами договора до обращения в суд. При этом данный порядок включает в себя претензионный способ урегулирования конфликтов и иные способы.
Под иным порядком подразумевается, например, обмен корреспонденцией, подача заявлений и уведомлений, переговоры и т.д.
Наиболее распространенным и результативным способом разрешения возникающего спора является направление претензии.
Направление претензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора подразумевает:
— стимулировать контрагента исполнить нарушенное обязательство;
— продемонстрировать серьезность намерений по отношению к контрагенту, нарушившему обязательство;
— зафиксировать просрочку;
— выяснить позицию по имеющемуся спорному вопросу.
Претензионный порядок решения споров может быть предусмотрен нормами закона либо прописан в условиях договора. При этом суд не примет иск к рассмотрению, если обязанность по соблюдению такого порядка не была выполнена.
Внимание! Претензионный порядок представляет собой обязанность кредитора предъявить к должнику требование об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник должен дать на него ответ в установленный срок.
Законодательный уровень
Обязательный претензионный порядок рассмотрения споров установлен законодательством только в ряде случаев.
Во-первых, предъявление претензий к перевозчику. Данный порядок предусмотрен Гражданским кодексом, а также Уставом железнодорожного транспорта РФ, Воздушным кодексом, Кодексами внутреннего водного транспорта РФ и торгового мореплавания РФ.
Претензионный порядок разрешения споров, которые возникают на различных видах транспорта, практически одинаков. Различия только в перечне документов, предъявляемых заявителем для обоснования претензии; круге лиц, которые имеют право на подачу претензии; транспортных организациях, к которым претензионные письма предъявляются; сроках предъявления и рассмотрения.
Во-вторых, обязательно направление претензии оператору почтовой или иной связи, например, при утере важной корреспонденции.
В-третьих, обязательно соблюдается претензионный порядок при разрешении споров, возникших с экспедитором.
В-четвертых, претензия направляется продавцу, если она касается количества, ассортимента, качества, комплектности, тары или упаковки товара.
В-пятых, такой порядок используется при урегулировании спора об изменении или расторжении договора. Например, при досрочном расторжении договора аренды. Если арендатор не выполняет условий договора, то арендодатель до обращения в суд обязан направить претензию с требованием исполнить обязательства.
Договорные условия
При желании контрагенты могут прописать в договоре положения о претензионном порядке разрешения споров.
Не существует обязательных требований к формулировке положений о претензионном порядке. Данный пункт можно написать в договоре следующим образом:
«При неисполнении или ненадлежащем исполнении договора стороны применяют согласительные процедуры», «до обращения в суд стороны обязаны обратиться к контрагенту с предложением исполнить обусловленные договором обязательства» и т.п.
Однако большинство юристов сходятся во мнении, что в договоре необходимо обозначить четкий порядок действий, которые необходимо совершить.
Прежде всего в положениях договора надо прописать, что соблюдение претензионного порядка урегулирования споров является обязательным для сторон. При этом следует определить список конкретных разногласий, которые решаются в претензионном порядке. Далее прописать порядок направления претензии, сроки ее предъявления и рассмотрения, а также перечень документов, которые должны быть приложены к претензионному письму.
Например, условие об обязательном соблюдении претензионного порядка можно изложить так:
«Стороны при исполнении обязательств, возложенных на них условиями договора, обязуются избегать противоречий и возникновения споров. В случае их возникновения Стороны разрешают спорные ситуации с помощью претензионного порядка. Если согласие не достигнуто, то споры и противоречия разрешаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
Также могут быть изложены краткое содержание претензии, адресат и пр.
При заключении договора положения о претензионном порядке лучше всего разместить в отдельном разделе или приложении к договору.

Оформление претензии

Претензия предъявляется только в письменной форме.
В ней вы должны с максимальной точностью изложить ситуацию, которая возникла. Необходимо отразить все ваши требования, а также нормы права и условия договора, которые были нарушены контрагентом.
Как правило, в претензии указывается:
— полное наименование организации, которая направляет претензию. Также могут быть указаны данные свидетельства регистрации в ЕГРЮЛ;
— дата написания претензии;
— адресат претензии;
— наименование «Претензия»;
— четко сформулированные требования;
— обстоятельства, на которых основаны требования;
— разногласия, которые возникли из-за несоблюдения условий договора;
— расчет суммы требования (убытка);
— перечисление возможностей урегулирования спора;
— местонахождение и банковские реквизиты отправителя претензии;
— срок для ответа на претензию;
— перечисление документов приложения.
Документы, которые прилагаются к претензионному письму, могут быть как подлинниками, так и заверенными копиями. Можно также приложить не полностью документы, а выписки из них.
Обязательно указывается, что при невозможности достижения согласия и пропуска срока для ответа на претензию фирма будет вынуждена обратиться в суд.
Адресатом претензии всегда должно указываться лицо, которое не выполнило условия договора, так как при указании иного лица она не будет рассматриваться как претензия.
Претензия подписывается руководителем организации либо иным лицом на основании доверенности.
Документ

Общество с ограниченной ответственностью «Стройка»
10 октября 2014 г. г. Москва

Генеральному директору
ООО «СтройТех»
г-ну Степанову И.В.

ПРЕТЕНЗИЯ

В соответствии с условиями договора строительного подряда № 45 от «25» апреля 2014 г. ваша организация (подрядчик) обязана приступить к работам по возведению офисного здания не позднее «15» сентября 2014 г. (п. 7 договора). Фактически подрядчик приступил к выполнению строительных работ только «05» октября 2014 г., т.е. просрочка начала работ составила 20 календарных дней. Таким образом, подрядчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства о сроках начала работ, предусмотренные договором, и в соответствии с п. 20 договора строительного подряда за нарушение начального срока выполнения работ подрядчик обязан уплатить заказчику неустойку в размере 10% от общей стоимости работ за каждый день просрочки.

Общий размер подлежащей уплате неустойки составляет 99 780 руб. Договором строительного подряда № 45 от «25» апреля 2014 г. предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров (см. п. 15 договора). Срок для ответа на претензию установлен в 30 календарных дней со дня ее отправки.

На основании изложенного, руководствуясь п. 16 договора строительного подряда № 45 от «25» апреля 2014 г. и ст. 708 ГК РФ, прошу в срок, установленный договором для ответа на претензию, добровольно перечислить сумму претензии 99 780 руб. на наш расчетный счет № 88000000003407865772 в банке «Сбербанк России».

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии в указанный срок наша организация будет вынуждена обратиться с иском в арбитражный суд в установленном порядке.

Приложения:
1. Копия договора строительного подряда № 45 от «25» апреля 2014 г. — на 12 стр.
2. Копия согласованного сторонами графика производства строительных работ — на 5 стр.
3. Расчет неустойки.

Генеральный директор ООО «Стройка» __________ / Березкин Д.П./

М.П.

Направление претензии

Основная задача при направлении претензии — зафиксировать факт передачи (отправления) и получения. Это поможет доказать факт соблюдения досудебного порядка решения споров, если придется обращаться в суд.
Также лучше всего вести регистрацию направленных (поступивших) претензий и ответов на них.
Во-первых, претензию можно вручить лично. При этом вы должны оставить себе экземпляр претензии с отметкой контрагента в получении. Данная отметка состоит из даты, печати, подписи и ее расшифровки, а также должности получившего ее работника.
Во-вторых, отослать по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Письмо можно отправить как на юридический, так и на фактический адрес или сразу в оба. У вас должны остаться на руках почтовая квитанция, опись и вернувшееся уведомление.
В-третьих, отправить по электронной почте либо по факсу. Данные способы отправки должны быть оговорены в договоре. Для подтверждения необходимо распечатать электронное письмо или факсимильный отчет об отправке.
Внимание! Доказательством того, что истцом соблюден претензионный порядок, служат копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления.
Судьи будут считать порядок соблюденным, даже если нет доказательств того, что претензия была фактически получена.

Ответ на письмо

После получения и рассмотрения претензии контрагент должен дать ответ. Претензия подлежит рассмотрению в течение срока, установленного договором. Если срок рассмотрения не установлен, то он равняется 30 дням.
Также контрагент имеет право запросить документы, которые необходимы для ее рассмотрения, если они не были приложены. В данном случае направляется запрос, в котором указывается дата или срок, в течение которого они должны быть представлены. При неполучении затребованных документов претензия подлежит рассмотрению на основании тех бумаг, которые есть в наличии.
Ответ может содержать следующие решения:
— о полном удовлетворении претензии;
— о частичном удовлетворении претензии;
— об отказе в удовлетворении претензии.
При полном или частичном удовлетворении в ответе указывается признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. Например, номер и дата платежного поручения на перечисление денежных средств.
Если в удовлетворении отказано полностью либо в части, в ответе указываются причины отказа, правовые нормы и доказательства, обосновывающие отказ. Также возвращаются подлинные документы, поступившие вместе с претензией, прикладываются дополнительные документы, на основании которых было отказано.
Ответ может быть передан лично, направлен заказным письмом и любым иным способом, предусмотренным договором.
Если претензия оставлена без ответа, то, как правило, это признается отрицательным ответом и подразумевает отказ в ее удовлетворении. Однако партнеры при заключении договора могут прописать, что ненаправление ответа на претензию в установленный срок означает признание требований.

Остался только суд

Если спор не был решен с помощью претензии, то последним вариантом решения конфликта является обращение в суд.
Для обращения в суд надо подготовить исковое заявление. Оно подается только в письменной форме и должно содержать:
— название суда;
— название и адрес организации, которая подает иск;
— название и место нахождения контрагента;
— требования к партнеру и обстоятельства, на которых они основаны;
— цену иска и расчет взыскиваемой суммы;
— сведения о соблюдении претензионного порядка;
— сведения о принятых судом обеспечительных мерах;
— перечень документов, которые прилагают к иску.
Иск подписывается руководителем организации или представителем на основании доверенности.
Перед тем как подать исковое заявление в суд, партнеру необходимо направить копии иска и документов, приложенных к нему.
К исковому заявлению прикладываются квитанция о направлении иска контрагенту; квитанция (платежное поручение) об уплате госпошлины; копии документов, на которых основаны требования (договор, акты сверки взаиморасчетов); копия свидетельства регистрации в ЕГРЮЛ; документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка.
О.В.Мичугина
Эксперт по правовым вопросам
Подписано в печать
24.10.2012
Мичугина О.В. Претензионный порядок // Практическая бухгалтерия. 2012. № 11. С. 52 — 55.

Действия заказчика при уклонении подрядчика от подписания контракта

Добрый день, Полина.

2. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. 1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Таким образом, с участником, подавшим заявку, вторая часть которой не рассматривалась, контракт заключить не получится.

Поэтому:

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

И

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

И еще вопрос — на площадке сейчас какие действия для вас доступны?

Несмотря на то, что государством и обществом ведется активная работа по выявлению нарушений в сфере госзакупок, принимаются меры по их пресечению, чиновников привлекают не только к административной ответственности, но и уголовной, участники госучреждений все равно совершают незаконные сделки, причем не всегда в этом есть корыстный мотив, зачастую такое поведение является следствием неосведомленности о существующих рисках.

Однако, незнание закона не освобождает от ответственности и в рамках настоящей статьи мы повысим уровень осведомленности о существующих уголовных рисках и повысим защищенность наших читателей.

В рамках статьи будут даны ответы на следующие вопросы:

  1. Какие действия представителей заказчика в медицинской отрасли вызывают интерес сотрудников ФАС и МВД?
  2. Как информация о вышеуказанных действиях попадает к проверяющим?
  3. Какие действия представителей заказчика могут быть квалифицированы как противоправные, направленные на реализацию преступных схем?
  4. Какие схемы могут привести на скамью подсудимых представителя заказчика в медицинской отрасли?

Противоправные схемы: модификации «картельного сговора» в сфере госзакупок

Одной из самых распространенных схем долгое время в сфере госзакупок остается «картельный сговор», но все чаще появляется информация о выявлении сговора не только между потенциальными поставщиками товаров или услуг, но и между представителем заказчика и поставщиком. Используя данную схему, рискуют все.

Такие действия привлекают внимание не только ФАС, но и подлежат расследованию правоохранительными органами. Каждое из преступлений имеет свой состав. От того какие обстоятельства будут установлены правоохранителями может зависеть квалификация действий заказчика. Наиболее распространенным является привлечение заказчика к уголовной ответственности по ст. 290 «Получение взятки», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 159 «Мошенничество» УК РФ.

Стоит отметить, что в настоящее время в УК РФ имеется ст. 178 «Ограничение конкуренции».

Действующая редакция статьи предусматривает привлечение к ответственности лишь участников торгов, являющихся конкурентами.

В связи с отсутствием баланса между ответственностью участников и заказчиков ФАС РФ был разработан законопроект, направленный на установление ответственности и за сговор участника с заказчиком.

Таким образом, в случае принятия законопроекта заказчики, нарушающие требования антимонопольного законодательства, подпадающего под новый состав ст.178 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности с санкцией до 10 лет лишения свободы при наличии квалифицирующих признаков (получение особо крупного дохода, причинение особо крупного ущерба, совершение организованной группой, с применением насилия или угрозой его применения).

Стоит отметить, что ст. 178 УК РФ будет иметь специальный характер по отношению к статьям, по которым в настоящее время квалифицируются действия заказчиков, а значит будет иметь приоритетный характер и позволит более эффективно привлекать виновников к ответственности ввиду ухода от общих формулировок иных статей УК РФ.

Для получения информации правоохранители используют переписку участников предполагаемого преступления, данные с видеокамер, показания свидетелей и документы как в бумажной, так и в электронной форме.

В случае, если источники информации оказываются не защищенными, правоохранительные органы получают необходимые сведения и с легкостью устанавливают обстоятельства дела.

ФАС РФ предпринимает попытки по расширению имеющихся полномочий. Например, сейчас при выезде ФАС привлекает правоохранителей в случае, если заранее знает о необходимости произведения выемки. Нововведения позволят сотрудникам антимонопольных органов самостоятельно совершать такие действия, что упростит процесс получения доказательств совершения нарушений.

В зависимости от того, кто первый обнаружит признаки нарушений, ФАС или силовики, зависит порядок их дальнейшего взаимодействия. Нередко происходит взаимный обмен данными между органами и проводятся совместные действия по сбору доказательств (например, участие сотрудников ФАС в допросах).

Рассмотрим признаки, которые указывают правоохранительным органам на факт совершения преступления и помогают найти виновных.

Статья 290 УК РФ («Получение взятки»)

Указанный состав охватывает получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В отдельных случаях предусмотрена ответственность от 8 до 15 лет лишения свободы (ч.6 ст. 290 УК РФ). Более 40% лиц, привлеченных к ответственности, получили наказание в виде лишения свободы.

Чтобы квалифицировать действия заказчика по ст.290 УК РФ требуется установить предмет взятки.

Отметим, что предметом взятки могут быть не только деньги, но и ценные бумаги, имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте, услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

В последнее время появляются новые завуалированные формы взяток, которые активно выявляют правоохранители. Так, в одном из наиболее обсуждаемых дел в отношении бывшего сотрудника международного фармконцерна Roche Владислава Александрова было установлено, что врачи получали от Roche денежное вознаграждение под видом платы за участие в конференциях, лекциях и семинарах.

Также под завуалированной взяткой могут рассматриваться: банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; оплата товаров, купленных по заниженной цене; покупка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям; получение льготного кредита; завышение гонорара за лекции, статьи и книги; преднамеренный проигрыш в карты; «случайный» выигрыш в казино; прощение долга; уменьшение арендной платы; уменьшение процентных ставок по кредиту и т.д.

По этой причине в качестве одного из требований для государственных учреждений является принятие и реализация комплаенс процедур: антикоррупционных и антимонопольных.

Под комплаенсом понимают систему мер и процедур, направленных на предупреждение и минимизацию рисков нарушения законодательства.

Как верно заметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский: «Реализация антимонопольного комплаенса в органах власти является важной составляющей проводимой государством антимонопольной политики и предупреждения правонарушений».Стоит отметить, тенденцию к применению комплаенс-процедур и среди коммерческих компаний, ведь они не только помогают снизить возможные риски, повысить рост доверия со стороны контрольных и надзорных органов, минимизировать вероятность проведения проверок, но и могут служить смягчающим обстоятельством при выявлении нарушений.

Переходя к следующему элементу состава преступления, объективной стороне, в которую включают общественно опасные действия/бездействие, последствия и причинно-следственную связь между ними, отметим, что она представляет наибольший интерес, так как совокупность действий/бездействия представителя заказчика при сговоре на торгах как правило схожа, но может оцениваться и квалифицироваться различным образом.

Такие действия могут проявляться в следующем:

— предоставление документов по закупке (заявки о потребностях для формирования и согласования закупки, технического задания) участнику на ознакомление и согласование;

— предоставление информации о технических характеристиках;

— формирование конкурсной документации под конкретную компанию;

— недостаточность информации для потенциальных поставщиков (например, информации о цене);

— позднее размещение информации, следствием которого является несвоевременность ее получения поставщиками и отсутствие времени для реагирования;

-непринятие мер для быстрого извещения заинтересованных лиц о произошедших изменениях в информации;

— искусственное увеличение потребности в товарах без реальной необходимости;

— фиктивное обоснование начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) с привлечением участника, направление запросов на предоставление коммерческих предложений на имя подконтрольных юридических лиц;

— предоставление участнику заявок на участие от иных лиц, в том числе для выявления оснований для отклонения;

— умышленное отклонение заявок иных участников;

— заблаговременная подготовка документов о поставке товара при фактическом неисполнении обязательств с целью первоочередной оплаты товара;

— бездействие при нарушении условий контракта (например, не взыскание неустойки за просрочку).

Эти и другие обстоятельства указывают на наличие объективной стороны преступления.

Существует несколько вариантов реализации объективной стороны, которые предусмотрены статьей 290 УК РФ:

а) совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

в) общее покровительство или попустительство по службе;

г) совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

В связи с относительно недавним условно-досрочным освобождением одного из фигурантов громкого дела бызовской ОПГ, главного врача республиканской больницы Владимира Семенова, вновь стала обсуждаемой выявленная в 2016 году преступная схема.

За взятку в виде денежных средств, смартфона, смарт-часов и др., представитель заказчика до подачи в Министерство заявок на интересующие его поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (далее – ТРУ), сообщал представителю коммерческой компании наименование таких ТРУ, описание их характеристик и иные сведения, а также предоставлял их на ознакомление.

Кроме того, Владимир Семенов оказывал коммерческим организациям покровительство по службе, выражающее в первоочередном перечислении денежных средств в качестве оплаты по заключенным государственным контрактам, а также выполнял иные действия, как незаконные, так и входящие в служебные полномочия, связанные с предоставлением льгот и преимуществ при закупке ТРУ.

Несмотря на то, что действиям фигурантов дана уголовно-правовая оценка по ст. 159 и 290 УК РФ, материалы уголовных дел были переданы в антимонопольный орган, который выявил нарушения ст.11 и ст.17 Закона о защите конкуренции, а также привлек к административной ответственности по ст.14.32 КоАП РФ отдельные компании.

В случае, когда выполняются те же действия, что и при получении взятки, но сам факт передачи денег не может быть доказан правоохранителями, то такое поведение может быть квалифицировано по ст. ст. 159, 285 и 286 УК РФ.

Статья 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»)

Диспозиция рассматриваемой статьи следующая: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Совершение преступления наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Например, бывшему заместителю главврача Печорской ЦРБ Елене Курдюмовой, за создание условий, подготовку документов, общее руководство закупочной деятельностью, подмену собой функций договорного отдела, лоббирование интересов определенных коммерческих организаций, а также дальнейшую своевременную и полную оплату за поставку изначально вменяли ст. 290 ч.6, 290 ч.3, 290 ч. 3 («Получение взятки»), 174.1 ч. 2 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»), 286 ч.1 («Превышение должностных полномочий») УК РФ.

Однако, суд обоснованно отметил, что квалификация действий по ст.286 УК РФ является излишней, так как объективная сторона инкриминируемого деяния в полной мере охватывается ст. 290 УК РФ.

Стоит отметить, что в 2018 году был вынесен 1 251 обвинительный приговор и 24 оправдательных по ст.290 УК РФ, а при рассмотрении преступлений против власти (ст.285-288, 291.1, 292-293 УК РФ) было осуждено 2 882, оправдано 109 лиц.

Статья 159 УК РФ («Мошенничество»)

В других ситуациях, когда отсутствует факт передачи взятки, действия могут быть квалифицированы по ст.159 УК РФ.

Под мошенничеством понимают хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

В качестве ответственности предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет (ч.7 ст. 159 УК РФ).

По данным судебного департамента ВС РФ, за 2018 г. по ст.159 УК РФ было осуждено 22 638 лиц. Из них лишь 6 486 лиц получили наказание в виде реального лишения свободы.

Объективная сторона приведенного состава преступления выражается в противоправных и безвозмездных действиях, которые применительно к сфере госзакупок, могут быть рассмотрены в качестве обмана.

Например, заместитель директора ГБУ «Национального медицинского исследовательского центра им. академика Мешалкина» Евгений Покушалов за хищение из бюджета не менее 1 350 000 000 рублей в ходе проведения торгов по закупке кардиостимуляторов, был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

При рассмотрении дела использовались материалы УФАС о картельном сговоре в отношении ООО «Фаворит», ООО «Медицинские системы», ООО «Клатона», ООО «Новомед», ООО «Фарминтер» и ООО «Инфомед», где в качестве заказчика выступал «Национальный медицинский исследовательский центра им. академика Мешалкина».

Помимо того, заказчик, способствуя победе на торгах определенных компаний, несет риски связанные, с использованием денежных средств, которые он получает за свое покровительство, ведь ст.174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») никто не отменял.

На вырученные от махинаций деньги Евгений Покушалов приобрел недвижимость в США, которую не задекларировал, данный факт стал одним из причин привлечения его к ответственности по ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.

Статья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)

Если обратиться к ст. 285 УК РФ, предусматривающей ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то в составе объективной стороны можно выделить такие признаки как:

1) использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Отметим, что, признак использования своих полномочий из личных интересов можно найти в каждом из совершаемых заказчиком нарушений.

Ввиду того, что рассматривается медицинская сфера, то и существенные последствия можно доказать в каждом из совершенных преступлений: некачественные лекарства, меньший объем закупок из-за завышения НМЦК, нарушение сроков и иные. Все это причиняет вред как пациентам, так медицинскому учреждению и государству в целом.

Для отражения сходства составов обратимся к приговору 2019 г., вынесенному главврачу чувашского онкодиспансера Лидии Воропаевой.

Воропаева Л. обеспечивала победу и заключение контрактов с АО и с аффилированными лицами по выгодной для АО цене, зная, что поставленное оборудование не прошло обязательную госрегистрацию в Росздравнадзоре. При этом, от руководства АО перечислялись денежные средства в качестве безвозмездной помощи медицинскому учреждению.

Перечисление денежных средств не оценено как завуалированная взятка, а в совокупности со всеми обстоятельствами квалифицировано по ч. 3 ст. 285 УК РФ, санкция по которой предусматривает лишение свободы до 10 лет.

В приговоре отмечается, что своими действиями обвиняемая нарушила конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, причинила имущественный ущерб, нарушила интересы государства в сфере обеспечения открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, а также создания равных условий между участниками закупок.

Таким образом, заказчик может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушения в области госзакупок по различным статьям УК РФ в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

Генпрокуратура по итогам прошлого года выявила почти 260 тыс. нарушений использования госсредств при осуществлении госзакупок. Сотрудники надзорного органа вынесли почти 70 тыс. представлений для их устранения, дисциплинарную ответственность понесло более 50 тыс. должностных лиц, а административную — около 15 тыс. По результатам прокурорских проверок было возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел.

В связи с этим, важно отметить, что риски привлечения к уголовной ответственности имеются не только у представителей коммерческих организаций, но и у представителей заказчика. Нарушения могут быть выявлены в ходе осуществления проверки, как антимонопольными органами, так и правоохранительными.

Нормы антимонопольного законодательства распространяются на все компании, независимо от доли на рынке. Сфера госзакупок находится под пристальным вниманием ФАС и правоохранителей. Нарушения, допущенные в ходе закупок, могут закончиться не только административной, но и уголовной ответственностью как для поставщиков, так и для заказчиков.

Даже если Вы работаете в рамках закона, это не дает гарантий, что вашей деятельностью не заинтересуются правоохранители или антимонопольная служба. Вы не можете быть на сто процентов уверены в своих контрагентах, к сожалению, невозможно застраховать себя и от недобросовестного поведения подчиненных, которые из собственных корыстных соображений могут вступить в сговор с поставщиком или элементарно из – за незнания юридических тонкостей, могут нарушить закон, пойдя на поводу у недобросовестного контрагента.

Но отвечать за их ошибки придется Вам и Вашей компании. Чтобы повысить уровень своей безопасности нужно вовремя принять превентивные меры. Нельзя откладывать работу с рисками на «завтра».

В настоящее время разработаны эффективные механизмы, позволяющие выявлять опасные ситуации на ранних стадиях и принимать меры по их устранению.

На первоначальном этапе компания должна установить риски для дальнейшей работы по их минимизации. С этой целью в компаниях проводится уголовно-правовой аудит, который помогает не только выявить бизнес-процессы, которые содержат в себе уголовные риски, но и дает ответ на самый главный вопрос – как исправить ошибки.

Как показывает наш опыт, о некоторых рисках Вы можете знать, но не иметь компетенции и времени на их снижение, а о некоторых — даже не догадываться.

Чтобы минимизировать риски и предотвратить их появление в будущем, необходимо прислушаться к рекомендациям ФАС и приступить к внедрению процедур комплаенса, законопроект о котором был внесен в Государственную думу РФ в начале сентября 2019 г.

Процедуры комплаенса установят стандарты поведения, методику по мониторингу и аудиту рисков компании, а также создадут систему обучения и информирования сотрудников.

Все это обеспечит компании условия для работы в соответствии с законодательством, позволит не нарушить Уголовный кодекс РФ и избежать крупных финансовых потерь и иных неприятностей, с которыми можно столкнуться при работе в сфере госзакупок.

Автор Екатерина Усачева, юрист МКА «Князев и партнеры»

https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/10-17/00074514&npa=74514

Приказ МВД РФ № 878, ФАС РФ № 215 от 30.12.2004 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы»; Приказ Федеральной антимонопольной службы и МВД России от 11 июня 2013 г. № 397/13/426 «О межведомственной рабочей группе ФАС России и МВД России».

«Методические рекомендации должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации при организации мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки» (утв. Минобороны России 09.01.2019).

Относится к материальным составам. В формальных составах преступлениях наступление последствий и причинно-следственная связь не подлежат обязательному установлению.

Данные судебного департамента ВС РФ. http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

Требование об уплате пени по 44-ФЗ

Если между организациями был заключен госконтракт по 44-ФЗ, то в самом документе должен быть прописан претензионный порядок при нарушении положений контракта. При несоблюдении сроков, некачественной работе, неполном оказании услуги и т.п. заказчик направляет исполнителю претензию. Разберемся, как составить такое требование об уплате пени по 44-ФЗ при факте нарушения сроков исполнения условий контракта.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк требования об уплате пени по 44-ФЗ .docСкачать образец требования об уплате пени по 44-ФЗ .doc

Общие сведения

Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.

Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.

К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).

В 44-ФЗ не определен срок направления нарушителю претензии. Понятно, что отправить этот документ важно как можно скорее после выявления нарушения. В ведомственной документации в разных субъектах РФ обозначены сроки от 10 до 30 дней.

Если контракт уже был исполнен и обнаружились какие-либо нарушения, то предъявить требование о штрафе можно в течение срока исковой давности.

О сроках ответа на требование в законе также ничего не сказано. Их обозначают в каждом контракте индивидуально или указывают в самом тексте претензии.

Кстати! Если в контракте не отмечено, какие именно дни имеются в виду, календарные или рабочие, то по умолчанию срок считают в календарных днях.

Как правильно сформировать требование (претензию)

Унифицированной формы такого документа не существует. Требование формируют в свободной форме, указывая всю необходимую информацию.

Итак, что должно быть в документе:

  1. Наименование и адрес получателя претензии.
  2. Наименование и адрес отправителя претензии.
  3. Исходящий номер (под ним регистрируют исходящую корреспонденцию в организациях).
  4. Дату составления претензии.
  5. Наименование документа.
  6. Реквизиты государственного контракта.
  7. Суть контракта: поставка товара, оказание услуги, выполнение работ и т.п.
  8. Основания для ведения претензионной работы (какие обязательства не были исполнены).
  9. Период, за который начислена неустойка, ее сумма.
  10. Приложения к претензии. Это обычно копии контракта, платежек, актов выполнения работ, оказания услуг, расчет суммы неустойки, штрафа или пеней.
  11. Подпись руководителя организации, отправляющей претензию, или его доверенного лица.

Претензию составляют в двух экземплярах. Это необходимо при передаче документа лично или курьером. Получатель должен поставить отметку о получении требования на экземпляре отправителя.

Отправить документ можно с курьером, почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении), по электронной почте.

Образец требования (претензии) об уплате пени по 44-ФЗ

ООО «Гамма»
адрес: г. Ижевск, ул. Елочная, д. 135, оф. 14,
тел. 8(3412) 88-88-88

от АПОУ УР «РМК МЗ УР»
адрес: г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 35,
тел. 8(3412) 99-99-99

Исх. №3452
от «17» мая 2019 года

Требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств,
предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара

«12» апреля 2019 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.

Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2019 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2019 года. Просрочка составила 15 дней.

В п. 10 Контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК стороны установили, что в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, обозначенных в названном договоре, производится взыскание пени в объеме одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, указанных в вышеназванном контракте, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения указанного обязательства.

Таким образом, размер пеней составил 1360 рублей 00 копеек (одна тысяча триста шестьдесят рублей 00 копеек). Просим оплатить пени в течение 10 календарных дней.

Приложения к документу:

  1. Копия контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК.
  2. Расчет размера пеней — бухгалтерская справка от «16» мая 2019 года №45.
  3. Акт поставки товара от «15» мая 2019 года №23-П.
  4. Копия платежного поручения от «15» мая 2019 года №76-П.

Заместитель директора по АХЧ АПОУ УР «РМК МЗ УР» Коновалов П.Р.
Коновалов

Расчет пени (неустойки) по контракту 44-ФЗ. Пример на 2019 год

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.

Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени

С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
  4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.

Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

Правила расчета для поставщиков

Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле:

Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки

Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.

Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.

Пример расчета

Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2018 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2018 года.

Получаем следующие данные для расчета пеней:

1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775.

2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.

3.Количество дней прострочки = 12 дней.

Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей

Правила расчет пеней для заказчика

Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы. Формула для определения размера пени выглядит следующим образом:

Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки

Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта.

Пример расчета

Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей. Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей. Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими:

4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775.

5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей.

6. Количество дней просрочки = 6 дней.

Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 *250 000 * 6 = 387,50 рублей.

При расчете пеней поставщики и заказчики обязаны руководствоваться исключительно нормами постановления Правительства №1042, а также действующего законодательства. При отказе одной из сторон выплатить начисленные штрафы и пени, другая сторона должна обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.

Как рассчитать неустойку за просрочку обязательств по государственному контракту по нормам 44-ФЗ?

Для того чтобы принудить поставщиков к добросовестному и своевременному исполнению обязательств по контракту, в контрактной системе предусмотрена система неустоек. Для их расчета удобнее всего воспользоваться онлайн-калькулятором.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 – Москва
  • +7 (812) 407-22-74 – Санкт-Петербург

Как рассчитать неустойку

Пени следует отличать от штрафных санкций по государственному контракту. Если сторона просрочила исполнение своих обязательств, то ей грозят пени. В случае когда стороной не были выполнены условия контракта, то она должна заплатить штраф (например, при поставке некачественного товара, не соответствующего технической документации товара и пр.). Стоит отметить, что штрафы по нормам 44-ФЗ на порядок превышают пени, поэтому поставщику выгоднее исполнить контракт пусть с просрочкой, но качественно.

Просрочка исполнения государственного контракта возможна как со стороны поставщика, так и заказчика. Ответственность поставщика наступает в случае, если он несвоевременно поставил товар, работу или услугу с учетом установленных контрактом сроков. Ответственность для заказчика наступает за просрочку в исполнении своих обязательств по оплате услуг подрядчика. Заказчику отводится на это 30 дней с момента приемки товара, работ или услуг либо 15 дней (если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства).

Уплата пени происходит на основании требований, поступившей от второй стороны. Заказчик обязан предъявить поставщику требование об уплате пени с расчетом ее суммы, иначе это будет считаться нарушением 44-ФЗ. За данное нарушение заказчику грозит ответственность в виде административного штрафа. Тогда как поставщик вправе отказаться от своих требований к заказчику по собственному желанию. Уплата пени не снимает со сторон обязанности исполнить обязательства по контракту. Заказчик или поставщик могут избежать необходимости уплаты пени, если докажут, что просрочка была вызвана возникновением обязательств непреодолимой силы или прочих форс-мажорных ситуаций (они перечислены в Гражданском кодексе).

Заказчик также вправе удержать сумму пени из денежного обеспечения исполнения контракта и перевести поставщику обеспечение, уменьшенное на размер пени.

За просрочку обязательств по государственному контракту сторонам грозят штрафные санкции в виде пени. В августе 2019 года в Постановление Правительства №1042, посвященному вопросам начисления неустойки, внесены изменения относительно порядка расчета штрафных санкций и пени. В частности, из Постановления исключили пункт, который регулировал начисление пени за просрочку, так как данный документ больше не регулирует начисление пени.

Вопросу начисления пени посвящены ч. 5, 6, 7 ст. 34 44-ФЗ. Важно учитывать, что правила и условия начисления пени в обязательном порядке прописываются в контракте. В этом нормы 44-ФЗ отличаются от требований к договорам, которые подписываются по требованиям Гражданского кодекса. В общем случае, если в договоре не предусмотрена ответственность, то пени начисляются по нормам Гражданского кодекса. В законодательстве о контрактной системе используются унифицированные правила для расчета пени, и они не могут пересматриваться по усмотрению заказчика.

Единые правила расчета для заказчика и поставщика

В настоящее время при расчете санкций за просрочку для заказчика и поставщика используются единые правила. Формула, по которой производится расчет, единая для поставщика и заказчика. Для определения суммы пени нужно:

  • (1/300 ставку рефинансирования ЦБ РФ * количество дней просрочки * сумму неисполненных обязательств).

Ставка рефинансирования регулярно пересматривается Центробанком. В ноябре 2019 года она составляет 6,5%. Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, то первоначально заказчик определяет пени за один этап с прошлой ставкой рефинансирования, а затем – за другой этап с актуальной ставкой.

Пени начисляются за каждый день просроченных обязательств. Их расчет начинается со следующего дня за днем планового исполнения обязательств. Например, поставка товара была запланирована на 11 ноября, отсчет пени стартует с 12 ноября.

При этом пени начисляются на основании суммы контракта за вычетом суммы уже исполненных обязательств. Например, цена контракта составила 150 тыс. р. Первого сентября должна была быть выполнена все поставка, но к этому моменту было поставлено товаров на 100 тыс. р. Следовательно, со 2 сентября начнут начисляться пени на сумму 50 тыс. р. (100 – 50 тыс. р.). Предположим, что товар фактически поставлен 19 сентября. Пени составят:

  • (1 / 300 * 6,5% * 50 тыс. р. * 19) = 205,83 р.

Для заказчика предусмотрены аналогичные правила.

Пример 1. Заказчик подписал акт приема-передачи с поставщиком товара на сумму 500 тыс. р. 1 сентября. С учетом этого оплата по его обязательствам в пользу поставщика должна поступить не позднее 30 сентября. Но заказчик перечислил оплату только 15 октября. Пени за просрочку начнут отсчитываться с 1 октября, просрочка составит 15 дней. Они будут рассчитываться так:

  • (1 / 300 * 6,5% * 500000 * 15) = 1625 р.

Пример 2. По контракту предполагалась поставка товара в размере 200 тыс. р. Он должен быть поставлен 8 сентября. Товар на сумму 55 тыс. р. был поставлен своевременно. Другая часть на сумму 100 тыс. р. поставлена 15 сентября, остаток – 1 октября. Расчет пени будет выглядеть так. За период с 9 по 15 сентября рассчитывается пени за 6 дней на сумму 145 000 р. За период с 15 по 1 октября пени рассчитываются за 15 дней на сумму 45 тыс. р. (145 000 – 100 000). Сумма пени составит:

  • (145000 * 1 / 300 * 6,5 * 6) + (45000 * 1 / 300 * 6,5 * 15) = 188,5 + 146,25 = 334,75 р.

Пример 3. По контракту предполагалась поставка товара в размере 80 тыс. р. Поставка товара должна быть осуществлена в течение 30 дней с момента заключения контракта (до 15.10.2019). Часть товара на сумму 50 000 рублей была поставлена в срок, товар на сумму 10 000 поставлен 17.10.2019, а оставшаяся часть поставлена 21.10.2019. Теперь рассчитаем пени. Просрочка по первой (П1) накладной составила 3 дня, по второй (П2) – 7 дней. Ключевая ставка равна 7%.

  • П1 = (80 000 – 50 000) * 3 * 0.07 * 1 / 300 = 21;
  • П2 = (80 000 – 50 000 – 10 000) * 7 * 0,07 * 1 / 300 = 32,67.

Общая сумма пени, которую должен заплатить поставщик, составляет 53,67 рубля.

Онлайн-калькулятор

В сети доступно большое количество онлайн-калькуляторов, которые позволяют оптимизировать расчеты и произвести все вычисления автоматически. Для этого достаточно задать параметры допущенной просрочки: ее сумму и сроки.

Воспользоваться онлайн-калькулятором для расчета неустойки можно .

Таким образом, в рамках 44-ФЗ предусмотрен единый порядок расчета пени для заказчика и поставщика. Пени определяются на основании 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки и с учетом суммы неисполненных обязательств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Претензионная работа по 44-ФЗ — порядок ведения

При исполнении государственных контрактов между поставщиками и заказчиками нередко возникают конфликтные ситуации. Обращение в суд требует много времени и сил, а также финансовых расходов. Поэтому сторонам рекомендуется решать вопросы в досудебном порядке. Для этого проводится претензионная работа. И поставщикам и заказчикам важно помнить несколько особенностей процедуры выставления претензии и законодательные акты, на которые при этом можно опираться.

Что такое претензия и когда она составляется

Претензией принято называть письмо, составленное на фирменном бланке организации, в котором излагаются требования одной из сторон контракта к контрагенту в случае нарушения условий договора. Претензионная является начальным этапом урегулирования конфликтной ситуации. Она проводится в досудебном порядке. Необходимость составления претензии возникает в следующих случаях:

  1. Несоответствие качества поставленных товаров или выполненных услуг характеристикам, оговоренным в контракте.
  2. Нарушение сроков оплаты или поставки продукции.
  3. Расторжение контракта в одностороннем порядке при серьезном нарушении контрагентом взятых на себя обязательств.
  4. Нарушение прочих условий договора.

Стороны вправе в требовать устранения нарушения, а также выплаты штрафов и неустоек, предусмотренных контрактом. Оформление претензии в спорной ситуации согласно нормам действующего КоАП является обязательным этапом. Без подтверждения ведения претензионной работы исковые заявления судом не рассматриваются.

Законодательное регулирование

Порядок ведения претензионной работы напрямую не прописан в 44-ФЗ. В статье 95 регламентируются лишь случаи составления такого документа по поводу расторжения контракта в одностороннем порядке. В остальных ситуациях необходимо руководствоваться требованиями Гражданского Кодекса России. В нем указана ответственность сторон за неисполнение своих обязательств.

В статье 4 Арбитражного процессуального Кодекса зафиксированы ситуации, в которых ведение претензионной работы обязательно. Так имеется ссылка на то, что иск в суд без подтверждения отправки контрагенту претензии подать будет невозможно.

При составлении претензии можно также руководствоваться отдельными нормативными актами, принимаемыми на региональном или муниципальном уровне. Существуют также узкоспециализированные федеральные законодательные акты, которые помогут разрешить спор при поставке отдельных видов товаров, например, автомобильного транспорта, услуг связи и так далее.

Общие правила составления

Предъявить претензию контрагенту можно уже на следующий день после нарушениям им условий договора. Документ оформляется на официальном бланке. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Подробное описание требований и причин их выставления. Обязательно приводят реквизиты контракта и ссылки на его пункты, которые были нарушены.
  2. Срок, в который контрагент должен исправить нарушения.
  3. Если неисполнение стороной своих обязательств влечет наложение на него штрафа или неустойки, то в претензии следует привести расчет суммы, которую нужно выплатить.
  4. Реквизиты обеих сторон.

К претензии прикладывают документы, подтверждающие правомерность требований. Составляется она в произвольной форме, визируется печатью организации и подписью ее руководителя.

Вручение необходимо произвести лично представителю контрагента. При этом необходимо взять с него расписку, подтверждающую получение. Кроме того, можно воспользоваться и услугами почтовой связи. Отправить документ следует заказным письмом с уведомлением.

Особенности претензии при расторжении контракта

Нормами статьи 95 44-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда госконтракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Такая возможность должна быть прописана в самом договоре. Если заказчик принимает решение о расторжении контракта, то он должен выполнить следующие действия:

  1. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения опубликовать в ЕИС документ о своем намерении расторгнуть договор.
  2. Отправить поставщику уведомление о принятом решении.
  3. В течение 10 дней с момента получения уведомления поставщик имеет возможность устранить нарушение, которое явилось основанием для желания заказчика прекратить договорные обязательства. Если этого сделано не было, то контракта признается расторгнутым. После заказчик имеет право написать претензию в адрес поставщика с требованием о выплате компенсации за понесенные расходы, связанные с заключением контракта.
  4. Заказчик направляет сведения о поставщике в РНП.

Если на требование о выплате компенсации поставщик не отвечает, заказчик получает возможность обратиться в суд.

Особенности претензий при начислении штрафов и неустоек

При нарушении условий контракта сторона имеет право потребовать от контрагента выплату оговоренных в контракте штрафов и неустоек. Возможность выставления такого требования подтверждается нормами статьи 407 Гражданского Кодекса.

Претензия может быть направлена контрагенту сразу же после факта нарушения условий контракта. Если вторая сторона докажет, что обязательства не были исполнены в силу форс-мажора, то она освобождается от выплаты штрафов и неустоек.

Заказчик имеет право покрыть штрафы и неустойки, наложенные на поставщика средствами, внесенными в качестве обеспечения исполнения контракта или банковской гарантией. Удержать можно только ту сумму, которая рассчитывается в соответствии с правилами, прописанными в контракте. До выставления официальной претензии заказчик не имеет право удерживать денежные средства, принадлежащие поставщику. За нарушение этого правила предусмотрена административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Сроки

Претензия оформляется сразу же после свершения факта нарушения условий договора. Иногда она может быть выставлена уже после завершения исполнения контракта. Такое возможно в случае выявления товара ненадлежащего качества. Выставлять требования можно в период действия гарантийных обязательств. Если в контракте гарантии на продукцию не оговорены, то в соответствии с нормами Гражданского кодекса срок предъявления претензий – 2 года.

В 44-ФЗ не прописаны конкретные сроки, в течение которых организация должна рассмотреть поступившую к ней претензию. Поэтому в этом вопросе целесообразно руководствоваться юридической практикой. Срок, который отводится контрагенту для устранения нарушений прописывается в тексте претензии. Чаще он устанавливается в интервале от 10 до 30 дней. При отсутствии ответа после истечения оговоренного срока сторона, подавшая жалобу, может обращаться с исковым заявлением в суд.

Претензионная работа – единственная возможность сторон мирно урегулировать конфликтные ситуации. Грамотно составленная претензия поможет мотивировать контрагента устранить нарушения и выполнить взятые на себя обязательства.

Претензионная работа по 44-ФЗ

Претензионная работа по 44-ФЗ предусмотрена для взыскания штрафов и пени с поставщиков при возникновении конфликтных ситуаций во время выполнения госконтрактов. Также претензия предъявляется заказчику или поставщику при решении в дальнейшем подать на него иск в суд. С ее помощью заказчик может восстановить свои права, которые были нарушены.

Претензия: что это такое и для чего необходима

При выполнении государственных контрактов часто возникают спорные ситуации между заказчиком и исполнителем. Судебное дело забирает много времени, сил и денежных средств, поэтому все чаще стали прибегать к решению конфликтов в досудебном порядке. Именно для этих целей и была предусмотрена претензионная работа по 44-ФЗ.

Претензией называют требования, предъявляемые заказчиком к исполнителю, которые возымеют свою силу при наличии недостатков в предоставляемых услугах или товарах. Также к ней прибегают при ненадлежащем выполнении условий контракта. Все требования должны быть записаны в письменной форме на фирменном бланке организации.

Процедура проводится до подачи иска в суд. Первым шагом является сбор доказательной базы, подтверждающей невыполнение второй стороной обязательств по договору.

Причины составления претензионной работы по 44-ФЗ:

  • если предоставленные услуги или товары не соответствуют качеству или характеристикам, указанным в договоре;
  • если были нарушены сроки поставки или оплаты;
  • при серьезных нарушениях контракта исполнителем и расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке;
  • при несоблюдении остальных условий контракта.

Пострадавшая сторона имеет право требовать ликвидации нарушений и выплаты неустойки и штрафа, прописанных в договоре. Претензия должна быть оформлена в соответствии с КоАП. Если она не будет подтверждена, то суд не примет иск по нарушениям.

Законодательная база

Претензионная работа регламентируется Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г. Но в этом законе не описан точный принцип ведения и условия закупок. В ст.95 указаны только возможные причины составления документа в результате одностороннего прекращения контракта. В других случаях следует придерживаться требований ГК РФ, в котором установлена ответственность участников сделки за невыполнение обязанностей.

В ст.4 АПК указаны ситуации, требующие обязательного начала претензионной работы. Там же отмечено, что подача судебного иска возможна только после подтверждения предъявления претензии исполнителю.

Составляя документ, можно учитывать подходящие муниципальные и региональные нормативные акты. Также следует руководствоваться федеральными законами определенной направленности, которые можно применять при нарушениях в поставке определенных товаров (услуги связи, автомобили и т.д.).

Правила составления документа

Предъявление исполнителю претензии по 44-ФЗ возможно даже на следующий день после выявления нарушений. Максимальный срок подачи – 2 года. Оформление документа обязательно на специальном бланке организации-заказчика. В нем должны быть следующие пункты:

  1. Полное описание требований с указанием ссылок на нарушенные пункты договора.
  2. Срок, дающийся исполнителю на исправление нарушений.
  3. Размер неустойки или штрафа при невыполнении исполнителем своих обязательств.
  4. Реквизиты исполнителя и заказчика.

К претензионному письму должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии оснований для выдвижения требований. Оно может быть составлено в свободной форме, но обязательно требуется подпись руководствующего лица и печать фирмы.

Документ передается лично в руки представителю компании-исполнителя, так как от него требуется расписка о получении письма. Также можно отправить документ почтой, но только в форме заказного отправления с уведомлением о получении.

Претензия при расторжении договора

В ст.95 №44-ФЗ указаны случаи расторжения государственного контракта в одностороннем порядке. В договоре также должны быть описаны подобные возможности. При решении разорвать госконтракт, заказчик обязан соблюсти ряд правил:

  • Сделать официальную публикацию в Единой информационной системе о расторжении договора. На это дается не более 3-х рабочих дней.
  • Оповестить исполнителя о своих намерениях.
  • Дать исполнителю 10 дней на устранения нарушений. Срок отсчитывается со дня получения письма с требованиями. Если нарушения не будут исправлены, то договор автоматически расторгается. Затем заказчик может отправить нарушителю требования об оплате неустойки и компенсации в связи с расходами, которые он понес после подписания договора (ст.407 ГК РФ).
  • Сведения о недобросовестном исполнителе посылаются в РНП.

При отказе поставщика выплачивать компенсацию заказчик может подать судебный иск. Но исполнитель может быть освобожден от оплаты неустойки, если докажет, что невыполнение им обязательств было связано с форс-мажорными обстоятельствами.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна? Да Нет

Претензия по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *