Предварительный медосмотр

Комментарий к Статье 69 ТК РФ

Очередная группа ограничений для заключения трудового договора охватывает ситуации, связанные с необходимостью предварительного (предшествующего заключению трудового договора) медицинского освидетельствования. Уточним, что такое медицинское освидетельствование носит обязательный характер при заключении трудового договора с определенными категориями лиц, поступающими на работу.

Такое освидетельствование, как правило, проводится для определения пригодности лица, поступающего на работу, к выполнению поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) по состоянию здоровья. Одновременно медицинское освидетельствование направлено на предупреждение у работников возникновения, развития и распространения болезней (профессиональных заболеваний).

Отрицательное медицинское заключение, зафиксированное в надлежащей форме и доведенное в установленном порядке до сведения работника и работодателя, формально может рассматриваться в качестве ограничения, препятствия на пути к заключению трудового договора. Вместе с тем следует исходить из того, что установление подобного рода ограничений, их закрепление в соответствующих положениях законодательства имеет целью прежде всего защитить жизненные интересы сторон трудовых отношений.

В соответствии со статьей 69 Трудового кодекса РФ обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат поступающие на работу лица в возрасте до 18 лет. Подчеркнем, что это требование должно выполняться вне зависимости от того, какую именно работу (трудовую функцию) предполагается поручить этим лицам — легкую, относительно более трудную и т.п.

Кроме того, в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ обязательному предварительному медицинскому обследованию при заключении трудового договора подлежат лица, поступающие на:

— тяжелую работу;

— работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы);

— работу, связанную с движением транспорта.

Соответствующие обследования проводятся для определения пригодности этих работников по состоянию здоровья для выполнения поручаемой работы, а также для предупреждения профессиональных заболеваний. В отдельных случаях необходимость проведения предварительного медицинского обследования лиц, поступающих на работу (назначаемых на должность), устанавливается иными федеральными законами. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» такое обследование (в целях подтверждения отсутствия соответствующих заболеваний) должно проводиться в отношении лиц, претендующих на должность судьи.

Подытоживая, отметим, что документированное заключение о результатах медицинского освидетельствования должно объективно отражать то, насколько состояние здоровья лица, поступающего на работу, отвечает характеру (сложности, напряженности и т.п.) работы (трудовой функции), которую предполагается ему поручить в соответствии с трудовым договором. Общий порядок проведения обязательных предварительных медицинских обследований при поступлении на работу определен соответствующим положением.

Другой комментарий к Ст. 69 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с ТК РФ (см. ст. 212 и комментарий к ней) работодатель, обеспечивая безопасные условия и охрану труда, обязан в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Работник не может быть допущен к исполнению трудовых обязанностей, если он не прошел обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр или обязательное психиатрическое освидетельствование (см. ст. 76 ТК РФ и комментарий к ней).

При таких условиях отказ или уклонение без уважительных причин от осмотра (освидетельствования) является нарушением трудовой дисциплины (подп. «в» п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2), которое может служить основанием для расторжения трудового договора.

Следовательно, по общему правилу обязанность пройти предварительное освидетельствование (обследование) вытекает из законодательства, т.е. является статутной, поэтому требование работодателя о прохождении медицинского осмотра как условие заключения трудового договора не может считаться законным.

Если же предварительное медицинское освидетельствование предусмотрено нормативными актами государства, работник обязан пройти его. Работодатель в свою очередь обязан организовать проведение такого осмотра за счет собственных средств (средства обязательного медицинского страхования на оплату расходов медицинских учреждений на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров использованы быть не могут — см. письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 г. N 207/30-3/и «Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров»). Таким образом, в этих случаях прохождение предварительного медицинского освидетельствования является условием заключения трудового договора (вступления договора в силу).

2. Обязательность прохождения предварительного медицинского освидетельствования (обследования) закон связывает с одним из двух факторов: а) с особенностями личности поступающего на работу и б) с особенностями работы, для выполнения которой заключается договор. В свою очередь, особенности работы, поручаемой работнику, определяют необходимость прохождения освидетельствования (осмотра) по соображениям либо обеспечения общественной безопасности, либо охраны труда работника, либо санитарно-гигиенических (эпидемиологических) требований (см. ст. 213 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). Указанная норма соответствует Конвенции МОТ N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946) и Конвенции МОТ N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946) (см. ст. 266 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и Перечень работ, при исполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (освидетельствования), а также Порядок проведения таких осмотров (освидетельствований) утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83.

В соответствии со ст. 328 ТК РФ прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (см. ст. 328 ТК РФ и комментарий к ней; см. также письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»).

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества (п. 3 ст. 25).

Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020. Порядок проведения таких осмотров определяется соответствующим Положением, утвержденным Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (см. также решение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ00-82).

Работники локомотивных бригад проходят также обязательный предрейсовый медицинский осмотр, порядок проведения которого определен Инструкцией МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552.

Летный состав авиации общего назначения проходит обязательное медицинское освидетельствование в сертифицированных и аккредитованных Федеральной авиационной службой России врачебных летно-экспертных комиссиях (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации»). Категории работников и порядок проведения их медицинского освидетельствования определяются Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», введенными в действие Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания к работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья (ст. 55).

5. Обязательный предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры проходят: лица, обслуживающие технологические установки постоянного тока или контактирующие с источниками ПМП; работники, трудовая деятельность которых связана с воздействием электромагнитного излучения радиочастотного диапазона; лица, осуществляющие работы с асбестом и асбестосодержащими материалами; лица, занятые на копировально-множительных работах; и др.

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает (ст. 34), что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении трудовых обязанностей должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Инструкция Минздрава России от 17 мая 2000 г. N 11-7/101-09 «О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов»).

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством РФ. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями (ст. 23).

7. В некоторых случаях государством устанавливаются дополнительные требования к состоянию здоровья работника.

Так, учитывая, что объекты использования атомной энергии являются потенциальными источниками промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека, для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии. Оперативный персонал указанных объектов проходит также предсменные осмотры, имеющие цель предотвратить допуск к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. После перенесенного работником тяжелого заболевания, травмы или длительного перерыва в трудовой деятельности по другим причинам проводятся внеплановые медицинский осмотр и психофизиологическое обследование перед допуском его к работе (Постановление Правительства РФ от 1 марта 1997 г. N 233 «О перечне медицинских противопоказаний и перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии»).

В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязательным условием заключения трудового договора для выполнения определенных видов работ является наличие профилактических прививок. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» устанавливает, в частности (ст. 9), что работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877). Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством РФ и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет (Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017).

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом опыта и научных достижений.

В силу предписания упомянутого Закона Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 предусматривает обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377).

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, утвержденные указанным Постановлением Правительства, устанавливают, что освидетельствование работника проводится на добровольной основе с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных соответствующим Перечнем.

Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет.

Таким образом, при поступлении на работу, указанную в соответствующем перечне, гражданин должен представить справку об отсутствии у него противопоказаний для ее выполнения в силу особенностей психики. Как следует из Закона РФ от 2 июля 1992 г., такая справка может быть выдана по результатам психиатрического освидетельствования гражданина и действительна в течение пяти лет. При отсутствии справки гражданин «на добровольной основе» должен пройти обязательное психиатрическое освидетельствование на предмет пригодности к выполнению данной работы. Термин «добровольная основа» при том, что освидетельствование именуется «обязательным» означает лишь то, что гражданин не может быть подвергнут психиатрическому освидетельствованию принудительно. В то же время отказ его от такого освидетельствования — основание для отказа работодателя в заключении трудового договора. Данное правило является общим для всего содержания комментируемой статьи: гражданин не может быть принужден к представлению любого документа, как и к совершению действия из числа предписанных ст. 65 ТК, однако отказ его от такого представления (действия) исключает возможность заключения с ним трудового договора.

Аналогичного характера процедуры предусмотрены и для некоторых других случаев.

Так, согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может служить наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ (ст. 22). Соответствующий Перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 16 марта 1999 г. N 83, включает:

1) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Следовательно, процедура допуска к государственной тайне (см. п. 12 комментария к ст. 65 ТК РФ) как при заключении трудового договора, так и в рамках уже существующего правоотношения, предполагает обязательное прохождение специального медицинского освидетельствования.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208 утвержден Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве РФ за границей. Следовательно, условием направления (поступления) гражданина на работу в представительство России за границей является прохождение им обязательного медицинского освидетельствования с целью установления отсутствия у него соответствующего заболевания.

Ежегодный медицинский осмотр работников: для чего он нужен

Осмотр сотрудника медицинскими специалистами необходим:

  1. Перед трудоустройством. Дело в том, что работодатель должен быть уверен, что по состоянию здоровья работник соответствует занимаемой должности и может выполнять порученную ему работу. Получается, что заключение о прохождении гражданином медосмотра впервые свидетельствует о том, что он здоров.
  2. В период работы на предприятии. Сотрудник занят выполнение той или иной деятельности и при этом соприкасается с вредными или опасными производственными факторами, то есть может получить ухудшение состояния здоровья. В связи с этим организовывается прохождение периодического осмотра в целях контроля динамики его здоровья.

В чем необходимость проведения ежегодного медосмотра

Медицинские осмотры организовываются на основании требований приказа Минздрава, изданного в 2012 году. А главные положения о проведении медосмотра содержаться в трудовом законодательстве, 212 статье ТК.

В целом получается, что работодатель обязан организовывать прохождение медосмотра на предприятии.

В каждой организационной структуре мероприятие должно быть организовано ежегодно, но при этом не факт, что работник должен проходить медосмотр каждый год.

Следует ориентироваться на нормативный акт — приказ Минздрава, в котором прописано, с какой периодичностью для той или иной профессии либо при работе с вредными факторами положено проходить медосвидетельствание. К примеру, при работе на высоте необходимо проходить осмотры раз в году, а при работе с ПЭВМ раз в два года.

Основы организации профосмотра

Осмотр работников медицинскими специалистами — это мероприятие, требующее не только усилий работодателя, но и затрат денежных средств. Согласно законодательной базе оплата таких услуг осуществляется предприятием и никакой речи об оплате работниками быть не должно. Даже если специалист направляет на дообследование, то оно должно проводиться бесплатно для сотрудника.

Некоторые работники обращаются в частные клиники для того, чтобы их анализы были положительными, хотя это крайне неправильно. Этот момент рекомендуется четко отслеживать ответственному лицу. А также самим сотрудникам необходимо сообщать руководству о том, что их направляют на платные дообследования, чтобы последние могли своевременно пресечь эти противозаконные действия.

Смотрите следующее видео о периодических медосмотрах:

Как правильно организовать прохождение работниками медицинских осмотров? Этот вопрос встает перед многими руководителями. Рекомендуемая последовательность организации прохождения может быть установлена в следующем порядке:

  • разработать соответствующее Положение или стандарт предприятия о прохождении медосмотра;
  • заключать договоры с медицинскими учреждениями, обладающими правом проведения данного мероприятия;
  • ежегодно издавать приказы о прохождении профосвидетельствований;
  • контролировать проведение мероприятия ответственными лицами;
  • на основании актов от медучреждений издавать распорядительные документы о реализации рекомендаций специалистов.

Теперь рассмотрим подробнее каждый пункт.

Рекомендации по разработке Положения

Чтобы в организационной структуре организовать прохождение медицинского освидетельствования, необходимо руководствоваться единым документом. Для этого предлагается разработать и утвердить приказом Положение.

Информация, содержащаяся в документе:

Основные разделы Описание
Общие положения В данном пункте рекомендуется отразить цель разработки положения и указать перечень нормативных и законодательных актов, на основании которого оно разрабатывается. Цель — это обеспечение требований законодательства, а документы — ТК РФ и приказ Минздрава.
Основные положения В них должен быть закреплен порядок организации и прохождения медосмотра, а именно: кто заключает договоры с медицинскими учреждениями, как организовывается прохождение осмотра, например, специалисты приезжают непосредственно в организацию либо работников направляют в поликлинику. Как осуществляется проведение дообследований, в том числе за чей счет проводятся эти мероприятия.
Ответственность Если медосмотр не пройден или не организован соответствующим образом, какие последствия из этого вытекают и каким образом наказывают ответственного.

Проект документов подготавливается службой по охране труда, согласовывается с первичной профсоюзной организацией и юридическим отделом. С положением ознакомляют всех работников без исключения.

Как подавать списки работников на медосмотр

Немаловажно своевременно подать списки всех работников на прохождение медкомиссии. Это рекомендуется выполнить в следующей последовательности:

  1. Подготовить список всех сотрудников по подразделению, чтобы не пропустить никого. Его можно запросить в отделе кадров.
  2. При составлении списков руководствоваться картами спецоценки условий труда, а именно в этих документах имеется пункт о прохождении медосмотра. Если таковых нет, то можно воспользоваться приложениями из приказа Минздрава № 302-Н. В нем подробно расписывается перечень вредных факторов и опасных работ, для которых положено проходить медосмотр. При этом всем стоит учитывать, какие вредные факторы присутствуют на рабочем месте, причем их превышение говорит о том, что сотрудника необходимо включать в список на прохождение комиссии.
  3. В список на медосмотр также рекомендуется включать данные из паспорта сотрудника, номер пенсионного и медицинского свидетельства, место жительства работника по прописке.
  4. Списки обязательно утверждаются ответственным инженером по охране труда и передаются в организацию, проводящую медосмотры.
  5. Перед непосредственной организацией медкомиссии списки уточняются, так как возможна ротация сотрудников.

Первый этап организации проведения медосмотра

Об организации проведения медицинского освидетельствования работников предприятия следует позаботиться заблаговременно:

  1. Разработать график прохождения медосмотра и флюорографического обследования.
  2. Определить, кто будет заключать договоры с медицинскими учреждениями.
  3. Подготовить распорядительный документ об организации мероприятия в отдельных подразделениях.

Медицинские осмотры сотрудников должны проходить по графику

Подписывается документ заинтересованными лицами и утверждается руководителем объекта.

Приказ об организации проведения мероприятия должен в себя включать следующую информацию:

  • в 10-дневный срок до начала профосмотра необходимо ознакомить работников предприятия с необходимостью пройти медкомиссию под подпись;
  • назначить ответственных за прохождение медосмотра и выдачу направлений сотрудникам лиц.
  • определить, в какие сроки необходимо проходить обследование;
  • в распорядительном документе могут быть отражены и иные моменты, касающиеся медосвидетельствования работников: например, доставка специалистов на место проведения мероприятия, если на территории расположен медпункт и имеются все условия прохождения.

Контроль за выполнением данного документа возлагается на руководство объекта, то есть получается, что, в свою очередь, на службу охраны труда или кадровиков.

Второй этап организации проведения медосмотра

Следующим шагом проведения медосмотра является организация непосредственного мероприятия, а именно:

  1. Ответственный за организацию связывается с контактным лицом из поликлиники, отвечающим за проведение профосмотра. Это может быть профпатолог или заведующий клиникой. Работники двух организаций договариваются о нюансах проведения мероприятия, каким образом необходимо сдавать анализы и проходить инструментальные обследования, а также следует направлять работников в поликлинику или организовывать медосмотр в оборудованном медпункте. Договариваться необходимо заблаговременно, чтобы предварительно оповестить всех работников о предстоящем мероприятии.
  2. Медицинские карты специалисты также подготавливают заранее, чтобы выдать сотрудникам перед прохождением медосмотра.
  3. Изначально сотрудников направляют сдать анализы, так как результаты будут подготовлены через некоторое время и направлены на рассмотрение терапевту.
  4. Ели медосмотр организован в медпункте предприятия, то для удобства рекомендуется на дверных полотнах вывесить наименование специалистов, чтобы работники сумели сориентироваться.
  5. Изначально нужно пройти узких специалистов, а завершающим будет посещение терапевта, который делает свое заключение о состоянии здоровья сотрудника, после этого результаты освидетельствования передаются профпатологу.

Не исключено, что на основании проведенного осмотра потребуются дополнительные сведения и сотрудников направят на дообследование для подготовки результата о состоянии здоровья.

Третий этап

Теперь медицинский осмотр пройден, но не завершен до конца, следующим шагом будет обработка результатов. Этим занимаются специалисты.

Если есть сомнения в состоянии здоровья работника, проводятся дообследования

Результаты осмотра врачей, проведенных анализов и инструментальных исследований обобщаются и на основании этого делается заключение, например:

  1. Если на основании результатов у работника нет противопоказаний, то соответственно профпатолог осуществляет допуск к работе.
  2. Если имеются сомнения о состоянии здоровья сотрудника, то назначается проведение дообследований.
  3. Все сведения передаются лицу, ответственному за прохождение медицинского осмотра.
  4. Для проведения дообследований организовывается доставка работников в поликлинику. Сотрудникам назначаются инструментальные обследования, в том числе ультразвуковые, анализы крови и мочи, ЭХО-кг, холтер и иные.
  5. Если по результатам дополнительных обследований результаты состояния здоровья в норме, то профпатолог пишет заключение о допуске к работе сотрудника. Если же, напротив, показания здоровья работника не соответствуют нормальным значениям, то работника отстраняют от работы или фиксируют профессиональное заболевание, что неблагоприятно скажется на предприятии в целом.

Как контролировать проведение, ответственность

Чтобы результаты медицинского осмотра не были отрицательными и как можно меньше приходилось людей отрывать от работы и направлять на дополнительные обследования, работодателю рекомендуется предусмотреть следующее:

  • назначить лицо, ответственное за прохождение профосмотра и выбрать при этом ответственного работника, который бы докладывал о каждом шаге проводимого мероприятия;
  • ответственному в период прохождения осмотра необходимо контактировать со всеми работниками и специалистами, чтобы своевременно решить сложившиеся проблемные ситуации и по возможности исключить данные проблемы.

Стоит отметить, что во время медосмотра могут возникать и проблемы, а именно зафиксировано профессиональное заболевание, которое, как уже отмечалось ранее, может принести неприятности для деятельности всего предприятия в целом. В связи с этим обстоятельством рекомендуется постоянно общаться со специалистами в период медосмотра, быть может, удастся избежать ненужных проблем.

Если осмотр вовремя не пройден, у работодателя могут возникнуть проблемы. Изначально о непрохождении профосмотра руководству должен доложить ответственный за организацию мероприятия.

Если никаких мер не принято, то последствия могут быть разными, к примеру:

  • наказание со стороны государственного инспектора по труду;
  • при расследовании последствий несчастного случая накажут работодателя и непосредственного руководителя.

Наказание может быть административным, а также уголовным. Так что мероприятие рекомендуется организовывать правильно и выполнять все рекомендации специалистов, а при выявлении профессионального заболевания расследование проводить своевременно и качественно и не исключено, что виноват в заболевании сам сотрудник.

О гарантиях работникам, направляемым на медицинский осмотр узнайте в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Предварительный медосмотр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *