Представительство или филиал?

Филиалы и обособленные подразделения организации

Обособленным подразделением является любое территориально удаленное от местонахождения организации подразделение, в котором созданы стационарные рабочие места (то есть на срок более одного месяца) независимо от того, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (ст. 11 НК РФ).

Обособленным подразделением может являться филиал или представительство. Однако отличие обособленного подразделения от филиала и представительства все же существует (ст. 55 ГК РФ).

Разница между филиалом и обособленным подразделением обусловлена тем, что филиал это обособленное подразделение юридического лица, расположенное удаленно от места его нахождения и осуществляющее функции головной организации (либо их часть), в том числе функции представительства. Представительством, в свою очередь, является обособленное подразделение организации, расположенное удаленно от ее местонахождения и представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Простое же обособленное подразделение (территориально удаленное и имеющее стационарные рабочие места) в отличие от филиала не вправе осуществлять функции головной организации (ст. 55 ГК РФ).

Кроме этого, отличие филиала от обособленного подразделения также заключается в том, что сведения о филиале должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Сведения же о простом обособленном подразделении, имеющем стационарные рабочие места, вносить в ЕГРЮЛ не нужно (ст. 55 ГК РФ).

Иными словами, обособленное подразделение – это и филиал, и представительство, и обычное обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства.

Филиал или обособленное подразделение: отличия (таблица)

Делая выбор между обособленным подразделением или филиалом, в первую очередь нужно понимать какие именно функции будут возложены на данное подразделение, планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерского учета, будет ли подразделение иметь отдельные расчетные счета. Для удобства приведем основные отличия в виде таблицы.

Филиал, представительство, обособленное подразделение – различия:


п/п
Простое обособленное подразделение, имеющее стационарные рабочие места Филиал Представительство
1 Функции подразделения
Работник ведет трудовую деятельность на рабочем месте (ст. 11 НК РФ). Осуществляет все или часть функций головной организации. Осуществляет функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Представляет и защищает интересы самой организации (ст. 55 ГК РФ).
2 Возможность ведения коммерческой деятельности подразделением
Может вести коммерческую деятельность через рабочие места (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ). Не может вести коммерческую деятельность (ст. 55 ГК РФ).
3 Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании подразделения
Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 4 ст. 83 НК РФ). Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о филиале нужно внести в ЕГРЮЛ. Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ), поскольку сведения о представительстве нужно внести в ЕГРЮЛ.
4 Отражение сведений о подразделении в ЕГРЮЛ
Сведения не указываются в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 83 НК РФ).
5 Порядок создания подразделения
Приказ генерального директора (директора) (п. 1 ст. 5, подп. 4 п. 3 ст. 40 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Решение собственника организации (п. 1 ст. 5 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, ст. 5 закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
6 Возможность самостоятельного ведения подразделением бухгалтерского учета
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (п. 8 ПБУ 4/99). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех филиалов (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27). Может вести самостоятельный бухгалтерский учет, но бухгалтерская отчетность по организации в целом должна включать показатели деятельности всех представительств (п. 8 ПБУ 4/99, Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27).
7 Возможность открытия подразделением собственного расчетного счета в банке
Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Может открыть собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

-сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

-оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

-филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», где в частности, указано:

«Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса».

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

-принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

-внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

-наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве – регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Филиал (представительство) юридического лица как самостоятельные налогоплательщики

Большинство юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, осуществляют свою хозяйственную деятельность не только по месту своей регистрации, но и в других регионах Республики, через свои филиалы и представительства. Наличие филиала (представительства) создает для юридического лица необходимость для ведения дополнительной бухгалтерской отчетности и уплаты соответствующих налогов. Однако данные действия можно возложить непосредственно на само структурное подразделение юридического лица.

Филиал и представительство с точки зрения налогового законодательства

Статьей 12 Налогового кодекса Республики Казахстан установлено, что филиалом (или представительством) признается структурное подразделение юридического лица.

Общее, более раскрытое понятие филиалу и представительству, дано в статье 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в котором определены их основные отличия между собой.

Согласно пункту 1 статьи 43 Гражданского кодекса, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительством же, согласно пункту 2 статьи 43 Гражданского кодекса, признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия.

Может ли филиал (представительство) юридического лица самостоятельно уплачивать налоги?

Положениями действующего налогового законодательства установлено, что юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по уплате определенного вида налога или иного обязательного платежа в бюджет свое структурное подразделение (филиал или представительство). Для этого юридическое лицо должно совершить определенные юридические действия, а именно:

  1. Принять решение, которым была бы возложена обязанность на структурное подразделение по уплате соответствующих налогов и иных платежей.
  2. При необходимости, в этой части, внести соответствующие изменения в положения о филиале (представительстве) юридического лица.
  3. Уведомить, посредством подачи письменного заявления, налоговый орган по месту регистрации структурного подразделения о соответствующем решении.

Уплата каких налогов (иных платежей в бюджет) может быть возложена на филиал (представительство)?

Особенной частью Налогового кодекса определены виды налогов, уплата которых, по решению юридического лица, может быть возложена на филиал или представительство. К таковым в частности относятся следующие виды налогов и других обязательных платежей в бюджет:

  • Корпоративный подоходный налог (пункт 3 статьи 144 Налогового кодекса).
  • Индивидуальный подоходный налог по доходам, облагаемым у источника выплаты (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса).
  • Налог на добавленную стоимость (в таможенном союзе), при условии если структурное подразделение является стороной по договору (контракту) или получателем товара (статья 276-2 Налогового кодекса).
  • Акцизы (статья 278 Налогового кодекса), для структурных подразделений юридического лица-нерезидента.
  • Социальный налог (пункт 2 статьи 355 Налогового кодекса).
  • Налог на транспортные средства (пункт 1 статьи 365 Налогового кодекса).
  • Земельный налог (пункт 2 статьи 373 Налогового кодекса).
  • Налог на имущество (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
  • Регистрационные сборы (статья 454 Налогового кодекса).
  • Плата за пользование земельными участками (пункт 2 статьи 478 Налогового кодекса).
  • Плата за эмиссии в окружающую среду (пункт 2 статьи 493 Налогового кодекса).
  • Плата за использование радиочастотного спектра (пункт 1-1 статьи 513 Налогового кодекса).
  • Государственная пошлина (статья 533 Налогового кодекса).
  • Плата за размещение наружной рекламы (пункт 1-1 статьи 529 Налогового кодекса).

Когда у филиала (представительства) возникает обязанность по самостоятельной уплате налогов?

Для каждого вышеперечисленного вида налога (сбора) предусмотрены самостоятельные сроки вступления в силу решения юридического лица, которым возложена обязанность на структурное подразделение по уплате каких-либо налогов.

№ п/п Наименование налога, уплачиваемого структурным подразделением Период, с которого вводится в действие решение юр. лица об уплате налогов структурным подразделением Период, с которого вводится в действие решение юр.лица для вновь создаваемых структурных подразделений
1. Корпоративный подоходный налог решение или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом его создания
2. Индивидуальный подоходный налог по доходам решение или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором оно создано
3. Налог на добавленную стоимость (в таможенном союзе) решение не предусмотрено решение не предусмотрено
4. Акцизы решение не предусмотрено решение не предусмотрено
5. Социальный налог решение или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором оно создано
6. Налог на транспортные средства решение или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом его создания
7. Земельный налог решение или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом его создания
8. Налог на имущество решение или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом его создания
9. Плата за пользование земельными участками После уведомления об этом налогового органа по месту регистрационного учета структурного подразделения, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала налогового период не установлено. Соответственно применять правила для уже созданного структурного подразделения
10.

Плата за эмиссии в окружающую среду

После уведомления об этом налогового органа по месту регистрационного учета структурного подразделения, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала налогового период не предусмотрено. Соответственно применять правила для уже созданного структурного подразделения
11. Плата за использование радиочастотного спектра После уведомления об этом налогового органа по месту регистрационного учета структурного подразделения, но не позднее, 10 марта отчетного налогового периода не предусмотрено. Соответственно применять правила для уже созданного структурного подразделения
12. Плата за размещение наружной рекламы После уведомления об этом налогового органа по месту регистрационного учета структурного подразделения, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до наступления предстоящего срока уплаты платы. не предусмотрено. Соответственно применять правила для уже созданного структурного подразделения

Кто несет ответственность за неуплату налогов филиалом (представительством)?

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса, налоговая задолженность, задолженность по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям структурного подразделения юридического лица погашаются за счет денег юридического лица, создавшего данное структурное подразделение.

Таким образом, возложение обязанности по уплате налогов, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений на структурное подразделение, не освобождает от ответственности само юридическое лицо в случае неуплаты данных платежей в бюджет.

Филиал, “дочка”, представительство, отделение – плюсы и минусы для иностранного инвестора

Публикация

Иностранные инвесторы, заинтересованные в присутствии на российском рынке, чаще всего выбирают следующие способы: участие в уставных капиталах хозяйственных обществ в определенном процентном соотношении, в том числе создание дочерних и зависимых организаций, вложение средств в основные фонды филиалов, а также создание таких структурных подразделений как представительство и отделение иностранной компании.
Особенности создания юридических лиц с иностранными инвестициями, филиалов, представительств и отделений организаций-нерезидентов
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство, как правило, создается в случаях, когда компания впервые выходит на российский рынок или проводит в этих целях маркетинговые исследования, а также для обеспечения доступности российских клиентов к головной организации, расположенной за рубежом. Филиал же может в полной мере осуществлять коммерческую деятельность.
Филиалы и представительства подлежат аккредитации в соответствующих органах. Для представительств, как правило, основным аккредитующим органом выступает Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции (далее — ГРП). Эта же палата ведет сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний. Также можно пройти аккредитацию в Торгово-промышленной палате, однако позже необходимо будет обратиться в ГРП для внесения в соответствующий реестр.
По общему правилу филиалы аккредитуются только в ГРП. Но есть исключения для отдельных организаций, зависящие от специфики их деятельности. Например, филиалы банков аккредитуются при Центральном Банке Российской Федерации, филиалы некоммерческих организаций – в Федеральной регистрационной службе.
Хозяйственные общества, такие как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, независимо от участия в них иностранного инвестора, а также размера доли иностранного инвестора, в настоящий момент регистрируются в Инспекции Федеральной налоговой службы.
При регистрации хозяйственных обществ иностранный инвестор может столкнуться с некоторыми неожиданностями, которые не установлены законодательными актами, но возникают на практике.
Прежде всего, при создании хозяйственного общества, единственным учредителем которого выступит иностранное юридическое лицо, бланки для регистрации данной организации, являющиеся обязательными документами для регистрации в Российской Федерации и подлежащие нотариальному заверению, должен подписать непосредственный директор иностранной организации. Если данные бланки будут заверены подписью доверенного лица, налоговая инспекция даст отказ в регистрации на основании непредставления соответствующего бланка.
На практике эту проблему устраняют путем введения второго участника в создаваемое хозяйственное общество (возможно даже на 0,01%). Этим участником может быть любое физическое лицо, которое, будучи участником, осуществит все необходимые регистрационные процедуры.
Вторая неожиданность возникла с 1-го января 2006 года — документы на регистрацию в настоящий момент принимают только лично от заявителя, т.е. от лица, подписавшего регистрационные бланки. Существует возможность отправить документы на регистрацию по почте. Но необходимо помнить, что в этом случае срок создания новой организации значительно удлиниться, поскольку зарегистрированные документы будут отправлены на юридический адрес, то есть адрес, заявленный в учредительных документах создаваемого хозяйственного общества. Следовательно, нужно учитывать еще и сроки прохождения почтовой корреспонденции по Москве.
Помимо регистрации в налоговой инспекции, акционерному обществу также необходимо зарегистрировать первый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам. Документы на регистрацию первого выпуска акций должны быть поданы в течение одного месяца с момента регистрации нового юридического лица с иностранными инвестициями. При этом уплачивается государственная пошлина, составляющая в совокупности 11 000 рублей.
Такого понятия как «отделение юридического лица» Гражданский кодекс РФ не предусматривает. В Налоговом кодексе РФ под отделением понимается широкий перечень структурных подразделений юридического лица: филиал, представительство, бюро, контора и прочее.
Что же чаще всего имеется в виду под отделением на практике? Например, если иностранная организация не уверена, что она выходит на российский рынок надолго, хочет изучить возможность и перспективы работы в данном сегменте, но при этом не готова нести расходы по аренде помещений, по содержанию штата сотрудников, однако имеет желание легализоваться и уплачивать возникающие у нее налоги, то данная иностранная организация может встать на налоговый учет как организация-нерезидент, не создавая юридическое лицо, филиал или представительство. Если организация планирует осуществлять свою деятельность более чем тридцать дней в году, то она встает на налоговый учет в специализированной налоговой (в Москве – в МИФНС № 47). При этом иностранной организации присваивается ИНН и КПП, у организации возникает обязанность сдавать налоговую отчетность.
Если же иностранная организация заинтересована только в открытии счета в российском банке, и она планирует осуществлять деятельность в РФ менее тридцати дней в году (непрерывно или по совокупности), то данная организация встает на учет в другой налоговой по месту нахождения соответствующего банка (в Москве – МИФНС № 50). Данной организации присваивается код иностранной организации (КИО) и КПП. При этом организация не должна подавать налоговую отчетность.
Основные расходы и сроки деятельности созданных структур
При выборе формы присутствия иностранного инвестора немаловажным фактором могут оказаться расходы, возникающие при аккредитации филиала, представительства, создании хозяйственного общества или отделения иностранной компании, а также срок деятельности таких форм.
Таблица 1. Срок деятельности, государственная пошлина, необходимость продления

Филиал,
представительство

Филиал создается на срок от одного года до пяти лет
Пошлина зависит от срока аккредитации
Аккредитация сроком
на 1 год – 500 $ + 60 000 руб.
на 2 года — 1000 $ + 60 000 руб.
на 3 года — 1500 $ + 60 000 руб.
на 5 лет — 2500 $ + 60 000 руб.
По истечении срока аккредитации необходимо продление и уплата новой пошлины
Пошлина за продление:
на 1 год — 1 000$
на 2 года -1 500$
на 3 года — 2 000$
на 5 лет – 2 500$

Представительство создается на срок от одного года до трех лет
Пошлина зависит от срока аккредитации
Аккредитация сроком
на 1 год — 1000 $
на 2 года — 2000 $
на 3 года- 2500 $
По истечении срока аккредитации необходимо продление и уплата новой пошлины
Пошлина за продление:
на 1 год — 1 000$
на 2 года — 1 500$
на 3 года — 2 000$

Общество
с ограниченной ответственностью

Срок не ограничен
Государственная пошлина — 2 000 рублей

Акционерное общество

Срок не ограничен
Государственная пошлина — 2 000 рублей

Отделение

Срок не ограничен
Государственная пошлина — нет

Основные учредительные документы
Основным документом, как филиала, так и представительства, является Положение о филиале (представительстве), где прописываются основные вопросы деятельности данного структурного подразделения. Кроме того, основным документом филиала и представительства является доверенность на директора филиала либо главу представительства.
Основные документы общества с ограниченной ответственностью — Устав и Учредительный договор. В Уставе и Учредительном договоре необходимо указывать состав участников данного хозяйственного общества. Смена состава участников, требует внесения соответствующих изменений в учредительные документы и регистрации данных изменений в налоговой инспекции. Подать документы на регистрацию данных изменений необходимо в течение трех дней с момента принятия решения о таких изменениях.
Основным документом акционерного общества является его Устав. При создании акционерного общества, учредители заключают между собой Договор о его создании, который не является учредительным документом и действует только до момента регистрации общества.
В уставе акционерного общества возможно не указывать состав акционеров. Поэтому при отчуждении акций достаточно будет записи о состоявшемся переходе праве собственности на акции в реестре акционеров, и внесения изменений в устав акционерного общества не потребуется. Из этого правила, однако, есть одно исключение: если акционерное общество состоит из одного акционера, либо в результате каких-либо уступок акций в обществе остался один акционер, данные о нем должны, во-первых, быть опубликованы для всеобщего сведения, а во-вторых, содержаться в Уставе, что потребует регистрации новой редакции Устава.
Основной документ отделения иностранной компании — это решение о создании такого отделения, принятое головной организацией.
Уставный капитал и иные финансовые вложения
Помимо расходов на создание соответствующей формы присутствия иностранный инвестор также должен учитывать расходы на оплату уставного капитала или на иные финансовые вложения в создаваемые им структурные подразделения компании. Размер и порядок оплаты уставного капитала представлен в таблице 2.
Таблица 2. Уставный капитал

Филиал,
представительство

Нет
ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ» предусмотрено вложение иностранным инвестором капитала в основные фонды филиала.

Общество с ограниченной ответственностью

размер уставного капитала общества должен быть не менее 100 МРОТ (10 000 руб.), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества;
на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину; оставшаяся часть — в течение 1 года с момента государственной регистрации общества

Акционерное общество

минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1 000 МРОТ (100 000 руб.) для ОАО и 100 МРОТ (10 000 руб.) для ЗАО;
не менее 50 % акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации, а оставшаяся часть — в течение 1 года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества;

Отделение

нет

Российским законодательством предусмотрены определенные ограничения участия иностранного инвестора в уставных капиталах российских организаций. Подобные изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя.
К примеру, в соответствии с п.2 ст. 61 Воздушного кодекса разрешено создавать авиационные предприятия с участием иностранного инвестора, размер участия которого не превышает 49%. Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (ст. 12) ограничивает долю участия иностранного инвестора в уставном капитале авиационной организации 25%.
Закон РФ от 27.11.1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 6) также предусматривает определенные ограничения для иностранных инвесторов. Но они возникают на этапе лицензирования. Организация, в уставном капитале которой доля иностранного инвестора превышает 49%, имеет право получить лицензию только в том случае, если не исчерпана квота на участие иностранного инвестора. Данная квота устанавливается ежегодно и зависит от совокупного размера доли иностранных инвесторов по отношению к участию российских организаций в уставном капитале страховых организаций.
В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» организация, в которой доля иностранного инвестора превышает 50%, не может выступать учредителем теле- и видео- программ, а также учреждать лица, которые будут осуществлять телевещание на территории более чем половины субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных инвесторов превышает 50%, могут владеть землями сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Оплата уставного капитала
Следует более подробно остановиться на вопросе оплаты уставного капитала.
Таблица 3. Правовые и процедурные особенности оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью нерезидентами РФ.

Вкладом в уставный капитал могут быть

-деньги
— ценные бумаги
— другие вещи или имущественные права
— имущественные права, имеющие денежную оценку

Оплата деньгами

Нерезидент РФ — физическое лицо
— в наличном порядке путем внесения средств непосредственно на накопительный счет регистрируемого ООО
— в безналичном порядке
Нерезидент РФ –юридическое лицо:
— в безналичном порядке

Оплата иным имуществом

денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно;
если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ (20 000 руб.), то обязательно привлечение независимого оценщика;
номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком;
при ввозе имущества на территорию РФ – НДС (за некоторыми исключениями), иногда возможны ввозные таможенные пошлины

Таким образом, уставный капитал может быть оплачен деньгами, ценными бумагами (как внутренними, так и внешними), другими вещами, т.е. любым движимым и недвижимым имуществом, не изъятым из оборота и не ограниченным в обороте. Имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку, также могут бы вкладом в уставный капитал. Действующим российским законодательством не допускается внесение права постоянного, бессрочного пользования земельными участками в уставные капиталы коммерческих организаций.
Как видно из таблицы, нерезидент — юридическое лицо может перечислить деньги в оплату своей доли в уставном капитале только в безналичном порядке. Данное перечисление осуществляется на накопительный счет, открываемый учреждаемому обществу. Денежные средства на накопительный счет могут быть перечислены только в рублях. В случае, если у иностранного инвестора нет возможности перевести денежные средства в рублях, ему придется открыть валютный счет в российском банке. Счета в рублях и валюте юридическим лицам на территории РФ открываются только при условии представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, иностранная организация должна будет встать на учет в налоговой инспекции и получить код иностранной организации (КИО) и КПП.
При предъявлении данного свидетельства в банке, иностранной организации открывается счет, на который переводится валюта. Там же открывается рублевый счет, на который конвертируются денежные средства. С этого рублевого счета деньги переводятся на накопительный счет создаваемого общества.
Логично, что если иностранный инвестор, оплачивает уставный капитал каким-либо имуществом, то он должен ввезти это имущество на территорию РФ. Здесь хотелось бы упомянуть о таможенном аспекте.
При ввозе имущества, которым будет оплачен уставный капитал создаваемого общества, на территорию РФ, в соответствие со статьей 158 Налогового кодекса РФ возникает ввозной НДС. От данного НДС освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, которое ввозится на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал. Перечень данного имущества утвержден приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131.
Также при ввозе имущества на территорию РФ возникают ввозные таможенные пошлины. При ввозе имущества в уставный капитал возможно полное освобождение от ввозных пошлин, если:

  • данный товар не является подакцизным;

  • относится к основным производственным фондам (Постановление Правительства РФ от 01.01.02 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);

  • ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала (Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»).

Оплата уставного капитала акционерного общество во многом совпадает с процедурой оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, но есть и свои особенности.
Оплата уставного капитала акционерного общества происходит путем покупки акций данного общества, которые являются внутренними ценными бумагами. Как видно из Таблицы 2, законодательство допускает оплату акций, приобретаемых при учреждении акционерного общества после его государственной регистрации. Таким образом, при создании данной структуры можно избежать этапа постановки иностранной организации – учредителя на налоговый учет в целях перевода денег в оплату уставного капитала. Денежные средства возможно перевести на валютный счет уже созданного акционерного общества. Как видно из вышеизложенного, возникает реальная экономия времени и средств.
При оплате уставного капитала акционерного общества иным имуществом обязательно привлечение независимого оценщика. После того как оценщик оценил вносимое в оплату акций имущество, участники создаваемого общества утверждают его денежную оценку. По соглашению между участниками она может быть меньше, чем оценка, установленная оценщиком, но не может быть выше.
Возможность отчуждения акций (долей) существует только для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Отчуждение долей в обществе с ограниченной ответственностью возможно только после полной оплаты уставного капитала. Акции могут отчуждаться после полной оплаты и регистрации отчета по итогам выпуска.
Контроль над инвестициями
Важнейшим вопросом для иностранного инвестора при создании какой-либо организации или структурного подразделения является контроль над своими инвестициями. Высшим органом управления в филиале, представительстве и отделении является сама головная организация и ее органы управления. Они принимают все основные решения. Директор филиала либо глава представительства действуют по доверенности. Круг полномочий, который осуществляет глава представительства либо директор филиала, нигде законодательно не установлен. Поэтому вопрос широты их полномочий головная организация решает самостоятельно и отражает в доверенности.
Текущее руководство в обществе с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом. Законодательство РФ не устанавливает каких-либо ограничений по наименованию исполнительного органа. Также наряду с единоличным допускается создание коллегиального исполнительного органа. Компетенция каждого из этих органов должна быть разграничена. Минимальный предел компетенции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества установлен соответствующими законами. Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников, компетенция которого уставлена в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Текущее руководство в акционерном обществе осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). Также допустимо создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекция). Высшим органом управления акционерного общества является Общее собрание акционеров.Далее в таблице представлен вопрос порядка принятия решения и необходимости создания таких органов, как совет директоров и ревизионная комиссия.
Таблица 4. Порядок принятия решений высшим органом управления. Совет директоров. Ревизионная комиссия.

Порядок принятия решений высшим органом управления

Совет директоров

Ревизионная комиссия

Филиал,
Представительство

В соответствии с учредительными документами головной организации

Невозможен

Контроль осуществляют ревизионные органы головной организации

Общество с ограниченной ответственностью

Все решения принимаются определенным большинством от общего числа голосов участников Общества.
— Единогласно
— квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников Общества
— простым большинством

Возможен

Обязательно в обществах, имеющих более 15 участников.

Акционерное общество

Кворум при наличии акционеров – владельцев более 50% голосующих акций Общества.
— Единогласно – преобразование ЗАО в некоммерческое партнерство.
— Квалифицированное большинство в три четверти голосов акционеров, принимавших участие в общем собрании
— простое большинство

Возможен
С числом акционеров 50 и более обязателен

Обязательно

Отделение

В соответствии с учредительными документами головной организации

Невозможен

Нет

Возможность выхода участников предусмотрена только для ООО. Участнику, желающему выйти из состава участников ООО достаточно подать заявление о выходе, и у ООО возникнет обязанность выплатить действительную стоимость его доли. В филиале, представительстве, акционерном обществе такой выход законодательством не предусмотрен.
Пределы ответственности иностранного инвестора
Ответственность иностранного инвестора зависит от формы его присутствия. Головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по всем обязательствам филиала, представительства или отделения. Участники, акционеры хозяйственных обществ не отвечают по обязательствам обществ своим имуществом. В отличие от филиала и представительства, они несут риск убытков только в пределах оплаченных ими акций или долей. Возможно возложение на них субсидиарной ответственности, но лишь в случаях, установленных законом.
Визы и разрешения на работу
Одним из наиболее сложных вопросов для иностранного инвестора является вопрос визовой поддержки и разрешений на работу для персонала создаваемых организаций или структурных подразделений. Особенности данных процедур представлены в таблице 5.
Таблица 5. Визовая поддержка, разрешение на работу.

Филиал,Представительство

Визовая поддержка с момента аккредитации, которую осуществляет Государственная регистрационная Палата при Министерстве юстиции РФ, путем приглашения аккредитованных сотрудников на срок до 1 года, а также Федеральная миграционная служба (ФМС РФ)
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников получается на головную организацию в ФМС РФ.
Иностранным сотрудникам (в том числе руководителям) необходимо получать индивидуальное разрешение на работу. Рабочая виза выдается на основании аккредитационной карточки (учетной карточки) и индивидуального разрешения на работу.

ООО, АО

Организации с иностранными инвестициями для получения приглашений необходимо зарегистрироваться в УФМС России по г. Москве.
Приглашения получаются сроком от 1 месяца до 1 года (Срок действия приглашения устанавливается в зависимости от гражданства приглашаемого сотрудника).
Организации с иностранными инвестициями должна получить на себя разрешение на привлечение и использование иностранных работников в ФМС России (в случае привлечения «визовых» иностранцев)
На каждого сотрудника — нерезидента необходимо получать индивидуальное разрешение на работу.
Визы:
— коммерческая (деловая)
— рабочая (цель поездки – работа по найму)

отделение

невозможно

Таким образом, иностранный инвестор при выборе форм присутствия на российском рынке может оценить плюсы и минусы каждой формы по представленным выше критериям и выбрать наиболее соответствующую своим целям.

Особенности

Гражданский кодекс предусматривает право создавать организации для ведения предпринимательской деятельности. Юридические лица открывают, как правило, обычные граждане. Они же занимаются управлением собственного предприятия.

Любую фирму открывают для получения какого-то положительного результата. Юридические лица имеют такие же права, как и другие субъекты хозяйственной жизни.

Буквально каждая организация, зарегистрированная на территории РФ, может открыть филиал или обособленное подразделение (далее также – ОП). Это право закреплено в статье 55 ГК РФ.

Открывая обособленное подразделение своего предприятия, руководители должны понимать, что речь о создании нового юридического лица в этом случае не идет. Нет у ОП того же правового статуса.

Но для открытия обособленного подразделения одного желания недостаточно. Согласно Налоговому кодексу (ст. 11), оно должно иметь ряд признаков. А именно:

  • адрес головного офиса (тот, что записан в регистрационных и уставных документах) и адрес ОП не должны быть идентичными;
  • обязательно наличие оборудованных рабочих мест, введенных для работы сотрудников сроком от 1 месяца.

Налоговый кодекс содержит информацию и о возможных видах обособленных подразделений: филиал или представительство, или стационарное рабочее место (далее также – СРМ). Каждое из них имеет, как свои особенности, так и общие черты.

Например, об СРП данные в ЕГРЮЛ не заносят. А в случае с филиалом или представительством это обязательно.

Во время создания обособленного подразделения организации нужно заполнить специальный информирующий бланк (для каждого типа ОП он свой) и отнести его в ИФНС.

Подробнее об этом см. «Как открыть обособленное подразделение ООО: инструкция».

Специфика филиала

Филиал – одна из наиболее часто встречаемых форм обособленных подразделений. Эта разновидность позволяет не просто создавать территориально удаленное ОП, но и наделять его множеством функций.

Важной особенностью является то, что филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое может одновременно с этим нести на себе функции и обязанности представительства.

Нельзя объединять понятия филиала и представительства. Эти две формы обособленного подразделения имеют много различий, функциональных, например. Даже определения из ГК РФ свидетельствуют об этом.

Чтобы иметь более четкое понимание, в чем отличие филиала от обособленного подразделения (таблица представлена ниже), необходимо рассмотреть функции, возможности и другие особенности каждой из форм.

Критерий Филиал Представительство СРМ
Какие задачи и функции выполняет Берет на себя функционал головной организации (частично или в полном объеме). Дополнительно может брать на себя функционал, свойственный представительству. Выступает в роли защитника и представителя головной организации. Происходит простое исполнение должностных обязанностей сотрудником на удаленном месте
Есть ли право на ведение коммерческой деятельности Имеет такое право Не занимается ведением коммерческой деятельности Коммерческая деятельность не предусмотрена. Создают только для рабочих отношений с сотрудниками.
Нужно ли ставить в известность ИФНС при открытии Такой обязанности нет Отправлять уведомление в ИФНС не нужно Отправка уведомления в ИФНС обязательна. Сделать это нужно не позднее чем через месяц после открытия.
Нужно ли вносить данные в ЕГРЮЛ Данные должны быть отображены Внести данные о представительстве необходимо Никакие сведения о создаваемых СРМ в ЕГРЮЛ не вносятся.
Что сделать для открытия Собственник компании должен принять соответствующее решение Владелец организации принимает соответствующее решение Приказ об открытии может быть принят исполнительным органом компании
Как правильно вести бухгалтерский учет (отдельно или совместно с головной организацией) Возможно отдельное или совместное ведение учета. Обе формы учета уместны Учет ведет только головной офис. Отдельное законом не предусмотрено.
Может ли быть отдельный от головного офиса расчетный счет Имеет право на открытие своего счета в банке Может производить расчеты при помощи своего счета в банке Не имеет права на открытие собственного счета в банке

Табличная форма позволяет наглядно понять, в чем разница филиала или обособленного подразделения другого типа. Филиал с представительством имеет больше общих черт, чем с СРМ. Последние по своему функционалу, правам и возможностям пусть и являются ОП, но вести самостоятельную деятельность не могут, а занимаются лишь текущей работой в рамках трудовых отношений.

Есть среди этих трех форм «обособок» и свои сходства, и свои различия. Они тесно переплетены друг с другом, но не теряют своей индивидуальности.

Больше всего в глаза бросаются отличия в функционале этих обособленных подразделений. Ведь тип той или иной структуре по закону присваивают как раз на основании задач, которые ставят перед филиалом, представительством или СРМ.

Отличается и целевая направленность каждой формы. Больше всего прав и возможностей имеет филиал. Пожалуй, это основное, чем отличается филиал от обособленного подразделения. Однако это не значит, что остальные ОП не востребованы на практике. Тут все зависит от целей самой организации. Нередко создают сразу несколько разновидностей обособленных подразделений.

Нельзя забывать и об общих чертах всех ОП. Несмотря на серьезные отличия в функционале, всех их не регистрируют в качестве отдельных юридических лиц. Они выступают лишь частью организации. При открытии любого из этих структурных подразделений не нужно вносить коррективы в устав.

Для работы ОП не нужно множества бумаг. Достаточно составить доверенность на его руководителя. Своих уставов эти подразделения не имеют. Главный документ для них – положения, на основании которых они и работают.

Подробнее об этом см. «Что нужно знать про положение об обособленном подразделении ООО: образец».

Наличие оборудованных рабочих мест – еще одно обязательное условие для абсолютно любого ОП. Будь то филиал или обособленное подразделение иного рода.

Представительство или филиал?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *