Представительские расходы 2018

Содержание

Нормы представительских расходов в 2018 году: как определять

Налоговым кодексом установлено, в каком размере нормируются представительские расходы в 2018 году. Этот тип издержек не всегда может быть зачтен в налоговом учете в полном объеме. При расчете внутренних лимитов на траты по организации переговорного процесса или конференций необходимо опираться на показатель совокупного годового фонда по оплате труда.

Состав представительских расходов

Издержки для их отражения в учетных данных должны быть документально подтверждены. К нормируемым представительским расходам относятся такие статьи затрат:

  • платежи, связанные с организацией официальных мероприятий по совместным консультациям и переговорам с действующими контрагентами, партнерами и потенциальными клиентами;
  • оплата трансфера до места встречи;
  • денежные ресурсы, направленные на закупку продукции, необходимой для фуршета;
  • средства, выделенные для оплаты услуг, оказанных компании переводчиком.

Лимит устанавливается на год и поквартально корректируется в зависимости от текущих возможностей и потребностей фирмы. В нормы представительских расходов нельзя закладывать такие виды затрат:

  • платежи, направленные на организацию увеселительных мероприятий;
  • оплата путевок на отдых или реабилитационное лечение;
  • платежи, связанные с декоративным оформлением зала для переговоров;
  • оплата счетов за сувенирную продукцию, даже если предполагается ее вручение участникам переговорного процесса.

Налоговым кодексом закреплено правило, по которому представительские расходы нормируются с привязкой к суммам, потраченным на оплату наемного труда. Для признания издержек в учете необходимо не только иметь запас лимита по ним, но и документальные подтверждения обоснованности трат, доказательства того, что встреча носила официальный характер. Нельзя списать на представительский тип издержек расходы, которые были понесены предприятием в результате проведения неформальной встречи с бизнес-партнерами.

Как вычислить норматив издержек

По законодательным стандартам нормы представительских расходов определяются исходя из текущих трат на оплату труда. Издержки учитываются и сопоставляются поквартально с накопительным эффектом. Схематично этот процесс выглядит так:

  • по итогам квартала вся сумма представительских затрат в бухгалтерском учете должна быть списана в составе расходов от обычной деятельности;
  • для оптимизации налогового учета после окончания каждого квартала подсчитывается объем ресурсов, затраченных на оплату труда персонала с начала года;
  • по полученному значению ФОТ осуществляется нормирование представительских расходов за период с начала года по текущую дату;
  • списание в налоговом учете представительских трат на прочие издержки в части, которая не превышает лимит на дату закрытия квартала;
  • расходы, которые не удалось списать в налоговом учете в течение текущего периода, могут переноситься на следующие кварталы в рамках одного налогового года.

Затраты, оставшиеся несписанными на конец года, относятся к категории издержек, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Представительские расходы нормируются в размере 4% от величины ФОТ. Показатель заработной платы определяется одним из способов:

  • если предприятие применяет метод начисления, ориентироваться надо на начисленную сумму зарплаты;
  • если компания пользуется приемам кассового метода, за основу надо брать фактически выплаченные работникам доходы;
  • если организация по одному из направлений деятельности применяет ЕНВД, из общей величины ФОТ необходимо отнять зарплату персонала, который занят на работах в рамках бизнес-проекта, функционирующего на условиях спецрежима.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В каком размере нормируются представительские расходы

Представительскими расходами называют затраты на обслуживание официальных партнеров по бизнесу при проведении встреч или переговоров, независимо от времени и места, где происходит данное событие.

Лимиты по Федеральному законодательству на 2018 год

В бухгалтерском учете представительские расходы регулируется нормативными документами Федерального законодательства Российской Федерации, а также бухгалтерскими положениями и Налоговым кодексом.

Представительские расходы формируются на основании годового фонда оплаты труда, соответственно, размер нормы, которая предусмотрена на такие затраты, формируется по окончанию отчетного периода.

Опираясь на нормативное Федеральное Постановление РФ, представительские расходы в 2018 году нормируется ставкой 4% от расходов, предназначенных на оплату труда работникам подконтрольного предприятия за отчетный год.

Состав и документальное оформление

Перечень, который регулирует состав представительских расходов, утверждается самостоятельно руководителем предприятия. После того как был пересмотрен Федеральный закон 402-Ф3, упоминание об определенном составе встреч с партнерами было исключено, только Налоговым кодексом в ст. 264 был определен порядок официального (формального) приема.

В обслуживание такого рода встреч включаются:

  1. Затраты на транспортировку представительского состава на мероприятие и обратно.
  2. Фуршетное обслуживание непосредственно на самом мероприятии (переговорах).
  3. Если штатное расписание не предусматривает единицу переводчика на предприятии налогоплательщика, то затраты на оплату услуг лингвиста предусмотрены для проведения переговоров.

Также существует ряд факторов, которые не относятся по мнению Налоговой службы к представительским расходам:

  1. Аренда помещения для проведения конференций.
  2. Затраты на проведение профилактики и лечение заболеваний, а также отдых в рамках мероприятия. Официальными Письмами Правительства РФ предусмотрены затраты на развлекательную программу (заказ артиста).
  3. Если проведение переговоров проходит с физическим лицом.
  4. Не всегда на законодательном уровне транспортировка и проживание прибывших лиц на переговоры может считаться представительскими расходами, так как у иностранных партнеров такие расходы считаются командировочными.
  5. Сувенирная продукция, которой обычно обмениваются стороны-партнеры с символикой подконтрольных им предприятий, не может быть включена в сумму затрат на проведение конференции на основании Положения Министерства Финансов РФ.
  6. Затраты для мероприятий на буфетное обслуживание учитываются только при предоставлении в законодательные органы уточненного перечня и документального подтверждения завтрака, обеда и ужина в размере установленной ставки 4% согласно Федеральному законодательству РФ.
  7. В соответствии с официальными Письмами Минфина, затраты на приобретение алкогольных напитков для проведения переговоров или конференций могут быть рассмотрены как представительские, с условием полного предоставления отчетной документации.

Расходы на оформление зала, где непосредственно будет проводиться деловое мероприятие, в представительские не входят, так как на законодательном уровне такие затраты не предусмотрены, даже если тому будет официальное документальное подтверждение.

Все дополнительные расходы на обслуживание конференций, которые не регулируются Федеральным законодательством, могут производиться за счет чистой прибыли предприятия.

Правильное определение размера представительских расходов требует бухгалтерского учета и официального документального подтверждения. Для того чтобы избежать налоговых проверок, а также штрафов контролирующих органов следует тщательно подготовить необходимую документацию, отталкиваясь от принципов проведения переговоров:

  • подтверждение официальности конференции;
  • значимость целесообразности экономических расходов;
  • ведение отчетной документации.

Официально правильно составленными документами признаются:

  • отчетность, составленная на основании законодательства РФ;
  • документация, оформленная в рамках делового оборота;
  • косвенная отчетность, составленная в пределах представительских расходов.

Согласно ст. 9 закона 402-Ф3, утвержденного в 2013 году, представительские расходы субъекта хозяйственной деятельности ведутся учетной документацией с установленными реквизитами:

  • наименование подтверждения и дата его оформления;
  • название предприятия, которое проводит переговоры;
  • полное содержание факта проведенной деятельности;
  • указание единицы измерения натурального и денежного выражения;
  • предоставление в отчетности полного наименования должности лица, которое произвело сделку, а соответственно, является ответственным за ее проведение;
  • указание идентификации лиц, производивших переговоры (фамилия, инициалы, подпись).

Официальная документальная отчетность, подтверждающая представительские расходы, которую требуют контролирующие органы Минфина РФ:

  1. Приказ по предприятию, утвержденный руководителем, который подтверждает расходы на представительские цели.
  2. Смета затрат.
  3. Первичная документация (квитанции) на приобретение тех или иных товаров или оплату услуг, которые внесены в расходы по мероприятию.
  4. Отчет о проведенной конференции.
  5. Определение целей и документальное оформление результатов проведения переговоров.
  6. Обозначение размера суммы затрат на проведение сделки.

В обязательном порядке все операции и процедуры по проведению каких-либо мероприятий должны подтверждаться первичной документацией, согласно видению бухгалтерского учета, а также установленной учетной политики предприятия.

Расчет норматива для списания

Затраты на проведение конференций и сделок регулируются нормативной ставкой. При начислении на отчетную дату налога на прибыль в него включаются расходы на представительские цели, не превышающие ставку в 4% от фонда оплаты труда организации.

Такие затраты учитываются нарастающим методом, поэтому переначисление суммы затрат необходимо проводить ежемесячно либо ежеквартально, в зависимости от выплаты авансовых платежей.

Учет затрат на мероприятия в налоговой и бухгалтерской отчетностях различаются, поэтому часто предприятия пользуются возможностью не отражать расходы в одном отчетном периоде, а показать их в следующем.

Если сумма затрат превышает норматив, то ее зачастую отражают на отдельном субсчете при видении аналитического учета. В бухгалтерском учете эту разницу называют постоянной, поэтому на таком основании предприятие обязано сформировать налоговые обязательства. При возникновении постоянной разницы на протяжении отчетного года, в последующие периоды сумма затрат может уложиться в рамки установленного лимита.

Такая операция сопровождается проводкой Дебет 99 (постоянное налоговое обязательство) Кредит 68 (расчеты по налогу на прибыль).

Как увеличить

При учете максимального объема затрат прежде всего следует изучить правомерные нормативы, которые используются в целях оптимизации налогообложения организации. Главной целью и поставленной задачей для ответственных лиц является правильное планирование и определение эффективной учетной величины расходов.

Учет затрат на оплату труда предусматривает на законодательном уровне начисления и выплаты в соответствии с трудовым и коллективным договором на обслуживание персонала предприятия и их содержание, в том числе: спецодежда, оплата коммунальных услуг, надбавки, премии, возмещения.

Досписание затрат по итогам налогового периода может происходить при отсутствии учета расходов в предыдущем отчетным периоде.

При учете представительских расходов в бухгалтерии их учитывают в привычных видах деятельности предприятия и фиксируют в дебете производственных затрат, что сопровождается проводками:

  • Дебет 44 Кредит 60 – предоставлены услуги;
  • Дебет 19 Кредит 60 – обозначен НДС.

При выделении денежных средств ответственному за мероприятие лицу делаются записи:

  • Дебет 71 Кредит 50 – выдача средств на проведение переговоров;
  • Дебет 26 Кредит 71 – отражение расходов авансовым платежом.

При затрате организацией каких-либо собственных ресурсов или материалов, в бухгалтерии это отражается как Дебет 26 Кредит 10 – списание ТМЦ для проведения конференции.

Следует тщательно планировать представительские расходы согласно норме, которая утверждена на Федеральном уровне, а также корректно и ответственно определять суммы затрат в соответствии с налоговым и бухгалтерским законодательством.

Подробнее про представительские расходы — в данном видео.

В каком размере нормируются представительские расходы в 2017-2018 годах?

Представительские расходы 2017-2018 нормируются в размере 4% от затрат на оплату труда предприятия. Каким образом можно избежать претензий налоговиков и добиться максимально эффективного использования данных расходов в целях оптимизации налоговой нагрузки на предприятие, узнайте из нашего материала.

Нормирование представительских расходов в 2017-2018 годах (лимиты по федеральному законодательству)

Как увеличить норматив представительских расходов: учет максимального объема затрат

Увеличить норму представительских расходов: учет затрат на оплату труда

Увеличить норму представительских расходов: досписание затрат по итогам налогового периода

Итоги

Нормирование представительских расходов в 2017-2018 годах (лимиты по федеральному законодательству)

Представительские расходы как отдельная категория затрат определены положениями ст. 264 НК РФ. Фактически данные положения, что устанавливают порядок использования, а также, в частности, нормирование представительских расходов, — единственные, что приняты в нормативных актах на федеральном уровне.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы могут использоваться плательщиками налога на прибыль в целях уменьшения налогооблагаемой базы — в величине, не превышающей 4% от расходов на оплату труда в соответствующий налоговый период. Собственно, это единственный лимит с точки зрения применения расходов, о которых идет речь, в целях оптимизации налоговой базы.

Перспективы снижения платежной нагрузки фирмы, что уплачивает налог на прибыль, таким образом, зависят:

  • от величины представительских расходов;
  • величины расходов на оплату труда.

Рассмотрим то, каким образом определяется первый и второй показатель, а также то, за счет каких методов фирма может увеличить соответствующие показатели.

Как увеличить норматив представительских расходов: учет максимального объема затрат

Представительские расходы в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ могут быть представлены:

  • расходами на организацию официальных мероприятий;
  • в виде оплаты транспортных, буфетных услуг в рамках проведения данных мероприятий;
  • в виде оплаты услуг переводчика, заказанных в рамках проведения официальных мероприятий.

По мнению судей, этот перечень не является закрытым. Это означает возможность признания в составе представительских прямо не упомянутых в п. 2 ст. 264 НК РФ расходов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27)). Хотя не исключены споры с контролирующими органами по обоснованности включения в состав представительских расходов тех или иных затрат компании.

Так, чиновники и судьи не против того, чтобы в составе представительских расходов была учтена стоимость спиртных напитков, приобретенных для организации деловых мероприятий по заключению договоров с клиентами (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Однако не следует расширять этот перечень бесконтрольно, так как данный вид расходов находится под пристальным вниманием контролирующих органов. К примеру, нельзя отнести к представительским расходы на организацию фуршета, аренду теплохода и оплату труда артистов в рамках развлекательной программы, организованной после официальной части семинара, а также расходы на проживание гостей, так как указанные расходы не предусмотрены положениями п. 2 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

Аналогичного мнения чиновники придерживаются и относительно расходов на кофе, чай и сладости, которыми угощают в компании своих клиентов (письмо Минфина России от 12.05.2010 № 03-03-06/1/327).

Услуги, оплата которых формирует представительские расходы предприятия, в общем случае могут быть оказаны в отношении:

  • гостей официального мероприятия, представляющих сторонние организации;
  • иных участников официального мероприятия, что прибывают на заседание руководящего органа предприятия;
  • штатных сотрудников предприятия, которые в статусе официальных лиц участвуют в переговорах.

Таким образом, активное изучение правоприменительной практики (с учетом разъяснений чиновников) — ключевой фактор максимизации представительских расходов, что могут быть использованы в целях оптимизации налогообложения предприятия. Но даже если работа в данном направлении будет проведена ответственными сотрудниками фирмы успешно — как мы отметили выше, представительские расходы нормируются в размере 4% от затрат на оплату труда. Поэтому следующая задача предприятия — максимально эффективно определить учетную величину данных затрат.

Увеличить норму представительских расходов: учет затрат на оплату труда

В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ, к расходам на оплату труда относятся предусмотренные законом, трудовыми и коллективными договорами начисления, выплаты сотрудникам, расходы на их содержание. Это могут быть, в частности, выплаты:

  • по окладам, тарифам, сдельным расценкам, процентам от выручки;
  • в виде премий, стимулирующих надбавок;
  • в счет оплаты коммунальных услуг, питания, жилья, которые бесплатно предоставляются работникам*;
  • в счет приобретения спецодежды, обуви для сотрудников**;
  • в виде среднего заработка, перечисляемого сотрудникам по тем или иным основаниям;
  • в виде компенсаций за неиспользованный отпуск;
  • выходные пособия и иные начисления увольняемым сотрудникам;
  • вознаграждения сотрудникам за выслугу лет;
  • в виде районных, северных надбавок;
  • в виде компенсации стоимости проезда на различных видах транспорта;
  • оплата труда в период вынужденного прогула либо выполнения более низкооплачиваемой работы;
  • платежи в государственные внебюджетные фонды, в частные фонды по договорам добровольного пенсионного страхования;
  • расходы работодателя на оформление ДМС для сотрудников;
  • в виде зарплаты сотрудникам, работающим на вахте;
  • суммы, перечисленные физлицам за работу, выполненную по контрактам с государственными организациями;
  • начисления сотрудникам предприятия, проходящим обучение в сторонних организациях с отрывом от работы;
  • начисления сотрудникам-донорам за дни прохождения обследования в медучреждениях, сдачи крови, а также в периоды отдыха после сдачи крови;
  • суммы, перечисленные физлицам за работу, выполненную по гражданско-правовым договорам;
  • начисления военнослужащим, которые проходят службу на унитарных предприятиях и в иных госучреждениях (если налогоплательщик имеет отношение к деятельности данных структур);
  • доплаты сотрудникам с инвалидностью;
  • резервные отчисления на оплату отпусков, вознаграждений за выслугу лет, а также перечисления по итогам трудовой деятельности за год;
  • представленные суммами в счет компенсации процентов по жилищным кредитам, взятым сотрудниками;
  • прочие перечисления в пользу работника, что предусмотрены договором между ним и фирмой.

* В расходы на оплату также включается компенсация работодателя за непредоставление сотрудникам в установленных законом случаях бесплатного жилья, коммунальных и прочих подобных им услуг (п. 4 ст. 255 НК РФ).

** Отметим, что приобретение фирмой спецодежды и обуви для работников, которое формирует представительские расходы, предполагает, что:

  • сотрудники не компенсируют стоимость спецодежды и обуви за свой счет;
  • спецодежда и обувь передается в собственность сотрудников.

Таким образом, по каждому из приведенных оснований может формироваться база для исчисления лимита по представительским расходам, который составляет 4% от нее.

Увеличить норму представительских расходов: досписание затрат по итогам налогового периода

В общем случае представительские расходы списываются по итогам отчетного периода — 1-го квартала, полугодия, 9 месяцев или года в пределах лимита, рассмотренного нами выше, — 4% от расходов на оплату труда в соответствующем отчетном периоде.

Часто бывает, что объем представительских расходов в рамках одного отчетного периода превышает лимит, вследствие чего в налоговом учете предприятия в течение года формируется некий остаток представительских расходов, не учтенных в расчете прибыли. В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ данные расходы могут быть списаны («включены в состав прочих расходов») в течение налогового периода.

Отмеченную норму правомерно понимать как устанавливающую возможность для досписания образовавшихся в течение года сверхлимитных представительских расходов. Но только при условии, что к концу года расходы на оплату труда составят сумму, которой достаточно для осуществления такого досписания.

Если сверхлимитные представительские расходы досписываются, то в бухучете фирмы одновременно осуществляется:

  • досписание входного НДС по представительским расходам;
  • уменьшение величины отложенных налоговых активов по соответствующим расходам.

О нюансах расчета отложенных налоговых активов и обязательств узнайте из материала «Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль».

Итоги

Представительские расходы нормируются — могут быть применены в целях уменьшения налоговой базы предприятия в пределах лимита, установленного ст. 264 НК РФ (4% от затрат на оплату труда). Максимально эффективно использовать соответствующие расходы для оптимизации налогообложения можноувеличив их учитываемый объем, а также сформировав учитываемый объем расходов на оплату труда по основаниям, приведенным в ст. 255 НК РФ.

Узнать больше о представительских расходах вы можете в статьях:

  • «Смета на представительские расходы — образец»;
  • «Составляем положение о представительских расходах — образец».

Включение в смету доходов и расходов по основной деятельности, финансируемой из бюджета, расходов на проведение мероприятий по официальному приему представителей других организаций в деятельности бюджетных организаций встречается довольно редко. Поэтому в данной статье мы рассмотрим учет представительских расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, в рамках предпринимательской деятельности. Внебюджетные средства в соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетные организации могут расходовать по своему усмотрению.

Обычно за счет бюджетных средств проводится прием иностранных делегаций или отдельных лиц. Для проведения приема необходимо либо решение Президента РФ или Правительства РФ либо межгосударственный или межправительственный договор. Расходование бюджетных средств на указанные цели производится строго по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.94 № 222 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями (далее – Постановление № 222).

В бухгалтерском учете представительские расходы независимо от источника их финансирования отражаются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации по статье 290 «Прочие расходы».

Наибольший интерес представляют вопросы документального оформления представительских расходов и их состава, принимаемого для целей определения налогооблагаемой прибыли.

Документальное оформление представительских расходов

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ налоговый учет доходов и расходов, произведенных в рамках предпринимательской деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Бюджетным организациям не стоит забывать о необходимости ведения раздельного учета доходов и расходов в разрезе источников финансирования. На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В документах, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:

— наименование документа;

— дата составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

Оформлять представительские расходы (при наличии первичных документов) рекомендуется следующими документами:

– приказом руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

– программой мероприятий;

– сметой представительских расходов;

– актом (отчетом) об осуществлении представительских расходов, подписанным руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

В указанных документах, составленных конкретно под какие-либо представительские мероприятия, необходимо отразить:

– цель представительских мероприятий;

– дату и место их проведения;

– программу мероприятий;

– состав приглашенной делегации;

– участников принимающей стороны;

– величину расходов на представительские цели.

налог на прибыль

Порядок отнесения представительских расходов на расходы организации при исчислении налога на прибыль установлен п. 2 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы организации, согласно указанной статье, квалифицируются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой осуществления представительских расходов в этом случае считается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с нормами, установленными ст. 264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Не относятся к представительским расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (абзац второй п. 2 ст. 264 НК РФ). Здесь следует обратить внимание на различие состава представительских расходов в целях налогообложения и в целях бухгалтерского учета: согласно Постановлению № 222 к представительским расходам можно отнести культурное обслуживание, то есть расходы, связанные с организацией развлечений и отдыха.

Можно выделить следующие основные признаки, классифицирующие расходы организации как представительские:

– данные расходы должны быть связаны с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций;

– указанные лица должны прибыть для ведения переговоров;

– целью переговоров должно быть установление и (или) поддержание сотрудничества;

– представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения мероприятия.

При этом необходимо обратить внимание на то, что учет затрат по таким мероприятиям в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль, не ставится в зависимость от таких показателей, как количество участников и их состав, как со стороны принимающей организации, так и со стороны представителей контрагента в отличие от ограничений по количественному составу, которые содержатся в Постановлении № 222. Место проведения мероприятия (РФ или другое государство, территория предприятия или иное удобное для проведения встречи место), цель переговоров (обсуждение договоров, связанных как с реализацией, так и с приобретением товаров (работ, услуг)), а также конечный результат переговоров также не учитываются при отнесении затрат на уменьшение доходов. Так, ФАС УО (постановление от 17.06.04 № Ф09-2441/04АК) пришел к выводу, что ссылка налоговых органов на отсутствие связи затрат по приему и обслуживанию представителей других организаций с конкретными доходами не обоснована, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом как, например, материальные, то есть достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере.

В отношении состава расходов на представительские цели следует обратить внимание на то, что в целом перечень представительских расходов носит закрытый характер, однако он позволяет учесть в составе представительских расходов большой перечень затрат, непосредственно осуществленных в целях организации вышеуказанных мероприятий:

1. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия). По мнению Минфина, выраженному в Письме МФ РФ от 09.06.04 № 03-02-05/1/49, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в нормируемые представительские расходы в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). При этом ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признает сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

3. Буфетное обслуживание во время переговоров.

4. Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Иные (не перечисленные) расходы (например, оплата виз, проезда железнодорожным или авиационным транспортом представителей контрагентов, их проживания во время проведения переговоров, расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний и другие аналогичные расходы) не будут являться представительскими для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, а значит, не должны учитываться при налогообложении прибыли.

Что касается расходов на проживание представителей других организаций, то доводы налоговиков о том, что проживание гостей выходит за рамки положения ст. 264 НК РФ, под которым понимается исключительно «завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие», можно оспорить в суде. В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 17.05.04 № А56-21571/03, в котором суд согласился с тем, что организация, взявшая на себя расходы по проживанию гостей, вправе списать истраченные средства на представительские расходы. Здесь необходимо заметить, что Положение № 222 предусматривает оплату проживания приглашенных гостей.

Имеет смысл обратить внимание на трактовку состава представительских расходов, изложенную в Письме Департамента налоговой политики МФ РФ от 12.03.03 № 04-02-03/29, которой могут воспользоваться налоговые органы в ходе проверок. В соответствии с указанным письмом формулировка, изложенная во втором предложении п. 2 ст. 264НК РФ, в части «расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия)», носит закрытый характер, то есть в целях налогообложения учитываются только расходы, непосредственно связанные с организацией питания, а следовательно, иные расходы по проведению представительских мероприятий (аренда помещений и т.д.) не учитываются.

Однако, анализируя положения п. 2 ст. 264 НК РФ, можно сделать вывод, что такое понимание состава представительских расходов не обосновано по следующим причинам. Во-первых, расходы на проведение приема (первая составляющая представительских расходов) и буфетное обслуживание (третья составляющая представительских расходов) не заменяют друг друга, поэтому в расходы на проведение указанных мероприятий включаются и иные затраты, непосредственно связанные с ними (в том числе и аренда помещений).

Во-вторых, по содержанию первого предложения абзаца первого п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы независимо от места проведения указанных мероприятий (расширительное условие). Расширительное условие, по мнению автора, введено законодателем специально, так как выбор места проведения мероприятия может быть обусловлен рядом факторов:

– количеством участников;

– вопросами безопасности (в том числе экономической);

– техническим обеспечением встречи;

– значимостью переговоров и т.д.

Исходя из вышеизложенного, расходы, например, в виде арендной платы за помещения, оборудование (стенды, проекторы и т.д.), необходимое для проведения встречи, включаются в прочие затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, по статье «Представительские расходы».

Нормирование представительских расходов в целях налогообложения

Кроме того, налогоплательщикам также необходимо иметь в виду еще одно условие ведения учета представительских расходов, отраженное в абзаце третьем п. 2 ст. 264 НК РФ. В соответствии с ним представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы определяется в соответствии с перечнем, определенным ст. 255 НК РФ, который намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету по счету 030201000 «Расчеты по оплате труда». В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими выданные в соответствии с законодательством РФ лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в РФ (п. 16 ст. 255 НК РФ), и другие, которые, в свою очередь, в бухгалтерском учете отражаются не по счету 030201000 «Расчеты по оплате труда», а, например, по счету 030207000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг». К таким расходам относятся суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера. Однако обратите внимание на то, что если в бюджетном учете на счете 030207000 учитываются затраты по договорам, заключенным как с физическими лицами, так и с частными предпринимателями, то при определении расходов на оплату труда с целью применения норматива по представительским расходам учитываются только затраты по договорам, заключенным с физическими лицами, и не учитываются затраты по договорам с индивидуальными предпринимателями (п. 21 ст. 255 НК РФ). Это связано с тем, что затраты по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации относятся в налоговом учете к прочим расходам, связанном с производством и реализацией (п. 41 ст. 264 НК РФ), а не к расходам на оплату труда.

Предельный размер представительских расходов необходимо рассчитывать в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (ежемесячно или раз в квартал) и в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это следует из п. 1 ст. 272 НК РФ. Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль ведется нарастающим итогом с начала года. Поэтому представительские расходы, которые по итогам, в частности, I квартала 2005 года являются сверхнормативными, по итогам налогового периода (за 2005 год) могут уложиться в установленный норматив.

При определении налога на прибыль не следует забывать о ст. 270 НК РФ, в соответствии с п. 42 которой представительские расходы, превышающие установленный норматив – 4 % от расходов на оплату труда, – не учитываются в целях налогообложения. Указанная норма не применяется в отношении представительских расходов осуществляемых бюджетными организациями за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности. Такой вывод содержится в Письме МНС от 29.01.02 №02-2-10/6-8951.

Еще раз напомним: чтобы подтвердить произведенные расходы и учесть их в целях налогообложения, первичные учетные документы должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ, то есть содержать все обязательные реквизиты.

Налог на добавленную стоимость

Абзацем вторым п. 7 ст. 171 НК РФ установлено, что если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Следовательно, НДС по представительским расходам сверх норм принять к вычету не представляется возможным. Кроме того, суммы указанного НДС нельзя учесть и в составе расходов при исчислении налога на прибыль, так как такой вид расходов не предусмотрен положениями гл. 25 НК РФ (к тому же это является логичным решением данной операции: сами расходы не учитываются при исчислении налога на прибыль, соответственно, не учитывается и НДС по таким расходам).

Приказ Минфина РФ от 10.12.04 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Приказ Минфина РФ от 26.08.04 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

Представительские расходы казенных учреждений

В деятельности казенного учреждения имеют место встречи с деловыми партнерами, проведение приемов иностранных делегаций, делегаций из соседних регионов и пр. В соответствии с обычаями делового оборота проведение таких встреч связано с определенными затратами, которые принято называть представительскими расходами. Как должны учитывать такие расходы казенные учреждения, расскажем в данной статье.

Сначала зададимся вопросом: правомерно ли осуществление представительских расходов казенным учреждением за счет средств бюджета?

Этот вопрос возникает потому, что все расходы казенного учреждения осуществляются за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в рамках бюджетной сметы. Несмотря на то что казенное учреждение не лишено возможности осуществлять приносящую доход деятельность, оно не может оплачивать расходы, относящиеся к данной деятельности, за счет средств, полученных от ее осуществления. Это связано с тем, что доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ). Причем поступают они в бюджет в полной сумме полученного дохода.

До 30.11.2009 порядок расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями был утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 222. С указанной даты это Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 N 918. В результате на данном этапе не существует нормативного документа, регламентирующего расходование средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц учреждениями, финансируемыми за счет бюджетных средств.

Однако, по мнению автора, это не означает, что казенные учреждения не имеют права осуществлять представительские расходы за счет бюджетных средств.

Целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). При этом в соответствии со ст. 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Направление расходования бюджетных средств у казенных учреждений отражается в бюджетной смете.

Таким образом, казенное учреждение вправе производить представительские расходы за счет средств бюджета в случае, если данные расходы предусмотрены бюджетной сметой.

Что относится к представительским расходам?

Бюджетное законодательство не дает ответа на этот вопрос, поэтому обратимся к Налоговому кодексу.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

В этой же статье Налогового кодекса отмечено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. При этом не стоит забывать, что Налоговый кодекс определяет состав представительских расходов в целях исчисления налога на прибыль, то есть в п. 2 ст. 264 НК РФ поименованы только те расходы, которые признаются в целях налогообложения.

На практике состав представительских расходов может быть значительно шире. Так, например, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенными Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, к представительским расходам, расходам на прием и обслуживание делегаций относятся:

  • представительские расходы и расходы протокольного характера в соответствии с законодательством РФ;
  • расходы, осуществляемые при приеме и обслуживании иностранных делегаций (расходы на оплату найма жилого помещения, питания, проведения официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания, мероприятий культурной программы, бытового обслуживания, услуг переводчиков, приобретения сувениров и памятных подарков, услуг залов официальных лиц и делегаций в аэропортах и на вокзалах, аренды помещений, транспортного обеспечения).

Бухгалтерский учет представительских расходов

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, представительские расходы, расходы на прием и обслуживание делегаций следует относить на статью 290 «Прочие расходы».

Начисление представительских расходов отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет счетов 1 401 20 290 «Прочие расходы», 1 109 61 290 «Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 1 109 71 290 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов», 1 109 81 290 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

Кредит счета 1 302 91 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам».

Пример 1. Казенное учреждение проводит официальный прием представителей иностранной организации. В рамках этого мероприятия учреждением оплачены услуги:

  • по организации буфетного обслуживания во время проведения переговоров — стоимость услуг составляет 88 500 руб., в том числе НДС — 13 500 руб.;
  • переводчика — 9000 руб.

Оплата услуг произведена за счет бюджетных средств. Представительские расходы предусмотрены бюджетной сметой учреждения.

В учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражена стоимость буфетного
обслуживания
1 401 20 290 1 302 91 730 88 500
<*>
Отражена стоимость услуг переводчика 1 401 20 290 1 302 91 730 9 000
Оплачены услуги буфетного
обслуживания
1 302 91 830 1 304 05 290 88 500
Оплачены услуги переводчика 1 302 91 830 1 304 05 290 9 000

<*> Поскольку оказание услуг казенными учреждениями на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 146 НК РФ не облагается НДС, сумма НДС, предъявленного поставщиком услуг буфетного обслуживания, учитывается в стоимости услуг (п. 23 Инструкции N 157н <1>, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Иногда учреждения самостоятельно приобретают материальные ценности, которые впоследствии планируется использовать при проведении представительских мероприятий, например сувенирную продукцию, продукты питания (чай, кофе, кондитерские изделия). В этом случае расходы на приобретение материальных ценностей отражаются по соответствующим статьям КОСГУ:

  • приобретение сувенирной продукции — по статье 290 «Прочие расходы»;
  • приобретение продуктов питания — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Начисление расходов по приобретению сувенирной продукции отражается в учете аналогично приведенному выше начислению представительских расходов. При этом одновременно с отражением расходов на основании п. 345 Инструкции N 157н стоимость сувенирной продукции отражается на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Учет продукции на таком счете ведется в течение всего периода ее нахождения в данном учреждении по стоимости приобретения.

Приобретение продуктов питания отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 1 105 32 340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

Кредит счетов 1 208 34 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов», 1 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

Списание продуктов питания, израсходованных в рамках проведения официальных приемов, отражается в учете на основании Требования-накладной (ф. 0315006) следующей бухгалтерской записью:

Дебет счетов 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 1 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 1 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов», 1 109 81 272 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»

Кредит счета 1 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения».

Пример 2. Казенное учреждение организует деловую встречу иностранных гостей. В целях проведения официального приема и деловых переговоров подотчетным лицом была приобретена за счет бюджетных средств сувенирная продукция на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб., а также чай и кофе для организации проведения переговоров в неофициальной обстановке на сумму 5000 руб.

В учете учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Представительские расходы 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *