Предоставление жилья малоимущим гражданам во внеочередном порядке

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М. и Назаренко Т.Н.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова П.Ю. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Окружной администрации г. Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Данилов П.Ю. обратился в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: …, сгорело в результате пожара 1 декабря 2013 г.

Согласно договору срочного найма жилого помещения от 27 января 2016 г. истцу на семью из пяти человек предоставлено во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: …, сроком до 27 апреля 2016 г.

Ссылаясь на статьи 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просил обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемому помещению, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске.

Решением Якутского городского суда от 19 июля 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 г., постановлено обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Данилову П.Ю. на состав семьи из пяти человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемому (не менее 40,5 кв.м), соответствующее санитарным нормам и степени благоустройства в черте г. Якутска.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 9 февраля 2017 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно акту обследования многоквартирного дома от 28 мая 2014 г. на момент осмотра здание по указанному выше адресу полностью уничтожено в результате пожара, произошедшего 1 декабря 2013 г. (л.д. 36, 37).

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 2 июля 2014 г. N 1062р утверждено заключение Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» от 28 мая 2014 г. о признании многоквартирного дома по адресу: …, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 71).

Постановлением Окружной администрации города Якутска от 28 сентября 2012 г. N 180п утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем населения городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы», которая содержит в том числе и муниципальную подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «Город Якутск» на 2013-2017 годы». В список жилых помещений (домов), которые могут быть расселены и снесены в рамках средств выделяемых в 2016-2017 гг., включен жилой дом, расположенный по адресу: … (л.д. 69-71).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в подпрограмму по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истец вправе требовать предоставления ему во внеочередном порядке по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, общей площадью … кв.м.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что предоставление жилья в связи со сносом дома носит компенсационный характер, предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий в порядке статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникло у истца независимо от признания его органом местного самоуправления малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы нельзя признать законными ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, допущенного судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Таким образом, выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными, как не основанные на положениях действующего законодательства.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Данилов П.Ю. и его семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При этом судами не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Данилов П.Ю. и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Кликушин А.А.
Судьи Рыженков А.М.
Назаренко Т.Н.

Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу N 33-6932014

Судья: Зубков Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего — Мейстер В.М.
Судей — Григоровой Ж.В. и Мамия М.Р.
при секретаре — П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда от 27 марта 2014 года, которым постановлено:
— исковые требования ФИО7 к Администрации МО «Город Майкоп» о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения — удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации МО «Город Майкоп» в заключении с ФИО7 договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» заключить с ФИО7 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, включив в состав ее семьи следующих граждан: ФИО4, 1952 г.р., ФИО5, 1971 г.р., ФИО1, 1979 г.р., ФИО6, 1999 г.р., ФИО2, 2000 г.р.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя ответчика — ФИО12, поддержавшей доводы жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Ф. ФИО15 обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 20.06.2013 года ею было подано заявление в Администрацию МО «<адрес>» о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес>. Основанием для заключения договора истица указала поквартирную карточку учета.
Однако, Администрация МО отказала ей в заключении договора социального найма, мотивировав свой отказ тем, что в соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Считает, что отказ ответчика о заключении с ней договора найма на занимаемое жилое помещение нарушает ее жилищные права и законные интересы. Так, данную квартиру получила ее мать, ФИО3, в 1957 году, являясь основным нанимателем. Однако документов на квартиру ей не выдали. 6 апреля 2006 года мать умерла, что подтверждается свидетельством о смерти 1-АЗ N от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно выписке из лицевого счета квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ года, в квартире зарегистрированы и проживают: она (ФИО71949 г.р.), ФИО4, 1952 г.р., ФИО5, 1971 г.р. ФИО1, 1979 г.р. ФИО6, 1999 г.р., ФИО2, 2000 г.р. (всего шесть человек). Они используют жилое помещение по назначению, содержат его в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные услуги. В соответствии с действующим законодательством необходимо заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение, в связи с чем она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.
Однако, в установленный законодательством трехмесячный срок ею не было подано данное заявление об оспаривании действия Администрации МО «<адрес>». Так как ДД.ММ.ГГГГ по адресу, где она проживает со своей семьей, произошел пожар хозяйственных построек. Данный факт возгорания, зафиксирован Главным управлением МЧС России по Республики Адыгея, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N 2/11-55. После пожара истице потребовалось время для восстановления здоровья, так так она испытала нервное потрясение. А так же потребовалось время для уборки и расчистки сгоревших хозяйственных построек.
Просила восстановить срок на право обжалования действия Администрации МО «<адрес>», признать отказ о заключении с ФИО7, договора социального найма на жилое помещение <адрес>, незаконным и обязать Администрацию МО «<адрес>» заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>., включив в состав семьи следующих граждан: ФИО4, 1952 г.р., ФИО5, 1971 г.р., ФИО1, 1979 г.р., ФИО6, 1999 г.р., ФИО2, 2000 г.р.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заключение договора социального найма в отсутствие решения о предоставлении жилого помещения, недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда по доводам апелляционной жалобы подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, <адрес> по адресу: <адрес> является объектом муниципальной собственности. С 1957 года по 2006 год в данной квартире проживала ФИО3 с членами семьи, после смерти ФИО13 в квартире остались проживать истица и иные члены семьи. Поскольку данных о приватизации жилья не имеется, следует исходить из того обстоятельства, что семья проживала по договору социального найма, так как законодательство РСФСР иных оснований проживания не предусматривало.

Согласно ч. 2 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
В силу ч. 2 ст. 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы закона судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку истица являлась членом семьи нанимателя спорного жилого помещения, вселена и проживала в спорном жилом помещении как член семьи нанимателя, вела с ней общее хозяйство, проживает со своей семьей в квартире до настоящего времени после смерти нанимателя ФИО3, неся при этом бремя содержания жилого помещения, то приобрела равные с нанимателем права пользования данным жилым помещением.
Доводы жалобы о том, что истицей не был представлен документ о предоставлении спорного жилого помещения ее матери ФИО3 — прежнему нанимателю не могут быть приняты во внимание, поскольку несмотря на то, что нарушен действовавший порядок вселения в предоставленное жилое помещение, между прежним нанимателем и членами его семьи фактически сложились жилищные правоотношения по договору социального найма, о чем свидетельствует квитанции об оплате платежей, лицевой счет, согласно которого зарегистрированы и совместно проживают с истицей ФИО4, 1952 г.р., ФИО5, 1971 г.р. ФИО1, 1979 г.р. ФИО6, 1999 г.р., ФИО2, 2000 г.р. (всего шесть человек), которыми также подтверждается факт проживания истицы в квартире и вселении ее в качестве члена семьи прежнего нанимателя.
Решение соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, правильно и полно мотивированно, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, — во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Информационная памятка о правовых гарантиях семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК):

В соответствии со статьей 268 ТК расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7 — 9 статьи 42 и статьей 47 ТК. При этом в законодательстве нет запрета на прекращение трудового договора по иным основаниям.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, а также статье 268 ТК запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет). Другие причины могут быть основанием для отказа в приеме на работу на общих основаниях (отсутствие соответствующего образования, необходимого стажа работы, опыта работы по специальности и др.).

Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (статьи 120, 263 ТК).

Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника до истечения шести месяцев работы у нанимателя (статья 166 ТК).

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — в летнее или другое удобное время (статья 168 ТК).

Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (статья 189 ТК).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ч.1 статьи 265 ТК). Свободный день в месяц предоставляется работнику по основному месту работы независимо от того, на условиях полного или неполного рабочего времени он работает, ежемесячно в выбранный им по согласованию с нанимателем день месяца (п.2 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.06.2014 №34).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (мачехой или отцом (отчимом) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению (ч.2 статьи 265 ТК). Свободный день в неделю предоставляется работнику при наличии следующих условий:

в семье работника воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет либо трое и более детей в возрасте до 16 лет;

работник в этой рабочей неделе занят на работе пять или шесть рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в неделю не менее установленной в статьях 112–114 ТК РБ;

другой родитель (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, признан инвалидом, получает ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.2 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.06.2014 №34).

Дополнительный свободный от работы день в неделю не предоставляется в ту неделю, в которую работнику предоставляется дополнительный свободный от работы день в месяц (статья 265 ТК).

Работающие отец, другой родственник, член семьи, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери, а также опекун (попечитель) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (статья 271 ТК).

Контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов (Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180).

Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон):

— при назначении социальной пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет пенсии исчисляются при степени утраты здоровья: первой – 80 %, второй – 85 %, третьей – 95 %, четвертой – 110 % наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ) за два последних квартала (статьи 72, 73 Закона);

— включение в стаж работы для назначения трудовых пенсий времени ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (статья 51 Закона);

— право матери, воспитывавшей ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из которых не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (статья 5, часть первая 20 Закона).

— право отца, воспитывавшего детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из которых не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой статьи 20 Закона и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью (статья 5, часть вторая статьи 20 Закона).

* Управление по труду, занятости и социальной защите Минского РИК тел: 204-05-26, 204-00-71.

Согласно Закону Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (статья 18):

дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на:

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси.

бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях.

Согласно Инструкции, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 03.08.2001 № 9 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2007 № 191), материальная помощь из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики оказывается детям-инвалидам, с выплатой денежной суммы опекуну, органами по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии в случаях: причинения вреда их здоровью и (или) имуществу, возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 6, тел: 542-08-76.

Согласно п. 25 перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг») территориальными центрами социального обслуживания населения предоставляются услуги почасового ухода за детьми (услуги няни) семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов) – не более 20 часов в неделю до достижения ребенком возраста 18 лет; кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком, в том числе за ребенком-инвалидом – не более 4 часов в неделю в переделах норм времени, установленных на оказание услуги няни.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 17, тел: 517-37-14.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте
до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении условий, указанных в статье 18 Закона.

Пособие назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах: на ребенка-инвалида со I или II степенью утраты здоровья — 100 % БПМ; на ребенка-инвалида с III или IV степенью утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно –
100 % БПМ, после достижения возраста 3 лет – 120 % БПМ.

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет.

Пособие назначается на каждого ребенка старше 3 лет в следующих размерах: на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет – 70 % БПМ; на других детей – 50 % БПМ.

* Управление по труду, занятости и социальной защите Минского РИК тел: 204-05-26, 204-00-71.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий; обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 16, тел: 517-37-13.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон):

лекарственное обеспечение и обеспечение техническими средствами социальной реабилитации детей-инвалидов

право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (пп. 1.13 п. 1 статьи 10 Закона);

право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, а также право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (пп. 2.2 п. 2 статьи 11 Закона)

* обеспечение техническими средствами соиальной реабилитации — Государственное учреждение «ТЦСОН Минского района» г. Минск, ул. Брикета, д. 10 к. 17, тел: 542-35-47.

Санаторно-курортное лечение детей-инвалидов

право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) имеют (пп. 4.7 п. 4 статьи 12 Закона);

лица, сопровождающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (п. 5 статьи 12 Закона).

Льготы по проезду детей-инвалидов

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства. Это право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (п. 13, 17 статьи 13 Закона);

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси. Это право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (пп. 1.12, 1.17 п. 1 статьи 14 Закона).

Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон):

гарантии в сфере занятости

родителям, воспитывающим детей-инвалидов, государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения как особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11 Закона);

гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов (статья 24 Закона).

Льготы по жилью

право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (подпункт 63.11 пункта 63 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16 декабря 2013 г. № 563);

право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ));

внеочередное право на получение льготных кредитов имею граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.2 пункта 1 Указа);

право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений имеют граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды (пп.1.3 пункта 1 Указа).

Согласно кодексу об образовании Республики Беларусь

(далее – Кодекс об образовании):

Согласно подпункту 1.2 части 1 статьи 180 Кодекса об образовании вне конкурса (а при проведении вступительных испытаний по специальности – при получении положительных отметок) для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов принимаются дети-инвалиды, инвалиды I или II группы, которым в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) или медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) не противопоказано обучение в учреждении образования;

В соответствии с частью 2 статьи 180 Кодекса об образовании преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования в порядке перечисления имеют дети-инвалиды, инвалиды I или II группы, которым в соответствии с заключением ВКК или МРЭК не противопоказано обучение в учреждении образования, если они поступают на специальности, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, инвалиды III группы.

На основании абзаца 4 части 5 статьи 42 Кодекса об образовании инвалидам, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства назначается социальная стипендия (для лиц, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования и не получающему учебной стипендии);

Согласно подпункту 3.2 части 3 статьи 44 Кодекса об образовании в государственных учреждениях образования места для проживания в общежитиях предоставляются бесплатно для обучающихся, которые относятся к категории детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Кодекса об образовании бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для: лиц с особенностями психофизического развития; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет; инвалидов с детства; обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы.

Согласно пп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования» детям-инвалидам в возрасте от 18 лет, инвалидам I, II и III группы может предоставляться скидка со сформированной стоимости обучения.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, в высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе» дети-инвалиды, их родители или законные представители имеют право на получение льготного кредита для получения первого высшего образования дневной формы обучения в учебных заведениях.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения высшего образования за счет средств бюджета имеют право участвовать дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие общее среднее образование, профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по выборной специальности.

Предоставление жилья малоимущим гражданам во внеочередном порядке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *