Предоставление бюджетных кредитов

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 4/2017

Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

О порядке предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2007 года N 468
О порядке предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета*

(с изменениями на 1 марта 2018 года)

постановлением Администрации области от 19.01.2011 N 8;
постановлением Администрации области от 15.09.2011 N 351 -распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011, Псковская правда от 22.09.11 N 187;
постановлением Администрации области от 07.06.2012 N 277 -распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012, Псковская правда от 22.06.12 N 133;
постановлением Администрации области от 05.09.2016 N 287, Сетевое издание «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), 07.09.16, N 020709201602;
постановлением Администрации области от 20.12.2016 N 413, Сетевое издание «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), 21.12.16, N 022112201611;
постановлением Администрации области от 01.03.2018 N 58, Сетевое издание «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), 05.03.18, N 020929490503201801.

____________________________________________________________________

_______________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4

В соответствии с пунктом 2 статьи 93_3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях установления оснований, условий предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета, Администрация области постановляет (преамбула в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4):

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета (пункт в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
2. Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета осуществляется Государственным финансовым управлением Псковской области (пункт в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
3. (Пункт исключен с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4, соответственно настоящее постановление вступает в силу с 29.12.2007 (со дня его принятия).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области — начальника Государственного финансового управления Псковской области Баринову Т.А. (пункт в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
И.п. Губернатора области И.И. Максимов

Порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета

УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации области
от 29.12.2007 N 468

(Наименование в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4)

1. Настоящий Порядок определяет основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета (далее — бюджетные кредиты) на следующие цели:
покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов;
частичное погашение дефицитов местных бюджетов;
осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
(абзац исключен с 22.06.12 постановлением Администрации области от 07.06.2012 N 277).

(Абзацы 1-5 пункта 1 в редакции, введенной в действие с 01.01.11 постановлением Администрации области от 19.01.2011 N 8).
Государственное финансовое управление Псковской области (далее — ГФУ) обеспечивает реализацию настоящего Порядка, взаимодействует с муниципальными образованиями Псковской области (далее — муниципальные образования) при предоставлении и использовании бюджетных кредитов, обеспечивает контроль за своевременным возвратом бюджетных кредитов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
2. Получателями бюджетных кредитов являются муниципальные образования, представившие заявку на получение бюджетных кредитов и удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 9 настоящего Порядка (абзац в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
3. В целях настоящего Порядка под временным кассовым разрывом, возникающим при исполнении местного бюджета, понимается прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Объем временного кассового разрыва определяется по следующей формуле:

Kni = R ni — Dni — Oi — Fni,

где:
Kni — объем временного кассового разрыва для i-гo муниципального образования в n-ом периоде текущего финансового года;
Rni — прогнозируемый объем расходов бюджета i-го муниципального образования за n-й период текущего финансового года (нарастающим итогом);
Dni — прогнозируемый объем доходов бюджета i-го муниципального образования за n-й период текущего финансового года (нарастающим итогом);
Oi — остатки средств на едином счете бюджета i-го муниципального образования без учета целевых средств на начало текущего периода;
Fni — прогнозируемый объем источников финансирования бюджета i-го муниципального образования за n-й период текущего финансового года без учета остатков средств на едином счете бюджета (за исключением целевых средств).
Возникновением кассового разрыва i-го муниципального образования считается случай, когда расчетная величина Kni приобретает положительное значение.
Под n-м периодом понимается конец месяца, следующего за последним отчетным месяцем.
В целях настоящего Порядка показатели, применяемые для определения размера кассового разрыва за n-й период, определяются на основе показателей исполнения бюджета за последний отчетный период и прогноза исполнения бюджета за последний отчетный месяц, в котором представлена заявка муниципального образования на получение бюджетного кредита.
Под частичным покрытием дефицита бюджета понимается величина, когда прогнозируемые расходы местного бюджета в текущем финансовом году превышают доходы местного бюджета, с учетом источников дефицита местного бюджета (абзац дополнительно включен с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
4. Предельный объем средств областного бюджета на текущий финансовый год, которые могут быть направлены на предоставление бюджетных кредитов, определяется законом области об областном бюджете на текущий финансовый год.
5. Бюджетные кредиты предоставляются на срок до трех лет по процентной ставке, установленной в соответствии с законом области об областном бюджете на текущий финансовый год. Плата за пользование бюджетным кредитом взимается за весь период пользования бюджетным кредитом. За несвоевременный возврат бюджетного кредита и процентов за пользование им взыскивается пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности (пункт в редакции постановления Администрации области от 18.06.2009 N 214).
6. Сбор, рассмотрение и проверка заявок муниципальных образований на получение бюджетных кредитов осуществляется в следующем порядке:

а) заявки муниципальных образований на получение бюджетных кредитов принимаются только в случае соблюдения требований, установленных настоящим Порядком;
б) решение о предоставлении бюджетных кредитов принимается ГФУ (здесь и далее по тексту Порядка аббревиатура «ГГФУ» заменена на — «ГФУ» с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
7. ГФУ могут применяться следующие методы проверки достоверности сведений, представленных в составе заявки муниципального образования на получение бюджетного кредита:
а) сравнительный анализ исполнения бюджета муниципального образования за аналогичный период отчетного финансового года;
б) оценка достоверности объема источников финансирования дефицитов бюджетов муниципальных образований — экспертное заключение ГФУ о возможности привлечения муниципальным образованием соответствующих заемных финансовых ресурсов.
8. Заявка муниципального образования рассматривается ГФУ в течение 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявки Заместитель Губернатора области — начальник Главного государственного финансового управления Псковской области принимает решение:
а) о предоставлении или отказе в предоставлении бюджетного кредита;
б) о ликвидации временного кассового разрыва за счет изменения графика перечисления межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования в пределах соответствующих средств, утвержденных законом области об областном бюджете на текущий финансовый год.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении бюджетного кредита соответствующим муниципальным образованиям направляется мотивированный письменный отказ.
В случае принятия решения о ликвидации временного кассового разрыва за счет изменения графика перечисления межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования ГФУ в установленном порядке вносит изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета на текущий финансовый год.
9. Заявка муниципального образования на предоставление бюджетного кредита должна содержать:
а) обоснование необходимости выделения средств;

б) источники и сроки погашения бюджетного кредита;
в) сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период финансового года, прогноз по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита местного бюджета на период заимствования и погашения по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
г) копию распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа, муниципального района о введении режима чрезвычайной ситуации (при предоставлении бюджетного кредита для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий) (абзац пятый пункта 9 дополнительно включен с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4);
д) (подпункт дополнительно включен с 01.01.11 постановлением Администрации области от 19.01.2011 N 8; исключен с 22.06.12 постановлением Администрации области от 07.06.2012 N 277).
При представлении заявки муниципального образования на получение бюджетного кредита данные, отраженные в составе бюджетной отчетности за истекший период, принимаются без возможности их изменения и (или) уточнения.
ГФУ вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетного кредита.
10. Бюджетный кредит местному бюджету предоставляется при выполнении следующих условий:
отсутствие просроченной задолженности местного бюджета перед областным бюджетом;
принятие муниципальным образованием обязательства, подлежащего включению в соглашение о предоставлении бюджетного кредита, о возможности привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
(Пункт 10 в редакции, введенной в действие с 05.03.18 постановлением Администрации области от 01.03.2018 N 58).
11. Объем бюджетного кредита определяется возможностями областного бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).
Расчет предельного объема бюджетного кредита, предоставляемого местному бюджету в текущем месяце, осуществляется по следующей формуле:

Рi=(Lr+Lm)хSdi/T,

где:
Рi — предельный объем бюджетного кредита, предоставляемого i-му муниципальному образованию в текущем месяце;
Lr — сумма остатка неиспользованного лимита на предоставление бюджетных кредитов нарастающим итогом с начала квартала;
Lm — сумма месячного лимита на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам;
Sdi — сумма, указанная в признанной ГФУ обоснованной заявке i-го муниципального образования на получение бюджетного кредита;
Т — общая сумма заявок, поступивших от муниципальных образований в текущем месяце.
Предельный объем бюджетного кредита, предоставляемого муниципальному образованию на покрытие временного кассового разрыва, не может превышать расчетную величину кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета муниципального образования.
Объем бюджетного кредита, предоставляемого муниципальному образованию на покрытие временного кассового разрыва, может быть уменьшен на размер выпадающих доходов местного бюджета в связи с принятием решений о предоставлении льгот, отсрочек (рассрочек) по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местный бюджет в пределах срока предоставления бюджетного кредита, а также на размер предусмотренных решением о бюджете муниципального образования капитальных расходов.
Объем бюджетного кредита на частичное погашение дефицита местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений с учетом источников финансирования дефицита местного бюджета. До 01 января 2018 года в случае утверждения решением о бюджете муниципального образования в составе источников финансирования дефицита местного бюджета разницы между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету из областного бюджета, объем бюджетного кредита может превысить установленные ограничения в пределах указанной разницы (абзац дополнительно включен с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4; в редакции, введенной в действие с 22.09.11 постановлением Администрации области от 15.09.2011 N 351; во 2-м предложении абзаца изменена дата с 22.06.12 постановлением Администрации области от 07.06.2012 N 277; с 07.09.16 постановлением Администрации области от 05.09.2016 N 287).
Бюджетный кредит для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий предоставляется в случае недостаточности имеющихся средств резервного фонда местной администрации. Объем бюджетного кредита для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий не должен превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений с учетом источников финансирования дефицита местного бюджета (абзац дополнительно включен с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4)

(Абзац дополнительно включен с 01.01.11 постановлением Администрации области от 19.01.2011 N 8; исключен с 21.12.16 постановлением Администрации области от 20.12.2016 N 413).

12. Предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между ГФУ и муниципальным образованием по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
13. ГФУ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет учет полноты и своевременности возврата в областной бюджет бюджетных кредитов.
Возврат бюджетного кредита осуществляется местным бюджетом в порядке и сроки, установленные соглашением о предоставлении бюджетного кредита.
В случае если бюджетный кредит не возвращен в сроки, установленные соглашением о предоставлении бюджетного кредита, ГФУ остаток непогашенного кредита, включая проценты и пени, взыскивает за счет дотаций местному бюджету из областного бюджета, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
14. В случае невозможности погашения бюджетного кредита в установленный соглашением о предоставлении бюджетного кредита срок местная администрация соответствующего муниципального образования должна не позднее чем за 10 дней до окончания срока погашения бюджетного кредита направить мотивированное обращение в адрес ГФУ о реструктуризации долгового обязательства муниципального образования.

(Абзац исключен постановлением Администрации области от 18.06.2009 N 214).
Реструктуризация долгового обязательства оформляется дополнительным соглашением между ГФУ и местной администрацией к ранее заключенному соглашению о предоставлении бюджетного кредита.
15. ГФУ осуществляет ведение реестра предоставленных бюджетных кредитов местным бюджетам по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Приложение N 1. Форма расчета потребности муниципального образования в бюджетном кредите из областного бюджета

Приложение N 1
к Порядку предоставления бюджетных кредитов
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении местных бюджетов

Форма

расчета потребности муниципального образования в бюджетном кредите из областного бюджета

(тыс. рублей)

Наименование

Бюджет на текущий финансовый год с учетом изменений

Исполнено на отчетную дату

Ожидаемое исполнение на период заимствования и погашения

в том числе:

месяц п*

месяц п+1

месяц п+…

Всего доходов

из них:

налоговые доходы

неналоговые доходы

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

из них:

субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий

Всего расходов

Текущие расходы

из них:

на заработную плату

на начисления на оплату труда

на коммунальные услуги

капитальные расходы

Источники финансирования дефицита бюджета

из них:

остатки средств бюджетов (за исключением целевых средств)

увеличение остатков средств бюджетов

уменьшение остатков средств бюджетов

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципальных образований

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов муниципальных образований

Дефицит/профицит

Потребность в бюджетном кредите (кассовый разрыв)

Источники погашения бюджетного кредита

Справочно

Расходы на исполнение бюджетных обязательств муниципального образования по решению вопросов местного значения (за исключением расходов, финансируемых за счет субвенций, получаемых из бюджетов других уровней бюджетной системы)

из них:

на оплату труда и начисления на оплату труда

на увеличение стоимости материальных запасов (в части расходов на продукты питания)

на увеличение стоимости материальных запасов (в части расходов на медикаменты и перевязочные средства)

на коммунальные услуги

Объем выпадающих доходов местного бюджета в связи с принятием решений о предоставлении льгот, отсрочек (рассрочек) по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местный бюджет**

Задолженности перед областным бюджетом по ранее предоставленным бюджетным кредитам

Кредиторская задолженность местного бюджета:

по заработной плате

по начислениям на оплату труда

по коммунальным услугам

по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

*Месяц предоставления органом местного самоуправления заявки на получение бюджетного кредита.
**Заполняется на основании отчетности ФНС.

Приложение N 2. Типовая форма соглашения о предоставлении бюджетного кредита муниципальному образованию

Приложение N 2
к Порядку предоставления бюджетных кредитов
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении местных бюджетов

(По тексту Типовой формы слово «Главное» в соответствующем падеже исключено с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4)

Соглашение N _____
о предоставлении бюджетного кредита

г. Псков

____________
(дата)

Государственное финансовое управление Псковской области, именуемое в дальнейшем «Кредитор», в лице заместителя Губернатора области — начальника Государственного финансового управления Псковской области Бариновой Т.А., действующего на основании Положения, с одной стороны, и Администрация

,

(наименование муниципального образования)

именуемая в дальнейшем «Заемщик», в лице руководителя

,

(должность, фамилия, инициалы)

действующего на основании Устава, с другой стороны, далее именуемые «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Кредитор предоставляет Заемщику на возвратной и возмездной основе из средств областного бюджета

бюджетный кредит в сумме

рублей.

(цифрами) (прописью)

1.2. Срок возврата бюджетного кредита

(дата)

2. Порядок расчетов

2.1. За пользование бюджетным кредитом взимаются проценты в размере __________________________

(указывается размер процентной ставки)

ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита (абзац в редакции, введенной в действие с 21.01.2010 постановлением Администрации области от 14.01.2010 N 4).

Проценты начисляются со дня списания суммы бюджетного кредита с лицевого счета Кредитора по дату поступления их на лицевой счет Кредитора, указанный в пункте 2.2 настоящего Соглашения, и уплачиваются Заемщиком один раз в год не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания года.
Начисление процентов за пользование бюджетным кредитом производится ежемесячно из расчета календарного (фактического) количества дней в году и месяце.

по Псковской области на счете N 40201810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской обл., г. Псков, БИК 045805001, ИНН 6027025892, КПП 602701001.
(В редакции постановления Администрации области от 15.12.2008 N 338).

2.3. Возврат задолженности по бюджетному кредиту осуществляется с лицевого счета Заемщика

(реквизиты счета)

открытого в Управлении Федерального казначейства по Псковской области на счете

(реквизиты счета)

в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской обл., г. Псков, БИК

,

(реквизиты)

ИНН

КПП

по коду источников

(реквизиты)

(реквизиты)

внутреннего финансирования дефицита бюджета

(классификация

не позднее

источников финансирования дефицита бюджета)

(дата)

на счет Кредитора, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области, N 40201810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской обл., г. Псков, БИК 045805001, ИНН 6027025892, КПП 602701001.
2.4. Уплата процентов за пользование бюджетным кредитом осуществляется на счет N 40101810400001010002 Управления Федерального казначейства по Псковской области (Государственное финансовое управление Псковской области), открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской обл., г. Псков, БИК 045805001, ИНН 6027025892, КПП 602701001, ОКАТО 58000000000 по коду дохода 811 1 11 03 020 02 0000 120.

3. Обязанности Сторон

3.1. Кредитор обязан:
а) перечислить бюджетный кредит в порядке, установленном настоящим Соглашением;
б) осуществлять контроль за возвратом бюджетного кредита, процентов и пеней за пользование бюджетным кредитом.
3.2. Заемщик обязан:
а) возвратить в полном объеме бюджетный кредит, проценты за пользование им в сроки и объемах, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 2.1 настоящего Соглашения. Датой погашения бюджетного кредита и уплаты процентов за пользование им считается дата зачисления бюджетного кредита и соответствующих начисленных процентов на счет Кредитора, указанный в пункте 2.3 настоящего Соглашения;
б) использовать бюджетный кредит на цели, определенные настоящим Соглашением;
в) предоставлять Кредитору бухгалтерские регистры, необходимые для осуществления контроля;
г) за двадцать рабочих дней до даты погашения бюджетного кредита в случае его досрочного погашения уведомить в письменной форме Кредитора;
д) в случае реорганизации или ликвидации, изменения юридического адреса или платежных реквизитов Заемщика в течение трех рабочих дней с момента их изменения письменно проинформировать об этом Кредитора;
е) обеспечить возможность привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых (подпункт дополнительно включен с 05.03.18 постановлением Администрации области от 01.03.2018 N 58).

4. Контроль

4.1. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется Кредитором.
4.2. Кредитор вправе осуществлять контроль за соблюдением Заемщиком условий настоящего Соглашения, получать от него необходимую информацию по вопросам своевременного и полного возврата задолженности по бюджетному кредиту и процентов за пользование им.

5. Ответственность Сторон

5.1. За несвоевременный возврат бюджетного кредита и процентов за пользование им Заемщик уплачивает пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности.
5.2. В случае использования Заемщиком полученных средств не по целевому назначению либо их невозврата в объемах и сроки, указанные в настоящем Соглашении, Кредитор:
а) взыскивает с Заемщика в бесспорном порядке задолженность по бюджетному кредиту, проценты за пользование бюджетным кредитом, а также пени в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Соглашения;
б) производит погашение задолженности Заемщика по бюджетному кредиту, включая проценты и пени, за счет дотаций местному бюджету из областного бюджета, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

6. Внесение изменений и дополнений

По взаимному соглашению Сторон или в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения с момента его подписания Сторонами.

7. Порядок расторжения Соглашения

Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по письменному соглашению Сторон, либо в случае нарушения Заемщиком условий настоящего Соглашения с возвратом Заемщиком Государственному финансовому управлению Псковской области всей суммы заемных средств.

8. Разрешение споров

Споры и разногласия, возникшие при исполнении настоящего Соглашения или в связи с ним, рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

9. Другие условия

Настоящее Соглашение составлено на

листах

(количество листов)

в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

10. Срок действия Соглашения

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного погашения Заемщиком бюджетного кредита, процентов за пользование им, а также пеней, установленных настоящим Соглашением.

Юридические адреса и платежные реквизиты

Кредитор:

Приложение N 3
к Порядку предоставления бюджетных кредитов
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении местных бюджетов

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Редакция документа подготовлена
Псковским представительством «Кодекс»

А. Г. Бурцева

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ КАК ОДИН ИЗ РЫНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА

Аннотация

В статье систематизирован опыт развития бюджетных кредитов в России с целью определения перспектив их предоставления субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на пополнение остатков средств на счетах бюджетов соответствующих публично-правовых образований. Обосновывается необходимость повышения роли органов Федерального казначейства в организации предоставления и своевременности возврата бюджетных кредитов. Предложены мероприятия по развитию бюджетного кредита как одного из рыночных инструментов повышения ликвидности казначейского счета.

Ключевые слова

Бюджетный кредит, источники финансирования дефицита бюджета, форма финансирования бюджетных расходов, Федеральное казначейство.

2014 № 4 (48) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

A. G. Burtseva

BUDGETARY CREDIT AS ONE OF MARKET INSTRUMENTS OF INCREASE OF LIQUIDITY OF THE TREASURY ACCOUNT

Государственные и муниципальные заимствования, являясь основным источником долгового финансирования бюджетного дефицита, играют важную роль в системе финансовых отношений.

Одной из распространенных форм государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих финансовых ресурсов. Государственный и муниципальный кредит в экономической литературе рассматривается не только как категория финансовой науки, но и как звено государственных и муниципальных финансов. Государственный долг должен стать особым объектом управления государственными финансами. При этом первостепенное значение имеет учет объемов государственного долга, его погашение и обслуживание .

Денежные отношения в сфере государственного кредита, с одной стороны, функционируют в рамках государства, которое выступает заемщиком, кредитором и гарантом, а с другой, представлены физическими и юридическими лицами, иными государственными и международными организациями.

Обязательное участие государства в качестве участника кредитных отношений — не единственная отличительная особенность государственного кредита. К принципиальным отличиям государственного кредита относят также направления использования средств, льготную плату за кредит. Государственный кредит может существовать в виде следующих долговых обязательств:

1) кредитов кредитных организаций, привлеченных от имени публично-правовых образований, зарубежных государств, международных финансовых организаций, других субъектов международного права, юридических лиц иностранных государств;

2) государственных ценных бумаг;

3) бюджетных кредитов, привлеченных из одних бюджетов в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственных гарантий;

5) иных долговых обязательств, в соответствии с бюджетным законодательством.

Следовательно, бюджетные кредиты являются разновидностью государственного кредита, которые могут выдаваться на условиях возвратности и плат-

ности и в пределах, утвержденных в бюджете сумм бюджетных ассигнований.

В настоящее время, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под бюджетным кредитом понимают денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому, а также юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах, что соответствует принципам кредитования .

Однако, несмотря на достаточно объемное определение бюджетного кредита, включающее подробный перечень возможных субъектов кредитования, на практике получателями бюджетных кредитов являются в основном региональные бюджеты. Использование механизма бюджетных кредитов на уровне регионов позволяет обеспечить доступ к размещению бюджетных средств более широкому кругу участников; сэкономить субъектам Российской Федерации бюджетные средства (бюджетные кредиты предоставляются по более низкой процентной ставке, чем кредиты в коммерческих банках); привлечь дополнительный инструмент, обеспечивающий финансовую устойчивость региональных бюджетов.

Причина возникновения и развития бюджетного кредита обусловлена, прежде всего, несбалансированностью бюджетов бюджетной системы: в случае дефицита бюджета государство выступает должником или заемщиком денежных средств; в случае профицита бюджета у государства появляется объективная возможность выступить кредитором. Кроме того, государство может выступать в качестве гаранта, то есть брать на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых другими заемщиками.

Отметим, что в России в конце 1990-х — начале 2000-х гг. бюджетные кредиты не нашли широкого примене-

ния в силу следующих объективных причин:

— в условиях построения новых рыночных экономических отношений и хозяйственных связей бюджеты бюджетной системы страны формировались со значительным дефицитом;

— развитие коммерческих банков и кредитных организаций привело к развитию банковского кредитования, ставки по банковским кредитам стали снижаться, деятельность банков регулировалась Центральным Банком России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— контроль за бюджетными средствами со стороны Центробанка России снизился, что привело к нарушению сроков возврата бюджетных кредитов;

— основные положения Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» создали условия для предоставления бюджетных кредитов на развитие и поддержку предприятий, но отсутствие нормативной базы, регулирующей взаимоотношения субъектов бюджетного кредитования, привело к проблеме возврата кредитов .

В результате государству в целях минимизации убытков от выданных и невозвращенных в срок бюджетных кредитов пришлось проводить политику реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам по следующим направлениям:

во-первых, была проведена реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных на возвратной основе, и просрочку уплаты процентов за пользование ими;

во-вторых, ставилась задача списать задолженность перед федеральным бюджетом по средствам, выданным на возвратной основе, а также по процентам за пользование ими, пеням и штра-

фам, и в соответствии с законодательством Российской Федерации признать эти суммы погашенными.

Таким образом, отечественная практика бюджетного кредитования уже к началу 2000-х гг. предопределила необходимость разработки эффективного механизма как предоставления, так и возврата бюджетного кредита.

Этапы развития бюджетного кредитования в России в соответствии с

трансформацией положений Бюджетного кодекса Российской Федерации представлены в таблице 1, которые наглядно отражают усиление контроля со стороны органов государственной власти за выдаваемыми бюджетными кредитами, что должно способствовать не количеству предоставленных бюджетных кредитов, а эффективности их использования и своевременности возврата.

Таблица 1 — Этапы развития бюджетного кредитования в России в соответствии с трансформацией положений Бюджетного кодекса РФ

Статьи Бюджетного кодекса РФ Содержательная характеристика бюджетного кредитования в разрезе этапов развития бюджетного законодательства Информация Министерства финансов РФ

Этап 1991-2000 гг. — разработка Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. от 31.12.1999))

В ст. 6 понятие «бюджетный кредит» Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе Министерство финансов Российской Федерации не отражает полной информации о суммах средств, предоставленных на возвратной и платной основе из федерального бюджета за 19922000 гг.

ст. 94 и ст. 95 «Источники финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ» К источникам финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ относятся бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды не являлись источником финансирования дефицита местного бюджета

Этап 2002-2007 гг. — реформирование бюджетного I (БК РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 08.08.200] троцесса 0)

Ст. 76 «Бюджетный кредит юридическим лицам» Гарантии возврата бюджетных кредитов: — 100 %-ное обеспечение возврата кредита; — отказ в бюджетном кредите юридическим лицам, имеющим просроченную задолженность по бюджетным средствам на возвратной основе; — возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет Общая сумма задолженности по отчету о бюджетных кредитах (ссудах) на 01.01.2008 составляла 1 890,9 млрд руб., в том числе: — основной долг — 75,7 %; — неуплаченные проценты — 21,9 %, — пени и штрафы — 2,4 %

Ст. 93.2 «Бюджетные кредиты» Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора на условиях и в пределах бюджетных ассигнований

Продолжение табл. 1

Статьи Бюджетного кодекса РФ Содержательная характеристика бюджетного кредитования в разрезе этапов развития бюджетного законодательства Информация Министерства финансов РФ

Этап 2008-2012 гг. — модернизация казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (БК РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 01.12.2007))

Ст. 93.2. «Бюджетные кредиты» Бюджетный кредит предоставляется публично-правовым образованиям или юридическому лицу на основании договора в пределах бюджетных ассигнований, на условиях возвратности и платности Регионы получили бюджетных кредитов: — в 2008 г. — до 40 млрд руб.; — на 01.01.2010 — 66 млрд руб.; — в 2011 г. — до 149,6 млрд руб., — в 2012 г. — до 105 млрд руб.; — в 2013 г. — до 75 млрд руб.

Ст. 94, ст. 95, ст. 96 «Источники финансирования дефицита бюджетов» К источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета относится разница между полученными и погашенными РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ и местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ

Этап 2013 г. по настоящее время — разработка новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 и в действующей ред. 2014 г.))

Ст. 93.6 «Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств» Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предоставляется Российской Федерацией субъекту РФ и (или) муниципальному образованию за счет остатка средств федерального бюджета на ЕКС Бюджетные кредиты как инструмент управления ликвидностью единого казначейского счета

Обратим внимание, что политика бюджетного кредитования, проводимая Правительством Российской Федерации на современном этапе, концентрируется на двух базовых направлениях:

1) бюджетные кредиты выделяются, как правило, на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов публично-правовых образований;

2) бюджетные кредиты направляются на упорядочение просроченной задолженности и ее минимизацию.

К гарантиям, обеспечивающим возврат бюджетных кредитов, можно отнести выполнение следующих обязательных условий:

— предоставление бюджетного кредита на основании заключения договора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определение финансового положения юридического лица — получа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теля бюджетного кредита, а также его поручителя и гаранта, причем проверки могут осуществляться до полного возврата суммы бюджетного кредита, за исключением случаев, когда кредит получает субъект Российской Федерации;

— отсутствие размещенных бюджетных средств на банковских депозитах;

— предоставление заемщиком обеспеченности обязательства по возврату бюджетного кредита, за исключением случаев, когда кредит получает Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— обеспеченность бюджетного кредита банковскими или государственными (муниципальными) гарантиями, поручителями, а также залоговой стоимостью имущества в размере не менее 100 % суммы кредита;

— высокую степень ликвидности обязательств, которую определяют со-

ответственно Министерство финансов России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований.

Безусловно, строгое выполнение вышеперечисленных условий должно способствовать своевременному возврату бюджетных кредитов. Следовательно, важно организовать постоянный контроль за исполнением участниками бюджетного кредитования предъявляемых требований к оформлению, выдаче и возврату кредита.

Следует отметить, что организация и проведение контроля за исполнением

бюджетных кредитов возложены на органы Федерального казначейства, основной задачей которых является своевременное и полное исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Развитие бюджетного кредитования на современном этапе потребовало внесения изменений в организацию работы территориальных органов Федерального казначейства по вопросам ведения документов по бюджетному кредиту, взаимодействию с заемщиками, а также взысканию задолженности, что закреплено в Приказе Федерального казначейства от 09.12.2013 № 285 и отражено на схеме рисунка 1.

Центральный аппарат Федерального казначейства

Территориальные органы Федерального казначейства

Учет расчетов по бюджетным кредитам

Управление бюджетного учета и отчетности

Заявка на средства бюджета

Управление финансово-бюджетных операций

Вопросы предоставления бюджетных кредитов

Управление совершенствования функциональной деятельности

Отдел бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов

Операционный отдел

Отдел доходов

Взыскание задолженности за счет доходов

Финансовое управление Отдел финансового обеспечения

Администрирование источников финансирования

Проверка полномочий заемщика

Проведение правовой экспертизы документов, представленных для получения

бюджетных кредитов

Рисунок 1 — Схема взаимодействия подразделений органов Казначейства при предоставлении бюджетных кредитов

Министерством финансов Российской Федерации на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, необходимых для заключения договора о предоставлении бюджетного кредита, которая может проходить только после утверждения соответствующего бюджета.

При проведении правовой экспертизы документов, предоставленных для заключения Договора, органы казначейства руководствуются, прежде всего, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 26.07.2013 № 74н и Приказом Федерального Казначейства от 17.12.2013 № 297.

В целях недопущения нарушений при заключении Договора о предоставлении бюджетного кредита необходимо точно указывать платежные реквизиты, коды бюджетной классификации кредитора и заемщика. Договор о предоставлении бюджетного кредита заключается с участием Управления Федерального казначейства по месту открытия счетов 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» и 40204 «Средства местных бюджетов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что Федеральное казначейство в соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделено также полномочием по обеспечению ликвидности средств на едином казначейском счете, в том числе используя бюджетные кредиты. На сегодняшний день ключевым финансовым инструментом повышения эффективности использования временно свободных денежных средств, находящихся на Едином казначейском счете Федерального казначейства, является эффективное управление ликвидностью — предоставление бюджетных кредитов регионам и оформление сделок РЕПО (сделки, в которых одна сторона передает в собственность другой определенные ценные бумаги за определенную сумму, обязуясь приобрести их в будущем по цене, включающей процентную составляющую).

В случае если бюджетный кредит субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию не может быть погашен в установленный срок, взыскание задолженности по нему осуществляют территориальные органы Федерального казначейства за счет остатков средств на счетах заемщика после распределения органами казначейства доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют бюджетный учет обязательств по бюджетным кредитам до полного исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита соответствующим органом власти. Срок рассмотрения и предоставления бюджетного кредита должен составлять 4 дня.

Важным аспектом любого кредита является плата за кредитные ресурсы, которая, с одной стороны, должна обеспечивать ликвидность кредитору, с другой стороны, способствовать решению проблем заемщика.

Таким образом, для бюджетных кредитов определение процентной ставки представляет особый практический интерес, особенно в части кредитования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на пополнение остатков средств на счетах соответствующих бюджетов. Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должны предоставляться в размере, не превышающем 1/12 утвержденного законом (решением) о бюджете объема доходов соответствующего бюджета, за исключением целевых межбюджетных трансфертов. При этом предполагалось, что процентная ставка по бюджетному кредиту должна составлять от 1/2 до 1/4 ставки рефинансирования.

Однако, по оценкам Счетной палаты, в 2013 г. диапазон ставок по банковским кредитам регионам составлял 7,311,3 % в зависимости от срока, что го-

раздо выше предполагаемой 1/2 ставки рефинансирования. Ставка по бюджетным кредитам в начале 2014 г. составляла 1/3 от ставки рефинансирования, т. е. 2,75 %. За пользование бюджетными кредитами, направляемыми на частичное покрытие дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, в 2015 г. предусматривается плата в размере 0,1 % годовых . Снижение процентной ставки создает условия для привлечения бюджетных кредитов органами власти и сокращения бюджетного дефицита в территориальных бюджетах.

В 2014 г. предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) планируется дополнительно в сумме 100 млрд руб. (ранее было утверждено 80 млрд руб.) федерального бюджета. Ставка по таким кредитам не должна превышать 1 %, то есть становится символической, что должно способствовать обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. Но и этих мер недостаточно для замещения дорогих коммерческих кредитов, которые на 1 апреля 2014 г. составляли 702,1 млрд руб. .

Возникает вопрос, каким образом дефицитные региональные бюджеты получают высокопроцентные коммерческие кредиты, чем они обеспечены? По-видимому, к органам государственной власти, принимающим решение о получении коммерческого кредита, должны применяться аналогичные требования, как и при получении бюджетного кредита. Но как регулировать в этом случае процентную ставку по коммерческим кредитам?

В данном контексте процентные ставки за бюджетные кредиты, можно рекомендовать разработать в диапазоне с учетом видов кредита, например:

— целевые бюджетные кредиты для применения в социальной сфере;

— дорожные бюджетные кредиты;

— целевые бюджетные кредиты для применения в отраслях производственной сфере;

— целевые бюджетные кредиты в сельское хозяйство;

— на погашение дефицита бюджета. Причем сальдовые показатели источников финансирования дефицита соответствующего бюджета должны отражаться не в укрупненном формате, а по каждому источнику отдельно, в том числе и по каждому виду бюджетных кредитов.

Таким образом, в законе о федеральном бюджете отражены в основном агрегированные сальдовые показатели источников финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе по поступлению средств от продажи ценных бумаг, возврату бюджетных кредитов, привлечению и погашению иностранных кредитов).

Представляется, что для решения проблемы предоставления и возврата бюджетных кредитов необходимо:

во-первых, разрабатывать программы стабилизации роста государственного и муниципального долга и реструктуризации региональных долгов, а также основные направления долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочную перспективу;

во-вторых, представлять их одновременно с законопроектом о соответствующем бюджете. Основные направления долговой политики территориальных бюджетов могли бы стать одним из обязательных условий, гарантирующих своевременность возврата бюджетного кредита;

в-третьих, органам Федерального казначейства вести учет бюджетных кредитов в зависимости от их целевого характера, что призвано повысить ликвидность единого казначейского счета.

Следует отметить, что управление ликвидностью предполагает привлечение широкого арсенала бюджетных ин-

струментов. Наряду с предоставлением бюджетных кредитов к ним можно отнести, например, использование механизма так называемого «неснижаемого остатка» средств федерального бюджета (в 2013 г. — 600 млрд руб.), который размещается на банковских депозитах, что позволяет получать дополнительные доходы и сглаживать колебания остатков средств на Едином казначейском счете (ЕКС). Применение такого механизма позволит повысить ликвидность в ходе увеличения нагрузки в расходовании бюджетных средств.

Не менее важным бюджетным инструментом управления ликвидностью является предоставление целевых средств региональным и местным бюджетам в виде федеральных субсидий под фактическую (реальную) потребность, что даст возможность регионам повысить заинтересованность в быстрейшем «освоении» этих средств на цели, на которые они были выданы .

Использование федеральных целевых субсидий должно способствовать укреплению финансового положения соответствующих территорий, так как риск ликвидности территориальных бюджетов особенно велик в связи с дефицитом соответствующих бюджетов .

Вместе с тем, по мнению специалистов Министерства финансов Российской Федерации, целесообразно уменьшение уровня «неснижаемого остатка» с целью привлечения денежных средств в экономику страны. Кроме этого необходимо создание гибкого механизма оперативного заимствования, предполагающего размещение средств федерального бюджета с активным использованием однодневных и недельных операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие инструментов управления ликвидностью ЕКС оказывает серьезное влияние на повышение

прозрачности общественных финансов и эффективность управления бюджетными расходами.

Применение более действенных инструментов управления ликвидностью ЕКС, таких как: снижение уровня «неснижаемого» остатка средств федерального бюджета; совершенствование операций с ценными бумагами по договорам РЕПО; расширение практики предоставления бюджетных кредитов на пополнение средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; совершенствование механизма предоставления целевых средств из федерального бюджета региональным и местным бюджетам под фактическую потребность и других инструментов, позволят обеспечить дополнительную устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы, а также более целенаправленно управлять ликвидностью Единого казначейского счета в контексте реализации программных документов Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления общественными финансами.

Библиографический список

1. Иванова, О. Б. Территориальные финансы России: теория и методология : моногр. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации : // Консультант Плюс.

3. О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета : // Консультант Плюс.

5. Счетная палата назвала низким качество бюджетного планирования

. — URL: http://rbcdaily.ru.

6. Казначейство России: итоги и задачи // Финансы. — 2014. — № 3.

7. Богославцева, Л. В. Концептуальные подходы к реформированию бюджетных платежей и повышению ликвидности единого казначейского счета // Сборник научных трудов Sworld. — 2014. — № 2. — Т. 23.

Bibliographic list

2. The budgetary code of the Russian Federation : // Consultant Plus.

3. About an order of providing financial support to the enterprises at the ex-

Предоставление бюджетных кредитов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *