Предельные максимальные цены на сигареты

Финансисты в своем письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2017 г. № 03-13-14/44643 разъяснили порядок установления розничных цен на табачные изделия.

Так, установление максимальных розничных цен на табачные изделия предусмотрено ст. 187.1 Налогового кодекса в целях исчисления акцизов. Максимальная розничная цена – цена, выше которой пачка сигарет не может быть реализована потребителям предприятиями или ИП, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и сферы услуг. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком – производителем табачной продукции самостоятельно на пачку сигарет отдельно по каждой марке (каждому наименованию).

В свою очередь, минимальные розничные цены (цены, ниже которых пачка сигарет не может быть реализована потребителям) устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном НК РФ (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Информация о максимальных розничных ценах на сигареты и папиросы, указанная в уведомлениях, представляемых в налоговые или таможенные органы, подлежит опубликованию в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России или ФТС России (подп. 3 ст. 187.1 НК РФ).

Отметим, за нарушение правил установления розничных цен на табачные изделия предусмотрена административная ответственность. Например, за завышение регулируемых государством цен, в том числе завышение максимальной розничной цены на табачную продукцию, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), применяется штраф для граждан в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ).

Занижение регулируемых государством цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб., на должностных лиц – 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ).

Одновременно в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2017 г. № 03-13-14/44647 уточняется, что максимальные розничные цены на табачные изделия и, соответственно, размер розничной наценки на них государством не регулируются.

По определению, приведенному уп.п.14.1.252 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), табачные изделия — это сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный , жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, обоняние, сосания или жевания.

Согласно п.215.1 ст.215 НКУ табачные изделия относятся к подакцизным товарам.

Максимальные розничные цены (далее — МРЦ) на подакцизные товары (продукцию) устанавливаются производителями или импортерами товаров (продукции) путем декларирования таких цен в порядке, установленном НКУ. Продажа субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, на которые устанавливаются МРЦ, не может осуществляться по ценам, выше МРЦ, увеличенным на сумму акцизного налога по розничной торговле подакцизных товаров.

Продажа сигарет (с фильтром и без фильтра) и сигарет в розничной сети осуществляется по ценам не выше МРЦ, увеличенные на сумму акцизного налога по розничной торговле подакцизных товаров — в стоимость пачки сигарет или папирос, не выше МРЦ (100%), добавляется акцизный налог с розничной торговли подакцизными товарами — 5% указанной стоимости. Стоимость пачки сигарет (папирос), выше которой не разрешена ее реализация, можно получить умножив МРЦ (указанную на пачке) на 1,05.

Продажа других табачных изделий в розничной сети осуществляется по ценам, уровень которых определяется исходя из их договорной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, акцизного налога (кроме акцизного налога по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров), и акцизного налога с реализации суб объектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, составляет 5% указанной стоимости.

Статьей 17 Закона Украины от 19.12.1995 №481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» с изменениями и дополнениями предусмотрено наложение штрафов в случае розничной торговли табачными изделиями по ценам, выше МРЦ на табачные изделия, установленными производителями или импортерами таких табачных изделий, увеличенным на суммы акцизного налога с реализации через розничную торговую сеть табачных изделий, в размере 100%. стоимости имеющихся у субъекта хозяйствования табачных изделий, но не менее 10 000 гривен.

Из этой статьи вы узнаете:
· что такое минимальная розничная цена (далее – МРЦ) на алкоголь и какие штрафы предусмотрены за торговлю по ценам ниже МРЦ;
· регулирует ли государство цены на другие продукты;
· как применять максимальные розничные цены на табачные изделия.

Что можно сделать на практике:
· вовремя переоценивать алкогольную продукцию в соответствии с законодательно установленными ценами;
· не допускать превышения максимальной розничной цены на табачные изделия с учетом суммы акцизного налога.

На какие товары установлены цены, регулируемые государством?
Торгующим предприятиям необходимо знать, что государство регулирует цены на некоторые виды товаров (например, на алкоголь). Постановлением КМУ от 30.10.08 г. № 957 (далее – Постановление № 957) установлены минимальные оптово-отпускные и розничные цены на некоторые виды алкоголя, которые регулярно (один-два раза в год) пересматриваются.
МРЦ устанавливается исходя из минимальных оптово-отпускных цен на продукцию и торговой надбавки (ст. 1 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР, далее – Закон № 481).
В свою очередь, минимальная оптово-отпускная цена на алкоголь – это цена, определяемая по кодам УКТВЭД за 1 л 100%-ного спирта, рассчитанная исходя из самой низкой оптовой цены на отечественную продукцию или из договорной стоимости на иностранную продукцию, а также налогов и сборов, подлежащих уплате согласно законодательству, с учетом стоимости тары.
МРЦ установлена на все виды вин (в т. ч. шампанские), вермуты, коньяки, виски, водку и т. п.
На пиво (УКТВЭД 2203) и спирты крепостью 80 об. % и выше (УКТВЭД 2207) действуют свободные цены.

Какие налоги включаются в МРЦ?
МРЦ формируется с учетом всех косвенных налогов – НДС, акцизного налога с розницы (подробнее об учете акцизного налога в рознице вы сможете прочесть на с. 28 этого номера) и других видов. Подробное разъяснение по этому вопросу дает ГФС в письме от 15.01.16 г. № 669/6/99-95-42-01-16-01. Основание для включения акциза и НДС в состав МРЦ – пп. 14.1.4 Налогового кодекса и ст. 1 Закона № 481.

Как в бухгалтерском учете отразить переоценку товара в случае изменения МРЦ?
Если в Постановление № 957 вносятся изменения, в соответствии с которыми изменяется и МРЦ, то предприятию необходимо до начала действия таких новых цен переоценить товар.
В бухучете переоценка товаров (в данном случае – алкоголя) отражается следующими записями:
· увеличение торговой наценки (на сумму предыдущей уценки, если она проводилась): Дт 282 – Кт 285. Если учет товаров ведется без торговых наценок, увеличивается цена реализации;
· увеличение стоимости товара на сумму, включенную ранее в расходы (если сумма предыдущей уценки превышала торговую наценку и отражалась проводкой Дт 946 – Кт 282): Дт 282 – Кт 719.

Какая ответственность предусмотрена за продажу алкоголя по ценам ниже МРЦ?
Если предприятие будет продавать алкоголь по ценам ниже МРЦ, то ему грозит штраф. Такая ответственность предусмотрена ст. 17 Закона № 481. Размер штрафной санкции довольно значительный – 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из МРЦ, но не менее 10 000 грн.

Кто может проверить цены и применить штраф?
Проверить соблюдение минимальных цен и начислить торговцу штраф могут органы налогов и сборов и/или органы лицензирования, уполномоченные выдавать лицензии на торговлю алкоголем.

На какие еще продукты цены регулируются государством?
Ранее государство регулировало оптово-отпускные цены и предельные уровни торговых надбавок на многие продукты первой необходимости, например муку, хлеб, крупы, сахар, говядину, масло подсолнечное, изделия для диабетиков. Однако в постановление КМУ от 25.12.96 г. № 1548, регламентирующее уровни цен и надбавок, внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2017 года госрегулирование цен на такие товары отменено.
Обратите внимание: государство по-прежнему регулирует предельные торговые надбавки (наценки) на продукцию в отрасли общественного питания, которая реализуется в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях.

Как применять максимальные розничные цены на табачные изделия?
Порядок установления и применения максимальных розничных цен на табачные изделия регулируется ст. 220 НК и ст. 111 Закона № 481. Отметим, что такие цены устанавливаются исключительно производителями, поэтому в розничную торговлю сигареты и другие табачные изделия поступают с уже нанесенными на пачках ценами и датой их производства.
За продажу табачных изделий по ценам выше установленных максимальных розничных цен предусмотрен штраф в размере 100 % стоимости табачных изделий, находящихся в наличии у розничного торговца, но не менее 10 000 грн. (ст. 17 Закона № 481). При этом обратите внимание, что максимальная розничная цена, установленная и задекларированная производителем, не включает в себя акцизный налог с розничной торговли. Поэтому штрафы применяются при торговле табаком по цене, которая выше максимальной розничной цены, увеличенной на сумму акцизного налога (на 5 %).

Выводы
В настоящее время розничные цены на алкоголь и табак регулируются законом, а именно:
· МРЦ устанавливаются на некоторые виды алкоголя (кроме пива и спирта крепостью 80 % об. и выше) государством (КМУ);
· максимальные розничные цены на табачные изделия устанавливаются и декларируются их производителем.
· МРЦ включает в себя сумму НДС и акцизного налога с розничной торговли. Цена, по которой предприятие реализует табачные изделия, может не включать этих налогов, однако если розничный торговец будет продавать табачные изделия по цене выше максимальной розничной цены, увеличенной на сумму акцизного налога, то к нему будут применены штрафные санкции.

Информация по теме:
Правительство повышает минимальные цены на алкоголь

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Минимальная розничная цена (МРЦ) на сигареты должна устанавливаться не Налоговым кодексом, а отраслевым законодательством. Такое мнение выразил журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин.

«Я считаю, что это не предмет регулирования Налогового кодекса. От минимальной цены никакие налоги не считаются, а значит это регулирование другое. Это, прежде всего, задача здравоохранения установить эту минимальную цену, так как акцизной, фискальной задачи тут нет», — сказал Трунин.

Он подчеркнул, что минимальная цена на сигареты должна быть и она сейчас прописана в отраслевом законе об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма. «Она там действительно не очень эффективно определена, так как там плавающий уровень, который зависит от максимальной цены. Логично, если мы хотим обеспечить некую не очень доступную цену, чтобы вредный товар был не очень доступен людям, мы устанавливаем акцизы, а чтобы не было демпинга, устанавливается единый уровень минимальной цены», — пояснил замминистра.

Ранее депутаты Госдумы предложили внести поправки в Налоговый кодекс для введения в России единой МРЦ на сигареты. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Законопроектом предлагается, чтобы единая минимальная цена табачной продукции рассчитывалась исходя из минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции и налога на добавленную стоимость, по ставкам соответствующих налогов, действующих на момент производства и (или) ввоза на территорию РФ табачной продукции.

При этом максимальная цена табачной продукции в рознице будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки табачных изделий отдельно по каждой марке табачных изделий, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции.

Авторы документа — депутаты Сергей Катасонов из ЛДПР, а также Айрат Фаррахов, Алексей Веллер, Абдулмажид Маграмов и Юрий Кобзев из «Единой России».

Как известно на табачную продукцию устанавливаются минимальные розничные цены на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем – прим. ДРВ) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (пункт 2 статьи 187.1 НК РФ).

Казалось бы, всё предельно понятно: производитель установил максимальную розничную стоимость на табачное изделие, а розничный продавец обязан не продавать такое изделие по стоимости ниже 75 процентов от максимальной. Если же продавец продает ниже минимальной стоимости, то рискует быть привлеченным к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за занижение регулируемых цен.

Однако, как показывает административная и судебная практика продажа табака ниже максимальной розничной стоимости, но не ниже минимальной также является нарушением, как и продажа ниже минимальной стоимости, и признаётся стимулированием продажи табака, что влечёт ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ.

В частности, указанная позиция была поддержана в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.11.2016 №Ф05-16061/2016 по делу №А40-17530/2016. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 №305-АД17-6 по указанному делу отказано в передаче жалобы на указанное постановление на рассмотрение судебной коллегии. При этом судья Тютин Д.В. попутно отметил в тексте определения: «Ссылка общества на положения статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации о максимальной розничной цене также правомерно не принята апелляционным судом. Названные положения относятся к исчислению акциза по подакцизному товару (табачные изделия) и не применяются при рассмотрении споров о привлечении лица к ответственности за совершение указанного административного правонарушения.»

Приведенная правовая позиция нашла подтверждение и в других судебных актах, например:

  1. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 №06АП-4843/2018 по делу №А73-7904/2018: «Установление цены на табачные изделия ниже максимальной розничной цены, указанной на пачках табачных изделий уже является стимулированием продажи, курения табака.»
  2. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 №16АП-2097/2019 по делу №А63-1661/2019: «Довод Общества о недоказанности Управлением обстоятельств того, что продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены стимулирует потребителей на покупку табачных изделий, также подлежит отклонению. В рассматриваемом случае действия Общества, направленные на привлечение интереса потребителя к курению или покупке табачной продукции, являются стимулированием курения (продажи) табака, табачной продукции или табачных изделий, и следовательно, нарушением требований Закона №15-ФЗ. Соответственно и дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Общества в связи с осуществлением им действий, направленных на спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака»

Таким образом, продавая табачную продукцию по стоимости ниже максимальной, но не ниже минимальной стоимости, указанной на пачке, розничный продавец рискует быть привлеченным к ответственности на основании части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ за стимулирование продажи табака. Возможное наказание в этом случае для юридических лиц составляет от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Предельные максимальные цены на сигареты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *