Правовой статус органов власти

УДК 334.012.2 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-4-15-20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ (ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ) ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ГОБЕРКОРН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: goberkorn@ya.ru

В статье уточняется понятие вспомогательных (обеспечивающих) органов законодательной власти. Приводятся мнения исследователей по вопросу определения вспомогательных (обеспечивающих) органов законодательной власти. Исходя из указанных определений приводятся основные признаки вспомогательных органов власти. В статье делаются выводы о том, что вспомогательные органы создаются при органах государственной власти (контрольно-счетные палаты при законодательных органах) или непосредственно в структуре органа государственной власти (аппарат законодательного органа субъекта) и состоят исключительно из государственных служащих; вспомогательные органы создаются для обеспечения деятельности органов государственной власти или его руководителей; деятельность, структура, функции этих органов регламентируется актами, которые принимает орган государственной власти, для помощи которому они создаются; вспомогательные органы не имеют полномочий по изданию общеобязательных актов от своего имени. В статье автор уточняет правовой статус вспомогательных органов, а также указывает на специфику их деятельности. По мнению автора, правовой статус государственного органа проявляется не только в его собственной компетенции, но и в его взаимоотношениях с другими органами, его местом в системе иных государственных органов. Также автор указывает на то, что вспомогательные органы государственной власти, являются особыми государственными органами, имеющими свои отличительные признаки, принципы деятельности и свое особое место в системе государственных органов. Подробно рассмотрев подходы многих исследователей, автор пришел к выводу, что приведенные формулировки сходятся в одном: вспомогательные органы выполняют обеспечительную функцию и осуществляют квалифицированную помощь органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий.

Ключевые слова: вспомогательные (обеспечивающие) органы законодательной власти, правовой статус, конституционный статус, аппарат законодательной власти, признаки вспомогательных органов

Помимо государственных органов в традиционном и полном их понимании в государственный аппарат входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие подобного рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. Вспомогательный аппарат — это обобщенное наименование подразделений государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих текущую повседневную деятельность органа, выполнение его функций и (или) функций его руководителей.

В настоящее время совершенно очевидно, что вспомогательные органы существуют с момента возникновения государства и органов государственной власти.

Одним из первых выделил и обосновал существование вспомогательных органов знаменитый

юрист начала XX в. Н. М. Коркунов. Он предлагал различать среди государственных органов два вида — решающие (органы государственной власти) и содействующие (вспомогательные органы): «Обращаясь собственно к устройству государственных учреждений, мы видим, что из числа лиц, составляющих учреждение, одни решают, как именно распорядиться вверенной им функцией власти, другие — только содействуют так или иначе решающим. Поэтому организация государственных учреждений сама слагается из органов двоякого рода — решающих и содействующих. Решающие органы и суть собственно прямые, непосредственные органы государственной власти, в тесном смысле слова органы власти. Органы, содействующие не суть непосредственные органы государственной власти, а только содействуют решающим органам. Само содействие может принимать различные формы. Оно выражается в под-

готовке дела собиранием фактических данных и справкой с законами, или в даче совета решающему органу» .

Однако точкой отсчета для усиления роли вспомогательных органов законодательной ветви власти за рубежом явились конец 60-х — начало 70-х гг. XX в. «Резкое увеличение с середины 70-х гг. численности аппарата парламентов была вызвано усложнением законодательного процесса и активизацией законодательной деятельности, а также необходимостью обеспечивать законодательные органы достоверной, исходящей от независимых компетентных источников информацией, позволяющей законодателям разрабатывать собственные законопроекты и объективно оценить предложения исполнительной власти» .

В России к пониманию необходимости усиления аппарата законодательной ветви власти подошли только в начале двухтысячных.

Анализ нормативных актов свидетельствует, что какого-то единого порядка формирования аппарата парламента не существует.

Конституции, как правило, детально не регламентируют порядок образования и функционирования аппарата парламента и других его вспомогательных органов. Так, ни в Конституции США, ни в Конституции Канады, так же, как и Конституции Российской Федерации, не упоминается о возможности создания при парламентах данных государств вспомогательных органов, как на уровне самой Федерации, так и на уровне ее субъектов.

Статус аппарата парламента и его сотрудников, их численность, структура и функции вспомогательных органов обычно определяются непосредственно депутатским корпусом. Детально порядок формирования вспомогательных органов и их деятельность (в зависимости от уровня органа) определяется регламентами парламентов, а также положениями о вспомогательных органах.

На сегодняшний день в научной литературе нет единства мнений по поводу формулировки понятия «вспомогательный орган государственной власти».

Так, A. M. Осавелюк предлагает следующее определение вспомогательных органов: «вспомогательный государственный орган — это организация государственных служащих, профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные и иные функции, установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти» .

С. А. Авакьян дает им такое определение -это «обобщенное наименование подразделений

государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих текущую повседневную деятельность органа, выполнение его функций и (или) функций его руководителей. Обычно к вспомогательному аппарату относятся канцелярии, приемные, общие и организационные отделы, управление делами, административно-хозяйственные отделы, секретариаты и помощники руководителей, отделы по связям с общественностью, аналитические центры, пресс-центры и т. п.» .

И. С. Иксанов утверждает, что вспомогательные органы можно определить как образованные и функционирующие в установленном порядке государственные и негосударственные, координационные, совещательные, и консультационные органы, осуществляющие научную, правовую, организационную и иную квалифицированную правовую помощь, которые действуют в пределах полномочий (органа государственной власти) и не обладают полномочиями по изданию от своего имени нормативных правовых актов .

А. Д. Доржиев определяет вспомогательный орган как постоянно действующий структурный орган, деятельность которого направлена на информационное, аналитическое, правовое, организационное, финансово-хозяйственное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности органа государственной власти .

Д. Н. Петровский устанавливает, что вспомогательные органы — это органы, которые призваны обеспечивать реализацию всех основных полномочий органа государственной власти, при котором они созданы .

Все вышеуказанные формулировки сходятся в одном: вспомогательные органы выполняют обеспечительную функцию и осуществляют квалифицированную помощь органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий.

Рассмотрим основные признаки вспомогательных органов и, исходя из них, попробуем дать обобщенное определение этому понятию.

1. Вспомогательные органы создаются при органах государственной власти (контрольно-счетные палаты при законодательных органах) или непосредственно в структуре органа государственной власти (аппарат законодательного органа субъекта) и состоят исключительно из государственных служащих.

2. Вспомогательные органы создаются для обеспечения деятельности органов государственной власти или его руководителей.

3. Деятельность, структура, функции этих органов регламентируется актами, которые при-

нимает орган государственной власти, для помощи которому они создаются.

4. Вспомогательные органы не имеют полномочий по изданию общеобязательных актов от своего имени.

Кроме того, функции вспомогательных органов определяются в специализированных актах -положениях о данных органах, и их функции напрямую связаны с функциями, которыми наделяется орган государственной власти, для оказания помощи которому они создаются. Таким образом, функции, которые выполняют вспомогательные органы, направлены на решение государственно значимых задач. Следовательно, вспомогательные органы состоят из государственных служащих, которые оказывают помощь в решении органом государственной власти стоящих перед ним государственных задач.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение вспомогательных органов: это государственные органы, состоящие из государственных служащих, обязанностью которых является обеспечение выполнения органом государственной власти (его руководителем) государственно значимых полномочий, не обладающие полномочиями по изданию общеобязательных (нормативных) актов от своего имени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По степени важности и влиянию на деятельность законодательного органа государственной власти, несомненно, большее влияние имеют структурные единицы, деятельность которых связана с непосредственной помощью депутатскому корпусу в принятии решений и выполнении иных функций, имеющих государственно-властное значение. Поэтому далее мы будем подробно рассматривать именно эти структурные единицы. Отделы, деятельность которых направлена на организацию деятельности самого аппарата, нами рассматриваться не будут.

Переходя к вопросу о статусе вспомогательных органов власти, отметим, что термин «статус» происходит от латинского слова «status» -состояние, положение. Юридическая энциклопедия под редакцией М. Ю. Тихомирова определяет «статус» как правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей .

В. С. Четвериков под правовым статусом понимает «компетенцию и полномочия органа государственного управления» .

A. A. Акмалова и В. М Капицын. дают такое определение термину правовой статус: «Это юридически зафиксированное положение субъекта (личности, организации, государства, государст-

венного органа) в государстве, обществе, мировом сообществе. Он закрепляет фактический (социальный) статус субъекта, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная государством совокупность… полномочий государственного органа или должностного лица, с помощью которых они выполняют свои социальные функции» .

Б. Н. Габричидзе построил следующую конструкцию конституционного статуса государственных органов, выделив в ней такие элементы:

1) политическую и государственно-правовую характеристики органов государства; 2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 5) основы компетенции; 6) виды правовых актов государственных органов .

^ A. Богданова выделяет в структуре конституционно-правового статуса государственного органа четыре элемента: 1) роль государственного органа в выполнении функции государства, его место и назначение в государственном организме;

2) правосубъектность государственного органа, которая проявляется в его юридической легитимации, означающей учреждение того или иного государственного органа, определение его статуса в нормативном акте, его формирование, а при определенных условиях смену состава (например, перевыборы, назначение нового персонального состава) или упразднение, осуществляемые в установленном правом порядке; 3) компетенция, которая выступает в качестве сложного образования, соединяя в себе предметы ведения, полномочия и ответственность; 4) гарантии устойчивости и реальности правового положения государственных органов.

Из вышеприведенных точек зрения видно, что правовой статус государственных органов рассматривается современными учеными в узком и широком смыслах. В узком — он представляет собой совокупность прав и обязанностей государственного органа, его компетенцию (так правовой статус государственного органа рассматривают М. Ю. Тихомиров, В. С. Четвериков, A. A. Акмалова, В. М. Капицын, Н B. Витрук и другие). В широком — в понятие правового статуса помимо компетенции включаются также такие элементы как 1) политическая и государственно-правовая характеристики органов государства; 2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциация систем, подсистем и видов органов, их соотноше-

ние; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 5) виды правовых актов государственных органов (Б. Н. Габричидзе); 6) правосубъектность государственного органа, которая проявляется в его юридической легитимации, означающей учреждение того или иного государственного органа, определение его статуса в нормативном акте, его формирование, а при определенных условиях смену состава (например, перевыборы, назначение нового персонального состава) или упразднение, осуществляемые в установленном правом порядке; 7) гарантии устойчивости и реальности правового положения государственных органов (И A. Богданова).

Несомненно, что широкая точка зрения на данный вопрос не только имеет право на существование, но и более полно отражает реальное положение государственного органа в механизме государства. На наш взгляд, правовой статус государственного органа проявляется не только в его собственной компетенции, но и в его взаимоотношениях с другими органами, его местом в системе иных государственных органов.

Ю. А. Тихомиров справедливо заметил, что довольно часто государственный орган представляет собой две органически связанные части — собственно властно действующую структуру и организационно-вспомогательную структуру .

Таким образом, правовой статус аппарата законодательного органа тесно связан (и зависит) от правового статуса самого законодательного органа. Правовой же статус законодательных органов имеет свою специфику, обусловленную как их местом в системе разделения властей, так и уровнем государственной власти, на котором они функционируют (федеральные законодательные органы, законодательные органы субъектов федерации).

Деятельность вспомогательных органов базируется на принципах, позволяющих выделить их специфику среди других государственных органов.

A. M. Осавелюк в исследовании «Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства» выделяет принципы, характерные именно для вспомогательных органов.

1. Принцип единства. Он означает, что вспомогательные государственные органы не существуют отдельно от тех органов государственной власти, деятельность которых они обеспечивают.

2. Принцип содействия органам государственной власти в осуществлении ими своей компетенции, заключающийся в том, что вспомогательные органы не наделяются государством власт-

ными полномочиями. Они вправе только оказывать содействие, обеспечивать деятельность органов государственной власти.

3. Принцип обеспечения координации деятельности ведомственных государственных органов, государственных органов других ветвей власти, а для федеративных государств (например, Россия, США, Канада, Германия) — и органов государственной власти субъектов федерации.

На наш взгляд, эти принципы логически вытекают из общих принципов организации и функционирования в исследовании «Вспомогательный аппарат высших органов вспомогательных органов государственной власти, обоснованных A. M. Осавелюк, и уточняют их с учетом особенностей законодательных органов субъектов.

Таким образом, вспомогательные органы государственной власти являются особыми государственными органами, имеющими свои отличительные признаки, принципы деятельности и свое особое место в системе государственных органов.

Вспомогательные органы законодательных органов власти субъектов федерации также имеют свою специфику.

1. Они создаются на уровне субъектов федерации нормативным актом законодательного органа субъекта федерации (их существование может предусматриваться конституциями (уставами) субъектов федерации, положениями о вспомогательных органах, регламентами законодательных органов).

2. Они системно структурированы, и их структура определяется законодательным органом субъекта федерации.

3. Они выполняют экспертные, аналитические, консультационные, контролирующие и иные значимые функции, призванные содействовать решению задач, стоящих перед законодательным органом субъекта федерации, его комитетами, комиссиями, его руководителями.

4. Они действуют в пределах полномочий законодательного органа субъекта федерации.

5. Они обеспечивают взаимодействие депутатов законодательного органа субъекта, комитетов, комиссий законодательного органа субъекта между собой и законодательного органа субъекта федерации с другими органами, в частности, с Федеральным Собранием РФ, исполнительными органами государственной власти субъекта федерации, муниципальными органами.

6. Они не издают общеобязательных актов.

7. Они состоят из государственных служащих субъекта федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев специфику вспомогательных органов законодательных органов субъектов Российской Федерации, мы можем дать им такое определение: это государственные органы, состоящие из государственных служащих субъекта федерации, не обладающие полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, выполняющие экспертные, аналитические, консультационные, координирующие и иные социально значимые функции, призванные содействовать решению задач, стоящих перед законодательным органом субъекта федерации, его комитетами, комиссиями, руководителями.

Литература

1. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб: Юрндич. Центр Пресс, 2013. С. 112.

2. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Москва: изд. НОРМА-ИНФРА, 2013. С. 90.

3. Осавелюк А. М. Взаимоотношения депутатов с личными помощниками и персоналом вспомогательных органов парламентов // Государство и право. 2007. № 3. С. 160.

4. Авакьян С. А. Конституционное право. М., 2012. С. 106.

5. Иксанов И. С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение. М., 2012. С. 100.

8. Хабриева Т. Я. Парламентское право: учеб. пособие для юр. вузов / под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Юрист, 2003.

9. Четвериков В. С. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

10. Акмалова Л. А., Капыин В. М. Теория государства и права: Вопросы и ответы: учеб. пособие. Москва: Юриспруденция, 2012. С. 24.

11. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России: учебник для вузов. М.: Дашков и Ко, 2012. С. 98.

12. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2008. С. 94.

13. Осавелюк А. М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства. М., 2012. С. 76.

4. Avak’yan S. A. Konstitutsionnoye pravo . M., 2012. S. 106.

9. Chetverikov B. C. Administrativnoye pravo . Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

12. Tikhomirov Yu. A. Teoriya kompetentsii . M., 2008. S. 94.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEFINITION, LEGAL STATUS AND THE PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE AUXILIARY (PROVIDING) REGULATORY AUTHORITIES

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ионова, Екатерина Васильевна, 2007 год

1. Нормативные источники

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик Текст.: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Юрид. лит., 1987.- 173 С.

5. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации Текст.: Постановление Конституционного Суда Российской

6. Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. -1998.-№2.

7. По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации Текст.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. // Российская газета. 2006. — 6 декабря. — С. 19.

9. О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Текст.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. № З-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — №1. — Ст. 1.

12. О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации Текст.: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449-1 // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 13. — Ст. 663.

13. О Совете Министров Правительстве Российской Федерации Текст.: Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4174-1 // Ведомости

14. Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993.- № 1.-Ст. 14.

15. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Текст.: Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 38. — Ст. 4339.

16. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской «О статусе судей в Российской Федерации» Текст.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 51.-Ст. 4834.

17. О внесении изменений и дополнения в статьи 7 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции» Текст.: Федеральный закон от 4 августа 2001 г. № 108-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — №32. -Ст. 3316.

20. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской

21. Федерации 8 июля 2000 г. Текст.: Послание // Российская газета. 2000. — 11 июля. — № 133.

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Текст.: (России надо быть сильной и конкурентоспособной) // Российская газета. 2002. — 19 апреля. — № 71.

23. Об упорядочении системы государственного управления Текст.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 511 // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.-1992.-№21.-Ст. 1160.

24. О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти Текст.: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1148 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. — № 14. — Ст. 1091.

27. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации Текст.: Указ

29. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Текст.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 // Официально опубликован не был.

30. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Госкомэкологии России Текст.: Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 2 ноября 1999 г. № 641 // Российская газета.- 2000. -17 мая.-№ 94.

31. Об утверждении общего положения об органе управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации Текст.: Приказ Рослесхоза от 15 апреля 1998 г. № 58 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. — № 12.

32. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

33. Конституция Республики Дагестан Текст.: Принята Конституционным

34. Собранием 26 июля 1994 г. // Дагестанская правда. 1994. — 3 августа. — № 152.

44. О внесении поправок в Конституцию Удмуртской Республики Текст.: Закон Удмуртской Республики от 18 апреля 2000 г. № 169-И // Известия Удмуртской Республики. 2000. — 22 апреля. — № 46.

45. О внесении изменений в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания Текст.: Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2005 г. № 38-PK3 // Северная Осетия. 2005. — 2 июня.

48. О прекращении полномочий территориальных органов государственной власти в Новосибирской области Текст.: Закон Новосибирской области от 10 декабря 2004 г. № 234-03 // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2004. — 17 декабря. — № 55.

49. О формировании территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области Текст.: Постановление

51. Об утвеждении положения о государственно-правовом департаменте Текст.: Постановление Губернатора Новосибирской области от 18 апреля 2005 г. № 231 // Советская Сибирь. 2005. — 4 мая. — № 83.

52. Об утвеждении положения о департаменте организации управления администрации области Текст.: Постановление Губернатора Новосибирской области от 18 апреля 2005 г. № 233 // Советская Сибирь. 2005. — 4 мая. — № 83.

53. Об утверждении Положения о Правительстве администрации области Текст.: Постановление главы администрации Белгородской области от 2 февраля 1998 г. № 36 // Белгородские известия. 1998. — № 20.1.. Специальная литература

54. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества Текст. / Л.И. Абалкин. М.: Мысль, 1973. — 263 С.

55. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность Текст. / С.А. Авакьян. Изд. 2-е. — М.: РЮИД, 2000. — 528 С.

56. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: нерешенные проблемы Текст. / С.А. Авакьян // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. — № 2.

63. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. Текст. / Г.В. Атаманчук. М.: Омега-л, 2004. — 584 С.

64. Афанасьев М. Проблемы российского федерализма и федеративная политика второго Президента. Промежуточные итоги Текст. / М. Афанасьев // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. — № 1(38).

67. Бахрах Д.Н. Административное право Текст.: краткий учебный курс / Д.Н. Бахрах. М.: Норма: Инфра-М, 2002. — 275 С.

68. Бахрах Д.К Административное право Текст.: учебник. Часть общая. / Д.Н. Бахрах. М.: Бек, 1993. — 307 С.

69. Бахрах Д.Н Административное право России Текст.: учебник для вузов. /Д.Н. Бахрах. М.: Норма: ИНФРА-М, 2000. — 307 С.

72. Вельский К.С. О реформе губернаторской должности Текст. / К.С. Бельский // Государство и право. 2001. — № 1.

74. Борисов Т. Весна без патриарха Текст. / Т. Борисов // Российская газета. 2005. — 8 июня. — № 121. — С. 1,3.

75. Василенков П.Т. Советы народных депутатов. Организация и деятельность Текст. / П.Т.Василенков. М.: Юрид. лит., 1983. — 80 С.

77. Володина М. Народ отставку не принял Текст. / М. Володина // Российская газета. 2006. — 12 апреля. — №75. — С.З.

78. Габричидзе Б.Н. Аппарат управления местных Советов Текст. / Б.Н. Габричидзе. М.: Юрид. лит., 1971. — 240 С.

79. Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов советского государства Текст. / Б.Н. Габричидзе. М.: Юрид. лит., 1982. — 184 С.

80. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права Текст. / Г.А. Гаджиев //

81. Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. — № 3.

82. Глигич-Золотарева М. К вопросу о кризисе современного федерализма Текст. /М. Глигич-Золотарева// Федерализм. 2005. — № 4.

86. Григорян JI.A. Советы органы власти и народного самоуправления Текст. / JI.A. Григорян. — М.: Юрид. лит., 1965. — 235 С.

89. Дульман П. Десять шагов к выборам Текст. / П. Дульман // Российская газета. 2006. — 4 окт. — С.З.

90. Ефимов В.И. Власть в России Текст. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: РАГС, 1996. — 273 С.

96. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения Текст. / М.Н. Карасев // Журнал российского права. 2001. — № 9.

98. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Текст. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.- Изд 2-е, перераб. и доп.- М.:Юристъ, 2004. -346 С.

99. Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практиказаконодательного регулирования Текст. / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 1.

100. Конституции государств Европейского Союза: (Сборник) Текст. / Редкол.: JI.A. Окуньков и др. М.: Инфра-М: Норма, 1997. — 803 С.

102. Конституционное совещание (1993). Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля -10 ноября 1993 г. Текст. М.: Юрид. лит., 1995.

104. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М.: Республика, 1992. — 111 С.

105. Коькова Е. Полномочия в подарок Текст. / Е.Конькова // Российскя газета.-2006.-28 дек.-С.З.

107. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе (статья вторая) Текст. / А.А. Котенков // Государство и право. 1998. — № 10.

109. Кравец И.А. Верховенство конституции принцип конституционализма Текст. / И.А. Кравец // Журнал российского права. — 2002. -№ 7.

112. Кузнецов В.Ф. Проблемы Юридической ответственности в российском праве Текст. / В.Ф. Кузнецов // Проблемы права. 2005. — № 1.

113. Курманов М.М. Роспуск парламента субъекта Российской Федерации: полномочия Президента РФ и высшего должностного лица субъекта Федерации Текст. / М.М. Курманов // Российское право. 2004. -№ 3.

114. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления Текст. / Б.М. Лазарев. М.: Юрид. лит., 1972. — 280 С.

115. Лазарев Б.М. О компетенции органов Советского государства Текст. / Б.М. Лазарев // Советское государство и право. -1 964. № 10.

116. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации Текст. / В.А. Лебедев. М.: Изд-во Московского университета, 2000. — 273 С.

118. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления Текст. / А.Е. Лунев. М.: Наука, 1974. — 247 С.

122. Марченко М.Н. Теория государства и права Текст. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во Проспект, 2004. — 648 С.

124. Митюков М.А. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации Текст.: сравнительный анализ /М.А. Митюков // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. — № 3-4.

125. Мицкевич А.В. Субъекты советского права Текст. / А.В. Мицкевич. -М.: Госюриздат, 1962. 213 С.

126. Некрасов С.И. Российский федерализм и некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали Текст. / С.И. Некрасов //

127. Журнал Российского права. 1999. — № 10.

131. Несмеянова С.Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации Текст.: монография / С.Э Несмеянова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 201 С.

133. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие Текст. / Д.М. Овсянко. Изд 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002. — 468 С.

136. Павлушин А. Правительство России и органы власти субъектов Федерации в федеральном законотворческом процессе // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2003. — №3(44). — С.60.

137. Партии сверху // Континент Сибири.-2005,- 7-14 октября.-№ 38.-С.1-2.

138. Полякова Н.А. Реформа системы управления исполнительной властидолжна проходить параллельно с реформированием федеративных отношений Текст. / Н.А. Полякова // Государственная власть и местное самоуправление.-2005.-№ 1.

141. Прокопьев Ю. Ничья в Курултае Текст. / Ю. Прокопьев // Российская газета. 2005. — 24 мая. — №108.-С.6.

143. Пронина B.C. Центральные органы управления народным хозяйством Текст. / B.C. Пронина. М.: Юрид. лит., 1971. — 167 С.

144. Путин В.В. Государство и эволюция /В.В. Путин // Российская газета.-2004. 19 нояб. — С.З.

146. Салищева Н. Организация исполнительной власти в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития Текст. / Н. Салищева // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. — № 1(46).

147. Сальников В. Строптивые свободны Текст. / В. Сальников // Российская газета. 2005. — 19 мая. — № 104.-С.З.

148. Сальников В. Компромисс возможен Текст. / В. Сальников // Российская газета. 2005. — 20 мая 2005. — №106.-С.З.

151. Сильченко Н. В. Границы деятельности законодателя Текст. / Н.В. Сильченко // Советское государство и право. -1991.- № 8.

153. Смирнягин Л. Статья 72 Конституции РФ: проверка ветвей власти на государственную зрелость Текст. / JI. Смирнягин // Российские вести. 1995.15 нояб.

154. Собянин С. Централизация и децентрализация власти в современном федеративном государстве Текст.: сравнительно-правовой анализ / С.Собянин // Федерализм. 2006. — № 2.

157. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник Текст./Л.И. Спиридонов.- М.: «Проспект» изд. группа, 1996.-301 С.

158. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права Текст. В 3 т. Т.1 / Ю.Н. Старилов. М.:Норма, 2002. — 711 С.

162. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий Текст. / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1997.- № 2.

163. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции Текст. / Ю.А. Тихомиров. -М. Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2001. — 355 С.

164. Тропкина О. Губернаторам дали власть и деньги Текст. / О. Тропкина // Российская газета. 2005. — 5 июля. — №143. -С.З.

166. Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации / А.А. Уваров // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. — № 3.

167. Уваров А.А. Муниципальные и государственные органы власти: Формы сотрудничества и взаимодействия / Уваров А.А. // Государственная власть и местное самоуправление .- 2002. № 2.

168. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования Текст. / И.А. Умнова // Журнал российского права. 1999,- №11.

169. Уокер Э. Формирование взаимоотношений центра и регионов в новой России Текст. / Э. Уокер // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995.- № 1.

170. Управленческие процедуры Текст. / Под ред. Б.М. Лазарева. -М.: Наука, 1988.-272 С.

171. Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектностигосударственных органов и органов местного самоуправления Текст. / О.Ю. У сков // Журнал российского права. -2003. № 5.

173. Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России Текст. / В.Филиппов // Федерализм. 2005. — №4.

174. Цикулин В.А. История государственных учреждений СССР. 19361965 Текст. / В.А. Цикулин. М.,1966.

175. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами Текст. / В.А. Черепанов // Журнал Российского права. 2003. — № 9.

176. Чертков А. Механизм расширения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации Текст. / А.Чертков // Федерализм. 2006. — №1.

178. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права Текст. / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2005. — № 5.

179. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения Текст / В.Е. Чиркин. М.: Издат. дом «Артикул», 1997. — 352 С.

180. Чистякова С. Правила импичмента / С. Чистякова // Континент Сибири. 2005. — 7-14 окт.-№ 38.-C.3.

181. Теплов, И.А. Умнова, Е.В. Алферова). М., 1999.- 283 С.

182. Шкель Т. От сложения полномочий губернаторы меняются? Текст. / Т.Шкель // Российская газета. 2004. — 2 дек. — № 267. -СЛ.

183. Шкель Т. Лицо с полномочиями Текст. / Т.Шкель // Российская газета. 2004. — 17 нояб.-№ 254.-С.З.

184. Шкель Т. Партбилет для губернатора Текст. / Т. Шкель // Российская газета. 2005. — 22 июн. — № 132.-C.3.

186. Юридический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Б.М. Лазарева. М.: 1984. — 387 С.

187. Юридический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 415 С.

Правовой статус органов власти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *