Правовое регулирование таможенных процедур



Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор.

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая предпринимательская деятельность, подлежит государственному регулированию и контролю. Однако административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела имеет ряд особенностей. В связи с тем, что деятельность в сфере таможенного дела является предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная её часть урегулирована нормами таможенного законодательства.

Перечень категорий лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела установлен главой 3 Таможенного кодекса Таможенного союза: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли. Кроме того, указанная глава содержит нормы, определяющие статус и регулирующие деятельность уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). Вопрос о том, следует ли относить УЭО к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела является дискуссионным вследствие недостаточной проработки понятийного аппарата в рассматриваемой законодательной области. Представляется необходимым отделение лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела от УЭО на законодательном уровне, ввиду того, что первые пользуются определенными упрощениями в целях осуществления предпринимательской деятельности, в то время как УЭО имеет право использовать упрощения только для осуществления собственной хозяйственной деятельности.

Важным элементом административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является требование о включении юридического лица, осуществляющего такую деятельность, в специальные реестры, ведение которых на национальном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС России), а на наднациональном – Евразийская экономическая комиссия, осуществляющая ведение консолидированных реестров, содержащих сведения о всех лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела на территории государств-членов ЕАЭС. Общая форма реестров лиц, осуществляющих деятельности в сфере таможенного дела, утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» , а конкретные реестры по каждой категории лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установлены отдельными приказами ФТС России (например реестр таможенных представителей утвержден Приказом ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» ).

Кроме того, условиями осуществления деятельности в сфере таможенного дела является наличие страхования риска своей гражданской ответственности и предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Некоторые категории лиц, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны соблюдать дополнительные условия, например, таможенный представитель обязан иметь в своем штате не менее одного работника, имеющего документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям как специалиста по таможенным операциям, таможенный перевозчик должен осуществлять деятельность по перевозке грузов в течение как минимум 2 лет к моменту обращения в таможенный орган с целью включения в соответствующий реестр, для получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли необходимо иметь соответствующие регистрационные или разрешительные документы на осуществления розничной торговли, если необходимость получения таких документов предусмотрена законодательством.

Еще одной особенностью административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является законодательно установленная солидарная ответственность лица, осуществляющего такую деятельность, с лицом, воспользовавшимся его услугами, за уплату таможенных платежей. Необходимость законодательного закрепления такой ответственности обусловлена значимостью фискальной функции таможенных органов для государства.

Особенности административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела обуславливают и специфику таможенного контроля, осуществляемого в отношении лиц, занимающихся такой деятельностью. Основными формами таможенного контроля лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются профилактические таможенные проверки, таможенный осмотр помещений и территорий и получение объяснений. Так, согласно информации, полученной на основе применения Комплекса программных средств «Постконтроль», применяемого таможенными органами России в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, за 2016 год в регионе деятельности Центрального таможенного управления проведено 57 проверочных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, из них 25 – в форме таможенных проверок (камеральных и выездных), 14 – в форме получения объяснений, 13 – в форме таможенного осмотра помещений и территорий. При этом, из общего числа проведенных проверочных мероприятий, только 9 оказались результативными. Данное обстоятельство, по мнению автора, свидетельствует не о низком уровне нарушений среди указанных лиц, а о недостаточной эффективности выбора объектов таможенного контроля среди лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Совершенствование системы категорирования лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в зависимости от риска нарушения таможенного законодательства представляется наиболее эффективным методом повышения точности применения таможенного контроля, что позволит снизить нагрузку со стороны таможенных органов на добросовестных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и при этом повысить выявляемость нарушений таможенного законодательства. С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» . Согласно данному приказу автоматизированное риск-категорирование осуществляется в отношении всех участников ВЭД, в том числе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по 30 критериям с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России. По результатам риск-категорирования лицу может быть присвоена одна из трех категорий риска: высокий, средний, низкий. Присвоение той или иной категории непосредственно влияет на вероятность проведения таможенными органами дополнительных проверочных мероприятий как на этапе таможенного контроля, предшествующем выпуску, так и на этапе таможенного контроля после выпуска товаров.

Таким образом, административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела выражается в нормах национального и наднационального таможенного законодательства, а также в контроле такой деятельности со стороны таможенных органов, который необходим для выявления правонарушений в сфере таможенного дела.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза // http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // http://www.consultant.ru.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» // http://www.consultant.ru.
  5. Приказ ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» // http://www.consultant.ru.
  6. Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» // http://www.consultant.ru.

Юридические нормы представляют собой нормативную основу исходную юридическую основу регулирования с которой «все начинается». При их помощи программируется и нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения.

Закон устанавливает иерархичность в системе нормативных актов в соответствие с которой положения правовых актов федерального министерства уполномоченного в области таможенного дела и федеральной службы уполномоченной в области таможенного дела не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования запреты и ограничения не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами.

Необходимыми условиями применения нормативных правовых актов регулирующих таможенные правоотношения является действие, т.е. возможность или необходимость применения содержащихся в них норм права во времени по территории и по кругу лиц на которых распространяются эти акты.

Действие нормативных актов регулирующих таможенные правоотношения по кругу лиц определяется их территориальным действием, т.е. таможенное право распространяется на всех лиц (физических юридических) находящихся на таможенной территории ТС.

В юридической литературе утвердилось мнение что система права — это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Нормативные правовые акты, входящие в систему таможенного права, можно разделить на три большие группы правовых актов. К первой группе следует отнести Конституцию Российской Федерации, нормы которой являются нормами прямого действия, и федеральные законы, т.е. акты законодательной власти.

Вторую группу образуют иные акты Российской Федерации содержащие нормы таможенного законодательства в которую входят указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, т.е. нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Третью группу правовых актов образуют международные договоры.

Все указанные выше нормативные правовые акты хотя и регулируют таможенные правоотношения, но в то же время имеют различную юридическую силу, которая зависит от процедуры принятия нормативного правового акта, места издавшего его, органа в общей системе государственных органов и его компетенции.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, но среди данной группы нормативных актов Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, поэтому нормы ТК ТС не могут противоречить конституционным положениям. Конституция Российской Федерации содержит норму, в соответствии с которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Нормы таможенного права могут найти свое выражение в межгосударственных отношениях, которые также должны рассматриваться как источники таможенного права. Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации

составной частью ее правовой системы. В отношении международных договоров действует конституционный принцип, согласно которому такие договоры обладают приоритетом над национальными законами. Вопросы таможенного оформления достаточно часто рассматриваются в международных договорах:

Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров.

Конвенция о временном ввозе (Стамбул 26 июня 1990 г.).

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП).

Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата 2 апреля 1992 г.).

Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров перемещаемых между государствами — участниками Таможенного союза (Астана 24 сентября 1999 г.)

Решение Совета глав правительств Республики Беларусь Республики Казахстан Кыргызской Республики Российской Федерации и Республики Таджикистан от 24 сентября 1999 г. N 60 «О Соглашении об упрощенном порядке таможенного оформления товаров перемещаемых между государствами — участниками Таможенного союза»

Решение Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь Республики Казахстан Кыргызской Республики и Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 7 «О Протоколе об упрощенном порядке таможенного оформления товаров непредназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности и валюты перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств — участников Таможенного союза».

Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами — участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (Ялта 8 октября 1999 г.)

Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты, среди которых следует выделить указы Президента Российской Федерации.

После указов в системе источников таможенного права находятся постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируется широкий круг таможенных правоотношений.

Срок, на который ФТС вправе продлить 3-летний срок закон не ограничил. Этот вопрос решается ФТС самостоятельно. Порядок продления этого срока определен приказом ГТК (ныне ФТС) от 13.11.2003 N 1286 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта».

Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта установлен приказами:

— ГТК (ныне ФТС) РФ от 13.11.2003 № 1286 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта» (зарегистрирован Минюстом РФ 05.12.2003 регистрационный № 5302);

— ГТК (ныне ФТС) РФ от 09.12.93 N 525 «Об утверждении Положения о таможенном режиме реимпорта товаров»;

— ГТК (ныне ФТС) РФ от 23.07.2001 N 705 «О местах таможенного оформления легковых автомобилей российского происхождения помещаемых под таможенный режим реимпорта».

Таможенная процедура реимпорта регламентируется распоряжением ГТК (ныне ФТС) РФ от 29.06.99 N 01-14/794 «О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта», писем ГТК (ныне ФТС) РФ от 04.01.94 N 01-13/25 «О применении Положения о таможенном режиме реимпорта» и от 14.06.95 N 01-13/8301 «О некоторых вопросах применения таможенного режима реимпорта».

Данная Технология применяется в части не противоречащей вновь издаваемым нормативно — правовым актам регламентирующим вопросы применения таможенной процедуры реимпорта.

А так же порядок применения процедуры реимпорта регламентируется в следующих соглашениях:

— соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

— соглашение о порядке ведения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;

— соглашение об обращении продукции подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 г.

Порядок применения таможенной процедуры реэкспорта установлен:

— приказом ГТК (ныне ФТС) РФ от 08.12.2003 N 1402 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реэкспорта» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2004 N 5403)

— приказом Минпромторга РФ от 26.06.2012 N 830 (ред. от 13.08.2015) «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25006);

— приказом ГТК РФ № 1402 от 08.12.2003 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реэкспорта»;

— письмом ГТК РФ от 26.04.95 N 01-13/5904 «Об особенностях таможенного оформления отдельных товаров»;

— письмо ГТК РФ от 08.11.95 N 01-13/15813 «О некоторых вопросах контроля за фактическим вывозом товаров»;

— соглашением стран СНГ от 15.04.94 «О реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт «;

— распоряжением ГТК России от 24.03.98г. N 01-14/327 «О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта»;

— указание ГТК РФ от 21.06.94 N 01-12/556 «О некоторых особенностях применения таможенного режима реэкспорта»;

— письмо ГТК РФ от 26.04.95 N 01-13/5904 «Об особенностях таможенного оформления отдельных товаров».

Перечень документов необходимых для оформления таможенных процедур закреплен в ТК ТС, а так же приказом ГТК (ныне ФТС) РФ от 16.09.2003 № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы как гипотеза, определяющая круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи ТК ТС содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи ТК ТС или других актов.

При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения, необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы, не допускающие отступлений от правил содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм ТК ТС выражено в категорических предписаниях они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.

Заключение

Таким образом, следует сделать вывод о том, что основное практическое значение и социальная ценность таможенных процедур в таможенном деле заключается в их регулятивной, упорядочивающей направленности, а реализация субъектами таможенных правоотношений своих прав и обязанностей, предусмотренных правовыми положениями, регламентирующими основания, порядок и условия применения этих процедур, является объективной предпосылкой для нормального функционирования механизма управления таможенным делом и внешнеэкономической деятельностью, реализации субъектами своих законных экономических интересов в процессе возникновения и развития рассматриваемых правоотношений, а также недопущения возникновения неблагоприятных последствий экономического и правового характера, которые могут возникнуть вследствие совершения противоправных деяний указанными субъектами, либо наличия обстоятельств чрезвычайного и абсолютного характера, не зависящего от усмотрения и волеизъявления этих субъектов.

Обеспечение таможенных процедур играет важную роль в таможенном деле, поскольку без его существования невозможно эффективное и результативное применение на практике всех существующих таможенных процедур.

Основу обеспечения функционирования таможенных процедур составляют правовые акты, в первую очередь ТК ТС, который регламентирует главные принципы применения таможенных процедур таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, кроме того существуют федеральные законы, приказы, распоряжения и т.д. Они также являются основополагающими началами других видов обеспечения таможенных процедур – организационного и экономического. Все виды взаимосвязаны и не могут эффективно применяться отдельно.

В связи с этим именно четко сформулированное и правильно разработанное законодательство, учитывающие интересы всех сторон таможенных правоотношений, является важнейшим условием успешного развития, как внешнеэкономических связей, так и всей страны. Совершенствование правового, организационного и экономического обеспечения таможенных процедур является перспективой дальнейшего развития таможенного дела в Таможенном союзе.

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Таможенного союза

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: (по сост. на 10 апреля 2006 г.). – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 344 с.

3.Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «Об экспортном контроле».

4. Приказ ГТК РФ № 1388 от 04.12.03. «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».

5. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. – М.: «Приоритет», 2003. – 352 с.

6. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 314 с.

7. Таможенное право : учеб. для вузов / С.В. Халипов. — М.: Зерцало М, 2004. — 240 с.

8. Таможенное право: учеб. для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский .- 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2004. — 841 с.

14. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. – М.: «Приоритет», 2003. – 352 с.

Правовое регулирование таможенных процедур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *