18. Особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий).
«Акционерные войны» за передел акционерной собственности породили появление в акционерной практике «народных» акционерных обществ, акции которых распределены преимущественно среди его работников.
Так, уже в 1995 году «народное» акционерное общество такого типа стихийно возникло в противовес криминальному нажиму на директора, предъявления последнему «сдать» акции Медногорского медно-серного комбината в руки криминалитета. В качестве шага, препятствующего переходу акций в чужие руки, была предпринята скупка размещенных акций и бесплатная передача их работникам многотысячного трудового коллектива (см.: Козлова Н. Кто напугал прокурора? // Рос. газета. 1999. 22 янв.).
Идея народного предприятия оказалась практически реализованной и в системе МНХК «Микрохирургия глаза». С. Федоров был убежден, что, «экономика – это прежде всего люди, а не только деньги и станки». Также как и 12,5 млн. человек в США, российские трудящиеся должны иметь два источника оплаты труда: зарплату и дивиденды «родного» общества. Надо делится с производителями частью прибыли, что стимулирует работников к добросовестному и интенсивному труду. Это проверено как зарубежной практикой, так и на 800-ах российских предприятиях такого типа (см.: Московские новости. 1998. 29 сент.).
Средства массовой информации порой свидетельствуют об эффективности народных предприятий. Так, в ЗАО «Электропровод» каждый работник — «совладелец народного предприятия» и заинтересован в успехе его работы; экономическая ситуация здесь весьма благоприятна: выпускаемые вагоны метро «Яуза» и кабель пользуются спросом у потребителей (РТР. 1999. 11 авг.). В Волгограде действует в качестве народного предприятия кондитерская фабрика – ЗАОр «НП Конфил»
Н.Ю. Круглова считает, что принятие специального закона о народных предприятиях «является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия целого ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации» (Круглова Н. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». М., 1999. С.3).
Рассмотрим основные характеристики правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), вытекающих теперь из Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998г.
Этот закон определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее – народные предприятия), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях (пункт 2 статьи 1).
Пунктом 1 ст.2 Закона о народных предприятиях установлено, что народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном названным законом, только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.
Статья 3 Закона о народных предприятиях содержит положения о договоре о создании народного предприятия и уставе народного предприятия.
В частности, договор о создании народного предприятия помимо сведений, которые должны быть указаны в любом договоре о создании акционерного общества (п.5 ст.9 Закона «Об акционерных обществах»), должен содержать условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров
Устав народного предприятия помимо сведений, которые должны быть указаны в уставе любого акционерного общества (ст.11 Закона «Об акционерных обществах»), должен содержать сведения, в частности, о максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Однако, в любом случае работник народного предприятия не может иметь в собственности более 5 процентов акций народного предприятия. В случае превышения указанного размера он обязан продать народному предприятию, а последнее обязано купить излишки акций по их номинальной стоимости.
С макетом устава акционерного общества работников (народного предприятия) можно ознакомиться по книге О.М. Крапивина (Народное предприятие. М.: Научный центр профсоюзов, 1999. С.150–177). В этом макете имеется пункт о включении в состав наблюдательного совета представителя профсоюзной организации:
«22.7. По уполномочию работников первичная профсоюзная организация общества имеет своего представителя в его наблюдательном совете (ст. 16. 3 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»)».
Кроме того, при «списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи человек и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников не акционеров, должен входить в состав наблюдательного совета» (п.7 ст.12 Закона о народных предприятиях).
При увольнении с народного предприятия работник также обязан продать народному предприятию свои акции, но уже по выкупной стоимости, а народное предприятие обязано выкупить эти акции (п.4 ст.6 Закона о народных предприятиях). Ответственность бывшего работника за неисполнение обязательства по продаже акций Законом о народных предприятиях не установлена
Акции, выкупленные народным предприятием у акционеров, а также дополнительно выпущенные акции, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год (ст.5 Закона о народных предприятиях).
Дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год.
В ст.4 Закона о народных предприятиях регулируются вопросы уставного капитала народного предприятия. Устанавливается, в частности, что минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия Номинальная стоимость одной акции не должна превышать 20 процентов от МРОТ на дату регистрации народного предприятия.
Статья 8 Закона о народных предприятиях регулирует вопрос продажи акций народного предприятия, находящихся на его балансе. При этом акции народного предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично могут быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не являющимся его работниками, а также — юридическим лицам.
Число акционеров этого закрытого акционерного общества не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
Закон о народных предприятиях устанавливает, в частности, компетенцию общего собрания акционеров (статья 10), внеочередного общего собрания акционеров (статья 11), наблюдательного совета народного предприятия (статья 12), компетенцию генерального директора народного предприятия (статья 13).
По многим вопросам повестки дня общего собрания акционеров (формирование органов управления, определение максимальных величин долей акций, наделение работников акциями, реорганизация и ликвидация общества) применяется особый принцип голосования: «один акционер – один голос»
В народном предприятии избирается из числа работников – акционеров сроком не менее, чем на 5 лет, ревизионная (контрольная) комиссия
Роль контрольной комиссии народного предприятия более значительна, чем роль ревизионной комиссии в других акционерных обществах. Комиссия контролирует не только финансово — хозяйственную деятельность, но и соблюдение прав акционеров, а также выполнение правил внутреннего трудового распорядка. Решения наблюдательного совета по некоторым вопросам могут быть обжалованы в контрольную комиссию, которая принимает по жалобе обязательное для совета решение (ст.10 Закона о народных предприятиях). В то же время, решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.
Как видим, по ряду особенностей правового положения, обусловленных прежде всего установлением тесной связи труда и капитала, народные предприятия приближаются к производственным кооперативам.
В правовой литературе уже высказаны сомнения в правомерности утверждений о том, что акционерное общество работников является разновидностью классического акционерного общества. Анализ норм Закона от 19 июля 1998 г. свидетельствует о том, что, по существу, им предусматривается создание новой, не известной ГК РФ, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, новой разновидности коммерческой организации (см.: Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие // Законодательство. 1998. №11).
Д.В. Ломакин считает, что создание коммерческой организации, не предусмотренной ГК РФ, является явным нарушением законодательства, и ничего, кроме путаницы, не принесет. Однако негативные последствия вступления в силу Закона о народных предприятиях будут весьма незначительны, поскольку единственным способом создания народного предприятия является преобразование в него коммерческих организаций (за небольшим исключением, оговоренным в п.1 ст.2 рассматриваемого закона), «участники которых, находясь в здравом уме и твердой памяти, вряд ли, дадут согласие на проведение сомнительного эксперимента».
Другие авторы, напротив, прогнозируют, что уже в ближайшей перспективе определенная часть акционерных обществ, созданных в результате приватизации, попытается преобразоваться в народные предприятия. Это было бы существенным шагом назад, поскольку восстановило бы фактически бесконтрольную власть менеджмента в таких акционерных обществах, исключило бы возможность привлечения в них инвестиций со стороны и, в конечном счете, нанесло бы вред всей экономике. Поэтому наилучшим выходом, по их мнению, была бы отмена Закона о народных предприятиях (см.: Правовое обеспечение экономических реформ. Предприятия / Отв. ред. Я.И. Кузьминов, В.Д. Мазаев. М., 1999. С. 49).
В начало страницы
Вернуться к содержанию раздела
Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
Акционерное общество создается и осуществляет свою деятельность на основании ГК РФ, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
^ Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество выступает акционерным.
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Действующее законодательство предусматривает создание открытых и закрытых акционерных обществ. ^ Открытое акционерное общество представляет собой такое общество, участники которого имеют право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
На открытое акционерное общество возложена обязанность ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков.
^ Закрытое акционерное общество — общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций при продаже их другими акционерами этого общества. Число участников закрытого акционерного общества не должно быть более 50 человек. В случае если число участников превышает установленное законом, то закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое в течение года, а по истечении этого срока происходит его ликвидация в судебном порядке, если число участников общества не уменьшится до установленного законом предела.
^ Учредителями акционерного общества могут быть граждане и юридические лица, в том числе одно лицо. Однако в качестве единственного учредителя акционерного общества не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Акционерное общество создается путем заключения между учредителями договора о создании акционерного общества, определяющего порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения. Создание акционерного общества может осуществляться и в результате реорганизации уже существующего юридического лица.
После заключения договора о создании акционерного общества разрабатываются учредительные документы общества. Учредительный документ акционерного общества — устав, который утверждается учредителями.
Устав должен содержать:
— наименование юридического лица, его местонахождение;
— сведения о порядке управления его деятельностью;
— информацию о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества;
— информацию о правах акционеров;
— сведения о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений (в том числе вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов).
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные или привилегированные акции. В зависимости от вида акций акционерам предоставляются определенные права.
^ Обыкновенная акция предоставляет право голоса на общем собрании акционеров, гарантирует право на получение заранее не установленного дивиденда из чистой прибыли общества за текущий год, а также право на получение части имущества общества в случае его ликвидации. Привилегированная акция не дает права голоса на общем собрании акционеров, но гарантирует право на получение фиксированного дивиденда.
Управление акционерным обществом осуществляется общим собранием и советом директоров, (наблюдательным советом). Исполнительные органы общества: руководитель, коллегиальный орган (правление), либо руководитель и правление вместе.
^ Общее собрание — высший орган управления акционерным обществом.
^ Совет директоров создается в том случае, если число акционеров превышает 50 человек. Уставом общества должна быть определена исключительная компетенция совета директоров. Вопросы, относящиеся к компетенции совета директоров, не могут быть переданы последним на решение исполнительных органов общества.
^ Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества, подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.
^ Прекращение деятельности акционерного общества (реорганизация или ликвидация) происходит только по решению общего собрания акционеров или суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
К публичным компаниям предъявляются определенные требования. Среди них — обязательное раскрытие сведений об аффилированных лицах и собственниках, а также о существенных моментах, которые могут влиять на деятельность эмитента.
Выполнение этих требований необходимо для того, чтобы процесс инвестирования (в ценные бумаги компании) носил прозрачный характер, и в интересах потенциальных акционеров.
Публичные акционерные общества имеют такие признаки:
Наличие в открытых источниках сведений о структуре собственности компании, а также информации о результатах хозяйственной деятельности.
Акции компании могут приобретаться или свободно реализовываться неограниченным кругом лиц.
Ценные бумаги размещаются на фондовой бирже (реализуются по открытой подписке) с использованием рекламы.
Сведения о совершенных сделках с акциями (данные об их стоимости и количестве) должны быть доступны всем участникам рынка. Эта информация может использоваться для анализа динамики стоимости ценных бумаг7.
Согласно статье 66.3 № 99-ФЗ, компания признается публичной, если:
— она выпускает свои акции в свободное обращение (путем открытой подписки или размещения на бирже) в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг»;
— в уставе и названии указано, что она является публичной.
Размер уставного капитала определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ, который полностью раскрывает особенности деятельности акционерных обществ. Публичные общества формируют уставный капитал за счет выпуска акций на определенную сумму денежных средств. В процессе ведения деятельности размер уставного капитала может уменьшаться, либо увеличиваться, в зависимости от выкупа акции и их дополнительного выпуска.
В законодательстве предусмотрен минимальный размер уставного капитала ПАО – 1000 МРОТ, переводя в денежный эквивалент это 100 000 рублей. Устав В уставе ПАО отражаются основные положения деятельности компании, и в обязательном порядке прописывается сведения об его открытости. Затрагиваются более подробно процедуры выпуска акций, их выхода на биржу, а также указывается процедура начисления и выплат дивидендов акционером. Уставом может быть предусмотрена для публичных обществ процедура конвертации акций в векселя и наоборот. Имущество и акции Формирование имущества, а также фондов публичного акционерного общества осуществляется за счет реализации на рынке акций компании, на этапе его создания. В процессе деятельности полученная чистая прибыль, так же может относиться в состав имущества компании8.
Основным органом управления ПАО является общее собрание акционеров, сбор которого осуществляется не чаще одного раза в год по инициативе совета директоров.
При возникающей необходимости собирается собрание по инициативе иных участников публичного акционерного общества (аудиторов, ревизионной комиссии). Зачастую количество акций ПАО достаточное множество, в связи, с чем сбор всех акционеров компании в одном месте невозможно, да и договориться об одном решении нескольким сотням человек будет трудно. Поэтому выбирается два направления решения данной проблемы: Ограничение количества акций, которые могут участвовать в проводимом собрании акционеров.
Проводить заочные голосования, посредством направления листов с опросами. Присутствует в ПАО понятие контрольного пакет акций, который составляет 50% плюс 1 акция. На собрании акционеров принимаются стратегически важные решения по развитию деятельности предприятия в будущем.
Между периодами проведения собраний руководство компанией передается совету директоров. В крупных организаций их количество достигает от 7 до 12 человек. Форма и методы управления Основные формы управления акционерным обществом в России были интегрированы из зарубежного законодательства. Совет директоров публичного акционерного обществаВ правовых нормах РФ на сегодняшний день их представлено 4 вида: общее собрание акционеров; совет директоров; единоличный исполнительный орган (генеральный директор); коллегиальный исполнительный орган; ревизионная комиссия9.
Из данных видов формируется 4 формы управления публичным акционерным обществом. Полная 3х ступенчатая форма, включается все виды представленных форм управления. Далее следует сокращенная 3х ступенчатая форма, которая исключает коллегиальный исполнительный орган. Представлена также форма 2х ступенчатая, которая исключает совет директоров, и от общего собрания следует единоличный и коллегиальный исполнительный орган. Завершающий формой является сокращенная 2х ступенчатая, в которой за общим собранием акционеров следует только единоличный исполнительный орган.
В качестве вида деятельности для ПАО может быть выбрана любая, закрепленная в законодательстве РФ. Основной может быть только одна. Если для осуществления деятельности требуется наличие лицензии, то получить ее возможно только после прохождения процедуры регистрации.
Новые требования законодательства обязывают публичные акционерные общества формировать отчетность, которая размещается на официальных источниках компаний. Ежегодный финансовый результат компаний подлежит проверке достоверности, который возлагается на аудиторские компании.