Нормативно-правовое регулирование общественных отношений основано на понимании нормы права как, формально определенного правила поведения, выраженного в нормативном акте и имеющем общеобязательный характер. Нормативное регулирование должно осуществляться без какой-либо индивидуализации. Исключение из данного правила допускается в случае предусмотренном федеральным законом, например льготы для некоторых лиц, занимающихся строительством особо значимых объектов.
В процессе правоприменительной практики, исходя из конкретной ситуации и условия возникновения, изменения или прекращения правоотношения может происходить индивидуальное регулирование. Например, Президент РФ своим актом о помиловании может в индивидуальном порядке освободить какое-то лицо от уголовного наказания. Также и суд, в процессе правоприменительной деятельности осуществляет индивидуальное регулирование при принятии конкретного судебного решения по конкретному делу, например, признание права собственности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
X Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂
Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе — это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.
Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.
Крепкий эспрессо за 110 руб.
Восхитительное Латте за 175 руб.
Разработан командой socpravo.ru X Хотите оставить пожелание для автора?
Оставить пожелание Пропустить
Содержание к диссертации
Введение
Глава 1, Понятие и правовая природа отношений по формированию гражданской правоспособности юридических лиц 10
1. Развитие представлений об отношениях по созданию юридического лица в процессе совершенствования учения о юридических лицах 10
2. Гражданская правоспособность юридического лица и стадии ее формирования в процессе создания юридического лица 31
3. Особенности правовой природы отношений по формированию правоспособности юридических лиц 50
Глава 2. Гражданско-правовая характеристика отношений по созданию юридического лица: структура и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов-участников этих отношений 71
1. Субъекты отношений по созданию юридического лица 71
2. Предпосылки формирования вещных и обязательственных прав юридического лица , 93
3. Правовая природа регистрации как нормативно-значимого (конституирующего) основания создания юридического лица 106
4. Формирование гражданской правоспособности юридического лица после его регистрации и ее влияние на иные виды его правоспособности 123
Глава 3. Особенности создания отдельных видов юридических лиц (актуальные вопросы практики) 136
1. Критерии определения особенностей организационных отношений (процедур) создания отдельных видов юридических лиц 136
2. Особенности организационных отношений по созданию юридических лиц в финансовой сфере 142
3. Особенности процедур создания социально-значимых юридических лиц 149
Приложения 155
Список литературы 167
- Развитие представлений об отношениях по созданию юридического лица в процессе совершенствования учения о юридических лицах
- Субъекты отношений по созданию юридического лица
- Критерии определения особенностей организационных отношений (процедур) создания отдельных видов юридических лиц
Введение к работе
Правовой статус юридического лица с общетеоретических позиций и в научно-практическом плане всегда очень активно обсуждался на страницах и юридической, и экономической литературы. Юристы могут гордиться тем, что проведенные ими изыскания объединены в общее учение о юридических лицах, которое пополняется все новыми и новыми разработками, тем более что новейшее законодательство дает соответствующие темы ДЛЯ ЭТОГО-
Однако гражданско-правовая наука сегодня не имеет специального монографического исследования» посвященного созданию юридических лиц. Представляется, что актуальность научной разработки данной проблемы выражают следующие посылки.
Во-первых, массовость такого явления, как создание юридических лиц, вряд ли можно отрицать. Очень заметна роль юридических лиц в гражданском обороте. Юридические лица — основные товаропроизводители, на них ложится главное налоговое бремя. Общество, заинтересованное в своем экономическом росте, должно всячески способствовать созданию юридических лиц. Роль правовой науки здесь сводится к выработке юридических приемов, использование которых способствовало бы стабильной организации оборота и, в частности, надлежащей организации создания юридических лиц (экономический аспект).
Во-вторых, для нашей страны характерно участие в товарном обороте субъектов, не обладающих определенными деловыми качествами. К сожалению, это следствие того, что государство практически полностью отказалось от правового регулирования процесса образования юридических лиц.
Необходимо признать «слабым звеном» правового регулирования института юридического лица сферу учредительной деятельности, доказательством чему служат шумные аферы с учреждением фиктивных юридических лиц. Все это в конечном счете подрывает основы формирования стабильного имущественного оборота, на создание которого направлено правовое регулирование рыночных отношений. Государству пора при помощи законодательных установлений активно вмешаться в сферу образования юридических лиц и тем самым в какой-то части нормализовать политическую ситуацию в стране (государственно-политический аспект).
В-третьих, судебная практика имеет немало примеров обжалования как действий учредителей по созданию юридических лиц, так и актов регистрирующих органов о их государственной регистрации. Это свидетельствует о том, что анализируемый институт в части создания юридических лиц не отличается должной определенностью, В связи с этим необходимо изучение судебной практики с целью выработки рекомендаций по правильному применению законодательства, регулирующего создание юридических лиц (правоприменительный аспект).
В-четвертых, с появлением в настоящее время новых видов юридических лиц, изменением форм собственности следует по-иному взглянуть на достижения цивилистической науки в исследовании теории юридического лица. Многие теоретические положения были разработаны в советский период. Не отрицая наличия в них положительных моментов, необходимо констатировать направленность данных разработок на изучение государственного предприятия, которое а то время являлось господствующим видом юридического лица. Сегодня государственное или муниципальное унитарное предприятие (а также учреждение) выступает переходным видом юридического лица, так как не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество. Это один из примеров, подтверждающих необходимость современного подхода к изучению сущности юридического лица, а также его создания (доктринальный подход).
Цель настоящего исследования — изучение правового регулирования создания юридических лиц и практики его применения, что обусловило постановку следующих задач;
а) установить взаимосвязь правового регулирования процесса создания
юридических лиц в римском праве, русском дореволюционном праве, праве
советского периода и действующем российском праве;
б) определить содержание такого понятия., как «создание юридического
лица»;
в) изучить, как порядок создания юридического лица влияет на формирование его правоспособности;
г) определить правовую природу отношений по созданию юридического
лица и формированию его гражданской правоспособности;
д) исследовать применимость общих выводов о создании юридического
лица и формировании его правоспособности к отдельным видам юридиче
ских лиц;
е) определить стадии формирования гражданской правоспособности
юридического лица в зависимости от стадий его создания;
ж) показать, что создание юридического лица и формирование его пра
воспособности есть не одномоментный акт, а система взаимосвязанных ор
ганизационных отношений;
з) доказать, что без исследования организационных отношений, входящих в сферу регулирования гражданского права, невозможно обосновать сущность многих гражданско-правовых явлений и понятий;
и) разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства о создании юридических лиц.
Предметом исследования послужил комплекс проблем, связанных с регулированием отношений, возникающих в процессе создания юридического лица и формирования его правоспособности.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования применялись общенаучные методы познания, а также некоторые част-нонаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системного анализа, Нормально-логический,
Большим подспорьем в работе стали труды исследователей римского права И. Б, Новицкого, И. С. Перетерского, Д. В. Дождева и др.
Использованы работы зарубежных ученых-юристов, таких как Р. Сава-тье, Р. Давид, К. Цвайгерт, X. Кётц, В. Хойер и др.
Эмпирической основой диссертации послужили материалы судебной практики, а также обобщение практики работы Управления государственной регистрации города Екатеринбурга и его семи районных отделов.
Научная новизна диссертации отражена в следующих основных выводах и положениях.
1. Анализ римского, русского, советского и российского законодательства дает основание для вывода о том, что создание юридического лица вне зависимости от его конкретной формы — обязательный и необходимый этап в развитии специального субъекта права — юридического лица. При этом порядок создания юридического лица может быть разным в зависимо-
сти от субъектов, участвующих в данном процессе, а также от иных условий, но тем не менее этот процесс вполне определим именно как создание юридического лица.
-
Создание юридического лица — система организационных отношений. Эта система имеет определенные, но не всегда строгие временные границы, характеризуется конкретной последовательностью отношений, ее составляющих. В процессе создания юридического лица происходит формирование его гражданской правоспособности.
-
Целостный процесс формирования юридического лица можно подразделить на три стадии: до регистрации юридического лица в установленном законом порядке, регистрация, послерегистрационный период.
-
Регистрация юридического лица есть юридический факт, который существенным образом влияет на формирование его гражданской правоспособности. Отнесение такой регистрации к административным актам не влияет на природу возникающих на ее основе отношений, они остаются гражданско-правовыми.
5. Формирование гражданской правоспособности юридического лица
начинается до его государственной регистрации. Отрицание данного факта
не позволяет объяснить многие моменты в поведении участников (учреди
телей) юридического лица, а также регистрирующего органа.
Юридическое лицо не может быть полноценным участником гражданского оборота, обладая лишь свидетельством о его государственной регистрации, а потому в работе показаны те организационные отношения, которые возникают из различных по отраслевому признаку оснований, но преследуют одну и ту же цель — сформировать в завершенном виде правоспособность юридического лица.
6. Показана необходимость учета при создании некоторых юридических
лиц определенных особенностей. И хотя объем исследования и мотивы целе
сообразности не позволили автору при всем его желании изложить особенно
сти создания всех юридических лиц, двух изложенных примеров достаточно
для того, чтобы понять; унификация процесса создания юридических лиц возможна, но до некоторых пределов. Такие пределы обусловлены прежде всего целью создания юридического лица, а также рядом иных факторов.
7, В работе содержатся конкретные предложения по совершенствованию доктринального подхода к изучению процесса создания юридического лица и формирования его правоспособности, а также по совершенствованию законодательства.
Новизна рассмотрения организационных отношений в настоящей работе состоит в следующем. Во-первых, общетеоретические положения, касающиеся в целом организационных отношений, обретают применительно к теме работы прикладное значение. Во-вторых, несмотря на то, что создание юридического лица имеет несколько стадий, все соответствующие отношения обладают единством объекта — это нематериальное благо, которое находится в состоянии, требующем упорядоченности. Для каждой стадии создания юридических лиц выделены соответствующие организационные отношения, имеющие собственное содержание.
Практическая и теоретическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства о юридических лицах в целом и о создании юридических лиц в частности, а также в практике работы органов юстиции по регистрации юридических лиц, в судебной практике.
Теоретические положения, сформулированные в работе, могут найти применение при дальнейшем исследовании проблем правового положения юридических лиц, их создания, формирования их гражданской правоспособности.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Уральской государственной юридической академии, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы изложены в опубликованных статьях.
Основные положения диссертации обсуждены также на научно-консультативном совещании в Управлении государственной регистрации города Екатеринбурга, представлены в Исследовательский Центр частного права при Президенте Российской Федерации (Уральский филиал) и Уральское отделение Российской школы частного права.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, которые объединяют десять параграфов, списка используемой литературы, предложений по совершенствованию действующего законодательства, посвященного юридическим лицам, их созданию и формированию их гражданской правоспособности.
Содержание
Развитие представлений об отношениях по созданию юридического лица в процессе совершенствования учения о юридических лицах
Причинами возникновения юридического лица как нового субъекта гражданско-правовых отношений послужили следующие факторы. Во-первых, это осознание отдельными физическими лицами экономической возможности усилить свои собственные силы в связи с иными физическими лицами. Объединение имущества, финансов, трудовых усилий позволяло более целенаправленно их использовать и получать ощутимый экономический, финансовый или социальный результат. Во-вторых, объективной предпосылкой создания юридического лица стал сам гражданский оборот, который требовал собственного ускорения за счет внедрения нетрадиционных методов хозяйствования.
Сама категория «субъект права» предполагает наличие одного или нескольких моментов или последовательных действий (событий), которые позволяют данному субъекту появиться на свет, предстать в каком-либо «правовом» облике; при этом он должен быть «узнаваем» другими субъектами. Иначе говоря, для того, чтобы утверждать, что данное лицо является субъектом права, оно должно пройти некоторую процедуру или ряд процедур своего создания в том порядке, как это предусмотрено законодательно или принято в обычаях делового оборота (либо в просто обычаях, поскольку речь может идти и о древнем праве).
Сравнение физического и юридического лица как субъектов права убеждает в том, что всегда существовала и существует некоторая условность в придании тому или иному лицу статуса субъекта права. Что касается іраж-дан, или в более широком смысле, физических лиц, то законодатель ограничил их участие в гражданском обороте возрастным цензом. В пашей стране он установлен в 18 лет, В других странах такой ценз также существует. Но он имеет различные пределы. В исследованиях по брачно-семейному праву1 эти различия объясняются разницей климатических и географических условий созревания физического лица как личности. Многое связывается с национальными традициями, бытом, культурой. Однако важен не конкретный предел, за которым начинается полная дееспособность лица. Важно то, что такой предел в принципе существует. Он необходим для упорядочения гражданского оборота- Кроме того, физическое лицо, получив в силу такого события, как наступление определенного возраста, полную правосубъектность, может ее утратить по иску заинтересованных лиц (имеются в виду случаи признания граждан ограниченно дееспособными и недееспособными). За видимой субъективностью причин наделения лица полной правоспособностью только с 18 лет или ограничения гражданской правосубъектности лица кроется весьма принципиальный объективный смысл, связанный с тем, что гражданский оборот не может допустить того хаоса, который могут внести в него лица, не осознающие значения своих действий или не умеющие руководить ими.
Поскольку о таких субъектах права, как «юридические лица» (universitatis), впервые упомянуло римское право, то логично рассмотреть древнеримские процедуры их создания.
Наиболее древними юридическими лицами принято считать частные корпорации в Риме, в число которых входили союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), а также профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum). Еще Законы XII таблиц утверждали, что указанные юридические лица должны иметь уставы, которые не могут противоречить закону.
Некоторые ученые полагают, что в Древнем Риме появились лишь некоторые зачатки юридических лиц, но не юридические лица в полном значении этого слова . Мнения о том, что римскому праву не было известно учение о юридически , лицах, придерживаются и другие ученые — исследователи римского права. О, С. Иоффе и В. А. Мусин считают, что римское право знало отдельные нормы относительно юридических лиц, «… однако о подробной разработке этого института римскими юристами говорить не приходится, причем и сам термин «юридическое лицо» не был им известен»2.
Однако, в целях настоящего исследования представляет интерес не вопрос о том, были ли указанные формирования юридическими лицами в современном понимании. Признание какого-либо образования субъектом права предполагает прежде всего то, что оно (это образование, формирование) каким-то образом создано. Особо следует обратить внимание на то, в каком порядке создавались эти субъекты права.
В научных источниках по римскому праву отмечается следующее парадоксальное явление: «Не создав законченного учения о правоспособности корпораций, римское право оставило нам … возможность ясно судить о порядке, в котором корпорации возникали в Риме»3. В частности, исследователи римского права отмечают, что на ранних стадиях развития данной правовой системы Римское государство (Popuhis Romanus) не ограничивало процесс создания частных корпораций. В I в. до н. э. государство вводит здесь определенные ограничения для того, чтобы использовать этих субъектов права в собственных интересах. При императоре Августе был издан специальный закон — Lex Julia de collegiis, в силу которого для создания коллегии необходимо было разрешение сената (ex senatus consulto coire liset) . Вместе с тем государство оставляло возможность для свободного создания некоторых корпораций, в частности похоронных объединений. Свободное создание корпораций относилось к числу привилегий. Вместе с тем считалось, что данные корпорации возникают уже в силу закона.
По мнению Д. В. Дождева1, создание многих корпораций в Риме было серьезно ограничено. Со ссылкой на Гая, он говорит о констатации общей законодательной политики, неблагоприятной для частных коллегий. Вместе с тем и в исследовании Д. В. Дождева процедур создания юридических лиц, по сути, сказано лишь то, что они должны были иметь устав, соответствующий закону, а также то, что юридические лица создавались либо в силу закона, либо в силу специального постановления сената. В то же время И, Б, Новицкий в своем исследовании римского права отмечает, что после издания Августом специального закона «… ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, в частности, похоронных товариществ) не могла возникнуть без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называемая разрешительная система)»2. Представляется, что такая оценка И. Б. Новицким порядка создания юридических лиц в Древнем Риме основана на соотнесении существовавшего в Риме порядка с современными правилами.
Субъекты отношений по созданию юридического
Одним из необходимых элементов любого правового отношения являются субъекты. Можно с уверенностью утверждать, что во всех работах, разных по целям исследований или демонстрирующих правоотношение в различных по отраслевой природе правовых плоскостях, так или иначе очерчивается правовое положение участников или субъектов правоотношений.
«У подавляющего большинства как цивилистов, так и тех ученых, которые занимаются общетеоретическими проблемами права, не вызывает сомнения наличие людского субстрата юридического лица»1. Ученые высказывали различные точки зрения по данному вопросу. Одни из них полагали,, что юридическое лицо не следует отождествлять с людским субстратом, другие считали, что следует. Приверженцы второй точки зрения также не были единодушны, поскольку ряд ученых отождествляли людской субстрат с трудовым коллективом, другие высказывали сомнение в правомерности такого подхода к понятию людского субстрата,
Антисубстративная теория О, А. Красавчикова опирается на отсутствие легального определения субстрата юридического лица. Кроме того, полагал он, тот факт, что за юридическим лицом стоит людской субстрат, означает лишь то, что субстрат фактически вытеснил данного субъекта и сам превратился в юридическое лицо. Вместе с тем ученый отмечает, что нельзя признать волю юридического лица тождественной воле отдельных лиц. В противном случае категория юридического лица становится излишней». О. А- Красавчиков указывает, что сущность юридического лица как организации заключается не в самих людях, а в системе связей и отношений этих людей, объединенных для достижения поставленных целей. Представляется необходимым признать данное утверждение справедливым.
Попытки обосновать иное, т. е. субстративность юридического лица с позиций теории коллектива, не могут быть приняты во внимание, поскольку так или иначе отрицаются действующим законодательством и практикой его применения. Однако юридическое лицо является социальной реальностью, а потому невозможно полностью игнорировать роль физических и юридических лиц в его создании.
Думается» что современное законодательство в точном соответствии с его задачами ответило на многие вопросы, поставленные учеными. Личность юридического лица и трудовой коллектив длительное время сосуществовали таким образом, что иногда даже законодатель допускал их частичное совпадение. Так, особым образом трудовой коллектив проявил себя при создании арендных предприятий. Впервые данная организационно-правовая форма получила право на существование в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1989 г., которым было утверждено Положение об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР1, В соответствии с пг 1 указанного Положения коллектив государственного предприятия (организации), структурной единицы» именуемых далее «государственное предприятие», был управомочен с согласия вышестоящего органа этого предприятия (объединения) образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для аренды имущества государственного предприятия в целом и осуществления на его базе хозяйственной деятельности. В данном случае члены трудового коллектива выступали в качестве учредителей арендного предприятия. Подобного рода схема взаимоотношений трудового коллектива и юридического лица вполне объяснима с точки зрения современной теории и способов создания юридических лиц. В данном случае трудовой коллектив — это ни что иное, как совокупность лиц, объединенных тем, что они осуществляют свою трудовую функцию на данном предприятии.
Аналогично можно было бы рассмотреть процесс создания юридического лица и функции трудового коллектива при приватизации государственных предприятий в порядке их акционирования в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»2.
Вместе с тем необходимо отметить, что субстративная и антисубстратив-ная теории юридического лица при рассмотрении процедур создания юридического лица не конкурируют между собой, потому что нацелены на исследование возможности существования юридических лиц без участников, но уже в последующем (после создания) существовании юридического лица. Создание юридического лица без участников (учредителей) в соответствии с действующим законодательством невозможно.
Представляется необходимым дифференцировать понятия «участники правоотношения» и «субъекты права». Это различие подчеркивается и объясняется в целом ряде работ. Наиболее подробно оно рассмотрено Р. О. Хал-финой1, которая полагает, что понятие «участник правоотношения» уже понятия «субъект права», обосновывая это тем, что правоотношение как единство формы и содержания находится в сфере деятельности, а потому присущая субъектам права возможность участия в гражданском и ином правоотношении не может быть включена в понятие правоотношения- При этом Р. О. Халфина исходит из высказанной С. Ф. Кечекьяном точки зрения, в соответствии с которой «… под субъектом права следует понимать а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении»2. Таким образом, субъекты права наделены правоспособностью и дееспособностью, а участниками правоотношений являются те из субъектов, которые реально используют свои права или выполняют обязанности и вступают в правоотношения.
Критерии определения особенностей организационных отношений (процедур) создания отдельных видов юридических лиц
Рассмотрение поставленного в названии параграфа вопроса можно пред варить другим вопросом: можно ли вообще говорить о каком-то едином или общем порядке создания юридических лиц и формирования их правоспособности? Думается, что при формулировании ответа на него не следует слишком углубляться в детали, в частности потому, что субъектный состав многих юридических лиц совершенно различен, сроки подготовки ими учредительных документов — также; не наблюдается единообразия в порядке формирования уставного капитала и т. д. Вне всякого сомнения, принимая во внимание изложенное, можно было бы сказать, что унификация порядка и способов создания юридических лиц возможна и допустима в достаточно ограниченных пределах.
Гражданско-правовое рассмотрение любой категории не может совпадать с его философской сущностью, особенно при построении классификаций, В противном случае ни одно явление не сможет быть надлежащим образом классифицировано, а потому не будут изучены его основные свойства.
Учитывая возможность классификации любого гражданско-правового явления, необходимо отметить, что в юридической и экономической литературе, где в той или иной мере речь идет о субъектах правовых и экономических процессов, вольно или невольно выделяются два основных способа создания юридического лица: общий и специальный.
В общем порядке создаются практически все или основная масса хозяйственных обществ и товариществ. При этом порядок их создания в Российской Федерации все больше напоминает порядок создания корпораций в США и других странах общего права. «Существенными особенностями отличается в странах, относящихся к системе общего права» и порядок учреждения корпораций» который можно кратко охарактеризовать как чрезвычайно упрощенный. Называется он регистрационным1.
Автор также отмечает, что «образование корпорации распадается на следующие основные стадии: 1) экономические мероприятия по организации корпорации; 2) комплектование состава учредителей; 3) разработка устава; 4) его регистрация; 5) организационные мероприятия по завершению процесса образования корпорации»2.
Зачастую авторы, рассматривающие общие вопросы функционирования предпринимательских структур, в целом принимают порядок их создания как общий, не заостряя внимание на специальных вопросах3. В некоторых исследованиях содержится попытка сфокусировать внимание не только на регистрации юридического лица как на самом необходимом этапе формирования гражданской правоспособности предпринимательской структуры. Так, К. Э. Жилинский выделяет две стадии создания предпринимательской организации: «Первая — подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах — уставе и(или) учредительном договоре. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством. Вторая стадия — государственная регистрация».
Указанные примеры свидетельствуют о том, что в научной и научно-практической литературе формируются предпосылки для создания классификации способов создания юридического лица и одновременно способов формирования его гражданской правоспособности.
Наиболее очевидным критерием является субъектный состав отношений по созданию юридического лица. При этом берется во внимание лишь тот субъект, который наделен по отношению к другой стороне указанного созидательного процесса властными функциями. В связи с этим можно выделить два способа создания юридических лиц. Первый из них указывает лишь на те органы, которые обычно участвуют в создании юридического лица, — регистрирующий орган, налоговые органы, банки. Соответственно второй способ требует назвать его специальным, поскольку он объединяет все случаи, которые предполагают участие в процессе создания юридического лица иных властных органов, помимо указанных выше. Поэтому второй, или специальный (по субъектам), способ создания юридического лица объединяет способы создания следующих лиц или следующими способами:
а) создание юридических лиц в процессе приватизации государственного или муниципального имущества. Особенность данного способа создания юридического лица состоит в том, что помимо обычных документов следует подготовить и представить в регистрирующий орган, в частности, план приватизации и иные связанные с приватизацией документы.
Изучив данную главу, студент должен:
- – знать теоретические основы реализации производимых в процессе осуществления предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг;
- – уметь анализировать источники правового регулирования реализации товаров, работ, услуг;
- – владеть навыками анализа изученного материала.
Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.
Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 НК не рассматривается как реализация:
- • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;
- • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;
- • передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;
- • передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества при ликвидации хозяйствующего субъекта.
Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли. Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Минэкономразвития России, Росрезервом, ФАС России, Минфином России и др.
Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России».
Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:
- • договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;
- • договоры, направленные на передачу результатов работ;
- • договоры, направленные на оказание услуг.
Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК, а также специальными законами.
Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках.
Отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».
В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ (например, постановления Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», от 18.05.2005 № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»).
Отношения, возникающие в связи с обеспечением государственных нужд, регулируются Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и другими актами.
Порядок их разработки и реализации утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд”». Целевые программы утверждаются Правительством РФ. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, представляется на утверждение в Федеральное Собрание РФ в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
Инициаторами предложений о программной разработке могут выступать любые физические и юридические лица, которые направляют свои предложения в Минэкономразвития России. На основе представленных предложений Правительство РФ принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, определяет и утверждает государственного заказчика, которым может выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.
Государственный заказчик целевой программы осуществляет:
- • предконтрактный отбор на конкурсной основе поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг;
- • согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- • организует проведение специализированной экспертизы проекта программы;
- • заключает после утверждения программы государственные контракты с исполнителями.
В государственном контракте определяются:
- • предмет контракта (наименование продукции, ее ассортимент, количество, качество; результаты работ; виды оказываемых услуг);
- • цена контракта;
- • сроки исполнения;
- • права, обязанности сторон;
- • ответственность сторон;
- • финансовые условия контракта, которые представляют собой смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства, механизм финансирования;
- • критерии оценки выполнения условий контракта и эффективности работы исполнителя;
- • принципы пересмотра цены и переоценки конечной прибыли по контракту;
- • условия и формы организации приемки и технического контроля;
- • право заказчика на расторжение контракта по его инициативе в порядке, установленном законодательством.
Примерная форма государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд утверждена постановлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд”».
Государственный заказчик размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством. Конкурс представляет собой способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Организатором конкурса является государственный заказчик, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса. Участниками конкурса могут быть поставщики (исполнители), осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и подавшие заявку на участие в конкурсе. Участники конкурса должны иметь производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг).
Отношения, возникающие между организатором и участниками конкурса в процессе его проведения, регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно Закону конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным данным Законом, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:
- 1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
- 2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
- 3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
- 4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отходы производства – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Закон устанавливает следующие требования к обращению с отходами-.
- 1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Опасными считаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
- 2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны иметь техническую и технологическую документацию об использовании и обезвреживании этих отходов.
- 3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- 4. При проектировании предприятий необходимо предусматривать места (площадки) для сбора отходов производства в соответствии с установленными нормативами и требованиями.
- 5. При эксплуатации предприятий и иных объектов необходимо внедрять малоотходные технологии, проводить инвентаризацию отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
- 6. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений.
- 7. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
- 8. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды, уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов и лимитов деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.
- 9. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистическая отчетность в области обращения с отходами представляется в порядке и сроки, определенные Росстатом.
- 10. Размещение отходов осуществляется на платной основе. Законодательством устанавливаются базовые нормативы платы и дифференцированные ставки с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта – это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.
Порядок формирования финансового результата (прибыли или убытка) в целях бухгалтерского учета регулируется Положениями. В частности, порядок формирования доходов и расходов определяется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из доходов от обычных видов деятельности организации, операционных и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Величина поступления определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации но договору аренды. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг). Если исполнение обязательств предусмотрено неденежными средствами, величина поступления принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В них включаются:
- • расходы на приобретение сырья, материалов, товаров, иных материально-производственных запасов;
- • расходы, возникающие в процессе переработки, доработки, продажи товаров, а также
- • коммерческие и управленческие расходы.
Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость товаров, работ, услуг.
К числу организационных доходов относятся доходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств и др.
Операционными расходами являются соответственно расходы, связанные с выбытием основных средств и иных активов, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, связанные с оплатой услуг, предоставляемых кредитными организациями, и др.
В состав внереализационных доходов включаются:
- 1) присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций в пользу организации за нарушение условий хозяйственных договоров;
- 2) безвозмездно полученные активы;
- 3) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- 4) поступления в возмещение причиненных организации убытков и ряд других.
К внереализационным расходам относят:
- 1) судебные издержки и арбитражные расходы;
- 2) присужденные самой организации или признанные ею штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;
- 3) расходы по возмещению причиненных убытков;
- 4) суммы сомнительных долгов, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;
- 5) убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
- 6) некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- 7) убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены;
- 8) другие расходы.
Исчисленная хозяйствующими субъектами прибыль служит источником налогообложения при уплате ряда налогов. При этом законодательством устанавливаются специальные правила определения объекта налогообложения для уплаты различных налогов. Остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов прибыль используется ими на хозяйственные нужды, а также на иные цели.
В целях налогообложения порядок формирования прибыли (убытка) определяется НК и, в частности, гл. 25 НК «Налог на прибыль организаций». Налоговое законодательство доходом признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с НК. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных НК, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 253 НК расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
- 1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- 2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- 3) расходы на освоение природных ресурсов;
- 4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- 5) расходы на обязательное и добровольное страхование и др.
По содержанию расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на следующие группы:
- 1) материальные расходы;
- 2) расходы на оплату труда;
- 3) суммы исчисленной амортизации;
- 4) прочие расходы.
Соответствующие нормы НК приводят подробный перечень затрат, которые включаются или не включаются в указанные группы расходов.