Правила торговли 2018

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

15.01.2009 № 31

1. Настоящими Правилами, разработанными в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839; 2008 г., № 170, 2/1463) и Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 года «О торговле» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 2/981), регулируются отношения между покупателем и продавцом товаров при осуществлении розничной торговли по образцам и оказании услуг, связанных с такой торговлей.

2. Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, установленных законами Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и «О торговле», а также следующие термины и их определения:

  • покупатель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары исключительно для личных, бытовых, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • продавец – организация, ее филиал, представительство, иное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи;
  • интернет-магазин – сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара;
  • дистанционное перечисление денежных средств – расчеты в наличной или безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет»), мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств за оплату товара на расчетный счет продавца.

3. Розничная торговля по образцам осуществляется:

  • в торговом объекте – путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах (далее – торговля по образцам в торговом объекте);
  • вне торгового объекта – путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин (далее – торговля по образцам вне торгового объекта).

4. При торговле по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и оплатить необходимые товары, которые передаются покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи (далее – договор).

5. При торговле по образцам продавец может предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров.

6. Перечень товаров, реализуемых по образцам, и оказываемых услуг определяется продавцом, если иное не установлено законодательством.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых продавцом при заключении договора.

Не допускается продажа по образцам вне торгового объекта:

  • изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • пиротехнических изделий;
  • лекарственных средств;
  • биологически активных добавок к пище;
  • ветеринарных средств;
  • оружия и патронов к нему.

Розничная торговля по образцам вне торгового объекта скоропортящимися продовольственными товарами и кулинарной продукцией допускается при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров.

7. При торговле по образцам в торговом объекте продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, – фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), а также режим работы.

Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговом обслуживании потребителей:

  • информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке;
  • если продавцом является организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, – также информацию о его месте нахождения;
  • если продавцом является индивидуальный предприниматель, – также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства.

8. При торговле по образцам вне торгового объекта информация, предусмотренная в пункте 7 настоящих Правил, должна доводиться до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлена в фотографиях или иных информационных источниках.

При торговле по образцам через интернет-магазин информация:

  • указанная в части первой настоящего пункта, а также дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь размещается на главной странице сайта интернет-магазина;
  • о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина.

9. Продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров:

9.1. информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);
  • сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении пищевых продуктов – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, – калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
  • цену и условия оплаты товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики таких продуктов;
  • дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • количество или комплектность товара;
  • сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;
  • необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;
  • штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом;

9.2. при торговле по образцам вне торгового объекта продавец должен предоставить покупателю:

  • до момента заключения договора – информацию, предусмотренную абзацами вторым–двенадцатым подпункта 9.1 настоящего пункта;
  • при доставке товара – также информацию, предусмотренную абзацами тринадцатым и четырнадцатым подпункта 9.1 настоящего пункта;

9.3. при торговле по образцам вне торгового объекта до момента заключения договора информация, предусмотренная абзацами вторым, пятым, шестым, девятым и двенадцатым подпункта 9.1 настоящего пункта, доводится до сведения покупателя в информационных источниках, используемых для описания товаров. Иная информация до момента заключения договора может доводиться до сведения покупателя в устной форме;

9.4. если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт покупки;

9.5. при продаже конфискованного товара или обращенного в доход государства иным способом покупателю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным или обращенным в доход государства иным способом;

9.6. на товарах, фасованных и упакованных в потребительскую тару не в месте их изготовления, кроме информации, указанной в подпункте 9.1 настоящего пункта, должна указываться информация о фасовщике и упаковщике;

9.7. в случае наличия в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов) продавец обязан довести до сведения покупателей помимо информации, содержащейся на потребительской таре, дополнительную информацию о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), указав ее на ценниках и (или) иными способами (с использованием этикеток, стикеров, постеров и др.), применяемыми для отдельных видов товаров;

9.8. при продаже непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), но реализация которых разрешена в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, покупателю должна быть предоставлена информация об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию.

10. Информация, указанная в пунктах 7–9 настоящих Правил, должна доводиться до сведения покупателя на белорусском или русском языке.

11. Демонстрация образцов товаров при торговле по образцам в торговом объекте признается публичной офертой, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.

Предложение товара при торговле по образцам вне торгового объекта признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.

В случаях, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар.

12. При торговле по образцам в торговом объекте образцы товаров демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров.

При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий.

Образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются с участием персонала продавца.

Образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии.

Продавец должен осуществлять периодическое обновление выставленных образцов товаров в целях предупреждения потери их качества.

13. При торговле по образцам вне торгового объекта покупателю предоставляются каталоги, проспекты, буклеты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

14. При торговле по образцам договор может быть заключен путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, не запрещенной законодательством.

В договоре должно быть указано:

  • наименование и место нахождения продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель – фамилия, собственное имя, отчество, место жительства;
  • фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар, если его доставка осуществляется продавцом;
  • наименование товара, артикул (марка, модель), количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара;
  • цена товара и условия оплаты;
  • вид услуги, срок ее выполнения и цена, если оказание услуги предусмотрено договором;
  • обязательства продавца и покупателя.

Предложение покупателя о пересылке товара почтовым отправлением в адрес «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.

15. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, иного документа, подтверждающего факт приобретения товара, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Оплата товаров и услуг при торговле по образцам осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

При торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств.

Продавец обязан обрабатывать и хранить в течение двух лет со дня продажи товара информацию по расчетным операциям, предусмотренную в части второй пункта 14 настоящих Правил, с использованием вычислительной техники, размещенной на территории Республики Беларусь.

16. Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от выполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по его выполнению.

17. Передача покупателю приобретенного по образцу товара может быть произведена путем его пересылки почтовым отправлением или перевозки любым видом транспорта с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.

18. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные в договоре.

В случаях, когда договором не определено время доставки товара покупателю, срок доставки определяется в соответствии с законодательством.

19. Установка, подключение, наладка и пуск в эксплуатацию отдельных технически сложных товаров, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет на самостоятельное выполнение этих процедур покупателем, а также обязательный инструктаж о правилах пользования товарами производятся продавцом или организацией (индивидуальным предпринимателем), уполномоченной продавцом на техническое обслуживание реализуемых товаров. Стоимость этих услуг дополнительно покупателем не оплачивается.

Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором, но не позднее 7 календарных дней с момента доставки товара покупателю.

20. Договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено – с момента доставки товара по месту жительства покупателя или иному указанному им адресу, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

В случае, предусмотренном в пункте 19 настоящих Правил, договор считается исполненным с момента установки, подключения, наладки или пуска в эксплуатацию технически сложного товара.

21. При продаже товаров по образцам в случае, если момент заключения договора и момент передачи товара покупателю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара покупателю, а когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке – со дня его установки (подключения) или сборки.

Если покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, которые обязаны осуществить продавец или уполномоченная им в соответствии с договором организация (индивидуальный предприниматель), либо в нем имеются недостатки, либо он не может использоваться покупателем по иным причинам), гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств.

Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых покупатель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.

22. В случае, если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, повторная доставка товара производится в новые сроки, согласованные с продавцом, при условии оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара и возмещения расходов, понесенных продавцом при первоначальной доставке товара. Если стоимость услуги по доставке товара включена в стоимость товара, покупатель обязан возместить продавцу расходы, связанные с повторной его доставкой.

23. Продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует его образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в документации, прилагаемой к товару, на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров).

24. Одновременно с товаром продавец обязан передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и другие).

25. Если при торговле по образцам покупателю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

26. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты за товар и услуги по его доставке, не исполняет обязанности по передаче товара покупателю в установленный договором срок, покупатель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом, и оказание услуг.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором срока передачи покупателю предварительно оплаченного товара продавец обязан выплатить покупателю проценты на сумму предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день выплаты процентов либо на день вынесения судебного решения, если требование о выплате процентов не было удовлетворено добровольно.

Проценты выплачиваются со дня, когда по договору передача товара покупателю должна была осуществиться, до дня передачи товара покупателю или до дня возврата покупателю суммы предварительной оплаты товара, если договором для начисления процентов не установлен более короткий срок.

27. Отношения между продавцом и организациями почтовой связи, транспорта и сервисного обслуживания регулируются законодательством либо договором.

28. К отношениям при торговле по образцам в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 58, 5/14061).

С отношениями по договору розничной купли-продажи мы сталкиваемся ежедневно, забегая после работы в магазин или на розничный рынок за покупками. В отличие от деятельности розничных магазинов деятельность розничных рынков долгое время не имела единого правового регулирования. С появлением Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ ситуация изменилась: требования к работе розничных рынков установлены на федеральном уровне.

Правовое регулирование деятельности розничных рынков

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, выступает Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011; далее — Федеральный закон № 271-ФЗ).

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 271-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон не распространяется:

  • на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;
  • деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2010).

При этом ст. 2 Федерального закона № 271-ФЗ определяет, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Федеральным законом № 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации рынка

Согласно ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ розничный рынок — это имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Непосредственно порядку организации розничных рынков посвящена ст. 4 Федерального закона № 271-ФЗ.

Рынок организуется в соответствии с планом (место расположения предполагаемых рынков, их количество и типы), предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Обратите внимание! План организации рынков, утвержденный региональной властью, должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Это подтверждают и суды, на что, в частности, указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 № 43-Г10-10 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 № 49-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушенийˮ».

Рынок может быть организован только юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Организация — владелец рынка сдает торговые места на рынке компаниям и коммерсантам для ведения розничной торговли. Отношения сторон при этом строятся на основании договора о предоставлении торгового места, типовая форма которого устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность владельца рынка по сдаче торговых мест в аренду на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что подтверждает Письмо Минфина России от 17.07.2009 № 03-11-06/3/214.

Требования к рыночным продажам и оказанию услуг

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке установлены ст. 14 Федерального закона № 271-ФЗ.

При организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

  • разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Федеральным законом № 271-ФЗ;
  • организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;
  • разрабатывается и утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;
  • обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
  • осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 и 19 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Федеральным законом № 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

Требования к осуществлению текущей деятельности рынка

Указанные требования установлены ст. 21 Федерального закона № 271-ФЗ, согласно которой при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

  • соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;
  • соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы обязаны:

  • своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;
  • иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии, либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;
  • иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;
  • иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;
  • иметь в наличии иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, документы.

В случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и др.) продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы.

Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места.

В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

На основании ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 271-ФЗ осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:

  • приостановления срока действия разрешения в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • аннулирования разрешения в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • прекращения деятельности юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.

Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Это важно! За нарушение требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, наступает ответственность в соответствии со ст. 14.34 «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 16 марта действуют важные изменения в Правилах розничной торговли непродовольственными товарами. В частности, уточнено, что хозяйствующий субъект должен обеспечить информирование потребителей о розничных ценах на товары в гривне с помощью ценников или указателей цен (ранее вопрос валюты ценников в Правилах не конкретизировался). Кроме того, в ходе проведения распродаж важно учитывать, что реализатор должен довести до потребителей информацию о первоначальной цене или стоимости товара.

Среди новых предписаний в Правилах предусмотрено и то, что производитель (продавец) в случае обнаружения недостоверной информации о товаре (если он не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) в течение недели должен изъять этот товар из продажи и исправить информацию о нем. При этом информация о товаре может быть размещена в местах, где его реализуют, а также с согласия потребителя доводиться до него с помощью средств дистанционной связи.

Важно иметь в виду, что торговым точкам, еще не установившим терминалы, придется это сделать в ближайшее время, поскольку Правила дополнены новой нормой об обязательном обеспечении возможности использования электронных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги).

В Правилах также закреплена возможность проявления лояльности к покупателям в вопросе обмена товара. Положение о том, что такой обмен можно совершить на протяжении 14 дней, дополнено оговоркой, что продавец может установить и более длительный срок.

Важно учитывать и обновленные требования к реализации отдельных категорий товаров. Так, были переформулированы предписания о маркировке одежды, обуви, электробытовых изделий, телерадиотоваров, бытовой химии, мебели, спорттоваров, парфюмерии и галантерейных товаров.

Кроме того, изменениями в Правилах были детально урегулированы особенности продажи зажигалок: вплоть до того, что установлены жесткие требования к безопасности и дизайну такой продукции. Однако, для остаточной реализации несоответствующих обновленным Правилам зажигалок еще есть время — специальные требования будут действовать с 16 января 2019 г.

В 2019 году прошла третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.
  • Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.
  • C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой — после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор.
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает — выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2020 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2020 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны были поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога — до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.
  • Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
  • Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно выбивать два чека. Один — при получении предоплаты, и второй — по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.

Применение ККМ в 2020 году — как это выглядит на практике

Порядок применения ККТ в 2018 году изменился. Предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2020 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира — дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2020 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2020 году

Спецрежимников тоже касаются изменения в 54-ФЗ: с июля 2018 года должны были перейти на онлайн-кассы фирмы и ИП на ЕНВД и патенте с наемными сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общепита. Остальные получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Подробнее о сроках перехода на онлайн-кассы >>

Применение ККТ при УСН в 2020 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2020 году

Нет, в 2020 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2020 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Читайте по теме: «Онлайн-кассы в 2020 году. Новый закон в вопросах и ответах»

Стадионы, арены и спорткомплексы, находящиеся на балансе учреждений физкультуры и спорта, предоставляют посетителям различные услуги, в числе которых реализация различных спортивных товаров и атрибутики. Что нужно знать бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения о такой хозяйственной операции? Посмотрим на это с позиции норм права, бухгалтерского учета и налогообложения.

Правовые моменты

Продажа спортивных товаров и атрибутики – это приносящая доход деятельность, которая в учреждениях физической культуры и спорта может осуществляться постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ»О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)). При этом нужно помнить, что законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений в том числе отдельных типов. В части продажи спортивных товаров, атрибутики и иных сопутствующих вещей к бюджетным и автономным учреждениям таких ограничений не установлено, при этом следует учитывать нормы двух правовых актов:Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О торговле» (далее – Закон о торговле) и Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Начнем с первого закона. В нем установлены требования к организации и осуществлению торговой деятельности (ст. 8 Закона о торговле). В частности, занимающиеся торговлей организации и учреждения самостоятельно определяют:

– вид торговли (оптовая и (или) розничная);
– форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
– способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без их использования);
– специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная);
– тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
– основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание).

Самостоятельно учреждению физической культуры и спорта также придется устанавливать цены на продаваемые спортивные товары и атрибутику (исходя из рыночной конъюнктуры), форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах, а также условия договоров купли-продажи товаров. В дополнение к сказанному Закон о торговле обязывает хозяйствующего субъекта определиться с порядком и условиями осуществления торговой деятельности, включающими следующее:

– ассортимент продаваемых товаров;
– режим работы;
– приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
– количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
– способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах.

Важно, что порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным учреждениям, предприятиям торговли устанавливаются по решению государственных или муниципальных органов.

Как показывает практика, спортивные учреждения не всегда используют для торговли стационарные торговые объекты. Иногда продажа спортивных товаров и атрибутики производится что называется на открытом воздухе. В таком случае нужно знать, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой их размещения с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 1 ст. 10 Закона о торговле). На этот счет есть отдельные правила, утвержденныеПостановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном органом власти субъекта РФ.

Далее обратимся к Закону о защите прав потребителей, название которого говорит само за себя. Помимо общих норм, учреждению физической культуры и спорта нужно обратить внимание на положения, посвященные реализации непродовольственных товаров, к которым как раз относятся спортивные товары и атрибутика. В частности, покупатель вправе обменять такой товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона о защите прав потребителей).

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие документов, подтверждающих оплату, не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания и требовать обмена товара.

К сведению: не подлежат обмену текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и другие) (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

Еще один правовой акт, который также нужно знать, – это Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», который понадобится, если на атрибутике размещается информация о спонсорах спортивной команды, к которой имеет отношение учреждение физической культуры и спорта. Спонсорской считается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. К договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах.

В частности, существенное искажение наименования спонсора рассматривается как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечет соответствующие гражданско-правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора – юридического лица рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58). Подобная невнимательность со стороны спортивного учреждения как рекламораспространителя дает право спонсору требовать расторжения договора и возмещения причиненных ненадлежащей рекламой убытков.

Бухгалтерский учет

Учреждение физической культуры и спорта обязано вести учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Правила отражения на счетах бухгалтерского учета зависят от того, какой статус имеет учреждение физической культуры и спорта и какой инструкцией пользуется бухгалтер: Инструкцией № 174н – для бюджетных учреждений или Инструкцией № 183н – для автономных. В таблице ниже представлена корреспонденция счетов для этих учреждений:

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приняты к учету товары для продажи

2 105 38 340

2 208 34 660
2 302 34 730

2 105 38 000

2 208 34 000
2 302 34 000

Увеличена стоимость товаров на торговую наценку

2 105 38 340

2 105 39 440

2 105 38 000

2 105 39 000

Поступила выручка в кассу от реализации товаров

2 201 34 510

2 205 31 660

2 201 34 000

2 205 31 000

Начислен доход от реализации товаров

2 205 31 560

2 401 10 130

2 205 31 000

2 401 10 130

Списаны реализованные товары

2 401 10 130

2 105 38 440

2 401 10 130

2 105 38 000

Списание торговой наценки методом «красное сторно»

2 401 10 130

2 105 39 440

2 401 10 130

2 105 39 000

В корреспонденции счетов даны основные операции, связанные с продажей товаров.

Налоговые обязательства

Торговля – это один из тех видов деятельности, для которых пре­дусмотрено применение самых разных режимов, начиная с традиционной системы налогообложения и заканчивая специальными режимами («упрощенка» и «вмененка»). Если учреждение физической культуры является бюджетным, то оно не вправе претендовать на ­УСНО, так как п. 17 ст. 346.12 НК РФ наложен прямой запрет на применение данного спецрежима бюджетным учреждением. Для автономного учреждения такого ограничения не введено, поэтому в такой организационно-правовой форме спортивное учреждение вправе выбирать любой из упомянутых режимов налогообложения торговой деятельности.

На практических примерах сравним налоговую нагрузку учреждения физкультуры и спорта на общем режиме, «упрощенке» и «вмененке». Для этого введем в таблице исходные данные о продажах спортивным учреждением спортивных товаров и атрибутики:

Финансово-экономические показатели торговли

За квартал, руб.

Товарооборот (без НДС)

800 000

Себестоимость приобретенных товаров (без НДС)

500 000

Расходы на оплату труда

100 000

Прибыль от продаж данных товаров

200 000

Будем исходить из того, что для расчетов налогов и взносов применяются обычные ставки. То есть исключим регрессивные ставки в части страховых взносов с выплат работникам и пониженные ставки, установленные НК РФ для некоторых налогов. Согласитесь, достаточно сложно просчитать все нюансы, влияющие на расчеты с бюджетом. Поэтому учтем основные факторы, влияющие на налогообложение розничной торговли.

Общий режим налогообложения

Применяя традиционную систему налогообложения в части приносящей доход деятельности, спорткомплекс уплачивает за квартал:

– НДС в бюджет в размере 54 000 руб. Данный результат получен путем сравнения суммы налога к начислению – 144 000 руб. (800 000 руб. x 18%) и суммы налога, предъявляемого к вычету, – 90 000 руб. (500 000 руб. x 18%);
– страховые взносы во внебюджетные фонды. Они по итогам за период будут равны 30 000 руб. (100 000 руб. x 30%) (п. 1 ст. 58.2Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
– налог на прибыль. Налоговая база оценивается по прибыли, которую уменьшают страховые взносы, что в итоге даст 170 000 руб. (200 000 — 30 000), а сам налог при ставке 20% будет равен 34 000 руб. (170 000 x 20%).

Помимо названных налогов и взносов, учреждение уплачивает взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы в ФСС добавляют расходную часть бюджета на постоянную величину, вне зависимости от применения режима налогообложения, поэтому нет смысла усложнять расчет налоговых обязательств. Суммарная нагрузка по налогам и сборам равна 118 000 руб. (54 000 + 34 000 + 30 000).

Один из существенных налогов – НДС, от уплаты которого учреждение может получить освобождение, если его выручка не превышает 2 млн руб. за квартал (ст. 145 НК РФ). Иными освобождениями от НДС (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ), которыми пользуются учреждения физической культуры и спорта в части услуг, при торговле товарами воспользоваться не удастся.

В условиях примера выручка учреждения удовлетворяет данному условию. Предположим, что учреждение физкультуры и спорта воспользовалось освобождением. Тогда его нагрузка за отчетный период составит 64 000 руб. (34 000 + 30 000). Согласитесь, по сравнению с предыдущим значением (118 000 руб.) разница существенная. И еще, в расчетах приведены вычисления только по тем налогам, которых не избежать при применении учреждением физической культуры и спорта общего налогового режима.

Расчет нагрузки на УСНО

При выборе такого режима взамен налога на прибыль и НДС уплачивается единый налог, который уменьшает страховые взносы во внебюджетные фонды. При этом расчет налога различается в зависимости от выбора объекта налогообложения.

Если спортивное учреждение выбрало «доходы», то при ставке налога 6% единый налог составит 48 000 руб. (800 000 руб. x 6%). Страховые взносы (30 000 руб.) уменьшают единый налог не более чем на половину – до 24 000 руб. (48 000 x 50%). При этом для бухгалтера важна все-таки совокупная сумма налоговых и внебюджетных обязательств (единый налог плюс страховые взносы), которая составит 54 000 руб. (24 000 + 30 000).

Если автономное учреждение выбрало «доходы минус расходы», налоговая база определяется исходя из прибыли, которую страховые взносы уменьшают в полном объеме. Результат составит 170 000 руб. (200 000 — 30 000), а сам единый налог при ставке 15% будет равен 25 500 руб. Если к этому добавить страховые взносы, то общая нагрузка на учреждение-«упрощенца» будет равна 55 500 руб. (25 500 + 30 000).

Как видим, в условиях примера сумма платежей ниже, если в качестве объекта налогообложения выбраны «доходы», хотя на практике нередко бывает более выгоден объект налогообложения «доходы минус расходы».

Расчет нагрузки на ЕНВД

Для расчета ЕНВД в дополнение к информации о доходах и расходах от продажи товаров понадобятся натуральные показатели розничной торговли и несколько коэффициентов. За основу возьмем среднестатистическую розничную торговую точку, причем, учитывая обороты, предположим, что торговля осуществляется через объект стационарной торговой сети с площадью 25 кв. м. В таком случае физическим показателем, используемым в расчете единого налога, будет «площадь торгового зала в квадратных метрах», с которого базовая доходность на 1 кв. м равна 1 800 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Далее нужно ввести коэффициенты. К1 – коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ. На 2013 год он составляет 1,569 (Приказ Минэкономразвития РФ от 31.10.2012 № 707). К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в конкретном муниципальном образовании. Среднее значение данного коэффициента примем за 0,8 (что часто используется для торговли).

Учреждение физкультуры, находящееся на «вмененке» в части продажи товаров, рассчитывает единый налог исходя из вмененного дохода, который определяется базовой доходностью (1 800 руб.) и физическим показателем (25 кв. м). Величина вмененного дохода за месяц составит 56 484 руб. (25 кв. м x 1 800 руб./кв. м x 1,569 x 0,8), а сумма налога к уплате в бюджет по ставке 15% (без учета страховых взносов) за период (квартал) – 25 418 руб. (56 484 руб. x 3 мес. x 15%). Эту сумму можно уменьшить на страховые взносы (30 000 руб.). При этом уменьшить налог на сумму страховых взносов можно не более чем на 50%. Сумма налога к уплате составит 12 709 руб. (25 418 / 2). Итоговые суммы всех платежей учреждения составят 42 709 руб. (12 709 + 30 000) (ЕНВД плюс взносы на страхование работников).

Что же в итоге?

Для наглядности обобщим полученные результаты налоговых и неналоговых платежей учреждения физической культуры и спорта в части продаж товаров и атрибутики в таблице:

Система налогообложения учреждения

Сумма за квартал, руб.

Общий налоговый режим (с НДС)

118 000

Общий налоговый режим (без НДС)

64 000

УСНО с объектом «доходы»

54 000

УСНО с объектом «доходы минус расходы»

55 500

ЕНВД при площади торгового зала 25 кв. м

42 709

Данные говорят сами за себя. Самой выгодной для учреждения в части такого вида деятельности является уплата ЕНВД, при том что автор взял для расчета объект стационарной торговой сети площадью 25 кв. м. Даже если площадь увеличить вдвое, то обязательства по единому налогу возрастут до 50 836 руб. (50 кв. м x 1 800 руб.­/кв. м x 1,569 x 0,8 x 3 мес. x 15%). Страховые взносы (30 000 руб.) уменьшат их наполовину – до 25 418 руб., а общая нагрузка будет равна 55 418 руб. (25 418 + 30 000), что все равно остается низким показателем (выгоднее только ­УСНО с объектом «доходы»). Но 50 кв. м – это уже достаточно большая площадь торговли, учитывая, что торговая точка в спорткомплексе – это не магазин спортивной одежды. Поэтому наиболее оптимальной с позиции налогообложения в данном примере является уплата ЕНВД, немного менее выгодной – уплата единого налога на ­УСНО и наиболее обременительным – общий режим налогообложения с продажи учреждением спортивных товаров и атрибутики. Автор надеется, что приведенные расчеты подтвердят достоверность сделанных выводов.

* * *

В заключение скажем несколько слов об использовании кассового аппарата при продаже спортивных товаров и атрибутики. В общем случае к этому обязывает п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ). Однако для тех, кто уплачивает ЕНВД при продаже товаров, предусмотрена возможность не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар). То есть плательщик ЕНВД вправе выбирать между применением ККТ и выдачей иного документа, подтверждающего прием денег (Письмо ФНС РФ от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@).

Есть такое интересное Письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-01-15/3-56, посвященное видам деятельности, при осуществлении которых организации, уплачивающие ЕНВД, вправе осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Помимо того, что в нем перечислены «вмененные» виды деятельности, есть дополнение: п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТустановлен перечень видов деятельности, относящихся к розничной торговле, общественному питанию, а также некоторые специфические виды деятельности, при осуществлении которых кассовая техника может не применяться. В данном пункте поименованы продажи газет, журналов, лотерейных, проездных билетов, а также торговля на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. В этот перечень не попадает продажа учреждением физической культуры спортивных товаров и атрибутики, но это не означает, что оно не может взамен выдачи кассового оформлять для покупателей товарный чек.

Освобождение п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ распространяется на всех «вмененщиков», осуществляющих наличные денежные расчеты с клиентами. Единственное, нужно учесть, что в названном законе содержатся минимальные обязательные реквизиты, которые должен включать заменяющий кассовый чек документ. Поэтому форму документа и дополнительные реквизиты бухгалтер вправе разработать самостоятельно. Ему также следует определиться со способом изготовления документа, учетом, хранением и инвентаризацией бланков таких документов. Все это нужно закрепить в документообороте учреждения, в противном случае придется применять кассовый аппарат при продаже товаров за наличный расчет, что касается также ситуации, если учреждение применяет общий режим или упрощенную систему налого­обложения, не позволяющие не применять ККТ.

Правила торговли 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *