Практика у студентов

  1. Перечень и продолжительность производственных практик
  2. Ответственные за производственные практики на кафедрах
  3. Порядок оформления документов для прохождения практики в регионах
  4. Порядок оформления дневника производственной практики
  5. Финансирование производственных практик
  6. Рекомендации для прохождения производственной практики
  7. Отчет по производственной практике

К числу производственных относят несколько видов практик, основная цель которых — получение реального практического опыта работы по своей специальности в производственных и научно-исследовательских организациях (экспедициях, рейсах, институтах Академии Наук, горнорудных и нефтегазодобывающих предприятиях, геологических музеях, на подразделениях факультета и т.д.). Территория мест прохождения производственных практик гораздо обширней, чем учебных. В большинстве случаев в ходе производственных практик осуществляется сбор материала для написания бакалаврских и магистерских работ.

1. Перечень и продолжительность производственных практик для всех специальностей факультета:

Название Время Длительность
БАКАЛАВРИАТ Преддипломная август-сентябрь после 3 курса 6 недель
ИНТЕГРИРОВАННАЯ МАГИСТРАТУРА Научно-исследовательская сентябрь после поступления 4 недели
Научно-исследовательская июнь-июль после 1го года магистратуры 4 недели
«МАЛАЯ» МАГИСТРАТУРА Научно-исследовательская сентябрь после поступления 4 недели
Научно-исследовательская сентябрь после 1го года магистратуры 2 недели

На каждой кафедре есть сотрудник, ответственный за производственные практики. Он оказывает практиканту помощь в оформлении документов для устройства на практику, выдаёт дневник практики, проводит инструктаж по технике безопасности.

2. Ответственные за производственные практики на кафедрах:

Кафедра ФИО Комната Телефон
Динамической геологии Фетисова Анна Михайловна 821 (495)939-25-51
Региональной геологии и истории Земли Шалимов Илья Валерьевич 309 (495)939-27-06
Геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых Богуславский Михаил Александрович 406 (495)939-54-39
Нефтегазовой седиментологии и морской геологии Карпова Евгения Владимировна 606 (495)939-12-48
Палеонтологии Орлова Ольга Александровна 522 (495)939-56-42
Геологии и геохимии горючих ископаемых Тарасенко Анастасия Андреевна 806 (495)939-88-90
Теоретических основ разработки месторождений нефти и газа Реймерс Алексей Николаевич 513 (495)939-53-21
Геохимии Воробьев Сергей Андреевич 715 (495)939-49-62
Минералогии Вигасина Марина Федоровна 421 (495)939-13-49
Петрологии и вулканологии Давыдова Веста Олеговна Ц-03 (495)939-18-41
Кристаллографии и кристаллохимии Гурбанова Ольга Александровна 434 (495)939-38-75
Гидрогеологии Потапова Евгения Юрьевна 708 (495)939-21-12
Инженерной и экологической геологии Фролова Юлия Владимировна ЦВ-04 (495)939-49-15
Геокриологии Лисицына Ольга Михайловна 305а (495)939-19-37
Геофизических методов исследования Шустов Николай Львович правый «ус», Ц-05 (495)939-49-12
Сейсмометрии и геоакустики Степанов Павел Юрьевич 310 (495)939-31-18

Кроме того, у каждого студента есть руководитель практики от кафедры (как правило, это научный руководитель бакалаврской/магистерской работы). Руководитель отвечает за смысловую часть практики — даёт рекомендации по сбору материалов для бакалаврской/магистерской работы, выдаёт индивидуальные задания, участвует в оценке проделанной практикантом работы.
У студентов, проходящих практику на предприятии, есть руководитель от этой организации, который проводит инструктаж, выдает задания и оценивает выполнение работы практикантом.

3. Прядок оформления документов для прохождения практики:

1) Если необходимо — направить в организацию письмо-заявку (скачать образец письма-заявки);
Чтобы написать письмо в дистанционном режиме, нужно скачать образец, заполнить его, отправить файл doc на почту

, в ответ вам придёт pdf с подписью и печатью, который можно отправлять в организацию.
Чтобы написать бумажное письмо, нужно скачать образец, заполнить его, распечатать и прийти за подписью к заместителю закана по практикам (каб.419). После этого с подписанным письмом и одной его копией (можно без подписей) прийти в канцелярию (каб.527), поставить на письмо номер, дату и печать. Без номера, даты и печати письмо НЕ действительно!
Один экземпляр письма канцелярия отдаёт практиканту.
Письмо в организацию можно отправить с факультетской почты практик , для этого нужно обратиться к зам.декана по практикам.
2) Оформить дневник производственной практики (см.ниже);
3) Оформить приказ о направлении на практику (скачать образец приказа);
Приказ подписывается в следующем порядке: 1) зав.кафедрой (при отсутствии — заместитель), 2) зам.декана по практикам (каб.419), 3) ответственный за охрану труда на факультете (каб.350), 4) зам.декана по учебной работе (каб.310 или оставить на подпись в учебном отделе), 5) декан (приказ примет секретарь в каб.524 и вернет вам на следующий день с подписью декана).
После того, как свою подпись поставит декан, с подписанным приказом и двумя его копиями (копии можно без подписей) прийти в канцелярию (каб.527), поставить номер и дату. Без номера и даты приказ недействителен! Один экземпляр приказа отдается практиканту, второй нужно вернуть зам.декана по практикам, третий остаётся в канцелярии.
4) Оформить договор о прохождении практики (скачать образец договора для одного практикантаилиобразец договора для нескольких практикантов);
В текст договора вносить правки НЕЛЬЗЯ, кроме мест выделенных желтым цветом! Если организация просит внести изменения в текст договора, обратитесь к зам.декана по практикам.
Договор распечатывается в двух экземплярах, подписывается у зам.декана по практикам (каб.419), декана (каб.524) и руководителя организации, ставятся печати. Один экземпляр договора отдаётся в организацию, второй возвращается зам.декана по практикам.
ВНИМАНИЕ 4 КУРС! Поскольку в период с 1 июля по 31 августа вы официально уже не являетесь студентами, но ещё и не являетесь магистрантами, оформить на этот период приказ о направлении на практику факультет не сможет! По учебному плану ваша практика проходит с 1 по 30 сентября.

4. Порядок оформления дневника производственной практики (оформляется обязательно, независимо от места прохождения практики!):

Дневники практики будут оформляться осенью, когда будет открыт доступ студентов и сотрудников в университет.
При прохождении практики в сторонней организации практикант должен получить там три документа, которые затем будут вклеены в дневник практики:
1) отметка с подписью о прохождении инструктажа на рабочем месте (достаточно распечатанного фото/скана),
2) перечень выполненных на практике работ,
3) характеристика работы практиканта с оценкой руководителя практики в организации (в свободной форме), заверенная печатью организации.
Пример дневника практики для 3 курса (развороты книжки формата А5) — скачать.
Принимающая организация заполняет раздел 2 (пункт 2), разделы 4 и 5.

5. Оплата проезда на производственные практики:

Если по окончании всех практик на факультете остаются выделенные на практики деньги, возможна оплата проезда к месту практики и обратно, если практиканту билет не оплачивался принимающей организацией. Оплачивается билет в плацкартном вагоне не фирменного поезда или самолёт, если до места практики не ходит ж/д транспорт.
Для оплаты проезда необходимо:
1) сохранить билеты (поезд — оригинал бумажного билета, электронный не подходит, самолёт — маршрутная квитанция+посадочный талон);
2) иметь своевременно оформленный приказ о направлении на практику (даты практики в приказе и на билетах должны совпадать);
В срок до 15 октября принести билеты и приказ заместителю декана по практикам (каб.419), ждать дальнейших указаний.
ВНИМАНИЕ 4 КУРС! Поскольку в период с 1 июля по 31 августа вы официально уже не являетесь студентами, но ещё и не являетесь магистрантами, оплатить проезд в этот период факультет не сможет.

6. Рекомендации для прохождения производственной практики:

1) полностью выполнить работы, предусмотренные индивидуальным заданием руководителя;
2) строго соблюдать правила внутреннего распорядка принимающей организации и указания руководителя практики от предприятия;
3) систематически вести дневник практики, журнал полевых и лабораторных работ (если необходимо);
4) нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
5) строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

7. Отчет по производственной практике:

По окончании практики практикант составляет письменный отчет и предоставляет его для защиты на кафедре одновременно с дневником.
В дневнике должна быть дана характеристика на него руководителем практики от предприятия и от кафедры.
В отчете о производственной практике освещаются следующие вопросы:
а) сведения об организации, где проходила практика (направление проводимых организацией исследований, должностные обязанности практиканта, форма отчетности за выполненную работу);
б) современное состояние научной проблемы, к которой относится программа практики и индивидуальное задание;
в) методика выполнения индивидуального задания;
г) краткая информация о содержании и выполнении индивидуального задания;
Отчет по мере надобности иллюстрируется рисунками, картами, схемами, чертежами, фотографиями и т.п. Оптимальный объем отчета 10-12 страниц машинописного текста. Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 3-5 дней.

Правила защиты отчета и требования к тексту отчета могут отличаться на разных кафедрах. Для их уточнения нужно обратиться к ответственному за производственные практики на кафедре.

При оценке итогов практики принимается во внимание:
1) отзыв и оценка руководителей практики
2) полнота, качество и степень пригодности собранного материала для бакалаврской или магистерской работы
3) соответствие профиля работы на практике будущей специальности
4) своевременность защиты отчета

Все защиты отчетов по практикам должны завершиться к 15 октября!

8. Последствия непрохождения производственной практики:

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку на защите отчета может быть отчислен приказом декана как не выполнивший учебный план.

Страница рекомендуется к просмотру на компьютерах,в мобильной версии информация может отображаться не полностью.

<— На главную страницу практик

Производственная практика и работа по заключенному трудовому договору, согласно которому лицо получает зарплату, – это разные процессы, процедуры, правила и цели.

На время производственного обучения и практики получателей образования обеспечивают рабочими местами, создают безопасные и безвредные условия труда в соответствии с образовательными программами и соглашениями между заведениями образования и предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими места для прохождения производственного обучения и практики. При прохождении производственного обучения (практики) запрещается использовать труд получателей образования для целей, не предусмотренных образовательной программой (ч. 2 ст. 53 Закона об образовании).

Отметим, что законодательство об образовании за последние несколько лет существенно обновлено, а вот подзаконные акты остались без внимания. Производственную практику (обучение) рассмотрим для учащихся заведений профессионального (профессионально-технического) образования (далее – ЗПТО) и студентов ЗВО.

Итак, выясним, с какими проблемами сталкивается бухгалтер предприятия во время производственной практики учащихся и студентов.

Производственная практика на предприятии учащихся ЗПТО

Нормативное основание

Производственная практика является частью профессионально-практической подготовки получателей образования (ч. 4 ст. 25 Закона № 103). Учебное (рабочее) время получателя образования в период прохождения производственной и предвыпускной (преддипломной) практики устанавливается в зависимости от режима работы предприятия, учреждения, организации согласно законодательству (ч. 3 ст. 27 Закона № 103).

Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности предоставляют получателям образования ЗПТО рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики в соответствии с заключенными с такими заведениями договорами об учебно-производственной практике (ч. 1 ст. 29 Закона № 103). Форма Типового договора об учебно-производственной практике приведена в приложении к Порядку № 992.

Руководители предприятий, учреждений, организаций в соответствии с заключенными с заведениями профессионального (профессионально-технического) образования договорами об учебно-производственной практике несут ответственность за:

• обеспечение надлежащих условий труда и оплату труда получателей образования на производстве;

• соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Учащиеся ЗПТО во время производственного обучения и производственной практики на производстве выполняют работы в соответствии с учебными планами и программами.

Но ч. 9 ст. 50 Закона № 103 содержит норму, являющуюся камнем преткновения: 50 % заработной платы за производственное обучение и производственную практику учащихся ЗПТО направляется на счет заведения образования для осуществления его уставной деятельности, укрепления учебно-материальной базы, на социальную защиту получателей образования, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Почему возникают проблемы и почему это беспокоит именно бухгалтера?

Во-первых, словосочетание «заработная плата» намекает на трудовой характер отношений.

Во-вторых, если уж назвали заработной платой, то нет никаких оснований для отчисления (без его ведома) половины суммы зарплаты, причитающейся учащемуся за выполненную работу, на счет заведения образования.

В-третьих, такой вид поступлений (как 50 % заработной платы учащегося-практиканта коммунального или государственного ЗПТО, каких большинство) не предусмотрен ч. 4 ст. 13 БКУ. Поэтому законность данной нормы под большим сомнением.

Оформление практикантов и обязанности предприятия

Руководитель предприятия перед началом производственного обучения и производственной практики согласно п. 9 Порядка № 992:

• издает приказ о персональном распределении учащихся, слушателей на рабочие места или учебно-производственные участки производственных подразделений;

• создает ученические самостоятельные учебно-производственные подразделения;

• определяет в соответствии с содержанием рабочих учебных программ виды работ;

• назначает из числа инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих ответственных за проведение производственного обучения и производственной практики, обеспечение условий и безопасности труда на уровне нормативных требований;

• устанавливает системы оплаты труда учащихся, слушателей за фактически выполненный объем работ в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности) и заключенными с заведениями профессионального (профессионально-технического) образования договорами об учебно-производственной практике. (Опять же, просматриваются признаки трудовых отношений).

Также стоит до начала практики выяснить, есть ли несовершеннолетние среди учащихся-практикантов, определить в зависимости от условий труда (тяжелые, вредные, опасные) продолжительность рабочего времени и выяснить исходя из профессии (видов работы) необходимость в прохождении предварительного обязательного медосмотра.

С момента распределения на рабочие места на учащихся и слушателей распространяются (п. 10 Порядка № 922):

• права и обязанности по выполнению правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

• правила внутреннего трудового распорядка и другие правила и нормы, действующие на предприятии, по соответствующим профессиям, специальностям и уровням квалификации рабочих и служащих.

Согласно п. 11 Порядка № 992 предприятия обязаны:

• проводить с учащимися инструктажи по охране труда, правилам поведения на рабочих местах и на предприятиях, содержанию работы или обслуживанию рабочих мест или учебно-производственных участков в порядке, предусмотренном для работников соответствующих профессий, специальностей предприятий;

• обеспечивать технический контроль, учет выполненных каждым учащимся, слушателем работ и оплату их труда за фактически выполненный объем работ в соответствии с установленными нормами труда.

Таким образом, необходимо заполнять журналы проведения инструктажей, вести учет выполненной практикантами работы, чтобы начислить им «заработную плату».

Оплата выполненной практикантом работы

В абз. 1 п. 17 Порядка № 922 также содержится проблемная норма:

За фактически выполненный объем работ учащимися, слушателями за период производственного обучения и производственной практики в соответствии с производственными заданиями, предприятие начисляет им заработную плату согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок.

Но учащиеся, слушатели ЗПТО на время производственного обучения и производственной практики не включаются в списочный состав и штатное расписание предприятия. Тем не менее в этой норме речь идет о начислении заработной платы по установленной на предприятии системе оплаты труда.

Минсоцполитики считает, что учащиеся ЗПТО во время производственного обучения выполняют работы в соответствии с учебными планами и программами, и такие отношения не являются трудовыми, поэтому нет необходимости заключать срочные трудовые договоры на период прохождения производственной практики (см. письмо Минсоцполитики от 20.08.2012 г. № 107/021/150-12). Хотя это и не запрещено.

Незаконной является и норма абз. 1 п. 18 Порядка № 992, где прописано:

Пятьдесят процентов заработной платы, начисленной за время производственного обучения и производственной практики учащимся заведений профессионального (профессионально-технического) образования, МОЖЕТ быть направлено на счет заведения образования для осуществления его уставной деятельности, укрепления учебно-материальной базы, на социальную защиту учащихся, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы, из которых не более 15 процентов средств может быть направлено на премирование мастеров производственного обучения, педагогов профессионального обучения за непосредственную подготовку учащихся, качественную организацию и выполнение образовательных программ по производственному обучению на предприятии и производственной практике в соответствии с личным вкладом в общие результаты труда.

Вопрос о направлении пятидесяти процентов заработной платы учащихся на счет ЗПТО должны решать совместно с предприятием, где учащиеся проходят производственное обучение и производственную практику, в каждом конкретном случае с учетом наличия оснований и целесообразности и обусловливать в договоре о предоставлении рабочих мест как дополнительные обязательства предприятия (абз. 2 п. 18 Порядка № 922). Кстати, форма Типового договора об учебно-производственной практике вообще не предусматривает такого обязательства для предприятия, да и заключается договор между предприятием и ЗПТО (без участия учащегося или слушателя).

А абз. 2 п. 17 Порядка № 922 гласит: начисленные учащимся, слушателям средства переводятся для выплаты на счет заведения профессионального (профессионально-технического) образования или выплачиваются им непосредственно предприятием не позднее пяти дней после выплаты заработной платы работникам предприятия.

Следовательно, имеются ли вообще законные основания для отчисления половины зарплаты учащегося (слушателя), начисленной за выполненную работу во время производственной практики? Ведь именно учащемуся (слушателю) начисляется оплата за выполненную работу, из этой суммы удерживаются налоги. Поэтому сумму после налогообложения должен получить именно учащийся (слушатель) как плательщик налога, уплативший налоги из такой суммы дохода.

Зарплата учащихся-практикантов: налогообложение и начисление ЕСВ

НДФЛ и военный сбор. При начислении «заработной платы» учащимся (слушателям) ЗПТО, проходящим практику на предприятии согласно договору, предприятие в качестве налогового агента обязано удержать из суммы такого дохода НДФЛ по ставке 18 % и перечислить его в бюджет в порядке, установленном ст. 168 НКУ (см. разъяснение из категории 103.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)). В этом разъяснении ГФС подчеркивает, что предприятие является налоговым агентом независимо от того, выплачивается «заработная плата» учащемуся-практиканту или перечисляется на счет ЗПТО для дальнейшей выплаты учащемуся (слушателю). Хотя говорить о зарплате в данном случае некорректно (если трудовой договор не заключен), скорее всего, такую выплату нужно обложить НДФЛ на основании пп. 164.2.20 НКУ как прочие доходы. Разумеется, такую выплату облагают и военным сбором.

ЕСВ. Суммы заработной платы, выплачиваемые предприятием учащимся и слушателям заведений образования при прохождении ими производственной практики, являются базой для начисления ЕСВ, который в этом случае начисляет предприятие (категория 301.03 ЗІР). Также ГФС сделала вывод, что базу начисления ЕСВ нужно определять, соблюдая ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ, как произведение размера минзарплаты и ставки ЕСВ, – при условии отработки всех рабочих дней отчетного месяца (см. письмо ГФСУ от 05.02.2018 г. № 456/6/99-99-13-02-03-15/ІПК). Основные аргументы – выплаты «заработной платы» и оплаты труда учащимся-практикантам нет среди выплат, освобожденных Перечнем № 1170 от уплаты ЕСВ.

Однако если предприятие начислило ЕСВ на зарплату учащегося-практиканта, это необходимо отразить в таблице 6 Формы № Д4. Но с каким кодом категории ЗЛ? Нет другого варианта, как отразить зарплату учащихся-практикантов с кодом категории ЗЛ «1» (суммы начисленной зарплаты). Но тогда начало и окончание таких отношений нужно показать и в таблице 5 Формы № Д4, а там отражают только события, связанные с трудовыми и гражданско-правовыми отношениями.

Так что давно пора устранить эти несоответствия, подкорректировав нормы Закона № 103 и Порядка № 992 и убрав словосочетание «заработная плата». Сейчас же, чтобы обойти острые вопросы, предприятия иногда оформляют с учащимися-практикантами срочные трудовые договоры.

Практика на предприятии студентов ЗВО

Практическая подготовка студентов заведений высшего образования осуществляется путем прохождения ими практики на предприятиях, в учреждениях и организациях согласно заключенным такими заведениями договорам или в его структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку.

Руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить надлежащие условия для прохождения практики на производстве, соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством (ч. ч. 1, 2 ст. 51 Закона № 1556).

Прохождение практики студентом регулируется Положением № 93.

Студентов на практике распределяют ЗВО с учетом заказов на подготовку специалистов и их будущего места работы после окончания обучения (п. 3.4 Положения № 93).

При прохождении практики студенты согласно п. 3.8 Положения № 93 обязаны:

• до начала практики получить от руководителя практики от заведения образования консультации по оформлению всех необходимых документов;

• своевременно прибыть на базу практики;

• в полном объеме выполнять все задания, предусмотренные программой практики и указаниями ее руководителей;

• изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

• нести ответственность за выполненную работу.

При наличии вакантных мест студентов можно зачислить на штатные должности, если работа на них соответствует требованиям программы практики. Но не менее 50 % времени отводится на общепрофессиональную подготовку по программе практики (абз. 2 п. 3.7 Положения № 93).

Форма договора на проведение практики студентов ЗВО, заключаемого заведением высшего образования и предприятием, приведена в приложении 1 к Положению № 93. В нем указаны обязательства предприятия и обязанности непосредственного руководителя практики. В штат студента-практиканта могут принять по срочному трудовому договору – только при наличии вакантной должности и если она соответствует профилю практики.

Так что с практикой студентов ЗВО все значительно проще, поскольку Положение № 93 не содержит требования оплачивать практикантам выполненную работу (без оформления трудовых отношений).

Производственная практика для студентов – важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. Работодатели же за время «третьего семестра» получают возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, привлечь на предприятие молодые перспективные кадры. Поэтому, чтобы извлечь из практики максимальную пользу, учащимся вузов важно серьезно к ней отнестись.

Что такое производственная практика?

Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.

Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.

Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.

Цели и задачи

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи.

Цель

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

Виды и сроки

В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.

Тип
Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.

Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.

Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.

Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 71-77

УДК 378.14

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014 г. И.А. Исакова, А.В. Мигунова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

тпа^акоуа@таП. т

Поступила в редакцию 13.11.2014

Обсуждаются вопросы, возникающие при подготовке учебно-методического обеспечения практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Ключевые слова: практика, практико-ориентированное обучение, учебно-методическое обеспечение практической подготовки студентов.

Практико-ориентированное обучение является одной из черт современного профессионального образования. Исследователи отмечают, что наблюдаются разночтения в понимании целей практико-ориентированного обучения. Предлагаются следующие трактовки данного вида обучения: как формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики; как профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств; как использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин; как формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности .

На наш взгляд, важной составляющей практико-ориентированного обучения является практическая подготовка студентов на предприятиях (в учреждениях и организациях).

Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью . Ее организация и проведение обеспечиваются соответствующей учебно-методической документацией. Обращение к учебно-методическим материалам позволяет всем участникам практики иметь ясные и согла-

сованные представления о ее цели, задачах и месте в структуре основной образовательной программы, о требованиях к выбору места практики, к структуре и содержанию портфо-лио, к результатам прохождения практики, а также о критериях оценивания практической подготовки.

При формировании учебно-методической документации по практике возникает немало вопросов, решение которых определяет качество обучения.

При разработке учебно-методических материалов по практике нами была предпринята попытка преодолеть возможные крайности: ориентироваться на собственное видение и опыт образовательной деятельности преподавателя, на пожелания сотрудников баз практик либо брать за основу мнение обучающихся. Этому, в частности, способствовало научное руководство исследовательскими проектами студентов, результаты которых были представлены на межфакультетской студенческой научно-практической конференции «Возможности и перспективы научной работы студентов в инновационном университете», прошедшей 22-23 апреля 2014 года в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

На конференции были представлены доклады как теоретической, так и практической направленности. В рамках теоретических исследований практика студентов рассматривалась как источник получения научной информации, как основа для выбора области научно-исследовательской работы и как составляющая практико-ориентированного обучения. В прикладных исследованиях были выявлены представления учащихся об идеальной практике, а

также оценена значимость различных факторов, влияющих на практическую подготовку студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа».1

Анализ результатов данных исследований дал возможность взглянуть на проблемы практики не только глазами преподавателей, но и глазами студентов, обеспечив тем самым новые возможности и перспективы обогащения учебно-методического материала. Кроме того, он позволил выявить некоторые проблемы взаимодействия в схеме «практика — научно-исследовательская работа студентов (НИРС) -трудоустройство». В настоящее время студенты не придают серьезного значения роли НИРС в данной схеме. В связи с этим теряется блок, формирующий способность к самосовершенствованию, быстрому реагированию на изменяющиеся условия, то есть к инновационной, самостоятельной, творческой, динамичной про-ектно-ориентированной деятельности. Не только опыт работы, но и новый тип мышления позволяет человеку стать востребованным на современном рынке труда. При разработке учебно-методических материалов важно акцентировать внимание на актуализации роли научно-исследовательской работы студентов и ее влиянии на практическую подготовленность обучающихся.

Для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса практической подготовки необходимо учесть некоторые сложности, возникающие при планировании и проведении практики для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»).

I. Формирование профессиональных компетенций в процессе практической подготовки.

Учебная и производственная практики направлены на формирование профессиональных компетенций (ПК). В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») указано 35 профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников. В связи с этим, подготавливая учебно-методические материалы по практике, важно помнить о следующих моментах.

1. Проблема согласования распределения по семестрам учебных дисциплин профессионального цикла с графиком практик.

Теоретическое обучение предшествует практической подготовке. При определении требований к «входным» знаниям, умениям и готов-ностям обучающегося, которые необходимы при прохождении того или иного вида практики, следует ориентироваться на перечень учебных дисциплин, пройденных ранее. То есть, например, чтобы «быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей» (ПК-35), важно прежде освоить курс «Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе». Полученные теоретические знания закрепляются и совершенствуются на практике, там же вырабатываются соответствующие умения и навыки. Таким образом, учебный план влияет на последовательность и равномерность освоения профессиональных компетенций на практике.

Некоторую трудность с этой точки зрения может представлять, например, первая практика, к началу которой в основном изучены дисциплины учебных циклов, ориентированных на формирование общекультурных компетенций. Отбор профессиональных компетенций, развитие которых возможно в этот период, требует взвешенного подхода. Принятие решения может быть связано со следующей дилеммой: «моти-вационная значимость проведения практики в 1-м семестре» против «риска уплотнения числа профессиональных компетенций, которые следует освоить позднее».

2. Проблема подбора учебных заданий с учетом формируемых компетенций.

Не менее важно определить, какое учебное задание (или комплекс заданий) станет приемлемым и оптимальным для формирования тех или иных профессиональных компетенций, например организационно-управленческих. При этом также нужно учитывать запрос работодателя, профессиональные интересы студента и учебные задачи вуза. Несмотря на тщательный подбор учебных заданий, их не всегда возможно выполнить в силу различных обстоятельств.

3. Проблема соотнесения объема (продолжительности) того или иного вида практики с возможным количеством формируемых компетенций за этот период.

Важно реалистично подойти к предварительной оценке выполнимости запланированного за отведенное время. Решая тактические задачи (определение числа осваиваемых ПК за конкретный промежуток времени), нельзя забы-

Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения

вать и о стратегической задаче (овладение всеми 35 ПК за период обучения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема соотнесения объема практики с возможным количеством формируемых компетенций прослеживается не только при рассмотрении ее сквозь призму методического обеспечения. Вынеся на обсуждение со студентами тему «Продолжительность практики», мы увидели, что большинство желает увеличения практики (например, до 5 недель). Это позволит им полноценно выполнять задания из портфолио и больше включиться в деятельность самого учреждения, получив опыт для самостоятельного выполнения более сложных профессиональных задач. Кроме того, чувствуя необходимость полного погружения в работу учреждения, являющегося базой практики, студенты предпочитают практику с отрывом от учебы.

4. Проблема обеспечения преемственности в отработке профессиональных компетенций на местах практики.

Здесь требуется решение следующих вопросов: «Как создать и поддерживать взаимосвязь теоретического и практического обучения?», «Что может препятствовать координации усилий и каким образом это преодолевать?».

Отсутствие акцентирования внимания в методических материалах на осознании связи теории с практикой каждым из участников профессиональной подготовки осложняет формирование преемственности обучения.

Координация усилий по обеспечению преемственности в образовании затрудняется разными интересами сторон. Важно соблюсти интересы организации, принимающей студентов на практику; учесть возможность студентов получить интересный и насыщенный опыт трудовой деятельности, освоить навыки, которые предписаны программой практики вуза.

С точки зрения представителей вуза студенту важно выполнить предусмотренное в методическом пособии учебное задание и освоить строго определенные компетенции. Однако при осуществлении практической деятельности в учреждениях студентам могут быть обеспечены условия для отработки умений, полученных на предшествующих курсах, или наоборот, дано больше свободы для реализации тех навыков, которые пока не были должным образом подкреплены теорией. Следовательно, студент не может освоить предписанные ему компетенции и сделать задания по не зависящим от него причинам. Возникает вопрос, как оценить такую

практику преподавателю вуза, считать ли ее успешной.

Базы практики также сталкиваются с проблемой обеспечения преемственности в освоении студентами профессиональных компетенций. Так, студенты не могут приходить ежегодно в одно и то же учреждение, следовательно, встречая новых студентов, даже более теоретически грамотных, сотрудникам приходится вновь адаптировать их к рабочим условиям, что затрудняет обучение более сложным компетенциям. Даже если студент приходит на практику в одно учреждение несколько раз, то происходит это с промежутком в год, и ему все равно сначала надо вспомнить практические умения. Также при приеме студента на практику социальная служба не может сократить объемы выполняемой сотрудниками работы с клиентами в интересах обучения потенциальных новых кадров. В связи с этим студентам приходится выполнять те виды работ, которые актуальны для учреждения в текущий момент (например, архивирование дел), а не те, которые указаны в учебном задании (разработка социального проекта). Руководителям практики от вуза необходимо разработать рекомендации по адаптации студентов к практической деятельности или организовать обучение руководителей практики с мест практики.

Студенты также не всегда осознают важность обеспечения преемственности в формировании профессиональных компетенций. Обсуждая практику со студентами первого курса в рамках дисциплины «Организация практики в социальной работе», мы установили, что даже в первом семестре студенты уже желают работать с клиентами, то есть придают важность технологическим компетенциям, недооценивая при этом остальные. Практиканты не всегда осознают, что руководители практики от учреждения порой не могут доверить им непосредственную работу с клиентами в связи с их неопытностью. Разрабатывая методические материалы, важно показать студентам значимость различных видов деятельности специалиста по социальной работе и степень ответственности за последствия действий.

Ограничением в представлениях студентов о своей практической деятельности является и то, что уже имеющийся у них опыт работы ими самими игнорируется. С одной стороны, студенты готовы включиться в любую деятельность, а с другой — они не знают, помогают ли им при прохождении практики уже имеющиеся навыки. Недооценка своего потенциала затруд-

няет осознание процесса наращивания профессиональных компетенций.

5. Проблема отслеживания процесса освоения необходимых компетенций и последующей оценки их сформированности у студентов.

При проведении практики в сторонних организациях нужно заранее определить, кто и как будет проверять, успешно ли идет освоение компетенций, требуются ли какие-либо корректировки.

Встает также вопрос о разработке критериев оценивания сформированности у студентов тех или иных компетенций. Рассмотрим одно из заданий практики и возможности для его оценки.

Задание «Анализ конкретного случая». Необходимо выбрать конкретный случай из практики социальной работы с клиентами того учреждения, где студент стажируется, в разрешении которого может принять участие. Анализ конкретного случая должен содержать несколько разделов:

1) описание случая (дайте краткую информацию о случае; установите, кто является клиентом; помните о соблюдении конфиденциальности при предоставлении сведений о клиенте);

2) установление круга проблем клиента;

3) определение целей работы с клиентом;

4) описание условий, препятствий и противоречий, с которыми приходится иметь дело социальному работнику при разрешении приведенной ситуации;

5) выявление методов и технологий, которые социальный работник должен применить для решения проблем клиента, (отдельно следует отметить, что из предложенного студентом списка было реализовано, а что нет, и почему);

6) оценка процесса и результатов работы с клиентом.

Анализируя социальную работу с клиентом, студенту необходимо понять, на какие теории следует опираться, установить законодательные рамки работы, изучить документацию, заполняемую при ведении случая, назвать практические умения и профессиональные ценности, необходимые для квалифицированного осуществления социальной работы с клиентом.

Критерии оценивания задания «Анализ конкретного случая» представлены в таблице 1.

Сложности возникают не только с оцениванием каждого предложенного студенту задания, но и с разработкой критериев оценки итогов практики, отраженных в портфолио и устной презентации. Написание портфолио и процедура устной защиты требуют разных умений и навыков. Балансируя

между выбором в пользу сокращения объема имеющихся способов отчетности и введения новых (например, проведение конференций и круглых столов по результатам практики), необходимо методически обосновать и обеспечить выбранные формы отчетности.

II. Соблюдение студентами конфиденциальности информации о клиентах.

1. Вопрос подготовки документа о неразглашении студентом информации, относящейся к клиентам и ставшей известной в ходе практики.

В процессе работы в качестве практиканта в учреждении или организации студенту становится доступна служебная информация, в том числе конфиденциальная. Соответственно, требуется предварительная подготовка, связанная с документальным оформлением согласия студента не только на ее неразглашение, но и на неиспользование в личных (корыстных) целях.

2. Вопрос санкций при нарушении конфиденциальности.

Важно установить, какие санкции могут последовать в случае нарушения конфиденциальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Заключение договоров на проведение практики.

Подписание договора на проведение практики не всегда проходит стандартно, по шаблону. Предметом обсуждения часто могут стать «обязательства сторон», «срок действия договора» (краткосрочный или долгосрочный договор). В особом обсуждении нуждается и руководство практикой со стороны сотрудников учреждения.

IV. Прохождение практики вне общеустановленных сроков ее проведения.

В данном случае речь, например, может идти о студентах, не выполнивших программы практик по уважительной причине. Они направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Особую сложность здесь составляет согласование практики с режимом работы учреждения. Важно также понимать, есть ли лимит времени на реализацию практической подготовки во второй раз.

Итак, при подготовке качественного учебно-методического обеспечения практики студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»), необходимо учесть и согласовать интересы всех участников данного вида обучения. Регулярное совершенствование учебно-методических материалов как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного вуза позволит снять имеющиеся проблемы и противоречия.

Таблица 1

Критерии оценивания задания «Анализ конкретного случая» __

Определение потребностей клиента Определение целей, форм и методов работы с клиентом Анализ возможности взаимодействия с другими профессионалами при решении проблем клиента Оценка рисков Результаты работы с клиентом Следование этическим принципам и ценностям

5 отлично Потребности клиента четко сформулированы. Представлены альтернативные объяснения и обоснован выбор в пользу одного из них Обоснованы уместность интервенции и выбор метода вмешательства, учтены его возможности и ограничения. Проанализированы возможности комбинации методов вмешательства. Подробно описан процесс вмешательства от его начала до завершения Подробно проанализирована необходимость установления связей с другими специалистами для решения проблем клиента. Обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Определены возможные риски клиента с учетом различных обстоятельств и принимаемых решений. Предложены варианты по их предупреждению и/или смягчению Четко сформулированы результаты работы с клиентом. Представлен анализ процесса достижения поставленных целей. Критически осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации Четко понимает этические принципы и ценности социального работника и опирается на них

4 хорошо Потребности клиента сформулированы, однако недостаточно проанализированы альтернативные объяснения потребностей клиента и выбор в пользу одного из них Обоснован выбор метода вмешательства, учтены его возможности и ограничения. Проанализированы возможности комбинации методов вмешательства. Недостаточно подробно описан процесс вмешательства от его начала до завершения Недостаточно полно проанализирована необходимость установления связей с другими специалистами для решения проблем клиента. С небольшими погрешностями обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Представлены возможные риски клиента без вариантов по их предупреждению и/или смягчению Сформулированы результаты работы с клиентом. Представлен неполный анализ процесса достижения поставленных целей. Упоминаются лишь некоторые условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации Понимает этические принципы и ценности социального работника, однако в итоговой письменной работе иногда нет прямого указания на них

3 удовлетворительно Потребности клиента сформулированы, но поверхностно проанализированы альтернативные объяснения потребностей клиента, отсутствует обоснование выбора в пользу одного из них Указан метод вмешательства, но не обоснован его выбор. Не учтены возможности и ограничения выбранного метода вмешательства, но названы возможности его сочетания с другими методами. Фрагментарно описан процесс вмешательства Указаны возможные связи с другими специалистами для решения проблем клиента без анализа их необходимости. Поверхностно обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами Возможные риски клиентов и варианты их предупреждения и/или смягчения названы без пояснений Описаны основные результаты работы с клиентом. Поверхностный анализ процесса достижения поставленных целей. Недостаточно осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации В целом следует этическим принципам и ценностям, однако в работе это четко не сформулировано

Окончание таблицы 1

неудовлетворительно

Нечетко сформулированы потребности клиента, отсутствуют альтернативные объяснения потребностей клиента. Нет обоснования выбора в пользу одного из них

Указан метод вмешательства, но не обоснован его выбор. Не учтены возможности и ограничения выбранного метода, не названы возможности его сочетания с другими методами. Описание процесса вмешательства отсутствует

Указаны возможные связи с другими специалистами для решения проблем клиента без анализа их необходимости. Не обозначены перспективы содействия и координации сотрудничества с привлекаемыми профессионалами

Не названы риски клиентов и, соответственно, отсутствуют варианты их предотвращения и/или смягчения

Скудно описаны результаты работы с клиентом. Не представлен анализ процесса достижения поставленных целей. Не осмыслены условия, препятствия и противоречия, с которыми столкнулись при разрешении ситуации

Не опирается на профессиональные этические принципы и стандарты

Студенческая практика в системе практико-ориентированного обучения

Примечание

1. Представленные на конференции исследования выполнены следующими студентами факультета социальных наук, обучающимися по направлению «Социальная работа»: А.П. Говоркова, Ю.В. Шаповалова («Идеальная практика глазами студентов»); Ю.С. Смирнова, Д.А. Селих («Влияние практики на выбор темы студенческой НИР»); И.А. Солдатова, Ю.Р. Крапивенских («Источники научной информации по социальной работе»); О.А. Смирнова, Ю.С. Суляги-на («Факторы, влияющие на практическую подготовку студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»»); А.И. Салтыкова, Е.В. Герасимова («Влияние практико-ориентированного обучения на НИРС»).

Список литературы

STUDENTS’ PRACTICE IN THE SYSTEM OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING

I.A. Isakova, A V. Migunova

Keywords: practice, practice-oriented training, methodological support of practical training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Публикация

Оформление студентов на практику в организацию вызывает ряд трудностей, поскольку трудовым законодательством напрямую этот процесс не регламентирован, понятие договора о прохождении практики между работодателем и практикантом отсутствует, четкий алгоритм действий нигде не указан.
В этой статье мы рассмотрим порядок приема студента на прак­тику и затронем основные вопросы, которые при этом могут воз­никнуть у работодателя.
Шаг 1. Заключаем договор с учебным заведением
Прежде всего, стоит отметить, что отношения по производствен­ной практике возникают между образовательным учреждением (начального, среднего или высшего профессионального образова­ния) и организацией работодателя, которая предоставляет места для практики студентов, на основании заключенного между ними договора
Во исполнение условий, определенных сторонами в таком до­говоре, работодатель обязуется создать студентам все необходи­мые условия для прохождения практики, а также обеспечить им для этого соответствующие места, а образовательное учреждение в свою очередь обязуется гарантировать соблюдение практикантом установленной трудовой дисциплины, а также правил внутренне­го трудового распорядка, утвержденных работодателем, и иных локальных нормативных актов организации.
Шаг 2. Оформляем трудовой договор с практикантом
Образовательный стандарт предусматривает два вида практики: учебную (ознакомительную) и производственную.
Поскольку при прохождении ознакомительной практики сту­дент не выполняет трудовую функцию, трудовой договор с ним заключать не обязательно, равно как и производить начисление заработной платы. Если же работа, предлагаемая студенту, соот­ветствует требованиям программы практики и квалификационным характеристикам получаемой специальности, а на предприятии имеется вакантное место, его принимают в штат организации, с которой у практиканта возникают трудовые отношения (п. 10 Положения).
Как правило, со студентом-практикантом заключают срочный трудовой договор, ссылаясь на положения, установленные ста­тьей 59 Трудового кодекса1. Сформулировать обоснование заклю­чения срочного трудового договора можно примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики»2. Если студент ни­где раньше не работал, ему необходимо завести трудовую книжку и оформить страховое свидетельство государственного пенсион­ного страхования (ч. четвертая ст. 65 ТК РФ).
С момента заключения трудового договора учащийся наделя­ется всеми правами работника (имеет право на получение воз­награждения за труд, подлежит государственному социальному страхованию (п. 24 Положения), ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и т. д.).
В свою очередь студент, проходящий практику на предприятии, обязан следовать правилам внутреннего трудового распорядка, ко­торые утверждены работодателем, соблюдать требования охраны труда и подчиняться положениям локальных нормативных актов организации3.
Шаг 3. Оформление практиканта на работу без зачисления его в штат
При отсутствии вакантных должностей, соответствующих требова­ниям программы практики, а также в том случае, если в договоре между работодателем и образовательным учреждением изначально прописаны условия о прохождении практики без трудоустройства студентов, трудовой договор с практикантом не заключается.
По предприятию издается приказ или распоряжение о зачислении студентов-практикантов на производственную практику, в котором прописываются сроки, время прохождения практики, назначается ответственный (наставник) по практике (как правило, это руково­дитель или заместитель руководителя структурного подразделения, в котором проходит практика).
В данном случае на практиканта не возлагается конкрет­ная трудовая функция, ему дается возможность ознакомиться с производством, выполнять задания пониженной сложности. При этом на него распространяются правила охраны труда и пра­вила внутреннего распорядка, действующие у работодателя.
Шаг 4. Оформление иных документов
Студенты имеют право проходить практику по месту своей рабо­ты, но при этом важно учитывать должность, на которой трудится практикант, и специальность, по которой он обучается.
В этом случае студенту необходимо будет представить в свое образовательное учреждение выданную работодателем справку о том, что он проходит практику по месту работы.
Во время прохождения практики студент обязан вести дневник и составить по ее окончании отчет, в котором будут отражены результаты его работы4. Соответствующие отметки в них делают специалисты организации, которые курируют работу практикан­тов. Ежедневно или не реже одного раза в неделю дневник должен подписывать руководитель практики. Заверенный руководителем предприятия дневник практики (подпись и печать) прилагается к отчету.
Кроме того, по окончании производственной практики студен­ту выдается характеристика, в которой указываются наименова­ние организации, где учащийся проходил практику, дата начала и окончания практики, вид работ и их качество, сведения о нормах (времени) выработки, степень освоения технологического про­цесса, рекомендации о присвоении квалификационного разряда и др.

Запомните главное
Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Анна ФИЛИНА, юрист ООО «Джи Эс Эль-Право» (Москва):
— При оформлении студентов на практику работодателю необходимо учитывать, что должности, на которые принимают практикантов, должны соответствовать требованиям учебных программ и квалификацион­ным характеристикам получаемой студентами специальности. Кроме того, несовершеннолетние студенты могут быть приняты на работу толь­ко после предварительного медицинского осмотра, который проводится за счет работодателя. На них также распространяются положения о со­кращенной продолжительности рабочего дня, установленные статьей 92 Трудового кодекса.

Ольга НЕТРЕБСКАЯ, специалист по персоналу ООО «Планета СХ Сама­ра» (г. Самара):
— С проходящими практику студентами не обязательно заключать трудовой договор, если в договоре об организации практики между работодателем и образовательным учреждением изначально прописаны условия о про­хождении такими студентами практики без трудоустройства в организацию, а у работодателя отсутствуют соответствующие вакантные должности.

Екатерина ДОБРИКОВА, эксперт журнала «Кадровое дело»:
— С момента заключения трудового договора учащийся наделяется всеми правами работника. В частности, практикант имеет право на получение за­работной платы, пособия по временной нетрудоспособности. Кроме того, ему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Практикант в свою очередь обязан соблюдать требования охраны труда, следовать правилам внутреннего распорядка и положениям локальных нормативных актов ор­ганизации.

1Выполнение работ, непосредственно связанных со стажировкой и с про­фессиональным обучением работника.

2О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его дей­ствия работник должен быть предупрежден в письменной форме не ме­нее чем за три календарных дня до увольнения (ст. 79 ТК РФ).

3Кроме того, со студентами-практикантами (даже если они не оформле­ны в штат) должны быть проведены вводный, первичный инструктажи. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с указанием даты проведения инструктажа. подписей студента и инструктирующего (п. 2.1.2, 2.1.4 Порядка).

4Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением (п. 15 Положения).
Статья подготовлена сотрудниками журнала «Кадровое дело»

Практика у студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *