Постановление правительства 583

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 N 583

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 N 583
На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда не дает возможности повышать размер зарплаты, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.
С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Об этом было сказано еще в Постановлении Правительства РФ N 605*(1), в котором отмечено, что новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:
— объема выполняемой работы;
— уровня образования, квалификации;
— профессиональных обязанностей работника;
— должностных требований и др.
Однако Правительством РФ должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Минздравсоцразвития. Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника. Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.
Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.
В Постановлении Правительства РФ N 583*(2) указана дата введения новой системы оплаты труда — с 1 декабря 2008 года, а также более четко прописан состав заработной платы работников бюджетного учреждения.
Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения. Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы. Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом (п. 2 Постановления N 583):
— единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
— единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
— государственных гарантий по оплате труда;
— перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития;
— перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития;
— примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— мнения представительного органа работников.
Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Минздравсоцразвития (п. 7 Постановления N 583).
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления N 583).
Выплаты компенсационного характера
Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Минздравсоцразвития должен установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах. Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:
— уровень профессиональной подготовки;
— наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
— сложность и объем выполняемой работы.
Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.
Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах (п. 8 Постановления N 583).
Выплаты стимулирующего характера будут производиться по решению федерального государственного органа, являющего главным распорядителем средств федерального бюджета, из денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления N 583).
Штатное расписание
с учетом нововведений
Штатное расписание включает в себя все должности служащих, предусмотренные данным учреждением. Его утверждает руководитель учреждения. Также предприятие может привлекать работников со стороны, не предусмотренных штатным расписанием, в случае необходимости выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых услуг. С данными работниками заключаются срочные трудовые договоры за счет средств, поступающих от деятельности, приносящей доход, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов (на основании решения федерального государственного органа — главного распорядителя средств федерального бюджета).
В.И. Горюшина,
эксперт журнала “Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера“
“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 3, сентябрь 2008 г.
————————————————————————-
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.
*(2) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 n 583, Приказам Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 n 424н и от 14.09.2008 n 425н (Беляев А.) («Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», 2008, n 10)

«Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», 2008, N 10
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.08.2008 N 583
«О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ
ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА, ОПЛАТА
ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ
ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ», ПРИКАЗАМ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 14.08.2008 N 424Н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА С РАБОТНИКОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И ЕГО ПРИМЕРНОЙ ФОРМЕ» И ОТ 14.09.2008 N 425Н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ — ГЛАВНЫМИ
РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИМЕРНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»>
Мы предлагаем вниманию читателей комментарий сразу трех нормативных документов, регулирующих новую систему оплаты труда: Постановления Правительства РФ N 583, Приказов Минздравсоцразвития России N N 424н, 425н, поскольку Приказы Минздравсоцразвития изданы во исполнение правительственного Постановления. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583 на Минздравсоцразвития возложены обязанности по разработке положений по внедрению новых систем оплаты труда. В результате данным государственным органом утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами примерных положений об оплате труда работников учреждений (Приказ Минздравсоцразвития России N 425н) и Рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме (Приказ Минздравсоцразвития России N 424н).
Как известно, Правительство РФ в 2007 г. приняло решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда (далее — ЕТС) и о переходе на новые условия оплаты труда. Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на 18 разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, ЕТС не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. В результате для осуществления задуманных преобразований было издано Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 605). Согласно указанному Постановлению оплата труда работника будет зависеть от качества и объема выполняемой им работы. В целом, данный нормативный документ можно определить как руководство к действию. Вышеуказанное Постановление устанавливало сроки ввода новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых сегодня осуществляется на основе ЕТС, — с 01.09.2007 по 31.12.2008. В этот период предполагалось принятие нормативных актов, дополняющих Постановление Правительства РФ N 605. В частности, были приняты документы, регулирующие введение симулирующих (Приказ Минздравсоцразвития России N 818) и компенсационных выплат (Приказ Минздравсоцразвития России N 822). Помимо этого, Минздравсоцразвития разработало Перечни квалификационных групп должностей, а также Критерии отнесения к ним профессий рабочих и служащих. При этом указанная разработка производилась с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с профсоюзным органом федерального бюджетного учреждения. Кроме вышеуказанных документов, Минздравсоцразвития разработало целый перечень иных нормативных актов по введению в учреждениях новых систем оплаты труда. Таким образом, можно сказать, что Постановление Правительства РФ N 605 было выполнено в полном объеме, то есть большая часть запланированных в нем нормативных документов была разработана и издана (Перечень Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда приведен в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России N 425н). При этом данный государственный орган разработал общие положения по внедрению новых систем оплаты труда федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные государственные органы и организации, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 583) (вступает в силу с 01.12.2008). Рассмотрим Постановление Правительства РФ N 583 поподробнее.
Сначала стоит сказать, что с 01.12.2008 утрачивают силу как Постановление Правительства РФ N 605, так и иные нормативные документы, регулирующие выплату заработной платы в соответствии с ЕТС.
Исходя из названия, Постановление Правительства N 583 распространяется, помимо работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, и на гражданский персонал учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Уточнение связано с тем, что гражданский персонал, оплата труда которого производится на основе ЕТС, кроме воинских частей, трудится и в иных учреждениях, подведомственных силовым ведомствам. Исходя из содержания Постановления Правительства РФ N 583, указанные учреждения силовых ведомств обязаны в срок до 1 сентября 2008 г. разработать и утвердить порядок перехода на новую систему оплаты труда. Также они должны утвердить штатное расписание гражданского персонала, порядок формирования фонда оплаты труда, определить размеры окладов (ставок) работникам учреждений и их руководителям, размеры и порядок осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, на выплаты стимулирующего характера.
Еще одним отличием Постановления Правительства РФ N 583 от Постановления Правительства РФ N 605 являются требования, предъявленные к федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвития: утвердить в установленные сроки Перечни основного персонала для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений, а также Положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.
Стоит обратить внимание на п. 10 Постановления Правительства РФ N 583, согласно которому с 1 декабря 2008 г. бюджетное финансирование расходов учреждений, воинских частей и иных учреждений, подведомственных силовым ведомствам, в связи с переходом на новые системы оплаты труда увеличится на 30%.
Теперь рассмотрим само Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 583 (далее — Положение об оплате труда). В чем его отличие от аналогичного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 605?
В новой редакции оно распространяется только на работников федеральных бюджетных учреждений. В отношении гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, новая система оплаты труда определяется в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ N 583.
Уточнен порядок выплат компенсационного характера, а именно: указанные выплаты могут осуществляться как в процентном отношении к окладам или ставкам работников по соответствующим квалификационным группам, так и в абсолютном размере.
Еще одно изменение затронуло размер должностного оклада руководителя учреждения, определяемого по отношению к среднему заработку работников. Если ранее он не мог быть выше размеров средней заработной платы более чем в 3 раза, то согласно Постановлению Правительства РФ N 583 теперь размер оклада руководителя может превышать размер среднего заработка работников, но не более чем в 5 раз.
Также в новом Положении об оплате труда указан порядок использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, при оплате труда. Помимо направления указанных средств на выплаты стимулирующего характера, их можно использовать для выплаты зарплаты внештатным работникам, привлеченным на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг. То есть речь идет о платных услугах. При этом указанные внебюджетные средства на иные выплаты, связанные с оплатой труда, применяться не могут.
Комментируя Приказ Минздравсоцразвития России N 424н, отметим, что предусмотренные в нем Рекомендации по заключению трудового договора составлены в соответствии с положениями разд. 3 ТК РФ. Поэтому в качестве примера приведем примерный образец договора, оформленного в федеральном государственном учреждении согласно требованиям трудового законодательства и Приказа Минздравсоцразвития России N 424н, при этом стоит отметить, что приведенные в договоре размеры выплат являются приблизительными, так как на момент выхода журнала проект примерного положения по оплате труда в федеральных образовательных учреждениях находился на стадии утверждения.
Трудовой договор N 1
_________________________ «12» января 2009 г.
(город, населенный пункт)
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ в лице руководителя _______, действующего на основании Устава об образовательной деятельности от 01.01.2005, именуемый в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Сергеев Николай Евгеньевич, именуемый(ая) в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности водителя автомобиля 4 квалификационного разряда, а Работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора.
1.2. Работник принимается на работу: __________________________________
__________________________________________________________________________.
(полное наименование филиала, представительства, иного обособленного
структурного подразделения Работодателя, если Работник принимается на
работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное
структурное подразделение Работодателя с указанием его местонахождения)
1.3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя _________.
1.4. Работа у Работодателя является для Работника основной.
1.5. Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок.
1.6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с «01» декабря 2009 г.
1.7. Дата начала работы «02» декабря 2009 г.
1.8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью 3 месяца с целью проверки соответствия Работника поручаемой работе.
2. Права и обязанности Работника
2.1. Работник имеет право на:
2.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором.
2.1.2. Обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
2.1.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
2.2. Работник обязан:
2.2.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, выполнять установленные нормы труда.
2.2.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у Работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты Работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, с которыми Работник был ознакомлен под роспись.
2.2.3. Соблюдать трудовую дисциплину.
2.3.4. Бережно относиться к имуществу Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников.
2.3.5. Незамедлительно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
3. Права и обязанности Работодателя
3.1. Работодатель имеет право:
3.1.1. Требовать от Работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору.
3.1.2. Принимать локальные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
3.1.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
3.1.4. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд. Работодатель имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
3.2.

Постановление правительства 583

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *