Постановление минтруда 11

Содержание

Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2000 года N 14

Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации

(с изменениями на 12 февраля 2014 года)

В целях реализации Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702) и оказания помощи работодателям в организации работы служб охраны труда в организациях Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

2. Рекомендовать органам по труду субъектов Российской Федерации оказывать помощь организациям в создании служб охраны труда и организации их работы.

3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 30 января 1995 года N 6 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации».

Министр труда и социального развития
Российской Федерации
С.Калашников

Приложение. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации

Приложение
к постановлению Минтруда России
от 8 февраля 2000 года N 14

(с изменениями на 12 февраля 2014 года)

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда.
На основе настоящих Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность (далее — организации), разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

2. Служба охраны труда организации (далее — Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

II. Основные задачи службы охраны труда

6. Основными задачами Службы являются:

6.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

6.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

6.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

6.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

6.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

III. Функции службы охраны труда

7. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

7.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

7.2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

7.3. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.

7.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

7.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

7.6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

7.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

7.9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.

7.10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.

7.11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

7.12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

7.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

7.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

7.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

7.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

7.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

7.18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

7.19. Организация совещаний по охране труда.

7.20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.

7.21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

7.22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

7.23. Осуществление контроля за:
— соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
— обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
— расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
— выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
— наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труде, своевременным их пересмотром;
— проведением специальной оценки условий труда;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.
— своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
— эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
— состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
— своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
— организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
— санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
— организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
— правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
— использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

7.24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при ее наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

IV. Права работников службы охраны труда

8. Работники Службы имеют право:

8.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

8.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма — приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

8.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

8.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

8.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

8.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

8.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

8.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

9. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

10. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

11. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

12. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

13. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

VI. Формирование службы охраны труда

14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.

15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

17. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

VII. Контроль и ответственность

18. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

19. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

20. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Приложение. Предписание инженера (специалиста) службы охраны труда

Приложение
к Рекомендациям по организации работы
службы охраны труда в организации,
утвержденным постановлением
Минтруда России
от 8 февраля 2000 года N 14

N
пп.

Перечень выявленных нарушений требований охраны труда

Сроки устранения

Отметки об устранении

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 ноября 1996 г. N 11 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТИ «ОЦЕНЩИК (ЭКСПЕРТ ПО ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА)»

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Утвердить квалификационную характеристику по должности «Оценщик (Эксперт по оценке имущества)» согласно Приложению.
Министр труда и
социального развития
Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН
Приложение
к Постановлению
Министерства труда и
социального развития
Российской Федерации
от 27 ноября 1996 г. N 11

ОЦЕНЩИК (ЭКСПЕРТ ПО ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА)

Должностные обязанности. Проводит оценочную деятельность по установлению рыночной или иной стоимости (инвестиционной, ликвидной и другой) объектов гражданских прав (недвижимого и движимого имущества, в том числе имущественных прав, работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, нематериальных благ). Выявляет потребности в услугах по оценке объектов гражданских прав. Устанавливает деловые контакты и проводит переговоры с заказчиками с целью проведения работ по оценке объектов гражданских прав. Заключает и оформляет договор по установленной форме. Составляет в письменной форме отчет о выполненной работе и своевременно передает его заказчику. Отражает в отчете исходные данные и содержание использованных методов для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта. Обеспечивает сохранность составленного им отчета об оценке в течение трех лет. Предоставляет по требованию правоохранительных органов информацию из своего отчета об оценке. Консультирует заказчика о существующем законодательстве Российской Федерации об оценочной деятельности и других, применяемых при оценке объектов гражданских прав, нормативных и правовых документах. Собирает и систематизирует данные для создания информационной базы, необходимой для оценочной деятельности. Использует все известные методы оценки имущественных комплексов.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности; постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные документы по налогообложению, таможенной деятельности в Российской Федерации и другим вопросам, входящим в сферу профессиональных интересов оценщиков объектов гражданских прав; стандарты, методические и инструктивные документы, нормы и нормативы материальных и финансовых затрат; цены, изменение и соотношение цен; ставки арендной платы, налогов, лизинговых платежей и другую информацию, необходимую для выполнения оценочной деятельности; основные методы оценки (затратный, доходный, анализ сравнительных продаж) и другие методические приемы определения величины стоимости объектов гражданских прав; передовой отечественный и зарубежный опыт работы оценщиков; основы организации и технологии строительства, производства промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, услуг; приемы анализа хозяйственной деятельности, финансовых показателей предприятий; систему бухгалтерского учета, методы и порядок составления отчетности; правила использования вычислительной техники; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, дополнительное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года.

10 октября 2003 г. постановлением Минтруда РФ № 69 была принята и 11 ноября 2003 г. зарегистрирована в Минюсте РФ (регистрационный № 5219) новая Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее — Инструкция). Тем же постановлением отменена ранее действующая Инструкция от 20 июня 1974 г.

Введены новые формы приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

В соответствии с п. 13 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила), Инструкция устанавливает порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек.

В разд. 1 Инструкции «Общие положения» закреплено, в частности, требование ГОСТ Р 6.30-2003 к оформлению в документах реквизита «дата». Во всех разделах трудовой книжки, т.е. и на титульном листе (дата рождения и дата заполнения трудовой книжки), даты должны быть записаны цифровым восьмизначным способом: два знака на день, два знака на месяц и четыре знака на год, причем именно в такой последовательности (день, месяц, год): дд.мм.гггг.

Записи разрешено делать перьевой, шариковой или гелевой ручкой, ручкой-роллером, световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета. Однако хотелось бы заметить, что разрешением вносить записи в трудовые книжки гелевой ручкой (несмотря на то что она очень удобна в работе) лучше не пользоваться, так как через несколько лет эти записи сильно выцветут, что создаст для работника много проблем.

Еще раз подчеркивается запрет на сокращения в записях, введенный Правилами. Какие-либо сокращения не допускаются, в том числе «пр.» вместо «приказ», «расп.» вместо «распоряжение», «пер.» вместо «переведен» и др. Более того, в разд. 5 Инструкции «Заполнение сведений об увольнении (прекращении трудового договора) » приводятся примеры записей, из которых видно, что слова «пункт», «статья» «Трудовой кодекс» нужно писать полностью. Не допускается также сокращать название нашей страны «РФ». Следует писать «Российская Федерация».

Действительно, сокращение «РФ» в документах указывать нельзя, так как такой страны на политической карте Земли не существует. Есть Российская Федерация, или (сокращенно) Россия. Однако все же трудно понять, почему авторы Инструкции требуют полного написания названия государства, не разрешая нам писать хотя бы «Россия». Вряд ли возможно иное прочтение. Но закон есть закон. И поскольку сокращения запрещены, мы не будем их использовать.

Заверяя исправления в разделе трудовой книжки «Сведения о работнике» (титульный лист), нужно писать полностью все слова. Например: «Фамилия изменена (не «изм.») на «Коренева» на основании ( не на «осн.») свидетельства (не «св-ва») о браке/о расторжении брака серия …, номер …, выданного (не «выд.») … отделом ЗАГС …(дата выдачи)».

Оформляя подпись руководителя фирмы или сотрудника кадровой службы при увольнении работника, должность нужно записывать полностью: не «ген. директор», а «генеральный директор»; не «мен. о/к», а «менеджер отдела кадров» и т.п.

Хотелось бы порекомендовать для таких случаев заказывать и использовать штампы (штамп для заверения исправлений на титульном листе, штамп с реквизитами подписи (должность и расшифровка, а для автографа оставлено место), возможен даже штамп с надписью «Трудового кодекса Российской Федерации»). Ведь штамп является упрощенным средством оргтехники, которое во многих случаях очень помогает нам в работе, так как им можно заменить любую запись, которую мы делаем вручную.

В этом же разделе разъясняется порядок внесения изменений в разделы трудовой книжки «Сведения о работе» и «Сведения о награждении». Как и раньше, когда действовала Инструкция от 20 июня 1974 г., в этих разделах недопустимы зачеркивания, замазывания неверных записей корректирующим составом, записи «исправленному верить» и т.п.

Для изменения неправильно сделанной формулировки нужно сделать специальную запись об этом. В соответствующем разделе трудовой книжки проставляется очередной порядковый номер записи в 1-й графе, во 2-й графе ставится дата внесения исправления, в 3-й графе пишется: «Запись № … недействительна». После этого (под теми же номером и датой) записывается правильная формулировка и в 4-й графе делается ссылка на приказ (распоряжение) или иное решение работодателя с указанием номера и даты издания документа (чаще всего ссылка делается на приказ). Возникает вопрос, на какой именно приказ следует ссылаться.

Все зависит от причины, вследствие которой в трудовую книжку была внесена ошибочная запись. Если ошибка возникла из-за невнимательности кадровика, который неверно переписал в трудовую книжку формулировку приказа, — ссылка делается на тот же приказ, который указан в ошибочной записи.

Но если ошибка содержалась в самом приказе и оттуда перешла в трудовую книжку, то для того чтобы внести исправление в нее, нужно исправить документ-основание, т.е. приказ. Для этого издается новый приказ «О внесении изменений в приказ №… от …», где указывается, что «во изменение приказа такого-то …(далее пишется правильная формулировка)». В этом случае ссылка в трудовой книжке будет сделана на этот новый приказ.

В таком порядке признаются недействительными записи о приеме на работу, о переводе на другую постоянную работу, об увольнении (причем в случае признания незаконности перевода или увольнения как самим работодателем, так и в случае отмены перевода или восстановления на прежней работе, или изменения формулировки причины увольнения судом, прокуратурой, государственной инспекцией труда).

В соответствии с Инструкцией при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую постоянную работу, впоследствии признанной недействительной, работник может подать заявление о выдаче дубликата. Получив такое заявление, работодатель обязан оформить работнику дубликат трудовой книжки без записи, признанной недействительной.

По иной методике, изложенной в п. 2.3 разд. 2 Инструкции «Заполнение сведений о работнике», вносятся изменения в титульный лист трудовой книжки. Здесь (и только здесь!) неверная информация — фамилия, имя, отчество, дата рождения — зачеркивается одной тонкой чертой, прозрачно, чтобы можно было прочитать зачеркнутую запись. Рядом делается новая, правильная запись.

В отличие от ранее действовавшей Инструкции особо отмечено то, что изменения и дополнения записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных записей. Это абсолютно логично: полученное работником высшее образование не отменяет наличие у него среднего образования, как и новая профессия не лишает его приобретенной ранее.

В п. 2.1. разд. 2 Инструкции поясняется также, как правильно сделать запись об образовании на титульном листе трудовой книжки. Работник может иметь основное общее (9 классов), среднее общее (11 классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникум), высшее профессиональное (вуз) и послевузовское профессиональное образование (аспирантура и пр.).

Особо подчеркивается, что все записи производятся на основании соответствующих документов.

Фамилия, имя, отчество указываются на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (разрешено пользоваться военным билетом, заграничным паспортом, водительскими правами и др.).

Запись об образовании осуществляется на основании аттестата, удостоверения, диплома и т.п., надлежащим образом заверенных.

Запись о незаконченном образовании — на основании студенческого билета, зачетной книжки, справки учебного заведения и т.п., также надлежащим образом заверенных.

На титульном листе обязательно должны быть:

▪ подпись работника, который своим автографом заверяет правильность внесенных сведений;

▪ подпись лица, ответственного за выдачу трудовых книжек (по сути даже не автограф, а просто разборчиво написанная фамилия);

▪ печать организации, выдавшей работнику трудовую книжку.

Раздел 3 Инструкции «Заполнение сведений о работе» подробно и с примерами описывает порядок внесения в трудовую книжку записей о работе (о приеме, переводе и увольнении), об изменениях в названии должности, о присвоении работнику в период работы нового разряда (класса, категории и т.п.), об установлении работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации.

По-новому сформулировано правило о внесении в трудовую книжку записей о работе по совместительству. В ранее действовавшей Инструкции говорилось, что такая запись делается в обязательном порядке администрацией по основному месту работу, но по письменному заявлению работника может и не производиться. Согласно новой Инструкции, запись о работе по совместительству теперь вносится по желанию работника.

Однако в ранее действовавшей Инструкции было четко указано, что эта запись делается на основании приказа о приеме на совмещаемую работу или об увольнении с нее (т.е. работник должен был представить в отдел кадров по основному месту работу копии соответствующих приказов — если они были односубъектными, или выписки из них — если приказы были на нескольких работников).

В новой Инструкции говорится просто о документе, подтверждающем работу по совместительству. Следовательно, это может быть, как и прежде, копия или выписка из соответствующего приказа либо, видимо, справка с места работы по совместительству. Следует помнить, что пользоваться в качестве основания для внесения таких записей трудовым договором можно только с большой осторожностью.

Так, запись о приеме на работу делать на основании трудового договора не рекомендуется. Поскольку, заключив договор и получив свой экземпляр, работник может (по разным причинам) так и не приступить к работе. Для внесения записи об увольнении трудовой договор можно использовать только в том случае, если на нем сделана отметка о прекращении трудового договора с указанием даты и причины увольнения.

Также в разд. 3 Инструкции указывается, как делаются записи о переименовании организации (заметим, что в крупных фирмах для этого тоже имеет смысл использовать штамп).

В этом же разделе описывается порядок внесения записи о невключении в непрерывный трудовой стаж времени работы в период отбывания наказания и, наоборот, о восстановлении в установленном порядке непрерывного трудового стажа (например, в тех случаях, когда в период между увольнением и поступлением на работу в организацию работник стоял на учете в центре занятости, что подтверждается соответствующей справкой, либо был болен, что подтверждается справкой, выданной лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, либо служил в армии, что подтверждается военным билетом).

Порядок оформления в трудовых книжках чрезвычайно важных записей — записей об увольнении — вынесен в отдельный раздел. Это разд. 5 Инструкции «Заполнение сведений об увольнении (прекращении трудового договора)». Здесь, помимо подробного описания методики внесения записей, приведены примеры. Причем для примеров взяты именно те основания увольнения, по которым с момента принятия нового Трудового кодекса были расхождения во мнениях. На какую статью делать ссылку при увольнении по собственному желанию: п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации или ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации? И можно ли вообще пользоваться формулировкой «по собственному желанию» или нужно писать «по инициативе работника»? На какую статью делать ссылку при увольнении по соглашению сторон — п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации или ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации? Данные вопросы были урегулированы Правилами, определившими лишь три статьи для ссылок: ст. 77, ст. 81, ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации ( пп. 15–17 Правил).

Инструкция снимает все вопросы приведенными в ней примерами: «Уволен по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»; «Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Особо рассмотрены в разд. 6 особенности заполнения сведений об увольнении (прекращении трудового договора) и приеме (назначении) на работу в связи с переводом работника на другую постоянную работу к другому работодателю (в другую организацию) или его переходом на выборную работу (должность). При внесении сведений об увольнении по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переводом работника на другую постоянную работу к другому работодателю в графе 3 раздела «Сведения о работе» требуется указать, в каком порядке осуществляется перевод: по просьбе работника или с его согласия. В этом случае решающую роль играет формулировка в заявлении работника. В заявлении может быть написано: «прошу оформить мое увольнение в порядке перевода в такую-то организацию» либо: «согласен на увольнение в порядке перевода в такую-то организацию». В зависимости от этого и в приказе об увольнении, и в трудовой книжке будет указано, что работник уволен в порядке перевода либо по просьбе работника, либо с согласия работника.

При приеме на новую работу обязательно указать, что работник принят в порядке перевода.

Раздел 7 Инструкции посвящен особенностям заполнения дубликата трудовой книжки.

В п. 32 Правил говорится, что в дубликате должен быть суммарно записан общий стаж работы, а также должны быть внесены сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Инструкция также требует указывать суммарно общий трудовой стаж работы, т.е. общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.

После этого, как сказано в разд. 7 Инструкции, общий и/или непрерывный трудовой стаж работы (подтвержденный надлежаще оформленными документами) записывается по отдельным периодам работы: прием и увольнение по каждому месту работы, а если есть сведения о переводе на другую постоянную работу в той же организации, то они тоже должны быть отражены в дубликате трудовой книжки.

Все сведения в дубликат вносятся на основании представленных документов. При этом Инструкция обязывает работодателя оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю. Сами документы, после того как с них будут сняты и заверены отделом кадров копии, возвращаются работнику.

Таким образом, кадровику при работе с трудовыми книжками необходимо хорошо знать два нормативных документа: Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках», и Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69 (Правила опубликованы в «Вестнике отдела кадров» № 1 за 2003 г., Инструкция — в «Вестнике отдела кадров» № 6 за 2003 г.). Без знания указанных документов невозможна работа с трудовыми книжками.

Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое разъяснение «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1996 году».

Министр труда
Российской Федерации

Г. Меликьян

Разъяснение Минтруда РФ от 13 сентября 1995 г. N 4 «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1996 году» (утв. постановлением Минтруда РФ от 13 сентября 1995 г. N 51)

В связи с поступающими вопросами о норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1996 году Министерство труда Российской Федерации разъясняет:

1. Норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, в субботу и воскресенье, исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов, в предпраздничные дни — 7 часов;

при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней; накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (статья 47 КЗоТ Российской Федерации).

Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Пример. В январе 1996 г. при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями с учетом дополнительного дня отдыха 8 января в связи с совпадением праздничного нерабочего дня 7 января с выходным воскресным днем — 20 рабочих и 11 выходных дней.

Норма рабочего времени в этом месяце составляет:

при 40-часовой рабочей неделе — 160 часов (8 час. х 20 дней);

при 36-часовой рабочей неделе — 144 часа (36 час. : 5 дней х 20 дней).

В 1996 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями с учетом указанного выше дополнительного дня отдыха 8 января — 252 рабочих и 114 выходных дней, в том числе 7 предпраздничных дней (7 марта, 30 апреля, 8 мая, 11 июня, 6 ноября, 11 и 31 декабря).

Норма рабочего времени в 1996 году составляет: при 40-часовой рабочей неделе — 2009 часов (8 час. х 245 дней + 7 час. х 7 дней);

при 36-часовой рабочей неделе — 1814,4 часа (7,2 час. х 252 дня);

при 30-часовой рабочей неделе — 1512 часов (6 час. х 252 дня);

при 24-часовой рабочей неделе — 1209,6 часа (4,8 час. х 252 дня).

2. Среднемесячное количество рабочих часов, применяемое при определении часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки, составляет в 1996 году:

при 40-часовой рабочей неделе — 167,4 часа (2009 час. : 12 мес.);

при 36-часовой рабочей неделе — 151,2 часа (1814,4 час. : 12 мес.);

при 30-часовой рабочей неделе — 126 часов (1512 час. : 12 мес.);

при 24-часовой рабочей неделе — 100,8 часа (1209,6 час. : 12 мес.).

Постановление минтруда 11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *