Пособие по безработице

Содержание

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году — льготы при приеме инвалида на работу

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на биржу труда инвалиду 2 или 3 группы. Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.

Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.

Закон о занятости населения РФ 2019-2018

Главная / Закон о занятости населения

Закон о занятости населения в Российской Федерации составляет основу российского законодательства о труде наряду с Трудовым Кодексом РФ и другими федеральными законами. Целью данного закона является регулирование правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения, а также создание правового механизма государственных гарантий гражданам Российской Федерации по реализации их конституционных прав на труд и защиту от безработицы.
На нашем сайте вы сможете найти полный текст Федерального Закона о занятости населения в РФ, а также получить консультацию опытного юриста по трудовым спорам. Если вы столкнулись с несправедливостью, и ваши права безнаказанно нарушаются, обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, заполнив заявку на нашем сайте.

    Глава 1 — Общие положения

  • Статья 1 — Занятость граждан
  • Статья 2 — Занятые граждане
  • Статья 3 — Порядок и условия признания граждан безработными
  • Статья 4 — Подходящая и неподходящая работа
  • Статья 5 — Государственная политика в области содействия занятости населения
  • Статья 6 — Законодательство о занятости населения
  • Статья 7 — Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения
  • Статья 7.1 — Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 7.1.1 — Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения
  • Статья 7.2 — Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
  • Глава 2 — Права граждан в области занятости

  • Статья 8 — Право граждан на выбор места работы
  • Статья 9 — Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
  • Статья 10 — Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
  • Статья 11 — Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
  • Глава 3 — Гарантии государства в области занятости

  • Статья 12 — Гарантии государства в реализации права граждан на труд
  • Статья 13 — Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
  • Статья 13.1 — Сопровождение при содействии занятости инвалидов
  • Глава 4 — Регулирование и организация занятости населения

  • Статья 14 — Регулирование занятости населения
  • Статья 15 — Государственная служба занятости населения
  • Статья 15.1 — Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения
  • Статья 16 — Статистическая отчетность и информация о занятости населения
  • Статья 16.1 — Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения
  • Статья 16.2 — Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий Работа в России
  • Статья 16.3 — Государственный информационный ресурс Справочник профессий
  • Статья 17 — Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
  • Статья 18 — Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
  • Статья 18.1 — Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
  • Статья 18.1 — Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
  • Статья 19 — Лицензирование деятельности по содействию занятости населения
  • Статья 20 — Координационные комитеты содействия занятости населения
  • Статья 21 — Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
  • Статья 22 — Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
  • Статья 22.1 — Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
  • Статья 22.2 — Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов
  • Статья 22.2 — Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
  • Статья 22.3 — Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении тр
  • Статья 23 — Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
  • Статья 24 — Организация общественных работ
  • Статья 24.1 — Особенности организации содействия занятости инвалидов
  • Глава 5 — Участие работодателей в обеспечении занятости населения

  • Статья 25 — Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
  • Статья 26 — Права работодателей
  • Глава 6 — Социальные гарантии и компенсации

  • Статья 27 — Гарантии и компенсации работникам, увольняемым из организации
  • Статья 28 — Гарантии социальной поддержки безработных
  • Статья 29 — Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости
  • Статья 30 — Порядок определения размеров пособия по безработице
  • Статья 31 — Условия и сроки выплаты пособия по безработице
  • Статья 32 — Условия досрочного выхода на пенсию
  • Статья 33 — Размеры пособия по безработице
  • Статья 34 — Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан
  • Статья 34.1 — Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 34.2 — Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста
  • Статья 35 — Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
  • Статья 36 — Материальная помощь
  • Статья 37 — Добровольное страхование на случай потери работы
  • Статья 37.1 — Обеспечение размещения информации о предоставлении и осуществлении социальных гарантий

Пособие по безработице – форма государственной поддержки граждан, оказавшихся в сложном материальном положении, вызванным потерей постоянного места работы.

Данные выплаты назначаются гражданам, признанным официально безработными. Официально безработным человек может быть признан только при постановке на учет в специализированном государственном органе – Центре занятости населения (ЦЗН, Центр занятости).

Выплаты по безработице носят временный характер, и выплачиваются лишь 18 месяцев, непрерывный срок выплат может составлять до 12 месяцев. Нахождение на учете по безработице не прерывает трудового стажа.

Общие положения

В соответствии с законодательством РФ, только определенные социальные группы населения могут быть признаны официально безработными и претендовать на выплаты.

К данным группам относятся:

  1. Граждане, потерявшие работу в период 12 месяцев до обращения в Службу занятости и имеющие 26 официально отработанных, оплачиваемых рабочих недель в течение последнего года.
  2. Выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, в связи с прохождением обучения.
  3. Совершеннолетние выпускники общеобразовательных учреждений.
  4. Люди, вышедшие из членов фермерского либо крестьянского хозяйства.
  5. Инвалиды, имеющие программу реабилитации и социализации.
  6. Сироты, не достигшие возраста 23 лет, ищущие работу в первый раз. В отношении детей-сирот, применяются особые нормы Закона «О занятости населения в РФ»:
    • Служба занятости проводит профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку соискателя данной группы.
    • Трудоустройства сиротам предлагается только после прохождения профессиональной подготовки.
    • Размер выплачиваемого пособия по безработице равен размеру средней заработной платы в регионе обращения сироты.
  7. Беременные женщины. Ежемесячные выплаты по безработице могут быть назначены безработной беременной женщине в следующих случаях:
    • Женщина обратилась в Службу занятости на сроке беременности до 30 недель. Срок беременности должен быть подтвержден справкой из женской консультации, в которой беременная состоит на учете.
    • По истечении 30 недель беременности, пособие по безработице прекращает выплачиваться до момента достижения ребенком 1,5 лет. После достижение ребенка 1,5 лет пособие по безработице возобновляется.

Как встать на официальный учет?

Необходимо официальное признание гражданина безработным. Признать гражданина безработным и назначить ему ежемесячные компенсационные выплаты может только «Центр Занятости Населения» того города и района, в котором прописан человек. В отдел «Центра Занятости Населения» необходимо приходить предварительно подготовившись.

Для посещения специалиста Отдела и начала процедуры регистрации статуса безработного, необходимы следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Диплом или аттестат об образовании.
  3. Трудовая книжка (в случае наличия).
  4. СНИЛС.
  5. ИНН.
  6. Желательно единая справка «О среднем заработке для определения размера пособия по безработице по форме», если нет возможности распечатать и заполнить данную справку до прихода в Центр, ее можно получить у специалиста, который будет вести прием.
  7. Справка «О среднем заработке для определения размера пособия по безработице по форме» заполняется бухгалтером с последнего места работы.

После того, как необходимые документы готовы, нужно отправиться в городской или районный «Центр Занятости Населения».

По прибытию в Центр необходимо:

  1. Взять отрывной талончик на прием к специалисту.
  2. Попросить у вахтера или охранника анкету, обязательную для заполнения при постановке на учет.
  3. Во время ожидания очереди заполнить анкету максимально подробно.
  4. Посетить специалиста.

Во время приема специалист Центра Занятости:

  1. Задаст вопросы о причине обращения в Центр.
  2. Проверит документы.
  3. Предложит, в случае наличия, вакансии компаний, которые подали заявку в ЦЗН в соответствии со специальностью клиента. Если предложенные вакансии устраивают соискателя, специалист выдает человеку направление для прохождения собеседования, с возможностью дальнейшего трудоустройства.
  4. В случае отсутствия подходящих вакансий, специалист назначит время нового приема через 10 дней, после посещения, и сообщит список дополнительных документов, которые необходимо принести.
  5. На повторном приеме работник Службы Занятости предложит клиенту написать заявление о признании его официально безработным.

После принятия заявления и сверки всех документов специалист Центра назначит дату нового приема и попросит принести реквизиты банка либо Сберкнижки, необходимые для перечисления пособия по безработице. Решение о присвоении официально статуса безработного будет принято ЦЗН в течение 11 дней.

Основания, когда перерыв в трудовой деятельности не лишает гражданина права на получение денежной выплаты

В соответствии с законами РФ существует несколько исключений, при которых нарушение режима посещений ЦЗН не являются основаниями для прекращения получения денежных выплат:

  1. Призыв и прохождение воинской службы в армии. Служба в вооруженных войсках является трудовой повинностью, поощряемой государством, поэтому во время службы за солдатом сохраняются все права и льготы.
  2. Переквалификация по основной специальности при отсутствии стипендии.
  3. Обучения в высших и средних образовательных учреждениях. При обучении, направленном на получение основной специальности, соискатель может встать на учет по безработице и получить пособие вне зависимости от наличия трудового стажа.
  4. Обслуживание и уход за инвалидами I группы. Для получения пособия по безработице гражданину, ухаживающему за инвалидом, необходимо предоставить в ЦЗН справки от врача и социальных служб, которые будут подтверждать постоянную занятость соискателя в данном направлении.
  5. Обслуживание и уход за престарелыми людьми в возрасте от 80 лет.

Основания для прекращения ежемесячных выплат

Любой человек, вставший на учет по безработице и получающий пособие, обязан придерживаться ряда обязанностей, невыполнение которых приведет к прекращению ежемесячных выплат.

Основные причины прекращения выплат:

  1. Пропуск соискателем назначенного времени приема у специалиста. Если соискатель хотя бы раз пропустил прием специалиста, не имея подтвержденных уважительных причин, работник службы ЦЗН имеет полное право составить докладную и лишить человека пособия из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям. К уважительным причинам пропуска посещения специалиста относятся:
    • болезнь, при наличии больничного листа;
    • смерть родственника;
    • болезнь несовершеннолетнего ребенка, при наличии больничного листа;
    • судебное заседание, в случае наличия повестки и т. д.
  2. Предоставление заведомо ложных данных. При предоставлении недостоверной информации соискатель не только лишает пособия по безработице, но и попадает под уголовное преступление, квалифицируемое как мошенничество.
  3. Отказ соискателя от профессиональной переподготовки. Переподготовка предлагается специалистом в случае отсутствия вакансий по основной специальности безработного. Отказ от нее трактуется, как нежелание трудоустраиваться, и является злоупотреблением статуса безработного.
  4. Отказ от предлагаемых вакансий сотрудником ЦЗН. Вне зависимости от причин отказа, отказ трактуется, как нежелание трудоустраиваться и злоупотребление статусом официального безработного.
  5. Переезд или перерегистрация в другом районе города/области/края.
  6. Вынесение обвинительного приговора судом (кроме административных правонарушений).
  7. Вступление в пенсионный возраст. При вступлении в пенсионный возраст основным источником дохода становиться пенсия по старости.
  8. Получение высшего либо средне – специального образования при наличии государственной стипендии.
  9. Смерть человека, состоящего на учете по безработице. В случае смерти безработного специалист ЦЗН производит оставшиеся выплаты наследникам усопшего, по их заявлению.
  10. Добровольный отказ от услуг, предоставляемых Центром Занятости.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

В 2017 году минимальный размер пособия составляет 850 руб., а максимальный – 4,9 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год»).

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

1

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

2

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

3

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

4

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Учет в центре занятости

На биржу труда нужно идти с готовым пакетом документом, чтобы сразу зарегистрироваться и начать поиск приемлемых вакансий.

Какие документы требуются от всех соискателей:

  • паспорт;
  • аттестат о школьном образовании, сертификаты, дипломы и подобные документы о прочих полученных знаниях, пройденных курсах и программах.

Соискатели, имевшие работу прежде, также предоставляют:

  • трудовую книжку — оригинал и копию;
  • бухгалтерскую справку о средней заработной плате за 3 месяца до увольнения (не путать со справкой 2-НДФЛ); справка нужна, чтобы рассчитать пособие.

При нестандартных ситуациях требуются дополнительные документы — к примеру, имеющие инвалидность лица предоставляют документы об инвалидности и т. п.

На месте заполняется анкета соискателя и подается со всеми документами.

Со дня регистрации в течение 10 дней субъекту предлагаются доступные вакансии, на которые он обязан отозваться, игнорирование предложений означает утрату права на пособие.

Если в этот срок биржа не сможет трудоустроить лицо — в силу отсутствия предложений или отказов работодателей, с 11 дня выдается пособие ежемесячно.

Социальная трудовая выплата для безработных зависит от размера средней заработной платы соискателя на последнем месте работы, а также увеличивается на районные коэффициенты, утвержденные в административно-территориальных единицах.

Для расчета удобно воспользоваться нашим калькулятором, расположенным внизу страницы.

Весь порядок исчисления и выплаты пособия регламентирован законом «О занятости».

Так, в соответствии с документом пособие имеет нижнюю и верхнюю границы.

Максимальная сумма выплаты в 2019 году — 4900 рублей. Сумма увеличивается на коэффициенты, если они есть в местности.

Минимальный размер — 850 рублей.

Почему выплата столь мала? Министерство труда России оправдывает это мотивацией безработных к скорейшему трудоустройству и повышению общей занятости.

В условиях кризиса и бюджетного дефицита размер пособия ожидаем, поскольку не индексировался с 2009 года.

Расчет в теории

Выплата коррелирует с размером среднемесячной зарплаты и хронологией безработицы.

Так, лицо получает долю от средней зарплаты по периодам:

  • за первые 3 месяца безработицы — 75%;
  • затем за 4 месяца — 60 %;
  • затем за 5 месяцев — 45 %;
  • второй год — «минималка».

Одновременные условия:

  • лицо до постановки на биржу занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в 12 подряд идущих месяцах 26 недель;
  • по одному из режимов — полный рабочий день либо неполный рабочий день, но в результате общее время работы составило 26 недель.

«Минималка» дается:

  • не соблюдаются условия «максималки»;
  • лицо не работало прежде и встало на биржу без трудового стажа;
  • соискатель был уволен в связи с собственной виновной деятельностью;
  • был уволен, когда за последний год до безработицы работал меньше 26 недель.

На примере

Господин Алексеев работал учителем астрономии в частной школе 5 последних лет. Его зарплата за последний год составляла 40 000 рублей в месяц. В связи с закрытием школы все сотрудники были уволены. Получив окончательный расчет, включающий выходное пособие и выплату среднемесячной заработка в течение 2 месяцев подряд, Алексеев поспешил зарегистрироваться на бирже труда своего города на тринадцатый день после увольнения.

В течение 10 дней ему была предложена одна вакансия, однако по результатам собеседования его не приняли на работу. С 11 дня постановки на учет биржа признала его безработным. Однако, в соответствии с Трудовым кодексом России, частная школа сохраняла ему среднюю зарплату в течение 2 следующих месяцев, а поскольку за это время он так и не нашел работу, то и в третьем месяце.

По истечении этих сроков биржа рассчитала и начислила ему пособие по безработице.

Средний заработок Алексеева — 40 000 рублей. За первые месяца он может получить только 75% от заработка, районные коэффициенты в его городе не предусмотрены.

Расчет: 40 000 * 0,75 = 30 000 рублей.

Однако лимит пособия только 4900 рублей, поэтому Алексеев будет получать эту сумму в первые 3 месяца.

Алексеев так и не трудоустроился.

В следующие 4 месяца расчет таков: 40 000 * 0,65 = 26 000 рублей. Пособие составит 4900 рублей.

Дальнейшие полтора года Алексеев в поисках работы. Расчет: 40 000 * 0,45 = 18 000 рублей. Ему поступает максимальное пособие до конца первого года безработицы, а в оставшийся период — 850 рублей.

Полтора года это 18 месяцев. С учетом первых этапов безработицы — 3 и 4 месяца общий период составляет 25 месяцев. Согласно закону № 1032-1 пособие выплачивается только 24 месяца, поэтому в последний месяц Алексеев вообще не получал государственную помощь и по предложению центра занятости устроился работать на должность водителя службы доставки местной продуктовой сети.

Для таких граждан, как Алексеев, имеющих существенную зарплату, пособие остается неизменным весь первый год. Больше волнует размер первоначального пособия обладателей маленьких зарплат — менее 4900 рублей в месяц.

Пособие по безработице могут повысить до 8 тысяч рублей

Верхняя планка пособия по безработице может быть повышена с нынешних с 4,9 тысяч до 8 тысяч рублей. Именно такой ориентировочный размер максимальной выплаты предлагается Министерством труда России, рассказала «Газете.Ru» управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина.

«Минтруд предлагает сократить время получения пособия по безработице с года до полугода. И одновременно повысить минимальный и максимальный размер пособия по безработице. Сумма ориентировочная. Они говорили о том, что предлагают, даст им возможность поднять максимум до 8 тысяч рублей», — сказала собеседница издания.

Насколько может быть повышена нижняя граница, она не уточнила. Сейчас она составляет 850 рублей.

Ранее стало известно, что Минтруд готовит законопроект о повышении пособия по безработице. При этом предлагается изменить условия назначения и сроки его выплаты, упростить условия признания граждан безработными.

«Данный законопроект позволит повысить минимальную и максимальную величины пособия по безработице, ежегодно устанавливаемые Правительством Российской Федерации», — говорится в сообщении министерства.

В Минтруде «Газете.Ru» не стали сообщать подробностей. «В ближайшее время законопроект будет размещен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов», — ответили в ведомстве.

Текущий размер пособия (850-4900 руб.) не менялся с 2009 года. На 2018 год его продлил в ноябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев.

Эксперт Института прикладных экономических исследований Андрей Покида полагает, что размер нового пособия должен быть точно выше сегодняшнего. По его словам, речь должна идти о такой сумме, чтобы можно было хотя бы заплатить за коммунальные и другие услуги.

«Уровень пособия, конечно, является очень и очень низким. Пособие выполняет функцию социальных выплат, если считать, что нужна помощь бедным людям, а среди обращающихся в службы занятости они составляют большинство, размер нужно повышать»,

— высказал мнение заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков сказал «Газете.Ru», что считает необходимым повысить пособие по безработице до минимального размера оплаты труда. С 1 мая этого года МРОТ будет повышен до уровня прожиточного минимума трудоспособных граждан – 11,163 тыс руб.

«Если пособие повысят до МРОТ, это будет шоком для поведения людей в этой области», — полагает Капелюшников. Такое решение может вызвать лавинообразный приток регистрируемой безработицы.

«И тогда можно ожидать совершенно зверского ужесточения контроля со стороны служб занятости за поведением людей, получающих пособие, с тем, чтобы их отфутболивать при малейших признаках неправильного поведения», — говорит он.

Другое дело, службы занятости смогут дать людям какое-то образование, добавляет эксперт. Но часть людей и так приходят за тем, чтобы их направили на какие-то курсы переобучения безработных.

Сейчас в России регистрируемая безработица в разы меньше той, что считает Росстат по методологии Международной организации труда (МОТ). Многие люди, не имеющие работы, просто не видят смысла идти на биржу труда ради копеечных пособий.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости составила на 1 февраля 2018 года 778,0 тыс. человек. А по данным Росстата, в январе безработными были 3,9 млн человек в возрасте 15 лет и старше, или 5,2% рабочей силы.

Ранее в МОТ спрогнозировали, что количество безработных в России уменьшится с нынешних 3,9 млн человек до 3,8 млн в 2018 году и до 3,6 млн — в 2019 году.

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает заниженными и оценки, сделанные по методологии МОТ.

«Неофициально, по моим данным, речь идет о 10 миллионов безработных», — заявил он в интервью «Газете.Ru».

Марина Москвина рассказал также, что в РСПП считают, что «для тех, кто вынуждено уволился с работы, кто уволен по экономическим причинам, должен быть другой размер пособия». По ее словам, для такой группы людей нужно сделать более высокий размер пособия.

«Кроме того, возникает вопрос, как быть с теми людьми, которые никогда не работали. Мы считаем, что можно не назначать им пособие по безработице, а назначать им иные выплаты за активное участие в программах содействия занятости», — отметила эксперт.

Она добавила, что такого человека можно отправить на переобучение, но человек должен и сам прикладывать какие-то усилия.

Стоит подчеркнуть, что существенное повышение пособия по безработице лежало бы в духе последних инициатив президента Владимира Путина по борьбе с бедностью. Ранее были приняты решения о выплатах пособий на первого и второго ребенка и повышении МРОТ.

Пособие по безработице

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *