Порядок индексации заработной платы

Содержание

Причины индексации, как часто она проводится

Уровень реального содержания зарплаты должен увеличиваться в связи с инфляцией, то есть с повышением уровня цен. Однако, это совсем не означает, что он должен ей равняться. Хотя зачастую работодатели индексируют заработную плату, 0риентируясь именно на этот показатель.

Как уже было сказано, статья 134 ТК не раскрывает периодичность и порядок проведения процедуры. Поэтому каждый работодатель сам решает данные вопросы и прописывает ее в соответствующей документации.

При этом он не обязан индексировать заработную плату в соответствии с публикациями Росстата. Однако, как показывает судебная практика, эти показатели должны расцениваться как минимальная цифра расчета для увеличения уровня выплат. Кроме этого, согласно четвертой части статьи 57 ТК РФ организация устанавливает такие условия труда, которые не ухудшают положение сотрудника в сравнении с теми, что установлены законом.

Работодатель может руководствоваться, кроме увеличения цен по всей России, следующими показателями:

  • региональным ростом цен;
  • ростом прожиточного минимума населения, способного к трудовой деятельности как в России, так и в регионе;
  • инфляции, согласно федеральному закону;
  • инфляции, согласно региональному закону.

Данная процедура подробно разобрана на следующем видео:

Какими документами она регламентируется

Когда заработная плата должна быть проиндексирована впервые, работодатель принимает об этом соответствующий локальный нормативный акт или коллективный договор. Всех сотрудников следует под роспись ознакомить с этим документом.
Индексация проводится по приказу руководителя.

Если же компания функционирует в соответствии с отраслевым соглашением, то согласно статье 48 ТК РФ, его также необходимо учитывать при установлении размера и порядка повышения зарплаты.

Таким образом, последовательность проведения процедуры следующая:

  1. Принятие локального акта (или коллективного договора) с условиями процедуры (либо отдельные положения вносятся в уже существующий локальный нормативный акт).
  2. Ознакомление всех сотрудников с документом под роспись.
  3. Издание распоряжения руководителя о проведении очередной индексации.
  4. Ознакомление работников с этим приказом.
  5. Утверждение штатного расписания с новыми изменениями.
  6. Заключение дополнительного соглашения к существующему трудовому договору об изменении оплаты труда.

Нюансы документального оформления

Положение, коллективный договор или локальный акт об индексации должен содержать не только фиксацию факта, но и ее порядок. Это может быть реализовано при помощи приказа руководителя. С внесенными изменениями все работники также должны ознакомиться под роспись.

При приеме на работу будущего сотрудника необходимо ознакомить его с Положением еще до заключения трудового договора. Здесь надо иметь в виду, что ознакомление работника с этим документом совсем не означает его согласие на изменение условий договора, касающихся размера заработной платы.

Поэтому, во избежание разногласий, работодателю необходимо включить порядок индексации в сам трудовой договор.
Представляется, что в связи с проведением данной процедуры увеличение зарплаты влечет за собой изменение трудового договора, а для любых его изменений должны заключаться дополнительные соглашения.

Так как процедура зафиксирована в трудовом договоре, работодатель не имеет права вносить свои изменения в одностороннем порядке.

Если руководство устанавливает новые правила, а оно может это делать, то в части оплаты труда они будут распространяться на работника только с его согласия.

Кроме того, надо иметь в виду, что на такие изменения не распространяется действие статьи 74 ТК РФ, согласно которой работодатель вправе менять условия договора, так как этот вопрос не относится к технологическим и организационным моментам.

Формула и расчет с примерами

Итак, как минимум, индексация должна рассчитываться исходя из базовой инфляции, то есть в соответствии с увеличением цен по Росстату. Эту информацию можно найти в интернете. Процедура может проводиться как раз в квартал, так и в полгода.

Рассчитать заработную плату для работника можно на следующем примере.

Индекс инфляции цен в 2015 году составил:

  • март — 101,9%;
  • июнь — 101,4%;
  • сентябрь — 101,6%.

Расчет производится как по данным оклада, так и по дневной ставке. Исходя из того, что оклад работника составлял 31000 рублей, то в результате индексации дневная ставка изменилась так:

  • с первого апреля — 31000 рублей * 101,9% = 31589 рублей;
  • с первого июля — 31000 рублей * 101,4% = 31434 рублей;
  • с первого октября — 31000 рублей * 101,6% = 31496 рублей.

Если расчет проводить с учетом дневной ставки, которая составляла 1550 рублей, то зарплата пересчитывалась следующим образом:

  • с первого апреля — 1550 рублей * 101,9% = 1579 рублей;
  • с первого июля — 1550 рублей * 101,4% = 1572 рубля;
  • с первого октября — 1550 рублей * 101,6% = 1575 рублей.

Так проводится расчет. Необходимо помнить, что индексация является долгом работодателя.

Кроме заработной платы прямой неукоснительной обязанностью бухгалтерии является индексация отпускных. Чтобы посчитать заработок в это время, а также размер компенсации по неиспользованным отпускам в течение года, применяется метод деления суммы по зарплате, которая начислена, на двенадцать. Результат делится на среднее число календарных дней. По закону, общепринятым числом является 29,3.

При расчете отпусков в рабочих днях и иных случаях применяется метод, где сумма делится на количество таких дней, согласно шести рабочих дней в неделю.

Важно помнить, что при индексации не учитывается какая-либо материальная помощь, оплата проезда, питания и коммунальных услуг.

Если вас интересует, как проводится расчет компенсации за задержку зарплаты, прочтите эту статью.

Как правильно составить доверенность на получение зарплаты другим лицом — смотрите .

Налоговые последствия для работодателя и сотрудника

В соответствующей форме документа об индексации может быть зафиксировано то, что зарплата производится по одному из следующих вариантов:

  • за счет текущих расходов компании;
  • за счет нераспределенной прибыли прошедших лет.

Налоговые последствия наступают в зависимости от выбора варианта. Рассмотрим, как выплачиваются налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы.

Налог на прибыль

В первом случае при текущих расходах начисленные суммы облагаются налогом в том месяце, когда они начисляются. Во втором случае эти расходы при налогообложении прибыли учитываться не будут.

Страховые взносы

Вне зависимости от того источника, от которого индексировалась оплата труда, страховые взносы, выплачиваемые в ФСС, ФФОМС от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и ПФР, должны начисляться. Основанием этого служит федеральный закон №212 от 24 июля 2009 года.

При этом данные суммы можно учитывать при налогообложении прибыли в тот период, когда они были начислены (первый подпункт первого пункта статьи 264 и первый подпункт первого пункта статьи 272 НК РФ).

НДФЛ

Согласно шестому подпункту первого пункта статьи 208 и первого пункта статьи 209 НК РФ, индексационная доплата считается составляющей зарплаты и является объектом налогообложения по НДФЛ.

В соответствии с первым пунктом статьи 224 и первым, вторым, третьим и четвертым пунктами статьи 226 НК, компания, являясь налоговым агентом для работников, удерживает 13% от причитающихся им сумм.

Ответственность за отказ в проведении процедуры

Если работодатель не желает проводить индексацию, то работник, руководствуясь статьями 353 и 355 ТК РФ, а также Положением о Федеральной службе по труду и занятости от 30 июня 2004 года №324, вправе обратиться за защитой в ГИТ. Кроме того, бездействия руководителя можно обжаловать в суде.

В первом случае инспекторы проверяют, была ли проведена индексация работодателем.

Сначала просматриваются документы, отражающие эту обязанность. При отсутствии таковой административная ответственность будет наложена как на руководителя, так и на организацию, согласно первой части статьи 5.25 КоАП. При этом руководитель может быть наказан штрафом от одной до пяти тысяч рублей, а при повторном нарушении — дисквалификацией от одного до трех лет. Компания оплатит штраф побольше — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, или будет приостановлена ее деятельность до трех месяцев.

Если же индексация отражена в локальном акте, но фактически не была рассмотрена, то инспектор выдает соответствующее предписание о том, чтобы недостающая сумма была доплачена работнику. Кроме того, работодатель обязан выплатить процент в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый просроченный день.

Если работодатель не согласен с таким решением инспектора, он, в свою очередь, может обжаловать его действия в суде.

При предусмотренном порядке проведения процедуры в коллективном договоре и ее невыполнении руководитель, в соответствии с первой частью статьи 5.31 КоАП, может быть оштрафован еще на сумму от трех до пяти тысяч рублей. Та же участь ждет руководителей, которые установили индексацию ниже установленной в отраслевом соглашении.

В случае, когда сотрудник работает уже не первый год, через суд, в соответствии со статьями 236 и 237 ТК, работодателю может быть предписано выплатить индексируемые суммы за несколько лет с процентами и компенсацией морального вреда.
Обращение в суд, согласно первой части статьи 392 ТК, возможно в течение трех месяцев с тех пор, как работник узнал либо обязан был узнать о нарушении своих прав. Однако и по истечении указанного срока, согласно третьей части статьи 392 ТК, по уважительным причинам он может обратиться в суд.

Тому, кто решится на судебное разбирательство, можно быть почти уверенным, что дело будет выигрышным, так как суд в большинстве случаев встает на сторону работника, как уязвимой стороны.

Индексация заработной платы в 2019 году – законы и правовые нормативы

В сфере трудовых взаимоотношений российское законодательство обеспечивает практическую защиту и реализацию прав работников различными способами. В том числе, к основным правам каждого работника относится и право на индексацию заработной платы в соответствии с повышением уровня реальных цен и инфляцией для обеспечения преодоления негативных последствий означенных воздействий. Правовое регулирование данных вопросов в общем контексте возлагается в первую очередь на положения Трудового кодекса РФ и раскрывается в следующих статьях данного нормативного документа:

  • Ст.22. В данной статье устанавливаются основные обязанности работодателя. В их числе нет прямого указания на необходимость повышения реальной заработной платы сотрудника, однако устанавливается прямая ответственность работодателя и обязанность соблюдать положения трудового законодательства.
  • Ст.46. Положения данной статьи регламентируют структуру коллективного соглашения между сотрудниками и работодателями, в частности – предполагают обязательное указание в действующем коллективном договоре информации о мерах и способах обеспечения реального повышения зарплат работников.
  • Ст.130. Нормативы, изложенные в ней, затрагиваются вопросы обеспечения трудящимся определенных социальных гарантий в связи с ведущейся трудовой деятельностью, а также устанавливаются непосредственные виды гарантий в вопросах оплаты труда, к которым относится и повышение зарплаты.
  • Ст.134. Именно эта статья однозначно регулирует обязанность работодателей обеспечивать индексацию зарплаты в 2019 году и других временных отрезках, также возлагая возможность правового регулирования труда бюджетников и госслужащих на отдельные законодательные акты.

Прямого указания на обязанность индексации для небюджетных организаций непосредственно ТК РФ не предусматривает. Тем не менее, разъяснения различных государственных органов и решения судебных инстанций, вплоть до Конституционного суда РФ устанавливают, что работодатели вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой структуры обязаны проводить индексацию зарплат. Единственное исключение в данном вопросе относится к бюджетникам, для которых на данную процедуру могут влиять отдельные федеральные законы и иные нормативные акты.

Следует помнить, что индексация заработных плат может проводиться различными способами и на основании различных показателей. Однако в любом случае работодатели должны реализовывать теми или иными методами повышение зарплат.

Напрямую индексация заработной платы никак не связана с МРОТ, однако, законодательные нормативы позволяют работодателям использовать именно этот показатель при расчете индексации. Но также необходимо помнить, что вне зависимости от показателя индексации, зарплата работников в 2019 году должна быть не меньше, чем МРОТ, установленный на этот год. Соответственно при повышении МРОТ у всех работников, которые ранее получали зарплату меньше его уровня, должна увеличиться сумма получаемых ими средств.

Индексация заработной платы в 2019 году для государственных учреждений и бюджетных организаций

Работники бюджетной сферы и госслужащие в вопросах заработной платы часто полагаются на положения отдельных ведомственных документов. При этом в связи с последствиями экономического кризиса, согласно положениям ФЗ №68 от 06.04.2015, в течение последних лет индексация заработной платы госслужащих не проводилась. Однако с 1 января 2019 года действие моратория на повышение зарплаты бюджетников закончилось. Поэтому индексация заработной платы госслужащих в 2019 году была проведена с 1 января 2019 года. При этом размер повышения зарплат бюджетников и госслужащих был привязан к индексу инфляции и составляет 4%.

Следует помнить, что с 1 января 2019 года в России действует новый МРОТ. При этом вне зависимости от организации или учреждения, где работает гражданин РФ или иностранец, его зарплата не может быть ниже, чем МРОТ, а значит размер реального повышения зарплат может значительно превысить в итоге показатели индексации в 4% для многих работников бюджетных учреждений.

Под индексацию зарплаты в 2019 году всего подпадают более 2 миллионов бюджетников и госслужащих, поэтому отмена моратория стала для многих весьма хорошей новостью. Особенно для тех категорий, которые не попали под прошлую, выборочную индексацию зарплат, которая коснулась лишь отдельных категорий государственных служащих и бюджетных работников. Индексация 2019 года, в отличие от неё, затронула всех без исключения работников.

Индексация заработной платы в 2019 году для коммерческих и некоммерческих организаций

Наибольшие вопросы у работодателей и у простых сотрудников вызывает индексация заработной платы в 2019 году для субъектов хозяйствования внебюджетной сферы. В первую очередь это обеспечивается достаточно пространными требованиями статьи 134 ТК РФ, которая предполагает, что порядок индексации и повышения зарплат работников во внебюджетных организациях устанавливается трудовыми договорами, коллективным договором, либо же локальными нормативными актами предприятия. На основании этого некоторые работодатели, кадровые специалисты и бухгалтера считают, что индексация является правом, а не обязанностью работодателя, однако это не так.

Разъяснениями в данном вопросе могут служить следующие документы:

  • Определение Конституционного суда №2618-О от 19.11.2015.
  • Письмо Роструда №1073-6-1 от 19.04.2010.
  • Письмо Роструда №14-3/В-1135 от 26.12.2017.

Все они, а также ряд иных разъяснительных и информативных актов свидетельствуют о том, что работники имеют неотъемлемое у них право на повышение реального уровня заработной платы.

Однако следует также отметить, что работодатель обладает и определенными свободами в вопросах проведения индексации зарплат. В частности, он самостоятельно устанавливает период для проведения индексации, методику, по которой будет вычисляться её объем и способ начисления. За отсутствие индексирования работодателям грозит ответственность, а в случае выявления факта оставления заработных плат на одном и том же уровне сотрудники вправе подавать жалобы в трудовую инспекцию.

Следует отметить, что государственные органы также считают обязательным наличие у работодателей и локальных нормативных актов, которые бы регулировали порядок проведения индексации зарплат работников. Освобождены от таковых обязанностей лишь микропредприятия – они могут замещать любые локальные нормативы указанием необходимой информации непосредственно в трудовых договорах с работниками.

Как рассчитать индексацию зарплаты внебюджетной организации в 2019 году

Как было упомянуто ранее, работодатель сам вправе определять порядок индексации зарплат сотрудников. При этом он может указывать сведения об индексации как в локальных нормативных актах, так и в коллективном соглашении или договоре, либо непосредственно в тексте трудовых договоров с работниками. Кроме этого, он вправе устанавливать различные периоды для проведения индексации, которыми могут быть:

  • Один год. Данный срок является максимальным, в течение которого может не проводиться индексация зарплаты в коммерческих организациях. То есть – данная процедура должна проводиться как минимум раз в году. Учитывая процессуальный характер оформления индексации, наиболее логичным действием со стороны работодателя будет инициация данной процедуры в последнем месяце года.
  • Полгода. Работодатель вправе индексировать зарплаты каждые полгода. Это позволяет диверсифицировать динамику расходов предприятия и повысить мотивацию работников, а также обеспечить стабильный рост благосостояния сотрудников.
  • Квартал. Индексация зарплаты в коммерческих организациях в 2019 году каждый квартал также является распространенной практикой среди российских работодателей.
  • Месяц. Это – минимальный срок, по отношению к которому может проводиться индексация зарплат работников, так как именно месячные показатели роста потребительских цен публикуются официальными учреждениями. Кроме этого, частая индексация зарплат потребует чрезмерных кадровых затрат и повысит процессуальную нагрузку как на само предприятие, так и на его работников.

Механизмы, в соответствии с которыми проводится индексация, также могут отличаться. В частности, работодатели вправе устанавливать индексацию зарплаты сотрудников, основываясь на следующих показателях:

  • МРОТ. Привязка индексации к изменению размеров МРОТ или прожиточного минимума, которые с 1 января 2019 года становятся идентичными, допускается для российских работодателей. В таком случае индексация проводится соответственно пропорциональному изменению МРОТ каждый раз при изменении данного показателя или в определенный в ином порядке период, но не реже одного раза в год, и при условии, что общий размер индексации не будет ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Уровень инфляции. Работодатель вправе ориентироваться при индексации зарплаты сотрудников на прогнозируемые на следующий отчетный период показатели инфляции. Однако ключевым требованием в данном вопросе является тот факт, что вне зависимости от инфляции, размер индексации не может быть ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Индекс роста потребительских цен. В 2017 году данный показатель составил 4%, соответственно, в 2019 году зарплата должна быть проиндексирована как минимум на данный процент. При этом следует помнить, что данный показатель является ключевым при определении соблюдения или несоблюдения работодателем требований законодательства.

Так как индексации подлежит заработная плата сотрудников, включающая большое количество различных доходов, работодатель вправе выбирать, какие именно составляющие части зарплаты будут индексироваться. Главным требованием в данном случае является лишь соответствие общего повышения заработка работников индексу потребительских цен. Кроме этого, работодатель вправе индексировать зарплаты и по иным показателям, а также с иными процентами и суммами повышений при условии, что они не будут ниже установленных требований законодателя.

Работодатель вправе использовать для индексации и стимулирующие выплаты – если по итогам года фактические оклад и тарифная ставка не повышались, но было обеспечено требуемое повышение зарплаты каждого сотрудника соответственно нормативам за счет премирования и иных стимулирующих выплат, то к ответственности работодателя привлечь не могут.

Порядок проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году

Проведение индексации зарплаты работников в 2019 году требует от работодателя соблюдения достаточно строгого порядка действий. При этом необходимо учитывать обязательность ряда процессуальных процедур и наличия определенных внутренних документов. Так, порядок действий для проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель устанавливает нормативные акты, соответственно которым может проводиться индексирование заработной платы в 2019 году или на постоянной основе. Чаще всего таковым нормативным актом является положение об индексации заработной платы.
  2. Так как заработная плата относится к обязательной информации, фиксируемой в трудовом договоре, с каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение, изменяющее содержание трудового договора.
  3. По факту повышения заработной платы работодателем издается соответствующий приказ. В тексте приказа может указываться как общий перечень сотрудников, которым повышается зарплата, так и допускается возможность составления приказа по каждому из работников отдельно.
  4. В штатное расписание, действующее на предприятии, вносятся соответствующие изменения, связанные с изменением размеров зарплат работников.
  5. В случае, если на предприятии ранее действовали другие нормативные акты, регламентирующие индексацию или просто размер заработной платы трудящихся, в них также должны быть внесены соответствующие изменения.

Ответственность за неиндексирование заработной платы в 2019 году

Если работодатель не произведет своевременно индексацию заработной платы, он может быть привлечен за данные действия к административной ответственности. Рассматривается данная ответственность положениями статьи 5.27 КоАП РФ. Так, данная статья предполагает наложение штрафа в размере от 1 до 5 тыс. рублей для руководителей предприятия или индивидуальных предпринимателей либо иных, ответственных за установление порядка начисления зарплаты лиц, и от 30 до 50 тыс. рублей для непосредственно субъектов хозяйствования, обладающих статусом юридического лица.

Если работодатель фактически обеспечил индексацию заработной платы путем премий, повышения окладов и тарифных ставок, но не имеет локальных нормативных актов, регулирующих порядок её предоставления, единственной мерой, принимаемой по отношении к нему, может быть предписание трудовой инспекции об обязательном внедрении данных локальных документов.

Следует отметить, что в ситуациях, когда заработная плата не была проиндексирована, а сотрудник обратился в суд, может быть принято также решение о взыскании в пользу работника недополученного им дохода и дополнительных компенсаций. Однако судебная практика по данному вопросу является неоднозначной и имеет примеры освобождения работодателя от таковых выплат.

Кроме этого, в судебной практике по вопросам непроведения индексации заработной платы также имеет место и привлечение работодателей к ответственности за уклонение от уплаты налогов, так как непроведенная индексация снижает размеры зарплаты сотрудников в сравнении с требуемой и, соответственно, уменьшает объемы обязательных налоговых отчислений.

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».

Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);

б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.

Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?

В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:

  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

1

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

2

«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Інформація по заповненню поля «Базовий місяць»:

1. Для працівників, яким підвищено тарифну ставку (оклад)*, відрядну розцінку починаючи з 1 грудня 2015 року, вказуйте місяць останнього підвищення тарифної ставки (окладу), відрядної розцінки за посадою працівника;

2. Для працівників, яких переведено на іншу роботу на тому самому підприємстві, в установі або організації, а також переведено на роботу на інше підприємство, в установу або організацію або в іншу місцевість та у зв’язку із змінами в організації виробництва і праці у разі продовження такими працівниками роботи, для новоприйнятих працівників, а також для працівників, які використали відпустку для догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку та відпустку без збереження заробітної плати, передбачені законодавством про відпустки, починаючи з 1 грудня 2015 року, вказуйте місяць останнього підвищення тарифної ставки (окладу)*, відрядної розцінки за посадою працівника, а у разі прийняття на роботу працівника на новостворену посаду – вказуйте місяць створення цієї посади (див. лист Міністерства соціальної політики України від 14.06.2016 № 263/10/136-16);

3. Для працівників, яких переведено з посадового окладу на погодинну тарифну ставку, вказуйте місяць останнього підвищення тарифної ставки. При цьому Порядок № 1078 не передбачає збереження сум індексації у разі, коли працівника переведено з однієї форми оплати праці на іншу (див. лист Міністерства соціальної політики України від 28.02.2018 № 13/0/66-18).

4. Для працівників, яких переведено на іншу роботу на тому самому підприємстві, в установі або організації, а також переведено на роботу на інше підприємство, в установу або організацію або в іншу місцевість та у зв’язку із змінами в організації виробництва і праці у разі продовження такими працівниками роботи, для новоприйнятих працівників, а також для працівників, які використали відпустку для догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку та відпустку без збереження заробітної плати, передбачені законодавством про відпустки, до 1 грудня 2015 року:

— для обчислення індексації до 1 грудня 2015 року вказуйте місяць останнього підвищення заробітної плати працівника чи місяць прийняття працівника на роботу (у випадку, якщо підвищення заробітної плати не відбувалося);

— для обчислення індексації починаючи з 1 грудня 2015 року вказуйте місяць останнього підвищення тарифної ставки (окладу)*, відрядної розцінки за посадою працівника;

5. Для працівників, яким підвищено заробітну плату до 1 грудня 2015 року:

— для обчислення індексації до 1 грудня 2015 року вказуйте місяць останнього підвищення заробітної плати працівника;

— для обчислення індексації починаючи з 1 грудня 2015 року вказуйте місяць останнього підвищення тарифної ставки (окладу)*, відрядної розцінки за посадою працівника.

Наприклад, для працівника, який працює з лютого 2014 року, обчислення індексу споживчих цін має здійснюватись з місяця підвищення тарифної ставки (окладу) за посадою, яку займає працівник. Якщо останнє підвищення окладу за посадою відбулося у квітні 2012 року, то для визначення суми індексації такому працівнику з грудня 2015 року має застосовуватись індекс споживчих цін, обчислений наростаючим підсумком з травня 2012 року (див. лист Міністерства соціальної політики України від 28.04.2016 № 201/10/137-16).

* У разі, якщо за посадою, яку займає працівник, тарифну ставку (оклад) не підвищено, а відбувається лише зростання тарифної ставки (окладу) індивідуально за рахунок підвищення категорії, педагогічного звання та педагогічного навантаження, то у такому випадку обчислення індексу для проведення індексації має продовжувати здійснюватися з місяця, наступного за місяцем підвищення тарифної ставки (окладу) за посадою, яку займає працівник (у бюджетній сфері обчислення індексу споживчих цін для проведення індексації здійснюється з січня 2016 року) (див. лист Міністерства соціальної політики України від 21.03.2016 № 138/10/136-16).

Порядок индексации заработной платы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *