Порционник на питание больных форма 1 84

В ходе государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проверяется:

  • соблюдение медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • лицензирование медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
  • применение медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • соблюдение медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
  • соблюдение медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
  • проведение медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», нормативными актами, регулирующими работу проверяющего ведомства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

2) Ведомственного контроля.

Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К таким органам относится Росздравнадзор, Департамент здравоохранения. Полномочия проверяющих установлены п.п.3, 5 и 6 ч.2 ст.88 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 № 28631), нормативными актами, регулирующими работу проверяющего ведомства.

3) Внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Порядок проведения внутреннего контроля устанавливается руководителем медицинской организации. Документом, регулирующим порядок проведения внутреннего контроля качнства и безопасности медицинской деятельности внутри организации может стать соответствующее Положение, утвержденное Приказом руководителя медицинской организации. С этим документом под роспись должны быть ознакомлены все работники, принимающие участие в комиссии по контролю качества. Данный вид контроля осуществляет соответствующая подкомиссия врачебной комиссии.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ ДОКУМЕНТАМ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Внутренний контроль осуществляется путем:

  • соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
  • определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
  • соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
  • создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
  • создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

Внутренний контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»; внутренним регламентом организации.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется посредствам:

  • анализа документов и информации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Документы и информация получаются на основании письменных мотивированных запросов;
  • проведения санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
  • беспрепятственного посещения и обследования территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и др. в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и пр.

АНАЛИЗ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016), нормативными актами, регулирующими работу проверяющего ведомства.

Неудовлетворительные результаты проверки могут быть обжалованы медицинской организацией в вышестоящий орган или суд.

УСЛУГИ ЮРИСТА В СУДЕ

Прокурорские проверки медицинской организации

Деятельность органов прокуратуры вот уже двадцать лет регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре). За это время у прокуратуры сложилась неоднозначная репутация. С одной стороны, эта структура часто становится последней инстанцией, куда идут за защитой своих прав и интересов граждане и юридические лица, — настолько всевластной она представляется. С другой стороны, по той же самой причине ее появления боятся не только предприниматели, но и государственные учреждения.

Главные врачи медицинских учреждений и частных центров часто жалуются на семинарах, посвященных подготовке медицинских организаций к проверкам, что представители прокуратуры творят настоящий беспредел. Так ли это, попробуем разобраться в настоящей статье.

Специфические особенности проверок прокуратуры

Проверки прокуратуры имеют свою специфику по сравнению с проверками контролирующих органов, которые регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Перечислим их.

1. Процессуальное оформление инициации проверки не предусмотрено. То есть, если по Закону № 294-ФЗ любой проверке предшествует распоряжение, содержание которого четко прописано в законе, то Закон о прокуратуре не предусматривает подобного документа. Прокурорские работники могут прийти без письменного уведомления и предварительного звонка.

2. При проведении проверки работники прокуратуры не ограничены понятием «предмет» проверки. С точки зрения ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзорной деятельности в общем виде является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора очень широк, при желании можно найти любой повод для проверки соблюдения исполнения законов или прав человека.

3. Федеральное законодательство не содержит упоминания о планах проведения проверок прокуратурой. В ст. 21 Закона о прокуратуре в качестве основания для проведения проверки указывается поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Это может быть любая информация из любых источников, в том числе из СМИ.

4. По результатам проверки прокурор не составляет какой-либо акт. Вместе с тем законом предусмотрены специальные формы реагирования прокуратуры на нарушения законов:

— протест — приносится на противоречащий закону правовой акт и подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (например, в правилах внутреннего трудового распорядка поликлиники было установлено, что обеденный перерыв работников составляет 20 минут, что противоречит Трудовому кодексу РФ);

— представление об устранении нарушений закона — документ, в котором указываются выявленные нарушения и содержится предписание об их устранении. В течение месяца со дня внесения представления медицинская организация должна принять конкретные меры по устранению допущенных ею нарушений закона;

— предостережение — выносится, когда есть основания полагать, что закон может быть нарушен;

— постановление о возбуждении административного производства — выносится по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в случае обнаружения административного правонарушения.

5. Законодательство не содержит временных пределов проведения проверки органами прокуратуры, то есть в нем нет понятия «срок проведения проверки».

Итак, на первый взгляд может показаться, что в отношениях с прокуратурой все остальные субъекты являются абсолютно бесправными. Однако это не так. Рассмотрим правовые инструменты, которыми можно пользоваться или, по крайней мере, учитывать их в общении с прокуратурой с тем, чтобы защитить права и законные интересы медицинской организации.

Компетенция прокуратуры

Прежде всего нужно помнить о том, что согласно ст. 54 Закона о прокуратуре термин «прокурор», используемый в законе, означает «Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов». Кроме того, все они могут носить статус «прокурора», только если действуют в пределах своей компетенции. Строго говоря, если при проведении проверки прокурор действует за пределами своей компетенции, вы можете не выполнять его требования, поскольку они будут незаконными, и за это нельзя будет привлечь к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Возникает закономерный вопрос, как определить рамки компетенции проверяющего. Например, районные и областные прокуратуры, как правило, осуществляют так называемый общий надзор за исполнением законов и соблюдением прав человека. Управления генеральной прокуратуры в федеральных округах были изначально созданы, чтобы противостоять сепаратизму субъектов Федерации на местах, — у них свои конкретные полномочия, закрепленные в соответствующем положении. Различные транспортные прокуратуры «привязаны» к видам транспортных средств либо территориям (акваториям), соответственно компетенция их работников ограничена задачами данных органов. Помимо этого, в каждой районной и областной прокуратуре есть приказ о распределении обязанностей. Если дело дойдет до судебного разбирательства, этот документ поможет определить, действовал ли конкретный прокурор в рамках своей компетенции или вышел за ее пределы.

Законность проведения проверок

Чтобы проверить законность проведения проверки, если к вам внезапно пришли работники прокуратуры, вы имеете право затребовать у проверяющих служебное удостоверение. Согласно ст. 41.1 Закона о прокуратуре этот документ удостоверяет личность пришедшего на проверку, содержит информацию о должности и классном чине. Кроме того, можно позвонить в соответствующую прокуратуру с тем, чтобы проверить, санкционирована ли такая проверка и на каком основании к вам пришли.

Кстати, согласно требованию ст. 41.3 Закона о прокуратуре ее работники в случаях официального представительства обязаны носить форменное обмундирование, иначе говоря, при проведении проверки они должны быть в форме. Если же работник прокуратуры приходит с проверкой в гражданской одежде (как часто и бывает), то, строго говоря, он не может официально представлять органы прокуратуры и вы не обязаны исполнять его распоряжения. Известны случаи, когда было достаточно фиксации на видеокамеру в холле клиники помощника прокурора в гражданской одежде, чтобы проверка не состоялась.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее — Приказ) устанавливает, что проверки прокуратуры могут быть плановыми и внеплановыми (по жалобе) (п. 15), а прокурорский надзор должен осуществляться открыто и гласно (п. 19). Таким образом, ссылаясь на данные положения Приказа, можно потребовать показать либо план, которым предусмотрена проверка, либо соответствующую жалобу.

Предмет проверки

Вопрос, касающийся предмета проверки прокуратуры, также может быть решен в пользу медицинской организации. В частности, уже упомянутый Приказ в п. 15 запрещает возлагать на организации и их должностных лиц обязанности по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки. То есть внутри самой структуры понятием «предмет проверки» все-таки оперируют. Очень часто в распоряжении о проверке, все-таки поступающем в медицинскую организацию, предмет проверки сформулирован максимально широко, например «предоставить документацию о медицинских работниках, находящихся в трудовых отношениях с поликлиникой». В такой ситуации нужно придерживаться двух правил.

Во-первых, следует, не затягивая, написать официальный уточняющий запрос, сославшись на упомянутый п. 15 Приказа. Он может звучать так: «В целях своевременного и полного предоставления запрошенных данных, а также соблюдения врачебной тайны, коммерческой тайны и персональных данных просим уточнить, какие конкретно документы, касающиеся медицинских работников, должны быть предоставлены и каков предмет проводимой проверки».

Во-вторых, для того чтобы представить документы, вам потребуется время. Суды исходят из необходимости представить документы в «разумный срок», что приравнивается к 3 — 5 рабочим дням. Чтобы не нагнетать обстановку, нужно сразу же дать официальный письменный ответ на запрос, в котором указать, что на момент составления запроса вы можете представить только некоторое количество документов. Остальные будут представлены в течение 3 — 5 дней, поскольку вам необходимо сделать их копии, прошить, пронумеровать, заверить, составить описи, как того требуют нормы делопроизводства.

Материалы проверки

Если проверка выявила нарушения и вы понимаете, что, например, дело об административном правонарушении будет рассматриваться в арбитражном суде, вам требуется подготовиться к нему. В связи с этим будет не лишним ознакомиться с материалами проверки, которые можно запросить у органов прокуратуры (например, собственными глазами увидеть жалобу пациента, ставшую основанием для проверки).

На вашу устную просьбу ознакомиться с материалами проверки вы, скорее всего, получите достаточно резкий отказ. Поэтому лучше оформить просьбу письменным ходатайством со ссылкой на приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации». Пункт 1.10 Инструкции гласит: «Каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну». Снова речь идет о гражданах, но, как уже было сказано ранее, для организаций такого рода документов нет, поэтому мы вынуждены применять право по аналогии, тем более что в задачи прокуратуры входит защита не только прав граждан, но и законных интересов организаций.

Действительно, организации — такие же налогоплательщики, как и граждане, а если и нет, то они выполняют функции, возложенные на них государством, и поэтому имеют право на государственную защиту. Так, Указанием Генпрокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р предписано «при проведении проверок обеспечить соблюдение банковской и иной охраняемой законом тайны, не допускать действий, которые могут повлечь за собой дестабилизацию работы проверяемых организаций…». Иными словами, любая проверка органов прокуратуры не должна приводить к параличу основной деятельности организации.

Неправомерные действия прокуратуры

Бороться с неправомерными действиями работников прокуратуры нужно направленно: то есть жаловаться не на структуру в целом, а на конкретного ее сотрудника. И здесь считаем нужным пояснить: на работу в органы прокуратуры практически не берут людей «с улицы», туда приходят выпускники юридических вузов либо специализированных учебных заведений при Генеральной прокуратуре РФ. Эти люди идут в органы целенаправленно, посвящая службе всю жизнь, свою должность они очень ценят и боятся потерять. А ведь лишиться должности или присвоенного классного чина, от которого зависят заработная плата и иные гарантии, не так уж и сложно. Речь идет о периодических аттестациях в органах прокуратуры, в рамках которых рассматривается личное дело работника. И если в личном деле будут неоднократные официальные жалобы, объяснительные работника, приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности, то ничего хорошего это не сулит.

В составлении такой жалобы на сотрудника прокуратуры может существенно помочь Кодекс этики прокурорского работника РФ, утвержденный приказом Генпрокуратуры от 17.03.2010 № 114. В частности, данный документ позволяет привлечь к дисциплинарной ответственности за неисполнение следующих требований:

— не допускать вмешательства в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций;

Законодательство не содержит временных пределов проведения проверки. Неизвестно, сколько пробудет прокурор в медицинской организации. Однако в случае, если основанием для проверки стала жалоба пациента либо сотрудника, проверка должна быть завершена в течение 30 дней, поскольку в этот срок гражданину должен быть дан ответ по жалобе.

— использовать должностные полномочия взвешенно и гуманно;

— не допускать проявления бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным требованиям и просьбам граждан;

— не допускать истребования от физических и юридических лиц информации, представление которой этими лицами не предусмотрено законом.

Представление документов

Запрос из прокуратуры с требованием представить документы, как правило, сопровождается размытой формулировкой-предупреждением «Непредставление указанных документов влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ». В данном предупреждении речь идет о ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за умышленное неисполнение законных требований прокурора.

Реальных административных дел по этой статье — единицы, поскольку необходимо доказать умысел на неисполнение, нужно, чтобы распоряжение или запрос были законными, а прокурор действовал в рамках своей компетенции.

Запрос или распоряжение обычно адресуются руководителю медицинской организации, то есть должностному лицу. Ответственность должностного лица по указанной статье небольшая. Поэтому, даже если вы забыли про этот запрос либо затянули с ответом, представлением документов и объяснений — никаких существенных мер это не влечет.

Интересно требование, предъявляемое к актам прокурорского реагирования. Пунктом 13 приказа Генеральной прокуратуры от 07.12.2007 № 195 предусмотрено, что акты прокурорского реагирования должны быть направлены «не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством». Думается, что при обжаловании требований прокуратуры, которые содержатся в данных актах прокурорского реагирования, а также при рассмотрении дел в судах, когда требования прокуратуры в части вида и размера ответственности чрезмерно и неоправданно жестки, приведенный довод может сыграть положительную роль для медицинской организации.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что репутация прокуратуры как органа, на который невозможно найти управу, не выдерживает критики.

Документы, которые также вас могут заинтересовать

  • Сведения о выполнении работ по капитальному ремонту и ремонту искусственных сооружений на действующей сети федеральных автомобильных дорог
  • Сведения о выполнении работ по ремонту и содержанию территориальных автомобильных дорог, финансируемых за счет субсидии федерального бюджета
  • Сведения о выполнении мероприятий по приведению в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети для проезда транзитного транспорта
  • Сведения о выполнении работ по приведению в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских дорог для включения, для приемки их в сеть дорог общего пользования
  • Сведения о выполнении работ по содержанию федеральных автомобильных дорог
  • Сведения о выполнении работ по ремонту федеральных автомобильных дорог
  • Сведения о выполнении условий водопользования
  • Сведения о воспроизводстве ценных видов водных биологических ресурсов. Форма N 5-ОС
  • Сведения о возобновлении действия лицензии на осуществление видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Сведения о возникновении лесных пожаров, их ликвидации и эффективности тушения по целевому назначению лесов. Форма N 7-ОИП
  • Рекомендуемые формы, прилагаемые к заявке на участие в аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение в 2008 – 2009 гг. работ по поддержке и обеспечению информационно-технической инфраструктуры базового сегмента распределенной сети Росавтодора в рамках Федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)”. Общие сведения: юридические лица (Ф-1)
  • Общие сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, специализирующихся на переработке и/или обезвреживании отходов
  • Деятельность международной организации (приложение к разделу 2 формы N 2503М(2000))
  • Сведения о коллективных трудовых спорах. Форма N 1-КТС (срочная)
  • Сведения о коллективных и индивидуальных эффективных дозах облучения персонала и прикомандированных лиц (рекомендуемая форма)
  • Сведения о количестве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск гражданской обороны для формирования бюджетной проектировки
  • Сведения о количестве подведомственных учреждений Росаэронавигации
  • Сведения о количестве подведомственных учреждений (приложение к пояснительной записке)
  • Сведения о количестве действующих пенсионных дел, дел по выплате ежемесячного социального пособия и численности некоторых категорий пенсионеров Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Сведения о количестве пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве. Форма N 2-травматизм

Организация питания больных в лечебных учреждениях

Основами рационального питания здорового человека являются:

1. Соблюдение суточного рациона, общего количества пищи (достаточная энергетическая ценность пищи составляет 2800-3000 ккалорий в сутки и зависит от образа жизни человека. Чтобы организм нормально функционировал, пищу в течение суток полезно принимать 4 раза. Суточный рацион должен составляться в следующих пропорциях: завтрак – 25%, обед – 30%, полдник – 20%, ужин – 25% от суточного рациона.

2. Белок на ночь не рекомендуется, так как он возбуждает нервную систему.

3. Поступление белков, жиров, углеводов (1:1:4), минеральных веществ, витаминов, воды должно быть сбалансировано, в зависимости от энергозатрат организма (пол, возраст, условия труда).

Важнейшим принципам рационального и лечебного питания является соответствие энергоценности пищевых рационов энергозатратам. Избыточная энергетическая ценность питания приводит к извращению обмена веществ, увеличению массы тела и ожирению.

Диетотерапия – это применение питания с лечебной целью. Оно является составной частью лечебного процесса. Рациональная диета при различных заболеваниях предусматривает профилактическое и лечебное направление. Диетотерапия по праву относится к наиболее древним видам лечения.

Ранее в больницах применяются диеты по М. Певзнеру, обозначенные от №1 до № 15. В настоящее время документом регламентирующим организацию диетического питания больных в государственных организациях здравоохранения является Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.08.2008 г. №135: «Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения».

Лечебное питание – научно обоснованная система организации питания и дифференцированного использования с лечебной целью определенных пищевых продуктов, их сочетаний, видов кулинарной обработки.

Принципы лечебного питания предусматривают:

· полное обеспечение организма больного белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;


· соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма больного;

· щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма больного путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;

· адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;

· последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;

· сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).

Лечебное питание назначается больным при наличии медицинских показаний лечащим врачом. Организация лечебного питания больных осуществляется в соответствии с перечнем стандартных диет. Описание каждой стандартной диеты включает:

· общую характеристику химического состава и продуктового набора;

· цель назначения;

· основные показания к назначению;

· химический состав и энергетическую ценность;

· основные способы приготовления;

· режим питания.

При наличии медицинских показаний и по заключению консилиума врачей больным назначается индивидуальное и дополнительное питание.

Индивидуальное питание – вид лечебного питания, которое назначается при отдельных заболеваниях, требующих увеличения, уменьшения или исключения из рациона отдельных пищевых продуктов с сохранением норм среднесуточного набора продуктов питания.

Дополнительное питание – вид лечебного питания, которое назначается при отдельных заболеваниях, требующих увеличения отдельных компонентов рациона сверх норм среднесуточного набора продуктов питания.

Энтеральное питание – вид нутритивной поддержки, при котором питательные вещества вследствие невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем вводятся в виде смесей для энтерального питания через рот, зонд или стому. Назначается лечащим врачом пациента при наличии медицинских показаний.

Рационы питания готовятся в соответствии с нормами среднесуточного набора продуктов питания для одного больного в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 января 2003 г. №2.

Приготовление блюд в организациях здравоохранения осуществляется в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами. На каждое блюдо, приготавливаемое в организации здравоохранения, составляется карточка-раскладка (технологическая карта) в двух экземплярах, из которых один хранится в бухгалтерии, второй – у медицинской сестры-диетолога.

В организациях здравоохранения для больных организуется не менее чем четырехразовый режим лечебного питания.

Контроль и общее руководство по организации лечебного питания в организации здравоохранения осуществляет руководитель или его заместитель по медицинской части. Руководитель организации здравоохранения приказом назначает ответственным за организацию лечебного питания врача-диетолога (иного врача-специалиста).

Ответственным лицом за соблюдение технологии приготовления лечебного питания, его калорийность, выход готовых диетических блюд является заведующий производством (шеф-повар, повар). Контроль качества готовых диетических блюд (бракераж) осуществляют врач-диетолог, медицинская сестра-диетолог, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения, который фиксируется в бракеражном журнале.

Врач-диетолог принимает участие в консилиумах по назначению больным индивидуального и дополнительного питания.

В организации здравоохранения с количеством коек свыше 99 создается совет по лечебному питанию, в состав которого входят руководитель организации здравоохранения или его заместитель по медицинской части, врач-диетолог, заведующие отделениями гастроэнтерологии (терапии), интенсивной терапии, хирургии, педиатрическим отделением, медицинская сестра-диетолог, заведующий производством (шеф-повар, повар).

На пищеблоке (кухне) и буфетных соблюдаются требования в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденными постановлением Минздрава Республики Беларусь от 09 августа 2010 г. №109 и санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к объектам общественного питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 23 ноября 2005 г. №195.

Производственный контроль осуществляется в соответствии с Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. №183.

Организация учета и отпуска лечебного питания больным на пищеблоке (кухне) в организациях здравоохранения осуществляется медицинской сестрой-диетологом под руководством врача-диетолога при участии бухгалтера и под общим контролем руководителя организации здравоохранения или заместителя по медицинской части.

Учет рационов питания для больных ведется палатными медицинскими сестрами, которые ежедневно подают сведения старшей медицинской сестре отделения. Количество больных в отделении сверяется с данными приемного покоя. На основании данных палатных медицинских сестер старшая медицинская сестра отделения составляет сведения о количестве больных, состоящих на питании на 9 часов утра, с уточнением количества больных по состоянию на 15 часов по соответствующей форме. Сведения подписываются заведующим отделением, старшей медсестрой и передаются на пищеблок.

Больные, поступившие после 15.00 текущего дня и до 6.00 следующего дня, включаются в порционное требование, которое оформляется приемным отделением стационара по данным из отделений и подается на пищеблок к 6.00. Ответственное лицо за достоверность этих сведений – дежурная медсестра приемного отделения и ответственный дежурный врач стационара.

Сведения из отделений поступают к медицинской сестре-диетологу организации здравоохранения, которая составляет сводные сведения по количеству больных, состоящих на питании в организации здравоохранения, по форме. На основании сводных сведений по количеству больных, состоящих на питании, медицинская сестра-диетолог при участии заведующего производством (шеф-повара) под руководством врача, ответственного за организацию лечебного питания, составляет в двух экземплярах меню-требование на следующий день на выдачу продуктов питания по форме 12-МЗ, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июня 2004 г. №27. Меню-требование применяется для учета отпущенных пищевых продуктов со склада (кладовой) организации здравоохранения на пищеблок (кухню). Меню-требование составляется согласно сводному меню с учетом среднесуточного набора пищевых продуктов, ежедневно утверждается главным врачом организации здравоохранения или его заместителем по медицинской части и подписывается врачом, ответственным за организацию лечебного питания, бухгалтером, заведующим производством (шеф-поваром, поваром).

Меню-требование вместе со сводными сведениями о количестве больных, состоящих на питании, передается в бухгалтерию для проведения расчета и выписки пищевых продуктов из кладовой на пищеблок (кухню). При составлении меню-требования медицинская сестра-диетолог должна осуществлять контроль за выполнением утвержденных среднесуточных натуральных норм на одного больного.

Закладка пищевых продуктов в котел производится в присутствии врача-диетолога (иного врача-специалиста, медицинской сестры-диетолога). Периодически (внезапно) закладка пищевых продуктов в котел контролируется администрацией совместно с представителями общественных организаций (местного комитета, совета по питанию, совета сестер и др.).

Раздача пищи

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи. В буфетной раздаточной каждого отделения больницы имеются специальные плиты (мармиты), обеспечивающие подогрев пищи паром в случае необходимости, так как при раздаче первых блюд и горячих напитков температура их должна быть не ниже 75ºС, вторых – не ниже 65°С, холодных блюд – 7-14°С.

Раздача пищи осуществляется буфетчицей и палатной медицинской сестрой в соответствии с данными порционника.

Больные, которым разрешается ходить, принимают пищу в столовой. Находящимся на постельном режиме, пища доставляется в палату (рис. 30).

Порционник на питание больных форма 1 84

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *