Поправки в налоговый кодекс

Поправки в Налоговый кодекс: все лодочники должны платить

Лодка с мотором 4 л/с теперь тоже заплатит

Госдума 4 апреля приняла в третьем чтении правительственную поправку в Налоговый кодекс. Речь идет об исключении весельных и моторных лодок с двигателем мощностью менее 5 лошадиных сил из перечня необлагаемых налогом транспортных средств. Всего произошло три значимых изменения, касающиеся владельцев водного транспорта, включая маломерные суда.

До сих пор транспортный налог на такие средства передвижения не распространялся. Правительство внесло поправку, в которой предложило ликвидировать статью налога, делающую исключение для таких лодок.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, зарегистрированное в ГИМС судно, на котором установлен двигатель, облагается транспортным налогом вне зависимости от мощности его двигателя.
Помимо этого все весельные лодки от 200 кг (подлежащие государственной регистрации) также начинают облагаться налогом. К ним применяется налоговая ставка категории «Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей». Она исчисляется как базовая ставка 200 руб., умноженная на региональные коэффициенты.

Еще одно изменение касается транспортного налога на судно находящееся в розыске. Согласно подпункту 7 пунтка 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, судно находящееся в розыске не облагается транспортным налогом. Требуется подтверждение факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Новая редакция пп.7 п. 2 ст. 358 НК решает этот вопрос таким образом: Не являются объектом налогообложения… транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Это нужное дополнение, но, к сожалению, законодатель по-прежнему не учитывает одну важную особенность момента: лошадиные силы лодки, на которые, собственно, и начисляется транспортный налог, могут быть похищены отдельно от этой самой лодки.

И еще одно изменение произошло в части предоставления налоговых деклараций. Судовладельцы — юридические лица и ИП подают налоговые декларации согласно Статье 363.1. Налоговая декларация НК РФ. Новая редакция упраздняет эту статью, и декларации за налоговые периоды, начиная с 2019 г. подавать будет не надо.

Законопроект отправлен для рассмотрения в Совет Федерации РФ.

Читайте также: Тверская область и «Лукойл» создадут АЗС для катеров, вертолетов и авто

ПУНКТОМ 2 СТ. 86 НК РФ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО СПРАВКИ О НАЛИЧИИ СЧЕТОВ И (ИЛИ) ОБ ОСТАТКАХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ, А ТАКЖЕ ВЫПИСКИ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА СЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ) В БАНКЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАПРОШЕНЫ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В СЛУЧАЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ У ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ). ИНСПЕКЦИЯМИ ФНС РОССИИ В БАНКИ НАПРАВЛЯЮТСЯ ЗАПРОСЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВЫПИСОК ПО ОПЕРАЦИЯМ НА СЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, НОТАРИУСОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ, АДВОКАТОВ, УЧРЕДИВШИХ АДВОКАТСКИЙ КАБИНЕТ), В МОТИВИРОВОЧНОЙ ЧАСТИ КОТОРЫХ УКАЗЫВАЮТСЯ НАИМЕНОВАНИЕ, ИНН И КПП ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ КОНТРАГЕНТОМ ПО СДЕЛКАМ ОРГАНИЗАЦИИ — КЛИЕНТА БАНКА, Т.Е. ИФНС ИСТРЕБУЕТ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ НЕ ПРОВЕРЯЕМОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, А ИНОГО ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ КЛИЕНТОМ БАНКА. СОГЛАСНО ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 29.09.2008 N ШТ-6-2/675@ «О ПОРЯДКЕ ИСТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ У КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ» НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ КАК САМОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ТАК И В ОТНОШЕНИИ ИНЫХ ЛИЦ, ВПРАВЕ НАПРАВИТЬ ЗАПРОС В БАНК, КЛИЕНТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦО, У КОТОРОГО ИСТРЕБУЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ, ИНФОРМАЦИЯ. ПРЕЗИДИУМ ВАС РФ В ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ОТ 13.11.2008 N 10846/08 И N 10407/08 СДЕЛАЛ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ИЗ СОДЕРЖАНИЯ П. 2 СТ. 86 НК РФ СЛЕДУЕТ, ЧТО ВЫПИСКА ПО ОПЕРАЦИЯМ НА СЧЕТАХ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАПРОШЕНА НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ У БАНКА ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ТОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, У КОТОРОГО НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРОВОДЯТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. ОБЯЗАН ЛИ БАНК ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ЗАПРОСУ ИФНС, НАПРАВЛЕННОМУ В СООТВЕТСТВИИ С П. П. 2 И 4 СТ. 86 НК РФ, ЕСЛИ ИСТРЕБУЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ (ВЫПИСКИ) ПО ОПЕРАЦИЯМ НА СЧЕТАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО НЕ ПРОВОДЯТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-4 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщается следующее. Согласно п. 2 ст. 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Такая информация может быть запрошена налоговым органом не только в случае проведения мероприятий налогового контроля у указанной организации (индивидуального предпринимателя), но и после вынесения налоговым органом решения о взыскании налога, а также в случае принятия решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Статьей 86 Кодекса не предусмотрено истребование налоговыми органами у банков справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в иных случаях, не указанных в данной статье. Вместе с тем согласно п. п. 1 и 2 ст. 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц (в том числе банков), располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование таких документов может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников такой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Следует отметить, что истребование налоговым органом в установленном порядке информации в соответствии со ст. 93.1 Кодекса является самостоятельным мероприятием налогового контроля, реализация которого не ограничивается нормами п. п. 2 и 4 ст. 86 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-4

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации.

Изменение № 5: Вводится запрет на применение ЕНВД и патента

Законопроектом запрещено работать на ЕНВД и патента при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке. Таким образом, в отношении торговли маркированными товарами предлагается запретить применение указанных специальных налоговых режимов. Напомним, с 1 марта введена маркировка сигарет.

Полный список маркированных товаров

Правительство в распоряжении № 792-р от 28.04.2018 определило, какие товары маркировать с этого года: c 1 марта — сигареты; c 1 июля — обувь; c 1 декабря — духи и туалетную воду, большинство товаров легкой промышленности, фотоаппараты и автошины.

  • Маркировка товаров по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС (таблица) →

На забудьте перенастроить ККТ под маркированные товары. Инструкция ниже.

Кроме того, предлагается дать регионам возможность устанавливать ограничения по применению патентов по общему количеству автотранспортных средств, по общей площади сдаваемых в аренду объектов, а также по общему количеству объектов торговой сети и объектов организации общественного питания.

Изменение № 6. Появится ставка 0% по налогу на прибыль организаций

Предлагается установить ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов в отношении доходов, получаемых региональными или муниципальными музеями, театрами и библиотеками. На постоянной основе продляется действие налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

В целях исключения незаконной налоговой оптимизации предусмотрен особый порядок учета прибыли (убытков) при реорганизации организаций, а также исключение возможности возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций в срок, превышающий три года со дня уплаты указанной суммы налога, путем внесения исправлений в налоговую декларацию текущего периода.

Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому, имея в виду необходимость формирования остаточной стоимости подобного имущества, несмотря на то, что это имущество может временно не использоваться в деятельности, направленной на получение дохода. Одновременно регламентирован порядок применения налогоплательщиками того или иного способа начисления амортизации.

Для исключения дополнительной налоговой нагрузки, доходы казенных учреждений, включены в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, так как доходы казенных учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежат перечислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Изменение № 7. НДФЛ поменяется

Налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, предоставляется право перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений.

Обеспечивается возможность организаций представлять отчетность по месту учета одного из ее обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования.

Предлагается уточнить условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным не только от банков, но и от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Обеспечивается снижение административной нагрузки:

  • физических лиц за счет отмены обязанности декларирования доходов от продажи (мены) ценных бумаг и введения налогового агентирования в указанных случаях;
  • адвокатов за счет отмены обязанности документального подтверждения приостановления статуса адвоката в целях освобождения от уплаты страховых взносов за соответствующий период.

Изменение № 10: Вносятся поправки по НДС

Для исключения возможности использования схем ухода от обложения налогом на добавленную стоимость при реорганизации организаций и применения правопреемником специальных налоговых режимов законопроектом предусматривается восстановление правопреемником (правопреемниками) сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации организации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в связи с переходом на специальные налоговые режимы.

Минфин опубликовал текст законопроекта, которым запланировано внести в Налоговый кодекс неналоговые платежи. Этим же документом предлагается ввести два новых налога — экологический и на операторов сети связи общего пользования.

Проект очень большой, поэтому пока расскажем о нем кратко. Вот что предлагает Минфин.

Внести в Налоговый кодекс следующие налоги и сборы:

  • экологический налог;
  • утилизационный сбор;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения;
  • налог на операторов сети связи общего пользования;
  • гостиничный сбор.

Экологичекий налог должен заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В пояснительной записке говорится, что проведенный анализ динамики фактических поступлений этой платы свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и бюджетов субъектов РФ. При этом штрафные санкции по КоАП можно взыскать только через суд, а неуплата платежа в крупной размере не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Внесение экологического налога, по мнению Минфина, позволит резко увеличить поступления в бюджет. Налоговикам будут даны полномочия не только проводить камеральную проверку деклараций, но и производить осмотр помещений в рамках её проведения.

Утилизационный сбор будет введен взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со статьями 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В законопроекте определены плательщики сбора, объекты обложения сбором, установлены ставки сборов и коэффициенты к ним, предусмотрен порядок расчета сбора и порядок подтверждения уплаты сбора.

Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования заменит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн(так называемая плата в систему «Платон»). Ставка сбора устанавливается в размере 3,73 рубля на один километр пути, которая подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. При этом оператором по сбору так и останется ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Однако налоговикам будет передано право взыскивать задолженность по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором.

Налог на операторов сети связи общего пользования — заменит обязательный платеж, взимаемый в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Ставка останется прежней — 1,2% от доходов оператора, определяемых по данным бухгалтерского учета. Однако для организаций связи добавится отчетности, ведь будет введена новая квартальная декларация по этому налогу.

Гостиничный сбор будет прописан в главе 33.1 НК. Он заменит действующий сейчас в качестве эксперимента на территориях четырех субъектов РФ неналоговый платеж — курортный сбор. Плательщиками гостиничного сбора будут уже не физические лица, а организации и ИП, владеющие средствами временного размещения. Таким образом Минфин хочет пополнить местные бюджеты. Однако принимать решение о введении гостиничного сбора будут именно местные власти. Введение этого сбора планируется с 1 января 2023 года.

Помимо введения новых налогов и сборов законопроектом предлагается включить в НК в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.

Что в результате останется от проекта после принятия его Госдумой, предугадать сложно. Бизнес сопротивляется появлению неналоговых платежей в Налоговом кодексе и уже просили вмешаться в ситуацию Владимира Путина. Но вряд ли власти откажутся от идеи, позволяющей повысить доходы бюджета и дающей налоговикам новые полномочия.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья 86. «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» также установлено, что открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

Формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в частности, форма свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны в семидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

МНС России в письме от 15.11.2002 N ММ-6-09/1768@ указало, что согласно статье 860 ГК РФ правила главы 45 «Банковский счет» распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 86 НК РФ порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 86 НК РФ форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Внимание!

Порядок сообщения банком в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, открытого на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организации (индивидуального предпринимателя), нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, установлен в Положении Банка России от 07.09.2007 N 311-П.

Пунктом 1.2 Порядка предусмотрен порядок направления в налоговые органы банком электронного сообщения через филиал, имеющий БИК.

Приказом ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@ (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2007 N 8730), в редакции Приказа ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/10@, утверждены формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, согласно которым филиал банка, имеющий БИК, в соответствии с полномочиями, предоставленными банком, может направлять такие сообщения в налоговый орган по месту своего нахождения.

Разъяснения ФНС России по заполнению указанных форм (письмо ФНС России от 05.02.2007 N ЧД-6-09/75@) доведены до территориальных налоговых органов и направлены в Банк России с просьбой довести их до коммерческих банков и иных кредитных организаций.

В указанных Разъяснениях даны рекомендации по заполнению банками установленных формами реквизитов, формированию номера сообщения и по направлению сообщений в налоговые органы. В пунктах 2 и 5 разд. VI этих Разъяснений указано, в каких случаях банками представляются в налоговые органы сообщения об изменении реквизитов счета.

Кроме того, ФНС России были разработаны разъяснения о порядке обмена информацией об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, поступающей от банков, которые доведены письмом ФНС России от 05.02.2007 N ЧД-6-09/74@ до территориальных налоговых органов и банков (филиалов), состоящих на учете по месту нахождения в подведомственных налоговых органах.

В случае затруднения при заполнении формы сообщения об изменении реквизитов счета банк может учитывать указанные рекомендации, а также обратиться за дополнительными разъяснениями в налоговый орган по месту учета.

Внимание!

Абзацем 2 статьи 19 НК РФ определено, что филиалы российских организаций являются их обособленными подразделениями. При этом пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрена постановка организации на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, необходимо признать, что филиал банка обязан сообщить об открытии или о закрытии счета организации в налоговый орган по месту нахождения филиала банка, а не в налоговый орган по месту нахождения банка. Такая позиция нашла свое отражение также в письме Минфина России от 20.11.2008 N 03-02-07/1-470, где отмечается, что филиал банка, имеющий БИК, в соответствии с полномочиями, предоставленными банком, может направлять такие сообщения в налоговый орган по месту своего нахождения.

Внимание!

Как указано выше, на банк возложена обязанность сообщать в налоговый орган об изменении реквизитов счета в течение пяти дней со дня соответствующего изменения. Утвержденная форма сообщения банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета предусматривает указание наименования банка (филиала) в соответствии с Книгой государственной регистрации.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Пунктами 15.4 и 15.5 Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» установлено, что изменения, вносимые в учредительные документы кредитной организации, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих изменений. Сведения, связанные с изменением наименования кредитной организации (филиала), вносятся территориальным учреждением Банка России в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Учитывая изложенное, предусмотренный пунктом 1 статьи 86 НК РФ пятидневный срок для направления банком в налоговый орган сообщения об изменении реквизита счета в связи с изменением наименования банка (филиала) исчисляется со дня внесения соответствующих записей в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная выше информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Новая редакция.

Законом N 224-ФЗ с 01.01.2009 статья 135.1 НК РФ изложена в новой редакции, устанавливающей ответственность за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Исходя из сказанного, с 01.01.2009 ответственность за представление банком налоговым органам недостоверных сведений наступает в соответствии со статьей 135.1 НК РФ.

До 01.01.2009 в случае представления банком справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, для банков была предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ.

Внимание!

Положениями статьи 86 НК РФ не установлено обязательное направление запросов в банк с целью получения указанной в пункте 2 данной статьи информации по счетам налогоплательщиков только тем налоговым органом, которым в отношении этих налогоплательщиков проводятся мероприятия налогового контроля.

Порядок направления письменных поручений (требований) в банк об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотрен статьей 93.1 НК РФ.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано его исполнить.

Пунктом 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, также предусмотрено, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.

Следует отметить, что предусмотренное статьей 93.1 НК РФ истребование налоговыми органами у контрагентов или иных лиц документов (информации) о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте) или информации о конкретных сделках является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 НК РФ обязанностью банков представлять соответствующую информацию о клиентах банка.

Внимание!

В НК РФ ограничен перечень документов, которые банк обязан представлять по запросу налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 86 НК РФ.

Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк обязан выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Представление банками иных документов названным Законом не предусмотрено.

Согласно пункту 3 статьи 86 НК РФ форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Внимание!

Форма и Порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки».

В Порядке, утвержденном указанным Приказом, не предусмотрено ограничение объема представляемых сведений об операциях по счетам налогоплательщика и операциях, касающихся взаимоотношений с конкретным налогоплательщиком.

Следовательно, налоговые органы вправе запрашивать, а банки обязаны представлять информацию обо всех операциях по счетам налогоплательщика.

В форме запроса налогового органа о представлении выписки по операциям на счетах, которая утверждена Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@, не определен запрос выписки по части операций по счету налогоплательщика.

Таким образом, банки при получении соответствующего запроса налогового органа обязаны представлять информацию обо всех операциях по счетам (счету) налогоплательщика — клиента банка.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 31.05.2006 N 03-02-07/138, в рамках проведения встречной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе и учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка. При этом специалисты финансового ведомства ссылаются на положения статей 86 и 87 НК РФ.

Судебная практика:

Вместе с тем согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 2338/05 непредставление по запросу налогового органа документов, которые не являются справками по операциям и счетам клиента банка, не влечет ответственности по статье 135.1 НК РФ. Аналогичной точки зрения придерживаются и федеральные окружные арбитражные суды.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2007 N Ф04-7315/2007(39381-А45-37) содержится вывод, что по смыслу пункта 2 статьи 86 НК РФ банк обязан выдавать налоговым органам только справки по операциям и счетам организаций и предпринимателей, иная информация, составляющая банковскую тайну, в силу статьи 857 ГК РФ может быть предоставлена только самим клиентам банка или их представителям, в том числе сведения о том, какие физические лица указаны в карточке с образцами подписей и оттиском печати (бланк формы N 0401026 по ОКУД), с указанием Ф.И.О. этих лиц, даты карточки, Ф.И.О. нотариуса, освидетельствовавшего подпись и номер по реестру. В связи с этим отсутствовали правовые основания для истребования у банка указанных документов, а значит, и для привлечения его к налоговой ответственности по статье 135.1 НК РФ за их непредставление.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2003 N А56-38032/02 арбитражный суд признал неправомерным привлечение банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ в связи с непредставлением заверенных копий платежных и кассовых документов по движению денежных средств по расчетному счету организации и заверенной карточки с образцами подписей и оттиском печати этой организации. Суд пришел к выводу о том, что перечисленные в запросе налогового органа документы не являются справками банка по операциям и счетам клиента банка, а расширительное толкование положений статьи 135.1 НК РФ приводит к нарушению тайны банковского счета, банковского вклада и операций по счетам клиентов банка, обязанность сохранения которой предусмотрена положениями статьи 857 ГК РФ. По мнению суда, банк может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ за непредставление не любых документов, а только справок по операциям и счетам организаций и граждан.

В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 19.12.2006 N А65-11280/06-СА1-42, от 17.10.2006 N А65-42924/2005-СА1-37 арбитражный суд пришел к выводу, что отказ представить карточку с образцами подписей и оттисками печати не подпадает под состав правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, но влечет ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ.

Согласно Постановлению ФАС Центрального округа от 27.06.2006 N А54-8714/2005-С21 банк может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ только за непредставление справок по операциям и счетам организаций и граждан, а не любых документов.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2008 N А56-4020/2008, признавая неправомерным привлечение банка к ответственности по статье 129.1 НК РФ за непредставление карточек с образцами подписей должностных лиц и оттисками печатей организаций по счетам, открытым ими в этом банке, арбитражный суд отметил, что запрошенные документы являются банковскими и подлежат использованию только в целях осуществления расчетов между клиентами банка, они не могут влиять на налоговые отношения или каким-либо образом характеризовать деятельность налогоплательщика или иного участника налоговых правоотношений. Суд также исходил из того, что запрашиваемые у банка документы касаются деятельности клиентов банка, в отношении которых не проводится проверка, тогда как согласно статье 93.1 НК РФ, пункту 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе запрашивать документы и информацию, непосредственно связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Кроме того, образцы подписей и печатей могут быть получены непосредственно у организаций — клиентов банка либо у иных государственных органов (в частности, налоговых по месту их регистрации). С учетом изложенного суд пришел к выводу, что истребуемые документы не могут быть признаны теми документами, которые банк обязан представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

Поправки в налоговый кодекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *