Пониженный тариф страховых взносов

Предыстория

Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.

Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.

Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.

В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  1. социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  2. благотворительных организаций, применяющих УСН.

Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года

Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.

Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».

Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.

Заключение

В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.

Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.

Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».

Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.

Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).

Как изменились размеры тарифов

Тарифная ставка для исчисления взноса представлена в виде процентной величины от базы, на которую начисляют взносы по страхованию:

Пенсионное страхование Медицинское обеспечение Социальное страхование нетрудоспособности
26% 5,1% 2,9%

Для расчета суммы взносов по каждому виду страхования существует ряд условий, которые регулируют исчисление суммы, которая будет уплачена государству. За основу налогообложения берутся общий заработок персонала предприятия, все начисленные виды доходов, с которых определяется соответствующий процент страхового взноса.

Как это происходит:

  • Учет совокупной величины получаемых доходов ведется по каждому из сотрудников;
  • Как только общий заработок, накопившийся в течение года, достигает установленной величины, действует регрессивная шкала, т.е. ставка взносов уменьшается.

Для каждого случая установлена своя шкала максимального предела дохода и тарифы:

На что идет отчисление Максимально предельный уровень дохода, в рублях Обычная ставка в пределах максимального дохода, в % Ставка для страховых отчислений, если уровень дохода превышен, в %
ОПС 876 000 22 10
ОМС 755 000 2,9 в отношении россиян

1,8 в отношении иностранных граждан

Взнос не начисляется
ОСС Не установлен 5,1%

Величина, которая регулирует тариф взносов по всем видам страхования, к концу года обнуляется, доход получаемый работником не накапливается.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Льготные условия по страховым взносам

За определенной категорией налогоплательщиков, как и прежде, сохранились льготы, которыми пользуются при исчислении и уплате взносов на все виды страхования. Методы и правовые положения, которые дают право на применение льготы, должны соблюдаться налогоплательщиком неукоснительно, иначе право теряется (указания НК РФ, статьи 427).

Для кого предусмотрены льготы Что дает право на льготы Тарифные ставки взносов, % Суммарный объем, %
ОПС ОМС ОСС
Представители СЭЗ Крыма и Севастополя Деятельность с любым ОКВЭД исключения (71.12; 05;06; 07; 08;09.1) 6,0% 1,5% 0,1% 7,6
Участникам проекта Сколково ОКВЭД: 72.1 14,0% 0 0 14,0
Трудовые вознаграждения экипажам судов ОКВЭД: 50, исключения для судов, в которых хранят нефтепродукты в портах приписки 0 0 0 0
ООО или ИП, которые сотрудничают с СЭЗ Туристические, рекреационные, технико-внедренческие виды деятельности (65.20;79.1;94.99;62.0;63.1) 8,0% 2,0% 4,0% 14,0
ООО, ИП работающие с информационными технологиями ОКВЭД (62; 63) 8,0% 2,0% 4,0% 14,0
Плательщики, ведущие благотворительность При УСН

ОКВЭДы (64,9; 88,1)

20,0% 0 0 20,0
Партнерства, хоз.общества, которые внедряют изобретения При УСН

ОКВЭД 72

8,0% 2,0% 4,0% 14,0
НКО, занимающиеся образованием, культурными мероприятиями, искусством, здравоохранением, спортом, научными изысканиями При УСН

ОКВЭДы (37;86;88;93;87)

20,0% 0 0 20,0
Аптеки, фармацевтическая деятельность На ЕНВД

ОКВЭДы (46.18.1; 46.46.1; 47.73)

20,0% 0 0 20,0
ИП с определенной сферой деятельности Патент

ОКВЭДы (31.0; 74.20; 75.0; 96.01; 96.02)

20,0% 0 0 20,0
ООО, ИП для отдельной сферы экономичекой деятельности При УСН

Доход 70% всего объема (за год не больше 79 млн.руб.)

ОКВЭДы (13;14;15;16)

20,0% 0 0 20,0

Получить право на применение льготных тарифных ставок по страховым взносам дает соблюдение правил, которые оговорены в налоговом законодательстве: применять льготную систему налогообложения, иметь основной вид льготной деятельности, соблюдать лимит общей выручки. Читайте также статью: → «Уплата страховых взносов для инвалидов 2018».

Льготные выплаты, которые не облагаются взносами

Кроме льготных тарифов существуют суммы, которые не учитываются при определении облагаемой взносами базе. Это означает, что виды дохода, которые упомянуты в НК РФ статьи 422, не включают в общую базу обложения взносами. Чтобы правильно определить льготную сумму следует заглянуть в таблицу:

Льготные суммы Как освобождается от взносов
Выплаты судьям (федеральным и мировым), следователям, прокурорам В части ОПС
Студентам очникам, за деятельность в стройотрядах по трудовым и ГПХ договорам
Выплаты по ГПХ договорам В отношении ОСС
Государственные виды пособий: по старости, инвалидности, безработице, потере кормильца, погребении, временной нетрудоспособности 100%
Все виды детских выплат: БИР, по уходу за ребенком, за постановку при ранних сроках беременности, единовременные за 1,2 ребенка
При возмещении вреда здоровью, при любых увечьях В пределах норм
Компенсация за жилье, коммунальные расходы
Натуральное довольствие, его денежная замена
Стоимость питания, спортивного инвентаря, оборудования, одежды
Выплаты при переквалификации, переподготовке персонала
Единовременные выплаты потерпевшим при стихийных бедствиях 100%
Финансовая помощь при случаях смерти близких членов семьи
При рождении, усыновлении, установленной опеке над малышом 50 000руб

За каждого ребенка

Доходы от продажи предметов народного промысла народом Крайнего Севера, Дальнего Востока 100%
Расходы на проезд к месту отдыха жителям Крайнего Севера
Дополнительные взносы, которые пополняют страховую часть пенсии 12 000 руб/год
Выплата стоимости униформы 100%
Льготный проезд для отдельной группы граждан
Суммы, выплаченные за обучение основное и профильное
Суммы затрат по кредитам на приобретаемое жилье
Денежное, продовольственное, вещевое довольствие военнослужащим
Разовая материальная помощь сотрудникам 4 000 руб/год
командировочные 700 по РФ

1200 за ее пределами

Кто применяет льготы по взносам

Не смотря на то, что положение законодательного акта 212-ФЗ в целом перестает быть актуальным, все плательщики взносов сохранили свои обязанности в части 34 главы НК РФ. Лица, которые признаны плательщиками взносов, считаются страхователями своих сотрудников по всем видам страхования:

  • Предприятия, которые выплачивают физическим лицам (сотрудникам) заработок по трудовому договору или соглашению ГПХ;
  • Для индивидуального предпринимателя;
  • Частные граждане, которые являются источником дохода физических лиц, не имея статуса индивидуального предпринимателя;
  • Физические лица, которые ведут частную адвокатскую практику;
  • Оказывают нотариальные услуги и оплачивают (или нет) вознаграждения.

При этом, адвокаты, нотариусы, предприниматели ведущие экономическую деятельностью обязаны оплачивать сумму взносов по страхованию за свою деятельность. Также, имея в штате наемных сотрудников либо выплачивать вознаграждения лицам за услуги, связанные с деятельностью по договорам ГПХ они признаются плательщиками и в отношении выплат за трудовые функции своих сотрудников.

Обязанность начислить/выплатить взносы на страхование возникают у некоторых плательщиков по факту совершения определенных действий.

Как получить льготы по страховым взносам

Моментом начисления всех выплат и доходов физическому лицу определяется датой начисления. Обычно это последний день расчетного периода. До того момента, а также ели сотрудники не нанимались у организации задолженности по страховым выплатам не возникает. Такие условия применимы не для всех. Индивидуальному предпринимателю, адвокату, нотариусу со дня официальной регистрации вменяется обязательство по уплате взносов на все виды страхования. ИП автоматически является плательщиком и обязан уплачивать в бюджет фиксированные суммы взносов. Читайте также статью: → «Страховые взносы ИП в 2018 и сроки оплаты».

Размеры ставок по страховым взносам предприниматели, организации или самозанятые лица выбирают самостоятельно. За основу берется соответствующая статья НК и учитываются условия:

  • Период времени, который существует плательщик;
  • Численность сотрудников;
  • Объемы обязательной выручки;
  • Виды льготируемой экономической деятельности.

В случае совмещения двух режимов налогообложения требуется от организации вести учет льготных доходов обособленно. Если условия соблюдения дохода не выполнены, плательщик теряет право на льготы. Организация, ИП или самозанятые лица обязаны получить подтверждение кодов деятельности (и делать это ежегодно) в ФСС по месту своей регистрации.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Если глава КФХ не осуществляет деятельность, находясь в отпуске по БИР можно ли освободить ее от взносов?

В 2017 году главой 34 НК РФ ввели изменения, которые не упоминают полное освобождение от налогового бремени по взносам на страхование.

Вопрос №2. Был заключен договор ГПХ с автором. Надо ли платить взносы с вознаграждения?

Суммы, которые выплачиваются лицу по авторским договорам, являются объектом начисления взносов на страхование в пп.2 п.1 статьи 420. Начисление взносов по всем ставкам ОПС, ОМС, кроме тарифов по травматизму и ОСС.

Вопрос №3. Какие ставки страховых взносов использовать для расчета с сотрудниками инвалидами?

Инвалидам независимо от группы тарифы на ОПС, ОМС, ОСС берутся исходя из обычных тарифов на страхование. Льготы будет только при УСН на деятельности, которая применяет сниженные ставки.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

В статье вместе рассмотрим ситуацию, в которой IT-компания пытается разобраться, с какого момента она вправе применять пониженные тарифы. Компания не является вновь созданной, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.

В мае 2018 Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом уведомление об аккредитации датировано 03.05.2018, а непосредственно получено организацией 06.06.2018.

У Организации возник вопрос, с какого момента она праве применять пониженные тарифы, а именно вправе ли она их применять в мае, в июне или вообще только с третьего квартала 2018 года?

Начнем с теории

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий на период до 2023 года включительно применяются пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1, пп.1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

При этом для того, чтобы Организация могла их применять она должна выполнить ряд условий, в частности для организаций, не являющихся вновь созданными, такими условиями являются (п. 5 ст. 427 НК РФ):

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от профильного вида деятельности по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек.

В нашем случае, исходя из условий ситуации, Организацией соблюдаются условия о профильной выручке и численности сотрудников. А госаккредитация пройдена компанией в мае 2018 г., хотя само Уведомление вручено Организации 06.06.2018 г.

Поэтому организация понимает, что она вправе применять пониженные тарифы, вопрос только с какого месяца, я мая или с июня 2018 г. или вообще только с третьего квартала 2018?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к порядку исчисления страховых взносов и прежде всего к порядку определения налоговой базы по страховым взносам. Действительно это важно, поскольку сумма взносов, определяемая в том числе и с применением пониженных тарифов, определяется именно относительно налоговой базы.

В соответствии с п. 1 с. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков- Организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Расчетным периодом признается календарный год, а отчетными — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. (п.1 и п. 2 ст. 423 НК РФ соответственно).

В течение года, по итогам каждого календарного месяца Организация-плательщик производит исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Другими словами, взносы начисляются на последнее число каждого месяца отдельно по каждому работнику в следующем порядке:

  • рассчитывается база,
  • определяется тариф (частности пониженный тариф),
  • рассчитывается сумма взносов за истекший месяц.

Исходя из условий рассматриваемого вопроса в мае 2018 года Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Уведомление об аккредитации от Минкомсвязи датировано 02.05.2017, хотя и получено Организацией только 06.06.2018 г., при этом доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.

Следовательно, учитывая вышеизложенные нормы закона, а также условия рассматриваемого вопроса на момент расчета страховых взносов за май (на последнее число месяца) все необходимые условия для применения Организацией пониженных тарифов страховых взносов были соблюдены. Поэтому она вправе применять пониженный тариф страховых взносов начиная с мая 2018 г.

Учитывая тот факт, что страховые взносы за май 2018 организация должна уплатить не позже 15.06.2018 г. (п. 3 ст. 431 НК РФ, п. 4 ст. 22 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ («Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее Закон № 125-ФЗ) она вполне успевает рассчитать сумму взносов к уплате по пониженному тарифу, после получения Уведомления 06.06.2018 г.

И даже, если предположить, что Уведомление могло было быть получено и после 15.06.2018 г., то это не лишало бы права Организацию на применение пониженных тарифов за май 2018 г.

В таком случае по итогам предоставления расчета за полугодие в карточке расчетов с бюджетом, которая ведется налоговым органом, у Организации просто образовалась бы переплата.

А если будет нарушено условие о доле полученного дохода?

Если организация по итогам деятельности за отчетный (расчетный) период, например, за 9 месяцев 2018 г. не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она не вправе применять пониженные тарифы в расчетном периоде (2018 г) и должна произвести перерасчет ранее исчисленных страховых взносов исходя из общеустановленного тарифа начиная с мая 2018 г. При этом пени и штрафы не начисляются.

Однако не все так критично, потому что если по итогам деятельности за 2018 г. год вновь выполняет условие о доле доходов, то при соблюдении двух других условий (наличие аккредитации и соблюдения условия о среднесписочной численности), установленных п. 5 ст. 427 НК РФ, она вправе применить пониженные тарифы с начала календарного года (в данном случае с мая 2018 г.) и произвести перерасчет исчисленных ранее страховых взносов по общеустановленному тарифу путем их возврата или зачета. (Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).

Поэтому, учитывая все вышеизложенное, Организация должна внимательно следить за соблюдением условий, дающих право на применение пониженных тарифов в каждом отчетном (расчетном) периоде, поскольку потеря права на применение влечет необходимость пересчета взносов по тарифам в общеустановленном размере.

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

Разъяснения по применению пониженного тарифа страховых взносов в ПФР

Разъяснения по применению пониженного тарифа страховых взносов в ПФР

На основании статей 58, 58.1 Федерального закона от 01.01.2001 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее 212 ФЗ) выделяют следующие категории плательщиков, имеющие возможность применять пониженные тарифы страховых взносов c 2011 года:

1.Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

Условия применения пониженного тарифа.

Соответствие критериям, указанным в статье 346.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы представляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и ПФР от 22

февраля 2011 г. № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог.

2. Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

а) Организациям народных художественных промыслов, производящим продукцию, входящую в Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ ,

для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

-учредительные документы (устав, учредительный договор);

— информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), где указан код статистики ОКВЭД;

б) Семейным (родовым) общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающимся традиционными отраслями хозяйствования

для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— устав.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

-уведомление о возможности применения ЕСХН (форма 26.1-2 утвержденная приказом МНС России от 01.01.2001 № БГ 3-22/58) и (или) копия налоговой декларации по ЕСХН (форма по КНД № с отметкой налогового органа о принятии.

Информацию о применении страхователями ЕСХН, налоговые органы передают в ПФР в электронной форме в порядке, определяемом Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и ПФР от 01.01.01 г. № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог.

4. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— копии справок медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников организации.

5. Общественные организации инвалидов.

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— учредительные документы (устав, протокол собрания учредителей);

6. Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— учредительные документы (устав, учредительный договор);

-информационное письмо об учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРЮЛ), где указан код статистики ОКВЭД;

-копии справок медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности у работников организации;

— расчет среднесписочной численности работников, в том числе инвалидов, произведенный в соответствии с приказом Росстата .

7. Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— учредительные документы (устав);

— ЕГРПО, где указан код статистики ОКВЭД.

ВНИМАНИЕ!

Плательщики страховых взносов, перечисленные в пунктах 5,6,7 не имеют права на применение пониженного тарифа, если они занимаются производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а так же иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым постановлением Правительства РФ , которым присвоены следующие коды ОКВЭД:

Наименование товаров при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов:

ОКВЭД

Шины для автомобилей

25.11, 50.30

Охотничьи ружья

Яхты, катера (кроме специального назначения)

35.12, 52.48.23

Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных металлов и метизов)

28.75.11, 28.75.12, 51.52.21, 28.21, 28.22.1, 28.73, 28.75.11, 28.75.12, 29.14.2, 51.12.22, 51.52.2, 51.52.21

Драгоценные камни и драгоценные металлы

33.50.2, 36.2, 51.18.24, 51.18.25, 51.47.34, 51.52.23, 51.56.3

Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента)

18.3, 18.30, 18.30.1., 18.30.2., 18.30.3., 18.30.31, 18.30.32., 51.16, 51.42.3, 52.42.3

Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора

26.13, 26.22, 51.44.2, 52.44.2

Икра осетровых и лососевых рыб

Готовая и деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов

15.2, 15.20, 51.38.1, 52.23.1, 52.23.2, 51.38.1

Для категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1-7 в течение гг. применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование

2011 год

2012 год

годы

Пенсионный фонд Российской Федерации

16,0%

16,0%

21,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,9%

1,9%

2,4%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1,1%

2,3%

3,7%

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1,2%

0,0%

0,0%

8. Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ от 01.01.2001 «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с ФЗ от 01.01.2001 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется Министерством образования и науки (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000, «О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов») и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов в печатном виде и на электронном носителе не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Условия применения пониженных тарифов:

1) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство;

2) применение упрощенной системы налогообложения.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 33 Федерального закона от 01.01.2001 , для подтверждения обоснованности применения пониженного тарифа страховых взносов по страхователями данной категории налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов представляют в электронной форме, в соответствии с соглашением об информационном обмене, информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных подпунктом 1,2 пункта 8.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны.

К данной группе страхователей относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые:
— являются резидентами технико-внедренческой ОЭЗ и
— производят выплаты физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ.

Для подтверждения права применения пониженного тарифа необходимо представить следующие документы:

— Копия свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (п.5 ст.9 Закона ).
Форма свидетельства утверждена Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны».
10. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании), — это компании, которые (п.4 ч.2 ст.57 Федерального закона ):

— разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ, базы данных (на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи и (или)

— оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, а также занимаются установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

* К данной категории страхователей не относятся резиденты технико-внедренческой ОЭЗ.

Условия применения пониженного тарифа.

1) наличие документа, подтверждающего государственную аккредитацию в области информационных технологий (п.1 ч.2.1 ст.57 Федерального закона ). Госаккредитацию проводит Федеральное агентство по информационным технологиям. Порядок подачи документов для получения аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ ;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период. Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации, в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса российской Федерации.

Контроль за соблюдением требований, установленных подпунктом 2 пункта 10 осуществляется, в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.01.2001 .

3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренных настоящим пунктом, составляет не менее 50 человек. Этот показатель также определяется за 9 месяцев года, предшествующего году, в котором начала применяться льгота.

10.1. Вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) — это организации, зарегистрированные в текущем году или осуществляющие деятельность в области IT-технологий менее 9-ти месяцев предыдущего года.

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы, если соблюдены следующие условия (ч.2.2 ст.57, ч.5 ст.58 Федерального закона от 01.01.2001 ):

1) наличие документа, подтверждающего государственную аккредитацию в области информационных технологий (п. 1 ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона ).

Госаккредитацию проводит Федеральное агентство по информационным технологиям. Порядок подачи документов для получения аккредитации установлен Постановлением Правительства РФ ;

2) доля дохода от непосредственной деятельности в области информационных технологий по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в общей сумме доходов за указанный период. При этом доходы необходимо определять по данным налогового учета на основании положений ст. 248 Налогового Кодекса Российской Федерации;

Контроль за соблюдением требований, установленных подпунктом 2 пункта 10.1, осуществляется, в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.01.2001 .

3) среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 50 человек.

Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п.Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, которые утверждены Приказом Росстата (форма № П-4 » Сведения о численности, заработной плате и движении работников»).

IT-компания утрачивает право на льготу, если по итогам отчетного или расчетного периода организации (как вновь созданные, так и уже существующие) не выполняют хотя бы одно из указанных условий, они утрачивают право на пониженный тариф с начала отчетного периода (т. е. с 1 января) (ч.2.4. ст.57 Федерального закона ). Пени не начисляются.

Для обоснованного применения пониженного тарифа организации обязаны в сроки, установленные законодательством о страховых взносах для представления РСВ-1 ПФР, представить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа (подраздел 4.3. Раздела 4 РСВ-1 ПРФ, с учетом изменений от 01.01.2001 г. Приказ № 000 Минздравсоцразвития России).

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 33 Федерального закона от 01.01.2001 , для подтверждения обоснованности применения пониженного тарифа страховых взносов по страхователями данной категории налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов представляют в электронной форме, в соответствии с соглашением об информационном обмене, информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных подпунктом 2 пункта 10 и подпунктом 2 пункта 10.1.

Для категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8-10.1 в течение гг. применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование

2011 год

годы

2018 год

2019 год

Пенсионный фонд

Российской

Федерации

8,0%

8,0%

13,0%

20,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0%

2,0%

2,9%

2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0%

4,0%

5,1%

5,1%

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0%

0,0%

0,0%

0,0%

11. Плательщики страховых взносов — российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры
и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания (код ) или деятельности информационных агентств (код -40);

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование
записанных носителей информации — в части издания газет (код ) или журналов и периодических публикаций (код ), в том числе интерактивных публикаций.

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в данном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000 утвержден Порядок подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а так же ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов. Указанный реестр передается в органы контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности российской организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному виду экономической деятельности или если эти организация или индивидуальный предприниматель исключены из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, указанного выше, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода (т. е. с 1 января), в котором допущено такое несоответствие или произошло исключение из этого реестра, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с российских организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

Для данной категории плательщиков страховых взносов, в течение гг. применяются следующие тарифы:

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Пенсионный фонд Российской Федерации

20,0%

20,8%

21,6%

23,2%

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,9%

2,9%

2,9%

2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1,1%

3,3%

3,5%

3,9%

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,00%

0,00%

0,00%

0,00%

12. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

а) производство пищевых продуктов (код

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код );

в) текстильное и швейное производство (код , 18);

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код );

д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код );

е) химическое производство (код );

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код );

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код );

и) производство готовых металлических изделий (код );

к) производство машин и оборудования (код );

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД;

м) производство транспортных средств и оборудования (код , 35);

н) производство мебели (код );

о) производство спортивных товаров (код );

п) производство игр и игрушек (код );

р) научные исследования и разработки (код );

с) образование (код );

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код );

у) деятельность спортивных объектов (код );

ф) прочая деятельность в области спорта (код );

х) обработка вторичного сырья (код );

ц) строительство (код );

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код );

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код );

щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код );

ы) предоставление персональных услуг (код );

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код );

ю) производство музыкальных инструментов (код );

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код );

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код );

я.2) управление недвижимым имуществом (код );

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код );

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код );

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код );

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код );

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 01.01.01 г. «.

Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный в данном пункте, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляется путем представления в территориальный оран Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.01.2001г. № 54н внесены изменения в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) для указанных категорий плательщиков, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.

В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие (т. е. с 1 января), и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

Для указанной категории плательщиков страховых взносов, в течение гг. применяются следующие тарифы:

Наименование

2011 год

2012 год

Пенсионный фонд Российской Федерации

18,0%

18,0%

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,9%

2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3,1%

5,1%

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0%

0,0 %.

13. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Условия применения пониженного тарифа. Пониженный тариф применяется в случае установления налоговым органом соответствия критериям, указанным в статье 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для подтверждения соответствия или не соответствия участника проекта критериям, указанным в статье 145.1 Налогового кодекса российской Федерации, налоговые органы представляют информацию в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определенном соглашением об информационном обмене.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

14,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Копии представляемых плательщиком страховых взносов документов, заверяются подписью руководителя организации или главного бухгалтера, печатью организации, либо специалистом территориального органа ПФР при представлении плательщиком страховых взносов оригинала документов.

Условия применения пониженных тарифов.

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);

  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

С 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), при этом ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, утратил силу.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03-15-05/66714, от 13.09.2017 № 03-15-06/58977, № 03-15-06/58976, от 04.09.2017 № 03-15-05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие-либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03-15-05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-15-05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 – 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % – на ОПС, 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % – на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму – треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее – Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком – обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;

  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-«, «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

В уточненный расчет нужно включить

Те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений

Иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений)

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, от 17.10.2017 № 03-15-05/67604.

Переплата по страховым взносам: вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, – по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Зачет переплаты по страховым взносам осуществляется налоговым органом

По собственной инициативе – в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 5 ст. 78 НК РФ)

По заявлению плательщика страховых взносов – в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 4, 5 ст. 78 НК РФ)

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 21.06.2001 № 173-О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.

Пониженный тариф страховых взносов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *