Положение об общественном инспекторе по охране труда

1. «День охраны труда» — одно из мероприятий проводимых в подразделениях предприятия с целью проверки соответствия состояния территории, зданий, сооружений, оборудования, санитарно-бытовых помещений, документации, надписей, плакатов (знаков) безопасности, защитных средств и такелажных средств и приспособлений, обеспеченности ими, а также спецобувью и спецодеждой персонала требованием ПБЭЭ, ПУЭ, ПТЭ, ППБ и других нормативных и директивных материалов в части техники безопасности, промсанитарии, охраны труда, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
2. «День охраны труда» на предприятии проводится во второй четверг каждого месяца. По требованию Облэнерго на предприятии могут проводиться внеочередные дни охраны» труда.
3. К участию в проведении «Дней охраны труда» привлекаются руководители и специалисты предприятия и его структурных подразделений, представители профкома и цехкомов, уполномоченные представители подразделений по охране труда. В качестве членов комиссии по проведению «Дня охраны труди» в подразделениях предприятия могут принимать участие представители служб и отделов Облэнерго, представители Минтопэнерго Украины, территориального управления Госнадзорохрантруда, обкома профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности.
4.»День охрани труда» проводится под непосредственным руководством директора или главного инженера предприятия.
5.Организация проведения «Дня охраны труда» непосредственно на группах подстанций, ЛМП, в РЭСах, службах, цехах и т.д. возлагается на их руководителей /председатель комиссии/.
6. График участия руководителей и специалистов предприятия в проведении «Дней охраны труда» проводимых в структурных подразделениях предприятия, утверждается директором предприятия.
7.Перечень вопросов рассматриваемых в «Дни охраны труда» ежегодно разрабатывается службой охраны труда /с разбивкой по месяцам/ конкретно для каждого подразделения и утверждается руководством предприятия.

8. При проведении «Дней охраны труда» должны рассматриваться следующие вопросы:
8.1. Правильность оформления нарядов, учета работ по нарядам и распоряжениям, выполнения допуска к работам выполнявши по нарядам и распоряжениям, хранения нарядов.
8.2. Достаточность и соответствия выполняемой работе предусмотренных организационных и технических мероприятии обеспечивающих безопасное выполнение работ.
8.3. Соответствие порядка проведения и оформления инструктажей по охраны труда, ПБ, ТР специфике выполняемых работ и требованиям «Положения об обучении, инструктажах и проверке знаний».
8.4. Соответствие обучения, проверки знаний персонала безопасной эксплуатации оборудования, ПБ, ТР, навыкам оказания доврачебной помощи, применения защитных средств и приспособлений требованиям «Положения об обучении, инструктажах…». Наличие утвержденных программ обучения, графиков сдачи экзаменов.
8.5. Наличие у персонала удостоверений о проверке знаний, наличие и своевременность внесения в них необходимых записей.
8.6.Соответствие требованиям «Правил пользования и содержания защитных средств…» наличия, состояния, содержания и испытания защитных средств и приспособлений.
8.7. Состояние и содержание транспортных средств, испытание грузоподъемных машин и механизмов, а также автовышек. Наличие необходимой документации.
8.8. Техническое состояние зданий и сооружений, их осмотры, наличие соответствующей документации.
8.9.Состояние оборудования, его соответствие требованиям ПУЭ, ПТЭ, ППБ, ПБЭЭ, другим нормативным материалам.
8.10.Противопожарное состояние зданий, помещений, территории, наличие и своевременность пересмотра соответствующей документации, укомплектованность первичными средствами пожаротушения, их состояние.
8.11.Состояние санитарно-бытовых и производственных помещений, обеспеченность персонала моющими средствами.
8.12 .Наличие, учет, хранение испытание такелажных средств, наличие журнала их учета их испытания.
8.13.Наличие, учет, хранение, испытание переносных деревянных и металлических лестниц.
8.14.Наличие соответствующих знаков, плакатов, надписей на дверях, оборудовании, опорах ВЛ.
8.15.Состояние, содержание, учет, выдача, испытание слесарно-монтажного инструмента и инструмента с изолирующими рукоятками.
8.16. Выполнение и испытание стационарного заземления оборудования подстанции, РП, ТП и т.д. Контроль за состоянием заземляющих устройств, их испытание, выявление электрооборудования не имеющего заземляющих устройств.
8.17. Наличие в производственных помещениях вентиляции, ее состояние и использование.
8.18.Организация безопасного проведения электрогазосварочных работ, их оформление, исправность и испытание аппаратуры.
8.19. Достаточность естественного и искусственного освещения рабочих мест, помещений, проходов, проездов и территории.
8.20. Наличие и исправность ограждений и запирающих устройств.
8.21. Обеспеченность рабочих спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами и приспособлениями.
8.22. Соблюдение ПТБ при эксплуатации компрессоров, ацетиленовых аппаратов, кислородных баллонов.
8.23. Соответствие хранения и применения в производстве ядовитых, взрывчатых и огнеопасных веществ требованиям правил безопасной их эксплуатации.
8.24. Обеспеченность подразделений и объектов предприятия переносными плакатами и знаками безопасности.
8.25. Обеспеченность подразделений предприятия аптечками с соответствующим набором лекарственных препаратов и медицинских приспособлений для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
8.26. Наличие в подразделении средств наглядной агитации в вопросах охраны труда.
8.27. Отработка навыков оказания пострадавшим доврачебной помощи, проверки наличия напряжения на оборудовании, находящемся под напряжением, проверки отсутствия напряжения на отключенном оборудовании и наложения заземлений, проведение показательного допуска, применения средств первичного пожаротушения.

  1. Программы проведения «Дней охраны труда» могут быть дополнены с учетом состояния на предприятии и в кампании техники безопасности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и т.д.
  2. Перед началом проведения «Дня охраны труда» руководство предприятия инструктирует председателей комиссии о порядке его проведения, ставя перед ними вопросы, на которые должно быть обращено особое внимание в ходе проведения «Дня охраны труда».

11. Охрана труда — это «повседневная работа, проводимая всеми работниками предприятия и направленная на выявление и устранению замечании и недостатков касающихся перечисленных в п.8 вопросов. Устранение выявленных недостатков осуществляется в процессе ежедневной работы, а в «День охраны труда» комиссия подводит ее итог за период прошедший от проведения » Дняохраны труда» в предыдущем месяце, проверяет выполнение мероприятий касающихся вышеперечисленных вопросов, а также мероприятий намеченных к выполнению актами предыдущих » Дней охраны труда».
В организации и проведении » Дня охраны труда» принимает участие весь персонал подразделения. Все работы, кроме аварийных, в этот день не проводятся. В «День охраны труда» проводятся все повторные инструктажи, до персонала подразделения повторно доводятся и анализируются замечания выявленные при проверках рабочих мест, проводятся практические занятия по отработке навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим, проверки наличия напряжения на оборудовании находящемся под напряжением, проверки отсутствия напряжения и наложения заземлений на отключенном оборудовании, применения средств первичного пожаротушения, проводятся противоаварийные и противопожарные тренировки, показательные допуски к работе, практические занятия но отработке навыков безопасного производства работ на учебно-тренировочных полигонах, действующем оборудовании по заранее запланированной теме.
После проведения занятий руководитель подразделения в присутствии персонала подразделения участвующих в проведении «Дня охраны труда» представителей предприятия Облэнерго и др. организаций подводит итоги проведенного «Дня охраны труда».
По результатам проведенного «Дня охраны труда» комиссия составляет соответствующий акт, в котором дается оценка работы персонала подразделения в части выполнения требований охраны труда за истекший месяц, отражаются выявленные замечания в т.ч. и устраненные в этот день не выполненные в срок мероприятия намеченные к выполнению актами предыдущих «Дней охраны труда», намечаются мероприятия по устранению выявленных замечаний с указанием сроков иисполнителей.
Акт подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр акта остается в подразделении, а второй направляется в Службу охраны труда предприятия для контроля исполнения.
12.В третий четверг месяца под руководством одного из руководителей предприятия проводится совещание по подведению итогов «Дня охраны труда», на котором проводится разбор результатов проведения «Дня охраны труда» в подразделениях, заслушиваются руководители всех структурных подразделении в которых имели место грубые нарушения требовании ПБЭЭ, трудовой и производственной дисциплины и т.д., в которых недостаточно уделяется внимания вопросам охраны труда, выполнению предписаний ГИOT, Службу охраны труда предприятия и Облэнерго.
После общего совещания проводится совещание в службах, где уточняются перед начальниками подразделений поставленные задачи, выдаются задания на выписку учебных нарядов. После визирования выписанных нарядов руководством служб, наряды передаются в Службу охраны труда для рассмотрения.
При необходимости Службу охраны труда информирует руководителей подразделений и служб по результатам рассмотрения нарядов-допусков на селекторах или на последующем Дне подведения итогов.
13. Службу охраны труда по результатам «Дня охраны труда » до 28 числа текущего месяца готовит приказ, в котором отражаются вопросы выполнения мероприятий по предыдущим «Дням охраны труда», недостатки и замечания, выявленные комиссиями, утверждает мероприятия по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц.
13.1.Требования приказа доводятся до сведения всех работников предприятия.
13.2.Копия приказа предоставляется в Службу охраны труда облэнерго.

2. Содержание работы общественного инспектора по охране труда

Общественный инспектор по охране труда:

проверяет состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах производственного участка, цеха;

ставит в известность бригадира, мастера или другого руководителя работ о вскрытых нарушениях по охране труда и через них принимает меры по устранению этих нарушений. Делает записи о выявленных нарушениях в журнале первой ступени административно-общественного контроля;

принимает участие в разработке мероприятий по повышению культуры производства, сокращению малоквалифицированного, тяжелого физического труда и работ с вредными условиями труда, контролирует их включение в коллективный договор, соглашение по охране труда и комплексный план улучшения условий, охраны и санитарно-оздоровительных мероприятий;

участвует в массовых мероприятиях по охране труда, проводимых на предприятии, в цехе (общественные смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.);

вносит предложения:

администрации, совету бригады о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, а также о моральном поощрении работающих, активно участвующих в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;

в цехком (профбюро), профком, в вышестоящий профсоюзный орган о наказании должностных лиц, допускающих бюрократизм, волокиту по выполнению коллективного договора и мероприятий, предусмотренных комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, нарушающих правила и нормы по охране труда;

комиссии по охране труда профкома, цехкома (профбюро) о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности за несчастный случай для определения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

участвует в соответствии с действующим Положением в расследовании несчастных случаев и следит за своевременным и правильным составлением акта по форме Н-1, контролирует выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев;

воспитывает у своих товарищей по работе чувство высокой сознательности и ответственности за личную безопасность и безопасность работающих на участке, в бригаде, пропагандирует высокопроизводительную работу без травм и аварий.

Нет нужды доказывать бизнесменам две простые истины: чтобы иметь свой бизнес, необходимы как минимум два условия:

  • бизнесмен должен быть живым;
  • деньги бизнесмена должны работать и обеспечивать прибыль.

Так почему же так много людей, начинающих свой бизнес, приходят к пониманию этих истин с очень большим опозданием, расплачиваясь совсем необязательными потерями, а иногда и своей жизнью? Почему многие предприниматели не сразу осознают, что мало жить и работать честно, в соответствии с законодательными нормами, находясь под защитой закона и государства? Почему так поздно осознается истина: «Добро должно быть с кулаками!»?

На наш взгляд, причин несколько.

С одной стороны присутствует фактор недостаточной информированности руководителей предприятий об угрозах экономических потерь, задачах и возможностях службы безопасности.

С другой — ошибки, которые допускают руководители предприятия на начальном этапе принятия управленческих решений по созданию системы безопасности фирмы.

Первая и главная ошибка (к сожалению, весьма распространенная) заключается в том, что к службе безопасности относятся как к громоздкой, многочисленной структуре, призванной «держать и не пущать». И как следствие этой ошибки — предприниматели относят финансирование программ безопасности к затратным статьям бюджета предприятия. Заметим, весьма значительным. Идут на такие затраты очень неохотно, лишь при серьезной необходимости.

В чем же суть ошибки? В том, что затраты на создание системы безопасности в фирме есть не статья убытка, а выгодное капиталовложение! Служба безопасности фирмы, предупредив одну-две ошибочные сделки с ненадежными клиентами, своевременно проверив партнера и сохранив деньги на расчетных счетах своей фирмы, с избытком перекроет расходы на свое содержание. А своевременное блокирование неправомерных действий отдельных представителей государственных и негосударственных структур? Работа структуры безопасности в этом направлении также минимизирует, а иногда и предотвращает серьезные экономические потери. А забота о жизни бизнесмена и его семьи? Она ведь тоже чего-то стоит!

Но как быть молодым фирмам, считающим каждую гривну?

Практика показывает, что служба безопасности должна начинаться с одного(!) человека, решающего самые важные, самые неотложные задачи. Будет расти фирма, будут усложняться задачи — будут расти и формироваться кадры СБ. Но формирование структур безопасности в этом случае будет производиться под конкретные задачи и с учетом экономических возможностей предприятия.

Если использовать зарубежный опыт, например, опыт США, то по принятым там критериям считают, если фирма имеет месячный доход свыше 10 тыс. долларов, а штат фирмы превышает три человека, то один из сотрудников обязан заниматься, кроме всего прочего, вопросами безопасности.

Второй, но не менее серьезной, ошибкой предпринимателей является попытка соизмерить целесообразность формирования системы безопасности с возможным ростом прибыли фирмы. Ошибочность такого подхода очевидна, особенно в малых, не слишком доходных, не слишком стабильных фирмах. А ведь именно они больше всего нуждаются в создании эффективной системы экономической безопасности. Очевидно, что в основе экономического обоснования должны закладываться расчеты имеющихся и возможных экономических потерь, которые понесла фирма при отсутствии такой системы, а не возможная (весьма проблематичная) прибыль.

Третьей ошибкой руководителей предприятий можно считать неправильную оценку главной задачи структуры безопасности. По нашему мнению, базирующемуся на многолетнем опыте работы, под главной задачей службы экономической безопасности следует понимать «своевременное, быстрое, адекватное реагирование на любые возмущающие воздействия, дестабилизирующие экономическое положение фирмы». Под возмущающими воздействиями понимают любые угрозы как со стороны внешнего окружения, так и внутренние, наносящие ущерб фирме.

На наш взгляд, при таком подходе совершенно очевидно, что служба безопасности должна иметь немногочисленный костяк грамотных, думающих специалистов-профессионалов, планирующих и осуществляющих деятельность, в основание которой положены непрерывное сканирование и анализ работы всех подразделений фирмы, а также сканирование и анализ внешних воздействий. Анализ проводится совместно с ведущими специалистами всех структурных подразделений фирмы.

Структура Службы безопасности и функции отдельных ее подразделений.
Оптимизация затрат

В своей деятельности Служба безопасности (СБ) предприятия, кроме указанных выше документов, руководствуется: Законодательными актами Украины и других государств, если фирма работает и на «чужой территории», действующими нормативными актами Украины, а также рядом внутренних документов, например: «Положением о службе безопасности предприятия», Должностными инструкциями и некоторыми другими документами, которые могут разрабатываться индивидуально для каждой фирмы. Например: «Положения о режимах посещения», «Положения об учете и режиме хранения материальных ценностей» и др.

Для формирования Службы безопасности фирмы руководитель предприятия, банка, организации должен четко представлять:

  • задачи Службы безопасности в целом;
  • задачи каждого из подразделений службы;
  • методы оптимизации состава СБ и пути снижения затрат на содержание службы и создание режимов безопасности.

Многие бизнесмены, к сожалению, из-за слабой информированности в вопросах безопасности считают затраты на содержание СБ слишком значительными и откладывают решение этого вопроса до лучших времен, когда у фирмы появятся значительные резервы. Но правильно ли это? Обратимся вновь к зарубежному опыту.

Во всем мире считается нормальным, если отчисления на режим безопасности фирмы составляют от 5 до 15% (в некоторых странах до 18–20%) прибыли предприятия до вычета налогов. Разброс в 10% возник из-за различных условий функционирования бизнес структур в различных странах. Так, для Швейцарии затраты на безопасность фирм, как правило, составляют 5–6%, а в Японии они приближаются к 16–18%.

Кроме того, затраты на обеспечение безопасности могут быть различными в разные периоды времени даже на одном предприятии или фирме, т. к. они зависят от объема и сложности решаемых задач. Например: в одном месяце произведена установка средств охранной сигнализации и видеонаблюдения. В последующие месяцы эти затраты производить будет не нужно, а значит и снизится общая сумма затрат на функционирование системы безопасности.

Определенные коррективы вносят и условия внутри фирмы.

Методы снижения затрат

  1. Затраты на организацию эффективно работающей службы безопасности можно существенно снизить:
  2. Подбором высококлассных специалистов службы безопасности.
  3. Воспитанием у сотрудников фирмы личной заинтересованности в безопасности фирмы.
  4. Привлечением иных сотрудников фирмы к решению вопросов безопасности, особенно в тех случаях, когда их функциональные обязанности переплетаются с задачами экономической безопасности.
  5. Внедрением на фирме технических средств (охраны, аудио- и видеонаблюдения и контроля, защиты информации и т. д.).
  6. Организацией тесного сотрудничества с фирмами, профессионально работающими в сфере защиты бизнеса.

Упрощенная структура службы безопасности приведена на рисунке. Приведенная структура отражает не столько количественный состав СБ, сколько группы задач, которые требуют разрешения с точки зрения безопасности фирмы.

Примерная структура Службы безопасности

Функции структурных подразделений Службы безопасности

  1. Под термином Совет следует понимать лицо или группу лиц, пользующихся авторитетом и доверием директора предприятия и принимающих участие в выработке управленческих решений.
  2. РСБ — Руководитель службы безопасности фирмы — лучше всего, если он находится в ранге заместителя директора по безопасности.

Служба охраны

  1. Организация на предприятии действующих режимов (режим учета, хранения, ввоза и вывоза товаров, сырья и продукции; пропускных режимов, режима доступа сотрудников и сторонних лиц в помещения фирмы в рабочее и нерабочее время, и др.).
  2. Организация охраны и обеспечение физической безопасности объектов фирмы, материальных ценностей и грузов при транспортных перевозках.
  3. Организация противопожарной безопасности, включая установку технических средств.
  4. Обеспечение физической безопасности директора фирмы, ведущих специалистов, а при необходимости, и членов их семей (группа/служба телохранителей).
  5. Обеспечение быстрого адекватного реагирования на неправовые действия со стороны сторонних лиц и своих сотрудников («наезды», угрозы, шантаж, вымогательство и др.).
  6. Предупреждение террористических акций и диверсий (от уничтожения или хищения информации, в том числе и компьютерной, увольняющимся или «обиженным» сотрудником, до установки взрывных устройств в офисах или покушений на убийство).
  7. Сотрудничество и контакты с государственными структурами, частными лицами и фирмами в рамках обеспечения охраны фирмы и сотрудников.
  8. Сбор информации об окружающей обстановке и иной информации, касающейся безопасности фирмы, и передача ее в Службу анализа (СА).

Служба сбора информации
(разведка предприятия)

  1. Сбор конфиденциальной информации о странах и регионах, где действует или планирует действовать фирма (стабильность экономической и политической ситуации, стабильность валюты, информации о предполагаемых изменениях экономической и политической ситуации или стабильности валюты, информации о влиятельных лицах, объединениях, партиях и др., способных повлиять на работу фирмы, и т. д.).
  2. Сбор информации о партнерах и конкурентах, их финансовом положении, возможностях и намерениях.
  3. Сбор информации об окружающей обстановке (уровне преступности и характере преступлений, о преступных группировках, об отдельных физических лицах, об организациях, способных своими нелояльными действиями нанести ущерб фирме).
  4. Проведение специальных акций по созданию благоприятной обстановки работы фирмы или стабилизации экономического состояния. Акции могут проводиться как самостоятельно, в автономном режиме, так и во взаимодействии с родственными структурами других фирм или государственными структурами.
  5. Организация взаимодействия со службами безопасности иных фирм, государственными и негосударственными предприятиями.
  6. Передача собранной информации в службу анализа.

Служба защиты информации
(контрразведка предприятия)

  1. Организация на предприятии действующих режимов (режим конфиденциального делопроизводства, режим допуска сотрудников и сторонних лиц к конфиденциальной информации, режим безопасности проведения деловых совещаний и переговоров, режим хранения, учета и уничтожения носителей конфиденциальной информации и др.).
  2. Профилактическая работа и проведение служебных расследований.
  3. Обучение персонала основам безопасности, применительно к конкретным служебным обязанностям каждого сотрудника. Постоянный контроль уровня внутренней безопасности. Выявление и блокирование каналов возможного нанесения экономического ущерба.
  4. Противодействие техническим средствам промышленного шпионажа.
  5. Совместно со службой сбора информации, а при необходимости и с привлечением или во взаимодействии со службами безопасности других фирм или государственными структурами, проведение специальных акций по созданию благоприятной обстановки и нормализации функционирования собственного предприятия.
  6. Связь со службами безопасности иных фирм и государственными структурами.
  7. Связь со средствами массовой информации (СМИ).
  8. Передача собранной информации в службу анализа.

Служба анализа

  1. Анализ поступающей информации о всех возмущающих воздействиях, способных дестабилизировать работу фирмы (предприятия, банка и др.) и выработка рекомендаций руководителю службы безопасности и директору фирмы по возможным действиям для локализации последствий и минимизации потерь.
  2. Анализ поступающей информации о методах работы служб безопасности предприятий и о новых разработках в сфере безопасности, разведки и охраны, разработка рекомендаций о путях развития безопасности собственной фирмы и прогнозирование тенденций в сфере экономического шпионажа.
  3. Совместно с руководителями СО, СЗИ, ССИ проведение разработок специальных операций.
  4. Анализ их результатов и влияния на стабильность фирмы.

Базовые понятия экономической разведки и контрразведки

Разведкой называется деятельность уполномоченных на то субъектов, применяющих специальные методы и средства с целью добывания информации о намерениях, замыслах, конкретных планах, а также о планируемых и предпринимаемых мероприятиях физических или юридических лиц, способных нанести ущерб предприятию, организации, фирме.

Контрразведкой называется деятельность уполномоченных на то субъектов, которая заключается в противодействии разведывательной деятельности, осуществляемой отдельными физическими или юридическими лицами против охраняемой контрразведкой структуры.

Таким образом, разведка и контрразведка решают различные задачи, однако суть информационно-технологического процесса добывания и анализа у них очень сходна, т. к. базируется на одних принципах. Более того, очень часто контрразведывательные подразделения проводят свои разведывательные операции.

Информационно-технологический процесс добывания информации предусматривает такие этапы:

  • организацию добывания;
  • добывание;
  • аналитическая работа;
  • последующие действия, проводимые на основе выводов и рекомендаций информационных аналитиков.

Организация добывания информации включает:

  • структурирование задач, поставленных пользователем информации; иногда эта составляющая носит название «декомпозиция задач». Она необходима, т. к. задачи, поставленные заказчиком (пользователем информации) в общем виде, требуют конкретики, например: исходных данных о возможных источниках и местонахождении информации, способах доступа, способах обеспечения защиты искомой информации и др.;
  • разработку общего замысла оперативных мероприятий;
  • планирование операций должно предусматривать по возможности все мешающие (случайные и намеренные) факторы противодействия противоборствующей стороны, а также нештатные ситуации и ЧП — факторы (погодные условия, отказ аппаратуры и спецтехники, применение противоборствующей стороной невыявленных средств и методов защиты и т. п.);
  • постановку задач конкретным участникам операции, включая прикрытие; постановка задач может производиться всем участникам как одновременно, так и индивидуально;
  • нормативное и оперативное управление; нормативное — постановка задач перед началом операции; оперативное — внесение корректив в процессе проведения операции, часто весьма существенных, иногда принципиально меняющих ход ее проведения.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Справочник кадровика»

О Положении о комиссии по проверке знаний требований охраны труда

МЭРИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Новосибирск
от 24 ноября 2016 года N 5326
О Положении о комиссии по проверке знаний требований охраны труда

(с изменениями на 25 октября 2017 года)

Мэр города
А. Е. Локоть

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 24.11.2016 N 5326

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по проверке знаний требований охраны труда
1. Общие положения

1.1. Положение о комиссии по проверке знаний требований охраны труда (далее — Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — постановление N 1/29), Уставом города Новосибирска.
1.2. Положение определяет задачи, функции, права и организацию работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда (далее — комиссия).
1.3. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом мэрии города Новосибирска (далее — мэрия), образованным в целях проведения проверки знаний требований охраны труда первых заместителей мэра города Новосибирска, заместителей мэра города Новосибирска, пресс-секретаря мэра города Новосибирска, а также работников структурных подразделений мэрии города Новосибирска, не обладающих правами юридического лица, за исключением работников, проверка в отношении которых осуществляется обучающими организациями, предусмотренными абзацем первым пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением N 1/29.
1.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, Уставом города Новосибирска, Положением, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска.

2. Задачи и функции комиссии

2.1. Реализация единого порядка проверки знаний требований охраны труда лиц, указанных в пункте 1.3 Положения (далее — работники).
2.2. Проведение проверки знаний требований охраны труда работников при приеме на работу (назначении на должность), переводе работников на другую работу.
2.3. Проведение очередной (один раз в три года) и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников.

3. Права комиссии

3.1. Запрашивать и получать от органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, структурных подразделений мэрии документы и информацию, необходимые для реализации возложенных на комиссию задач и функций.
3.2. Приглашать и заслушивать на заседаниях комиссии представителей органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, структурных подразделений мэрии, граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
3.3. Привлекать к деятельности комиссии организации и отдельных специалистов для проведения совещаний, разработки документов в рамках деятельности комиссии.

4. Порядок деятельности комиссии

4.1. Создание комиссии и утверждение ее состава осуществляется постановлением мэрии.
Комиссия формируется в количестве не менее пяти членов, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением N 1/29.
4.2. Комиссию возглавляет председатель, в отсутствие председателя его полномочия исполняет заместитель председателя.
4.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
4.4. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих от общего числа членов комиссии с обязательным присутствием председателя комиссии либо заместителя председателя комиссии.
4.5. Решения комиссии:
принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (в случае равного распределения числа голосов голос председательствующего является решающим);
оформляются протоколом заседания комиссии по форме согласно приложению N 1 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением N 1/29.
4.6. Председатель комиссии:
осуществляет руководство работой комиссии;
планирует работу комиссии, определяет дату, время и место проведения заседания комиссии;
утверждает повестку дня заседания комиссии и председательствует на заседаниях комиссии;
подписывает удостоверения, выдаваемые работникам, прошедшим проверку знаний требований охраны труда, и протоколы заседания комиссии;
осуществляет иные полномочия в целях реализации основных задач и функций комиссии.
4.7. Секретарь комиссии:
готовит рабочие материалы для заседаний комиссии (билеты, протоколы заседаний комиссии, удостоверения);
взаимодействует с членами комиссии, лицами, приглашенными на заседание комиссии, по вопросам организации и проведения заседания комиссии, извещает их о дате, времени, месте и повестке дня очередного заседания комиссии (не позднее чем за пять рабочих дней до даты заседания комиссии);
ведет и оформляет протоколы заседаний комиссии;
осуществляет иные организационные функции, необходимые для обеспечения деятельности комиссии.
4.8. Работникам, прошедшим проверку знаний требований охраны труда, выдаются удостоверения по форме согласно приложению N 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением N 1/29, заверенные печатью мэрии города Новосибирска.
4.9. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент экономики и стратегического планирования мэрии.(Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 25.10.2017 N 4830

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена «КОДЕКС»

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Организация работы кабинета охраны труда – важная составляющая системы управления охраной труда в любой организации. В № 10/2014 нашего журнала были опубликованы Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. Сегодня мы публикуем Примерное положение о кабинете охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Общие положения

1.1. Кабинет охраны труда является организационным учебно-методическим центром пропаганды знаний в области охраны труда в организации.

1.2. Кабинет охраны труда создается с целью обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний в области охраны труда, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

1.3. Кабинет охраны труда рекомендуется создавать в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда.

1.4. Решение о создании кабинета охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

1.5. Содержание работы кабинета охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению его деятельности между службами и специалистами организации (с отражением этого в соответствующих положениях и должностных инструкциях) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации.

2. Основные направления деятельности кабинета охраны труда

2.2. Работа кабинета охраны труда осуществляется по следующим основным направлениям:

— оказание методической, консультационной и практической помощи работникам организации в решении вопросов охраны труда;

— создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах и мерах по их улучшению, о принятых нормативных правовых актах об охране труда;

— организация обучения охране труда;

— пропаганда вопросов охраны труда.

2.3. В кабинете охраны труда проводятся мероприятия по охране труда, в том числе организуемые совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

— семинары, лекции, беседы, совещания и консультации по вопросам охраны труда;

— обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;

— инструктаж по безопасности труда, тематические занятия с работниками, которым предъявляются требования специальных знаний безопасности труда, проверка знаний требований охраны труда работников;

— организация тематических выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровые и безопасных условий труда;

— аналитические исследования состояния условий и охраны труда в организации (на рабочих местах), подготовка предложений по их улучшению.

2.4. В кабинете охраны труда работники организации могут ознакомиться с информацией о:

— планах работы кабинета;

— графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;

— приказах и распоряжениях по вопросам охраны труда;

— нарушениях законодательства об охране труда;

— случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;

— состоянии условий и охраны труда в организации и мерах по их улучшению, а также с новыми документами, учебно-методической литературой по охране труда и т.д.

2.5. В соответствии с основными направлениями деятельности кабинет охраны труда должен решать следующие задачи:

— информирование работников о новых нормативных документах, методических рекомендациях, пособиях и других материалах, необходимых для работы по охране труда;

— внедрение новых средств и форм обучения и пропаганды охраны труда;

— распространение передового опыта организаций региона и Российской Федерации по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— осуществление контроля эффективности проведения обучения и пропаганды.

3. Организация работы кабинета охраны труда

3.1. Процесс организации работы кабинета охраны труда предусматривает:

— соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач в области охраны труда;

— доступность посещения кабинета охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда.

3.2. Организация и руководство работой кабинета охраны труда, в том числе функции контроля возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

3.3. Ответственность за организацию работы кабинета охраны труда, в том числе за оборудование, оснащение и оформление, возлагается на руководителя (специалиста по охране труда) службы охраны труда.

3.4. Непосредственную практическую работу кабинета охраны труда должен организовать специалист (методист или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда), подчиненный руководителю службы охраны труда.

3.5. Работа кабинета охраны труда проводится в соответствии с перспективными и текущими планами, составляемыми службой охраны труда или лицом, ответственным за работу кабинета охраны труда с учетом первоочередных задач в области охраны труда в организации, включающими разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием лиц, ответственных за их проведение.

3.6. В работе кабинета охраны труда должен предусматриваться выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, отражающих состояние охраны и безопасности труда в подразделениях (цехах, участках) организации.

3.7. Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.

4. Тематическая структура кабинета охраны труда и содержание его работы

4.1. Кабинет охраны труда предполагает включение трех разделов: учебного, справочно-методического, информационно-выставочного.

Необходимость создания специальных разделов и их содержание (сведения об отличительных особенностях основных и вспомогательных технологических процессов, перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т.д.), определяется с учетом специфики производства и условий труда в организации.

4.2. Учебный раздел предназначен для обучения вопросам охраны труда (проведение консультаций) рабочих и специалистов организации.

Учебный раздел включает организацию и проведение:

— обучения и инструктажа по безопасным методам труда работников, а также студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, среднего (полного) общего и основного общего образования, проходящих производственную практику;

— занятий по повышению квалификации по охране труда рабочих и специалистов организации;

— семинаров, курсов и тематических занятий с рабочими, к которым предъявляются требования специальных знаний по безопасности труда;

— семинаров по охране труда для работников, членов комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;

— периодического инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

— консультаций, лекций, бесед, просмотров кино-, видеофильмов, пропагандирующих передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда;

— методической и практической помощи цехам, производственным участкам (отделам, лабораториям) в организации работы по охране труда.

4.3. Справочно-методический раздел представляет собой нормативную правовую базу об охране труда: законы и иные нормативные правовые акты об охране труда, принятые на федеральном и региональном уровне, нормативные правовые акты об охране труда организации; информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе о вредных и опасных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях работника при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий и др.

4.4. Информационно-выставочный раздел предназначен для организации и проведения:

— пропаганды безопасных методов и приемов выполнения работ, современных безопасных технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты, достижений в области организации производства, применения новых материалов и других мероприятий, внедрение которых способствует улучшению условий труда в организации;

— тематических выставок, пропагандирующих передовой опыт своей и родственных организаций по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— смотров-конкурсов, дней, месячников охраны труда и др.

5. Требования к помещению и оснащение кабинета охраны труда

5.1. Кабинет охраны труда должен размещаться в отдельном специально оборудованном помещении, (по возможности, рядом со службой охраны труда), которое оснащается техническими средствами, учебными и наглядными пособиями, иллюстративными и информационными материалами по охране труда. Кроме основного помещения следует предусмотреть помещение для работы методиста (ов), хранения и подбора материалов, наглядных и методических пособий.

5.2. Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил, его площадь в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» определяется из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек — не менее 24 кв. м, свыше 1000 чел. до 3000 — 48 кв. м, свыше 3000 чел. до 5000 — 72 кв. м, свыше 5000 чел. до 10000 — 100 кв. м, свыше 10000 чел. до 20000 — 150 кв. м, свыше 20000 чел. — 200 кв. м.

5.3. Кабинет охраны труда должен иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение кабинета должно быть равномерным и рассеянным и соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное освещение». Кроме общего целесообразно иметь местное (автономное) освещение для отдельных наглядных пособий и оборудования (классной доски, рабочих столов и т.д.). Рекомендуется предусмотреть раздельное включение и отключение светильников для регулирования освещенности доски, экрана, всего помещения, установить розетки для настольных ламп, компьютеров, аудио- и видеотехники.

5.4. В кабинете должен обеспечиваться нормальный температурный режим и необходимый воздухообмен.

5.5. Оснащение кабинета охраны труда определяется составом разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино-, видео- и компьютерная продукция, программы радиовещания, наглядные пособия и т.п. (примерный перечень оборудования и инвентаря прилагается).

5.6. Учебный раздел, как правило, наибольший по количеству используемых в нем материалов, должен быть укомплектован учебными и наглядными пособиями, отражающими специфику всех видов производства данной организации, а также учебным инвентарем и техническими средствами обучения (компьютером, проекционной, звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой, контрольно-измерительными приборами, обучающими программами на лазерных дисках и т.п.).

5.7. Справочно-методический раздел комплектуется нормативно-технической документацией, включающей законодательные и иные нормативные правовые акты об охране труда (Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Минтруда России, ГОСТы ССБТ, правила, нормы, положения, инструкции), учебные программы, методические пособия, справочные и другие материалы, необходимые для проведения обучения, инструктажа, семинаров и консультаций.

5.8. Информационно-выставочный раздел должен содержать необходимые наглядные пособия, экспонаты, макеты (модели) оборудования и средств безопасности, средства индивидуальной и коллективной защиты, предназначенные для организации постоянных и временных передвижных выставок на территории организации, а также информационные проспекты и материалы о положительном опыте работы организаций, научных исследованиях и новейших достижениях в области охраны труда.

Приложение

к Положению

о кабинете охраны труда

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ, СРЕДСТВ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА

1. Оборудование, инвентарь и технические средства обучения для оснащения учебного раздела:

учебные двухместные (одноместные) столы со стульями;

стол и стул для преподавателя;

учебная доска;

столы для технической аппаратуры;

компьютерные столы, кресла;

шторы для затемнения;

компьютеры;

ксерокс;

магнитофон (диктофон);

телевизор/видеомагнитофон;

экран;

кино-, диапроектор;

фотоаппарат, видеокамера;

контрольно-измерительные приборы.

2. Оборудование, оснащение справочно-методического раздела:

законодательные и иные нормативные правовые акты об охране труда (Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Минтруда России, ГОСТы ССБТ, правила, нормы, положения, инструкции);

учебные программы, в том числе на лазерных дисках, методические пособия, справочные и иные материалы, необходимые для проведения обучения, инструктажа, семинаров и консультаций;

каталоги средств индивидуальной защиты, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности;

рекламные проспекты организаций-изготовителей, книжных издательств и др.;

шкафы, стеллажи для хранения нормативной документации, справочно-методической литературы.

3. Оборудование, средства наглядной агитации информационно-выставочного развела:

образцы (модели и макеты) средств коллективной и индивидуальной защиты;

наглядные пособия, плакаты, знаки безопасности и другие средства наглядной агитации;

приборы и устройства безопасности;

шкафы для хранения наглядных пособий, средств коллективной и индивидуальной защиты;

шкафы для хранения приборов безопасности;

стенды;

витрины;

стеллажи;

столы для моделей и макетов.

Положение об общественном инспекторе по охране труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *