Приказ Минприроды России от 30 июня 2009 г. N 191
Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
В соответствии с пунктом 5.2.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2585; N 42, ст. 4828; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 апреля 2008 г. N 261 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11734).
Министр Ю.П. Трутнев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 2009 г.
Регистрационный N 14722
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Содержание
- I. Общие положения
- II. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении
- III. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте и гидросооружении
- IV. Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, их учета и анализа
- Образец оперативного сообщения об аварии
- Информация об авариях на объекте трубопровода химически опасных, взрывоопасных и горючих жидкостей и газа
- Образец акта технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах и гидросооружениях
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий на гидротехнических сооружениях
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии на гидротехническом сооружении
- Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа
- Изменения в Приложения к Приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480
- Кому необходимо положение о порядке технического расследования причин инцидентов
- Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
- Структура положения о порядке расследования причин инцидентов
- Общие сведения
- Какие разделы могут быть в положении о расследовании несчастных случаев?
- Обязательные документы при расследовании НС
- Как правильно заполнить разделы разрабатываемого в организации Положения?
- Как утвердить и ознакомить?
- Новые записи:
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Порядок), разработан на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2585; N 42, ст. 4828; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738), Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; 2006, N 23, ст. 2527; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2585; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738) с учетом требований:
1.2. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, эксплуатируемых организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на территории Российской Федерации, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
1.3. Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин происшедших аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, участвующих в составе назначаемых комиссий по техническому расследованию, а также привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе.
1.4. По каждому факту возникновения аварии, инцидента на объектах, поднадзорных Службе, осуществляется техническое расследование их причин.
II. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении
2.1. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах. Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640), расследуются как чрезвычайные ситуации. При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002, регистрационный N 3999).
2.2. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте образуется (в зависимости от характера и возможных последствий аварии) приказом территориального органа Службы или приказом Службы в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии. В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте включаются (по согласованию) представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации) и лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, для проведения соответствующих качественных и количественных измерений. В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов.
2.3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.
2.4. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.
2.5. Техническое расследование причин аварии на гидротехническом сооружении, входящем в состав опасного производственного объекта, производится специальной комиссией, назначаемой в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
2.6. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении (далее — комиссия по техническому расследованию причин аварии) незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составляет акт технического расследования причин аварии (далее — акт расследования) по образцу согласно Приложению 2 к настоящему Порядку и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.1 настоящего Порядка. При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов <*>.
<*> Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.2002 N 73 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999).
2.7. Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин аварии. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
2.8. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 2.6 настоящего Приказа срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом территориального органа Службы на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии, но не более чем на 15 календарных дней. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии (с указанием причин продления) незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в оперативную диспетчерскую службу Службы и в управление по соответствующему виду надзора Службы. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту расследования.
2.9. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет следующие мероприятия:
1) производит осмотр, фотографирование (в цвете), в необходимых случаях — видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;
2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;
3) опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения;
4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;
5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
6) проверяет состояние производственного контроля;
7) оценивает достаточность соблюдения установленных требований промышленной безопасности и безопасности гидросооружений для предупреждения аварий;
8) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
9) проверяет правомерность принятых проектных решений и внесения изменений в них, а также их выполнение;
10) проверяет соответствие области применения оборудования;
11) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;
12) проверяет квалификацию персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект;
13) проверяет наличие договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
14) проверяет качество технической документации на эксплуатацию объекта;
15) на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки устанавливает причины аварии и сценарий ее развития;
16) определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;
17) анализирует работу, осуществляемую службой производственного контроля организации и должностными лицами ее структурных подразделений, по обеспечению промышленной безопасности объекта и его безаварийной работы;
18) предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
19) предварительно определяет в установленном порядке размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.
2.10. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлечь к расследованию причин аварии экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии образуются экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования.
2.11. Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Расчет вреда осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расчет вреда прилагается к акту расследования.
По поручению председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации, для получения заключения.
2.12. По результатам технического расследования причин аварии в течение трех дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы производства, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, и безопасности гидротехнических сооружений.
2.13. Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию причин аварии, в течение десяти дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию причин аварии, представляется руководителем организации в территориальный орган Службы и в организации, представители которых участвовали в техническом расследовании причин аварии. Руководителем территориального органа Службы информация о выполнении мероприятий в течение десяти дней направляется в Службу.
III. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте и гидросооружении
3.1. Материалы технического расследования причин аварии на поднадзорном Службе объекте (далее — материалы технического расследования) включают в себя:
1) приказ соответствующего территориального органа о назначении комиссии по техническому расследованию причин аварии;
2) акт расследования причин аварии;
3) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении;
4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии;
5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;
6) докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдение требований промышленной безопасности и безопасности гидросооружений;
8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;
9) справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии;
10) акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве по установленному образцу (при наличии пострадавших);
11) копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
12) сведения о нарушениях требований нормативных технических документов по промышленной безопасности и безопасности гидросооружений (с указанием конкретных пунктов документов);
13) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган Службы (при сроке задержки более суток);
14) приказ соответствующего территориального органа Службы о продлении сроков расследования причин аварии (в случае, если расследование продлевалось);
15) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития.
Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии. К материалам технического расследования причин аварии прилагается опись всех прилагаемых документов.
3.2. Комиссией по техническому расследованию причин аварии принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов, с которых, при необходимости, снимаются копии и/или делаются выписки. Копии документов и/или выписки заверяются должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных (не заверенных в установленном порядке) поправок и дополнений.
3.3. Не позднее трех дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.
3.4. Не позднее тридцати дней после окончания технического расследования причин аварии материалы технического расследования причин аварии и предлагаемые меры по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии, рассматриваются на совещаниях (коллегиях) Службы или ее территориальных органов.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии могут быть приняты следующие решения:
1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии;
2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию причин аварии и предложении их пересмотра;
3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию причин аварии;
4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии.
3.5. Решение совещания (коллегии) территориальных органов Службы по рассмотрению результатов технического расследования причин аварии прилагается к материалам технического расследования причин аварии направляется в Службу после отправки материалов технического расследования причин аварии, но не позднее чем через 30 календарных дней после окончания технического расследования причин аварии.
3.6. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале по образцу согласно Приложению 3 к настоящему Порядку и один раз в полугодие, при наличии аварий, информация об авариях и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект.
Организация, эксплуатирующая поднадзорный Службе объект, по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляет информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению (предупреждению) в течение трех дней после получения запроса.
3.7. В территориальном органе Службы, а также в Службе в установленном порядке организуется учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, их причинах и принятых мерах по предотвращению подобных аварий.
Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах по повышению качества расследования аварий и результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов Службы о результатах деятельности за отчетный год.
IV. Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, их учета и анализа
4.1. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.
4.2. Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов. Необходимость участия представителя территориального органа Службы, на территории деятельности которого произошел инцидент, определяется руководителем территориального органа Службы.
4.3. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом расследования причин инцидента по образцу, установленному эксплуатирующей организацией. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
4.4. Учет инцидентов на поднадзорном Службе объекте ведется в специальном журнале (приложение N 4), где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), меры по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о произошедших инцидентах, в которой указывается:
1. количество инцидентов;
2. характер инцидентов;
3. анализ причин возникновения инцидентов;
4. принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований.
Образец оперативного сообщения об аварии
ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ АВАРИИ
Информация об авариях на объекте трубопровода химически опасных, взрывоопасных и горючих жидкостей и газа
Образец акта технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах и гидросооружениях
АКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ, ПРОИСШЕДШЕЙ «__» _________ 200_ ГОДА
1. Реквизиты организации (название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности, адрес, фамилия и инициалы руководителя организации, телефон, факс с указанием кода, адрес электронной почты):
2. Состав комиссии технического расследования причин аварии:
Председатель: __________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Члены комиссии: _______________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии В этом разделе наряду с данными о времени ввода объекта в эксплуатацию, его местоположении необходимо указать регистрационный номер <*> объекта и дату его регистрации, наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта, проектные данные и соответствие проекту; указать изменения проекта и их причины; дать заключение о состоянии объекта перед аварией; режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли ранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии; отразить, как соблюдались лицензионные требования и условия, замечания и рекомендации заключений экспертизы, положения декларации промышленной безопасности (при наличии).
4. Квалификация обслуживающего персонала, руководителей и специалистов объекта, ответственных лиц, причастных к аварии
Где и когда проходил обучение и инструктаж по промышленной безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии.
5. Обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований законодательства Описываются обстоятельства аварии и сценарий ее развития, информация о пострадавших, указываются, какие факторы привели к аварийной ситуации и ее последствиям (нарушение законодательства, правил и др.).
Описываются технологический процесс и процесс труда, действия обслуживающего персонала и должностных лиц. Излагается последовательность событий.
6. Технические и организационные причины аварии
На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертных заключений комиссия делает выводы о причинах аварии.
7. Мероприятия по локализации и устранению причин аварии
Излагаются меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварий.
8. Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию
В этом разделе указываются лица, допустившие нарушения норм и правил безопасности, которые привели к аварии. При этом указывается, какие требования нормативных документов не выполнены или нарушены конкретным лицом, исполнителем работ.
9. Экономический ущерб от аварии
Ущерб от аварии рассчитывается с учетом следующих составляющих:
— прямые потери, связанные с финансовыми потерями эксплуатирующей организации (производственные фонды, материальные ценности, имущество третьих лиц);
— затраты на локализацию, ликвидацию аварии и расследование причин аварии;
— социально-экономические потери;
— косвенный ущерб;
— экологический ущерб;
— потери от выбытия трудовых ресурсов вследствие аварий.
Техническое расследование причин аварии проведено и акт
составлен: _________________________________________________
(число, месяц, год)
Приложение: материалы расследования аварии на ___ листах.
Подписи Председатель: ______________________________________
(фамилия, инициалы, дата)
Члены комиссии: ___________________________________________
(фамилия, инициалы, дата)
<*> Для опасных производственных объектов указывается регистрационный номер опасного производственного объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов, для гидротехнических сооружений — регистрационный номер в Российском регистре гидротехнических сооружений.
Общие положения
В текст Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 внесено более 70 изменений. Некоторые из них являются просто сменой формулировок и исправлением опечаток. Однако большая часть заслуживает внимания.
Прежде всего отметим, что по всему тексту документа термин «повреждение гидротехнического сооружения (повреждение ГТС)» заменен на «авария гидротехнического сооружения (авария ГТС)».
В связи с этим в обновленном тексте Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 (далее приказ № 480) часто встречается формулировка «аварии» вместо «аварии, повреждения ГТС» (в большинстве случаев фраза «повреждения ГТС» вовсе удалена). Именно эта правка составляет основную массу изменений в документе.
Скорректированы абзацы 3-4 п. 2 приказа № 480. Это связано в том числе с правкой существующих приложений к документу и введением нового Приложения 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте».
Было | Стало |
---|---|
Оперативное сообщение — сведения об аварии, в том числе о несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям № 1, 2 к настоящему порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы | Оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям № 1, 1.1 и 2 к настоящему порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы |
Информация об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, произошедшем в результате аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы | Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, произошедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы |
Изменен п. 8 приказа № 480 (вместе с примечанием):
Было | Стало |
---|---|
Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает информацию об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее ОДС) <*> При временной регистрации передвижных технических устройств(кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения |
Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор <*> за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее ОДС) <*> При временной регистрации передвижных технических устройств(кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п. руководитель территориального органа, на территории деятельности которого произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения |
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий на гидротехнических сооружениях
Можно заметить, что изменено само наименование раздела: вместо фразы «повреждения гидротехнических сооружений» указана «аварии гидротехнических сооружений», о чем было сказано выше. Аналогичным образом изменились названия подразделов.
Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения.
Изменена редакция п. 9 документа. Внимания заслуживают корректировки в абзаце 1:
Было | Стало |
---|---|
Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, повреждения гидротехнического сооружения объекта промышленности и водохозяйственного комплекса (далее аварии, повреждения ГТС) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, повреждения ГТС, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, повреждении ГТС, а также на разработку мер по устранению их последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий, повреждений ГТС на данном и других поднадзорных Службе объектах | Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению |
Правки не обошли стороной и п. 10 приказа № 480. Причем помимо изменения текста в пункте сделаны важные дополнения.
Так, теперь в состав комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:
— не только организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, но и собственника ГТС;
— федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (то есть органы МЧС России, которые ранее в комиссию не входили).
В новой редакции изложен абзац 9 п. 10:
Было | Стало |
---|---|
При авариях, повреждениях ГТС, связанных с разрушением сооружений и(или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также, для уточнения данных о последствиях аварии, повреждения ГТС и уровнях загрязнения, привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения соответствующих качественных и количественных измерений. | При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды. |
Таким образом, оснований для включения в состав комиссии надзорного органа ООС стало меньше. А эксперты для уточнения данных о последствиях аварии на ГТС и уровнях загрязнения и вовсе не привлекаются. Редакция п. 18 приказа № 480 приведена в соответствие с актуальной версией ФЗ № 116 (в ней упоминаются общественные инспекторы в области промышленной безопасности):
Было | Стало |
---|---|
Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях | Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях |
Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, причин аварии на гидротехническом сооружении
Важное изменение внесено в абзац 1 п. 30 документа:
Было | Стало |
---|---|
Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях | Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях |
Согласно внесенной правке теперь не нужно один раз в полугодие подавать в Ростехнадзор информацию об авариях на ОПО и ГТС, а также их причинах.
Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа
Новая редакция заголовка подраздела говорит о том, что пункты 32-35 приказа № 480 больше не применяются к расследованию причин, учету и анализу инцидентов на ГТС. Изменения в п. 32 документа можно назвать принципиальными:
Было | Стало |
---|---|
Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и ГТС, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, и согласованными с территориальным органом Службы, осуществляющим надзор за данными объектами | Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект |
Обратите внимание: с 05.11.2017 г. больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ). Теперь документ просто утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Изменения в Приложения к Приказу Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480
Основное количество изменений внесено именно в приложения к приказу № 480.
В приложении № 1:
— изменилось название формы оперативного сообщения об аварии — теперь оно звучит как «Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»;
— термин «повреждение ГТС» заменен на «авария гидротехнического сооружения»;
— вместе с регистрационным номером ОПО в оперативном сообщении теперь надо указывать класс опасности объекта;
— изменилось название формы информации об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта — теперь оно звучит как «Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения»;
Добавилось приложение 1.1 «Оперативное сообщение об инциденте», которое должно включать следующую информацию:
1. Вид инцидента:
— отказ технических устройств;
— повреждение технических уст-ройств;
— отклонение от установленного режима технологического процесса.
2. Наличие пострадавших — указать их количество, в том числе погибших. В данной ситуации к оперативному сообщению об инциденте нужно приложить оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае по образцу из приложения № 2 к приказу № 480.
3. Дата и время (московское) инцидента.
4. Хозяйствующий субъект, вер-тикально-интегрированная структура.
5. Территориальный орган (Ростехнадзора), вид надзора.
6. Организация (эксплуатирующая объект).
7. Место нахождения организации (субъект Российской Федерации, город, поселок).
8. Место инцидента (производство, участок, цех, координаты по трассе с привязкой к ближайшему населенному пункту).
9. Регистрационный номер объекта — указывается наименование и рег. номер ОПО по Свидетельству о регистрации, класс опасности ОПО.
10. Обстоятельства инцидента и последствия (в том числе травмирование).
11. Реквизиты и контакты лица, передавшего оперативное сообщение об инциденте.
12. Реквизиты лица, принявшего оперативное сообщение об инциденте (заполняет надзорный орган).
13. Дата и время (московское) приема оперативного сообщения об инциденте (заполняет надзорный орган).
14. Причина задержки передачи информации в установленный срок (указывается при задержке более
24 часов).
В приложении № 3:
— изменилось наименование формы акта технического расследования причин аварии — теперь оно звучит как «Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении»;
— по всему тексту акта технического расследования причин аварии удалена фраза «повреждение ГТС».
В приложении № 4:
— изменилось наименование формы журнала учета аварий — теперь оно звучит как «Журнал учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий на гидротехнических сооружениях;
— по всему тексту формы журнала удалена фраза «повреждение ГТС».
В приложении № 5:
— изменилось наименование формы журнала учета инцидентов — теперь оно звучит как «Журнал учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах» (упоминание о ГТС исключено).
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО – документ регламентирующий порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах (ОПО), их учет и анализ. Сокращенное название положения о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО — ПТР или ПРИ.
Разработка ПТР: 5 дней
ВНИМАНИЕ: 5 ноября 2017 года вступают в силу изменения к Приказу Ростехнадзора №480 от 19 августа 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору». Изменения были внесены Приказом Ростехнадзора №313 от 15.08.2017.
Кому необходимо положение о порядке технического расследования причин инцидентов
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов необходимо разрабатывать всем предприятиям эксплуатирующим опасные производственные объекты, не зависимо от класса опасности.
Необходимость разработки ПТР установлено в статье 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011) и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«… 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте …»
Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и …» (утв. приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г.). В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПТР. Иных рекомендаций по разработке ПТР — не существует.
Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПТР на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).
Структура положения о порядке расследования причин инцидентов
Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:
- Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
- Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
- Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
- Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
- Приложение 1. Оперативное сообщение (информация) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения
- Приложение 2. Информация об авариях на объекте трубопровода химически опасных, взрывопожароопасных и горючих жидкостей и газов
- Приложение 3. Оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате инцидента
- Приложение 4. Акт технического расследования причин инцидента, происшедшего в ООО «_______»;
- Приложение 5. Протокол осмотра места инцидента, происшедшего в ООО «_______»;
- Приложение 6. Протокол опроса очевидца инцидента (должностного лица), происшедшего в ООО «_______».
- Приложение 7. Журнал учета инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте.
На заметку организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты
В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:
- количество инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин возникновения инцидентов;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Разработаем положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО для Вашего предприятия (ПТР или ПРИ). Звоните.
Согласно законодательству, Положение о производстве расследования несчастного случая является рекомендуемым документом для организации, т.е. его наличие в организации не обязательно.
Тем не менее, если оно у есть в Вашей организации, значит у Вас серьезно относятся к Охране труда на производстве что значительно облегчит организации прохождение через такою неприятную для каждого руководителя процедуру, как Расследование несчастного случая.
Если положение оформлено правильно, в нем отражена следующая информация:
- распределены и закреплены обязанности должностных лиц – кто-кого и как оповещает при несчастном случае;
- списки и формы необходимых документов для расследования;
- расписаны инструкции по порядку действий администрации и работников при несчастном случае.
Общие сведения
Вопросам безопасности и охране труда в российском законодательстве посвящено множество нормативных актов. Среди них – положение о порядке расследования несчастных случаев (НС) в отдельных отраслях и организациях, которое утверждено Минтрудом РФ (Постановление от 24.12.2002 № 73). Но так как каждое предприятие имеет свою структуру, а для расследования несчастного случая руководителю необходимо определиться в короткий срок, кто будет проводить расследование, как, кого и когда оповещать о происшествии. Закрепляя данные обязанности за различными должностями в «Положении», работодатель заранее принимает решение и определяет обязанности каждого сотрудника. Это позволит в критический момент не поддаваться панике, а действовать четко и по инструкции.
Положение устанавливает обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях.
Положение о расследовании и учете несчастных случаев – это рекомендуемый для всех работодателей документ внутреннего пользования. Он описывает принципы формирования комиссии, регулирует порядок изучения ЧП в конкретной компании, вводит иные предусмотренные законом процедуры. Ориентироваться при его разработке и утверждении необходимо на федеральные нормы и правила.
Когда вы будете разрабатывать положение о несчастном случае на производстве для своей организации, ориентироваться надо именно на этот документ федерального уровня.
Что записать в положении для конкретной организации Сотруднику, который займется разработкой положения для своей компании, следует изучить положение по расследованию несчастных случаев на производстве, предложенное чиновниками.
В нем уже содержится структура, которая ляжет в основу локального нормативного акта компании.
Какие разделы могут быть в положении о расследовании несчастных случаев?
В нем обязательно будут присутствовать следующие разделы:
Раздел 1
- общая (вступительная) часть, где перечисляется:
- на кого распространяются вводимые нормы;
- каким образом принимается (меняется, утрачивает силу) документ;
- какие требования законодательства применяют при расследованиях;
- как понять, что произошла авария или иное происшествие;
- в каком порядке и в какие сроки оповещается руководство о произошедшем событии;
- порядок формирования комиссий по расследованию произошедшего ЧП;
- правила расследования несчастных случаев.
Здесь могут быть особенности, предусмотренные федеральными органами исполнительной власти для различных отраслей.
Например, для изучения обстоятельств чрезвычайного происшествия с участием:
- студентов;
- спортсменов и тренеров;
- лиц, работающих по совместительству;
а также отличается сама процедура:
- оформления;
- регистрации и учета несчастных случаев.
Эта часть хорошо регламентирована: в приложении № 1 к Постановлению Минтруда от 24.12.2002 № 73 где представлены бланки документов, которые понадобятся, если на предприятии произошло ЧП.
Положение может быть оформлено:
- как часть положения о производстве служебного расследования;
- или самостоятельным актом.
В обоих случаях – это независимый локальный нормативный акт.
Обязательные документы при расследовании НС
Обязательными для всех без исключения компаний и индивидуальных предпринимателей являются:
- извещение о смертельном, групповом или тяжелом НС (), которое подается в течение суток с момента происшествия в ГИТ, прокуратуру, администрацию населенного пункта, ФСС, работодателю, который направил сотрудника (если это необходимо);
- акт по форме Н-1 (Н-1ПС);
- протокол опроса пострадавшего, очевидца или должностного лица (форма 6 – );
- протокол осмотра места происшествия (форма 7 – );
- журнал регистрации НС ();
- сообщение о последствиях несчастного случая и принятых работодателем мерах (форма 8 – ), которое отправляют в ФСС по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего, либо в течение 3 месяцев, если чрезвычайное происшествие было со смертельным исходом;
- заключительная часть.
Здесь нужно назначить ответственных лиц, указать порядок передачи документации в государственные инстанции, уточнить правила учета и хранения бумаг.
Как правильно заполнить разделы разрабатываемого в организации Положения?
Общие положения
Общие положения включают характеристику статуса данного документа и цели его принятия. Образец составления разд. 1 положения о проведении расследования несчастного случая представлен ниже.
Раздел 1
I. Общие положения
- Настоящее Положение о производстве расследования несчастного случая (далее — Положение) устанавливает порядок проведения мероприятий по расследованию несчастного случая на производстве.
- Цель настоящего Положения — определить систему мероприятий при возникновении фактов несчастного случая на производстве.
- Основанием для разработки настоящего Положения являются Конституция РФ; ТК РФ (разд. X «Охрана труда»); другие действующие нормативно-правовые акты РФ.
- Сфера действия Положения — сотрудники предприятия и граждане РФ, выполняющие работы по гражданско-правовому договору, и лица, находившиеся в момент происшествия на территории компании и попавшие в число пострадавших.
- Настоящее Положение и изменения к нему утверждаются директором компании и вводятся приказом по предприятию.
- Днем обнаружения несчастного случая является день, когда любому должностному лицу стало известно о факте несчастного случая. С этого дня начинается течение срока проведения служебного расследования.
- Производство состоит из следующих этапов:
- оповещение о происшествии и возбуждение служебного дела: издание приказа о назначении комиссии о расследовании происшествия;
- организация работы комиссии по расследованию;
- сбор доказательств по установлению причин происшествия;
- составление акта о расследовании;
- оформление результатов расследования.
Оповещение о происшествии
В разд. 2 определяется перечень обстоятельств, при которых назначается служебное расследование. Трудовым кодексом строго определен данный перечень, при любых других вариантах расследование несчастного случая может классифицироваться как служебное и иметь другие юридические последствия.
Действие положения начинается при наступлении несчастного случая, в результате которого пострадавшими были получены телесные повреждения или травмы, в том числе нанесенные другим лицом, повлекшие необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
Расследование обязательно назначается и проводится при возникновении фактов, указанных выше, если такие события произошли на территории предприятия либо в ином месте выполнения работы сотрудниками в следующие периоды времени:
- в течение рабочего времени, в том числе во время установленных перерывов;
- в течение времени перед началом и после окончания работы, необходимого для приведения в порядок рабочего места, орудий производства и т.д., предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка;
- при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени;
- в выходные и нерабочие праздничные дни, если в эти периоды проводятся работы на территории работодателя.
Раздел 2
II. Оповещение о происшествии
- При наступлении несчастного случая любой работник предприятия, оказавшийся свидетелем происшествия, либо узнавший о происшествии, обязан поставить в известность работодателя, а также немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости — доставку его в медицинскую организацию.
- В этом случае допускается немедленное устное оповещение любого вышестоящего должностного лица. После устранения последствий несчастного случая сотрудник должен составить письменную служебную записку.
- Сотрудник, получивший уведомление о несчастном случае, должен немедленно поставить в известность о случившемся начальника службы персонала.
- Руководитель подразделения, в котором произошел несчастный случай, до прибытия организационной помощи обязан принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- Руководитель подразделения, в котором произошел несчастный случай, обязан по возможности, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
- Начальник службы персонала должен при получении информации о несчастном случае немедленно оповестить директора компании, председателя профсоюза и начальника службы безопасности, а также заполнить бланк сообщения о несчастном случае (Приложение 1) и отправить его в территориальный орган Фонда социального страхования.
- Извещение должно быть отправлено по почте с уведомлением. Извещение также можно передать по телефону, факсу, телеграфу и другим средствам связи. При этом сотрудник, передающий извещение о несчастном случае, обязан зафиксировать данный факт в журнале телефонограмм с указанием времени передачи, должности и фамилии лица, принявшего информацию.
- При тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом начальник службы персонала устно, по телефону, оповещает о случившемся в течение часа с момента получения информации родственников пострадавшего. В случае невозможности связаться по телефону начальник службы персонала отправляет срочную телеграмму по месту прописки и проживания пострадавшего.
- При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом начальник службы персонала дополнительно в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в следующие организации:
- в соответствующую государственную инспекцию труда;
- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- в администрацию области и администрацию города (мэрию);
- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай, если пострадавший является сотрудником другой организации или стажером, проходящим практику на территории компании.
- О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, начальник службы персонала в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме во все организации, указанные в п.II.9.
- О случаях острого отравления начальник службы персонала сообщает в администрацию области и в Роспотребнадзор.
Порядок проведения служебного расследования
В разд. 3 — 5 устанавливается порядок проведения служебного расследования. Эту часть документа можно оформить в следующем виде:
III. Формирование комиссии по служебному расследованию
- Для производства расследования формируется комиссия в составе не менее трех человек.
- Руководитель компании, получив сообщение о происшествии, издает приказ о назначении комиссии (Приложение 2), который является документом о возбуждении расследования.
- При расследовании несчастного случая лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда в подразделении, в котором произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
- Комиссию возглавляет начальник службы персонала.
- При проведении расследования тяжелых несчастных случаев комиссию возглавляет должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
- При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более комиссию возглавляет руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.
- В состав комиссии должны быть включены специалист по охране труда, специалисты службы персонала, представители профсоюзной организации.
- При расследовании тяжелого несчастного случая (в том числе группового) в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители администрации области или представители мэрии (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов и представители ФСС.
- При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и представители общероссийского объединения профсоюзов.
- Если несчастный случай произошел на территории компании с работником другого предприятия, то в состав комиссии входит представитель от этого предприятия. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
- Если несчастный случай произошел с работником компании на территории другого работодателя, то в образованную комиссию обязан быть включен начальник службы персонала в качестве представителя работодателя.
- Если несчастный случай произошел с работником при выполнении работы по совместительству, то он расследуется и учитывается в аналогичном порядке. Работодатель по окончании расследования с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
- Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим, а также с ознакомлением с материалами расследования.
IV. Порядок сбора доказательств
- При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию из документов и материалов, запрашиваемых комиссией в рамках проведения расследования, и по возможности объяснения от пострадавшего.
- Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
- По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях за счет средств компании должно быть обеспечено:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
- фотографирование и (или) видеосъемка места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
- По результатам расследования, но не позднее трех суток с момента случившегося комиссией составляется акт, подписанный всеми членами комиссии, с приложенными к нему всеми материалами, собранными в ходе расследования, утверждается директором компании и заверяется печатью.
- Акт о несчастном случае на производстве оформляется по установленной форме (Н-1, Приложение 3) в трех экземплярах.
- При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
- На основании собранных материалов расследования комиссия:
- вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений и предупреждению аналогичных ситуаций;
- квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
- Если при расследовании несчастного случая установлено, что грубая неосторожность пострадавшего работника содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
- Начальник службы персонала в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного акта пострадавшему либо его законному представителю.
- Начальник службы персонала в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве со смертельным исходом обязан выдать один экземпляр лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
- Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в компании в течение 45 лет.
- При несчастном случае на производстве на территории компании с работником другого предприятия начальник службы персонала направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
- Материалы служебных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства.
- Материалы расследования несчастного случая включают:
- приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- акт о несчастном случае на производстве (Н-1);
- объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия (Приложение 4), а при необходимости — фото — и видеоматериалы;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших (Приложение 5);
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда;
- выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
- При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы.
- Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств происшествия.
V. Сроки проведения служебного расследования
- Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.
- Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
- Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено или, в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Положением, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
- При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей части сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
- Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Документы, обязательные для составления, могут являться приложениями к данному положению. При проведении расследования несчастного случая необходимы следующие документы: Сообщение о несчастном случае, приказ о назначении комиссии, Акт о несчастном случае на производстве, протокол осмотра места происшествия, протоколы опросов очевидцев несчастного случая. Эти документы имеют строго утвержденную законодательством форму и фиксируются в строгом соответствии с ней.
Отчетность по проведенному расследованию и права лиц при обжаловании результатов
Для полного оформления положения о производстве расследования несчастного случая необходимы нормы отчетности и описание прав работника и пострадавшего в случае несогласия с результатами расследования.
Оформить их можно отдельными разделами следующим образом:
Раздел 6
VI. Отчетность и учет
- Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (Приложение 6).
- Несчастные случаи могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
VII. Права лиц, в отношении которых проводится служебное расследование
- Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рассматриваются разногласия по вопросам:
- расследования, оформления и учета несчастных случаев;
- непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая;
- отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта;
- несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом — лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае.
- В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения решений государственного инспектора труда.
Как утвердить и ознакомить?
Положение о расследовании несчастных случаев вступит в силу только после его утверждения руководителем организации.
Также, по его распоряжению документ может меняться или утрачивать силу.
Что касается ознакомления работников, то это надо сделать в ближайшее время после утверждения локально-нормативного акта, либо выхода работника (после отпуска, болезни).
Знакомить с текстом положения под личную подпись надо всех, чтобы сотрудники знали, как реагировать на несчастные случаи и тем самым могли минимизировать негативные последствия и для себя, и для своих коллег, и для компании в целом.