Политик по совместительству

В мировой практике именно местные, локальные формы гражданского участия признаются наивысшим критерием демократии и одновременно мощнейшим фактором ее развития.

Древнейшие способы участия граждан в управлении местными делами демонстрирует полисная демократия, реализованная в Афинах. Следует отметить, что грек, обладавший статусом гражданина, был не просто вправе, но и обязан участвовать в управлении делами полиса. В противном случае его ожидало общественное порицание или даже изгнание из общины. Укрупнение государств, количественный рост аппарата управления неизбежно приводили к дистанцированию власти от общественности, выхолащиванию форм подлинного гражданского участия на государственном уровне. Вот почему в современных демократически развитых странах именно местное самоуправление становится едва ли не единственной ареной для реализации политических прав граждан, где можно и нужно добиваться конкретных результатов в ходе непосредственного, непрерывного, рабочего взаимодействия с властью.

Действующее российское законодательство предусматривает 11 форм непосредственного участия местного населения в решении вопросов местного значения: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву выборных должностных лиц местного самоуправления, вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; собрание делегатов граждан (конференция); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Помимо указанных могут быть реализованы и иные формы гражданского участия, в случае если они не противоречат действующему федеральному и региональному законодательству и основаны на принципах законности и добровольности.

Местный референдум проводится на территории муниципального образования либо его части с целью решения вопросов местного значения непосредственного населением.

Решение о назначении местного референдума принимает представительный орган муниципального образования по инициативе граждан муниципального образования, избирательных либо иных общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах и (или) референдумах, а также по совместной инициативе местного парламента и главы муниципального образования.

Граждане либо общественные объединения должны собрать в поддержку своей инициативы подписи жителей данного муниципального образования в количестве, установленном «профильным» региональным законом, но не менее 5% от численности местного населения.

Местная легислатура назначает дату проведения референдума не позднее месяца со дна поступления соответствующих документов о проведении референдума. В случае если референдум не назначен в течение месяца, инициаторы его проведения, а также органы власти, избирательная комиссия субъекта РФ либо прокурор субъекта РФ вправе обратиться в суд. Тогда дата референдума назначается судом.

Референдум проводится соответствующим органом (обычно муниципальной либо региональной избирательной комиссией) на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления местных жителей, обладающих избирательным правом, при тайном голосовании. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно публикуется (обнародуется), не нуждается ни в чьем одобрении и подлежит обязательному исполнению на соответствующей территории. При этом органы местного самоуправления обязаны организовать исполнение народной воли.

Вместе с тем результаты референдума (как и само решение о его проведении) граждане, органы местного самоуправления, прокурор и иные уполномоченные федеральным законом органы государственной власти имеют право обжаловать в суд.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания членов местной легислатуры, а также главы и иных должностных лиц муниципального образования.

Основы механизма подготовки, организации и проведения выборов, порядок подсчета голосов и подведения итогов избирательной кампании, а также гарантии избирательного права граждан устанавливаются «профильным» законодательством — федеральными законами от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Однако вид избирательных систем, которые могут применяться на муниципальных выборах, а также порядок их применения устанавливаются региональным законодательством. В свою очередь, каждое муниципальное образование в рамках правил, установленных субъектом РФ, выбирает удобный ей тип избирательной системы.

Для муниципальных районов и городских округов с численностью депутатов местного представительного органа не более 20 чел. не менее половины местных парламентариев должны избираться по пропорциональной избирательной системе от политических партий. Такого ограничения не существует на уровне городских и сельских поселений с численностью менее 3000 чел., а также тех муниципальных образований, численность депутатов которых не превышает 15 чел.

В то же время, как указывалось выше, действующее законодательство запрещает применять институт отзыва депутата, в случае если хотя бы часть членов местного представительного органа избирается по спискам. Все это существенно ограничивает область применения процедуры отзыва депутата, поскольку в Российской Федерации па сегодняшний день не существует представительных органов местного самоуправления, полностью сформированных из депутатов-одномандатников.

Сход граждан является альтернативой деятельности представительного органа местного самоуправления на территории небольших поселений, населенных пунктов, межселенных территорий численностью не более 100 чел. В ведении схода граждан находятся вопросы исключительной компетенции местной легислатуры. Сход правомочен при участии и нем не менее половины местного населения, обладающего избирательным правом. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало не менее половины пришедших граждан. Созывается сход главой муниципального образования либо по инициативе местного населения численностью не более 10 чел. Решения, принятые на сходе граждан, обязательно публикуются (обнародуются) и подлежат исполнению органами местного самоуправления.

Как свидетельствует региональная статистика, по состоянию на 1 января 2012 г. полномочия представительного органа осуществлялись сходом граждан в 120 муниципальных образованиях на территории 21 субъекта РФ. При этом 46 таких муниципальных образований расположены в Республике Татарстан, 33 — в Дальневосточном федеральном округе, 25 — в Сибирском федеральном округе.

Правотворческая инициатива — это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления. С такой инициативой может выступать группа граждан, минимальная численность которой устанавливается решением представительного органа местного самоуправления и не должна превышать 3% от числа местных жителей, обладающих избирательным правом. Механизм реализации правотворческой инициативы граждан устанавливается специальным актом представительного органа местного самоуправления, а в случае отсутствия такого акта — Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Проект внесенного гражданами муниципального правового акта должен быть обязательно рассмотрен органом местной власти в течение не более чем трех месяцев со дня внесения. Принятое по результатам рассмотрения акта решение в обязательном порядке доводится до сведения инициативной группе граждан, которые могут изложить свою позицию в ходе рассмотрения акта.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это способ и форма самоорганизации граждан по месту жительства для осуществления своих инициатив по решению вопросов местного значения па части территории муниципального образования. Такими территориями могут быть: многоквартирный жилой лом, группа жилых ломов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

TOC имеет свой устав и может являться негосударственной некоммерческой организацией.

Для регистрации TOC необходимо обратиться в местную администрацию, собрать соответствующие документы, подготовить проект устава. Устав регистрирует уполномоченный на то орган местного самоуправления (обычно это администрация муниципального образования). Представительный орган местного самоуправления устанавливает границы осуществления TOC.

Самоуправление на части территории муниципального образования реализуется либо путем проведения сходов, конференций граждан, либо путем учреждения специальных органов, которые избираются гражданами.

Собрание граждан правомочно, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Конференция граждан правомочна, если в ней участвуют не менее двух третей делегатов, избранных на общем собрании граждан.

Собрания и конференции являются высшими органами TOC и реализуют полномочия, касающиеся: принятия устава TOC, внесения в него изменений и дополнений; избрания органов TOC и установления их структуры, рассмотрения и утверждения отчетов об их деятельности; определения основных направлений деятельности TOC.

В компетенцию органов TOC включается:

  • • представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
  • • обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • • осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан. Решать данные вопросы TOC вправе, лишь имея статус юридических лиц, путем как привлечения средств местных жителей, так и заключения договоров с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  • • внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов. Такие законотворческие инициативы подлежат обязательному рассмотрению соответствующими муниципальными органами.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает перечень обязательных разделов устава TOC, запрещая органам местного самоуправления устанавливать дополнительные требования к содержанию устава. В то же время порядок организации и осуществления TOC, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования либо нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

По оценкам современных исследователей, эффективность TOC в современной России зависит от многих факторов, таких как: наличие статуса юридического лица, сфера деятельности, активность местных жителей, финансовая и материально-техническая независимость от местной администрации, юридическая грамотность и гражданственность органов TOC. Особенно активны TOC, например, в Волгоградской и Ростовской областях, где проводятся ежегодные выставки гражданских инициатив, учреждаются региональные премии наиболее успешных органов самоуправления в различных сферах общественной самодеятельности. Вместе с тем в ряде крупных городов России создание TOC может блокироваться либо фальсифицироваться местной администрацией. Столь «пестрая» практика свидетельствует о необходимости дальнейшей нормативно-правовой регламентации института TOC на региональном и местном уровнях.

Публичные слушания — это организация участия населения в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Проводят публичные слушания глава местной администрации, представительный орган местного самоуправления либо местные жители.

На публичные слушания должны выноситься:

  • 1) проект устава муниципального образования и проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  • 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, правил землепользования и застройки, планировки территорий и проекты межевания территорий, правил благоустройства территорий, а также иные смежные вопросы;
  • 4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

В случаях, когда устав муниципального образования корректируется в части вопросов местного значения и полномочий по их решению в результате изменения Конституции РФ или федерального законодательства, проведение публичных слушаний не требуется.

Механизм организации и проведения публичных слушаний регламентируется уставом муниципального образования либо соответствующим актом представительного органа местного самоуправления, однако он в любом случае должен предусматривать процедуру заблаговременного оповещения местных жителей о месте и времени проведения слушаний, иные меры но обеспечению участия жителей в слушаниях.

В российской практике слушания являются сравнительно новым публичным институтом, реализация которого варьируется в зависимости от региональных традиций. Например, в г. Новосибирске практикуется единовременное приглашение общественных деятелей — руководителей НКО. TOC и товариществ собственников жилья (ТСЖ) и представление им проекта нормативного акта. В ряде регионов (г. Смоленск, Красноярск, Северодвивск и др.) создается общественная палата из представителей некоммерческих организаций, которая и проводит тематические общественные слушания. Признанной формой публичных слушаний за рубежом является жюри граждан (широко практикуется в США, Великобритании, Японии, ФРГ, Израиле, Польше). Это процедура привлечения обычных людей к разработке и принятию решений органами местного самоуправления. Гражданское жюри формируется из местного населения по процедуре репрезентативной выборки. Оно в течение нескольких дней изучает существо дела но материалам, представленным экспертами, разрабатывает и обсуждает альтернативы решения, а затем выносит вердикт с рекомендациями и пояснениями. Решение жюри официально оглашается и публикуется.

Собрание и конференция граждан возможные формы информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления TOC.

Собрание правомочно принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также выбирать конференцию, т.е. своих представителей для взаимодействия с органами местной власти. В случае формирования TOC на части территории муниципального образования собрание и конференция граждан осуществляют и иные функции, прописанные в уставе TOC. Принятые обращения в обязательном порядке должны быть рассмотрены соответствующими местными органами власти с направлением письменного мотивированного ответа. Итоги собрания граждан подлежат обязательному официальному опубликованию.

Результативность собрания граждан как института прямой демократии во многом зависит от степени регламентации данного способа самоорганизации в уставе муниципального образования.

Важной и, к сожалению, пока не распространенной формой непосредственной демократии в России является опрос граждан. Он проводится на всей территории муниципального образования или на ее части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений местной и государственной власти. В опросе могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В случае если опрос касается вопросов местного значения, он проводится по инициативе представительного органа местного самоуправления; когда речь идет об учете мнения граждан при реализации права собственности на земли регионального и межрегионального значения, опрос проводится парламентом субъекта РФ. Финансирование на подготовку и проведение опроса граждан осуществляется из средств бюджета инициатора мероприятия.

Решение о проведении опроса, а также о его пели принимается местным представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования. Данное решение должно содержать: дату и сроки проведения опроса; формулировку предлагаемых вопросов; методику проведения опроса; форму опросного листа; сведения о минимальной численности жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть осведомлены о мероприятии не позднее чем за 10 дней до его проведения.

Опрос граждан — новый для России элемент первичной демократии, который позиционировав в законодательстве как социологический инструмент выяснения позиции местных жителей но конкретному вопросу. При этом опрос отделен от консультативного голосования (собрание или конференция граждан) как по методам, так и по результатам.

Важным и наиболее распространенным на практике муниципального самоуправления методом гражданского участия является работа с индивидуальными и коллективными обращениями граждан. Порядок и сроки работы с обращениями граждан определены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения от граждан и их организаций поступают в приемную местной администрации и далее направляются соответствующему специалисту либо должностному лицу муниципального образования. Последние в установленные сроки должны дать мотивированный ответ в письменной форме, а также принять в случае необходимости определенные меры. Письменное обращение должно обязательно иметь необходимые реквизиты (адрес, фамилию, имя, отчество обратившегося, а также существо обращения), в противном случае оно рассматриваться не будет. Устные обращения граждан рассматриваются в ходе личного приема сотрудниками администрации либо представительного органа муниципального образования в соответствии с утвержденным графиком. Помимо личного приема граждан и работы с письменными обращениями органы местного самоуправления активно налаживают с местными жителями взаимодействие по сети Интернет, организуя сайты либо порталы администраций муниципального образования, которые содержат полезную информацию, сведения о проводимых мероприятиях, располагают электронными приемными граждан и удобными интерфейсами для проведения тематических опросов местных жителей. В настоящее время работа с обращениями граждан является самым эффективным средством взаимодействия местных органов власти с общественностью. Она регламентирована и даже стандартизирована не только на уровне муниципальных районов и городских округов, но и на уровне многих поселений.

Российский законодатель подчеркивает, что государственные органы и их должностные липа, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления. Стремление как можно более полно реализовать данную установку составляет смысл и предназначение государственной и местной власти в современной России.

Политики «по случаю» и «по совместительству».

Вебер в своих исследованиях практически никогда не затрагивал вопроса о том, какие именно идеи несет харизматический лидер. Но даже благие, на первый взгляд, идеи могут привести к самым катастрофическим последствиям.

И проблема здесь заключается не только в недостатках того или иного лидера, но и в том, что «короля» зачастую играет «свита».

Впрочем, ошибки, допущенные Вебером, можно объяснить тем, что ему удалось застать только самое начало процесса, в результате которого на смену «старой доброй Европе» пришла Европа современная. Кардинальная ломка существующих социально-экономических систем более-менее привела к смене элит и появлению новых типов политиков.

Вебер пытался понять, что это за люди, и пришел к некоторым довольно показательным, выводам.

По мнению Вебера, кроме чиновников-бюрократов и харизматических вождей на арене появились так называемые «профессиональные политики» — люди, которые сами не стремились быть господами (то есть харизматическими вождями), но поступали к ним на службу. Все они делали из политики доходный промысел, а также обеспечивали себе идеальное содержание своей жизни.

В политику оказывались вовлеченными и другие индивиды.

Дело в том, что «заниматься политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — можно как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.

Политиками «по совместительству» Вебер называл всех тех доверенных лиц и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этим лишь в случае необходимости. Такая деятельность не становится для них первоочередным «делом жизни» — ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессии.

Но есть еще те, кого Вебер называет…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вебер в своих исследованиях практически никогда не затрагивал вопроса о том, какие именно идеи несет харизматический лидер. Но даже благие, на первый взгляд, идеи могут привести к самым катастрофическим последствиям.

И проблема здесь заключается не только в недостатках того или иного лидера, но и в том, что «короля» зачастую играет «свита».

Впрочем, ошибки, допущенные Вебером, можно объяснить тем, что ему удалось застать только самое начало процесса, в результате которого на смену «старой доброй Европе» пришла Европа современная. Кардинальная ломка существующих социально-экономических систем более-менее привела к смене элит и появлению новых типов политиков.

Вебер пытался понять, что это за люди, и пришел к некоторым довольно показательным, выводам.

По мнению Вебера, кроме чиновников-бюрократов и харизматических вождей на арене появились так называемые «профессиональные политики» — люди, которые сами не стремились быть господами (то есть харизматическими вождями), но поступали к ним на службу. Все они делали из политики доходный промысел, а также обеспечивали себе идеальное содержание своей жизни.

В политику оказывались вовлеченными и другие индивиды.

Дело в том, что «заниматься политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них- можно как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, на пример, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.

Политиками «по совместительству» Вебер называл всех тех доверенных лиц и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этим лишь в случае необходимости. Такая деятельность не становится для них первоочередным «делом жизни» — ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функциони ровать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессии.

Но есть еще те, кого Вебер называет…

«Преимущественно-профессиональные политики»

По мнению Вебера, есть два способа сделать из политики свою профессию. Либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики. Разумеется, это отнюдь не означает жесткой постановки вопроса «или-или». Различие касается гораздо более глубокой экономической стороны. За счет политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода, для политики — тот, у кого иная цель. В идеальных условиях политик должен быть независимым от доходов, которые может принести ему его профессия. Следовательно, он просто должен быть состоятельным человеком. Либо как частное лицо занимать такое положение в обществе, которое приносит ему достаточный постоянный доход.

В докладе «Политика как призвание и профессия» Вебер особенно тщательно исследует те экономические мотивы, которые заставляют человека идти в политику.

Типичному обывателю при обычном хозяйстве доходы приносит только собственное состояние, но этого явно недостаточно: ведь тот, кто живет для политики, не должен зависеть от того, что свою рабочую силу и мышление он лично полностью или самым широким образом постоянно использует для получения доходов. И рабочий, живущий на свою зарплату, и предприниматель (в первую очередь — промышленный предприниматель, поскольку в сельском хозяйстве работы носят сезонный характер) привязаны к своему предприятию.

Даже вполне состоятельный капиталист в большинстве случаев с трудом может хотя бы на время позволить замес тить себя. Столь же трудно заместить, например, врача — и чем более талантливым и занятым он является, тем реже возможна замена. А вот адвоката заместить гораздо легче, чисто по производственно-техническим причинам, и поэто му в качестве профессионального политика адвокаты играют несравненно более значительную, иногда прямо-таки господствующую роль.

Если же государством или партией руководят люди, которые (в экономическом смысле) живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это неизбежно означает «плутократическое» рекрутирование политических руководящих слоев.

Из последнего обстоятельства, впрочем, нельзя делать вывод, что плутократическое руководство предполагает отсутствие у политически господствующего слоя стремления жить также и за счет политики, то есть использовать свое политическое господство и в частных экономических интересах.

УДК 323.2-053.81

Самаркина Ирина Владимировна

доктор политических наук, профессор кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

Логунова Валерия Павловна

аспирант кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

АБСЕНТЕИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Samarkina Irina Vladimirovna

D.Phil. in Political Science, Professor, Public Policy and Public Administration Department, Kuban State University

Logunova Valeria Pavlovna

PhD student, Public Policy and Public Administration Department, Kuban State University

ABSENTEEISM OF THE YOUTH AS A FORM OF POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация:

В статье анализируются различные трактовки понятия «абсентеизм», представленные в российской и западной политической литературе. Отдельно обозначена проблема существования молодежного политического абсентеизма, что, по мнению авторов, негативно сказывается на политическом развитии страны. Установлена важность принятия государством мер по стимулированию политического участия молодежи.

Ключевые слова:

абсентеизм, политический абсентеизм, электоральный абсентеизм, политическое участие, выборы, гражданская позиция, молодежь, Молодежная электоральная концепция.

Выборы — это ключевой процесс в политической сфере, который выражается в виде проявления своей позиции населением страны. Участие граждан в выборах различного уровня выступает формой проявления политической поддержки власти и определяет стабильность и динамику развития политической жизни государства. По заявлению главы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ) Эллы Панфиловой, явка на выборах депутатов Государственной думы РФ в 2016 г. составила 47,81 %. Это свидетельствует о том, что больше половины граждан Российской Федерации не принимают участия в выборах по тем или иным причинам. Масштабы абсентеистского поведения свидетельствуют о различных процессах, происходящих в политической жизни страны: кризисных явлениях в политике, недоверии населения к властным структурам, снижении легитимности власти.

Термин «абсентеизм» достаточно широко используется в различных отраслях социально-гуманитарного знания, понимается как социальный феномен, который отражает невыполнение функций, возложенных на индивида в обществе. В политической науке используется понятие абсентеизма как формы политического поведения, которое выражается в отказе от участия в политической жизни государства. Поскольку наиболее массовой формой политического участия является электоральное участие, исследователи зачастую используют понятия «политический абсентеизм» и «электоральный абсентеизм» как синонимичные, характеризуя отказ избирателей от участия в голосовании на выборах различного уровня.

В политической науке сложилась традиция исследования политического абсентеизма в контексте политического участия. Дж. Нагель дает следующее определение понятию «политическое участие»: действие, которое позволяет членам политической системы оказывать влияние на результаты деятельности данной системы . Исходя из разновидностей политического участия, предложенных С. Верба и Л. Пай , гражданин может проявлять формы, градируемые от полностью пассивных до максимально активных. А. Милбрет определяет три формы политического участия: активную, промежуточную (наблюдательную) и «апатичную» .

В российской политической науке абсентеизм также рассматривается как форма политического участия, отражающая целый аспект мотивов и установок граждан. Например, Е.Ю. Мелеш-кина считает, что абсентеизм — это политическое поведение, которое не предполагает проявления активности индивидов, при этом человек не является субъектом политических взаимодействий . А.И. Соловьев определяет абсентеизм как форму пассивного отношения индивида к политическим

процессам (неучастие в выборах) . С точки зрения В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, необходимо выделять открытые и закрытые формы поведения граждан . К.И. Аринина определяет абсентеистов как граждан, которые самоотчуждаются от политики и не проявляют к ней заинтересованности . Однако автор отмечает, что не все абсентеисты отличаются пассивностью, некоторые из них выбирают неконвенциональные формы политического участия, представляя собой протестную силу в кризисных ситуациях. Ю.И. Бушенева считает, что абсентеизм можно трактовать «как форму политического поведения», в том числе как «форму протестного или пассивного поведения» . З.З. Джандубаева определяет абсентеизм как вид электорального поведения, который проявляется в участии или неучастии в выборах, а также «в уклонении от голосования или «безучастном» (конформном) голосовании» . Ряд исследователей связывают абсентеизм с «неучастием, которое вызывается стойким неверием в то, что с помощью выборов можно решить значимые для общества проблемы, недоверием к справедливости подсчета голосов» .

Таким образом, абсентеизм следует рассматривать как форму политического участия, чертами которой могут выступать незаинтересованность в политике, отказ от реализации активного избирательного права, отсутствие веры в политическое участие, отстраненность от политической сферы. Анализ существующих в политической литературе определений абсентеизма позволил сделать вывод о том, что данное явление может восприниматься: 1) как форма политического участия, 2) форма выражения протестного политического поведения, 3) добровольный отказ от реализации активного избирательного права, 4) индикатор нестабильности власти в государстве и недоверия со стороны граждан, 5) проявление низкой политической культуры.

Особую актуальность приобретают вопросы абсентеистского поведения в молодежной среде. Молодежь является основой развития любого государства, а ее безучастность к политической сфере ставит под сомнение развитие политической жизни страны. По данным Фонда общественного мнения, 60 % молодежи не интересуются политикой, у 79 % молодежи не возникает желания принять участие в какой-нибудь демонстрации, митинге или другой политической акции .

Проявления абсентеизма в политической сфере представителями молодежи связаны с определенными рисками для общества. Отказ от участия в выборах негативно отражается на развитии гражданского общества вследствие того, что абсентеизм — это осознанное безучастие молодых граждан в политической сфере, отсутствие интереса к ней. Проявление абсентеистских настроений напрямую влияет на формирование органов власти, их функционирование. Наличие абсентеизма в молодежной среде подвергает сомнению демократические принципы построения государства.

Активизация политического участия молодежи — одно из ключевых направлений государственной молодежной политики Российской Федерации, которое воплощается в задачах по формированию системы гражданских ценностей, знаний конституционных прав и обязанностей, развитию молодежного самоуправления и механизмов обратной связи между молодежью и государственными структурами. Велика роль вовлечения молодежи в политическую сферу. В поддержку активизации политического участия молодежи в 2014 г. ЦИК РФ была принята Молодежная электоральная концепция, целями которой являются: правовое просвещение молодежи, повышение уровня гражданской ответственности, электоральной активности в молодежной среде. Молодежная электоральная концепция сконцентрировала в себе комплекс мер по стимулированию политического участия молодежи.

Особую практическую значимость приобретает исследование проявлений абсентеизма в молодежной среде в электоральном цикле 2018 г., что позволит сделать вывод об эффективности мер, обозначенных в действующих правительственных документах и нацеленных на вовлечение представителей молодого поколения в политическую жизнь страны, формирование у них активной гражданской позиции, а также даст возможность скорректировать направления работы по минимизации уровня абсентеизма в молодежной среде.

Ссылки:

1. Nagel J.N. Participation. N. Y., 1976. P. 1-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Verba S., Nie N.H., Kim J. Participation and political equality: a seven nation comparison. N. Y., 1978.

3. Milbrath L.W. Political participation. Chicago, 1965.

4. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа : сб. учеб. материалов / под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. 302 с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 381 с.

9. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2005. 24 с.

Политик по совместительству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *