Показатели эффективности образовательных учреждений

УТВЕРЖДАЮ

Министр образования и науки

Республики Хакасия

_______________ Г.А. Салата

21.11. 2013

Методические рекомендации по разработке муниципальными органами Республики Хакасия, осуществляющими управление в сфере образования, показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников

Данные методические рекомендации разработаны в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения», в целях повышения эффективности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников.

Основные методологические подходы к оценке эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников заключаются в определении показателей, критериев оценки эффективности указанной деятельности, а также организационных мер, осуществляемых в процессе оценочных процедур.

При разработке муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, на основании Методических рекомендации показателей эффективности необходимо обеспечить коллегиальность и привлечь организации, осуществляющие государственно — общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.

Информация об утвержденных показателях деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников, механизм и порядок распределения стимулирующего фонда должны быть размещены в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Механизм и порядок распределения стимулирующего фонда для руководителей и педагогических работников на основании утвержденного перечня показателей эффективности определяется локальными актами муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций соответственно.

Выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников осуществляется с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно — общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Рекомендуемый минимальный перечень показателей эффективности деятельности образовательных организаций, критериев оценки результативности работы их руководителей и работников должен позволить комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных образовательных услуг, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.

Показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей должны характеризовать:

а) соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства РФ в сфере образования и трудового законодательства;

б) основную деятельность образовательной организации;

в) деятельность образовательной организации, направленную на работу с кадрами;

в) финансово-экономическую деятельность и исполнительскую дисциплину учреждения (руководителя).

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по разработке муниципальными

органами, осуществляющими

управление в сфере образования,

Республики Хакасия показателей

эффективности деятельности

муниципальных образовательных

организаций, их руководителей и

отдельных категорий работников

Примерные показатели эффективности

для руководителя образовательной организации

№ п/п

Направление, показатели

дошкольное образование

общее образование

дополнительное образование

Соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства РФ в сфере образования и трудового законодательства:

Х

Х

Х

Отсутствие предписаний, представлений, замечаний со стороны контролирующих и надзорных органов по итогам проведенных проверок

Х

Х

Х

Отсутствие обоснованных жалоб учредителю и в надзорные органы

Х

Х

Х

Наличие локальных актов в соответствии с законодательством в сфере образования и трудового законодательства

Х

Х

Х

Отсутствие случаев травматизма и заболеваний обучающихся (воспитанников) и педагогов , связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических норм

Х

Х

Х

Работа сайта образовательной организации (размещение информационных материалов на сайте в соответствии с требованиями законодательства РФ)

Х

Х

Х

Обеспечение безопасности образовательной организации (антитеррористическая защищенность, наличие системы видеонаблюдения, тревожной кнопки, паспорта безопасности)

Х

Х

Х

Ведение электронного журнала и электронного дневника

Х

Функционирование системы государственно-общественного управления:

Х

Х

Х

Организация деятельности органов общественного управления, отражающих интересы обучающихся, родителей, педагогов

Х

Х

Х

Наличие информационно-коммуникативного взаимодействия с родителями обучающихся, общественностью

Х

Х

Х

Кадровый потенциал:

Х

Х

Х

Доля штатных педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию

Х

Х

Х

Соотношение общего контингента обучающихся к штатной численности педагогических работников

Х

Х

Х

Доля молодых (до 35 лет) педагогических работников в общей численности педагогических работников

Х

Х

Х

Наличие в образовательной организации института наставничества

Х

Х

Х

Динамика отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций к средней заработной плате в Республике Хакасия

Х

Х

Х

Доля педагогических работников, повысивших квалификацию (в том числе дистанционно) в отчетном году

Х

Х

Х

Основная деятельность:

Х

Х

Х

Доля потребителей образовательных услуг, удовлетворенных качеством образования

Х

Х

Х

Доля выпускников, успешно сдавших ГИА и ЕГЭ по двум основным общеобразовательным предметам, в общей численности выпускников

Х

Доля обучающихся по программам профильного и (или) углубленного изучения предметов по уровням, в общей численности обучающихся

Х

Реализация программ дополнительного образования на базе образовательного учреждения

Х

Х

Х

Создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов

Х

Х

Методическая деятельность с педагогическими работниками образовательных организаций

Х

Организация воспитательной и спортивно- массовой работы:

Х

Х

Х

Реализация мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних (снижение доли обучающихся, состоящих на учете в КДН, снижение правонарушений обучающимися)

Х

Х

Реализация мероприятий, направленных на работу с одаренными детьми (наличие участников и призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня)

Х

Х

Х

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (наличие мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, наличие участников и призеров спортивных соревнований различного уровня)

Х

Х

Х

Реализация социокультурных проектов (наличие объединений обучающихся, научного общества обучающихся, музея, театра и др. социальных проектов)

Х

Х

Финансово-экономическая деятельность:

Х

Х

Х

Доля внебюджетных средств в общем объеме средств образовательной организации за финансовый год

Х

Х

Доля внебюджетных средств, направленных на приобретение основных фондов

Х

Х

Отсутствие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушений финансово-экономической деятельности, приведшей к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств в течение отчетного периода

Х

Х

Х

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

по разработке муниципальными

органами, осуществляющими

управление в сфере образования,

Республики Хакасия показателей

эффективности деятельности

муниципальных образовательных

организаций, их руководителей и

отдельных категорий работников

Примерные показатели эффективности

для педагогических работников образовательных организаций

№ п/п

Направление, показатели

дошкольное образование

общее образование

дополнительное образование

Качественное предоставление государственной услуги в соответствии с требованиями ФГОС и ФГТ (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации и др.)

Х

Х

Х

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, и др.):

Х

Х

Х

Оценивается количество и качество творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся, выполненных под руководством педагога

Х

Х

Х

Оценивается деятельность педагога как организатора социальной жизни обучающихся. При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели:

— доля включенных в социальную практику обучающихся от их общего количества;

— создание и поддержание благоприятного психологического климата (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) в коллективе учащихся;

— отсутствие правонарушений среди обучающихся (или положительная динамика по этому показателю);

— активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения;

— уровень сформированности социальных компетенций.

Возможные направления социальной практики:

— шефская помощь (заболевшие дети, а также обучающиеся на дому по состоянию здоровья, младшие школьники, люди старшего возраста);

— деятельность по организации и участию в социально-значимых акциях и движениях;

— деятельность по сохранению экологического баланса на территории образовательной организации и территории проживания, краеведческая деятельность;

— деятельность в молодежных и ученических объединениях;

— практическая деятельность в области защиты прав и интересов детей и молодежи, разработка и реализация бизнес-планов и т.д.

Х

Х

Х

Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников:

Х

Х

Х

Оценивается соответствие результатов мониторинга значению критериального показателя

Х

Х

Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации):

Х

Х

Оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся.

Х

Х

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся, воспитанников:

Х

Х

Х

отсутствие обоснованных жалоб со стороны других участников образовательных отношений

Х

Х

Х

проведение мероприятий, способствующих взаимодействию с родителями обучающихся, воспитанников

Х

Х

Х

наличие системы информирования родителей в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях

Х

Х

Х

Участие и результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях:

Х

Х

наличие призеров и победителей муниципальных, региональных, всероссийских этапов предметных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций и других интеллектуальных состязаний

Х

Х

Участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», интегрированные курсы, «виртуальный класс», др.)

Х

Х

Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы (да/нет)

Х

Х

Х

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы:

Х

Х

Х

доля вовлеченных в физкультурно-оздоровительные мероприятия

Х

Х

Х

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей:

Х

Х

Х

развитие социального партнерства: реализация плана совместных действий, заключены соглашения и договоры о совместных действиях

Х

Х

Х

наличие положительных результатов взаимодействия с разнопрофильными социальными партнерами

Х

Х

Х

Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.):

Х

Х

Х

формирование комфортной развивающей образовательной среды

Х

Х

Х

Чувасова Анна Александровна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Chuvasova Anna
Krasnoyarsk State Pedagogical University Аннотация: Изменение социально-экономических условий функционирования образовательных учреждений требует изменения подхода к оценке их экономической эффективности. Очевидно, что необходимо применить интегральный показатель конкурентоспособности учреждения на основе системы взаимосвязанных внешних и внутренних показателей деятельности.
Abstract: Changing socio-economic conditions of the educational agencies requires a revision of the assessment of their economic efficiency. First of all, you need to create a system of interconnected internal and external performance and on its basis to carry out the calculation of integral index of competitiveness of the educational agency. Ключевые слова: экономическая эффективность, интегральный показатель конкурентоспособности, образовательное учреждение
Keywords: economic efficiency, integral index of competitiveness, educational agencies

В современной экономической литературе существует множество исследований о влиянии образования на экономические показатели – как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне всей страны. Тем не менее, нет достаточно четких и однозначных выводов о том, как образование воздействует на эти показатели. В качестве обоснования такой неоднозначности можно привести тот факт, что человеческий капитал сложно измерить количественно и качественно.

Кроме того, не стоит забывать, что процесс обучения занимает достаточно длительный период (получение среднего полного образования составляет в нашей стране 11 лет), а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени.

К экономическим выгодам образования традиционно относят:

1. Рост качества производимой продукции

2. Снижение безработицы

3. Увеличение налоговых платежей (в частности, подоходного налога)

4. Увеличение доли людей, ведущих здоровый образ жизни

5. Снижение социально-экономического неравенства (коэффициент Джинни)

Напомним, что существует два вида критериев эффективности:

– «критерии результата» (результаты должны быть выше результатов того же преподавателя (специалиста) или выше результатов, типичных для образовательных учреждений того же уровня данного региона, результаты учащегося должны в максимальной степени соответствовать его возможным);

– критерии затраченного времени для достижения результата. Чем меньше времени затрачивается, тем эффективнее деятельность (при одинаковом результате).

Чтобы измерить эффективность сферы образования, необходимо знать три ключевых показателя:

1) количество учащихся;

2) общий объем финансирования;

3) конечный результат, с помощью которого измеряется качество образовательного процесса.

Могут использоваться разные показатели качества образовательного процесса: количество аттестатов (дипломов) особого образца, количество 100-бальных ЕГЭ (ИГАВ), количество учеников закончивших образовательную программу соответствующей ступени и т.д.

Рисунок 1 Ключевые показатели, позволяющие оценить эффективность сферы образования

Для определения эффективности деятельности сферы школьного образования необходимо вычислить три показателя :

1. Показатель экономической эффективности, который определяется как частное от деления показателя бюджетной услуги на стоимость предоставляемой услуги. В образовательном учреждении это деление количества учащихся на затраты на их обучение.

Если разделить затраты на обучение на количество учащихся, то получим норматив расходных обязательств в расчете на одного ученика.

2. Показатель результативности, или качества образовательного процесса, который рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на общее количество учеников.

3. Показатель эффективности бюджетных расходов рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на затраты на обучение. В свою очередь, если умножить показатель экономической эффективности на показатель результативности, можно получить показатель эффективности бюджетных расходов на образование.

В связи с этим можно сделать вывод, что для повышения эффективности расходов необходимо:

? сокращать расходы на образование, не ухудшая качества, т.е. при сохранении результативности повышать экономической эффективности;

? повышать качество образования, не увеличивая расходы на него, то есть при сохранении экономической эффективности повышать результативность. Следовательно, чтобы повысить эффективность расходов на образование надо предоставлять образовательные услуги либо качественнее, либо дешевле, либо совместить и то и другое.

Для примера рассмотрим ключевые показатели оценки конкурентоспособности и экономической эффективности ВУЗа.

Согласно Р. Фатхутдинову, «конкурентоспособность ВУЗа — это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынках труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» .

Соглашаясь с этим определением, отметим, что конкурентоспособность также непосредственно связана с экономической эффективностью деятельности ВУЗа. Вложения в конкурентные преимущества (обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности) оправданы до тех пор, пока они приносят положительный экономический эффект (чистый доход ВУЗа должен превышать затраты, осуществленные для его достижения).

Таким образом, последовательность оценки эффективности функционирования ВУЗа должна складываться из следующих этапов:

1. Сравнение внешних показателей (в статике и динамике за несколько лет) результативности ВУЗа с основными конкурентами в регионе. К таким показателям относятся: стоимость оказываемых услуг, количество программ подготовки и переподготовки кадров (в том числе программ дополнительного обучения), количество обучающихся по этим программам, количество выпускников, работающих по полученной специальности, количество выпускников, зарегистрированных на бирже труда, обеспеченность ВУЗа материально-техническими ресурсами.

2. Расчет внутренних показателей конкурентоспособности, характеризующих инновационную активность ВУЗа (кадровая обеспеченность, доля кандидатов и докторов наук в ППС, количество выпускаемых монографий, учебно-методических пособий, количество зарегистрированных патентов на изобретения, количество студентов, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах, количество защищенных диссертаций и иные подобные показатели).

3. Определение «веса» каждого параметра в общей конкурентоспособности ВУЗа (например, с использованием балльной системы).

4. Сопоставление результата (дохода) от достижения требуемого уровня показателя конкурентоспособности с затратами на это достижение по каждому показателю.

5. Сравнение общего результата (дохода) ВУЗа с совокупными затратами. Если разница между ними больше нуля, то деятельность ВУЗа можно признать эффективной, а его позиции конкурентоспособными.

Библиографический список

1. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие.- СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 180с.
2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза//Высшее образование.-2006.-№9.-с.31-36

Показатели эффективности образовательных учреждений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *