Почта России монополист или нет?

Заказчик осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ).
Возможна ли закупка у единственного поставщика — ФГУП «Почта России», являющегося субъектом естественной монополии?

5 сентября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если положением о закупке, утвержденным заказчиком, предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий у единственного поставщика, заказчик вправе заключить договор на оказание общедоступной почтовой связи с ФГУП «Почта России» без проведения конкурентных процедур.

Обоснование вывода:
Субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закона N 147-ФЗ) является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Исчерпывающий перечень сфер видов деятельности, в которых существуют условия естественных монополий, дан в п. 1 ст. 4 этого Закона. К таким сферам отнесены, в частности, услуги общедоступной почтовой связи.
ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи. На настоящий момент оно включено в этом качестве в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль*(1).
К видам деятельности, осуществляемым субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи, относятся: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы (п. 1, п. 2 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»).
Отметим, что на практике нередко возникает вопрос о правомерности осуществления закупки иных товаров работ и услуг у лиц, являющихся субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи, без проведения конкурентных процедур, как у единственных поставщиков, например, марок и маркированных конвертов*(2).
В связи с этим отметим, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Поэтому заказчик вправе заключить с ФГУП «Почта России» договор без проведения конкурентных процедур, если положением о закупке, утвержденным заказчиком, предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий у единственного поставщика. При этом указанным способом может быть осуществлена не только закупка услуг общедоступной почтовой связи, но и иных сопутствующих услуг (например, закупка марок и маркированных конвертов), если такая возможность предусмотрена положением о закупке, либо если реализация данных услуг происходит в составе общедоступных услуг связи, оказываемых ФГУП «Почта России» (смотрите, например, письмо ФАС России от 29.11.2016 N РП/82541/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Такие действия связаны со злоупотреблениями и нарушениями законодательства. Они ведут не только к ограничению (устранению) конкуренции, но и к нарушению прав и интересов покупателей, гарантированных Конституцией РФ, ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Такая деятельность незаконна, пресекается государством с целью обеспечить прозрачные и равные условия для всех участников рынка.

Проявление

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.

Виды

Классифицируется МД по разным признакам. В ФЗ «О защите конкуренции» приводятся следующие виды:

  • неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением;
  • согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны;
  • другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.

Защиту субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке, обеспечивает государство посредством ФАС. Эта служба проводит мониторинг деятельности предприятий на предмет выявления признаков МД и предпринимает в отношении нарушителей соответствующие меры воздействия. Любая компания может защититься от нарушителей в судебном порядке, подав соответствующий иск.

Монополистическая деятельность негативно влияет на рынок, развитие бизнеса и экономику в целом. Поэтому основная задача государства — это защита прав и интересов субъектов хозяйствования, обеспечение равных прав и здоровой конкуренции.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи) определено, что государственные знаки почтовой оплаты (далее — ГЗПО) являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи.
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), ГЗПО применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях). Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи.
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет ФАС России, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Кроме того, приказом ФАС России от 20.04.2017 № 541/17 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России» (далее — Приказ № 541/17), установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП «Почта России», в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
На основании изложенного, ФАС России считает, что продажа ГЗПО не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного исполнителя ФГУП «Почта России» на оказание услуг, указанных в Приказе № 541/17, руководствуясь при этом пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Дополнительно ФАС России сообщает, что при заключении договора на оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, не допускается включать в такой договор иные работы (услуги), которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А. Ю. ЖУЧКОВ

Статья посвящена уточнению сущности естественной монополии как социально-экономического явления. Рассмотрена роль естественных монополий, и отражено влияние сложившейся ситуации на их функционирование и развитие в национальной экономике, на основе чего обоснована необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, государственное регулирование, инфраструктурные отрасли, национальная экономика.

Монополии существуют в любом государстве, независимо от уровня его экономического развития. В современной экономической теории термин «монополия» зачастую имеет негативное значение, т. к. монополистическое образование ассоциируется с абсолютным вытеснением конкурентов в отрасли, невозможностью появления новых производителей из-за создания жестких барьеров на их пути, ценовым давлением на потребителя и поставщика, а в отдельных случаях -с давлением на государство.

Однако следует отметить, что термин «монополия» является достаточно многозначным. В обыденном языке под монополией подразумевается какая-либо крупная компания или объединение предпринимателей. В переводе с греческого языка термин «монополия» дословно означает «продаю один». В результате монополия в экономической литературе характеризуется как определенная структура рынка, с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего товар, не имеет аналогов .

Монополизм является объективной тенденцией экономического развития любого общества. Так, на рубеже XIX-XX вв. проявилась проблема, связанная с всеобъемлющим процессом перехода от свободной конкуренции к преимущественно монополистической экономике.

На рубеже XIX-XX вв. впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные с всеобъемлющим процессом перехода от свободной конкуренции к преимущественно монополистической экономике. На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма можно

сделать вывод, что монополизм является объективной тенденцией экономического развития.

Согласно Закону РФ «О естественных монополиях» № ФЗ № 147: «естественная монополия -это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективное в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров «.

Следует отметить, что естественная монополия существует лишь в тех сферах, где эффективное производство и распределение товаров и услуг возможно при наличии единственной фирмы-производителя. В данном случае величина издержек фирмы производителя ниже, чем в случае если бы на рынке осуществляли производственно-хозяйственную деятельность две и более фирм. Следовательно, наличие конкурентов в данных сферах является экономически невыгодным и ведет к формированию параллельной инфраструктуры.

Таким образом, существование естественных монополий обусловлено наличием ряда факторов:

— наличие особых технологий;

— отсутствие товаров заменителей, что вызвано уникальными свойствами товаров и услуг естественных монополий;

— наличие инфраструктуры (производственный комплекс) и ресурсов, используемых естественными монополиями для выпуска товаров и услуг (например, контроль над месторождением вполне способен породить естественную монополию);

— существование высоких барьеров входа в отрасль. Данный фактор позволяет сохранить конкурентные преимущества уже существующим монополистическим образованиям.

Данные обстоятельства позволяют отнести ряд отраслей к естественным монополиям, однако кроме перечисленных факторов, существует и типичные, присущие всем монополистическим образованиям (вертикальная интеграция деятельности, наличие патента и др.).

Таким образом, монополистические образования обладают рядом специфических признаков:

— эффект от масштаба и разнообразия как граница внутренней эффективности естественно-монопольной фирмы, которая в долгосрочном периоде имеет также технологические, спросовые и нишевые пределы;

— субаддитивность издержек;

— граница общественной эффективности естественной монополии, определяемая равенством совокупного прироста затрат в другой рыночной структуре (из-за потери субаддитивности) дополнительным общественным потерям от монополии (определяемым на основе «треугольника А. Хар-бергера») ;

— наличие барьеров на входе в отрасль, как финансовых и географических, так и административных и связанных с правом собственности;

— отсутствие товаров заменителей;

— взаимосвязь предприятий участвующих в производственном цикле, за счет имеющейся у естественных монополий материальной инфраструктуры;

— наличие внешних эффектов от производственно-хозяйственной деятельности естественных монополий;

— низкая эластичность спроса в краткосрочном периоде на продукцию естественных монополий.

На сегодняшний день естественные монополии являются основными компонентами поддержания и развития национальной экономики. Их природа такова, что они формируют собственную инфраструктуру и финансовую систему, которые

в свою очередь являются основой жизнеспособности страны (рис. 1).

Кроме того, отрасли естественных монополий оказывают непосредственное воздействие на уровень благосостояния населения, уровень развития общества и экономики в целом. Именно в этом и проявляется огромная социальная значимость рассматриваемых отраслей.

Таким образом, естественные монополии в современной российской экономике выполняют ряд функций, отражающих их роль в развитии национального хозяйства. К числу таких функций относятся:

1. Бюджетообразующая функция. В современных условиях естественные монополии являются основными источниками доходов для бюджетов многих российских регионов и страны в целом. Так, например, на предприятия топливно-энергетического комплекса приходится 2/3 налоговых поступлений в бюджет. Доля нефтегазового сектора в доходах федерального бюджета за 2010 г. составила 48 % . «Газпром» является основным российским налогоплательщиком, который опережает Сбербанк.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Затратообразующая функция. Затраты на товары и услуги естественных монополий составляют внушительную величину в структуре себестоимости практически всех товаров. Однако, использование в производственном процессе устаревшего оборудования негативным образом отражается на величине издержек и цен. Не случайно основным направлением в Программе развития 2020 г. является снижение энергоемкости ВВП. Так, по оценкам экспертов Министерства Экономического Развития в период 2008-2020 гг. запланирован прирост потребности России в энергии на 79-84 %, за счет повышения энергоэффективности национальной экономики.

3. Инфраструктурная функция. Зачастую отрасли естественных монополий называют инфраструктурными. Основной чертой инфраструктурного производства является его специфическая роль в воспроизводственном экономическом цикле в качестве элемента, обеспечивающего процесс обращения товарных потоков.

Инфраструктура объединяет предприятия общего пользования, которые создают необходимые условия для функционирования экономики в целом. Так как большинство видов продукции чаще всего потребляется не в том месте, где производится, возникает необходимость перемещения продукции от одного экономического агента к другому — в организации системы поставок.

о £

о

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Факторы

Наличие особых техноло-

Уникальность продуктов

и ресурсов

Высокие барьеры входа в отрасль

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

4 Р

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

Передача электроэнергии

Транспортировка газа по трубопроводам

Услуги аэропортов и управление воздушным движением

Услуги портов

Телефонная связь

Почтовая связь

Услуги транспортных Железные дороги и железно-терминалов дорожные перевозки

Теплоснабжение

Центральное водоснабжение

Социальная значимость:

— основа жизнеобеспечения страны;

— отсутствие товаров заменителей;

— наличие финансовых средств для осуществления долгосрочных исследований;

— цена продукции в структуре затрат всех товаров и услуг

Функции

— бюджетообразующая;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— жизнеобеспечивающая;

— оборонная;

— социальная;

— ресурсообеспечивающая;

— эколого-техногенная

А А А

Угрозы деятельности естественных монополий:

— снижение конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

— снижение уровня жизни населения;

— банкротство предприятий реального сектора экономики;

— дифференциация населения;

— рост социальной нестабильности

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Роль естественных монополий в национальной экономике

К числу инфраструктурных отраслей относятся предприятия, создающие условия для эффективного функционирования и развития экономики, а основная часть товаров предоставляется потребителям с помощью специализированных объектов, охватывающих всю территорию страны (дороги, электропровода, телефонные линии, железные дороги и др.). Следовательно, к инфраструктуре чаще всего относятся отрасли, использующие природные ресурсы и линии связи между подразделениями системы — электроэнергетика, нефтяная и газовая отрасль, различные виды транспорта и связи.

Развитие инфраструктурных отраслей опережающими темпами является конъюктурообра-зующим фактором в международной торговле и мировом движении капитала, а также обеспечивает конкурентоспособность страны в мировом пространстве, устойчивость и динамизм экономического роста. В свою очередь, рост инфраструктурных отраслей по сравнению с материальным производством и расширением ее хозяйственных функций — одна из закономерностей общественного развития.

Таким образом, с одной стороны, отрасли инфраструктуры — сфера экономики, располагающая широкими возможностями генерирования издержек. Но с другой — субъектам современной экономики, включая естественные монополии, присущ высокий уровень концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение трансак-ционных издержек .

4. Социальная функция. Так как продукция естественных монополий занимает значительное место в производительном и непроизводительном потреблении, то производимые ими товары и услуги носят жизнеобеспечивающий характер. Например, доля затрат на услуги ЖКХ в различных регионах нашей страны составляет от 2,8 % до 19,4 % .

К числу основных социальных функций деятельности естественных монополий относятся: обеспечение равного доступа к товарам и услугам монополистических образований, осуществление природоохранных мероприятий, предоставление товаров и услуг независимо от территориальной расположенности, создание разветвленной инфраструктурной сети, обеспечивающей единство территорий, обеспечение национальной безопасности.

5. Стабилизирующая функция. Естественные монополии играют двоякую роль. С одной стороны, выпуск продукции естественными монополи-

ями положительно коррелирует с национальным производством в долгосрочном периоде. С другой стороны, в краткосрочном периоде в силу относительно стабильного спроса на их продукцию со стороны населения и внешнего сектора экономики они могут выполнять контрциклическую функцию в экономике, сдерживая спад в периоды кризисов и предотвращая перегрев в периоды подъема .

На сегодняшний день естественные монополии выступают неким средством разрешения противоречий национального хозяйства, возникающие в свою очередь в местах наиболее тесного переплетения экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, создавая условия для развития других сфер экономической системы.

Кроме того, естественные монополии играют важную структурообразующую роль в экономике страны. К. Тотьев справедливо отмечает, что, используя преимущества своего монопольного положения на рынке, монополии могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне-и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний, может стать стратегическим направлением развития естественных монополий России, что внесет элемент устойчивости в тенденции регионального и государственного развития в целом .

Таким образом, на основе проведенного исследования можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты функционирования естественных монополий в современной российской экономике. К числу положительных аспектов функционирования естественных монополий в российской экономике относятся:

— единство материальных и нематериальных активов;

— создание условий для эффективного функционирования и развития различных сфер экономической системы и национального хозяйства в целом;

— сокращение издержек за счет масштабов производства и канала сбыта товаров и услуг, за счет снижения издержек на производство единицы продукции;

— доля государства в собственности естественных монополиях, что способствует удовлетворению потребностей субъектов национальной экономики;

— мобилизация финансовых ресурсов с целью обеспечения производственного процесса на должном уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— внедрение в производственно-хозяйственную деятельность достижений научно-технического прогресса;

— внедрение стандартов качества в производственную деятельность;

— введение системы контрактных отношений, что способствует сокращению потерь, связанных с экономическими рисками и неопределенностью.

Однако, следует отметить, что помимо положительного воздействия на национальную экономику, деятельности естественных монополий присущи и отрицательные аспекты, такие как:

— в ряде случаев необоснованные тарифы;

— низкое качество предоставляемых услуг;

— лоббирование личных интересов;

— перекладывание неоправданно высоких издержек на потребителя.

При этом следует отметить тот факт, что в ряде случаев недостатки естественных монополий становятся их достоинствами. Так, например, в 2006 г. Правительством РФ было принято решение, связанное с ускоренным ростом тарифов естественных монополий в 2007-2011 гг., с целью реализации ряда инвестиционных программ естественных монополий, которые образовались в результате нерациональной инвестиционной политики или неадекватного реформирования компаний. В электроэнергетике тарифы были подогнаны под завышенные инвестиционные планы. Как следствие, вся нагрузка легла на плечи отечественных потребителей, а сами отрасли превратились из доноров экономики в одних из основных ее реципиентов.

Таким образом, на сегодняшний день государство заинтересовано в преодолении высокого уровня монополизации экономики России. Однако, прежде чем проводить активную антимонопольную политику необходимо собрать и обработать информацию о рынках, уровне развития кон-

куренции на них, а также отдельных субъектах естественной монополии.

Литература

2. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М., 1998. С. 254.

3. Комитет совета Федерации по бюджету. 2011 г. URL: http:// counoil.gov.ru

6. Радюкова Я. Ю. Государственное регулирование естественных монополий в сфере тарифообразова-ния: проблемы и пути решения // Вести высших учебных заведений Черноземья. Научно-технический и производственный журнал. ЛГТУ. 2011. № 3.

7. Рейтинг регионов по доле расходов населения на ЖКХ. 23.05.2011 г. URL: http:// ria.ru

8. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 1997. № 12. С. 14-20.

* * *

ROLE OF NATURAL MONOPOLIES IN NATIONAL ECONOMY

A. Yu. Zhuchkov

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий»

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что в условиях современной России развитие и поддержка конкуренции стали одним из ключевых направлений экономической политики. Однако в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов таких монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования в области естественных монополий, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. С этой целью в России впервые был принят Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях». За истекшее десятилетие в реализацию положений данного закона было принято значительное число нормативных правовых актов (13-по вопросам транспортировки газа, 12 по транспорту, отдельно 10 по железнодорожному транспорту, 9 по связи)1. Не смотря на объемный массив нормативных источников, в настоящее время существует ряд проблем действующей системы регулирования, к числу которых необходимо отнести следующие:

1) краткосрочное асинхронное регулирование, направленное в большей степени на подавление текущей инфляции, а не на привлечение инвестиций и долгосрочное развитие;

2) «догоняющее», по сравнению со структурными реформами, развитие системы регулирования;

3) «несбалансированная» социальная нагрузка на инфраструктурные сектора, препятствующая развитию экономики, в том числе конкурентных сегментов рынка;

1 http://www.fstrf.ru

4) неунифицированность, пробелы и противоречия в законодательстве;

5) ограниченность ресурсов у органов регулирования для выполнения возложенных на них контрольных функций.

Решить вышеназванные проблемы крайне сложно ввиду того, что в настоящее время осуществляется реформа в сфере электроэнергетики, в газовой отрасли, на железнодорожном транспорте. Проблема выявления основных каналов взаимного влияния реформируемых субъектов и направлений их взаимодействия с органами государства, осуществляющими регулирование их деятельности, представляется чрезвычайно важной с точки зрения сохранения управляемости процесса перехода к новой структуре.

Отмеченные факторы определили выбор темы и необходимый круг рассматриваемых проблем.

Целью данного исследования являются выявление основных элементов механизма государственно-правового регулирования; определение особенностей административного, бюджетного, налогового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

— Рассмотреть основные общетеоретические понятия и категории: «естественная монополия», «субъект естественной монополии», «механизм государственного регулирования», «административно-правовой статус», «бюджетное, налоговое регулирование»;

— осуществить системно-структурное исследования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

— изучить реализацию правовых норм, определяющих основы административно-правового, финансово-правового статуса, в деятельности субъектов естественных монополий.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования субъектов естественных монополий, их взаимоотношений с иными хозяйствующими субъектами, органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации.

Степень изученности проблемы. Естественные монополии в Российской Федерации являются сравнительно новым институтом, законодательство, определяющее статус субъектов естественных монополий, динамично развивается, в настоящее время сформировался огромный массив нормативных правовых актов органов исполнительной власти, регулирующих статус отдельных видов субъектов естественных монополий, которые нуждаются в системном, комплексном исследовании. Проблемы административно-правового, финансового и бюджетного регулирования деятельности естественных монополий по-прежнему остаются малоизученными ввиду своей сложности, объемности в плане законодательства и закрытости информации (которая является коммерческой тайной). Одним из примеров, наглядно иллюстрирующих массив правового регулирования изучаемого предмета, является подготовленная и представленная на официальном сайте РАО ЕЭС информация по реформированию электроэнергетики, объединяющая 37 нормативных источника (7 федеральных законов, 16 Постановлений, 7 Распоряжений Правительства Российской Федерации, 4 Приказа Федеральной службы по тарифам и Постановления Федеральной энергетической комиссии и 3 нормативных акта федеральных органов исполнительной власти, принятых в 2005 году). Проводимые исследования по вопросам функционирования естественных монополий в основном касались экономических, а не правовых аспектов их деятельности. В этой связи можно заключить, что настоящая работа по сути является одной из первых попыток проведения системного анализа проблем административно- правового и финансового регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Изучение практики функционирования естественных монополий в Российской Федерации осуществлялось в контексте сравнительного анализа с опытом и практикой работы данного института на Западе, где рыночные отношения, механизм государственного регулирования экономики сформировались давно и развивались постепенно. Выводы, сделанные в трудах ученых-экономистов России и зарубежных стран, были положены в основу настоящего диссертационного исследования, среди них: Б.Ф. Андреев, Н. Байков, Н.И. Белоусова, Н.Ю.Бродский, А.Я.Бутыркин, А Вурос, Е. В. Гриценя, В. Кокорев, Н. Розанова, Е. Ясин, С. Брю, X. Вэриан, А.-О. Курно, К. Макконнелл, Дж.С.Милль, Д. Моррис, Д. Хэй.

Теоретическую основу работы составили также труды ведущих специалистов в области теории государства и права, административного, финансового, сравнительного зарубежного права, таких как: А.П.Алехин, Л.К.Воронова, Е.Ю. Грачева, М.В.Карасева, Ю.А.Крохина,

В.Е.Кузнеченкова, В.А. Парыгина, А.Д.Селюков, А.А. Тадеев, Ю.А.Тихомиров, Н.И.Химичева.

Автор основывает свои выводы на работах, посвященных проблемам антимонопольного законодательства, правового регулирования естественных монополий, созданных такими авторами как А.И. Багандов, Г. Кирюшкина, Н.И. Клейн, В.И. Лаврищев, А. Паламарчук, К.Ю.Тотьев.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ (ред. от 3 ноября 2004 г.) «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы: от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 29 июля 2004 г.) «О естественных монополиях», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. № 13-ФЗ) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2004 г. № 211-ФЗ) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ в ред. от 7 июля 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. от 7 июля 2003 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Бюджетных, Воздушный, Налоговый кодексы, Кодекс торгового мореплавания, другое федеральное законодательство, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о локальных естественных монополиях.

Эмпирическая база основана на анализе деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации: РАО ЕЭС, ОАО «Газпром». В диссертации использованы статистические, аналитические материалы, данные социологических опросов, судебная практика.

Методология исследования. В процессе работы применен целостный подход к изучаемому предмету. Использованы исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы, формально-юридический анализ, моделирование и толкование норм права. Для характеристики изучаемых проблем использованы наблюдение, сбор фактических данных и их обработка, иные социологические методы.

Научная новизна диссертационного исследования. В настоящей работе впервые проведено комплексное исследование механизма государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом осмыслении форм и методов государственного воздействия на деятельность субъектов естественных монополий.

Впервые удалось осуществить комплексный анализ системы органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Сформулировать общие положения, характеризующие правовой статус субъектов естественных монополий в целом и специфические особенности регулирования субъектов естественных монополий в таких сферах как: транспортировка газа, электрической энергии, железнодорожные перевозки, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Новизна проявляется в выделении наиболее важных, узловых проблем механизма государственно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий и в научном обосновании их разрешения.

На защиту выносятся следующие выводы и положения, в которых представлена научная новизна работы:

1. В статье 5 Федерального закона № 147 в систему органов регулирования естественных монополий включены только органы исполнительной власти, данная норма не отражает всего спектра институциональных образований механизма правового регулирования естественных монополий. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, законодательная власть создает правовые нормы, на основе которых осуществляют свою деятельность субъекты естественных монополий, а также формируется система органов исполнительной власти, обеспечивающая регулирование данной деятельности. В рамках законодательной власти функционирует механизм парламентского контроля за исполнительной властью, благодаря которому парламент может косвенным образом влиять на органы управления естественными монополиями и на деятельность их субъектов.

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создана Комиссия по естественным монополиям, полномочия которой определяются п. 23 ст. 30 Регламента Совета Федерации и основной задачей которой является именно законодательное обеспечение естественных монополий, в этой связи к числу органов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий следует отнести Комиссию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Необходимо внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации наделяется правом утверждать основы » ценообразования в сфере оказания услуг морских портов.

3. Необходимо в правовом регулировании деятельности естественных монополий четко разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку в настоящее время законодательство ориентировано на естественные монополии федерального уровня. Таким образом, масса предприятий, являющихся локальными естественными монополистами, оказывается вне системы действенного контроля, имеющего под собой адекватную правовую базу.

4. Следует уточнить круг субъектов естественных монополий. Предприятия ресурсоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства могут и должны рассматриваться как естественные монополисты, несмотря на то, что в существующей редакции закона дан исчерпывающий перечень видов деятельности, подпадающих под его действие. Тем более что в законодательных актах субъектов Российской Федерации данные предприятия признаются локальными естественными монополиями.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается во внесении вклада в разработку ряда теоретических положений науки административного и финансового права; в формулировании рекомендаций при подготовке законодательных актов о субъектах естественных монополий, которые могут быть использованы в нормотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. Ряд положений диссертации могут быть использованы в преподавании отдельных тем курса административного, финансового права и разработке учебных пособий по названным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также нашли отражение в научных публикациях диссертанта.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка нормативных источников и литературы.

Почта России монополист или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *