Плата за Платон

Что такое система ПЛАТОН?

Основная задача введенной покилометровой оплаты за проезд тяжеловесных машин системы ПЛАТОН заключается в считывании местонахождения конкретного автотранспортного средства через спутниковые электронные приборы приема/передачи сигнала, установленные как на самом автомобиле, так и в авторизированном центре приема дистанционных данных, и в конечном итоге и оплаты за проезд.

Участники движения, это в основном касается автотранспорта общей массой свыше 12 тонн, обязаны пройти регистрацию на портале единого подрядчика-инвестора, как владельца одного или нескольких видов автотранспортных средств.

На страницах личного кабинета можно получить всю достоверную информацию о тарифах и скидках, установить карту постоянных маршрутов на день запроса.

Водитель или владелец может установить специальное приложение на свое мобильное устройство, чтобы была возможность своевременного входа в систему и оплаты транзита по трассам федерального назначения без задержек и остановок органами контроля.

Также с личной страницы зарегистрированного пользователя можно выяснить пункты аренды бортовых средств исчисления, необходимых для функционирования в системе ПЛАТОН, их регистрации и методологию использования, работы с маршрутными картами для определенного вида транспортных средств.

Обращаем ваше внимание! В связи с уточнениями в КоАП РФ, ряда федеральных Законных Актов и Постановлениями Правительства, компания «RT-Инвест Транспортные Системы», от 03.11.15, наделена особыми правами на законодательном уровне быть единственным представителем автодорожной системы ПЛАТОН, именно ей переданы полномочия на взимание средств за передвижения по трассам федерального назначения.

Если у вас возникли вопросы, получите бесплатную юридическую помощь, оформив запрос в конце статьи.

Цели создания

Пример создания общероссийской системы взимания оплаты за транзит большегрузного автотранспорта почерпнули у европейцев, там с давних пор она работает и показывает отличные результаты. Может быть, именно эти основания являются причиной отличного качества всех автомобильных дорог Европы? Кто знает, вполне вероятно, что это так.

Разработчики единого принципа взимания средств придумали название ПЛАТОН исходя из сокращения двух понятий «плати за тонну», и это действительно так, именно тоннаж является основным критерием для оплаты проезда по общим дорожным магистралям России.

Да, все автомобилисты обязаны платить единый транспортный налог, который и формируется именно на цели реконструкций всех маршрутов, но этих денег явно не хватает, чтобы абсолютно все дороги стали идеальными с точки зрения передвижения.

Зачастую дальнобойщики аргументируют свои отказы в оплате тем, что они добросовестно оплачивают сбор, установленный налогообложением, но их транспорт наносит дорожному полотну больше урона, чем, например, маленький жигуленок, который перемещается в сторону своей дачи.

Вот и была разработана уникальная система, которой не было до сих пор аналогов в нашей стране.

Если вас интересует как и за чей счет создавалась система ПЛАТОН, обязательно просмотрите данное видео:

По общероссийским статистическим данным благодаря нововведению российский бюджет пополнился примерно на 11 млрд. рублей, все средства были задействованы на реконструкцию морально устаревших и разбитых трасс общего и местного назначения. Все это положительно сказывается на бюджетах муниципальных образований – дороги приводятся в порядок за счет средств ПЛАТОНа, а выделенные средства расходуются администрацией на социальные и другие нужды поселений.

Хотя многие дальнобойщики яро протестуют против взимания с них дополнительных денежных средств, в связи с положительными результатами систему собираются продвигать и на уровне муниципальных образований, чтобы местные бюджеты смогли пополняться, а собранные средства могут быть использованы на реконструкцию местных маршрутов между малонаселенными пунктами.

Объекты и элементы

Для полноценного функционирования и пополнения бюджета средствами из оплаты транзита большегрузных автотранспортных средств был разработан целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

  • собственно сам центральный офис, в котором происходит аналитика всех поступаемых данных о передвижении зарегистрированных в системе транспортных средств со всех устройств спутниковой связи;
  • на российской территории открыты 138 представительств ПЛАТОН по обслуживанию водителей большегрузов;
  • ультрасовременная система информирования о местонахождении авто по геоданным со спутников системы ГЛОНАС и GPRS;
  • уникальное программное обеспечение по всем расчетам (российской разработки);
  • единовременный контроль примерно за 100 видов транспорта;
  • выделено до 480 единиц технического спецоборудования;
  • разработан единый общероссийский интернет ресурс и службы помощи автовладельцев;
  • создано более 500 оборудованных терминалов по обслуживанию клиентов по всей России ;
  • система работает с партнерами, за расчеты электронной платежной системой Qiwi можно получить бонусы по оплате;
  • аренда или покупка бортовых электронных устройств;
  • разработка удобной маршрутной карты следования транспортного средства.

Принцип и описание работы

Чтобы стать законным участником дорожного движения в системе ПЛАТОН водителю необходимо предварительно сделать несколько мероприятий:

  1. Открыть дебетовый счет в любом российском финансовом учреждении, оформить на него пластиковую карту;
  2. Пройти обязательные регистрационные процедуры на портале системы (ссылка дана выше);
  3. Зарегистрировать маршрут постоянного следования авто на сайте или в терминалах обслуживания;
  4. Взять в аренду или приобрести специальное считывающее устройство, принимающее/передающее сигналы на спутники системы ГЛОНАС или GPRS;
  5. Оплатить услуги – через мобильное приложение, через онлайн форму или терминалы оплаты.

Можно автоматизировать расчеты, если дополнительно установить спецоборудование, так называемый трекер, который в режиме реального времени будет сам делать все исчисления, передавать их в единую базу, и даже платить стоимость транзита, исходя из зарегистрированной карты маршрута следования авто.

Все передаваемые с устройств данные попадают через спутниковую связь в единый Центр, который занимается обработкой и получением средств, затем они будут перечислены в государственный или муниципальный бюджет.

Штрафы

Штрафные санкции за отсутствие регистрации в системе ПЛАТОН применяются дифференцировано, в зависимости от того, кому принадлежит машина:

  1. Если будет остановлено авто с водителем, который работает по найму, то с него могут удержать до 5 тысяч рублей.
  2. Автомобили, которые следуют по трассам федерального предназначения без регистрации и принадлежат по праву собственности либо ИП, либо коммерческой организации, попадают под санкция в размере до 41 тысячи российских рублей.
  3. Автомобили с принадлежностью к крупным юридическим лицам облагаются наиболее высокими штрафами, размер может составлять до 455 тысячи российских рублей.

Если автотранспортное средство будет выявлено повторно, к нему будут применены штрафы в двойном размере.

В случае если у вас остались вопросы, обращайтесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Программа взимания платы за пользование федеральными трассами была разработана, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Отечественные автомобилисты приняли это нововведение весьма негативно, так толком и не поняв механизма действия. Как работает система «Платон» и так ли она плоха, стоит разобраться каждому владельцу грузового транспорта.

Что такое система «Платон»: сущность и основания для разработки

Эта система налогообложения была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Главной целью её создания является компенсация расходов на ремонт дорожного покрытия, возникающих из-за превышения количества большегрузного автотранспорта, которого на момент начальной стадии разработки насчитывалось около 2 млн. единиц.

Основным обслуживанием системы занимается частная фирма «РТИТС», которая в равных долях принадлежит самой компании «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу. В её обязанности входит взимание денежных средств за проезд большегрузов по трассам и перераспределение полученной суммы по различным уровням. Оплачивается операторская деятельность из федерального бюджета (около 10 млрд. рублей/год). Планируемые поступления от работы системы варьируются в пределах 20 – 40 млрд. рублей ежегодно.

Это интересно. «Платон» является платформой для проведения к 2020 году масштабной программы, согласно которой станет возможным полная замена 90% всего дорожного покрытия (без промежуточной реставрации) за счёт средств самой системы, без участия федерального бюджета.

Расчёт платежа и способы внесения начислений

Окончательная сумма оплаты налога рассчитывается на основании стоимости проезда 12-тонников за 1 км и протяжённости учтённого маршрута.

Если с количеством км всё понятно, то вот тарификация, за непродолжительное время существования проекта, менялась уже несколько раз:

  • на момент разработки «Платона» цена составляла 3,5 рубля за 1 км;
  • в мае 2015 года были внесены поправки в ПП РФ №504, и цена поднялась до 3,73 рубля за 1 км;
  • в ноябре того же года исходя ПП РФ №1191 был принят «льготный» коэффициент 0,41 и проезд составил 1,53 рубля за 1 км;
  • в марте 2016 года тариф планировалось повысить до 3,06 рубля, но позже был продлён платёж 1,53 рубля за 1 км;
  • в апреле 2017 года снова был пересмотрен расчётный коэффициент в ПП РФ №504, и теперь он равен 0,51 от первоначальной суммы (0,37), из-за чего тариф вырос до 1,91 рубля за 1 км.

Важно. На сегодняшний день расчёт конечного платежа можно обозначить формулой: 3,73 × 0,51 × Nкм, где Nкм – это общее количество пройденных км.

Способы оплаты представляют собой процесс безналичного расчёта. При установке бортового компьютера списание средств с лицевого счёта происходит автоматически. При оформлении маршрутной карты производится перевод на банковский счёт обслуживающего оператора. Также предусмотрена возможность оплаты картой через терминал, личный кабинет и мобильное приложение.

Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования

Для того чтобы воспользоваться системой «Платон» водитель должен быть включён в официальную базу данных портала «platon.ru». Регистрация проводится как самостоятельно, так и обслуживающим оператором.

Сделать это можно:

  • заполнив форму на официальном интернет-сайте;
  • посредством обращения в Центр обслуживания;
  • через специальный терминал.

Итоговая анкета должна содержать только достоверную информацию:

  • личные данные собственника;
  • номер лицевого счёта;
  • электронный почтовый ящик и логин;
  • характеристики транспортного средства.

Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.

Сколько стоит установка прибора

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования. В нём указана стоимость бортового устройства (БУ 1201 – 6822,98 рублей), которое остаётся имуществом оператора. В случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придётся возмещать.

Прибор устанавливается индивидуально на каждый автомобиль. Если количество выданных устройств ограничено, то можно самостоятельно их купить, оформив заявку в системе оплаты.

Возможные пути обхода и их последствия

Несмотря на то, что система «Платон» существует сравнительно недавно, автолюбители уже придумали несколько способов её обмана:

  • применение GPS-глушилок – самый распространённый способ, который блокирует получение данных через спутник;
  • скрытие номерных знаков – слишком очевидный способ, за который, к тому же предусмотрен отдельный штраф;
  • передвижение автопоездом – как утверждают некоторые водители, при таком способе искажается сигнал передачи и, с точки зрения закона, это не является нарушением.

Внимание! Информация представлена в ознакомительных целях. Необходимо помнить, что эксперименты такого рода могут закончиться весьма внушительным штрафом: для частных лиц – 5 тысяч рублей, для ИП – 40 тысяч рублей и для юридических лиц – 450 тысяч рублей.

Исходя из представленных сведений, можно предположить, что, несмотря на благородную цель, на деле система вышла довольно «сырой» и она требует серьёзной доработки. Но ответственности за невыполнение её правил это не отменяет, поэтому разумно будет оформить все необходимые документы и продолжать свою деятельность на законных основаниях.

Данное видео поможет понять, как именно работает система «Платон».

Как все начиналось

Система платного проезда тяжело груженных машин по федеральным трассам обсуждалась с 2010 года. Проект разрабатывался на основании Федерального закона № 68 от 6 апреля 2011 года, запуск системы состоялся в ноябре 2015 года. Создатель и оператор системы РТ-Инвест подписал с Росавтодором 13-летнее соглашение о концессии по принципу жизненного цикла.

Система включает следующие объекты и компоненты:

  • центр управления, мониторинга и обработки данных;
  • центры обслуживания (138);
  • навигационная и расчетная системы;
  • сайт системы;
  • терминалы для клиентов (около 500);
  • сеть терминалов партнера (QIWI – 150 тысяч);
  • бортовые устройства и маршрутные карты.

Оператор проинформировал о регистрации перед пуском системы всех крупных грузоперевозчиков, имеющих более чем по 50 автомашин.

Все крупные грузоперевозчики были предупреждены о введении системы взимания платы

От взимания платы освобождаются:

  • транспортные средства Минобороны, перевозящие военную технику и вооружения;
  • спецтранспорт экстренных служб;
  • пассажирский транспорт.

Первоначально определенный километровый тариф 3,73 рубля не действовал, с момента пуска системы он составляет 1,53 рубля.

История моратория

Идея объявления моратория на действие «Платона» зародилась еще до запуска системы в работу. Проект закона вносился в Думу депутатами фракции «Справедливая Россия» в ноябре 2015 года. Правительство на решительный шаг не пошло, но ряд послаблений сделало:

  • тариф за километр проезда с проектного размера уменьшен более чем в 2,4 раза;
  • штрафы за отсутствие платы снижены кардинально: за первый случай с 450 до 5 тысяч, за рецидив с 1 млн до 10 тысяч рублей.

Президент поручил министерствам проработать отмену транспортного налога для перевозчиков, подпадающих под действие «Платона». Однако такой шаг лишил бы наполнения дорожные фонды на местах, ведь они полностью получали средства транспортного налога, собранные в регионе.

В регионах появляются намерения ввести подобную плату за проезд по дорогам регионального и местного значения. Законодательных запретов для такого шага нет.

Постоянно растущие цены на топливо оказывают дополнительное давление на компании-перевозчики

Доводы сторонников введения моратория базировались на том, что ситуация в европейских странах, на основе практики которых разрабатывался «Платон», в корне отличается от российской ситуации. У нас в отличие от Европы:

  • ежегодно увеличивается транспортный налог;
  • ощутима тенденция к повышению штрафов нарушителям правил движения;
  • постоянно повышаются цены на топливо и запасные части;
  • состояние автодорог, инфраструктуры и сервиса оставляют желать лучшего.

Поэтому платный проезд не будет воспринят спокойно, как в Европе, так как он создает для перевозчиков неблагоприятные условия деятельности, критически понижая доходность бизнеса.

Дополнительным аргументом инициаторов моратория являлся факт приобретения эксплуатируемых автомашин в кредит, взимание новых платежей снижает возможности по возврату кредитов в условиях высоких эксплуатационных расходов.

Появляется риск нарушения стабильного взаимодействия автоперевозчиков с грузовладельцами, а также с банками, кредитующими их текущие затраты.

Сторонниками моратория стали многочисленные сельскохозяйственные производители. Причисление к тяжеловесам молоковозов и скотовозов грозит срывом соответствующих перевозок и поставок.

Производители продуктов питания и ритейлеры солидарны с перевозчиками в опасениях за сохранение стабильности поставок. Такие опасения усугубляются возможностью нехватки бортовых устройств для всех перевозчиков. Самостоятельное приобретение и установка устройства обойдется в сумму до 20 тыс. рублей, и не все к таким непредвиденным расходам готовы.

Проезд же по маршрутной карте с жесткой привязкой к заранее намеченному пути следования, при российских бездорожье и аварийности, доставит большие проблемы. При отсутствии интернета, что у нас не редкость, новую карту для изменения маршрута в аварийной ситуации не оформить. Остается нарушать закон?

Маршрутные карты могут завести транспорт в бездорожье без возможности изменения пути следования

Последние события и первые итоги

Последние события в освещаемой сфере следующие. Планировавшееся с 1 марта поднятие тарифов на проезд большегрузных автомобилей не состоялось. Кроме того, Правительство ввело отсрочку применения индексации размера тарифа на величину инфляции более чем на год. Одновременно с 1 апреля решено ввести схему снижения транспортного налога на сумму платежей по системе «Платон». При таком раскладе из планируемых 40 миллиардов дополнительных средств на строительство и содержание дорог исчезает почти 25, есть еще долг разработчику системы в размере более 10 миллиардов рублей. Простой счет подытожит сумму, которой для ощутимого улучшения положения с дорогами однозначно не хватит.

Некое послабление грузоперевозчикам налицо. Но предстоящее 1 апреля повышение топливных акцизов, следствием которого будет рост стоимости топлива на 6%, это послабление несколько обесценивает. А ведь подорожание топлива коснется всех автовладельцев без исключения. Не нужно упускать из внимания и расчеты по инфляции, согласно которым «Платон» даст рост в 1,5%.

Подсчитано, что примерно 80% большегрузного автотранспорта принадлежит малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям. Выходит, что на финансовые потери система обрекала тот сектор бизнеса, которому на словах декларируется поддержка. Введением «Платона» и не поддержали того, кого хотели, и на дороги достаточных средств не заработали.

Хорошую прибыль заработал только разработчик и оператор системы, хороший хозяин в лице государства должен рассмотреть и изменить действующие условия концессионного соглашения.

Круг затронутых действием «Платона» легко может быть сильно расширен. По неофициальным данным, в системе заложена техническая возможность расчета и взимания дифференцированной платы с грузовиков любой грузоподъемности и с легковых автомобилей.

Члены фракции КПРФ в Государственной думе направили обещанный запрос в Конституционный суд. Сообщение от 11 марта свидетельствует о том, что запрос о конституционности взимания платы принят к рассмотрению высшим органом нашей судебной системы. Запрос основывается на утверждении о том, что «Платоном» вводится дополнительный сбор, не предусмотренный Налоговым кодексом. Дата рассмотрения запроса еще не объявлена.

Непродуманное введение платного проезда вряд ли отменят, необходим хотя бы взвешенный и равноправный диалог сторон.

С 15 апреля 2017 года для транспорта, масса которого превышает 12 тонн, начали действовать льготные тарифы. За один километр, пройденный по трассе грузовиком, необходимо оплатить 1,90 руб. Денежные средства, заплаченные автовладельцами, направляются в Федеральную казну.

Как оплачиваются сборы

Владельцам грузовых автомобилей предлагается два способа расчета сборов, осуществляемых с поездок транспорта.

Маршрутная карта

В Личном кабинете на официальном сайте необходимо оформить маршрутную карту на конкретную поездку. Процедура доступна в мобильной версии программы. Оплатить оператору можно следующими способами:

  1. С расчетного счета абонента;
  2. Банковской картой можно оплатить в приложении, установленном на смартфон, или на сайте системы. Для безналичной оплаты можно воспользоваться терминалами самообслуживания. Перечислить деньги можно также через мобильный банк или кошелек Qiwi. Платежи с кредиток принимаются в Центрах поддержки;
  3. Платежный сервис МОБИ.Деньги позволяет оплачивать счет через мобильный телефон;
  4. Для оплаты наличными пользователям предлагается воспользоваться терминалами партнеров, среди которых Сбербанк, Московский кредитный банк. Купюры также принимаются в салонах Евросеть. Платежи осуществляются через Qiwi-терминалы.

Бортовое устройство (видео)

Монтаж прибора на грузовик позволит автоматически рассчитывать сборы и списывать их с расчетного счета. Его предлагается пополнить несколькими способами:

  1. С помощью денежного перевода по указанным реквизитам;
  2. Банковской картой через терминалы, личный кабинет, программу на смартфоне, электронный кошелек, онлайн-банкинг;
  3. Купюры принимаются в терминалах Qiwi, Сбербанка, Элекснет и др. Оплата сборов выполняется и через салоны Евросети;
  4. С мобильного платеж осуществляется через сервис МОБИ.Деньги.

Бортовой прибор необходимо получить у Оператора, собрав требуемый пакет документов. Пользователю потребуется заключить договор на безвозмездное использование устройства. Его монтаж и активация на транспортном средстве осуществляется владельцем самостоятельно.

При выезде автомобиля на федеральную магистраль бортовое устройство позволит определить местоположение транспорта благодаря навигационным системам. Сведения будут передаваться в Центр обработки данных с указанной периодичностью. Здесь анализируется информация, полученная за сутки, на основании чего автоматически рассчитывается сумма, которую потребуется оплатить. Если автотранспорт стоит длительное время, то прибор перейдет в «спящий режим». В расчет не включаются участки дороги, проходящие по платной автомагистрали. Система стационарного контроля следит за своевременной оплатой за поездки грузового транспорта по федеральным дорогам.

Плата за Платон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *