Письмо 01 6968 15 32

В середине прошлого года Роспотребнадзор выпустил письмо от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (далее — письмо № 01/6968-15-32). Несмотря на то что данное письмо адресовано прежде всего руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и руководителям научных организаций Роспотребнадзора, оно, несомненно, будет интересно и разработчикам проектов санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ).

Поскольку письмо № 01/6968-15-32 затрагивает многие спорные моменты, с которыми сталкиваются разработчики проектов СЗЗ и эксперты, оно заслуживает особого внимания и будет рассмотрено в рамках настоящей статьи.

1) расчетная (предварительная) СЗЗ — на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

2) установленная (окончательная) СЗЗ — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Относительно содержательной части проекта СЗЗ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает только следующие требования:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

3.10. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
– размер и границы санитарно-защитной зоны;
– мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
– функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Не имея развернутой информации, проектировщики при определении состава проекта СЗЗ, как правило, пользуются Рекомендациями по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий (М.: РЭФИА, 1998; далее — Рекомендации).

Так, согласно приложению 6 к Рекомендациям в состав проекта СЗЗ должны входить разделы, представленные в табл. 1.

5.4. Воздействие объекта на атмосферный воздух и характеристика источников выброса загрязняющих веществ

5.4.1. Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, аэрозолей, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории при образовании открытых водных пространств и нарушении температурного баланса района их расположения.

5.4.2. Загрязнение воздушного бассейна происходит в результате поступления в него:

— продуктов сгорания топлива;

— выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств промышленных объектов;

— выхлопных газов автомобильного, авиационного, водного и железнодорожного транспорта;

— испарений из емкостей для хранения химических веществ и топлива;

— газообразных выделений свалок и полигонов захоронения промышленных отходов;

— пыли с поверхности карьеров, отвалов, хвосто и шламохранилищ, терриконов, из узлов погрузки, разгрузки и сортировки сыпучих строительных материалов, топлива, зерна и т.п.

В крупных городах и на некоторых промышленных объектах основное количество загрязняющих веществ поступает в атмосферу с выхлопными газами от работы транспорта.

5.4.3. В результате перечисленных в 5.4.2. воздействий увеличивается загрязненность воздуха, меняется температурно-влажностный режим воздушного бассейна, возникают моросящие осадки, туманы, увеличивается облачность, уменьшаются освещенность и инсоляционные параметры территории, зимой интенсифицируются гололедные явления.

5.4.4. Промышленные и транспортные выбросы в атмосферу, содержащие взвешенные и газообразные загрязняющие вещества, характеризуются объемом, интенсивностью выброса, температурой, классом опасности и концентрацией загрязняющих веществ. Их негативное воздействие обычно рассматривается в зоне влияния проектируемого объекта.

5.4.5. Зоной влияния проектируемого объекта на атмосферный воздух в соответствии с ОНД-86 считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов данного предприятия (объекта), в том числе низких и неорганизованных, превышает 0,05 ПДК.

Зоны влияния объектов и предприятий определяются по каждому вредному веществу или комбинации веществ с суммирующимся вредным воздействием отдельно.

5.4.6. К источникам воздействия на атмосферный воздух относят точечные, линейные или площадные объекты выброса взвешенных и химических загрязняющих веществ, тепла. По функциональному назначению источники воздействия связаны с деятельностью различных производств проектируемого предприятия, в отдельных случаях — различных объектов инфраструктуры селитебных территорий.

Каждый источник выброса характеризуется размерами, высотой, конфигурацией, интенсивностью выброса (выделения) загрязняющих веществ в атмосферу, ориентацией и расположением на местности.

5.4.7. При разработке подраздела проекта по охране атмосферного воздуха виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу проектируемым объектом, определяются на основе анализа технологических процессов проектируемых производств. Для этого составляют перечень производств и объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, с указанием видов загрязняющих веществ в выбросах, их класса опасности и параметров выбросов.

При этом определяют:

— объекты и производства — источники загрязнения атмосферы;

— характеристики источников выброса (размеры, высота, расположение на местности);

— перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, класс их опасности, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК);

— перечень комбинаций вредных веществ с суммирующим вредным воздействием, класс их опасности;

— количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу проектируемым объектом, интенсивность и параметры выбросов;

— приземные концентрации загрязняющих веществ на территории объекта, в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и на прилегающей селитебной территории;

— величину валовых выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников по отдельным производствам и в целом по предприятию;

— параметры возможных залповых и аварийных выбросов.

5.4.8. Данные, характеризующие параметры выбросов от источников предприятия, следует представлять по форме приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78 или по форме таблицы 21.

Форма таблицы может быть изменена с учетом специфики отрасли промышленности или вида строительства.

Для удобства критического просмотра и анализа тенденции выбросов, загрязняющих веществ допускается строить объединенные таблицы с данными на существующее положение, 1-ю очередь строительства и на полное развитие предприятия.

При наличии на предприятии залповых выбросов или возможности возникновения аварийных их характеристика также составляется по форме таблицы 21.

Сведения, приводимые в таблице 21, группируют по организованным и неорганизованным источникам выброса, всем источникам присваивается соответствующая нумерация на схеме размещения объекта.

5.4.9. Данные, характеризующие валовые выбросы загрязняющих веществ от различных производств и суммарно по предприятию (без учета воздухоохранных мероприятий и с учетом их внедрения), приводятся по форме таблицы 22.

Наряду с абсолютными значениями выбросов в атмосферу необходимо рассчитать удельные показатели выбросов на единицу сырья продукции (тонну и др.), провести сопоставление их с нормативными значениями и значениями, характерными для передовых (по охране атмосферы) предприятий с аналогичным оборудованием, а также для наиболее совершенных зарубежных предприятий. Расчеты удельных показателей выбросов и их сопоставление с нормативами также приводятся в таблице 22.

Таблица 21

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И ПАРАМЕТРОВ ГАЗООЧИСТКИ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

Производство, цех Источники выделения загрязняющих веществ Источники выброса загрязняющих веществ
наименование количество наименование количество, шт. номер на карте — схеме высота H, м диаметр устья выходного сечения D, м
1 2 3 4 5 6 7 8
Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выброса Координаты на карте-схеме Газоочистные установки
точечного источника, центра группы источников или одного конца линейного источника второго конца линейного источника наименование вещества, по которым проводится газоочистка коэффициент обеспеченности газоочисткой К(1), % средняя эксплуатационная степень очистки К_э(2), % максимальная степень очистки К_max(2), %
скорость Wо, м/с объем V1, м3/с температура Тr, 0C
X1 Y1, X2, Y2
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Выделения и выбросы загрязняющих веществ
наименование загрязняющих веществ до мероприятий продолжительность, ч/год периодичность, раз/год
после мероприятий
г/с мг/м3 т/год
21 22 23 24 25 26

<*> Технологические печи, вентиляционные системы производственных помещений, емкости, резервуары, печи дожига, очистные устройства, технологическое оборудование установок и др.

<**> Дымовая труба, вентиляционная труба, аэрационный фонарь, свеча, воздушник, неорганизованные выбросы и др.

<***> Скруббер, циклон, электрофильтр и др.

Таблица 22

ПАРАМЕТРЫ ВАЛОВЫХ ВЫБРОСОВ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

ЦЕХ, ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИЯ МОЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Сернистый ангидрид Пыль Другие ингредиенты
валовый выброс тыс.т/год, % удельный выброс на единицу продукции (УПВВ) валовый выброс тыс. т /год, % удельный выброс на единицу продукции валовый выброс тыс. т/год, % удельный выброс на единицу продукции
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А. Действующие производства
2
Итого…
Б. Ранее запроектированные и строящиеся производства
Итого …
В Проектируемое производство
Итого (А+Б+В)
Автотранспорт
Железнодорожный транспорт
Всего …
в том числе
неорганизованные выбросы

Примечания: 1. Валовый выброс загрязняющего вещества приводится дробью: в числителе — валовый выброс вещества без учета мероприятия, тыс.т/год; в скобках- в % к общему выбросу вещества от предприятия; в знаменателе — валовый выброс вещества с учетом мероприятий, тыс.т/год; в скобках в % к общему выбросу вещества от предприятия.

2. УПВВ — удельный показатель выброса загрязняющего вещества на единицу основной продукции, например на тонну.

5.4.10. Количество вредных выбросов промышленного предприятия определяется при проектировании в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования или отраслевыми методическими указаниями и рекомендациями по определению выбросов вредных веществ в атмосферу с учетом требований ГОСТ 17.2.3.02-78, ОНД-86, Временной методики нормирования промышленных выбросов в атмосферу (расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов).

При обосновании данных о выбросах вредных веществ в атмосферу должны быть приведены:

— использованные формулы для расчета выбрасываемых веществ;

— наименования примененных (отраслевых) нормативных документов по определению валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

— описание основных химических превращений выбрасываемых веществ в атмосферу;

— схемы балансов потерь вредных веществ при определении выбросов производств;

— принятая степень очистки выбросов (КПД) и коэффициенты обеспеченности газоочисткой;

— использованные материалы обследования рассматриваемого и аналогичных производств;

— оценка возможности возникновения залповых и аварийных выбросов.

5.4.11. В расчеты по определению выбросов в атмосферу необходимо закладывать реально достигнутые и обоснованные значения степени очистки, учитывать ситуацию, когда газоочистное оборудование находится в ремонте, среднюю продолжительность его ремонта.

Для источников выброса, не обеспеченных резервными газоочистными устройствами, в проектных решениях необходимо предусматривать блокировку технологического и газоочистного оборудования таким образом, чтобы при выходе из строя газоочистных устройств или вспомогательного оборудования останавливались соответствующие технологические агрегаты.

5.4.12. Для новых типов технологического и газоочистного оборудования способы и методы расчетов выбросов должны быть обоснованы: по исследованиям на опытно-промышленных установках, по лабораторным экспериментам, по балансовым расчетам.

При определении количества выбросов в атмосферу должна быть выявлена доля вклада выбросов от неорганизованных и передвижных источников выбросов в их общем количестве.

Общую характеристику выбросов вредных веществ в атмосферу в целом по предприятию следует составлять по форме таблицы 23.

Таблица 23

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ (Т/ГОД)

ВРЕДНОЕ ВЕЩЕСТВО КОЛ-ВО ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОТХОДЯЩИХ ИЗ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ПОСТУПИВШИХ НА ОЧИСТКУ ВСЕГО ВЫБРАСЫВАЕТСЯ В АТМОСФЕРУ УЛОВЛЕНО И ОБЕЗВРЕЖЕНО В %К ОБЩЕМУ КОЛ-ВУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
наименование код выделяется без очистки поступает на очистку уловлено и обезврежено будет утилизировано
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – один из наиболее трудоемких и внушительных по объему экологических проектов. Выражаясь доступным языком, СЗЗ – это барьер между опасным объектом (или же производством) и средой обитания населения. Грамотная разработка проекта СЗЗ и установление санитарно-защитной зоны обеспечивает безопасность для человеческого здоровья и жизнедеятельности. Конечно же этого требует и законодательство РФ.

Специалисты ЭкоПромЦентра на протяжении нескольких лет собирали бесценный опыт, касаемо СЗЗ. В материале, который уже перед вами, мы собрали очень детальную практическую информацию о том, как проводится разработка проекта СЗЗ для объектов различного профиля.

  1. Санитарно-защитная зона определение и нормативные документы
  2. Состав проекта СЗЗ
  3. Практическая презентация СЗЗ
  4. Исходные данные для разработки проекта СЗЗ
  5. Этапы проработки проекта СЗЗ
  6. Установление СЗЗ и сведения о границах
  7. Определение границ расчетной СЗЗ

Санитарно-защитная зона определение и нормативные документы

Проект СЗЗ – это документ, который разрабатывается экологами с целью определения ограждающей территории вокруг производства или иного объекта, оказывающего НВОС. Напомним, что НВОС – это негативное воздействие на окружающую среду (подразумеваются выбросы, сбросы, шумы, электромагнитное излучение и т.д.).

На окружающую среду и здоровье людей сильно влияют производственные объекты, уровни загрязнения от которых за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно допустимой концентрации (ПДК) или же предельно допустимый уровень шума (ПДУ).

На сайте ЭкоПромЦентра есть множество статей на тему СЗЗ. Сейчас мы подробно остановимся на практической части, а с теорией (кому нужен проект СЗЗ? какими бывают штрафы, если проект отсутствует?) можно ознакомиться ниже!

Существует несколько нормативных документов, которые подробно раскрывают все особенности и правила разработки и установления СЗЗ. Вот список, на который опираются экологи при разработке СЗЗ в первую очередь:

  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
  • СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция – введен в действие с 1 марта 2008 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74.

Особое внимание рекомендуем обратить на следующие главы и статьи:

  • Глава XIX, ст. 105 Земельного кодекса, в которой указываются виды зон с особыми условиями использования территорий;
  • Ст. 12 п.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, в которых перечислены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Наиболее полезные «выжимки» из закона мы добавили в практическую презентацию. С ней вы сможете ознакомиться далее. Мы работали над этим материалом, опираясь на нормативные документы, перечисленные выше. Надеюсь, они помогут и вашей работе.

Состав проекта СЗЗ

Данные, которые подробно указываются в проекте санитарно-защитной зоны:

  • Размеры санитарно-защитной зоны;
  • Граница СЗЗ с названиями административно-территориальных единиц, с их графическим описанием, с перечнем координат характерных точек этих единиц в системе координат (и также в электронном виде);
  • Обоснование размеров и границ СЗЗ по закону обеспечения сан-эпид благополучия населения (учитывая расчеты рассеивания выбросов, физического воздействия на воздух и оценки риска для здоровья населения);
  • Перечисление ограничений на использование земельных участков, расположенных в границах СЗЗ в соответствии с СанПиНом;
  • Обоснование возможности использования земельных участков.

Заказать проект СЗЗ

Практическая презентация СЗЗ

Исходные данные для разработки проекта СЗЗ

Перечень данных, которые в первую очередь потребуются для разработки проекта санитарно-защитной зоны:

  • Графические материалы;
  • Природоохранная документация – разделы «охрана окружающей среды», тома ПДВ, проекты вентиляции;
  • Разрешительная документация – санитарно-эпидемиологические заключения, акты обследований;
  • Данные лабораторных измерений.

В конечном итоге, полностью разработанный проект СЗЗ должен соответствовать всему объему исходной информации.

Исходные данные для определения выбросов в атмосферный воздух

Важная информация для определения выбросов для проекта СЗЗ содержится в проекте предельно допустимых выбросов (ПДВ). Напомним, что проект ПДВ действует на протяжении 7 лет.

Проект СЗЗ не имеет установленного срока, но так или иначе в него можно вносить корректировки. К примеру, если меняется технология, либо увеличивается объем выбросов в атмосферный воздух.

Что делать, если истек срок проекта ПДВ?

Имеет смысл дождаться нового проекта ПДВ (если есть основания полагать, что выбросы предприятия увеличатся). Либо же наоборот – в новом проекте ПДВ обратить внимание на то, чтобы не превышать выбросы, указанные в проекте СЗЗ.

Исходные данные для определения шума

Исходными данными для определения уровней шума от источников, расположенных на территории предприятия для проекта СЗЗ могут являться данные акустических замеров, выполненных у источников шума.

В случае отсутствия паспортных данных на технологическое/вентиляционное оборудование целесообразно привлекать аккредитованную лабораторию. Специалисты лаборатории смогут изменить реальные уровни шума на источниках.

За исходные данные для еще несуществующего объекта (либо реконструируемого – при наличии ПМООС в составе проектной документации на реконструкцию), можно и нужно рассматривать раздел ПМООС, чтобы они между собой коррелировали.

Поскольку решения об определении размеров СЗЗ компетентны принимать только органы Роспотребнадзора, формально проект расчетной СЗЗ должен быть разработан и согласован до передачи проектных материалов в экспертизу.

На практике, очень часто проекты СЗЗ рассматриваются в учреждениях Роспотребнадзора параллельно с рассмотрением основного проекта в экспертизе.

Сроки проведения

Наглядно: в такой последовательности ведется работа над проектом санитарно-защитной зоны.

Проект расчетной СЗЗ (+ xml файлПолучение экспертного заключенияПолучение санитарно-эпидемиологического заключения

Как итог – получение готового решения об установлении санитарно-защитной зоны

Установление СЗЗ и сведения о границах

Теперь, когда мы перечислили этапы проработки и состав проекта санитарно-защитной зоны, давайте раскроем процесс установления СЗЗ поэтапно.

1. Разработка проекта СЗЗ объекта

  • Сжатая характеристика объекта и района его размещения;
  • Оценка воздействия объекта на атмосферный воздух;
  • Воздействие физических факторов;
  • Риск для здоровья населения (для объектов 1-2 класса опасности, по итогам проведения оценки составляется отчет);
  • Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей, при необходимости разработка природоохранных мероприятий;
  • Предложения по организации санитарно – гигиенического контроля на границе СЗЗ (программа мониторинга);
  • Сведения о границах СЗЗ (как отчетный документ – подготавливается Xml файл с местоположением границ санитарно-защитной зоны).

По завершению разработки санитарно-защитной зоны объекта проводится мониторинг на границе расчетной СЗЗ. Сюда также входит выполнение регулярных лабораторных исследований и измерений, благодаря которым можно подтвердить достаточность размеров расчетной СЗЗ.

В случае получения превышений ПДК/ПДУ по данным натурных измерений проводится разработка и реализация дополнительных мероприятий/корректировка плана натурных исследований.

2. Согласование проекта СЗЗ

На этапе согласования проводится сан-эпид экспертиза проекта санитарно-защитной зоны с обоснованием размера расчетной СЗЗ. Для этого привлекаются специальные организации, уполномоченные Роспотребнадзором. Как итог – получение экспертного заключения.

После вышеперечисленных процедур проект рассматривается в Управлении Роспотребнадзора.

3. Получение решения об установлении СЗЗ

Как только объект получает решение об установлении санитарно-защитной зоны, данные вносятся в росреестр.

4. Работы по организации СЗЗ

Этот пункт может включать в себя приведение разрешенного использования земельного участка и его объектов в соответствие с законом. Приведем пример: в кадастровом паспорте на земельный участок прописано, что он для размещения автозаправки. Но вместо нее на участке расположена мойка автомобилей. В проекте СЗЗ это прописано.

В таком случае сведения необходимо подать в Государственный реестр недвижимости и менять назначение участка. Допускается в течение двух лет с момента установления СЗЗ.

Далее выполняется план мероприятий, предусмотренных проектом СЗЗ. По итогу выполнения мероприятий составляется отчет.

Форматы постановлений об установлении СЗЗ и иных документов вы найдете в презентации ЭкоПромЦентра.

Определение границ расчетной СЗЗ

Расчетная санитарно-защитная зона может быть определена графически как зона достижения норматива 1 ПДК для всех загрязняющих веществ и групп суммации (с учетом фона) и норматива 1 ПДУ по всем октавным частотам, а также по эквивалентным и максимальным уровням шума.

Для объектов 1-2 класса опасности – добавляется еще и линия достижения приемлемых уровней риска для здоровья населения.

Всего в проектах санитарно-защитных зон встречается три подхода к построению расчетной СЗЗ:

1 подход: Обоснование достаточности ориентировочного размера СЗЗ;
2 подход: Обоснование достаточности заранее выбранной с учетом особенностей градостроительной ситуации «предлагаемой» СЗЗ;
3 подход: Построение «расчетной СЗЗ», определяемой на основании графического анализа результатов предварительных расчетов.

Минус «ориентировочной» и «предлагаемой» СЗЗ – в их пределах могут оставаться значительные территории, на которых не размещаются объекты, вывод которых предусматривался бы санитарным законодательством. Однако в случае размещения в пределах этих территорий новых объектов, границы подобных СЗЗ каждый раз необходимо пересматривать. В условиях возможного введения платы за СЗЗ, предприятие не заинтересовано в сохранении в границах СЗЗ «лишних» территорий.

К минусам «расчетной» СЗЗ можно отнести отсутствие какого-либо запаса при определении границ СЗЗ строго по зоне достижения гигиенических нормативов, что может вызвать проблемы при выполнении мониторинга на границе расчетной СЗЗ.

Кроме того, конфигурация «расчетной» СЗЗ может быть такова, что на ее границе будет невозможно выбрать контрольные точки для выполнения натурных исследований, в которых должны соблюдаться гигиенические нормативы для жилой застройки.

Важно!

Заключения об установлении размеров СЗЗ не имеют четко определенного срока действия. Они могут не пересматриваться при отсутствии существенных изменений в технологическом процессе или мощности производства. Поэтому уже на этапе разработки проекта расчетной СЗЗ ее конфигурация должна определяться совместно Исполнителем и заказчиком, с учетом результатов моделирования, а также близких и отдаленных перспектив развития объекта.

Вам нужна разработка проекта СЗЗ? Команда специалистов ЭкоПромЦентра готова рассмотреть вашу ситуацию и проконсультировать вас.

Проконсультироваться

Классфикация ОПО появилась в 2013 году. «Виновник» – федеральный закон № 22-ФЗ от 04.03.2013 г.
Ростехнадзор разделил опасные объекты на четыре класса по степени опасности (п. 3 статьи 2 ФЗ №116):

  • I класс опасности – ОПО чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности – ОПО высокой опасности;
  • III класс опасности – ОПО средней опасности;
  • IV класс опасности – ОПО низкой опасности.

В статье расскажем, как определить класс опасности опасного производственного объекта.

Как определить класс опасности ОПО

Класс опасности ОПО определяют согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности ОПО».
Он зависит от технических параметров объекта, характеристик машин и механизмов, которые входят в его состав (сосуды под давлением, грузоподъемные механизмы, газо- и паропроводы и т.д.).
Пример 1
Для газифицированных котельных (ОПО «Сеть газопотребления», есть на многих предприятиях), которые транспортируют «природный газ под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно», предусмотрен 3 класс опасности (см. п.п. 2 п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116).
Если ваш объект газопотребления предназначен «для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля», то он при регистрации получит 2 класс опасности (см. п.п. 1 п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116).

Пример 2
Возьмем объект, на котором есть воздухосборник модели В-4 (сосуд, работающий под избыточным давлением).
Согласно эксплуатационной документации, устройство имеет следующие технические характеристики: рабочее давление 6 кг/см2 (порядка 0,6 МПа), температура рабочей среды (сжатый воздух) около 200 градусов по Цельсию.
Согласно п.п. 2 п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116, такой ОПО принадлежит к 4 классу опасности.
Обоснование: п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116 гласит: «Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 (ОПО, где используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля) к настоящему Федеральному закону (ФЗ №116), устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности – для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта».
Наш воздухосборник работает под давлением 0,6 МПа и при температуре рабочей среды 200 С. Соответственно, он будет принадлежать к 4 классу опасности.

Пример 3
На вашем ОПО (цех, производственная площадка, ангар) установлен сосуд, работающий под давлением, иностранного производства «Autoclave Ø 1300 x L 3600 a 10 bar e 300 °C». Согласно паспорту изделия, рабочее давление на корпус составляет 1 МПа, а температура рабочей среды (сжатый воздух или сжиженный газ) – 300 С.
Объект регистрируется впервые, поэтому надо определить его категорию опасности.
Обратимся к п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116. Нас интересует п.п. 1: … устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более».
Давление в сосуде ниже 1,6 МПа, но температура рабочей среды более 250 С. Обращаем внимание на заключительную фразу «…или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более» и определяем, что по термическим показателям наш автоклав даст ОПО 3 класс опасности.
Пример 4
Опасные производственные объекты, на которых используют стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ОПО с ПС) принадлежат к 4 классу опасности (п. 6 Приложения 2 к ФЗ №116).
Другими словами, если на вашем объекте применяется грузоподъемный кран (мостовой, башенный, козловой и т.д.), автокран или подъемник (к примеру, в гараже, производственном цехе), то ему будет присвоен 4 класс опасности.
Полезная статья по теме:

  • Требования промышленной безопасности по классам опасности ОПО

Зачем ОПО нужен класс опасности

Необходимость присвоить каждому ОПО класс опасности регламентирована законодательно – об этом говорит Федеральный закон от 21 июля 1997 г.№ 116 «О промышленной безопасности ОПО».
Кроме того, некоторые владельцы ОПО (в частности, 3 и 4 классов опасности) получают преимущества по проверкам Ростехнадзора, а также с точки зрения разрешительных документов.
Напомним, что с документальной и эксплуатационной точки зрения ОПО характеризуются следующим образом:
ОПО 1 и 2 класса опасности:

  • Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в течение 1 года;
  • При ведении на объекте горных работ необходимо создавать вспомогательные горноспасательные команды;
  • На ОПО необходимо создать систему управления промбезопасностью и обеспечивать ее функционирование;
  • Необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО и разработать план мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций;
  • В отношении ОПО 1 кл. опасности устанавливается режим постоянного госнадзора.

ОПО 3 класса опасности:

  • Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в течение 3 лет;
  • Необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • Необходимо разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Разработка декларации промышленной безопасности не требуется.

ОПО 4 класса опасности:

  • Плановые проверки в отношении ОПО не проводятся;
  • План мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций не требуется;
  • Разработка декларации промышленной безопасности не требуется;
  • Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО не требуется.

Будет полезно изучить:

  • Новый регламент Ростехнадзора по регистрации ОПО
  • Заявление на регистрацию ОПО: заполняем по новым правилам
  • Сведения, характеризующие ОПО: заполняем по новым правилам
  • Новый регламент по госнадзору в области промышленной безопасности

Письмо 01 6968 15 32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *