Перспективы бразилии

БРАЗИЛИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В.В. Хожемпо, В.А. Чернова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Формирование и развитие инновационных секторов национальных экономик является частью государственной политики многих развитых и развивающихся стран мира. Актуальность проблемы обусловлена тем, что инновации являются основой устойчивого экономического роста, повышения качества жизни населения и сохранения экологии, что в конечном итоге определяет положение государства в мировом хозяйстве. Целью статьи является анализ современного состояния инновационной сферы экономики Бразилии, в рамках которого изучен опыт государственного регулирования инновационной сферы, рассмотрены вопросы координации и финансирования инновационных проектов, дана характеристика приоритетных задач в области инноваций, выявлены проблемы и перспективы современного состояния инновационной сферы, намечены направления дальнейшего развития инновационной деятельности в Бразилии.

Ключевые слова: инновации, государственная инновационная политика Бразилии, приоритетные направления инновационного развития, финансирование инновационных проектов, проблемы инновационной деятельности.

Развитие инноваций — неотъемлемое условие экономического роста.

Ведущая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного постиндустриального этапа развития экономики. Инновационная экономика (или экономика знаний, как еще ее называют) — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на способности и готовности формирования и реализации новых идей в различных сферах человеческой деятельности . По исследованию, проведенному консалтинговой компанией Boston Consulting Group среди 2,5 тыс. руководителей компаний из пяти стран, инновации остаются главной стратегической целью 66% компаний, а 67% руководителей намерены увеличивать расходы на инновации .

Формирование инновационных секторов национальных экономик является частью государственной стратегии не только экономически развитых, но и развивающихся стран мира. Особое значение формированию и совершенствованию инновационной сферы экономики уделяют внимание Китай, Индия, Россия и Бразилия. Например, в Бразилии используют инновации более 50% компаний (для сравнения: в Китае — 62%, Индии — 52%, России — 59%) . Актуальность проблемы обусловлена пониманием того, что уровень развития инновационной сферы создает основу устойчивого экономического роста, повышения качества жизни населения и сохранения экологии, что в конечном итоге определяет положение государства в мировом хозяйстве.

кий, А. Ракитов и многие другие. Недостаточно изученными остаются вопросы практического формирования инновационной сферы экономики государств, в частности инновационной сферы экономики Бразилии, анализу состояния и проблем которой посвящена данная работа. Основные задачи, стоящие перед авторами статьи, следующие: определение места инновационной политики в государственной политике Бразилии, характеристика приоритетных направлений в области развития инноваций, координация и финансирование инновационных проектов, выявление проблем, перспектив и тенденций дальнейшего развития инновационной деятельности в Бразилии.

Предпосылки и условия перехода на инновационный путь. Бразилия — крупнейшее государство в Латинской Америке. За последние десять лет Бразилия добилась значительных успехов в создании современного промышленного производства, став индустриально-аграрной страной. В соответствии с классификацией ООН эта страна с объемом ВВП более 2 трлн дол. в 2009 г. и около 10 тыс. дол. ВВП на душу населения, относится к новым индустриальным странам. Это весьма примечательно для данного региона, поскольку Латинская Америка пока сохраняет черты внутренней политической нестабильности, здесь наблюдаются оппозиционные настроения части населения и частые смены правительств. В настоящее время страны Латинской Америки, пройдя путь от колониальной зависимости до политической и экономической самостоятельности, занимают промежуточное состояние между высокоразвитыми и развивающимися странами мира .

Сегодня правительство Бразилии уделяет особое внимание инновационной политике. Дело в том, что в 1950—1960-х гг. бразильская экономика почти полностью зависела от импорта технологий. В 1970-е гг. началось наращивание государственных расходов на создание национальной научно-исследовательской базы. В эти годы правительство страны приступило к разработке планов научно-технологического развития страны, и за последние сорок лет в Бразилии был сформирован ряд правительственных институтов, связанных с интеграцией, координацией, финансированием и реализацией научной, технологической и инновационной деятельности.

Начиная с 1980-х гг. ведущую роль в регулировании инновационной сферы экономики играет Министерство науки и технологии Бразилии. Оно опирается на международные стандарты и документы, такие как Руководство Фраскати (Frascati Manual), разработанное Организацией экономического сотрудничества и развития, Руководство Осло (Oslo Manual), рекомендации ЮНЕСКО и многие другие.

Благодаря активным мерам со стороны правительства страны по увеличению доли наукоемких производств экономика Бразилии испытала резкий подъем в конце XX — начале XXI в. Своеобразным локомотивом инновационного развития стали аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, информатика, биотехнологии. Наиболее развитыми сегментами сегодня являются биохимическое производство, производство пищевых продуктов, фармацевтика, производство лабораторного оборудования.

В значительной степени этому способствовала сеть биотехнологических бизнес-инкубаторов, первые из которых появились еще в 1984—1986 гг. в Флориа-нополисе, Сан-Карлосе, Кампина-Гранде и Бразилиа. Цель бизнес-инкубаторов — содействие формированию новых предприятий, ориентированных на рост, путем предоставления инфраструктуры, обеспечения доступа к финансам. В настоящее время, по данным Национальной ассоциации по развитию предприятий в сфере высоких технологий (ANPROTEC), в стране функционируют 32 бизнес-инкубатора в секторе биотехнологий и еще 15 находятся в стадии формирования. Наиболее успешные бизнес-инкубаторы Biominas (штат Минас-Жерайс), CINET (штат Сан-Паулу), CELTA (штат Санта-Катарина) и Technology Plant Foundation (штат Парана).

К середине 1990-х гг. в стране была создана передовая база в виде высокоспециализированных лабораторий и квалифицированных специалистов в области биотехнологии. Это явилось результатом инициации в 1981 г. Национальной биотехнологической программы, а в 1983 г. — Программы поддержки научных исследований и разработок, главной сферой которой стала именно область биотехнологий.

Приоритеты инновационного развития Бразилии. В XXI в. правительство стало более четко определять свои акценты в инновационной политике. Так, в 2002 г. исследования в сфере биотехнологии проводились в области генетики животных и растений, иммунологии, геномики, фармацевтики и вакцин. В 2004 г. к этим направлениям прибавились биоразнообразие и биоматериалы.

Следует подчеркнуть, что еще в 1977 г. в рамках программы Genome Project начало геномным исследованиям в Бразилии было положено Государственным научным фондом штата Сан-Паулу (FAPESP). В ходе реализации этого проекта была создана национальная модель проведения научных исследований и сформирована специализированная сеть, объединившая государственные и частные организации . В нее вошли специально созданные Национальная геномная сеть, Региональная геномная сеть, Структурная биологическая сеть. В Бразильской геномной программе приняли участие 75 исследовательских групп и лабораторий со всей страны, а ее бюджет составил 16,5 млн дол. .

В результате предпринятых мер Бразилия стала лидером в исследовании геномики в Латинской Америке и заняла прочные позиции в мире в этой области. Планы правительства страны в области биотехнологий грандиозны. Оно намерено инвестировать 4 млрд дол. до 2017 г. в биотехнологические исследования и разработки, включая создание новых источников возобновляемой энергии, сельскохозяйственных и природоохранных технологий.

Бразильские власти и бизнес планируют расширить изучение и разработку производства новых видов биотоплива, которое может производится в стране за счет отходов сельскохозяйственной деятельности и технологий вторичной переработки, а также за счет получения этанола из сахарного тростника. К 2015 г. Бразилия должна стать одним из мировых лидеров в сфере производства биотоплива .

Наряду с биотехнологиями в ряд приоритетных направлений включено развитие нанотехнологий. Так, Стратегический план развития науки, технологий

и инноваций Бразилии на 2007—2010 гг. определяет нанотехнологии и биотех-нолгии как два важных направления развития бразильской науки. С 2001 г. бразильское правительство начало финансирование специальных сетевых проектов в этой области, главными их которых можно считаются NAMITEC (проект в области наноэлектроники) и RENAMI (проект в области наноматериалов). В 2004 г. была разработана Национальная программа развития нанотехнологий. В 2005— 2006 гг. государственные инвестиции в эту сферу достигли ли 30 млн дол. (в 2004 г. они составляли 7 млн дол.). В реализации национальной программы приняли участие пять национальных исследовательских институтов и около 70 государственных и частных университетов . Активно развивается инновационная деятельность в электротехнической промышленности (производство микросхем, полупроводников и т.п.). Более всего эта отрасль национальной экономики развита в городах Кампинас и Рио-де-Жанейро.

Для такой страны, как Бразилия, приоритетным направлением вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов, которому уделяется серьезное внимание со стороны правительства Бразилии, является медицина и фармацевтика. Сегодня они признаны одними из лучших в мире. По данным BMI, годовой объем продаж фармацевтической продукции в Бразилии составляет около 17 млрд дол., что делает его 11-м по величине мировым рынком.

Координация и финансирование инновационного развития. Главным координатором инновационной деятельности в стране выступает Министерство науки и технологий Бразилии. Подведомственные ему организации — Инновационное агентство Бразилии (FINEP) и Национальный совет по научному и технологическому развитию, совместно с Национальным банком экономического и социального развития при Министерстве промышленного развития и внешней торговли Бразилии принимают активное участие в финансировании инновационной сферы.

В последние десятилетия финансирование науки в Бразилии росло достаточно быстрыми темпами. Так, если в 1990 г. на НИОКР выделялось 3,7 млрд дол., то уже к 1996 г. инвестиции выросли до 7,1 млрд дол., а в 2004 г. составили 13,7 млрд дол. Сегодня Бразилия выделяет на разработку инноваций 1% от ВВП (около 20 млрд дол.) и планирует увеличить эту цифру до 2% . Показательно, что этот бюджет сопоставим с бюджетами на НИОКР ряда стран ОЭСР (в организацию входят 31 государство, в том числе большинство государств — членов ЕС).

В Бразилии существуют три основных канала финансирования науки: 58% всех средств поступает от Министерства науки и технологии Бразилии, 2% дают университеты и около 40% — промышленные компании. Практически весь объем средств, выделяемых коммерческими организациями, почти полностью осваивают их научно-исследовательские подразделения, и только 2% из них направляется на финансирование вузовской науки по соответствующим договорам. Министерство науки и технологии Бразилии финансирует как государственные НИИ (52% от выделяемых средств), так и университеты (47%).

Существующая в стране национальная система научного и технологического развития, включающая университеты, исследовательские центры и компании, которые занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями, финансируется за счет грантов специализированных правительственных агентств на кон-

курсной основе. Такая практика имеет давнюю историю. Еще в начале 1950-х гг. Национальный совет научного и технологического развития стал предоставлять гранты на научные исследования.

В Бразилии широко распространены специализированные программы, стимулирующие сотрудничество государства, университетов, НИИ, инновационных компаний. Например, основной целью программы PAPPE является поддержка исследований в коммерческих компаниях совместно с научными организациями. Созданный в 2004 г. для поддержки биотехнологической отрасли Форум по конкурентоспособности биотехнологии координирует деятельность представителей правительства, частного сектора и Академии наук с целью развития биотехнологий.

Актуальные проблемы инновационного развития. Несмотря на быстрое развитие инновационной сферы, Бразилия сталкивается с проблемой решения целого ряда важнейших задач, среди которых наиболее актуальными являются: модернизация и развитие инновационной инфраструктуры; стимулирование и укрепление сотрудничества между университетами, исследовательскими центрами и коммерческими компаниями; более активное привлечение инвестиций в инновационную деятельность из частного сектора; дальнейшее развитие сети научных и технологических парков, бизнес-инкубаторов; стимулирование инновационной деятельности национальных производителей; совершенствование механизмов обмена опытом, согласования регулирующих норм, применяемых различными бразильскими контролирующими органами и институтами; решение этических проблем, связанных с биотехнологией, касающейся человека; приведение законодательства в области инноваций в соответствие с международными нормами и ряд других.

Перспективы развития инновационной сферы Бразилии огромны и обусловлены активной государственной политикой в этой области, а также пониманием важности инновационного развития в мире. Следует отметить и необходимость расширения научных исследований за пределы обслуживания специфических проблем своей страны, что позволит в последующем торговать научными разработками и получать дополнительные источники финансирования. Часто исследования ученых направлены на узкие проблемы (например, в биологических науках — это изучение тропических болезней, в общественных науках — технические разработки, связанные с сооружением дорог, мостов и гидравлических систем, использование атомной энергии и др.). Компания RAND опубликовала масштабное исследование «Глобальная технологическая революция 2020». В нем дается прогноз развития науки и техники на ближайшие пятнадцать лет и определены шестнадцать наиболее перспективных направлений научно-технологического развития, в числе которых: разработки в области использования солнечной энергии, технологии использования беспроводной связи, получения генетически модифицированных растений, разработки высокоэффективных методов очистки воды, удешевления жилищного строительства, экологически чистое промышленное производство, «гибридные» автомобили, работающие на электроэнергии, медицинские препараты «точечного» действия, искусственное производство тканей живого организма и т.д. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Гершман М.А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008.

Innovation. A BCG Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, 2007.

Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. — 3-е изд. — М.: Инфра-М, 2010.

Гапоненко Н. Национальные стратегии развития нанонауки // Экономические стратегии. — 2008. — № 1.

Петрачкова А., Беккер А. «Мало исследуют», но денег на науку в России тратится много // Ведомости. — 13.10.2006.

National Program for the Development of Nanoscience and Nanotechnology, Ministry of Science and Technology, Brazil.

Жудисе В., Ведовелло К. Бразильская инновационная система в сфере биотехнологий // Форсайт. — 2007. — № 3.

Иноземцев В., Красильщиков В. Модернизация.ру: Порядок и прогресс // Ведомости. — 22.03.2010, 49.

BRAZIL: CURRENT SITUATION, PROBLEMS AND TENDENCIES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

V.V. Khozhempo, V.A. Chernova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

Бразилия занимает на международной арене особое место. Эта «страна-континент» по своим человеческим и природным ресурсам, по уровню и темпам развития экономики, науки и техники, по «удельному весу» в региональных и глобальных делах предстает в качестве одного из ведущих государств новой мировой системы, складывающейся в XXI веке.

Но акцентированная устремленность Бразилии в мировое торгово-экономическое и политическое пространство – сравнительно недавний феномен, давший о себе знать в результате глубоких внутренних трансформаций и сдвигов, происшедших в последние два десятилетия. Именно хозяйственные и политические перемены, обеспечившие подъем и модернизацию страны, сделали возможным ее активное участие в создании современной архитектуры международных экономических и финансовых отношений. Бразилия, которую еще недавно называли «спящим гигантом», «проснулась» в геоэкономическом и геополитическом смысле. Об этом свидетельствует многое: ее позиция по ключевым проблемам мировой политики, прочное лидерство в Латинской Америке, участие в работе Большой двадцатки, подключение к встречам Восьмерки, все более широкое взаимодействие с другими «восходящими гигантами» в рамках группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Особенно весомых успехов страна добилась в 2003-2010 гг. – в период президентства Луиса Инасио Лулы да Силвы (Лулы). Президент утверждает, что к 2020 г. Бразилия станет, как минимум, пятой экономикой мира . Тем самым определен вектор и поставлены ориентиры дальнейшего восхождения бразильского государства.

Экономический рывок

Выход Бразилии на старт нынешнего, качественно нового этапа развития не был скорым и простым. Ее более чем 500-летняя историческая траектория (страна была открыта 23 апреля 1500 г.) изобиловала общественными катаклизмами и экономическими провалами, в результате чего в стране к концу XX века сложилась крайне сложная ситуация, характеризовавшаяся глубокими хозяйственными дисбалансами, крайним социальным неравенством, массовой бедностью, тотальной коррупцией, политической нестабильностью (парадигмальный пример – импичмент, вынесенный президенту Фернандо Коллору в 1992 г.). Но на фоне внутренних неурядиц и драматических событий отчетливо стали проступать контуры нынешнего модернизационного проекта, реализация которого сравнительно быстро принесла ощутимые положительные плоды.

Сегодняшние экономические успехи Бразилии – результат перехода к модели открытой экономики, структурных реформ, проводимых с начала 1990-х гг. и обеспечивших модернизацию всего хозяйственного механизма. В рамках реализации «Плана Реал» (с 1994 г.) и других макроэкономических решений стратегического характера национальная экономика не только избавилась от таких «родимых пятен», как неконтролируемая инфляция, но и приобрела новые масштабы и качество (табл. 1).

Таблица 1. Основные экономические показатели Бразилии

Источник: Banco Central do Brasil. – http://www.bcb.gov.br/

Выделим основные структурные сдвиги, имевшие место в последние два десятилетия и сформировавшие современный облик бразильской экономики.

Стержнем экономической трансформации стала приватизациябольшинства низкоэффективных государственных предприятий. В 1997-2000 гг. Бразилия заняла первое место в мире по сумме доходов, полученных от передачи госсобственности в частные руки. Только приватизация телефонной компании «Телебраз» принесла в казну 19 млрд долл. – это стало самым масштабным актом приватизации в Латинской Америки и третьим в мире .

Ощутимо возросла роль ряда передовых отраслей обрабатывающей промышленности, что явилось результатом правительственной политики, определившей и поддержавшей стратегические направления развития: производство инвестиционных товаров, медикаментов, полупроводников и программного обеспечения. Особое внимание уделялось повышению технологической культуры производства. В результате к концу первого десятилетия нынешнего века за счет местного производства обеспечивалось 90% спроса на промышленные изделия, в том числе более 80% – на машины и оборудование. Из высокотехнологичных отраслей стремительно выросло авиастроение. Компания «Эмбраер» (Embraer) стала третьим в мире производителем летательных аппаратов, уступая только концернам «Боинг» и «Эйрбас».

Значительный вес приобрела добывающая промышленность. Страна является первым в мире производителем железной руды, вторым – марганца и тантала и фактическим монополистом по ниобию (свыше 95% мирового производства), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Лидер отрасли – компания КВРД (CVRD), на долю которой приходится до трети общего объема горной добычи. КВРД – крупнейшая в мире железорудная компания и второй по значению производитель марганца и ферросплавов. В 2006 г. КВРД мощно выступила в качестве инвестора и почти за 18 млрд долл. приобрела крупную канадскую фирму «Кэнэдиен майнинг».

Традиционно слабым звеном национальной экономики был энергетический сектор. Решение этой проблемы найдено путем диверсификации энергоносителей и расширения сырьевой базы энергетики. Ключевую роль призвано сыграть освоение новых месторождений нефти, прежде всего – на континентальном шельфе. Бразилия стала рекордсменом по глубоководному бурению и ведет добычу на глубине до 3 тыс. метров. По заявлению Лулы, в 2007-2009 гг. в Бразилии (главным образом на континентальном шельфе) были обнаружены нефтяные запасы, оцениваемые в 50 млрд баррелей . Благодаря их освоению страна может в обозримом будущем стать одним из мировых энергохабов, крупным производителем и экспортером углеводородов. Лидер отрасли, государственная компания «Петробраз» (Petrobras), уже сейчас входит в число крупнейших бизнес-структур мира. В 2009 г. рыночная капитализация бразильского гиганта достигла 200 млрд долл. – третье место в глобальной табели о рангах после Exxon и Газпрома.

Козырная карта и уникальный ресурс бразильской экономики – высокоразвитый и диверсифицированный агропромышленный комплекс (АПК). Начиная с 1991 г., когда произошла либерализация цен на основные сельскохозяйственные товары, аграрное производство растет высокими и устойчивыми темпами (табл. 2).

Таблица 2. Производство основных зерновых и зернобобовых (млн тонн)

Следует отметить, что правительство Лулы приняло целый комплекс мер государственной поддержки и стимулирования АПК, в том числе – программу сельскохозяйственного кредитования на льготных условиях, размеры которого превышали 10 млрд долл. в год. Результаты не замедлили сказаться. Особые успехи были достигнуты в выращивании сои («зеленого золота»), сбор которой за последние два десятилетия вырос в четыре раза. По этому показателю Бразилия занимает второе место в мире, «наступая на пятки» США. Не менее впечатляющие результаты достигнуты в птицеводстве, производстве говядины, цитрусовых и ряда других товаров. Сегодня страна на 92% покрывает свои продовольственные потребности за счет внутреннего производства, и эта доля имеет тенденцию к дальнейшему росту . Бразилия вышла в первый ряд мировых производителей и экспортеров продовольствия, стала одним из гарантов глобальной продовольственной безопасности.

Свидетельством успехов страны в развитии инноваций явилось формирование в рамках АПК новой перспективной отрасли, которую можно назвать энергетическим сектором сельского хозяйства. Речь идет о радикальном развороте в энергетической стратегии, который начался в 2007 г. в связи с принятием «этаноловой программы» . Уже сегодня Бразилия является ведущим мировым производителем биотоплива (на основе сахарного тростника) – одного из немногих рентабельных возобновляемых источников энергии. «Этаноловая программа» способствует развитию технического сотрудничества с другими странами-лидерами инновационной экономики (США, Индия) и создает для бразильских экспортеров новые емкие рынки сбыта.

Важное место в макроэкономической стратегии модернизации отводится Национальному банку экономического и социального развития (BNDES), крупнейшему государственному кредитному учреждению с активами свыше 220 млрд долл. Созданный в 1952 г., BNDES превратился в мощный инструмент хозяйственного развития страны, важнейший источник финансирования не только крупных компаний реального сектора, но и предприятий малого и среднего бизнеса, а также многочисленных бразильских экспортеров. В 2009 г. (в разгар мирового кризиса) BNDES предоставил кредиты на сумму 74 млрд долл. и сыграл заметную роль в смягчении последствий рецессии, помог «выжить» тысячам местных товаропроизводителей .

В целом, благодаря накопленному промышленному и сельскохозяйственному потенциалу и эффективной антикризисной политики властей, бразильская экономика сравнительно легко перенесла кризисные испытания (ВВП в 2009 г. даже немного возрос – на 0,3%) и вновь вышла на траекторию роста.

Ответ на вызовы глобального рынка

Важной чертой перестройки бразильской экономики стало заметно возросшее значение внешней торговли в национальной стратегии развития. Поскольку либеральные хозяйственные реформы 1990-х годов по времени совпали с апогеем процесса глобализации, страна оказалась вовлеченной в водоворот международных торгово-экономических обменов и была вынуждена приспосабливаться к жестким требованиям глобального рынка. Это означало, в первую очередь, проведение осмысленной и эффективной политики поощрения экспорта для компенсации неизбежного (в условиях открытой экономики) роста импортных закупок. Данные свидетельствуют, что в 1991–2008 гг. динамика внешней торговли значительно опережала прирост ВВП. В этот период внешнеторговый оборот вырос в 6,2 раза, а экспорт – в 6,3 раза (табл. 3).

Таблица 3. Внешняя торговля товарами (млрд долл.)

Источник: CEPAL. – http://www.eclac.org/

Правительство Лулы провозгласило рост внешней торговли одним из стратегических приоритетов своей макроэкономической политики. Власти значительно сократили явно избыточное число нормативов, регулирующих экспортную деятельность, упростили процедуры оформления торговых операций. Немалую роль в наращивании экспорта сыграла комплексная система поддержки экспортеров, в которой можно выделить три главных направления:

· облегчение доступа к источникам финансирования. Государственные программы кредитования осуществляются через Банк Бразилии и BNDES, оказывающие помощь большинству экспортеров, но в первую очередь – производителям новых и нетрадиционных товаров;

· снижение налогового бремени. В стране действуют специальные налоговые и таможенные режимы (порядка 20), стимулирующие экспортную деятельность. Национальные экспортеры и компании, оказывающие им услуги на внешних рынках, либо освобождаются от уплаты пошлин, сборов и налогов, либо получают компенсации;

· организационно-информационная поддержка. Она осуществляется в рамках специальных программ, реализуемых различными министерствами, Внешнеторговой палатой, Федеральным агентством по продвижению экспорта, Бразильской службой поддержки малых и средних предприятий и другими ведомствами.

В 2004 г. была принята Специальная экспортная программа, которая поставила целью довести объем экспорта до 100 млрд долл. в 2006 г. Эта задача была перевыполнена уже в 2005 г. (см. табл. 3). Но дело не только в количественном росте. Целенаправленная политика стимулирования экспортных поставок содействовала коренным изменениям в их структуре. Бразилия перестала быть страной, продающей преимущественно сырьевые товары. Хотя многие виды традиционной продукции (кофе, железная руда и др.) продолжают фигурировать в списке важных статей национального экспорта (табл. 4), главную роль в нем стали играть готовые промышленные изделия и полуфабрикаты, на долю которых приходится порядка 65-70% совокупного вывоза. При этом на продукцию высокой и средней степени технологичности в 2008 г. пришлось 45,7% общего объема экспорта .

Таблица 4. 10 главных экспортных товаров Бразилии

Источник: CEPAL. – http://www.eclac.org/

Знаковые изменения произошли и в географии внешнеэкономических связей Бразилии. Наряду с традиционными торговыми партнерами (Евросоюз, США, МЕРКОСУР) на бразильском рынке появились новые сильные игроки. В первую очередь обращает на себя внимание Китай, который превратился во второго после США поставщика товаров в Бразилию и третьего по значимости покупателя бразильской продукции. Достаточно сказать, что в период 2002–2008 гг. импорт из КНР вырос почти в 13 раз – с 1554 до 20040 млн долларов . Причем отношения с Китаем вышли за рамки внешней торговли и охватили инвестиционное сотрудничество, в том числе в высокотехнологичных областях. С 2003 г. на основе совместного предприятия начато производство китайских модификаций самолетов «Эмбраер». В рамках двусторонней космической программы китайскими ракетами на орбиту регулярно выводятся бразильские спутники.

Проводя политику географической диверсификации товарных потоков, правительство Лулы расширило связи с государствами Африки и Ближнего Востока, специальное внимание уделило сотрудничеству с такими обладающими высоким экономическим потенциалом странами, как Индия, Россия и ЮАР. В результате Бразилия на глазах превращается в глобального трейдера, занявшего свою нишу в мировой торговле.

«Нет – голоду»: ориентиры и результаты социальной политики

Характерная черта президентства Лулы – то внимание, которое власти уделяют решению острейших социальных проблем. С февраля 2003 г. воплощается в жизнь масштабная («историческая», по словам самого президента) программа под названием «Нет – голоду» («Fome Zero”), получившая широкий международный резонанс.

Реализация этой программы имеет для страны судьбоносное значение, поскольку еще в начале нынешнего века в Бразилии недоедало около трети населения, а половина сельских жителей имела доход не более 1 доллара в день. Ситуация была особенно вопиющей на фоне успехов бразильского сельского хозяйства, роста продовольственного экспорта и превращения страны в «мировую ферму». Сохранение огромных ареалов голода, бедности и нищеты делило нацию на две противостоящие друг другу части, порождало вопиющее социальное неравенство (доходы 10% самых обеспеченных в 40 раз превышали доходы 10% самых бедных граждан), исключало десятки миллионов бразильцев из рыночной экономики, становилось причиной массовой преступности. Именно поэтому борьба с голодом была вписана в общую политику по обеспечению национальной безопасности и рассматривается как необходимый инструмент продвижения страны по пути экономического и социального прогресса.

Подчеркнем, что программа «Нет – голоду» не означала обычную филантропию и раздачу еды, а носила комплексный и многоуровневый характер, необходимый для «изменения облика Бразилии», и включала в себя три группы социальных проектов :

· структурную политику, направленную на искоренение наиболее глубоких причин голода и нищеты, в том числе: повышение занятости, проведение аграрной реформы, качественное улучшение пенсионного обеспечения, облегчение доступа к кредитам, развитие практики «семейных подрядов», обеспечение доступности образования и здравоохранения, ликвидацию неграмотности;

· специальные механизмы, нацеленные непосредственно на поддержку наиболее нуждающихся семей: программу семейных пособий «Семейный бюджет» («Bolsa Família”), обеспечение минимальной ренты, бесплатные школьные обеды, организацию «народных столовых»;

· продовольственные программы на местах – в префектурах, муниципалитетах, небольших городках. Они включали в себя организацию альтернативных каналов продажи продуктов малообеспеченным гражданам, создание потребительских кооперативов, стимулирование производства продовольствия семьями для личного потребления.

Социальные программы, запущенные правительством Лулы, охватили десятки миллионов бедняков и ощутимо улучшили положение наиболее нуждающихся слоев населения (табл. 5).

Таблица 5. Основные социальные показатели Бразилии

Показатель

1990 г.

2008 г.

Доход на душу населения по ППС, долл.

Средняя продолжительность жизни (число лет)

Детская смертность (на 1 тыс. новорожденных)

Количество бедных (в % от населения)

Доля лиц, страдающих от голода (%)

Государственные расходы на образование (% от ВВП)

3,9

4,8

Уровень грамотности (%)

Средний уровень образования (годы обучения)

3,9

6,5

Государственные расходы на здравоохранение (% от ВВП)

3,9

4,8

Число медицинских учреждений (тыс.)

35,7

70,0

Как видим, бедность несколько отступила. Доля бедных в процентном отношении уменьшилась почти вдвое, и это на фоне значительного количественного роста населения – более чем на 40 млн человек. Тем самым к более активному участию в хозяйственной и общественной жизни подключились десятки миллионов граждан. Обращают на себя внимание и такие положительные сдвиги, как снижение детской смертности, рост продолжительности жизни, увеличение государственных расходов на образование и здравоохранение. Все это конкретные результаты правительственного курса. И все же социальная сфера (крайне запущенная в течение многих десятилетий) остается самым уязвимым звеном восхождения Бразилии как новой великой державы. Бразильской власти, бизнес-сообществу, нации в целом предстоит еще очень много сделать для уменьшения социального неравенства и подъема жизненного уровня большинства населения.

В роли регионального лидера и восходящего центра силы

Возросшая экономическая мощь позволила Бразилии выступить на региональной и мировой арене с более сильных позиций, отчетливо заявить претензии на весомую роль в глобальных делах. Сейчас с полным основанием можно говорить о новых геоэкономических и геополитических параметрах международного позиционирования бразильского государства.

Одна из ключевых геополитических задач Бразилии – сплочение южноамериканских государств, углубление двусторонних отношений с соседними странами и формирование эффективных региональных институтов, способных усилить центростремительные тенденции, придать новый импульс интеграционным процессам и повысить влияние Латинской Америки на мировой арене. Лула ориентировал Итамарати (бразильское министерство иностранных дел) и другие государственные учреждения на реализацию конкретных проектов латиноамериканского сотрудничества и достижение ясных и ощутимых результатов. При самом активном участии бразильской дипломатии в последние годы удалось:

· поднять бразильско-аргентинское взаимодействие до уровня стратегического партнерства, которое выражается в постоянных политических консультациях, быстро растущих торгово-экономических обменах, межотраслевой и внутрикорпоративной производственной кооперации, расширяющемся научно-техническом сотрудничестве, координации позиций в международных организациях и т.д. Ось Бразилиа – Буэнос-Айрес стала несущей опорой субрегиональной интеграционной группировки МЕРКОСУР и всего процесса латиноамериканского сближения. Как неоднократно заявлял министр иностранных дел Бразилии Селсо Аморим, интеграция с Аргентиной «является абсолютным приоритетом» ;

· совместно с Аргентиной, Боливией, Венесуэлой, Парагваем, Уругваем и Эквадором учредить Банк Юга (декабрь 2007 г.), призванный стать независимой региональной финансовой структурой, своего рода южноамериканским банком развития. Речь, по существу, идет об укреплении финансовой суверенности Латинской Америки, что особенно актуально в свете глобального кризиса 2008–2009 гг.;

· подписать 23 мая 2008 г. в Бразилиа учредительный договор о создании Южноамериканского Союза наций (UNASUR), в который вошли все 12 стран региона: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор;

· расширить рамки регионального сотрудничества, подключив к нему Мексику, а также страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Формально-юридически это было закреплено 23 февраля 2010 г. подписанием 32 главами государств региона Канкунской декларации, зафиксировавшей их решимость «углублять политическую, экономическую, социальную и культурную интеграцию» и содействовать формированию «общей позиции по главным вопросам и событиям международной жизни» .

С середины 2000-х гг. Бразилия является инициатором расширения сотрудничества Латинской Америки с государствами Африки, Азии и арабского Востока. Она первой из латиноамериканских стран установила отношения Стратегической ассоциации с Европейским союзом и придала контактам с лидерами ЕС характер регулярных консультаций на высшем уровне по важнейшим международным вопросам (третий саммит Бразилия – Евросоюз прошел в октябре 2009 г. в Стокгольме). Особое место в глобальной стратегии правительства Лулы заняло участие в группе БРИК. Очередная встреча лидеров четырех стран (15–16 апреля 2010 года, Бразилиа) является подтверждением решимости бразильской стороны повышать свой международный «удельный вес» в том числе и посредством всестороннего взаимодействия с другими восходящими странами-гигантами. Все это ощутимо меняет расклад сил в Западном полушарии, суживая геополитические возможности Вашингтона, и сказывается на процессе формирования нового миропорядка.

Феномен Лулы: выборы и политическое наследие

«Вы самый популярный президент в мире», – с такими словами обратился Б. Обама к Луле. Хозяин Белого дома был недалек от истины: в конце второго президентского срока положительно оценивали деятельность Лулы около 80% бразильцев. Факт беспрецедентный.

2010 г. пройдет в Бразилии под знаком всеобщих выборов, на которых 135 млн бразильцев, имеющих право голоса, изберут новых президента и вице-президента страны, а также глав 26 штатов и федерального (столичного) округа, всех депутатов нижней палаты Национального конгресса, две трети сенаторов и 1059 представителей законодательных собраний субъектов федеративной республики. Первый тур президентских выборов состоится 3 октября, и если ни один из кандидатов не получит более 50%, то избиратели вернутся к урнам через четыре недели – 31 октября для окончательного голосования.

Сам Лула, в соответствии с конституцией, не может претендовать на третий срок, а согласно его собственным неоднократным заявлениям, не собирается и в перспективе бороться за пост президента Бразилии. Каковы в этом случае его личные политические планы? Трудно поверить, что полный сил 65-летний политик всерьез думает о пенсии. В этой связи обратила на себя внимание короткая заметка в популярном бразильском журнале «Вежа», в которой высказывалось предположение, что Лула готовится побороться за пост генерального секретаря ООН (31 декабря 2011 г. заканчивается срок пребывания на этом посту Пан Ги Муна).

Эта «утечка» дала повод экспертам взвесить шансы Лулы и под новым углом зрения взглянуть на его международную гиперактивность последнего времени – в частности, встречи с такими разными лидерами, как Б. Обама, Н. Саркози, М. Ахмадинежад, Д. Медведев, братья Кастро, руководители многих латиноамериканских, азиатских, африканских и европейских государств. Оценивая возможности бразильского президента, наблюдатели считают его сильным претендентом, но обращают внимание на традицию переизбрания генеральных секретарей ООН на второй срок. Это «правило» может «сработать» и в случае с Пан Ги Муном. Поэтому в качестве «запасного аэродрома» рассматривают назначение Лулы генеральным директором ФАО – Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН . Таким образом, вопрос о политическом будущем нынешнего бразильского руководителя остается открытым.

Но кто заменит Лулу на посту президента Бразилии?

Кандидат самого Лулы – Дилма Русефф, с 2007 г. занимавшая пост главы президентской администрации (в конце марта 2010 г. она ушла в отставку и полностью включилась в предвыборную борьбу). Ее основным конкурентом стал губернатор самого экономически развитого штата Сан-Пауло – Жозе Серра (он был неудачливым соперником Лулы в 2002 г.). В числе других сильных претендентов – Жиро Гомес, бывший губернатор штата Сеара, и бывший министр Марина Силва. В табл. 6 показана эволюция предпочтений бразильского электората. Как видим, стартовав с относительно низкой позиции, Д. Русефф быстро увеличила круг своих сторонников и сократила разрыв с лидером избирательной гонки Ж. Серрой. По-видимому, один из них и станет следующим президентом страны.

Таблица 6. Степень электоральной поддержки кандидатов на пост президента Бразилии (%)

Дата опроса

Ж. Серра

Д. Русефф

Ж. Гомес

М. Силва

Сентябрь 2009 г.

Декабрь 2009 г.

Март 2010 г.

Важнейшая внутриполитическая задача новой бразильской администрации – продолжение в целом оправдавшего себя курса на модернизацию страны и повышение ее международного авторитета. Разумеется, это не означает повторения «под копирку» политики правительства Лулы. Но принципиальные подходы в экономической области и в сфере социальных отношений должны остаться. Нынешний президент Бразилии оставляет богатое политическое наследие, которое необходимо сохранить и преумножить.

* * *

Вне зависимости от возможной смены политических сил на вершине власти и перепадов международной экономической конъюнктуры, развитие Бразилии приобрело такую внутреннюю динамику и инерцию, что страна, по нашему мнению, неизбежно будет идти к дальнейшему наращиванию своей роли в мире и окажется в числе ведущих глобальных игроков.

Важно то, что Бразилия (возможно, путем проб и ошибок) выбрала собственную стратегию социально ориентированного инновационного развития, обеспечивающего модернизацию страны и ее продвижение по демократическому пути. Бразильский модернизационный проект основан на использовании механизмов и инструментов рыночной экономики при активном участии государства в хозяйственной жизни, в том числе в качестве центра стратегического планирования и регулятора макроэкономических процессов. Безусловным приоритетом является развитие внутреннего рынка, повышение покупательной способности большинства населения, сокращение все еще кричащего общественного неравенства и на этой базе – последовательное решение острых социальных проблем.

Этот курс органически дополняется суверенной внешней политикой и значительными усилиями по расширению диапазона внешнеэкономических связей, укреплению позиций национальных товаропроизводителей на внешних рынках. Подключение Бразилии к глобальному регулированию повышает ее международный престиж и создает новые возможности для российско-бразильского взаимодействия на мировой арене.

Примечания:

Бразилия – восходящий центр экономического и политического влияния. М., 2008, с. 27.

Banco Central do Brasil. Relatorio Anual 2009. Volume 44, p. 118.

Подробнее см.: Л.С. Окунева. Указ. соч., с. 637–640.

La Nación. Buenos Aires, 5.02.2010

Перспективы бразилии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *