Скачать Методическое пособие по организации перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации можно >здесь!
Содержание
- Перевод ВВТ на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 1: Организация перевода вооружения и техники на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 2: Алгоритм планирования и организации перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации (Решение на организацию сезонного обслуживания)
- Приложение 3: Перечень основных документов, отрабатываемых в воинской части и в подразделении в ходе подготовки и проведения перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 4: Приказ о подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях
- Приложение 5: План перевода вооружения и техники, парка и материальной технической базы войсковой части на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 6: График работы специализированных постов и бригад при подготовке вооружения и военной техники на летний (зимний) режим эксплуатации
- Приложение 7: План-график проверки качества перевода ВВТ на режим летней (зимней)эксплуатации рабочими группами
- Приложение 8: Ведомость контроля за ходом перевода ВВТ в воинской части на режим летней (зимней) эксплуатации
- Приложение 9: План восстановления ВВТ
- Приложение 10: Акт проверки полноты и качества выполнения работ по переводу ВВТ на режим летней (зимней) эксплуатации, подготовки парка и складов
- Приложение 11: Приказ О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях
- Приложение 12: План-график перевода ВВТ батальона на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 13: План-график перевода ВВТ роты на режим сезонной эксплуатации
- Приложение 14: План-задание экипажу (расчету, водителю)
- Приложение 15: Карточка (Журнал) учета недостатков в состоянии и содержании машин (вооружения)
- Приложение 16: Ведомость работы личного состава на технике при переводе на режим зимней (летний) эксплуатации
- Приложение 17: Обязанности должностных лиц воинской части при проведении сезонного обслуживания ВВТ
- Приложение 18: Перечень вопросов, проверяемых рабочими группами при переводе ВВТ на режим сезонной эксплуатации
- Планирование эксплуатации вооружения, боевой и другой техники. Учет наработки вооружения, боевой и другой техники
- Новые записи:
Перевод ВВТ на режим сезонной эксплуатации
Приложение 1: Организация перевода вооружения и техники на режим сезонной эксплуатации
Приложение 2: Алгоритм планирования и организации перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации (Решение на организацию сезонного обслуживания)
Приложение 3: Перечень основных документов, отрабатываемых в воинской части и в подразделении в ходе подготовки и проведения перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации
Приложение 4: Приказ о подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях
Приложение 5: План перевода вооружения и техники, парка и материальной технической базы войсковой части на режим сезонной эксплуатации
Приложение 6: График работы специализированных постов и бригад при подготовке вооружения и военной техники на летний (зимний) режим эксплуатации
Приложение 7: План-график проверки качества перевода ВВТ на режим летней (зимней)эксплуатации рабочими группами
Приложение 8: Ведомость контроля за ходом перевода ВВТ в воинской части на режим летней (зимней) эксплуатации
Приложение 9: План восстановления ВВТ
Приложение 10: Акт проверки полноты и качества выполнения работ по переводу ВВТ на режим летней (зимней) эксплуатации, подготовки парка и складов
Приложение 11: Приказ О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях
Приложение 12: План-график перевода ВВТ батальона на режим сезонной эксплуатации
Приложение 13: План-график перевода ВВТ роты на режим сезонной эксплуатации
Приложение 14: План-задание экипажу (расчету, водителю)
Приложение 15: Карточка (Журнал) учета недостатков в состоянии и содержании машин (вооружения)
Приложение 16: Ведомость работы личного состава на технике при переводе на режим зимней (летний) эксплуатации
Приложение 17: Обязанности должностных лиц воинской части при проведении сезонного обслуживания ВВТ
Приложение 18: Перечень вопросов, проверяемых рабочими группами при переводе ВВТ на режим сезонной эксплуатации
Скачать Методическое пособие по организации перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации можно >здесь!
Организация перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации
Перевод ВВТ на режим летней или зимней эксплуатации проводится в целях поддержания их в высокой степени боевой готовности и надежной работы при использовании.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год продолжительностью до 20 дней (директива первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 2002 г. №332/500 «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга «Техническое обеспечение»), при подготовке машин к сезонному периоду эксплуатации в сроки, устанавливаемые командующим войсками военного округа.
Работы по переводу ВВТ на режим сезонной эксплуатации планируются с учетом выделения на каждое подразделение не менее 10 полных рабочих дней.
В этот период занятия по боевой подготовке не планируются и не проводятся, запрещается привлечение личного состава экипажей (расчетов) и ремонтных подразделений на другие работы (мероприятия), не связанные с проведением сезонного обслуживания ВВТ.
Выход машин из парка в дни проведения сезонного обслуживания не планируется, за исключением минимального количества автомобилей для обеспечения боевого дежурства и хозяйственных нужд.
Переводом машин на сезонный режим эксплуатации руководит лично командир воинской части.
Для руководства и контроля за ходом перевода ВВТ в парке воинской части развертывается пункт управления.
В подразделениях руководство работами по переводу осуществляется командирами подразделений (батальонов (дивизионов), рот (батарей).
Работы по переводу ВВТ ежедневно начинаются с построения личного состава воинской части в парке и постановки задач. Личный состав выводится на построение в комбинезонах (в рабочей форме одежды). Перед началом работ проверяется наличие план-заданий у личного состава (экипажей, расчетов, водителей) и проводится инструктаж по требованиям безопасности при выполнении работ.
Вариант организации перевода вооружения и техники воинской части на режим сезонной эксплуатации – приложение №1.
Командир воинской части заблаговременно принимает решение на организацию перевода ВВТ, восстановление имеющихся в воинской части неисправных образцов ВВТ, подготовку парка и материальной технической базы. Решение оформляется текстуально.
Вариант алгоритма принятия решения на организацию перевода ВВТ воинской части на режим сезонной эксплуатации – приложение №2.
В целях качественной организации работ в воинской части (подразделениях) разрабатывается комплект документов.
Перечень основных документов, отрабатываемых в воинской части и в подразделениях в ходе подготовки и проведения перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации — приложение №3.
Все документы печатаются на листах формата А-4 и находятся в папке с файлами воинской части (подразделения).
В воинской части разрабатываются:
приказ «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях» – приложение №4;
план перевода вооружения и техники, парка и материальной технической базы войсковой части на режим сезонной эксплуатации – приложение №5;
график работы специализированных постов и бригад – приложение №6;
план-график проверки качества выполнения сезонного обслуживания – приложение №7;
ведомость контроля за ходом перевода ВВТ и элементов парка воинской части на сезонный режим эксплуатации – приложение №8;
план восстановления ВВТ воинской части – приложение №9;
перечни работ при переводе на режим сезонной эксплуатации на каждую марку ВВТ (разрабатываются начальниками соответствующих служб);
акт проверки качества сезонного обслуживания ВВТ воинской части (составляется членами комиссии воинской части на основании результатов проверки качества сезонного обслуживания) – приложение №10;
приказ «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях» – приложение №11.
Принятое командиром воинской части решение отражается в приказе «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях», который издается не позднее, чем за 2 недели до начала выполнения работ.
В приказе командир воинской части определяет:
— сроки проведения перевода;
— перечень отрабатываемых в воинской части и подразделениях планирующих и отчетных документов по сезонному обслуживанию ВВТ;
— порядок подготовки командиров подразделений и личного состава к выполнению работ сезонного обслуживания на образцах ВВТ и материально-технического обеспечения;
— перечень развертываемых специализированных постов и бригад;
— силы и средства, привлекаемые для технического обслуживания и ремонта машин;
— распорядок работы в парке;
— состав комиссии по проверке качества выполненных работ перевода;
— порядок оформления отчетных документов;
— требования безопасности при выполнении работ.
План перевода ВВТ на сезонный режим эксплуатации разрабатывается на основе указаний командира воинской части начальником штаба совместно с заместителями командира части с участием всех начальников родов войск и служб и утверждается командиром воинской части.
В плане перевода предусматривается проведение следующих мероприятий:
По подготовке личного состава:
— проведение инструкторско-методических занятий с офицерами, прапорщиками и специалистами;
— изучение командирами подразделений и личным составом экипажей (расчетов, водителей) наставлений, инструкций и руководств по обслуживанию ВВТ;
— изучение личным составом эксплуатационных материалов и ГСМ, применяемых на образцах ВВТ;
— подготовка личного состава подразделений технического обслуживания и ремонта к выполнению работ на постах и участках;
— создание специализированных постов и бригад, изучение личным составом функциональных обязанностей по объему выполняемых работ;
— порядок дефектовки машин и заполнения карточек учета недостатков в их состоянии и содержании, формуляров (паспортов), сроки составления планов-заданий на день;
— изучение требований безопасности при проведении технического обслуживания и проведение инструктажей.
По подготовке пунктов технического обслуживания и ремонта, подвижных средств технического обслуживания и ремонта:
— подготовка технологического оборудования, рабочих мест, постов и участков в пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР), в аккумуляторной зарядной станции (АЗС);
— оснащение рабочих мест инструментом, приспособлениями, оборудованием и средствами механизации;
— подготовка необходимых подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) к использованию;
— порядок использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) для технического обслуживания и ремонта образцов ВВТ;
— составление рабочих графиков и технологических карт по использованию рабочих мест.
По материально-техническому обеспечению:
— порядок и сроки истребования и обеспечения ГСМ, запасными частями и материалами;
— порядок выделения ремонтных подразделений и подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) и технологического оборудования для выполнения работ в подразделениях воинской части.
По порядку выполнения работ по переводу техники и вооружения:
— виды и объем работ номерных видов технического обслуживания;
— виды и объем работ по сезонному обслуживанию ВВТ, исполнители и порядок контроля за выполнением работ;
— порядок ремонта неисправных образцов ВВТ.
По подготовке парка и парковых помещений:
— мероприятия по приведению элементов парка и внутренней службы в нем в соответствие с требованиями руководящих документов;
— утепление помещений ПТОР, АЗС и КТП (в зимний период);
— ремонт, подготовка и опробование отопительной системы (при переводе на зимний режим эксплуатации);
— приведение в готовность водомаслогреек (в зимний период);
— подготовка и проверка пожарного инвентаря;
— подготовка оборудования и инвентаря для уборки территории парка;
— проведение сезонного обслуживания всего технологического оборудования стационарных и подвижных ремонтных средств;
— подготовка средств повышения проходимости и эвакуации;
— ремонт и подготовка средств, облегчающих снятие машин с хранения и запуск двигателей;
— подготовка мест хранения аккумуляторных батарей в зимний период.
Сроки проведения смотра готовности ВВТ, парков и материальной технической базы к сезонной эксплуатации.
В соответствии с планом и полученными от штаба воинской части указаниями (выписками из приказа «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях») в батальоне (дивизионе) разрабатывается:
— план-график перевода вооружения и техники батальона (дивизиона) на режим сезонной эксплуатации – приложение №12;
Кроме того, до командиров батальонов (дивизионов) штабом воинской части доводятся:
— выписка из приказа «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материально-технической базы к эксплуатации в летних условиях»;
— выписка из графика работы специализированных постов и бригад (выдается штабом воинской части);
— выписка из плана восстановления неисправной ВВТ;
в роте (батарее, отдельном взводе) разрабатываются:
— план-график перевода ВВТ роты (батареи, отдельного взвода) на режим сезонной эксплуатации – приложение №13;
— план-задания экипажам (расчетам, водителям) – приложение №14;
— карточки учета недостатков в состоянии и содержании машин на каждый образец – приложение №15.
— ведомость учета работы личного состава – приложение №16.
Кроме того, до командиров рот (батарей, отдельных взводов) штабом воинской части доводятся перечни работ при переводе на режим сезонной эксплуатации на каждую марку ВВТ.
План-графики перевода ВВТ батальонов (дивизионов), рот (батарей, отдельных взводов) на режим сезонной эксплуатации утверждаются непосредственными командирами (начальниками).
Дни и часы проведения работ сезонного обслуживания ВВТ вносятся в расписание занятий.
Должностные лица воинской части при планировании и в ходе перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации выполняют свои функциональные обязанности в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и другими руководящими документами.
Обязанности должностных лиц при проведении сезонного обслуживания ВВТ воинской части – приложение №17.
Подготовка и проведение перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации подразделяются на этапы:
I этап (за 1 – 1,5 месяца) – командир части дает указания заместителям и начальникам служб о проведении расчетов:
количества ВВТ подлежащих переводу;
потребности ГСМ;
объема трудозатрат;
потребности в других материальных средствах для обеспечения перевода и текущего ремонта ВВТ, ремонта зданий и хранилищ парка.
II этап (за месяц) – разработка организационных документов и доведение их до исполнителей.
III этап (за 20 дней) – организация материально-технического обеспечения:
командир воинской части контролирует обобщение заявок начальниками служб на истребование необходимого количества ГСМ и ВТИ для обеспечения работ связанных с переводом;
контролирует подготовку стационарных и подвижных средств технического обслуживания и ремонта, контрольно-испытательных средств;
проверяет оснащение постов и бригад инструментом и приспособлениями, наличие тары для слива технической жидкости.
IV этап (за 10 дней) – подготовка парков и парковых помещений к переводу ВВТ и работе в сезонных условиях:
получение затребованного военно-технического имущества, ГСМ материалов для ремонта зданий и хранилищ парка.
производство текущего ремонта зданий и хранилищ парка, водомаслогреек, систем отопления.
подготовка и проверка пожарного инвентаря, молниезащиты зданий и хранилищ.
проведение сезонного обслуживания технологического оборудования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта ВВТ.
V этап (за 5 дней) — проведение трех дневных сборов и показных занятий с офицерами, прапорщиками и младшими специалистами.
VI этап (практическое выполнение работ по переводу) – командир воинской части проводит следующие мероприятия:
проверяет организацию работ в подразделениях, на ВВТ и постах (расстановку личного состава, наличие и ведение планов в подразделениях и план-заданий на машинах, обеспеченность работ материалами, соблюдение требований безопасности);
выборочно проверяет на танках, БМП и других машинах экипировку, боеукладку, а также готовность их к боевому применению;
ежедневно подводит итоги работы с командирами подразделений;
проверяет готовность парковых помещений к сезонному хранению (содержанию) ВВТ;
в соответствии с планом боевой подготовки в последние три дня перевода проводит смотр готовности к эксплуатации ВВТ, парка, складов, УМБ.
Важнейшим требованием при проведении работ является обеспечение высокой боевой готовности ВВТ. Запрещается оставлять вооружение и технику с демонтированными узлами и деталями по окончании рабочего дня (при убытии личного состава из парка).
VII этап – подведение итогов перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации. Издание приказа «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях».
Подготовка личного состава, техники и средств обслуживания включает в себя:
проведение показных занятий с офицерами, прапорщиками и младшими специалистами;
изучение наставлений, инструкций, руководств, методических пособий по техническому обслуживанию;
изучение применяемых эксплуатационных материалов, горючих и смазочных материалов и специальных жидкостей;
порядок подготовки рабочих мест и оборудования;
создание специализированных постов и бригад, изучение выполняемых ими работ;
порядок проверки машин, заполнения соответствующей документации;
изучение особенностей эксплуатации машин в зимнем или летнем периоде обучения;
изучение требований безопасности при проведении работ сезонного обслуживания;
порядок обеспечения и нормы снабжения материальными средствами.
Завершаются занятия принятием зачетов у командиров подразделений и личного состава экипажей (расчетов, водителей) по знанию перечня выполняемых на образцах ВВТ операций и порядка их выполнения.
При планировании подготовки техники и средств обслуживания учитывается:
порядок и сроки проверки технического состояния каждого образца с оформлением карточек учета недостатков и формуляров машин;
ремонт машин (по потребности);
порядок использования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта воинской части
При организации рабочих мест и специализированных постов и бригад учитываются:
подготовка пункта технического обслуживания и ремонта (ПТОиР), подвижных ремонтных и контрольно-испытательных средств, площадок ежедневного технического обслуживания (ЕТО) и организация постов с составлением технологических карт выполнения операций при обслуживании узлов агрегатов;
оснащение рабочих мест инструментом, приспособлениями и оборудованием;
мероприятия по приведению внутренней службы и порядка в парке в соответствии с установленными требованиями;
необходимость производства текущего ремонта зданий и хранилищ;
необходимость ремонта, подготовки и опробования отопительной системы;
приведение в готовность водомаслогреек, аккумуляторных зарядных станций и мест хранения аккумуляторных батарей в зимний период;
подготовка и проверка пожарного инвентаря;
подготовка инвентаря для уборки территории парка;
проведение сезонного обслуживания технологического оборудования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта;
подготовка и проверка средств, облегчающих пуск двигателя.
Контроль за организацией работ и материально-техническим обеспечением в ходе сезонного обслуживания осуществляется лично командиром и должностными лицами воинской части в составе контрольных групп с ежедневным подведением итогов и докладом командиру воинской части в соответствии с план-графиком проверки качества перевода ВВТ воинской части на режим сезонной эксплуатации.
Задачами контрольной группы являются:
— осуществление контроля полноты и качества выполнения работ на ВВТ;
— контроль восстановления неисправной ВВТ;
— контроль выполнения сроков и очередности работ на технике, подлежащей переводу;
— контроль выполнения мероприятий, указанных в плане перевода;
— контроль соблюдения графика работы специализированных постов и бригад;
— контроль соблюдения специалистами постов и экипажами (водителями) требований безопасности.
Перечень вопросов, проверяемых контрольными группами при переводе ВВТ на режим сезонной эксплуатации – приложение №18.
Результаты контроля обобщаются в группе контроля за ходом перевода воинской части, которая развертывается на пункте управления в парке воинской части и ежедневно докладываются командиру воинской части.
Командиром воинской части организуется представление доклада (сведений) о ходе выполнения работ по переводу ВВТ в вышестоящий орган военного управления (группу контроля) в установленное время.
Оперативный учет выполнения работ перевода техники ведется ежедневно:
в роте (батарее, отдельном взводе) – командиром роты (батареи, отдельного взвода) – в план-графике перевода и в ведомости учета работы личного состава роты (батареи, отдельного взвода);
в батальоне (дивизионе) – начальником штаба батальона (дивизиона) в план-графике перевода ВВТ батальона (дивизиона) на режим сезонной эксплуатации;
в воинской части – в группе контроля перевода под руководством начальника штаба воинской части в ведомости контроля за ходом перевода ВВТ и элементов парка воинской части на сезонный режим эксплуатации.
Порядок докладов о ходе перевода ВВТ:
а) устно:
— командир роты (батареи, отдельного взвода) – ежедневно по итогам работы за день непосредственному командиру (начальнику);
— командир батальона (дивизиона) – ежедневно по итогам работы за день по телефону в конце рабочего дня в группу контроля воинской части;
— группа контроля воинской части – еженедельно, о выполнении плана перевода по итогам недели, в группы контроля объединения (управления, отдела и службы военного округа) по подчиненности;
— группа контроля объединения (управления, отдела и службы военно-го округа) – ежедневно через дежурных по пунктам управления о выполнении плана перевода в подчиненных воинских частях – дежурному по пункту управления материально-технического обеспечения военного округа.
б) письменно (телеграфом, факсимильной связью) по четвергам:
— командующие объединениями, командиры воинских частей по итогам недели (согласно ведомости контроля) в адрес начальника управления технического обеспечения военного округа;
— начальники управлений (отделов), родов войск и служб военного округа (начальники отделов вооружения) в адрес начальника управления технического обеспечения военного округа с приложением ведомости контроля за подчиненные части.
В конце рабочего дня подводятся итоги:
— командиром воинской части – с командирами подразделений и начальниками служб;
— командирами подразделений – с личным составом.
Командиры подразделений и командир воинской части обязаны проверить подготовку личного состава, ВВТ и парка к летнему (зимнему) периоду и о готовности доложить по команде.
Три последних дня проведения сезонного обслуживания, в соответствии с планом боевой подготовки, отводятся для проведения смотра готовности ВВТ, парков, складов, УМБ воинской части. В ходе смотра должны быть проверены и оценены 100% всех видов ВВТ боевой и строевой групп эксплуатации воинской части.
Смотр проводится на местах стоянки. Руководство проведением смотра осуществляет лично командир части. Проводит смотр комплексная комиссия воинской части с привлечением специалистов ремонтных подразделений. Для проверки функционирования систем и агрегатов машин, приведения их параметров в соответствие с требованиями нормативно-технической документации и восстановления ВВТ создаются бригады из числа специалистов ремонтного подразделения воинской части, используется диагностическое оборудование, а также контрольно-проверочные машины и мастерские технического обслуживания. Работой бригад руководят начальники соответствующих служб.
В проведении смотра ВВТ участвует весь личный состав проверяемого подразделения. Отрыв личного состава на выполнение работ и мероприятий, не связанных с проведением смотра ВВТ, запрещается.
Разработка плана проведения смотра осуществляется заблаговременно. За пять дней до его начала план проведения утверждается командиром воинской части и доводится до командира проверяемого подразделения, начальников родов войск и служб.
За трое суток до начала смотра в службах и подразделении планируются мероприятия по проведению смотра, проводится подготовка средств технического обслуживания и ремонта, готовится материально-техническое обеспечение.
Смотр начинается с общего построения проверяемого подразделения, комплексной технической комиссии части, личного состава подразделений ТО и ремонта в парке, время которого определяет командир части. Необходимое оборудование и привлекаемые подвижные средства технического обслуживания, контрольно-проверочные машины сосредотачиваются на стоянке (в хранилище) проверяемого подразделения до начала построения.
После постановки задач и инструктажа по требованиям безопасности командир воинской части производит развод личного состава по рабочим местам.
Члены комиссии проверяют:
качественное состояние агрегатов, механизмов и систем машин, вооружения, средств связи и специального оборудования при неработающем двигателе;
качество выполнения работ по переводу на образцах ВВТ;
укладку табельного имущества;
наличие и качество горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
правильность содержания и ведения индивидуальной технической документации, а также внешний вид машин.
После осмотра машины проводится проверка функционирования систем, узлов и агрегатов со снятием характеристик при работающем двигателе.
По окончании проверки составляется план устранения выявленных недостатков и восстановления неисправных ВВТ. Восстановление выявленной неисправной техники, регулировочные и настроечные работы должны быть завершены до окончания срока проведения смотра ВВТ.
Результаты смотра оформляются актом, издается приказ по воинской части «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях».
О проведенном смотре, состоянии ВВТ и принятых мерах по устранению выявленных недостатков командир воинской части письменно докладывает непосредственному командиру (начальнику).
Перевод ВВТ на режим сезонной эксплуатации Метки:Сезонное обслуживание26 Сентябрь 2018
Планирование эксплуатации вооружения, боевой и другой техники. Учет наработки вооружения, боевой и другой техники
Боевая и мобилизационная готовность войск в современной армии напрямую зависят от состояния и содержания вооружения и военной техники. Воинские части и соединения, независимо от их предназначения оснащены современной боевой и другой техникой, техническими средствами, позволяющими решать боевые задачи и осуществлять хозяйственную деятельность в мирное время.
К состоянию и содержанию вооружения, военной и специальной технике предъявляются определенные требования, определенные руководящими документами, инструкциями и наставлениями.
Экономическая сущность технического обеспечения представляет собой комплекс мероприятий экономической направленности, предназначенный для обеспечения деятельности служб и подразделений на основе накопления и эффективного использования материальных, денежных, информационных, людских и других ресурсов в интересах правильной эксплуатации и хранения вооружения, военной и специальной техники.
Экономическая составляющая определена тем, что войска создают или получают услугу, состоящую в ее эксплуатации, техническом обслуживании и хранении. В экономике войскового хозяйства по функциональным признакам выделяется три сектора: потребляющий, производственный и обеспечивающий. Все они находятся в тесной экономической взаимосвязи.
Учитывая ряд факторов, которые связывают техническое обеспечение в воинских частях с войсковым звеном экономики Вооруженных Сил необходимо учитывать взаимосвязь служб технического обеспечения с довольствующими финансово-экономическими органами.
Изучение закономерностей технического обеспечения воинских частей дает возможность научиться эффективно использовать денежные средства для повышения боевой готовности войск, обеспечения технической готовности части и соединения в повседневной деятельности и боевой подготовки.
Эксплуатация вооружения и военной техники начинается с момента приема их воинской частью от предприятий-изготовителей. Она включает в себя:
— прием вооружения и военной техники;
— ввод их в эксплуатацию;
— приведение в установленную степень готовности к использованию по назначению;
— техническое обслуживание и регламентные работы;
— хранение и транспортирование.
Планирование эксплуатации вооружения и военной техники осуществляется во всех воинских частях. Оно включает разработку комплекса документов по организации и обеспечению правильного использования вооружения и техники в процессе боевой подготовки, а также хозяйственной деятельности воинской части.
Планирование имеет целью обеспечить:
— поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности воинской части;
— постоянное содержание вооружения и военной техники в исправном состоянии;
— их технически правильное и эффективное использование;
— наиболее экономное и целесообразное расходование (использование) материальных и денежных средств, выделяемых на техническое обеспечение.
Исходными данными для разработки планов являются:
— планы боевой и мобилизационной готовности;
— план боевой и воспитательной работы;
— указания командования, касающиеся использования вооружения и военной техники;
— их наличие и техническое состояние;
— потребность в ресурсах (моторесурсах, моточасах) для обеспечения плана боевой и воспитательной работы и плана хозяйственной деятельности воинской части;
— установленные годовые (месячные) нормы расхода ресурсов на технику;
— установленный расход, лимит расхода горючего и смазочных материалов и эксплуатационных материалов.
Для обеспечения правильной организации технического обслуживания вооружения и военной техники, своевременный выход их в ремонт разрабатываются ежегодные планы соединения и воинских частей. К ним относятся:
— планы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники соединения;
— план технического обслуживания и ремонта машин, содержащихся на длительном хранении в воинской части;
— сводный план технического обслуживания и ремонта машин, содержащихся на длительном хранении в соединении.
Для более оперативного решения задач правильной эксплуатации вооружения и техники ежемесячно разрабатываются планы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники воинской части. Эти планы отражают организационные мероприятия и работы по поддержанию в готовности к использованию всех имеющихся в части технических средств.
Каждую неделю, в воинской части проводится парково-хозяйственный день. Он организуется в целях обслуживания вооружения, военной техники и другого военного имущества, дооборудования и благоустройства парков и объектов учебно-материальной базы, приведения в порядок военных городков и производства других работ. Кроме того, в целях поддержания вооружения и военной техники в постоянной боевой готовности в воинской части проводятся парковые недели и парковые дни с привлечением всего личного состава.
Парковые недели, парковые и парково-хозяйственные дни проводятся по планам, утверждаемым командиром полка. Выписки из планов проведения паркового (парково-хозяйственного) дня доводятся до подразделений. Для руководства работами в парково-хозяйственные дни, в первую очередь по обслуживанию вооружения, военной техники и боеприпасов, назначается необходимое число офицеров, прапорщиков и сержантов.
Проведение парково-хозяйственных дней не исключает необходимости обслуживания вооружения и техники после учений и занятий, во время отведенного распорядком дня на ее обслуживание. То есть, проведения очередных номерных обслуживаний, работ по подготовке техники к хранению и эксплуатации в летних и зимних условиях, а также проведения годовых осмотров техники, находящейся на длительном хранении.
Во время ухода за вооружением, военной и специальной техникой и материальными ценностями в предусмотренные распорядком дня часы обычно проводятся:
— необходимые проверочные работы и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники;
— подготовка техники к выходу из парка или мест хранения на следующий день;
— осмотр вооружения, военной и специальной техники.
В целях повышения боевой готовности техники и вооружения и эффективности их боевого применения осуществляется техническое обслуживание. Оно проводится в соответствии с требованиями наставлений, руководств и инструкций.
Техническое обслуживание − комплекс работ и организационно-технических мероприятий, направленных на эффективное использование военной техники по назначению и постоянное поддержание ее в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Его необходимо проводить при использовании, хранении и транспортировании вооружения и военной техники.
Техническое обслуживание может быть периодическим (по наработке, календарные и комбинированные) и непериодическим (которое проводится при переводе военной техники из одного режима эксплуатации в другой). В зависимости от периодичности и объема работ различают следующие виды технического обслуживания:
Хранение вооружения и военной техники – это содержание не используемого ее по назначению в состоянии, обеспечивающем ее сохранность, исправность и приведение в установленные сроки в боеспособное состояние (в готовность к применению). Хранение может быть кратковременным (до одного года) и длительным (свыше года). Хранение вооружения и военной техники организуется в частях, базах, арсеналах. Оно осуществляется в специальных или универсальных хранилищах, которые могут быть отапливаемыми или не отапливаемыми. Также хранение вооружения, военной и специальной техники может осуществляться под навесами на открытых оборудованных площадках.
Особенности хранения отдельных видов военной техники определяются эксплуатационной документацией. Сохраняемость вооружения, военной и специальной техники при хранении обеспечивается:
— качественной подготовкой к хранению с применением средств и методов временной защиты;
— подготовкой условий хранения и правильным распределением вооружения, военной и специальной техники по местам хранения;
— проведением периодических технических обслуживании;
— контролем технического состояния вооружения, военной и специальной техники в период хранения.
Установлены четыре категории условий хранения: легкая, средняя, жесткая, и очень жесткая. При определении категории условий хранения принимаются:
— в отапливаемом помещении — легкая категория;
— в закрытом не отапливаемом помещении – средняя;
— под навесом – жесткая;
— на открытых площадках во всех климатических зонах и под навесом в районах с промышленной и морской атмосферой — очень жесткая.
Для техники, находящейся на длительном хранении, предусматривается:
— техническое обслуживание № 1, 2 при хранении (TO-1, ТО-2);
— регламентированное техническое обслуживание (РТО).
Говоря о техническом обслуживании техники, необходимо отметить, что все виды обслуживания регламентированы руководящими документами и обязательны для проведения в полном объеме в установленные сроки. От этого зависит не только техническая исправность и готовность объекта, но и безаварийная эксплуатация машин и механизмов.
Контрольный осмотр (КО) проводится экипажами (расчетами, водителем, механиком) перед выездом машин из парка. При совершении марша на привалах и остановках. А при проведении боевой подготовки, перед стрельбой, пусками ракет, занятиями и учениями. Цель проведения контрольного осмотра — проверка готовности вооружения и техники к использованию, исправности и правильности функционирования узлов, механизмов, систем и аппаратуры.
Следующим видом технического обслуживания идет ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). Оно проводится экипажами (расчетами) после возвращения машин из рейса или выполнения суточного задания (перехода на марше) в перерывах боевых действий. Этот вид обслуживания включает:
— дозаправку горючим и смазочными материалами;
— мойку, чистку технического средства;
— проверку технического состояния и комплектности;
— пополнение боекомплекта;
— крепежные, регулировочные и другие работы, определенные для каждого образца военной техники эксплуатационной документацией.
Техническое обслуживание номерное проводится экипажами (расчетами). Однако, при проведении работ по такому техническому обслуживанию могут привлекаться специалисты из подразделений технического обеспечения. Они проводятся после строго определенной наработки или времени нахождения в эксплуатации образца военной техники. Техническое обслуживание с присвоением номера подразделяется на техническое обслуживание № 1 (ТО-1) и техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Они включают работы по определенному перечню, определенному для каждого образца военной и специальной техники эксплуатационной документацией в зависимости от пробега.
При переводе техники к эксплуатации в осенне-зимний или весенне-летний период проводится сезонное техническое обслуживание. При проведении перевода включаются работы очередного технического обслуживания (независимо от наработки), замену сезонных горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей. Вместе с этим заменяются другие эксплуатационные материалы, проводятся операции, определенные для каждого образца технических средств эксплуатационной документацией.
Проведение технических обслуживание № 1 и № 2, а также перевод на сезонный режим эксплуатации отмечается в паспорте транспортного средства. Данные записи заверяются командирами и техниками подразделений, а также заместителем командира по вооружению (по технической части).
Еще одним из видов технического обслуживания является специальное. Специальное техническое обслуживание проводится при подготовке военной техники к использованию (и после использования) в специально оговоренных эксплуатационной документацией условиях (в высокогорной местности, перед преодолением водных преград или после этого).
Для некоторых видов техники, в частности для средств ПВО (радиолокационные средства, зенитно-ракетные комплексы) проводятся регламентные работы (регламент). Периодичность регламентных работ устанавливается эксплуатационной документацией и по наработке (в часах, циклах работы, километрах пробега и др.) согласно календарному или комбинированному календарно-наработочному принципу. Регламентные работы отмечаются в формуляре (паспорте) изделия или комплектующего элемента.
В ходе эксплуатации неизбежно наступает момент, когда техника или имущество даже при соблюдении правил эксплуатации и мероприятий технического обслуживания не может выполнять свои функции либо в результате износа, либо в результате поломки. Для восстановления их работоспособности необходимо проводить ремонт. В Вооруженных Силах Российской Федерации существует установленная система ремонта техники и имущества, в основном соответствующая аналогичной в промышленности. Она включает в себя текущий, средний и капитальный ремонты. Они выполняются в соответствии с ремонтно-технической документацией на изделия и требуют использования специального оборудования, инструмента, расходных материалов и определенного времени. Все мероприятия должны планироваться, а после выполнения фиксироваться в формулярах на изделия с указанием сроков и результатов.
Работы по непредвиденному текущему ремонту выполняются на месте поломки техники или агрегата. Плановый текущий ремонт проводится на специализированных участках (постах) пункта технического обслуживания и ремонта (ПТОР), в ремонтном подразделении или в мастерской.
Средний ремонт техники осуществляется в ремонтно-восстановительных частях соединений (объединений) или на ремонтных предприятиях. Капитальный ремонт выполняется на предприятиях промышленности или других акционерных обществ.
Сдача техники в плановый ремонт производится после ее освидетельствования комиссией и утверждения представленной документации командиром воинской части. Итогом работы комиссии является составление актов технического состояния.
Техника, подлежащая среднему ремонту, отправляется в ремонтные органы с возвратом в воинскую часть. При этом с учета в соответствующей службе воинской части не снимается. Отправка техники в ремонт без последующего возврата в воинскую часть производится только по письменному распоряжению довольствующего органа.
Ремонт представляет собой комплекс работ для поддержания в работоспособном состоянии вооружения, военной и специальной техники и способствует экономии ресурсов. Принятие решения о целесообразности и необходимости ремонта осуществляется на основе военно-экономического анализа затрат на них и возможного эффекта от произведенного ремонта как в техническом, так и в экономическом плане.
Эксплуатация и особенно ремонт вооружения, военной и специальной техники связаны с расходом агрегатов, узлов и деталей, различных материалов, инструмента и оборудования. Военно-техническое имущество различается по типам, для которых оно предназначено, и подразделяется на артиллерийско-техническое, бронетанковое, автомобильное и др.
Соединениям (воинским частям) разрешается приобретать запасные части и другое автомобильное имущество в децентрализованном порядке по действующим ценам в пределах установленных норм расхода имущества и лимитов денежных средств. Заготовленное децентрализованным порядком имущество обращается на плановое обеспечение. Запрещается закупать имущество, которым соединения (воинской части) обеспечены по нормам в централизованном порядке. Доукомплектование бронетанковой и автомобильной техники шанцевым инструментом, заправочным инвентарем, медицинскими аптечками и другим имуществом, производится соответствующими начальниками родов войск и служб, по заявкам соединения (воинской части).
Брезентом для укрытия грузов бортовые автомобили обеспечиваются службами-владельцами грузов. Автомобильная техника, положенная по штатам и табелям, выдается воинским частям без оплаты ее стоимости. Автомобильное имущество соединения (воинской части), состоящей на бюджетном финансировании, отпускается также без оплаты его стоимости.
В соединении (воинской части) ежедневно эксплуатируется большое количество разнообразной техники. В целях планового, экономного и рационального ее использования, на основании ежедневного планирования составляется наряд на использование машин. Наряд готовится начальником автомобильной службы и утверждается соединения (воинской части). На основании наряда выписываются путевые листы. В наряд включаются только штатные, исправные и прошедшие техническое обслуживание машины.
Техника в мирное время подразделяется на группы эксплуатации:
— боевая (танки, БМП, САУ и автомобильная техника, с установленным или буксируемым вооружением);
— учебно-боевая (к ним относятся боевые машины или автомобили, предназначенные для буксировки вооружения, и используемые для плановой боевой подготовки);
— строевая (автомобильная техника, предназначенная для перевозки грузов или личного состава);
— учебная-строевая (автомобильная техника без вооружения. Используемая для плановой боевой подготовки);
— транспортная (автомобили, предназначенные для транспортировки материальных средств и личного состава, используемые в хозяйственной или обеспечивающей деятельности);
Зачисление машин в группы эксплуатации производится на основании штата и объявляется приказом командира воинской части. В группы боевых и строевых машин зачисляются новые лучшие и технически исправные, имеющие наибольший ресурс до очередного ремонта.
Основным показателем технического состояния машин соединения (воинской части) является коэффициент технической готовности, который определяется ее исправностью, наличием подготовленного экипажа, водителя, надежностью, укомплектованностью ЗИП, наличием горючего и различных эксплуатационных материалов, необходимых для успешного выполнения предстоящей задачи.
Вооружение, военная и специальная техника, а также военно-техническое имущество используются в войсках в интересах боевой учебы и поддержания высокой боевой готовности войск. Оружие и техника являются объектами долгосрочного пользования, отдающие свою специфическую полезность на протяжении многих лет.
Эксплуатация вооружения, военной и специальной техники – это сложный экономический процесс, в который вовлекаются большие объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В экономике их эксплуатации можно выделить следующие направления анализа этого вида деятельности:
— теоретические вопросы экономической обоснованности эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
— понятие эксплуатационного цикла и его этапов;
— структура затрат и методика их оценки;
— планирование, нормы эксплуатации и их военно-экономическое значение;
— учет и отчетность;
— организация эксплуатации и требования к эксплуатационному персоналу.
Учет боевой и другой техники и вооружения ведется:
— в довольствующем финансовом органе;
— в делопроизводстве служб;
— на складах;
— в подразделениях.
Учет ведется в основном по тем же формам учетных документов, как и других видов материальных ценностей. Однако в организации учета вооружения, военной и специальной техники имеются свои особенности. Техническое состояние, комплектность и наработка каждой единицы техники отражаются в формулярах (паспортах). Вместе с формулярами (паспортами) хранятся карточки на индивидуальные ЗИП вооружения, военной и специальной техники.
Учет наличия, движения и качественного (технического) состояния материальных ценностей в подразделении организует командир подразделения. В управленческих структурах, организующих боевой и техническое обеспечение, учетные документы ведутся в том же порядке, что и по службам материально-технического обеспечения. Однако по службам ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанковой и автомобильной техники оформляются только в присущие им формы документов. Основными из них являются: путевой лист, рабочий лист агрегата, книга учета работы машин, расхода горючего и масел, книга осмотра оружия, книга выдачи оружия и боеприпасов, формуляры (паспорта) на вооружение, военную и специальную технику.
Учет технического состояния, комплектности и наработки вооружения, военной и специальной техники в подразделении ведется только по тем их образцам, для которых предусмотрены формуляры (паспорта). Этот учет ведется старшим техником или техником подразделения. Состояние комплектности индивидуального ЗИП учитывается старшим техником в карточке некомплектности, которая хранится вместе с формуляром (паспортом).
Стрелковое оружие закрепляется за личным составом подразделения под личную роспись в ведомость закрепления оружия за личным составом. Оружие и боеприпасы, выданные личному составу подразделения для несения караульной службы, на занятия и учения, записываются в книгу выдачи оружия и боеприпасов.
Артиллерийские и стрелковые боеприпасы, зенитные ракеты ближнего действия, пиротехнические и имитационные средства воинской части подразделениям на стрельбы выдаются по ведомости. По этой же ведомости принимаются обратно после проведения стрельб, на пункт боевого питания и склад оставшиеся и неисправные боеприпасы, стреляные гильзы и укупорка.
При приеме техники производится освидетельствование. Для освидетельствования поступившей в воинскую часть техники в состав комиссии обязательно включаются заместители командира воинской части или старший инженер части, командир подразделения, в которое передается техника, и материально-ответственное лицо, за которым планируется закрепление техники. Для приема средств подвижности, средств измерений и источников питания электроэнергией в составе комиссии должны быть представители автомобильной и метрологической служб и ответственный за электрохозяйство воинской части. Комиссия проверяет наличие, комплектность и техническое состояние техники.
По результатам проверки поступившей техники комиссия составляет акт приема и представляет его на утверждение командиру воинской части. Принятая техника после утверждения акта приходуется соответствующей службой. Время на прием техники не должно превышать 2–3 дней на каждый образец. Ввод принятой комиссией техники в эксплуатацию осуществляется на основании приказа командира воинской части о ее закреплении за подразделениями или постановке на длительное хранение. Дата и номер приказа заносятся в формуляр и заверяются подписью заместителя командира воинской части и печатью.
На переданной в подразделение технике в течение 2-3 суток производится обкатка транспортной базы и контрольная наработка. О готовности техники к использованию по назначению командир подразделения рапортом докладывает командиру воинской части, после чего заместитель командира воинской части проверяет готовность техники к вводу в строй, а личного состава – к ее эксплуатации. Обращается внимание на уяснение особенностей эксплуатации техники и соблюдение мер безопасности. Время с момента прибытия техники в часть до ее вручения не должно превышать 10 суток.
Специальные машины, прибывшие в воинскую часть на штатное укомплектование, вводятся в строй приказом командира воинской части. В приказе указывается тип, марка, в какое подразделение и в какую группу эксплуатации зачисляется, присвоенный машине номерной знак, номер шасси, двигателя и фамилия водителя, за которым она закреплена. Номер приказа о вводе машины в строй и фамилии командира машины и водителя заносятся в формуляр специального оборудования и паспорт автомобиля. Специальная машина вручается назначенному расчету командиром воинской части или командиром подразделения перед строем подразделения. Командир машины и водитель, принявшие машину, расписываются в формуляре на спецмашину и в паспорте автомобиля и с этого момента несут полную ответственность за ее сохранность, исправность и готовность.
Таким образом, все виды вооружения, военной и специальной техники должны приниматься воинской частью по акту приемки, составленного комиссией части. После ввода в строй вся техника должна правильно эксплуатироваться, своевременно подвергаться техническому обслуживанию и ремонту. Для поддержания техники в исправном состоянии организуются различные виды технического обслуживания.
Вся техника в воинской части разгруппирована по отдельным видам эксплуатации или может находиться на длительном хранении.
См. также:
1. Экономическая сущность и виды боевого и технического обеспечения воинской части
2. Схема органы и порядок обеспечения войск вооружением, техникой и техническим имуществом
См. далее:
4. Взаимодействие служб боевого и технического обеспечения с финансово-экономическими органами
В. Головинский, Р. Дорофеев, специально для oboznik.ru
Другие новости и статьи
» Организация учета материальных средств в воинской части
Богдан Яковлевич Вельский «
Запись создана: Среда, 26 Сентябрь 2018 в 13:27 и находится в рубриках Новости, Служба горючего, Современность, Транспорт, Финансовое.
метки: имущество, В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, боевое, оплата, нормы, финансы, тема8, экономика, техника, техническоее, расход
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика