Переход на УСН производится по решению

Содержание

Переход на УСН

Налогоплательщики, которые отдали предпочтение упрощенной системе налогообложения, освобождены от НДС, налога на прибыль и налогу на имущество, за некоторыми исключениями, предусмотренными Налоговым кодексом.
Вместо этих налогов упрощенцы платят всего один налог с доходов или с разницы между доходами и расходами, в зависимости от выбранного объекта налогообложения.
Для тех, кому эти условия кажутся привлекательными, в этой статье мы расскажем, как перейти на упрощенку.
Для того, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, нужно отправить в налоговую инспекцию всего один документ – уведомление по форме 26.2-1, или уведомление в произвольной форме. Ждать ответного разрешения от налоговиков не нужно. Переход на УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер.
Условия и сроки перехода отличаются в зависимости от того, кто переходит на спецрежим: уже работающие ООО и ИП, или вновь регистрируемые.

Переход на УСН в 2019 году при регистрации бизнеса
Переход на УСН с другой системы налогообложения
Переход с ОСНО и ЕСХН
Восстановление НДС при переходе на УСН с ОСНО
Переход с ЕНВД
Как отправить уведомление
Когда предприниматель или ООО теряют право на спецрежим
Интересная судебная практика
Переход на УСН в 2019 году при регистрации бизнеса
Перед тем, как писать заявление, убедитесь, что соответствуете требованиям для применения этого спецрежима. Для этого откройте статью 346.12 Налогового кодекса РФ и в пункте 3 почитайте о существующих ограничениях.
Так, применять упрощенку фирме нельзя, если у нее есть филиалы или больше, чем 25% уставного капитала принадлежит другим юридическим лицам. Ограничение по числу наемных сотрудников для предпринимателей и организаций – 100 человек.
В список тех, кому путь на упрощенку заказан, входят:
• иностранные компании;
• бюджетные учреждения;
• организации, занимающиеся банковской, микрофинансовой, страховой деятельностью;
• частные агентства по подбору персонала;
• адвокаты и нотариусы;
• инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды;
• ломбарды;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• организаторы азартных игр.
Если налогоплательщик будет применять спецрежим не имея на это права, то, когда это обнаружится, ему будут доначислены налоги как на ОСНО. Они должны будут заплатить НДС, налог на прибыль (или НДФЛ), налог на имущество, штрафы и пени по этим налогам, а также сдать недостающие декларации. Правда, иногда налогоплательщикам удается избежать ответственности, об этом читайте в конце статьи.
ООО или ИП, которые не подпадают под ограничения, могут уже с первого дня деятельности начать работать по упрощенному режиму, если вовремя поставят в известность налоговую инспекцию.
«Вовремя» – это в течение 30 дней после внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Именно в течение этого срока можно подать уведомление в произвольной форме или по готовой форме 26.2-1. Второй вариант удобнее, т.к. содержит все необходимые поля.
Бланк заявления содержится в базе шаблонов документов на нашем сайте.
Если не уложиться в срок 30 дней, то упрощенка вам светит только с 1 января будущего года.
Кстати, ждать внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП вовсе не обязательно. Уведомление можно отправить одновременно с регистрационными документами. В этом случае ИНН и КПП указывать в уведомлении не нужно, ведь их у вновь регистрируемой организации или предпринимателя пока нет.
В заявлении укажите, какой объект налогообложения выбираете:
• «Доходы»;
• «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
К выбору отнеситесь внимательно, т.к. сменить один объект на другой можно будет только с начала следующего года. Если ИП или ООО применяет УСН «Доходы» в 2019 году, то чтобы сменить его на вариант «Доходы минус расходы» нужно до 31 декабря текущего года направить уведомление по форме 26.2-6.
Имейте в виду, что участники договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом не могут выбрать объект «Доходы». Все остальные выбирают объект по желанию, ограничений нет. Считается, что объект «Доходы минус расходы» выгодно применять, если доля расходов в общей массе доходов превышает 60%.
Переход на УСН с другой системы налогообложения
Если ИП или ООО не подпадают под ограничения по доходам и другим параметрам, указанным в статье 346.12 Налогового кодекса, нужно оформить уведомление по форме 26.1-1 и направить в налоговую инспекцию.
А вот сроки перехода зависят от того, какая система налогообложения применялась до этого.
Переход с ОСНО и ЕСХН
С ОСНО и ЕСХН перевестись на упрощенный режим можно только с начала нового календарного года. Для отправки уведомления дается срок до 31 декабря предшествующего года, при этом организации должны указать в уведомлении:
1. Доход на 1 октября текущего года. Если сумма больше, чем 112,5 млн. руб. – применять режим нельзя, об этом говорится в п.2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
В этом пункте говорится об организациях, индивидуальные предприниматели в нем не упоминаются. Отсюда следует, что предприниматели могут переходить на упрощенный режим без соблюдения лимита по доходам, и в заявлении им доход за 9 месяцев указывать не нужно. Однако, это не отменяет обязанности ИП в последующем соблюдать лимит в 150 млн.руб. доходов в год, чтобы не потерять право на применение УСН.
2. Остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября текущего года. Правила перехода на УСН для ООО в 2018 году предписывают соблюдать пороговое значение в 150 млн. руб.
Ограничение установлено п.п 16 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, и в нем тоже говорится только об организациях, и не упоминаются индивидуальные предприниматели. Многочисленные разъяснения Минфина сводятся к тому, что предприниматели могут переходить на УСН без соблюдения лимита стоимости основных средств, но потом в процессе применения упрощенки соблюдать этот лимит обязаны, иначе теряют право на спецрежим.
Соответственно, сумму остаточной стоимости основных средств на 1 октября года, предшествующего переводу на упрощенный режим, в уведомлении 26.2-1 указывают только организации.
После подачи уведомления с 1 января нового года организация или предприниматель могут работать по упрощенной системе налогообложения.
Восстановление НДС при переходе на УСН с ОСНО
Переходя с общего режима на УСН, ИП и ООО начинают работать без НДС, и им нужно восстановить НДС по вычетам, которые указаны в п. 3 статьи 170 НК РФ.
Так, восстановлению подлежит НДС по товарам и материалам на складе, основным средствам пропорционально остаточной стоимости, перечисленным авансам. Восстанавливать нужно только суммы НДС, которые ранее были приняты к вычету.
Восстановление НДС делают в налоговом периоде, который предшествует переходу. То есть если организация начинает применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2019 года, то восстановить суммы НДС ей нужно в IV квартале 2018 года.
Переход с ЕНВД
П.3 статьи 346 НК РФ дает право налогоплательщикам, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, отправить заявление о применении упрощенного режима в течение 30 дней после дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Это единственный случай, когда на упрощенку можно перевести, не дожидаясь окончания календарного года.
При этом процедура перехода, ограничения и лимиты – те же, что и для остальных.
Как отправить уведомление
Отправить можно в бумажном или электронном виде. Если отправлять в бумажном, то нужно оформить два экземпляра, один из которых остается у заявителя с отметкой ИФНС. Передать документ в налоговую инспекцию можно при личном визите, по почте или через представителя.
Быстрее и удобнее уведомить о переходе в электронном виде, направив документ по ТКС, например, через сервис «Моё дело». Статус отправленного документа вы сможете отследить в личном кабинете.
Когда предприниматель или ООО теряют право на спецрежим
Когда превысят ограничения, перечисленные выше, а именно:
• Годовой доход превысит 150 млн.руб.;
• число наемных работников станет больше 100;
• остаточная стоимость основных средств перевалит отметку в 150 млн.руб.;
• у организации появятся филиалы и/или доля других юрлиц в уставном капитале превысит 25%;
• налогоплательщик займется одним из видов деятельности, для которых не допускается применение упрощенной системы налогообложения.
Во всех этих случаях ИП и организации теряют право работать по упрощенной системе и считаются применяющими ОСНО с начала того квартала, в котором произошло нарушение или превышение. Это значит, что нужно с начала квартала пересчитать налоги как при ОСНО, заплатить их, сдать недостающие отчеты по НДС, налогу на прибыль или НДФЛ, налогу на имущество. При этом штрафов и пени за опоздание с налогами и отчетами по ОСНО в этой ситуации не будет.
Появление у организации обособленного подразделения без признаков филиала не влечет потерю права на упрощенный режим и перевод на ОСНО. Запрет касается только филиалов. Если у обособленного подразделения нет своего баланса и оно не значится в ЕГРЮЛ, организация может продолжать применять спецрежим.
Да, но в соответствии с п. 7 ст. 346.13 НК РФ не раньше, чем через год после утери права, и если будет соответствовать требованиям для применения УСН.
Интересная судебная практика
Если организация или предприниматель несвоевременно отправили уведомление о применении УСН, или не отправили его вовсе, и при этом работали на упрощенке, это не всегда означает, что придется нести ответственность и доплачивать налоги по общей системе налогообложения.
Если налоговая инспекция принимала декларации по упрощенке, выставляла требования по уплате упрощенного налога с доходов, не требовала от налогоплательщика платить НДС, налог на прибыль, сдавать декларации по этим налогам, то есть попросту «проморгала» нарушение правил и никак на это не реагировала, суд может встать на сторону налогоплательщика.
Подтверждение этому есть, например, в Постановлении АС Центрального округа от 31.05.2017 по делу № А36-2881/2016 и Постановлении АС Московского округа от 29.11.2016 по делу № А41-92205/2015.
Суд рассуждает так: налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогового законодательства и принимать меры к нарушителям. Если же налоговики спокойно смотрели на то, что налогоплательщик платит и отчитывается как на упрощенной системе, то значит этим самым признали его право применять этот спецрежим.
Но чтобы доказать свою правоту, налогоплательщику придется потратить время и пободаться в суде, поэтому лучше все же не испытывать судьбу и делать все правильно и вовремя.
Вести учет и отчитываться по упрощенному налогу будет легче, если стать пользователем сервиса «Моё дело». Система автоматически считает налоги и взносы, заполняет декларацию, книгу учета доходов и расходов, формирует счета на оплату и первичные документы.
В личном кабинете вы сможете нажатием одной кнопки оплачивать авансовые платежи и налоги, отправлять декларации и отслеживать их статус. Электронную подпись для зарегистрированных пользователей мы выпускаем бесплатно.
По любым вопросам, касающимся бухучета и налогообложения, пользователи интернет-бухгалтерии «Моё дело» могут получать бесплатные консультации экспертов.

Упрощенная система налогообложения

Понятие упрощенной системы налогообложения

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

— налога на прибыль организаций;
— налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);
— налога на имущество организаций;
— единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
— налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
— единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание, что экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов — они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников — 13%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Что является объектом налогообложения при УСН

Объектом налогообложения единым налогом признаются согласно статье 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, для которых с 1 января 2006 года установлен единственно возможный объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, выбрав тот или иной объект налогообложения, налогоплательщик не сможет его поменять в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговый период, налоговые ставки при УСН

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу:

  • 6 %, если объектом налогообложения являются доходы,
  • 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Сроки уплаты и сроки сдачи налоговой декларации по единому налогу

Организации должны представить налоговые декларации по итогам налогового периода (календарного года) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Такой же срок установлен и для уплаты единого налога. Например, за 2010 год организация обязана уплатить единый налог и представить в налоговый орган налоговую декларацию по нему до 1 апреля 2011 года.

Индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по единому налогу и уплачивают его в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). Соответственно за 2010 год индивидуальный предприниматель обязан уплатить единый налог и представить в налоговый орган налоговую декларацию по нему до 1 мая 2011 года.

На протяжении налогового периода все налогоплательщики исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных расчетов налогоплательщики заполняют и сдают в налоговые органы налоговые декларации и производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября). Здесь и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Несмотря на большой объем листов, заполнение декларации не представляет большой сложности, кроме того, заполнять и представлять в ИФНС нужно только те листы, которые необходимы налогоплательщику.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.

Кто может перейти на упрощенную систему налогообложения?

Упрощенная система налогообложения — это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, утанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.

Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено.

Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Плательщики единого налога, за исключением предпринимателей, применяющих данный налоговый режим на основании патента, должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего упрощенку, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации), потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

— организации, имеющие филиалы и (или) представительства (данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды;
— инвестиционные фонды;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— ломбарды;
— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
— частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
— организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
— организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
— организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;
— организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
— организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
— бюджетные учреждения;
— иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Внимание: работаем без НДС

Хочется предупредить Вас об одном подводном камне, на который Вы можете наткнуться. Помните, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, вы станете выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость.

Если потребителями ваших товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от вашей продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями ваших товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

Преимущества УСН

Самая главная льгота упрощённой системы налогообложения – это низкая налоговая ставка. Она зависит от выбранного объекта налогообложения:

  • 6% для УСН Доходы;
  • от 5% до 15% для УСН Доходы минус расходы.

Это существенно ниже ставок, действующих на общей системе налогообложения:

  • до 20% по налогу на прибыль для организаций или 13% НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • до 18% (а с 2019 года до 20%) по налогу на добавленную стоимость.

Кроме того, если выбран объект налогообложения «Доходы», то рассчитанный налог уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов. Причём, ИП без работников могут учитывать всю сумму взносов за себя, а работодатели могут снижать налоговый платёж не более, чем на 50%.

Конкретные примеры того, как уменьшаются авансовые платежи по налогу и сам единый налог на УСН, вы можете найти .

Особенности упрощённой системы налогообложения ещё и в том, что на ней сдаётся всего одна годовая декларация. А если выбран объект налогообложения «Доходы», то справится с учётом можно самостоятельно, без бухгалтера.

Естественно, что такие льготные условия государство предоставляет далеко не всем налогоплательщикам, а только тем, кого можно отнести к малому бизнесу. О том, какие условия установлены, чтобы осуществить переход на УСН в 2019 году, указано в статье НК РФ.

Кто может работать на упрощённой системе

Условия и новые критерии, позволяющие выбрать упрощённую систему налогообложения, устанавливаются ежегодно. Правда, последние пару лет в этом смысле установилась определённая стабильность, т.е. требования к плательщикам УСН кардинально не меняются.

Критерии, позволяющие применять упрощёнку, указаны в главе 26.2 Налогового кодекса:

  • средняя численность работников — не более 100 человек;
  • налогоплательщик не вправе заниматься некоторыми видами деятельности (например, банковской и страховой, ломбардами, добычей полезных ископаемых, кроме общераспространённых и др.);
  • годовой доход не должен превышать 150 млн рублей (несколько лет назад лимит составлял всего 60 млн рублей);
  • у организации нет филиалов;
  • доход, полученный действующим бизнесом за 9 месяцев текущего года при переходе с ОСНО на УСН с 2019 года, не может быть больше 112,5 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей (до 2017 лимит был установлен на сумме в 100 млн рублей).

В отношении последнего условия ФНС недавно высказала неоднозначное мнение. Дело в том, что в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ лимит по остаточной стоимости ОС указан только для организаций. Соответственно, индивидуальные предприниматели этот лимит не соблюдали и осуществляли переход с ОСНО на УСН, даже имея основные средства на большую сумму.

Однако в письме от 19 октября 2018 г. № СД-3-3/7457@ ФНС отметила, что для возможности перейти с ОСНО на УСН с 2019 года лимит по основным средствам должны соблюдать не только организации, но и ИП. Причём, такой вывод налоговиков подкреплён судебными актами, в том числе, решениями Верховного суда.

Но, конечно, большинство только что зарегистрированных ИП и ООО легко вписываются в установленные на УСН лимиты по доходам и численности работников. А значит, имеют право перейти на льготный режим и платить налоги по минимуму.

Когда можно перейти работать на упрощёнку

О том, что малый бизнес в России вправе работать на сниженных налоговых ставках, знают многие начинающие бизнесмены. И выбор льготной системы налогообложения часто происходит ещё до того, как в ИФНС подают документы на регистрацию бизнеса.

Если вы ещё не определились с системой налогообложения или сомневаетесь в своём выборе, рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию.

Итак, если вы уже решили, что хотите работать на упрощённой системе, но ещё не представили документы на регистрацию ИП или ООО, то вместе с ними можете подать и заявление на УСН. И даже если регистрация в ИФНС уже произошла, но с этой даты прошло не более 30 дней, то вы ещё успеваете с переходом.

А как перейти на УСН, если вы не знали о такой возможности, поэтому оказались на общей системе налогообложения (ОСНО)? К сожалению, возможность перехода для уже действующего бизнеса предоставляется только раз в год.

Чтобы оформить переход с ОСНО на УСН, надо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Тогда вы сможете применять упрощёнку с 1 января нового года. Но, конечно, при условии, что вы соблюдаете лимиты доходов, работников, основных средств и не нарушаете другие установленные требования.

И ещё один порядок перехода на упрощённый налоговый режим предусмотрен для плательщиков ЕНВД. Если они в середине года прекращают вид деятельности, по которой платят налог с вменённого дохода, то вправе перейти на УСН по другому направлению бизнеса, не дожидаясь 1 января. В этом случае заявление можно подать в течение 30 дней с момента снятия с учёта в качестве плательщика ЕНВД. Однако просто перейти с вменёнки на УСН по одному и тому же виду деятельности в середине года нельзя.

Для наглядности сроки перехода на УСН в разных ситуациях мы собрали в таблицу.

Категория налогоплательщика

Срок подачи уведомления

Только что зарегистрированные ИП и ООО

Одновременно при подаче документов на регистрацию бизнеса или в течение 30 дней после неё

Действующие ИП и ООО, работающие на других режимах

Не позднее 31 декабря текущего года

для перехода на УСН с 1 января нового года

Плательщики ЕНВД, прекратившие вменённую деятельность

В течение 30 дней с даты снятия с налогового учёта в качестве плательщиков ЕНВД

Как сообщить о переходе на упрощённый режим

Переход на УСН имеет уведомительный характер. Это означает, что если вы выполняете условия, перечисленные выше, то надо просто уведомить ИФНС о своём выборе упрощённого режима. Для этого в налоговую инспекцию, где ИП или ООО стоит на налоговом учёте, подаётся заявление по форме 26.2-1. Сроки подачи уведомления мы уже рассмотрели в таблице.

Бланк формы 26.2-1 утверждён ещё Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, но продолжает действовать и сейчас. Заполнить заявление очень просто, а если вы оформляете документы на регистрацию ИП или ООО в нашем сервисе, то оно подготовится автоматически.

Советуем также ознакомиться с подробной инструкцией по заполнению заявления на упрощённый режим.

Налоговая инспекция не подтверждает документально переход на упрощённый режим. Обычно доказательством этого является штамп ИФНС на втором экземпляре уведомления. Но для большей уверенности можно запросить у налоговиков информационное письмо по форме 26.2-7. Этот документ подтверждает, что налогоплательщик действительно подавал уведомление о переходе и сдаёт декларации по УСН.

>Упрощенная система налогообложения для малых предприятий

Упрощенная система налогообложения для малых предприятий

Определение 1

Упрощенная система налогообложения или сокращенно — УСН представляет специальный налоговый режим, установленный и регламентированный главой 26 НК РФ. Его задача — помочь малому бизнесу, сократив налоговую нагрузку. Упрощенная система налогообложения призвана упростить расчет, а также уплату налогов представителями малого бизнеса.

Применять УСН компания или индивидуальный предприниматель имеет право по желанию, но при соблюдении установленных законом ограничений. При принятии решения о применении упрощенной системы можно выбрать один из вариантов уплаты налога:

  • с величины полученного дохода;
  • с разницы между расходами и доходами.

Компании, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и некоторых других налогов. Учет для исчисления налогов данные организации ведут в упрощенном порядке.

Предприниматели, которые применяют УСН, имеют право не вести бухгалтерский учет. Юридические лица на УСН данной льготы не имеют. Правом применять упрощенную систему налогообложения обладают не все организации или ИП. НК РФ установлены условия для возможности применять УСН и ограничения с этим связанные. Условия следующие:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • средняя численность сотрудников предприятия за налоговый период должна быть не более ста человек;
  • доходы по итогам девяти месяцев года, в котором компания подает заявление о переходе на УСН с 2017, не должны превышать 59,805 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств компании не должна быть выше 100000000 рублей;
  • доля участия других компаний в уставном капитале организации составляет не более 49%.

Существует ряд предприятий, которые не вправе применять УСН, в частности:

  • компании, имеющие филиалы, представительства;
  • инвестиционные фонды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся: производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • профессионалы рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации сферы игорного бизнеса;
  • предприятия и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
  • нотариусы, адвокаты;
  • компании, участвующие в соглашениях о разделе продукции;
  • казенные, бюджетные учреждения;
  • иностранные компании;
  • микрофинансовые компании;
  • предприятия и индивидуальные предприниматели, не уведомившие соответствующие органы о переходе на УСН в установленные сроки.

Применение УСН

По общему правилу юридические лица и предприниматели начинают применять УСН с начала нового налогового периода. Особое условие установлено для созданных вновь субъектов, они могут применять данный режим с даты постановки в налоговом органе на учет. О переходе на упрощенную систему организации необходимо уведомить налоговые органы по месту нахождения, а индивидуальным предпринимателям, соответственно, по месту жительства, до 31 декабря в году, предшествующему году перехода. В уведомлении требуется указать объект налогообложения, у основных средств остаточную стоимость, размер доходов на первое октября текущего года. Порядок перехода на УСН – уведомительный. Ждать разрешения, уведомления от налоговой инспекции не нужно. Вновь созданная компания и индивидуальный предприниматель должны уведомить налоговую инспекцию о переходе на УСН в срок до тридцати календарных дней начиная с даты постановки на учет. Эта дата впоследствии указывается в выданном свидетельстве о постановке на учет – свидетельстве ОГРН.

При непредставлении данного уведомления о переходе в указанные сроки налогоплательщик не может применять упрощенный налоговый режим. Организации и ИП, которые применяют ЕНВД, имеют право перейти на упрощенный режим в течение года. Это возможно в двух случаях:

  • прекращение деятельности, которая подпадает под ЕНВД, до окончания текущего года;
  • прекращение соответствия критериям применения ЕНВД.

В таком случае надо уведомить ИФНС течение пяти дней после окончания деятельности на ЕНВД. Необходимо подать заявление о снятии с учета как плательщика ЕНВД, а также заявление о переходе на УСН.

Замечание 1

Налогоплательщик, которые применяют УСН, имеют право перейти на другой выбранный режим налогообложения с начала года, но уведомив об этом налоговую инспекцию до 15 января года, в котором он собирается это сделать. Налогоплательщик вправе может снова применять УСН не ранее одного года после утраты права на применение упрощенного режима.

При применении УСН субъект может выбрать один из вариантов объекта налогообложения:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Участники договоров простого товарищества, договоров доверительного управления имеют право применять в качестве объекта налогообложения только второй вариант. Менять объект налогообложения допустимо ежегодно. Налоговые ставки УСН зависят от выбора объекта налогообложения:

  • при объекте налогообложения «Доходы» ставка равна 6%,
  • при объекте налогообложения «Доходы, уменьшенные на сумму расходов» равна 15%.

Субъектами РФ могут быть определены дифференцированные налоговые ставки в диапазоне от 5 до 15%. С 01.01.2016 региональные власти также имеют право снижать ставку по УСН с объектом «доходы» в пределах от 1 до 6%.

Налоговые ставки могут различаться также в зависимости от видов деятельности. Начиная с 2016 года, субъекты федерации имеют право устанавливать нулевую ставку для новых зарегистрированных предпринимателей.

При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации и доходы внереализационные. При расчете налога не учитываются:

  • доходы, предусмотренные в статье 251 НКРФ;
  • доходы, облагаемые налогом на прибыль организаций;
  • доходы предпринимателя, облагаемые НДФЛ;
  • доходы от хозяйственной деятельности, облагаемой ЕНВД;
  • поступления от деятельности по патентной системе налогообложения.

Дата получения доходов — день прихода денежных средств на счет в банке или в кассу организации.

Расходы определяются в соответствии согласно статьи 346.16 НКРФ. Определение расходов необходимо при применении объекта налогообложения «Доходы минус расходы». Величину налога можно уменьшить на расходы по уплате:

  • страховых взносов с фонда оплаты труда на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование;
  • страховых взносов с фонда оплаты труда на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • пособий, выплаченных по временной нетрудоспособности;
  • страхование от несчастных случаев, произошедших на производстве, профзаболеваний;
  • платежей осуществленных по добровольному личному страхованию в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности;
  • расходы на приобретение основных средств и НМА;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда работников;
  • расходы на командировки, канцелярские товары, телефонную связь, интернет;
  • иные виды расходов согласно статье 346.16 НКРФ.

Замечание 2

Для того, чтобы расходы уменьшали налоговую базу по УСН, они должны быть:

  • оправданными,
  • подтвержденными необходимыми документами,
  • обусловленными получением дохода.

В качестве расходов признаются затраты исключительно после фактической оплаты.

При применении объекта налогообложения «Доходы», можно уменьшить доходы на величину страховых взносов.

Налоговым периодом при применении УСН является календарный год. Отчетные периоды при упрощенной системе налогообложения:

  • первый квартал текущего года;
  • полугодие;
  • девять месяцев текущего года.

В конце отчетных периодов необходимо подвести промежуточные итоги и внести авансовые платежи по налогу.

 

Упрощенная система налогообложения (УСН) для организаций

Упрощенная система налогообложения организациями (УСН) применяется наряду с общей системой налогообложения.

Также: упрощенная система налогообложения (УСН) для предпринимателей.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом (Глава 26.2).

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену единым налогом уплаты уплату следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового Кодекса);
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового Кодекса;
  • налога на имущество организаций;
  • страховых взносов в ФОМС и ФСС..

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  14. организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей;
  16. бюджетные организации;
  17. иностранные организации.

Переход на упрощенную систему налогообложения (УСН)

Перейти на упрощенную систему налогообложения можно только с нового года, предварительно подав в период с 1 октября по 30 ноября заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения организации.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданные организации вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (даты государсвтенной регистрации). В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.

Рекомендуем при подаче заявления о переходе на упрощенную системы налогообложения получить отметку налогового органа о приеме на втором экземпляре заявления (или на копии заявления).

Ставки единого налога при применении УСН

Организация самостоятельно выбирает как платить единый налог при применении упрощенной системы налогообложения:

— 6% с доходов, то есть с оборота или с выручки (объект налогообложения — доход);

— или 15% с разницы между доходами и расходами, то есть с прибыли, но не менее 1% с оборота в год (объект налогообложения — доход, уменьшенный на величину расхода).

Для выбора оптимального для себя объекта налогообложения необходимо проанализировать состав расходов в общей величине доходов. Выгодно выбрать объектом налогообложения доход в случае если, расходы в величине доходов занимают не более 60%.

А вот, например, при розничной и оптовой торговле объект налогообложения — доход не выгоден, посколько торговая наценка редко превышает 40%.

Объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) указывается в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения. Он может изменяться предпринимателем ежегодно. Для этого предприниматель до 20 декабря должен подать заявление о применении с 1 января следующего года упрощенной системы налогообложения с другим объектом налогообложения. В течение года организация не может менять объект налогообложения.

Определение доходов и расходов при применении УСН

Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового Кодекса.

Расходами, уменьшающими полученные доходы, признаются следующие затраты:

  1. 1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

    2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

    2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

    2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

    2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 Налогового Кодекса;

    3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

    4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

    5) материальные расходы;

    6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 Налогового Кодекса;

    9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового Кодекса;

    10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

    11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

    12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

    13) расходы на командировки, в частности на:

    • проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
    • суточные или полевое довольствие;
    • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
    • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

    14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

    15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

    16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

    17) расходы на канцелярские товары;

    18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

    19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

    20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

    21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

    22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением единого налога;

    23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;

    24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

    25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

    26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

    27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

    28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

    29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

    30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

    31) судебные расходы и арбитражные сборы;

    32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

    33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

    34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

    35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

    36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Налоговый учет при применении УСН

Организации, применяющие УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Порядок заполнения книги учета доходов и расходов.

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При ведении Книги учета доходов и расходов на бумажном носителе, ее необходимо заранее зарегистрировать в налоговой инспекции. Книгу учета доходов и расходов можно купить в киосках, продающих бухгалтерскую литературу и бланки.

При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде организация обязана по окончании календарного года вывести ее на бумажные носители и также зарегистрировать в налоговой инспекции.

На каждый очередной календарный год открывается новая Книга учета доходов и расходов.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Отчетность при применении УСН

Организации, применяющие УСН, обязаны подавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по итогам работы за год не позднее 31 марта следующего года. Ежеквартальная сдача отчетности по УСН отменена с 1 января 2009г.

В налоговую инспекцию по своему месту нахождения организация предоставляет декларацию лично, либо почтой (заказным письмом с описью вложения), либо через Интернет (используя специальную программу).

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.

Порядок заполнения декларации.

Сроки уплаты единого налога при применении УСН

Налог, подлежащий уплате по истечении календарного года, уплачивается не позднее 31 марта.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом.

Оплатить налог организация обязана через расчетный счет в банке. Реквизиты для оплаты налога можно найти на сайте или на стенде налоговой инспекции.

Налоговые инспекции г.Москвы.

Налоговые инспекции Московской области.

Возврат к общей системе налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Исключение составляют случаи, когда по итогам с начала года доход организации превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей. Такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Организация обязана сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении квартала, в котором его доход превысил установленные ограничения.

Сообщение об утрате права применения упрощенной системы налогообложения.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором она предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Организация, перешедшая с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как она утратила право на применение упрощенной системы налогообложения.

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения

Согласно положениям этой ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В течение месяца после подачи налогоплательщиком заявления органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том возможно или невозможно применение им данного налогового режима.

Перейдя на упрощенку, налогоплательщики должны помнить, что до окончания налогового периода они не вправе будут по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения. Если, отработав по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, вы решили вернуться к общему режиму налогообложения, то вам необходимо в срок до 15 января года, в котором вы предполагаете перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту своей регистрации о своем решении.

Однако есть обстоятельства, при которых налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, у налогоплательщика-организации превысит 100 млн. рублей.

При этом, налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысили ограничения, указанные выше.

Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Как заполнить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Форму 26.2-1 (далее будем называть ее Заявление) заполняют налогоплательщики, которые приняли решение изменить свой налоговый режим, а также вновь регистрируемые налогоплательщики.

Организации и предприниматели заполняют перечисленные в Заявлении реквизиты, при этом вновь созданная организация не проставляет ИНН/КПП, ведь у нее еще нет этих реквизитов. Вновь зарегистрированный предприниматель также не должен указывать ИНН. При заполнении строки о дате перехода на новый налоговый режим вновь регистрируемые организации и предприниматели проставляют дату государственной регистрации.

Далее налогоплательщик указывает объект налогообложения. Объект налогообложения выбирает он сам. И вот здесь мы советуем Вам остановиться и очень серьезно подумать, что Вы выбираете в качестве объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Не рубите с плеча, просчитайте сейчас, когда подаете Заявление. Потом изменить налоговую базу Вы не сможете, это не разрешено Законом. Правда, в соответствии с положениями закона № 191-ФЗ от 31.12.2002 г. пункт 1 статьи 346.13 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

«Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения».

В течение двадцати дней после окончания срока подачи Заявления (30 ноября), то есть до 20-го декабря налогоплательщики еще имеют право передумать и изменить свое решение о выборе объекта налогообложения. Это дополнение еще раз подчеркивает, насколько важен для налогоплательщика этот выбор.

Заполните строку наименование объекта налогообложения, проставив выбранный Вами вариант либо «доходы», либо «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Следующую строку о величине полученных за девять месяцев текущего года доходов заполняют только организации, меняющие свой налоговый режим. Индивидуальные предприниматели, меняющие свой налоговый режим, вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в этой строке поставят прочерк.

Строку «Средняя численность работников» заполняют организации и индивидуальные предприниматели, меняющие свой налоговый режим. Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в этой строке поставят прочерк.

Строку о «Стоимости амортизируемого имущества» должны заполнить только организации, меняющие свой налоговый режим, при этом в данной строке необходимо проставить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Остальные налогоплательщики по этой строке проставят прочерк.

Строку об «Участии в соглашениях о разделе продукции» нужно заполнять только налогоплательщикам, меняющим свой налоговый режим. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели эту строку не заполняют. Итак, заявление заполнено, заверено подписями и печатями. Теперь мы отправляемся в налоговую инспекцию. Не забывайте, что законодатель на предоставление этого заявления в налоговый орган налогоплательщику, меняющему свой налоговый режим, дает только два месяца: с 1октября до 30 ноября.

Переходный период

Организации и индивидуальные предприниматели, переходящие на упрощенную систему налогообложения, неизбежно столкнутся с так называемым «переходным периодом», который всегда имеет место при переходе с одного налогового режима на другой.

Основной задачей переходного периода является точная классификация тех или иных доходов и расходов, и порядок принятия их в целях налогообложения. Если доходы или расходы учтены в целях налогообложения до перехода на новый налоговый режим, то после перехода они учитываться уже не будут.

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений по налогу на прибыль, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:

1. На дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Например, у предприятия на балансе числится аванс, полученный от покупателя в счет предстоящей поставки товара. Если предприятие работало по методу начисления в целях налогообложения прибыли, данные поступления в соответствии с п.п.1 п.1 ст.251 НК РФ не признавались доходами. При переходе на упрощенную систему данные суммы, по которым поставка еще не осуществлена, необходимо включить в состав доходов.

2. На дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Не путайте в данном случае налоговый и бухгалтерский учет. В регистр налогового учета по единому налогу следует перенести остаточную стоимость основных средств из налогового регистра по учету амортизируемого имущества, который ведется для налога на прибыль. При этом следует продолжать вести бухгалтерский учет основных средств.

В отношении основных средств, числящихся у налогоплательщика, оплата которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимость, определяемая в соответствии с настоящим пунктом, учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;

3. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения.

Например, в период работы по упрощенке предприятие получило денежные средства от покупателя по поставке, осуществленной в период применения общей системы налогообложения. При этом выручка от данной реализации уже была учтена в качестве доходов в момент реализации товара. Так вот, при погашении дебиторской задолженности, данные суммы не будут учитываться при исчислении единого налога;

4. Расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;

5. Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;

2. Расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

При переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.2 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

Учет при упрощенной системе налогообложения

В соответствии со статьей 346.24 НК РФ налогоплательщики, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета), в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период (См. Образец Книги учета).

Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога.

Ведение Книги учета, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители.

Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя — при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.

На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.

Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя — при ее наличии).

>Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями

34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублейи (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным Кодексом, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

• на оплату услуг специализированных организаций по изго­товлению документов кадастрового и технического учета (ин­вентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоус­танавливающих документов на земельные участки и докумен­тов о межевании земельных участков);

(1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда — в момент погашения задолженности путем списания денеж­ных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок приме­няется в отношении оплаты процентов за пользование заем­ными средствами (включая банковские кредиты) и при оп­лате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;

Нормативное регулирование упрощенной системы налогообложения

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового Кодекса, не превысили 15 млн. рублей. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

Переход на УСН производится по решению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *