Передача отходов в собственность

Развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве.

Эта система регулирования загрязнения получила красноречивое название «принцип пузыря» (bubble principal).

Согласно поправкам 1990 г. к Закону о чистом воздухе 1963 г. в США была принята программа введения торговли разрешениями на выбросы двуокиси серы. В первой фазе программы, начавшейся в 1995 г. разрешения были выданы 110 электростанциям США. Во второй фазе, начавшейся в 2000 г., система охватила все теплоэлектростанции и привела к сокращению выбросов двуокиси серы на 50% по сравнению с 1980 г. Электростанции, которым требуется большее число разрешений, чем предоставленное властями, могут купить их у тех, которым удалось снизить свои выбросы по сравнению с первоначально вмененными (например, перейдя на сжигание угля с низким содержанием серы). По имеющимся оценкам, экономия на издержках, проистекающая из торговли разрешениями на указанные выбросы, состаляет от 25 до 43%. В 1998 г. Агентство по охране окружающей среды США с целью снижения выбросов окислов азота ввело подобное регулирование в 22 штатах США и округе Колумбия.

Данная система обеспечивает минимизацию издержек снижения выбросов в заданном объеме, поскольку гарантирует осуществление этого за счет тех агентов, которые способны сделать это с наименьшими издержками. Каждый агент загрязнения, способный снизить его при издержках ниже рыночной цены разрешения на выборы, получает прибыль при продаже ненужных ему разрешений на рынке. Подобным же образом, любой агент загрязнения, у которого издержки снижения выбросов превышают рыночную цену разрешений на них, сочтет прибыльным производить загрязнение свыше вмененного, покрывая разницу за счет покупки дополнительных разрешений на рынке. В итоге при условии конкуренции на рынке указанных разрешений равновесная цена разрешения на выброс единицы загрязняющего вещества будет, как раз равна предельным издержкам снижения выбросов на эту единицу.

В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: или создать надежную систему очистки у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита являются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.

Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. В случае введения жестких ставок налогов на загрязнение можно ожидать широкого использования в мире покупок прав на загрязнение между различными странами, что будет благоприятствовать охране окружающей среды на глобальном уровне, борьбе с бедностью, так как такой механизм позволит осуществлять дополнительный приток финансовых ресурсов из развитых стран в развивающиеся, а также в страны с переходной экономикой, где борьба с загрязнениями гораздо менее капиталоемка.

>Купля-продажа прав на загрязнение природной среды

Купля-продажа прав на загрязнение природной среды

Финансы и бизнес, N 2, 2008 год

Л.А.Большакова,
аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Методом, который принимает во внимание принципиальные особенности экологических благ как общественных и вместе с тем позволяет реализовать в деле охраны окружающей среды рыночные подходы и связанные с их применением преимущества по экономии затрат, является купля-продажа прав на загрязнение среды.
Купля-продажа прав на загрязнение природной среды в качестве рыночно-ориентированного подхода к охране окружающей среды и рационализации использования ее ассимиляционного потенциала была впервые предложена Т.Крекером и Я.Далесом (From obstacle to opportunity…., 2000). Эта идея была включена в принятый Конгрессом США в 1970 году Акт «О чистом воздухе». В 1990 году после уточнения и модификации она вошла в новый вариант Акта «О чистом воздухе» и касалась контроля за выбросами диоксида серы крупными точечными источниками.
Потенциально торговля правами может применяться для регулирования процесса загрязнения различных природных сред со стороны предприятий разнообразных секторов экономики. Однако наибольшее распространение получили следующие системы торговли правами на загрязнение.
Система так называемого «пузыря» («bubbles» system), при которой два (или несколько) стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них суммарных ограничений на выбросы некоторого приоритетного загрязнителя (например, диоксида серы для ТЭС) перераспределять между собой права на загрязнение. Это перераспределение подчиняется следующему требованию: если допустимый уровень загрязнения поднимается для одного из источников, то, по меньшей мере, на столько же должен опуститься возможный уровень загрязнения для другого. При этом фирма, переуступающая свои права на загрязнение, делает это не безвозмездно, а за определенную компенсацию. Происходит купля-продажа прав на загрязнение, на которые в результате устанавливаются рыночные цены.
________________
* Примеры практического применения данной системы торговли правами на выбросы в США описаны Д.Дудеком, С.Вэйдом и Дж.Гофманом (Dudek, Wade, Goffman, 1995).
Компенсационные программы («offset» programs). B их рамках фирма может приобрести возможность открытия или расширения производственной деятельности, сопровождающейся загрязнением среды в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки (например, в районах экологического бедствия). При применении подобных программ фирма, желающая увеличить свои выбросы, может купить такое разрешение у уже действующего в данном регионе предприятия. Последнее же обязано сократить свои выбросы настолько, чтобы достигнутый ранее уровень загрязнения природной среды был бы, по меньшей мере, не превышен.
Система производственных квот, при которой можно обмениваться установленными квотами на поступление загрязнителей в окружающую среду, связанными в свою очередь с определенным уровнем производственной деятельности. Подобная система положена в основу принятого в 1967 году Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Она служит установлению для различных стран квот на производство (поступление в окружающую среду) фреонов.
Отправным моментом всех этих систем является установление региональных стандартов (при этом границы регионов могут быть различными) на качество природных сред, определяемое концентрацией в этих средах основных загрязнителей. На этой основе до предприятий — источников загрязнения среды доводятся индивидуальные эмиссионные нормативы. Они в данной системе именуются разрешениями на выбросы (сбросы, размещение отходов). Соблюдение предприятиями — загрязнителями среды эмиссионных нормативов должно обеспечивать достижение качества окружающей среды, соответствующее стандартам.
Далее предприятиям предоставляется право обмениваться (продавать и покупать) правами на загрязнение в рамках соблюдения региональных экологических стандартов. Использование рыночных механизмов позволяет концентрировать права на загрязнение в руках тех компаний, которые обладают наиболее эффективными природоохранными технологиями, и таким образом обеспечить существенную экономию экологических издержек для достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды.

>
Ваше право

Права собственности на отходы

(Архив) тему, страницу

Права собственности на отходы

Просьба откликнуться экологов, работающих в организациях, которые передают отходы с правами на их собственность другим организациям, чтобы те за них отчитывались. Или же, быть может, есть кто-нибудь, кто работает в организации, которая принимает отходы от другого предприятия вместе с правами собственности? Помогите, пожалуйста, составит договор на данный вид услуги. На основании чего передаются права собственности? И нужно ли указывать причину, по которой организация передает права собственности на отходы другой?

RE: Права собственности на отходы

Shadow, согласно ФЗ-89 об отходах производства и потребления:
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов 1-4 класса опасности вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Т.о. чтобы передать отходы в собственность другому юридическому лицу вы должны заключить договор на передачу отходов в собственность , с условием, что у приемщика отходов должна быть лицензия на деятельность по обращению с данным отходом (если он 1-4 класса опасности). В договоре можно добавить пункт о том, что отходы переходят в собственность другому юр. лицу в момент отгрузки отхода или после передачи на приемо-сдаточном пункте.

Вот пример договора, но его можно усложнить.

г. «____» ____________ 2010 г.

Общество с ограниченной ответственностью «…………….», именуемое в дальнейшем «Покупатель» лицензия № …………. от ………………. в лице исполнительного директора …………………, действующего на основании ………………………. с одной стороны, и ООО «………………….», именуемое в дальнейшем, «Продавец» в лице директора ……………………………., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора.
1.1. Продавец обязуется передавать в собственность Покупателя продукцию (отходы производства, неликвиды), для переработки и дальнейшего использования.
1.2. Покупатель обязуется оплачивать стоимость продукции по перечню и ценам на основании тарифов, согласованных сторонами в Протоколе согласования цен (Приложение 1).
1.3. Прием и вывоз продукции производит Покупатель.
2. Стоимость работ и порядок расчетов.
2.1. За продукцию по п. 1.1 Покупатель оплачивает Продавцу сумму перечислением на расчетный счет.
2.2. Цена на продукцию может быть изменена при изменении цен на сырьё, энергоносители и транспортные расходы и согласовывается дополнительным соглашением к договору. Если произведена предоплата, то стоимость и объем поставки не подлежат изменению в пределах суммы произведенной предоплаты.
3. Ответственность сторон
3.1. Отношения сторон, не предусмотренные условиями настоящего договора, регулируются действующим законодательством РФ.
3.2. Споры, не урегулированные в добровольном порядке, передаются на рассмотрение арбитражного суда по месту нахождения истца.
4. Срок действия договора.
4.1. Срок действия договора — с момента подписания и до …………………… г.
4.2. Договор считается действующим при сдаче отходов Покупателю. Если в течение срока действия договора сдача отходов не производилась, договор на следующий год не заключается (не пролонгируется).
5. Юридические адреса и реквизиты сторон.

Исполнительный директор ООО » » Директор ООО » «

________________________(……….) _____________________(………..)
МП МП

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к договору № _____ от «__» ______ 2010 г
на оказание услуг по приему отходов производства

Протокол согласования цен
От «____»_______2011 г.

Мы нижеподписавшиеся, от лица Продавца, директор ООО «………..» ………. и от лица Покупателя, исполнительный директор ООО «………………» …………., удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о величине договорной цены:
Таблица
«1.Лом черных металлов не сортированный по цене ………… руб за тонну
2. «

1. Настоящее приложение составлено и подписано в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и является неотъемлемой частью договора.

Продавец: Покупатель:
Директор ООО «……………..» Исполнительный директор
ООО «…………..»

______________________ (………….) __________________ (…………….)
МП МП

Договор на передачу права собственности

Уважаемый Paseka, не ищите данного решения на данном форуме. . т.к. вопрос выполнения Ст.4 89-ФЗ .

«Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.Статья 4. Отходы как объект права собственности»
ОТНОСИТСЯ к серии «ДУТЕКТИВНЫХ». . . и относится к ГК РФ. поскольку Ваш отход — ЭТО «ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО». .

А поскольку оно «имущество». то по отходам этот вопрос в ГК РФ не отрегулирован. поскольку от отхода Вы стараетесь «избавиться». «спрятать» в ближайшем лесу. . «подарить» соседу. . естественно, Вы за него пытаитесь «заплатить» а не Вам.

Поэтому здесь начинается «пляска» с бубном. главное не попасть что ваш договор «дарения», «мены» . не попал под «регистрацию». лучше «косить» под Ст 226 п.2 ГК РФ.

Начнем «объяснять» на пальцах.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица

Статья 218. Основания приобретения права собственности

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Статья 454. Договор купли-продажи
1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статья 567. Договор мены
1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен
.
Статья 572. Договор дарения
1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Статья 235. Основания прекращения права собственности1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статья 236. Отказ от права собственности
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Т.е. Вы можете только указать в договоре ……
Статья 454. Договор купли-продажи
Статья 567. Договор мены
Статья 572. Договор дарения (при этом …. обязуется освободить … от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом(т.е. «заплатить» за НВОС по месту ОКАТО расположения полигона за захоронени отходов)))
Статья 236. Отказ от права собственности

Ну а что это такое смотрите выше…..

ВЫБИРАЙТЕ. . это во-первых.

договор на передачу отходов 5 класса

В связи с производственной необходимостью пришлось сочинить договор на условно безвозмездную передачу отходов. В данном случае — передачи отходов переработки рыбы фермерскому хозяйству для использования на корм скоту.

Руководствовалась я N 89-ФЗ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
«Статья 4. Отходы как объект права собственности:
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов .»

Буду благодарна за критику, советы и аплодисменты

Как вы считаете, такой договор будет годен для предъявления Росприроднадзору и Роспотребнадзору в особенности? (просто накладной или акта недостаточно, требуют договор).

ДОГОВОР №
на оказание услуг по приему отходов производства

г. ______ «____» ____________ 2012 г.

Крестьянско-фермерское хозяйство «ХХХХХХХХХХХ», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице ХХХХХХХХХХХ, действующего на основании ХХХХХХХХХ, с одной стороны, и ООО «ХХХХХХХХ», именуемое в дальнейшем «Заказчик» в лице директора ХХХХХХХХ, действующего на основании ХХХХХХХХХ, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора.
1.1. Предметом договора является оказание Исполнителем услуги по приему и транспортировке вторичного сырья, неликвидов, отходов производства 5 класса опасности (далее «отходы») для дальнейшей утилизации, согласно перечню, указанному в Приложении №1 к настоящему договору.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Исполнитель собственными силами и средствами обеспечивает вывоз отходов с территории Заказчика.
2.2. Исполнитель обеспечивает транспортирование отходов в соответствии с существующими нормами экологической безопасности и санитарными требованиями.
2.3. Оказание услуг по настоящему Договору производится Исполнителем на основании заявки Заказчика, согласованной Исполнителем. В заявке указываются объем и срок оказания услуг.
2.4.Заказчик организует накопление и временное хранение отходов на территории своего учреждения, согласно требованиям законодательства. Площадка или помещение для временного хранения отходов должны иметь подъездные пути для автотранспорта Исполнителя.
2.5. Исполнитель предоставляет Заказчику надлежаще оформленный Акт согласно Приложению к договору № 2.
2.6. Заказчик обеспечивает упаковку отходов в тару, обеспечивающую сохранность груза при перевозке.
2.7. Заказчик обязуется передавать Исполнителю отходы, в состоянии, пригодном для утилизации (переработки и дальнейшего использования).
3. Стоимость работ и порядок расчетов.
3.1. За оказание услуг Заказчик передаёт исполнителю право собственности на отходы.
3.2. Передача отходов осуществляется по Акту приема-передачи отходов согласно Приложению к договору № 2..
3.3. Право собственности Исполнителя на передаваемые Заказчиком отходы наступает с момента подписания Акта приема-передачи.
4. Ответственность сторон
4.1. Отношения сторон, не предусмотренные условиями настоящего договора, регулируются действующим законодательством РФ.
5. Срок действия договора
5.1. Срок действия договора — с момента подписания и до …………………… г.
6. Юридические адреса и реквизиты сторон.

договор по безвозмездной передаче отходов

Составляется договор, в котором прописывается, что выручка за продажу отходов идет на оплату вывоза мусора.

Это не юридический вопрос, а налоговый — каким образом будет проводить платежи бухгалтерия.

Я точно не знаю, вроде процедура «взаимозачета» называется.

ELENA-MARIEVA, Предполагаю, что у Вашей фирмы заключен договор с полигоном на размещение отходов, т.е зола в дальнейшем не используется. Так как право собственности на золу остается у вас, что естественно, то Ваша фирма платит за негативное воздействие на окр.среду, как природопользователь, состоящий на учете в Ростехнадзоре.

Господа экологи, верно ли это рассуждение непрофессионала в данном вопросе.

Вот этого как раз и боятся все собственники отходов. В один прекрасный день полигон скажет: «похранились у нас отходы и хватит. Забирайте свое имущество назад».
Юр службы предприятий в шоке от формулировки, что право собственности на отходы полигонам не переходит.

НВОС и собственность на отходы не связаны. Попробуйте забрать эту вашу собственность с полигона.
в свое время работала на полигоне и в договорном отделе висело объявление «если вам не нравятся наши услуги мы вернем вам ваши отходы в двойном размере!»

Как они определят и докажут где чьи?

Ключевая фраза:
НВОС и собственность на отходы не связаны.

Экологический словарь

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Право собственности на отходы и НВОС после 01.01.2016г.

Коллеги, добрый день!

Прошу разъяснить по праву собственности на отходы и его связи с платой за негативное воздействие.
Мы транспортировщик отходов (есть лицензия еще от 2011 года, сейчас новую оформляем). До 1 января 2016 года работали по такой схеме: Предприятие А передает нам отходы в собственность, компенсирует НВОС, мы везем на полигон и также компенсируем НВОС полигону, а полигон уже платит государству. Право собственности от нас переходило полигону, никаких проблем не было.
После 1 января вступила в силу статья 16-1 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой плательщиком признается образователь отходов. В нашем случае предприятие А без проблем согласилось вносить плату за НВОС по справке полигона по количеству размещенных отходов. В РПН нам посоветовали заключить трехсторонний договор: образователь-транспортировщик-полигон, где прописать все условия, кто за что отвечает в соответствии с законодательством.
И вот тут возникла проблема-полигон отказывается брать отходы в собственность, основываясь на том, что если предприятие А не внесет негативку-то ее должен будет внести полигон, как собственник отходов (данное утверждение у полигона родилось после общения с местным РПН).

Посему у меня возникли следующие вопросы:
1. Если законодатель конкретно указал, что плательщиком является образователь — какие могут быть претензии к полигону?
2. Как право собственности на отходы (которое сейчас регулируется ГК) связано с внесением платы за НВОС?
3. Как предприятие может оставаться собственником отходов, которые лежат в куче-мала на полигоне? Если полигон нарушает законодательство, а именно, складирует отходы на территории, превышающей территорию полигона (к примеру), тем самым загрязняя ОС, то предприятие, как собственник отходов, несет ответственность за действия полигона?

Конституционный суд признал вопрос «кто плательщик» запросто урегулируемым по договору между объектом назначения и перевозчиком/образователем.
В нашей рабочей практике в договоры попадает перестраховочное положение «если полигон все же заплатит по решению суда (административного органа), то заказчик компенсирует полигону все издержки».

По третьему вопросу я бы разделял «нормативную» ставку платы и сверхнормативные платежи. Одно — по договору, сверхнорматив — на виновного, если вина установлена надлежащим образом.

Коллеги, может я что-то пропустила, а у нас законодательно объяснили, что за зверь такой ТКО? Какие отходы ТКО, а какие нет?

Насколько поняла, по региональным операторам мораторий до 2019 года ввели?

Юристы у Вас есть ?
Ну тогда можете позабавляться.
Открываете «Word-конвертор Приказов РПН по ГРОРО» («переведенные » в базу данных бумажные Приказы РПН по ГРОРО ).

Находите ХМАО -ЮГРА — смотрите и «хахочите» — из 694 объектов размещения (хранения, захоронения) ВКЛЮЧЕННЫХ по ХМАО — только один под номером 86-00476-З-00758-281114 оказывает влияние на ООС.
Остальные не оказывают — «СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ» — ОТСУТСТВУЕТ

(хохочущий смайлик не привожу)

Да. «забыл» напомнить что такая же ситуация во всех остальных субъектах РФ — это чтобы другие субъекты не завидовали. Ну и не завидовали тому, что 99 % объектов включенных в ГРОРО включены с 13-разрядными отмененного ФККО-2002.

Вы как отчитываетесь то ?

(«ржущий» смайлик не привожу)

Решение КС существует вне зависимости от изменений в 89 закон, никто не мешает урегулировать вопрос договором и сейчас — обязав полигон договором исполнить обязанность за образователя. Не просто так, соответственно. Уточню — платит полигон, но от имени и по поручению образователя.

2. Механизм есть — обычная купля-продажа по нарицательной цене. Если в Вашем регионе таких полигонов нет, то жаль. На Северо-Западе такая схема обычна.

А зачем это полигону?

Вы о чем господа спорите то ?
Все уже поделено, распределено и посчитано кто и сколько получит.

Все уже досканально прописано в проектах постановлений правительства в т.ч. правила «игры» и понятийный аппарат по переходу прав собственности на отходы ТКО, кто и когда кому платит, кто кому должен, что такое полигоны ТКО, какие отходы туда принимаются, типы типовых договоров и их содержание, включая текстовую часть про переход права собственности, правила и критерии по которым полигоны ТКО соответствуют, несоответствуют требованиям ООС ну и т.д. и т.п.

Вы о чем спорите то ?

Все уже поделено и распределено, включая механизм и нормативы платы для включения в квартплату, перечень отходов, которые попадают в ТКО от предприятий и т.д. и т.п. в .т. числе куда будут девать остальные отходы от предприятий, которые не вошли в ТКО.

Короче — смотрите проекты НПА, в т.ч. «Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) ну и т.д. и т.п.

Нормативные документы

Государственные доклады

В помощь начинающим

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии»

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Развитие промышленности становится причиной негативного воздействия вредных веществ на планету. Поэтому собственник отходов производства и потребления несет полную ответственность за последствия, которые возникают из-за неверного обращения с продуктами производства.

Гражданский кодекс

Согласно ГК РФ, обладателем продуктов производства признается собственник сырья, переработка которого стала причиной возникновения мусора.

Если производитель выпускает изделия, из сырья, принадлежащего третьему лицу, то право на образованное загрязнение принадлежит владельцу материала.

Объем отходов по ГК прописан в ст. 24.7 № 89-ФЗ. Законодательство позволяет собственнику использовать свое имущество несколькими способами:

  • Продать.
  • Подарить.
  • Передать право использования с отчуждением и без отчуждения.

Передача

В гражданском законодательстве ст. 4 указана возможность передачи мусора обладателя во владение третьему лицу.

Передача отходов может быть:

  • С передачей прав собственности.
  • С сохранением прав владения.

Важно! Право собственности можно передать даже в том случае, если у получателя нет документов, подтверждающие разрешение на транспортировку, обезвреживание и хранение отходов I—IV класса опасности.

Продажа отходов

Лицо, которое покупает мусор, обязано иметь лицензию на самостоятельное проведение:

  • Сбора.
  • Транспортировки.
  • Утилизации.
  • Размещения и проч.

Продавец не обязан проверять лицензию покупателя (согласно поправке к ФЗ №89 от 29.12.2014).

Продавать отходы может только владелец сырья, из которого они образованы.

Передача отходов другим организациям проводится согласно договору:

  • обмена;
  • купли-продажи;
  • дарения;
  • или другого соглашения.

Трансфер владения является объектом налогообложения. Отчуждение возвратного сырья (может использоваться повторно) облагается налогом на добавленную стоимость (НДС), так как мусор выступает в роли товара, предназначенного для реализации.

Безвозмездная передача отходов производства также признается объектом налогообложения НДС.

>
Сайт журнала «Экологический Вестник России»

Право собственности на отходы: правовая категория или фикция

Подробности Категория: Комментарий юриста Создано 02.09.2018 14:15 Дата публикации Super User

В настоящей статье подвергается критическому анализу правомерность использования такого понятийного аппарата как «право собственности на отходы», а также предлагается альтернативных подход регулирования значимых для общества отношений, связанных с определением лица, ответственного за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На законодательном уровне, в правоприменительной практике, а также в юридической литературе встречается такое понятие как «право собственности на отходы». В частности, такого рода указания содержатся в ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ)1, письмах уполномоченных органов2, судебной практике, а также в трудах и комментариях отечественных исследователей, в том числе М.В. Пономарева, Н.С. Зиновкина, М.А. Ермолиной, Е.В. Лунева Е.В, А.Г. Дудниковой и др.

Так, в качестве аргументации существования такой правовой категории как «права собственности на отходы» М.В. Пономарев указывает, что отходы производства и потребления являются особым объектом гражданского оборота, движимыми вещами, правовой статус и оборотоспособность которых определяется исходя из общих положений гражданского законодательства с учетом специальных требований, предусмотренных законодательством об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды. Особые правила отчуждения и перехода права собственности на отходы тесно связаны с вопросом обеспечения выполнения их собственником обязанностей по содержанию своего имущества, в частности с соблюдением экологических требований3 .

В свою очередь М.А. Ермолина также отмечает, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались4 . А.Г. Дудникова указывает, что собственник отхода – это лицо, которое вправе распорядиться данной собственностью свободно, если это не наносит вред охраняемым законом интересам. В части отхода – нельзя распорядиться отходом, просто оставив его в ненадлежащем месте, поскольку таким образом будут нарушены охраняемые законом охраняемые законом интересы собственника земельного участка, окружающей среды и т.п. Но передать отход в собственность лицу, которое правомерно им распорядится собственник отхода имеет право5

Применительно к вопросам распределения договорных обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду Е.В. Лунена рекомендует включать условие в содержание договорной конструкции, где обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на специализированную организацию, о переходе права собственности на вывозимые отходы производства и потребления. Дело в том, что в гражданско-правовом значении отходы представляют собой вещи, поэтому их правовой режим определяется нормами одновременно как экологического, так и гражданского права6 .

Однако использование понятийного аппарата — «право собственности на отходы» независимо от ответа на вопрос о том, кто должен выполнять публичную обязанность по внесению платы за негативное воздействие, вызывает определенные сомнения на предмет обоснованности и правомерности как с точки зрения публичного, так и тем более — частного права. В связи с чем представляется актуальным в рамках настоящей статьи предпринять попытки в исследовании вопроса существования такой правовой категории как «право собственности на отходы», а также в разработке альтернативного аппарат регулирования значимых для общества отношений.

Представляется, что в целях детального анализа и формирования позиции относительно исследуемого вопроса, необходимо сосредоточиться на двух аспектах:

1) определении перечня объектов, на которые может возникнуть право собственности;

2) понятии отхода.

При рассмотрении вопроса в указанной плоскости представляются интересными рассуждения Г.С. Васильева, который подверг критическому анализу Определение ВС РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/20137 , где Судебная коллегия ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и признал требование банка о возврате денежных средств, уплаченных в качестве платы за негативное воздействие, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку право собственности на отходы, если иное прямо не предусмотрено в договорах на размещение отходов, заключенных со специализированными организациями, остается за природопользователем (банком). В частности, ученый выдвигает следующие тезисы, имеющие отношение к настоящей работе:

1. сохранение собственности на отходы при сдаче их специализированной организации никак в решении не обосновано современные мусоровозы не просто перемешивают мусор разных отправителей, но и прессуют его. То содержимое мусорного бака, которое раньше можно было считать объектом права собственности природопользователя, исчезает;

2. сохранение права собственности за природопользователем означает, что и специализированная организация, осуществляющая вывоз отходов, и хозяин полигона, на котором они будут захоронены, совершают операции с чужим имуществом. Полномочия на это нельзя вывести из нормативных актов;

3. переход права собственности по договору об оказании услуг (договор на оказание услуг по размещению отходов) возможен. Услуга же в обсуждаемом случае состоит в том, что отчуждаемые предметы имеют отрицательную рыночную стоимость, а потому их хозяин не только не может рассчитывать на вознаграждение за свое имущество, но и сам должен заплатить за то, чтобы предмет кто-нибудь приобрел8 .

Несмотря на то, что ученый все-таки не отрицает существование такой правовой категории как «право собственности на отходы», он делает весьма справедливое замечание, которое заслуживает внимания – «право собственности исчезает у собственника имущества, когда последний поименовал его в качестве отхода».

В данной связи, необходимо отметить, что, традиционно, под правые собственности понимается наиболее полное абсолютное право, относящееся к такой категории прав как вещные права. Как справедливо отмечает Е.А. Суханов типичным вещным правом является право собственности, сущность которого раскрывается в «господстве над имуществом, имеющим значение вещи». При этом как справедливо отмечает ученый, объектами вещных прав признаются только вещи, материальные предметы (физически осязаемый объект), обладающий пространственными характеристиками, имеющий экономическую форму товара и в силу этого относящийся к объектам гражданских прав9 . Иными словами, только вещь может обладать ценностью – вещной ценностью10 , т.е. обладать потребительскими свойствами, позволяющими удовлетворить те или иные потребности лица из соответствующего имущества, в то же время если вещь не имеет экономической ценности и не может быть рассмотрена в качестве товара такое имущество не является по своей правовой природе вещью и не может признаваться объектом вещных правах – объектом права собственности.

Сказанное дает принципиальные основания для выдвижения тезиса: в случае если лицо указывает, что вещь для него преобразовалась в отход, одномоментно вещь исчезла как объект гражданского оборота и у такого лица пропало право собственности на указанное имущество, поскольку объектом права собственности может быть исключительно имущество, которое обладает вещной ценностью, т.е. потребительскими свойствами.

Однако некоторым может показаться, что такого рода толкование является некорректным, поскольку наличие или отсутствие потребительских свойств у конкретного объекта является оценочным критерием и зависит от того, кто является субъектом, в частности: для одних ламповый компьютер, старый автомобиль, продукт жизнедеятельности парнокопытного скота является отходом, а для других – это вещи, имеющие потребительские свойства, которые можно использовать, например, в качестве печатной машинки, транспортного средства или удобрения. Инструментом для парирования такого рода рассуждения является ответ на вопрос: какие взаимоотношения описывает (регулирует) право собственности, а также в каком значение необходимо рассматривать термин «отход»: субъективном или объективном. Представляется, что право собственности регламентирует исключительно субъект – объектную связь, т.е. предписывает за конкретным индивидуализированным субъектом общественных отношений права и обязанности по отношению к конкретной вещи. В то же время термин «отход», который используется как в текущей редакции ФЗ № 89-ФЗ, так и в ранее действующих (например, редакция от 01.01.2014 г.), также определяется с точки зрения субъективного восприятия конкретного лица с ранее существовавшей вещью, обладавшей полезными для субъекта свойствами (его отношения в рамках прежней субъект-объектной связи). Следовательно, в рассматриваемом контексте необходимо сделать вывод, что в случае если лицо пользуется имуществом, право собственности существует именно на вещь, поскольку присутствует вещная (потребительская) ценность, а, следовательно, субъект – объектная связь11 существует. В случае же если указанный субъект совершает конклюдентные действия, например, выбрасывает вещь в контейнер – она становится отходом и одномоментно с совершением указанных действий у указанного лица исчезает право собственности на вещь, при этом никакого преобразования (производного способа возникновения) права собственности не происходит и не может происходить. В отдельных случаях третье лицо никаким образом, несвязанное с прежним собственником вещи, может приобрести «выброшенную» вещь по правилам о бесхозяйственной вещи (ст. 225 Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ12)), кладе (ст. 233 ГК РФ) или переработки (ст. 220 ГК РФ), однако все указанные модели обращения объектов в собственность являются первичными способами приобретения указанного абсолютного права, которые также возлагают на такого собственника соответствующие права и обязанности, при этом указанные способы не имеют какой-либо связи с ранее действовавших право собственности. Аналогичный подход, как представляется, необходимо применять по отношению к процессам сортировки и утилизации отходов, когда в процессе технологической переработки (ст. 220 ГК РФ) возникают новые объекты гражданского оборота (вещи), обладающие полезными свойствами.

Представляется, что указанный подход является весьма обоснованным, в том числе с точки зрения норм, закрепленных ГК РФ, в частности ст. 236 ГК РФ, которая указывает, что любое лицо вправе путем совершения соответствующих конклюдентных действий заявить о прекращении права собственности. При этом прекращение права собственности на конкретный объект гражданского оборота не означает, что у указанного лица также прекратились все обязанности, в том числе предусмотренные нормами как публичного, так и частного права. Аналогичная ситуация происходит и в договорных отношениях, где момент исполнения (расторжения) договора может не совпадать с моментом прекращения всех обязательств, возникших у его субъектов с (сторон договора) момента его заключения13 .

Таким образом, допустимо сформулировать следующие выводы:

1. использование понятия «право собственности на отходы» является некорректным и необоснованным как с точки зрения публичного, так и частного права, поскольку право собственности как категория вещного права может возникать исключительно на вещь, у которой присутствует вещная (потребительская) ценность, которая у отхода, очевидно, отсутствует;

2. существование обязанности по внесению платы за негативное воздействие за окружающую среду возникает не в связи с тем, что у лица существует право собственности на отходы, а постольку-поскольку у указанного лица помимо прав на конкретную вещь, находящуюся у него на праве собственности, существуют также и обязанности по его содержанию, в том числе связанные с осуществлением публичных мероприятий по размещению отходов на специальных площадках – полигонах, в целях защиты общественного интереса в здоровой окружающей среде.

Текстовые сноски на индексы в статье

1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. ст. 3009.

2 Письмо Росприроднадзора от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771 «О рассмотрении обращения», Письмо Минприроды России от 16.11.2017 № 12-47/30950 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов», Письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ОД-03-04-32/11939 «О рассмотрении обращения» и т.д. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «КонсультантПлюс».

3 Пономарев М.В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 53 — 64.

Также, см.: Зиновкин Н.С. Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 2. С. 204 — 211.

4 См.: Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. № 1. С. 12 — 15.

5 Дудникова А.Г. Передача права собственности на отходы: кто заплатит за НВОС? // Справочник эколога. 2018. № 5. С. 40 – 45.

6 Лунева Е.В. Договорное регулирование внесения платы за размещение отходов: взаимодействие экологического и гражданского права // Экологическое право. 2016. № 1. С. 12 — 16.

7 Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/2013 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «КонсультантПлюс».

Аналогичная позиция встречается и в иных судебных актах. См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 № 13АП-343/2015 по делу № А56-64185/2014, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу № А83-2004/2015, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу № А43-20389/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «КонсультантПлюс».

8 Васильев Г.С. О собственнике отходов — разворот судебной практики // Закон. 2015. № 12. С. 106 — 112.

9 Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. C. 14 – 17, 30 – 32, 70.

10 См.: Белов В.А. Аренда как возвратное обязательство. Дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Белов Валерий Александрович. Москва, 2016. С.73, 94, 123, 125, 180.

11 См.: Белов В.А. Статус лица: юридический аспект // Актуальные проблемы Российского права. 2017. №10. С. 72-79.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32., ст. 3301.

13 См.: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8.

В.А. Белов,

к.ю.н., ответственный

редактор «Дайджест новостей» торгового

и потребительского права» юридического

института «М-Логос», г. Москва.

Комментарий к статье 4 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Содержание комментируемой статьи определяет основные гражданско-правовые механизмы, закрепляющие особенности реализации полномочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению отходами производства и потребления как объектами имущественных отношений. Следует отметить, что в качестве последних, согласно законодательному установлению, следует рассматривать сырье, материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукты, а также товары (продукция), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Положения п. 1 комментируемой статьи следует рассматривать в контексте подраздела 3 раздела I части 1 ГК РФ “Объекты гражданских прав”. В частности, регламентированный настоящей статьей институт права собственности на отходы производства и потребления необходимо проанализировать с точки зрения оборотоспособности.

Так, в соответствии со ст. 129 ГК РФ устанавливается, что все объекты гражданских прав делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты с ограниченной оборотоспособностью. Под оборотом в данном случае понимается гражданский оборот, понятие которого включает в себя сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках возникающих между их участниками гражданских правоотношений. Устанавливается, что оборотоспособность объектов гражданских прав не оказывает влияния на юридическую природу соответствующих гражданских прав, в том числе права собственности. Объектом права собственности может быть имущество, оборотоспособность которого ограничена или вообще запрещена законом.

Несмотря на то что данной статьей установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав, законом определяются ограничения и запреты в данной области, которые допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе. Следует отметить, что какого-либо общего закона об объектах, изъятых из оборота, не существует, но до сих пор применяется Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена”. На основании утвержденного данным Указом Перечня определяется, что в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию, а также боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование относятся к видам продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

Гражданским законодательством к группе объектов ограниченной оборотоспособности относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Данные объекты устанавливаются законом, а характер и объем таких ограничений определяются в подзаконных нормативных актах.

3. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ “Об уничтожении химического оружия” отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия. В соответствии с этим, в частности, Постановлением Государственного совета Удмуртской Республики от 13 октября 1998 г. N 681-I “Об особенностях применения в Удмуртской Республике Федерального закона “Об уничтожении химического оружия” устанавливается, что Удмуртская Республика обладает преимущественным правом на получение части прибыли от последующей реализации продуктов переработки отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия <28>.

——————————–

<28> См.: Белокрылова Е. Комментарий к Федеральному закону “Об уничтожении химического оружия” от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008.

4. В п. 2 комментируемой статьи закрепляются способы возникновения, изменения и прекращения права собственности на отходы производства и потребления, основаниями которых являются положения раздела IV части 2 ГК РФ “Отдельные виды обязательств”. Законодателем выделяются купля-продажа (гл. 30 ГК РФ), мена (гл. 31 ГК РФ), дарение (гл. 32 ГК РФ), а также иные виды гражданско-правовых сделок.

5. Заслуживают интереса предусмотренные законодателем положения о праве собственника отходов передавать третьим лицам (полностью или частично) правомочия владения, пользования или распоряжения этими отходами в случае наличия у этих лиц лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. При этом у лица, передавшего эти правомочия, право собственности на отходы может быть сохранено. Данные положения, хотя, в принципе, соответствуют нормам ст. 491 ГК РФ “Сохранение права собственности за продавцом”, тем не менее на практике приводят к определенным трудностям. В частности, в настоящее время весьма спорным вопросом является субъектный состав лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Некоторым образом на динамику существенно новых правоотношений в данной области повлияло Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П “По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Тополь”. Конституционный Суд РФ заявил о наличии правовой возможности в договорном порядке определять механизм компенсации платы за негативное воздействие между операторами полигонов и образователями отходов. Отсутствие соответствующего тарифного обоснования, по мнению Конституционного Суда, не является препятствием для включения в договоры о конечном размещении отходов статей о механизме компенсации затрат операторов полигонов на внесение сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Провозглашенное 5 марта 2013 г. мнение высшей судебной инстанции России идейно легализует давно обсуждаемое в профессиональном сообществе новое направление услуг в деятельности спецперевозчиков и объектов размещения отходов – комплекс действий по снижению платы за негативное воздействие на окружающую среду, вносимой полигонами и компенсируемой предприятиями. Корректная юридическая проработка договоров с транспортными компаниями и полигонами и грамотный выбор контрагентов, выполняющих не только размещение, но и использование отходов, позволяют должным образом снижать размеры компенсаций и издержки на природопользование в целом.

6. Действительно, отсутствие единого подхода к решению вопроса, какая из сторон правоотношения по поводу размещения отходов производства и потребления осуществляет функцию плательщика публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду, породило достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования, в основном склонявшуюся к возложению соответствующей обязанности на тех индивидуальных предпринимателей и те юридические лица, чья хозяйственная или иная деятельность и привела к образованию этих отходов. В таких условиях даже при наличии нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, допускающих возможность определения в договоре в качестве субъекта платы за негативное воздействие на окружающую среду специализированной организации, осуществляющей размещение отходов, и возможность учета этой платы в стоимости предоставляемых ею услуг, обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагалась преимущественно на организацию – производителя отходов, а, следовательно, в тариф (т.е. в размер гражданско-правового платежа за размещение отходов) соответствующая сумма не включалась.

Именно такая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, оказание же ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Иное направление практике арбитражных судов придало Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2009 г. N 14561/08, в основе которого лежит вывод о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ, дав истолкование примененных в конкретном деле нормативных положений, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, осуществил интерпретацию действующего законодательства, в результате которой ряд организаций-природопользователей, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, фактически оказались исключенными из числа плательщиков публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду. По имеющимся в распоряжении Конституционного Суда РФ данным, с принятием Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2009 г. N 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой. При этом суды общей юрисдикции по-прежнему придерживаются позиции, согласно которой, в частности, хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (Определение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2010 г. N 78-ВПР10-33) <29>.

——————————–

<29> См.: Материалы научно-практического портала “Экология производства” // URL: http://www.ecoindustry.ru/ (дата обращения: 01.07.2013).

7. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет возможность приобретения у лица, имеющего в собственности, владении или пользовании земельный, водный или лесной участок, права собственности на брошенные отходы производства и потребления. Среди оснований возникновения права собственности законодателем называется непосредственное начало их использования либо совершение иных действий, предусмотренных действующим законодательством. Указанные положения следует рассматривать в контексте п. 2 ст. 226 ГК РФ “Движимые вещи, от которых собственник отказался”, где закрепляется, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Характерно, что для приобретения права собственности на отходы производства и потребления не требуется решение суда о признании вещи бесхозяйной.

Просмотров: 773

Передача отходов в собственность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *