Перечень сырьевых товаров 2018

В ходе бизнес-миссии в Узбекистан ВЭБ.РФ, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании по реализации инфраструктурного проекта в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках исполнения межправительственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан компанией СП ООО «ВМВ-NRC Agrologistics» в Джизакской области Республики Узбекистан реализуется проект создания агрологистического комплекса для оказания услуг по сортировке, переработке, хранению, санитарному и таможенному оформлению, подготовке к транспортировке и логистике местной плодоовощной продукции для поставок в Россию. Мощности комплекса позволят обрабатывать около 260 тысяч тонн сельхозпродукции в год.

Стороны рассматривают возможность оказать как инфраструктурную, регуляторную, так и финансовую поддержку реализации проекта. В свою очередь ВЭБ.РФ готов предоставить долгосрочное финансирование под страховое покрытие ЭКСАР.

«Узбекистан – ключевой торгово-экономический партнер стран ЕврАзЭс в Центральной Азии. Россию и Узбекистан связывают отношения стратегического партнерства, союзничества. Группа ВЭБ.РФ активно участвует в развитии экономических отношений двух стран. Нас связывают давние партнерские отношения с финансовыми институтами и предприятиями Узбекистана. Успешно реализованы сделки по поставке вагонов для ташкентского метро, железнодорожной техники, оборудования для электроэнергетики. В планах – новые сделки», — отметил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

«Российский экспортный центр в лице АО РОСЭКСИМБАНК и АО «ЭКСАР» поддерживает в Узбекистане целый ряд инвестиционных проектов и сделок в сфере металлургии, газопереработки и иных отраслях, имеет большой портфель сделок торгового финансирования. В перспективном портфеле также находятся проекты горнодобывающей отрасли, гидроэнергетики, газодобычи и переработки, тепличной отрасли. Данный агрологистический комплекс — первый поддержанный нами инвестиционный проект в сфере АПК с участием российского инвестора и генерального подрядчика, применяющего российское оборудование. Рассчитываем, что проект станет пилотным и продемонстрирует возможность реализации при поддержке РЭЦ других совместных проектов в АПК Республики Узбекистан, имеющей хорошие климатические условия для выращивания экологически чистой плодоовощной продукции, которая всегда востребована российскими потребителями» — добавила Генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

«Агрологистические комплексы выполняют важную роль в организации распределения свежих продуктов в конкретном регионе или стране. Основная цель подобных комплексов – обеспечение пищевой и продовольственной безопасности с помощью полноценно построенной цепочки добавленной стоимости выпуска и поставки сельхозпродукции «от поля – до потребителя» и стабилизации цены, посредством предоставления недорогой инфраструктуры, которая будет по плечу фермерам, средним и крупным производителям. Данный центр позволит наблюдать стабильные цены на продукцию в течение всего года вне зависимости от сезона. Ввод в эксплуатацию данного агрологистического комплекса позволит производителям всех размеров в Джизакской области получить доступ к оптовому и розничному рынку сельхозпродукции в России и укрепить связи с операторами рынка, а также послужит сигналом для других иностранных инвесторов, чтобы и они вкладывались в динамично обновляемый сектор экономики Узбекистана», – сказал Министр сельского хозяйства Республики Узбекистан Жамшид Ходжаев.

Узбекская сторона планирует обеспечить поток сельскохозяйственной продукции, предназначенной для экспорта в Российскую Федерацию в объеме достаточном для полной загрузки мощностей; обеспечить одновременное осуществление таможенного оформления, декларирования, сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, связанных с экспортными поставками сельскохозяйственной продукции. Для более оперативного взаимодействия реализации проекта стороны создадут рабочую группу.

Стороны также намерены способствовать развитию двусторонних экономических связей и продвижению экспортных проектов по всем аспектам российско-узбекского экономического сотрудничества.

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утратил силу с 25 марта 1995 г. — Указ Президента Российской Федерации от 06.03.95 г. N 245 О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров В целях защиты экономических интересов России, недопущения незаконного размещения валютной выручки за рубежом и неоправданной конкуренции российских предприятий на внешнем рынке п о с т а н о в л я ю: 1. Установить, что начиная с 1 июля 1992 г. экспорт стратегически важных сырьевых товаров, перечень которых утверждается решениями Правительства Российской Федерации, осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации для этих целей. 2. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации утвердить до 25 июня 1992 г. Положение о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров. Внешнеторговые и посреднические организации, зарегистрированные в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации в соответствии с указанным Положением, заключают договоры на осуществление посреднических экспортных операций на условиях комиссии, определяемых Министерством внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. 3. Предприятия и организации, зарегистрированные в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом, осуществляют уплату экспортной пошлины и продажу валюты по экспортным операциям со стратегически важными сырьевыми товарами только через банковские расчетные счета, заявляемые ими при регистрации. 4. Установить, что получившие право на экспорт стратегически важных сырьевых товаров организации, допустившие нарушение установленного в соответствии с настоящим Указом порядка экспорта указанных товаров, лишаются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации права осуществления посреднических операций с этими товарами на срок до одного года. 5. Государственному таможенному комитету Российской Федерации начиная с 1 сентября 1992 г. разрешать вывоз с территории Российской Федерации стратегически важных сырьевых товаров только по контрактам предприятий и организаций, зарегистрированных в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом. Поставки на экспорт стратегически важных сырьевых товаров по заключенным до принятия настоящего Указа контрактам, выполнение обязательств по которым сторонами уже началось, осуществляются до полного их выполнения. 6. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами — членами Содружества в месячный срок внести предложения в Правительство Российской Федерации по порядку вывоза товаров в государства — члены СНГ во втором полугодии 1992 года, исходя из положений настоящего Указа и с учетом имеющихся межправительственных соглашений с этими странами. 7. Правительству Российской Федерации в десятидневных срок утвердить перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 14 июня 1992 года N 628 </p>

Содержание

Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2018 года N 466

Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

(с изменениями на 15 июня 2019 года)

(редакция, действующая с 1 июля 2019 года)

В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Положения абзацев третьего, пятого, седьмого, девятого и одиннадцатого пункта 3, а также абзаца второго пункта 8 и абзаца второго пункта 9 перечня, утвержденного настоящим постановлением, применяются в течение одного года после вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2018 года N 466

Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

(с изменениями на 15 июня 2019 года)

Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь

1. Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь

2501 00 — 2522 30 000 0;

2524 — 2526 20 000 0;

2528 00 000 0 — 2530 90 000 9

Руды, шлак и зола

2. Руды, шлак и зола

2601 — 262190 000 0

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

3. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

2701 — 2703 00 000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2709 00 — 2709 00 900 9;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2711 11000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2711 21000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2714 — 2714 90 000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа

Органические химические соединения

4. Органические химические соединения

2902

Древесина и изделия из нее; древесный уголь

5. Древесина и изделия из нее; древесный уголь

4401 — 4403 99 000 9

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них

6. Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них

7101 — 7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 года N 769.

7112 — 7112 99 000 0

Черные металлы

7. Черные металлы

7204 — 7204 50 000 0

Медь и изделия из нее

8. Медь и изделия из нее

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

7404 00 — 7404 00 990 0

Никель и изделия из него

9. Никель и изделия из него

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

7503 00 — 7503 00 900 0

Алюминий и изделия из него

10. Алюминий и изделия из него

7602 00 — 7602 00 900 0

Свинец и изделия из него

11. Свинец и изделия из него

7802 00 000 0

Цинк и изделия из него

12. Цинк и изделия из него

7902 00 000 0

Олово и изделия из него

13. Олово и изделия из него

8002 00 000 0

Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

14. Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

Как эволюционирует рынок сырьевых товаров? С какими сложностями сталкиваются страны при разработке торговой политики? Какие проблемы существуют в международном регулировании торговли сырьем? Эти вопросы были затронуты в выступлении Генерального директора ВТО Паскаля Лами на Конгрессе по сырьевым товарам, который состоялся 26 октября 2010 г. в Берлине.
К сырьевым товарам относится большой перечень продукции, в том числе нефть, полезные ископаемые, древесина, которые используются для производства многих товаров или оказания услуг.
Торговля сырьем резко увеличилась в период 2000–2008 гг., в основном в результате роста цен на сырьевые товары. Согласно последним данным, общий объем мирового экспорта сырья оценивается в 2,4 триллиона долл. США, или 19% мировой торговли, из которых 15% относятся к топливу.
В 2009 г. ведущим импортером сырья был Евросоюз (20% от общемирового импорта), за которым следовали США (15%). С каждым годом увеличивается спрос на импортное сырье в быстро развивающихся странах. Например, доля Китая в общемировом импорте сырьевых товаров увеличилась более чем в два раза – с 5% в 2000 г. до 12% в 2009 г., доля Индии также возросла – с 3% до 5%.
Неравномерное распределение природных ресурсов между странами может стать источником международной напряженности, и в то же время являться основной причиной для международной торговли сырьем, которая открывает возможности для взаимного повышения уровня благосостояния населения.
Существуют также проблемы, характерные для этих секторов экономики: сырьевые товары исчерпаемы и их добыча и потребление оказывают негативное воздействие на окружающую среду; высокая волатильность цен на сырье на международных рынках создает дополнительные трудности для импортирующих и экспортирующих стран; доминирование добывающей промышленности может привести к зависимости экономики страны от одного сектора.
Эти характеристики сырьевых товаров должны учитываться при разработке и осуществлении внутренней и внешнеторговой политики, а также при подготовке международных соглашений.
Торговая политика и сырьевые товары
Страны, импортирующие сырье, внимательно следят за экспортной политикой стран, которые богаты природными ресурсами. Количественные ограничения экспорта и экспортные пошлины встречаются в два раза чаще в торговле сырьевыми товарами по сравнению с другими продуктами.
На торговлю сырьем оказывают влияние такие широко используемые внутренние правительственные меры, как субсидирование и механизмы контроля цен, в том числе схемы двойного ценообразования. Существует также такое понятие как «тарифная эскалация», которое означает повышение уровней таможенных пошлин на товары в зависимости от степени их обработки. Например, в горнодобывающей промышленности средний тариф на готовую продукцию в три раза выше, чем на сырье.
Использование торговых ограничений неизбежно оказывает искажающее воздействие на международную торговлю. Члены ВТО стремятся оправдать политику вмешательства государства в торговлю сырьевыми товарами тем, что это необходимо для достижения законных целей, в частности, для сохранения истощаемых природных ресурсов, защиты охраны окружающей среды, обеспечения развития страны и диверсификации экспортной базы. Эти члены ВТО утверждают, что правила ВТО признают особенности торговли сырьевыми товарами и предоставляют им определенную свободу действий. Однако другие члены ВТО хотят добиться того, чтобы богатые ресурсами страны учитывали и тот факт, что обременительные торговые меры могут привести к необоснованным затратам как для страны, применяющей их, так и для ее торговых партнеров.
В качестве практического примера Паскаль Лами рассмотрел ситуацию, когда правительство использует экспортную пошлину с целью сохранения природных ресурсов для будущих поколений. Правительства других стран считают, что этот подход не является уместным, и они утверждают, что такая пошлина приводит к большой разнице между внутренней ценой на сырье и ценой на этот товар на мировых рынках. Этот разброс цен, по мнению этих стран, влечет за собой два отрицательных последствия. Во-первых, они считают, что низкая внутренняя цена ресурсов может стимулировать чрезмерный уровень внутреннего потребления, что в свою очередь негативно влияет на политику сохранения природных ресурсов. Во-вторых, страны, выступающие против экспортных пошлин, утверждают, что увеличение мировых цен на сырьевые товары снижает благосостояние других государств, которые вынуждены приобретать ресурсы на мировых рынках.
Как регулируется торговля сырьевыми товарами?
В праве ВТО нет специального соглашения, посвященного регулированию торговли сырьевыми товарами; на такие товары распространяются общие действующие правила и нормы ВТО. Принципы недискриминации и свободы транзита, тарифные обязательства и другие нормы направлены на поддержание открытой и предсказуемой торговой системы, которая позволяет обеспечить торговлю ресурсами на взаимовыгодной основе.
Правила ВТО предусматривают также некоторые общие исключения, которые связаны с сохранением исчерпаемых природных ресурсов и которые направлены на защиту жизни или здоровья человека, животных и растений. ВТО является лишь неотъемлемой частью системы широкого международного сотрудничества, и многие связанные с сырьем вопросы (такие как право собственности на природные ресурсы, инвестиционная политика, охрана окружающей среды) регулируются за пределами этой организации.
Торговля сырьем и раунд Доха
Члены ВТО придерживаются разных мнений относительно регулирования торговли сырьевыми товарами, однако есть несколько вопросов, по которым можно достичь необходимых компромиссов в рамках текущих переговоров раунда Доха.
Первый пример, который привел Лами, связан с обеспечением выполнения статьи V ГАТТ-1994 (свобода транзита), которая имеет важное значение для международных поставок сырья. Есть мнение, что действие этой статьи не распространяется на транспортировку товара по фиксированной инфраструктуре, например, трубопроводам. Такое толкование положений статьи V, как отметил Генеральный директор ВТО, создает нормативную неопределенность, которая ведет к экономическим издержкам. Члены ВТО работают над решением этого вопроса на переговорах по упрощению торговых процедур.
Вторая проблема, которую затронул Лами, касается устойчивости эксплуатации сырья. Открытие рынков для возобновляемых источников энергии и энергоэффективных товаров в рамках будущих договоренностей раунда Доха будет способствовать сокращению давления на сырьевые товары. Улучшение правил по субсидированию поможет предотвратить чрезмерное потребление ресурсов и снизить отрицательное воздействие на окружающую среду.
Члены ВТО рассматривают также проблему тарифной эскалации. Этот вопрос связан с развитием стран, так как повышение тарифов на продукцию с высокой добавленной стоимостью влияет в основном на страны с плохо диверсифицированной экспортной основой.
Лами подчеркнул, что успешное завершение раунда Доха будет способствовать улучшению правил международной торговли сырьевыми товарами.
Проблемы, которые предстоит решить в будущем
И хотя переговорщики уже работают над тем, как улучшить торговлю сырьевыми товарами, существует ряд проблем, решение которых потребуется в будущем.
В качестве первого вопроса Лами обозначил торговую политику стран. Члены ВТО могли бы взять обязательства, устанавливающие предельные связанные уровни экспортных пошлин, – как это было сделано для импортных пошлин – но многие из них не сделали этого. Отсутствие таких обязательств также ведет к определенным финансовым издержкам.
Второй вопрос связан с внутренней политикой. Когда природные ресурсы сконцентрированы в некоторых странах, граница между торговлей и внутренней политикой зачастую размыта. Есть мнение, что потребительский налог или внутреннее регулирование может иметь такой же экономический эффект, как таможенные тарифы в странах, которые импортируют сырье. Некоторые эксперты также считают, что квоты на добычу полезных ископаемых или недостаточное осуществление конкурентной политики в богатых природными ресурсами государствах могут иметь последствия, которые аналогичны ограничениям на экспорт сырьевых товаров. Кроме того, сказывается отсутствие специальных международных правил по конкуренции. Сосредоточение внимания лишь на одной из эквивалентных мер может оказаться недостаточным для обеспечения неискаженной торговли.
Третий вопрос касается функционирования наднациональных институтов. Многие вопросы, связанные с сырьевыми товарами, регулируются международными правилами, созданными вне ВТО. В условиях, когда дискуссии о сырьевых товарах проводятся в рамках различных форумов, особенно важно добиться сотрудничества и согласованности действий. При этом правила должны восприниматься странами как справедливые и эффективные и обеспечиваться сильными наднациональными институтами. Ряд проблем может быть решен лишь путем улучшения глобального управления.
Источник: сайт ВТО www.wto.org
Россия является мировым лидером по размерам производства и продаж сырьевых товаров, а ЕС – ведущим импортером сырья.
«И Россия, и ЕС в экономическом плане оказались достаточно уязвимы. Кризис это отчетливо показал. Россия по-прежнему сильно зависит от сырьевой конъюнктуры. Евросоюз, пожиная плоды многолетней деиндустриализации, столкнулся с реальной угрозой ослабления своих позиций на рынках промышленной и высокотехнологичной продукции», – отметил Председатель Правительства России Владимир Путин в своей статье для немецкой газеты «Зюддойче Цайтунг».
В 2011 г. доходы российского бюджета планируются в объеме 17,6% ВВП страны (8,844 триллиона рублей), в том числе на нефтегазовые доходы должно прийтись 8,1% ВВП (4,090 триллиона рублей), а в 2012 г. – 17% и 7,9% ВВП соответственно.
Источник: РИА Новости

Публикация «Мосты» подготовлена совместными усилиями Международного центра по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР) и Центра по окружающей среде и устойчивому развитию «Эко–Согласие».

Несырьевой неэнергетический экспорт товаров из России сократился впервые с 2017 года. За первую половину 2019-го он упал на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $67,1 млрд, говорится в отчете Минэкономразвития, с которым ознакомились «Известия». Это произошло из-за снижения цен и низкого урожая, сообщили «Известиям» в Минпромторге. Усилия Российского экспортного центра и реализация профильного нацпроекта, который предусматривает увеличение объема поставок за рубеж такой продукции до $250 млрд к концу 2024 года, не помогли преломить негативный тренд. В дальнейшем следует стимулировать экспорт товаров с большой добавленной стоимостью и увеличивать инвестиции в человеческий капитал, считают эксперты.

Причины падения

Снижение зависимости России от продажи углеводородов и попытки слезть с «нефтяной иглы», которые предпринимаются правительством последние несколько лет, забуксовали. Несырьевой неэнергетический экспорт товаров (ННЭ) из России сократился на 4,7% в первом полугодии 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018-го и составил $67,1 млрд. Об этом говорится в отчете, подготовленном департаментом аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития. Сильнее всего снизился экспорт пшеницы, стальных полуфабрикатов, изделий из черных металлов и летательных аппаратов. Наибольший рост показали платина, необработанный алюминий, оружие и боеприпасы, следует из документа.

Сокращение несырьевого неэнергетического экспорта произошло впервые с 2017 года — несмотря на активность Российского экспортного центра, призванного увеличивать ННЭ и снижать зависимость России от продажи нефти. Отрицательная динамика наблюдается в силу объективных причин: снижения цен на сталь, цветные металлы, нефтехимикаты, продукцию деревообработки, заявили «Известиям» в Минпромторге. Кроме того, большое влияние оказало и сокращение урожая зерна относительно рекордных показателей 2018 года, которые создали эффект высокой базы, отметили в Минэкономразвития.

Зерноуборочный комбайн во время уборки пшеницы на полях

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Автор цитаты

Несырьевой неэнергетический экспорт — это поставки первичной продукции растениеводства (зерна, овощей, фруктов), химикатов, удобрений, обработанного камня, чугуна и стали, цветных и драгоценных металлов. Также в этот список входят готовые продукты невысокой сложности (мука, крупы, растительные масла), продукция машиностроения, фармацевтические товары, бытовая химия, одежда и обувь. В 2017 году ННЭ из России увеличился на 22,7%, а в 2018-м — на 11,7%.

В 2019 году ННЭ снизился в том числе из-за завершения крупного строительства, рассказал «Известиям» генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнёв. В частности, Россия прекратила производство труб для «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Экспорт нефтехимической продукции показал негативную динамику из-за модернизации и ввода в эксплуатацию новых нефтехимических заводов. Тем не менее физический объем ННЭ вырос на 1,2% за восемь месяцев 2019 года, подчеркнул глава РЭЦ.

Впрочем, сырьевой экспорт также снизился, но менее значительно — на 1,2% по сравнению с первым полугодием 2018-го, и составил $99,9 млрд. Это произошло из-за уменьшения объемов поставок природного газа и снижения цен на нефть, говорится в отчете Минэкономразвития.

Путь к 250 млрд

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает увеличение объема ННЭ до $160 млрд в 2019 году и $250 млрд в 2024-м. Это амбициозная задача, отметили в Минэке. Однако «сочетание нескольких благоприятных факторов», а именно роста спроса на металлы и зерно, хорошего урожая, увеличения производительности труда, устранения тарифных и нетарифных ограничений и улучшения конкурентоспособности российского экспорта, поможет выполнить или даже перевыполнить целевой показатель, уверены в ведомстве.

В пресс-службе ФТС «Известиям» сообщили, что служба принимает участие в выполнении 14 задач и 63 мероприятий нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Их реализация направлена на ускорение совершения таможенных операций для добросовестных экспортеров, сокращение временных затрат на оформление при поставках товаров за границу и на актуализацию нормативно-правовой базы, содержащей требования к пунктам пропуска.

В связи с масштабными задачами нацпроекта РЭЦ перенастроил инструменты поддержки российских поставщиков, запустил программы акселерации и создал единый реестр экспортно ориентированных проектов. Эти меры направлены на поддержку и ускоренное развитие поставок за границу компаний, в том числе не имеющих опыта работы за рубежом, и способствуют выполнению целей нацпроекта, заявил Андрей Слепнёв.

Изменение ситуации с ННЭ в РЭЦ и Минпромторге прогнозируют уже во втором полугодии 2019-го. По итогам июля и августа зафиксирована положительная динамика экспорта, сообщили «Известиям» в министерстве. В частности, идут поставки по крупным контрактам в машиностроении, начались отгрузки труб для газопровода ТАПИ (из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию) и сербского участка «Турецкого потока». Кроме того, постепенное улучшение динамики экспорта зерновых ожидаемо из-за более удачного урожая сезона-2019/20, а негативный тренд в нефтехимии позволит преодолеть запуск нового завода «ЗапСибНефтехим», отметили в ведомстве.

Трубопрокатный цех на Северском трубном заводе

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Предотвратить снижение ННЭ в дальнейшем помогут диверсификация экономики, улучшение делового климата и дерегулирование бизнеса, полагают в Минэке. Чтобы совершить скачок, необходимо уделить пристальное внимание экспорту товаров с большой добавленной стоимостью — фармацевтической промышленности и продукции машиностроения, заявил директор Института стратегического анализа ФБК Grand Thornton Игорь Николаев. Однако позитивные перспективы существенно ограничивает замедление мировой экономики — в этих условиях востребованность товаров находится под вопросом, отметил эксперт.

Развитие инновационных разработок, подготовка высококвалифицированных кадров, а также перераспределение средств из нефтегазовой отрасли в несырьевые — всё это поможет преодолеть наметившийся неблагоприятный тренд в экспорте, считает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. Кроме того, важную роль могут сыграть комплексные вложения в человеческий капитал: в этом случае государству не придется стимулировать предпринимательскую и экспортную активность, люди сами всё сделают, заявил эксперт.

Перечень сырьевых товаров 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *