Перечень по кадастровой стоимости

Документ

Федеральный закон от 29.09.2019 № 324-ФЗ, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Далее обо всем по порядку.

Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

  • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
  • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

  • 01 «Основные средства»;
  • 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 41 «Товары» и др.

На налогообложение этот факт влиять не будет.

При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. «а» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

  • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 «Товары» (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
  • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

  • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
  • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

О формировании перечня торговых объектов и объектов для размещения офисов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» определены объекты, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (статья 1(1).

К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов, недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируется и утверждается в порядке, определённом постановлением Администрации Приморского края от 08.04.2015 № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее – постановление № 105-па).

В силу постановления № 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на формирование и утверждение на основании Перечня административно-деловых центров и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов (далее – Перечень Офисных объектов), Перечня торговых центров и комплексов, а также помещений, которые используются под объекты торговли (далее – Перечень Торговых объектов), решений Комиссии, обращений собственников объектов недвижимого имущества Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Ежегодно департамент лицензирования и торговли Приморского края формирует Перечень Торговых объектов, а департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края Перечень Офисных объектов.

По вопросам включения/исключения торговых объектов и офисов из формируемого Перечня на очередной налоговый период правообладатели таких объектов могут в срок не позднее 1 октября текущего года обратиться:

в органы местного самоуправления, на территории которых расположен объект;

в департамент лицензирования и торговли Приморского края;

департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края;

в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов недвижимости, органы исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления вправе направить в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края предложение об определении вида фактического использования объектов недвижимости.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержден постановлением № 105-па.

  1. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год
  2. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год
  3. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год
  4. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год
  5. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год
  6. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год
  7. График мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденный протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения № 1 от 23 мая 2016 года
  8. Информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденных Протоколом № 1 от 23.05.2016
  9. График мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденный протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения № 3 от 31 октября 2016
  10. Информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденных Протоколом № 3 от 31 октября 2016
  11. Распоряжение от 12.12.2016 № 438-ри «О внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»
  12. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на четвертый квартал 2018 года, утвержденный приказом департамента от 31.10.2018 № 188
  13. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на третий квартал 2018 года, утвержденный приказом департамента от 31.07.2018 № 125
  14. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на второй квартал 2018 года, утвержденный приказом департамента от 28.04.2018 № 68
  15. Перечень работников организации, уполномоченных на проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденный приказом краевого государственного казенного учреждения «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от 11.05.2018 № 180/2018 (в редакции приказа от 08.08.2018 № 317/2018)
  16. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.06.2018 № 100 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  17. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 19.09.2018 № 167 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  18. Перечень работников организации, уполномоченных на проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденный приказом КГКУ «УЗИ» от 11.05.2018 № 180/2018 (в редакции приказа КГКУ «УЗИ» от 09.11.2018 № 764/2018)
  19. Распоряжение от 11.06.2018 №4-п «О внесении изменений в постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края»
  20. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.12.2018 № 234 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  21. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на первый квартал 2019 года, утвержденный приказом департамента от 31.01.2019 № 13
  22. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 03.04.2019 № 45 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  23. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на второй квартал 2019 года, утвержденный приказом департамента от 33.04.2019 № 62
  24. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 28.06.2019 № 91 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  25. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на третий квартал 2019 года, утвержденный приказом департамента от 30.07.2019 № 112
  26. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12.09.2019 № 129 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  27. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на четвертый квартал 2019 года, утвержденный приказом департамента от 25.10.2019 № 155
  28. Приказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.12.2019 № 184 «Об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда»
  29. Постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.12.2019 № 8-п «О внесении изменений в постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.10.2019 № 6-п «Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машиномест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края»
  30. Постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26.12.2019 года № 19-п «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края»
  31. Постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26.12.2019 года № 21-п «О внесении изменений в постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10 декабря 2019 года № 8-п «О внесении изменения в постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) и земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края»
  32. Распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
  33. Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 30 января 2020 года № 30-ри «»О внесении изменения в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26 декабря 2019 года №1048-ри «О внесении изменения в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года № 281-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»
  34. График мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда на 1 квартал 2020 года

Налог на имущество в новой главе

Материал предоставлен журналом
«Практический Бухгалтерский Учет»
Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе «Периодика»
Т. А. МАСЛОВА Эксперт «ПБУ»

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 № 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций». Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

Наиболее значимые изменения, вносимые главой 30 НК РФ, состоят в следующем. Во-первых, значительно сокращён состав имущества, подлежащего обложению налогом на имущество. Во-вторых, изменён порядок расчёта налоговой базы. В-третьих, отменён ряд федеральныхльгот. Но региональным законодателям дано право устанавливать дополнительный перечень организаций-льготников. Следующее новшество связано с увеличением предельного размера налоговой ставки. Наконец, последнее изменение касается порядка уплаты налога.

Круг налогоплательщиков

Перечень плательщиков налога на имущество установлен статьёй 373 НК РФ. Как и раньше, платить налог должны все российские организации. По-прежнему должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России. Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны будут с нового года платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Перечень объектов налогообложения

В статье 374 НК РФ приведён перечень объектов налогообложения. Для российских организаций объектом налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учёта. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 «Основные средства», а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Как видим, из числа объектов налогообложения с 1 января 2004 года исключаются, в частности, следующие виды имущества:

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучёта.

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В перечень объектов налогообложения не включаются:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным министерствам и ведомствам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Такое имущество не будет признаваться объектом налогообложения в том случае, если указанные органы власти будут использовать его исключительно для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база и порядок её определения

Определение понятия «налоговая база» дано в статье 375 НК РФ. С нового года налоговая база будет определяться как «среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения». Сейчас, в соответствии с законом о налоге на имущество, для целей налогообложения также определяется среднегодовая стоимость имущества.

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается при расчёте налоговой базы по остаточной стоимости, т. е. в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском учёте организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество учитываются суммы амортизации, рассчитанные в соответствии с порядком, закреплённым в учётной политике организации.

Организация может применять для расчёта сумм амортизации в бухгалтерском учёте классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). При этом важно помнить, что порядок расчёта амортизации с применением классификации в бухгалтерском учёте распространяется только на основные средства, приобретённые после 1 января 2002 года.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации в бухгалтерском учёте не предусмотрено. К числу таких объектов, к примеру, относятся жилые дома, квартиры, объекты внешнего благоустройства. Чтобы не ущемлять права налогоплательщиков, у которых есть подобного рода имущество, законодатель в главе 30 НК РФ сохранил норму, которая и сейчас есть в законе о налоге на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ, стоимость объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны определять, вычитая из первоначальной стоимости сумму износа. Величину износа организация должна определять по нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Для иностранных фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. Передавать данные в налоговые инспекции об инвентаризационной стоимости недвижимости вменено в обязанности БТИ. Они должны будут извещать ИМНС в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) таких объектов недвижимости.

Теперь остановимся на новшествах в порядке определения налоговой базы.

Первое из них касается организаций, имеющих в своём составе обособленные подразделения.

Сейчас такие организации исчисляют налоговую базу и уплачивают налог по местонахождению самой организации и по местонахождению каждого подразделения. При этом не важно, имеет подразделение отдельный баланс и расчётный счёт или не имеет.

С 1 января 2004 года налог нужно будет рассчитывать и уплачивать по местонахождению организации и тех её обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс и расчётный счёт.

Пример 1

Организация, расположенная в г. Москве, имеет филиал, находящийся в Тверской области. Филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчётный счёт. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчётного счёта, расположенное на территории Московской области.

Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе по местонахождению организации (месту государственной регистрации) — 2 000 000 руб., по местонахождению филиала — 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного подразделения — 800 000 руб. Налоговая база для исчисления налога составит:

  • 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) — по г. Москве;
  • 1 200 000 руб. — по Тверской области.

Кроме того, налоговую базу нужно будет определять также в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения как самой организации, так и её обособленных подразделений.

Среднегодовую стоимость имущества организации будут определять так. Сначала нужно будет сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчётного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчётным) периодом. Полученную сумму затем надо разделить на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Отчётными периодами в соответствии со статьёй 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым — календарный год.

Пример 2

Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:

200 000 руб. — на 1 января;
160 000 руб. — на 1 февраля;
240 000 руб. — на 1 марта;
220 000 руб. — на 1 апреля;
260 000 руб. — на 1 мая;
280 000 руб. — на 1 июня;
370 000 руб. — на 1 июля.

Среднегодовая стоимость имущества будет равна:

за первый квартал —

210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) : 4);

за полугодие —

250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) : 7).

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчётные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.

Особый порядок установлен для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности). Имущество товарищества может состоять из объектов основных средств, внесённых по договору, и имущества, приобретённого и (или) созданного в процессе совместной деятельности. Что касается переданного в совместную деятельность имущества, то по нему налог должен уплачивать каждый участник, передавший такое имущество. А вот по имуществу, которое создано уже в процессе совместной деятельности, налог должны уплачивать все участники договора пропорционально своему вкладу в общее дело. Чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:

  • об остаточной стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
  • о доле каждого участника в общем имуществе.

Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учёт общего имущества. Кодексом определён крайний срок сообщения указанных сведений — 20-е число месяца, следующего за отчётным периодом.

Ставки и льготы

Статьёй 380 НК РФ определено максимальное значение ставки налога на имущество — 2,2 % (вместо ныне действующей ставки, равной 2 %). При этом сохранены полномочия региональных властей по установлению ставок в меньших размерах вплоть до нулевого значения. Дифференцированные ставки на местах власти могут устанавливать «в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения».

Что касается льгот, то в главе 30 часть из них отменена, а часть — ограничена в применении по времени.

В частности, отменены льготы для:

  • бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства,образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
  • предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • предприятий народных художественных промыслов;
  • жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
  • национально-культурных обществ и др.

Только до 1 января 2005 года будут освобождаться от обложения налогом на имущество организации, имеющие объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, а также законсервированное и (или) не используемое в производстве имущество (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Временный характер (до 2006 года) будут иметь льготы, освобождающие организации от уплаты налога в отношении следующих объектов:

  • жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счёт бюджетных средств регионов и (или) местных бюджетов;
  • социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Научные организации РАН, РАМН и другие смогут применять льготу в течение 2004 и 2005 годов только по имуществу, которое используется для научно-исследовательской деятельности (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Статьёй 382 НК РФ определён порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу.

Чтобы рассчитать сумму налога, нужно будет налоговую базу за налоговый (отчётный) период умножить на соответствующую ставку.

По итогам каждого отчётного периода организация должна определить сумму авансового платежа (если такой порядок будет предусмотрен региональным законодательством). Для этого нужно будет среднегодовую стоимость имущества за отчётный период умножить на 1/4 соответствующей ставки (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. Допустим, что в г. Москве ставка налога на имущество установлена на уровне 2 %, а в Тверской области. — 2,2 % (значения ставок условны).

Сумма налога, которую организация должна будет уплатить, составит:

  • в г. Москве — 14 000 руб. (2 800 000 руб. x 2 % : 4);
  • в Тверской области — 6600 руб. (1 200 000 руб. x 2,2 % : 4).

Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, нужно из величины налога, рассчитанного за налоговый период, вычесть сумму авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода.

По недвижимому имуществу, расположенному вне местонахождения организации, налог рассчитывается по правилам статьи 385 НК РФ. Как сказано в этой статье, для определения суммы налога нужно среднюю стоимость недвижимости за отчётный (налоговый) период умножить на ставку налога, установленную на соответствующей территории.

Сроки и порядок уплаты налога должны установить региональные законодатели. Чтобы ввести новый налог на имущество с 1 января 2004 года, региональные законодатели должны принять соответствующие законы до 1 декабря 2003 года.

Статьёй 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам (по истечении отчётных периодов) и декларацию (по итогам года).

Расчёты по авансовым платежам и декларацию нужно будет представлять:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчётный счёт;
  • по местонахождению объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности через постоянные представительства, должны будут уплачивать авансовые платежи и налог по итогам года в налоговые инспекции по местонахождению объектов недвижимого имущества.

Крайний срок представления расчётов по авансовым платежам — 30 дней с даты окончания отчётного периода, а декларации — 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объект налогообложения

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Товаром для тех же целей признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой же в налоговом законодательстве считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Само понятие реализации товаров (работ или услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ. Оно подразумевает соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.

Для того чтобы считаться объектом обложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.

Под стоимостной характеристикой подразумевается то, что этот объект может быть оценен в деньгах.

Под количественной характеристикой можно понимать такие характеристики, которые выражают внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т.д., т.е. объект может быть измерен.

К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (примерами физических величин являются плотность, вязкость, показатель преломления света и др.), а также технические характеристики (например, мощность двигателя транспортного средства).

Для того чтобы какой-либо объект считался объектом обложения, в актах законодательства о налогах и сборах должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога.

Из части второй НК РФ можно извлечь перечень объектов налогообложения по видам налогов (федеральных, региональных и местных).

По федеральным налогам это:

  • реализация товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, а также передача прав собственности на безвозмездной основе для налога на добавленную стоимость, в соответствии со ст. 146 НК РФ;

  • реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для акцизов, в соответствии со ст. 182 НК РФ;

  • полученный налогоплательщиком доход для налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 209 НК РФ;

  • полученная налогоплательщиком прибыль для налога на прибыль, в соответствии со ст. 247 НК РФ;

  • пользование водными объектами, в числе которых забор воды, использование акватории, использование для целей гидроэнергетики, использование для сплава древесины — для водного налога, в соответствии со ст. 333.9 НК РФ;

  • полезные ископаемые, в том числе: добытые на участке недр на территории Российской Федерации или на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, арендуемых ею у иностранных государств или используемых на основании международного договора; извлеченные из отходов добывающего производства; минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы; добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение; дренажные подземные воды; метан угольных пластов для налога на добычу полезных ископаемых, в соответствии со ст. 336 НК РФ.

По региональным налогам объектами налогообложения могут быть:

  • транспортные средства, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства для транспортного налога, в соответствии со ст. 358 НК РФ;

  • игровой стол, автомат, процессинговый центр и пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы для налога на игорный бизнес, в соответствии со ст. 366 НК РФ;

  • движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, для налога на имущество, в соответствии со ст. 374 НК РФ.

По местным налогам объектами налогообложения могут быть:

  • земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, по земельному налогу, в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Перечень по кадастровой стоимости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *