Пенсии в царской России

Мы живём в период реакции. Посредством правового выражения своей воли класс эксплуататоров продолжает грабить обычных людей — пролетариев. В данный момент происходит лишение нас одного из важнейших достижений трудового народа — всеобщего пенсионного обеспечения.

Для ведения прогрессивной классовой борьбы нужны знания. А знание уходящей в глубь веков истории развития института пенсий в данный момент представляется одним из наиболее актуальных.

Современная буржуазная пропаганда рисует идеальный образ царской России настолько яркими красками, что отвлечённый читатель искренне не понимает — зачем нужно было разрушать передовое государство, обеспечивавшее своё население необходимыми благами человечества, в том числе и в области пенсионных прав. О том, какими именно были эти права и пойдёт речь в данной статье.

Сегодня пенсией принято называть ежемесячные денежные выплаты, устанавливающиеся в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца или по иным основаниям в целях компенсации дохода.

Её прообраз был введён Петром I в отношении военнослужащих.

«Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали».

Первопроходцами стали морские офицеры. В 1720 году царь Пётр утвердил Морской устав, дающий не имеющим других доходов отставным офицерам (а также их вдовам и детям, хотя и в меньшем размере) право на ежегодно получение годового оклада жалования.

Само понятие пенсии впервые упоминается в именном указе Петра II при обеспечении пенсионами вдов иностранных военнослужащих. Пенсион в переводе с французского означает платёж.

Елизавета Петровна распространила социальное обеспечение по старости на старший и высший командные офицерские составы сухопутных войск, а при наличии плохого состояния здоровья, ранений и увечий — на средний и младший составы. А уже Екатерина II утвердила пенсии за выслугу лет, которая составляла 32 года для морских офицеров, 35 для статских (гражданских) служащих. Одним из основных условий для назначения пенсий было — отсутствие средств к существованию.

Пенсионы того времени в значительной степени носили неденежный характер. Он мог выражаться в праве пожизненного проживания в госпитале, монастыре, позднее — богадельне.

Немало в пенсионном обеспечении военнослужащих сухопутных войск сделал Александр I, в том числе и Указом от 16 сентября 1807 года «О произвождении Штаб и Обер-офицерам, уволенным от службы за ранами и увечьем, полного по смерть жалования, и об учреждении для нижних чинов и рядовых инвалидных домов». Названным высшим чинам пожизненный пенсион назначался при невозможности продолжения военной службы. Затем эти положения были распространены и на морских военнослужащих.

В указе от 9 ноября 1816 года «О призрении вдов и сирот, оставшихся после умерших от ран военных чинов» царь отмечает:

«С прискорбием видел Я при обозрении некоторых Губерний, что вдовы, сироты и матери Офицеров, умерших от полученного во время войны увечья, испрашивают себе пропитания. Лишённые способа к существованию, они имеют полное право взывать к Отечеству, для спокойствия коего пожертвовали мужьями, отцами и детьми, и просьбы их заслуживают всякого внимания; но, вероятно, быв в разные места приносимы, не всегда оне удовлетворяются, или не во время, особенно же в отсутствие Мое из Столицы. Сострадая о сих несчастных Я дал уже просьбам вдов направление через Комитет Министров, а участь сирот и матерей признаю полезнейшим вверить Комитету, пекущемуся об изувеченных воинах…».

Данный отрывок наглядно показывает основную отличительную черту имперского пенсионного обеспечения — сословный характер. Ведь система статской и военной служб была доступна лицам, как правило, имеющим дворянское происхождение.

Но несмотря на это в офицерские ряды проникали простолюдины, лишь малая часть из которых могла дослужиться до личного или потомственного дворянства. Так вдовам, детям-сиротам и матерям, не живущим с дохода от крепостных, приходилось просить милостыню для дальнейшего существования. И дабы не уронить престиж военной службы, Александр I обеспечил близких родственников офицеров материальной поддержкой. Что же касается остальных, то государь не сострадал ни обычным рядовым, отслужившим свой рекрутский срок, ни их вдовам, детям-сиротам и родителям, отдавшим своих супругов, родителей и сыновей для зашиты Отечества. Отечества, которое не давало им право взывать к нему в трудный час.

6 декабря 1827 года был принят указ императора Николая I, утвердивший «Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях», который привёл в порядок большой объём пенсионного законодательства. Пенсии же стали назначать пожизненно, т.е. вне зависимости от здоровья и наличия средств к существованию, а все расходы осуществлялись за счёт казны. Исключение составили заслуженные статские чиновники, которые «служа с усердием и лишались сил от трудом, понесённых в прехождении их должностей, не имеют средств к приличному себя содержанию». С весьма значительными изменениями он просуществовал вплоть до 1912 года.

Затем появились и льготные пенсии. Так «Полная пенсия» назначалась за 35 лет «безупречной» службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет — 1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам. Позднее эти сроки были изменены. ½ оклада назначалась за 25 лет службы (новый минимальный срок выхода на пенсию). К небезупречной службе относилось: как лишение или ограничение прав состояния (общее обозначение сословных прав, политических и гражданских), так и исключение со службы или отрешение от должности.

Не стоит забывать и об ограничении в правах женщин. Это проявлялось и при приеме на государственную службу — предпочтение отдавалось лицам мужского пола. Женщин принимали на службу с ограничениями и только по некоторым ведомствам: почтово-телеграфному, учебному, медицинскому и путей сообщения. И, как следствие, для подавляющего большинства прекрасной половины населения царской России пенсионы были недоступны.

В процессе развития законодательства право на пенсион стали получать более широкие слои служащих: священники и гражданские чины при войсках, военных и морских учреждениях; пограничные чины; чины пожарных команд; сёстры милосердия и работники просвещения.

Но царские власти не испытывали воодушевления от постоянно растущих государственных пенсионных расходов. Так с 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий (расходы казны) увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году — 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 — на 2,5 служащих, а в 1868 — на одного служащего!

В такой «неблагоприятной» ситуации самодержец дал чёткий указ — ограничить данные расходы. Одновременно с их сокращением стали создаваться эмеритальные кассы (от лат. emeritae — заслуживаю). Они формировались за счёт обязательного отчисления участниками 6% из получаемого денежного довольствия. Первопроходцами, испытавшими на себе данную систему снова стали морские офицеры в 1856 году и сухопутные в 1859. Примечательно, что первые поначалу не почувствовали на себе данного материального давления, так как к их жалование было увеличено на 30%. Минимальный стаж для получения пенсии такого вида в размере 3/12 от жалования равнялся 5 годам, а для получения выплат в полном объёме — 35. Назначалась она дополнительно к государственной и выплачивалась: до смерти, если служащий вышел в отставку; до выхода замуж, если назначалась его вдове; детям-сиротам до совершеннолетия. Эмеритальные кассы регулировались четвёртой книгой III тома Свода законов Российской империи и по началу были поддержаны государственной казной. Каждая из них имела свой устав. По своей природе они стали прообразом современных накопительных пенсий (только вот без «заморозок»), посредством которых государство сняло с себя часть социальных функций, переложив их на самих служащих. Сама же эмеритура вводилась постепенно, от ведомства к ведомству. Сначала для высших чинов, а затем для низших. Данный процесс занял полвека. Тем временем инфляция постепенно «поедала» образовывающиеся накопления.

Процесс «оптимизации» социальных затрат привёл Россию к существенному отставанию от промышленно развитых стран в части пенсионного обеспечения. Так Г.П. Дегтярёв приводит следующие данные:

«К началу 1870-х годов стало очевидным, что обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала на пенсии менее 4% своих доходов, тогда как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходило до 6%. Среди 20 западных стран Россия в это время занимала 15 место, уступая, за исключением Австрии, всем передовым державам».

В продолжении сокращения пенсионных расходов было предложено, что служащие сами должны обеспечивать свое существование, а государство должно заботиться только о тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не мог заботиться о себе самостоятельно. Эта идея понравилась эмеритуре, так как толкала делать отчисления в кассы». Поэтому при Александре III под опекой государственного пенсионного обеспечения снова остались лишь те, кто не мог зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Проверялась нуждаемость в государственной пенсии, если таковой не было, то она не назначалась.

Эти и другие меры, принятые царизмом, не справившимся с возложенными на себя социальными обязательствами, «облегчили гнёт» казны. «Освободить» её и вовсе планировалось введением страховых пенсий.

Однако сегодня имевшиеся недостатки преподносятся совершенно в другом ключе. Например: «сложившаяся в XIX веке в Российской империи система правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих, включая военнослужащих, была наиболее передовой, прогрессивной и детализированной в сравнении с другими государствами Европы».

Не лишним будет упомянуть и о правовой природе института пенсий. Не так давно протоиерей Алексий Чаплин заявил:

«Когда пенсия потеряла нравственное значение “милости” со стороны государства к своим гражданам и была провозглашена неотъемлемым правом каждого человека, она стала носителем некой печати богопротивности».

В какой именно момент пенсия потеряла своё «нравственное» значение — священнослужитель не уточнил. Предположим, что речь идёт о праве на пенсию для всех граждан СССР, которое они приобрели в 1959 году. По поводу утверждения пенсии как права у исследователей имеются разные мнения. Как было показано выше — милостью государя она была в первой половине XVIII века, так как назначалась исключительно по велению монарха. Затем, как утверждает Г.П. Дегтярев, к середине XIX столетия пенсия уже признавалась как право человека, отдавшего значительную часть своей жизни службе обществу. Именно эта идея и была положена в основу новой редакции Пенсионного устава в 1853 году. Н.В. Тютюнов отмечает, что в конце XIX века активно обсуждался вопрос, что такое пенсия: милость правительства или неотъемлемое право служащих при соблюдении соответствующих условий. Возобладала идея — пенсия есть милость правительства только в исключительных, уважительных случаях, а право служащего на пенсию — во всех остальных. К исключительным случаям относилась персональная пенсия, назначаемая именными указами императоров за особые заслуги перед царским правительством. Поэтому если пенсия и стала носителем «печати богопротивности», то уж точно задолго до Октября, ещё при русском царе и главенствующей в то время РПЦ.

На рубеже веков пенсионное обеспечение рабочих, крестьян и прочих слоёв населения оставалось вне поля деятельности государства. И лишь немногие стали участниками первых пенсионных касс, в которые наиболее обеспеченные слои могли вносить взносы (от 2 до 6 %), от суммы которых напрямую зависела будущая пенсия. Кассы работали по страховому принципу. При наступлении болезни, травмы или смерти от несчастного случая (страхового случая) пенсия (в определённых случаях — пособие) назначалась рабочему или его семье, оставшейся без средств к существованию. Условиями расчёта сумм были: заработная плата, трудовой стаж, занимаемая должность, состояние здоровья, семейное положение и льготные условия начисления выплат за особые обстоятельства (травма, болезнь, смерть).

В начале XX века всё больше разгоралась борьба рабочих за свои права, под давлением которой в государственной думе рассматривались законопроекты о назначении работникам пенсий по случаям приобретения естественных травм и болезней, связанных с производством; финансирования лечения рабочих за счет фабрик и заводов. Но промышленники и фабриканты отвергали данные предложения, считая, что это приведёт к «слишком щедрым» и «разорительным» затратам для промышленности.

23 июня 1912 года был учреждён «Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам». Была снижена сумма пенсии за 35 лет службы, она составила 80% от оклада, хотя и именовалась «полной». За каждый год сверх службы она увеличивалась на 3%. Так царское правительство «стимулировало» подданных служить дольше. Знакомо, не правда ли?

Пристальное внимание было обращено на служителей царского правопорядка — полицейских. По ходу нарастания революционной борьбы их пенсии увеличивались в связи с риском для жизни. Обычные же люди, которые «расшатывали лодку» царизма и боролись за достойную жизнь, оставались сами по себе.

В заключении, на наш взгляд, будет интересно отметить, что современная манера повествования относительно «прогрессивного» пенсионного обеспечения РИ заключается в косвенном, а порой и в прямом, противопоставлении царской и советской социальных систем в пользу первой. Но при ознакомлении с пенсионными обязательствами первого в мире социалистического государства, находившегося в жесточайших условиях Гражданской войны, иностранной интервенции, а позднее и Великой Отечественной, вырисовывается несколько иная картина. О ней мы и поговорим в следующий раз.

Примечания:

1. Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) // Российский военный сборник. — Вып.10. — М., 1996. — С.214.

2. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. — СПб. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. — 48 т.: указ. Т. 32 : 1812-1815. С. 1085.

3. Статья 912. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях : (По Своду законов изд. 1857 г. и по продолж. 1863, 1864, 1868, 1869, 1871 и 1872 гг.) / сост. В. А. Иванов. — С.-Петербург : Тип. А. Траншеля, 1873. — , IV, С. — 232.

4. Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Социально-экономические науки. 2012. С. 92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-otechestvennoy-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-voennosluzhaschih (09.07.2018).

5. Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX — начала XX вв. Автореферат // URL: http://lawtheses.com/stanovlenie-i-razvitie-pensionnogo-zakonodatelstva-o-gosudarstvennyh-sluzhaschih-rossiyskoy-imperii-xix-nachala-xx-vv (дата обращения 10.07.2018).

6. См.: Что есть пенсия: милость, награда или право? // URL: http://pfr.pba.su/Content/Read/300 (дата обращения 29.07.2018).

7. См.: Кульчитский А.А. История пенсионного обеспечения россиян за 1827-1917. Автореферат // URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-pensionnogo-obespecheniya-rossiyan-za-1827-1917-gg#ixzz5JnrGJP5u (09.07.2018).

8. Что есть пенсия: милость, награда или право? // URL: http://pfr.pba.su/Content/Read/300 (дата обращения 29.07.2018).

9. Там же.

10. Тютюнов Н.В. Указ. соч. С. 92.

11. Там же. С. 94.

12. Божья Правда в пенсионной реформе // URL: http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/22/bozhya_pravda_v_pensionnoj_reforme (дата обращения: 26.07.2018).

13. См.: Что есть пенсия: милость, награда или право? // URL: http://pfr.pba.su/Content/Read/300 (дата обращения 29.07.2018).

14. См.: Тютюнов Н.В. Указ. соч. С. 94.

15. См. подробнее: Марина Вяземская. История пенсий в России и СССР // URL: https://www.e-vid.ru/obschestvo/090718/istoriya-pensiy-v-rossii-i-sssr (дата обращения: 16.08.2018); Пенсионные системы Российской империи, СССР и Российской Федерации // URL: https://tsargrad.tv/articles/pensionnye-sistemy-v-rossijskoj-imperii-sssr-i-rossijskoj-federacii_142447 (дата обращения: 16.08.2018); Царская социалка превосходила сталинскую (пенсии, страховки, и пр.) // URL: https://www.politforums.net/historypages/1424021659.html (дата обращения: 16.08.2018).

— Божья Правда в пенсионной реформе // URL: http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/22/bozhya_pravda_v_pensionnoj_reforme (дата обращения: 26.07.2018)

— Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) // Российский военный сборник. — Вып.10. — М., 1996. — 448 с.

— Гусаков Д.Б. Генезис государственного страхования в Российской империи: историко-правовой аспект. Диссертация. Санкт-Петербург. 2015. — 161 с. // URL: https://olymp.ranepa.ru/docs/dissertation/gusakov-d-b-dissertation.pdf (дата обращения: 26.07.2018)

— Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. — СПб. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. — 48 т.: указ. Т. 32 : 1812-1815. — 1830 с.

— Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX — начала XX вв. Автореферат // URL: http://lawtheses.com/stanovlenie-i-razvitie-pensionnogo-zakonodatelstva-o-gosudarstvennyh-sluzhaschih-rossiyskoy-imperii-xix-nachala-xx-vv (дата обращения 10.07.2018)

— Кульчитский А.А. История пенсионного обеспечения россиян за 1827-1917. Автореферат // URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-pensionnogo-obespecheniya-rossiyan-za-1827-1917-gg#ixzz5JnrGJP5u (09.07.2018)

— Марина Вяземская. История пенсий в России и СССР // URL: https://www.e-vid.ru/obschestvo/090718/istoriya-pensiy-v-rossii-i-sssr (дата обращения: 16.08.2018)

— Пенсионные системы Российской империи, СССР и Российской Федерации // URL: https://tsargrad.tv/articles/pensionnye-sistemy-v-rossijskoj-imperii-sssr-i-rossijskoj-federacii_142447 (дата обращения: 16.08.2018)

— Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Социально-экономические науки. 2012. С. 91 – 97. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-otechestvennoy-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-voennosluzhaschih (09.07.2018)

— Уставы о пенсиях и единовременных пособиях : (По Своду законов изд. 1857 г. и по продолж. 1863, 1864, 1868, 1869, 1871 и 1872 гг.) / сост. В. А. Иванов. — С.-Петербург : Тип. А. Траншеля, 1873. — , IV, 512 с.

— Что есть пенсия: милость, награда или право? // URL: http://pfr.pba.su/Content/Read/300 (дата обращения 29.07.2018)

— Царская социалка превосходила сталинскую (пенсии, страховки, и пр.) // URL: https://www.politforums.net/historypages/1424021659.html (дата обращения: 16.08.2018)

Пенсии в царской России

Немногие знают сейчас, что социальное страхование и рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире — об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году .

Но, думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним слэнгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:

  • чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;
  • офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;
  • учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;
  • ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;
  • врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;
  • к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казеных заводов .

У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.

Второе слагаемое — эмеритура — сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!

И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат — все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы…

Возвращаясь к пенсиям за выслугу лет («по старости»), следует сказать, что единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало проработать 35 лет. Речь об общем стаже, советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена известно не было. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада».

Каковы были пенсии за выслугу лет у рабочих до 1917 года? — Поскольку они были введены только в 1914 году, а во время войны вряд ли о них писали где либо (во всяком случае мне не удалось найти сведений об этом в публикациях того времени), то оставалось искать только в архивных публикациях по истории рабочего движения в России первых послереволюционых лет (до середины 1920-х годов статистики еще не врали). Один такой источник мне удалось найти: согласно опубликованным в 1923 г. данным «Архива истории труда в России» пенсии у рабочих Петрограда в начале 1917 г. очень сильно различались — в пределах от 300 до 3000 р. (и более) в год (т.е. от 25 до 250р. в месяц) — Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей .. Накануне Февральской революции пенсии были повышены: минимальные на 75%, максимальные на 25%. Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми — 100% содержания, бездетным — от 75 до 50%.

Возвращаясь к пенсионному законодательству 1912 года, пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал ⅔ оклада, а от 10 до 20 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, «полный оклад» полагался после 20 лет работы, ⅔ при выслуге не менее 10 лет, а треть — при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Помимо трудового стажа было еще одно принципиальное условие: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и «политических» осужденных, от народовольцев до большевиков.

Что касается уволенного по статье через суд или начальством, он мог устроиться на другую работу и там заслужить пенсию. В этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет беспорочной службы. Этот минимальный стаж служил свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и может быть прощен.

Все это было предусмотрено Сводом Законов Российской Империи к 1914 году, а также Уставом о промышленном труде ,

***
Революции 1917 года и Гражданская война разорили страну и народ, но НЭП позволил довольно быстро восстановить хозяйство и уровень жизни как рабочих (за исключением жилищных условий), так и крестьян.

С началом сталинской коллективизации в 1929 году и свертывания НЭПа уровень жизни не только крестьян, но и рабочих начал быстро падать. Минимум уровня жизни рабочих по критерию соотношения зарплаты и потребительской корзины до Великой Отечественной войны пришелся на 1940 год — он был в два раза меньше, чем в 1913 году. Только к концу 1950-х годов уровень жизни рабочих достиг дореволюционного. А крестьян и всех прочих — так никогда и не достиг…. Что касается советских пенсий, то при Сталине, и ещё до 1956 года они были мизерными, прожить на них было невозможно. — только хрущёвская пенсионная реформа довела средний уровень советских пенсий до 40% от средней по стране зарплаты.
Борис Романов

http://spbrne.401.su/viewtopic.php?id=1206#p2773

Священники останутся без пенсий

Действующая государственная система обязательного пенсионного страхования (ОПС) должна касаться только наемных работников предприятий, она не в состоянии удовлетворить интересы всех занятых – нужен дифференцированный подход, предложил на круглом столе Академии труда и социальных отношений (АТиСО) председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Из государственной ОПС должны быть исключены люди свободных профессий – художники, писатели, – а также работники аграрного сектора, считает он.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/25/631341-frilanserov-fermerov-pensionnuyu
Вот если бы патриархия не тронула хрущевскую систему, священник числился бы «наемным работником» и мог бы претендовать на пенсию по шмаковской модели. А так — живи на старости на «добровольные пожертвования».
Напомню, в советские времена государство пенсии попам не платило. В патриархии был свой пенсионный фонд (полулегальный, т.к. благотворительность запрещалась государством). Его главой был митр. Алексий Ридигер (вот и повод помянуть именинника).
В 1990-м государство разрешило церковным работникам получат госпенсию. Но трудовой стаж считался с этого момента. И лишь в 2004 добились того, что советский стаж церковной службы также считался трудовым. (см. http://www.patriarchia.ru/db/text/162291.html).
Тем временем патриархийный пенсионный фонд радостно закрыли (ибо не может мириться начальство с тем, что оно кому-то отдает деньги, а не берет). И вот — возвращается ветер на круги своя…
А в общем это позорище, когда глава профсоюзов выступает с такими предложениями. Кстати, именно при Хрущеве колхозникам стали платить пенсию. Мужики, если шмаковская инициатива пройдет — найдите эту продажную морду…
***
Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину
26 ноября 1990 года
Многоуважаемый Борис Николаевич!
Русская Православная Церковь с удовлетворением восприняла основные положения Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» в части нормы о гарантиях социального обеспечения граждан, работающих в религиозных организациях.
В то же время Русская Православная Церковь отмечает, что упомянутыми Законами, а также Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» не приняты во внимание особенности и характер формирования и расходования финансовых средств в религиозных организациях.
Доходы приходов в Русской Православной Церкви складываются из личных пожертвований в основном малоимущих слоев населения, не являются регулярными и стабильными, а в условиях рыночной экономики ожидается их резкое сокращение; расходы религиозных организаций состоят в основном из затрат на заработную плату (около 60%), а также из затрат на благотворительность и милосердие.
При этих условиях установленный повышенный процент отчислений (37% по Постановлению Верховного Совета СССР от 30 мая 1990 г.) окажется непосильным для большинства религиозных объединений Русской Православной Церкви и особенно для вновь организуемых приходов. Это ставит под сомнение гарантированность уплаты страховых взносов религиозных организаций в Государственный пенсионный фонд.
В связи с этим просим для религиозных организаций и объединений установить тарифы взносов на государственное социальное страхование в размерах, предусмотренных для общественных организаций пенсионеров.
Поскольку в настоящее время пенсионное обеспечение священнослужителей производится за счет церковных средств из Пенсионного фонда Московской Патриархии, считаем целесообразным функционирование двух параллельных систем социального обеспечения и социального страхования, которое позволит религиозным организациям в зависимости от их финансовой возможности пользоваться или Государственным пенсионным фондом, или Пенсионным фондом Московской Патриархии.
Просим учесть это предложение Русской Православной Церкви при рассмотрении Закона РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР».
С искренним уважением
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, народный депутат СССР
***
Пенсионное обеспечение граждан из числа священнослужителей
Впервые обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации для священнослужителей было введено Законом РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» (далее Закон от 25.10.90 № 267-1). До вступления в силу данного закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, поэтому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.
В соответствии со статьей 31 Закона от 25.10.1990 № 267-1 граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в их учреждениях, стали подлежать социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.
В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения стали производить отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и размерах, установленных для общественных организаций.
С 29 сентября 1997 года Закон от 25.10.1990 № 267-1 утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон от 26.09.97 № 125-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24 Закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что данная норма не противоречит Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а лишь дополняет его специфической категорией застрахованных лиц, священнослужители также имеют право на страховую пенсию.
Под священнослужителем Русской Православной церкви понимается «лицо, имеющее благодать совершать таинства или непосредственно участвовать в их совершении». По сообщению Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (письмо от 03.04.2006 № 1842), сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, в период до 25 октября 1990 года не существовало.
В соответствии с письмом Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.2008 № 5068 в совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений, а также иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение.
Принимая во внимание, что в период до 25.10.1990 сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, не существовало, в необходимых случаях отнесение лица к участвующим в религиозных обрядах осуществляется соответствующим Епархиальным управлением (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.2006 № 1842).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 ноября 2004 года № 280 утверждено Разъяснение «О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов».
Согласно указанному Разъяснению периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.1990 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (примерная форма справки приведена ниже).
Образец справки
КАНЦЕЛЯРИЯ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
——
119034, Москва, Чистый пер., 5
Тел. 201-23-40
N ____________
«__» ________ 200 г.
СПРАВКА
Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) ______________, 19___ года рождения в том, что он с ________ 19___ года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.
При этом:
______________ года Указом митрополита _______________________ назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по ___________ 19___ года.
Основание: Указ Управляющего Московской епархией от _______ 19___ года за N _____.
__________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси __________ назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по _______ 19______ года.
Основание: Указ Святейшего Патриарха от ________ 19_____ года за N _____.
____________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха _______ назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.
Основание: Указ Святейшего Патриарха от _________ 19____ года за N _____.
Общий стаж служения с ______ 19______ года по настоящее время.
Подтверждающие документы сохранены.
Руководитель Общего отдела,
Заведующий Канцелярией
Московской Патриархии

Пенсии в царской России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *