Пенсии педагогам с 2019

Порядок определения образования и стажа педагогической работы

Порядок определения образования и стажа педагогической работы

1. Образование педагогических работников определяется на основании документов об окончании учебного заведения (дипломов, свидетельств, аттестатов или удостоверений).

Работники образовательных организаций, утратившие документы об образовании, могут восстановить их в предусмотренном действующим законодательством порядке.

2. Педагогический стаж работников образования исчисляется суммарно, со дня приема на работу в образовательную организацию по день увольнения, в календарных днях, месяцах и годах.

В стаж педагогической работы засчитывается время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением и впоследствии восстановлением в должности работника.

Время перерывов в трудовой деятельности между моментами увольнения с одной работы (окончание учебы) до поступления на другую работу, какими бы причинами они не были вызваны (кроме случаев незаконного увольнения), в стаж работы не включается.

3. Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.

Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, устанавливается в соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 июля 1995 года N 310.

4. Педагогический стаж работы для выплаты надбавок в образовательных организациях ежегодно определяется комиссией по определению педагогического стажа в составе руководителя организации, представителей профсоюзной организации, вышестоящего органа управления образованием, отдела кадров и представителей педагогического коллектива.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации.

5. Основанием для выплаты надбавки за педагогический стаж работы является выписка из решения комиссии по установлению педагогического стажа. Ежемесячная процентная надбавка за стаж педагогической работы выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.

При изменении в течение календарного месяца стажа педагогической работы, влияющего на размер надбавки, новый размер надбавки устанавливается с момента произошедшего изменения.

Ежемесячная процентная надбавка за педагогический стаж работы учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, включая период отпуска или временной нетрудоспособности.

Если у работника право на назначение или изменение размера надбавки за стаж педагогической работы наступило в период его пребывания в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности, назначение надбавки производится с момента наступления права на ее назначение или изменение.

Если у работника право на назначение или изменение размера надбавки за стаж педагогической работы наступило в период исполнения служебных обязанностей, когда сохраняется средняя зарплата, надбавка устанавливается с момента наступления этого права, производится соответствующий перерасчет среднего заработка.

При увольнении работника надбавка за стаж педагогической работы начисляется пропорционально отработанному времени.

Надбавка за педагогический стаж работникам предприятий, учреждений и организаций, привлекаемым к педагогической работе в образовательные организации (совместители), выплачивается в установленных процентах к почасовой оплате труда.

(Абзац 8 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 19 июля 2011 года N 400)

Ответственность за своевременный пересмотр размера надбавки за стаж педагогической работы возлагается на руководителя образовательной организации.

(В редакции постановления Правительства КР от 19 июля 2011 года N 400)

6. В стаж педагогической работы засчитываются:

— педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных организациях, согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;

— следующие периоды работы педагогических работников при условии, что этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту:

а) время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских должностях в органах управления образованием и в комитетах профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений; в комиссиях по делам несовершеннолетних или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Кыргызской Республики (далее — ОВД), детских комнатах милиции;

б) время работы (службы) в инспекциях по делам несовершеннолетних ОВД (детских комнатах милиции) также при условии, если этому периоду непосредственно предшествовало обучение в педагогическом учебном заведении, а за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность;

в) время обучения с отрывом от производства в педагогических учебных заведениях;

— периоды работы отдельных категорий педагогических работников учреждений образования, в том числе:

а) учителей (преподавателей) начальной военной подготовки — время службы в армии (в том числе в войсках ОВД, в войсках и органах Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики) на должностях офицерского, сержантского, старшинского состава, прапорщиков и мичманов;

б) учителей и преподавателей физкультуры — время работы в качестве тренера-преподавателя по спорту;

в) учителей хореографии и ритмики общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля, преподавателей школ искусств, музыкальных и художественных школ — время работы в качестве артиста балета, эстрадно-спортивного жанра или оркестра, балетмейстера, хормейстера, концертмейстера, хореографа, режиссера, дирижера, художника, руководителя хореографического, акробатического, музыкального, изобразительного кружка в культурно-просветительном учреждении;

г) преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения образовательных организаций — время работы на предприятиях, в учреждениях, организациях по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета;

д) руководителей кружков, секций — время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по специальности, соответствующей профилю кружка;

ж) учителей-дефектологов, логопедов, сурдопедагогов, воспитателей, учителей — время их педагогической работы в клиниках, поликлиниках, больницах, а также в отделениях, палатах для детей в учреждениях для взрослых.

При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

Работникам предприятий, учреждений и организаций, преподающих в образовательных организациях, педагогический стаж засчитывается в случае, если объем их учебной работы составляет не менее 240 часов в год.

При этом в стаж их педагогической деятельности засчитываются месяцы, в течение которых они вели педагогическую работу.

Директорам (ректорам) и заместителям директора (проректорам), за исключением заместителя директора (проректора по финансово-хозяйственной деятельности), надбавка за стаж педагогической работы выплачивается за основную должность.

Педагогическим работникам, ведущим педагогическую деятельность по совместительству, надбавка за стаж педагогической работы выплачивается и по совмещаемой должности.

При этом общий объем педагогической нагрузки по основной и совмещаемой должности, на которую будет установлена надбавка за стаж педагогической нагрузки, не должна превышать ставки заработной платы и 32 часов урочной, подготовительной и внеурочной работы в общеобразовательных организациях и образовательных организациях начального профессионального образования, 30 часов — воспитателям школ-интернатов всех типов и наименований и детских домов, 36 часов — воспитателям дошкольных образовательных организаций.

7. Педагогическим работникам образовательных организаций к должностному (тарифному) окладу и ставке (32 часа урочной (преподавательской), подготовительной и внеурочной работы в неделю — учителям общеобразовательных организаций и преподавателям образовательных организаций начального профессионального образования, 30 часов — воспитателям школ-интернатов всех типов и наименований и детских домов, 36 часов — воспитателям дошкольных образовательных организаций) устанавливается доплата за 5 лет стажа педагогической работы в размере десяти процентов, за 10 лет — в размере двадцати процентов, за 15 и более лет — в размере тридцати процентов.

Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 10/2008

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы
Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ. Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.
Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии
В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи. К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Площадь жилья не имеет значения
Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?
Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен. Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления. Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.
Порядок предоставления социальных гарантий
Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.
Для возмещения расходов заключают договор
Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.
Льготник сам должен заявить о своих правах
Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи);
— справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);
— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.
Бюджетный учет коммунальных льгот
Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот. То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г. № 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Списки льготников могут измениться
Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина;
— выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства;
— выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;
— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).

30 сентября 2019 10:24

Каждый проведенный урок – это маленькая жизнь, интересная и познавательная, которая проходит на одном дыхании, цель которой – воспитание достойного, прогрессивного поколения.

Своего учителя многие помнят всю жизнь, ведь он сопровождает нас со школьной скамьи во взрослую жизнь, помогает узнать новое, раскрыть способности, найти свой путь, тем самым делая нас мудрее и взрослее.

В качестве компенсации за свой благородный труд учителя, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, имеют право досрочного выхода на пенсию после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа) независимо от возраста. Минимально необходимый стаж для педагогических работников с 1 января 2019 года не увеличивается и, как и раньше, составляет 25 лет.

Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, согласно Закону № 350-ФЗ от 03.10.2018, для данных граждан право выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, с учетом переходного периода. То есть, дата выхода на пенсию будет исчисляться от даты выработки специального стажа с учетом увеличения общеустановленного пенсионного возраста.

Для тех граждан, которые должны выйти на пенсию в 2019-2020 годах с учетом выработанного специального стажа предусмотрена особая льгота – выход на пенсию на полгода раньше срока, определенного для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Рассмотрим несколько примеров. Женщина, которая выработала специальный стаж на 15 октября 2019 года, приобретает право на пенсию 15 апреля 2020 года. Если у школьного учителя на 25 апреля 2020 года будет выработан необходимый стаж, то право на пенсию в таком случае будет определено с 25 октября 2021 года.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Условия выхода на пенсию по годам:

Предложение отменить компенсации сельским учителям расходов на оплату жилья, отопления и освещения было исключено из дорожной карты Минэкономразвития по освобождению регионов от чрезмерных финансовых обязательств. Это следует из ответа ведомства (есть в распоряжении «Парламентской газеты») на запрос депутата Госдумы Аркадия Пономарёва.

Как ранее писала «Парламентская газета», на сайте Минэкономразвития был опубликован проект «Плана по оптимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ». Документ включал в себя 57 пунктов, один из которых касался отмены коммунальных льгот для сельских медиков и педагогов. Чиновники тогда объяснили своё решение плановым повышением зарплат специалистов этих категорий.

Однако предложение министерства вызвало критику у сенаторов и депутатов. А член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадий Пономарёв направил письмо в ведомство с просьбой не допустить отмены льгот. По мнению депутата, этот шаг противоречит «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённой Правительством в 2015 году. Документ, в частности, предписывает наоборот расширять меры социальной поддержки медицинских работников, привлекать в сельскую местность специалистов других профессий, создавать привлекательные условия для жизни, труда и раскрытия личностного потенциала проживающих здесь россиян.

Как следует из ответа Минэкономразвития, «мероприятие по отмене компенсации сельским учителям расходов на оплату жилья, отопления и освещения было исключено из дорожной карты по результатам его обсуждения».

Кроме того, в настоящее время проект дорожной карты содержит всего 35 пунктов, большинство из которых поддержаны федеральными органами исполнительной власти.

По завершению согласительных процедур проект дорожной карты будет внесён в Правительство, говорится в тексте письма.

Тема поддержки сельских учителей и врачей была ключевой в послании президента Федеральному собранию 20 февраля. Владимир Путин предложил расширить выплаты врачам, уезжающим в сёла и малые города в рамках программы «Земский доктор», а также создать аналогичную программу для педагогов — «Земский учитель», которая предусматривает выделение компенсаций в размере 1 млн рублей на приобретение жилья переезжающим в села учителям.

Назначения досрочных пенсий к конкретному возрасту человека не привязано.

Учителю, врачу, тому же артисту достаточно отработать в профессии определенный срок (у разных категорий он разный — от 15 до 30 лет), и после этого по действующему закону человек сразу же, вне зависимости от своего возраста, может оформить пенсию. Именно поэтому такие пенсии часто называют «за выслугу лет». Так вот эта «выслуга», или, говоря языком документов, специальный стаж ни отменять, ни менять при проведении реформы никто не собирается.

И врачи, и учителя — социально значимые профессии, а для артистов важны физические кондиции. Поэтому, предлагая провести увеличение общеустановленного пенсионного возраста для работников других профессий, досрочные пенсии правительство решило сохранить.

То есть, как и сейчас, школьные педагоги (и мужчины, и женщины) будут получать право на оформление досрочной пенсии, отработав по профессии не менее 25 лет. Врачам будет сохранен спецстаж 25-30 лет. Самый короткий спецстаж у артистов балета, и он тоже остается прежним. Для примера, приме-балерине, как и раньше, нужно будет выступать на сцене в течение 15 лет (а в кордебалете — 20), и выработав этот срок, они получат право на досрочную пенсию.

Специальный стаж ни отменять, ни менять никто не собирается

Что же меняется? Предлагается изменить порядок назначения досрочной пенсии. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно «сдвигать» и возраст выхода на досрочную пенсию у льготников. Например, если врач, учитель, артист выработает свой спецстаж в 2019 году, досрочную пенсию он начнет получать через год, в 2020 году. Переходный период предлагается тот же, что и у остальных работников, и к 2034 году срок оформления этого вида пенсий будет отодвинут на 8 лет. Но льгота для этих профессий сохраняется: они будут получать пенсию раньше остальных.

«Когда обсуждался вопрос о досрочных пенсиях, в отношении учителей и врачей принять решение было проще, — пояснила «РГ» заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская. — Досрочные пенсии для них были введены в 1997 году — и это была мера по поддержке этой социальной группы в условиях, когда зарплаты бюджетникам постоянно задерживались и к тому же были низкими. Кроме того, после введения выслуги для учителей постоянно возникали споры о справедливости и неравных условиях: почему в школах право на досрочную пенсию есть, а для педагогов в детских садах — нет? Что касается артистов, тут вопрос сложнее, потому что эти профессии требуют определенных физических кондиций, и с возрастом организм, конечно, изнашивается. Хотя и в этой профессиональной среде мы наблюдаем увеличение профессионального долголетия. Артисты сегодня дольше остаются востребованными. С другой стороны, артисты, оформившие досрочную пенсию, не прекращают работать в 35-40 лет. Большинство остается в профессии: если физическая форма позволяет, продолжают выступать, кто-то уходит в преподавательскую деятельность, в репетиторство и так далее. Именно поэтому было предложено: сохранить требования к выслуге, оставить спецстаж тем же, что и сейчас. Но время назначения пенсии поэтапно сдвигать в том же точно темпе, что отодвигается пенсионный возраст у других работников».

МнениеНародная артистка России Светлана Захарова. Фото: РИА Новости

Светлана Захарова, народная артистка России:

— Насколько мне известно, в сфере балетных театров не идет речи о повышении стажа работы. У нас в балете другая раскладка сил. У нас есть определенный стаж, после которого мы можем оформлять пенсию: у кордебалета — один, у солистов — другой, и после этого мы имеем право оформить пенсию. Мы в другом «измерении» по сравнению с другими профессиями. Многие только начинают овладевать мастерством в определенном возрасте, а у нас молодой человек уже профессионал со стажем. И, как показывает практика, некоторые артисты просто не хотят уходить и имеют на это право, потому что полны сил, энергии и главное — опыта.

Подготовила Сусанна Альперина

Кстати

Как театры поддерживают артистов в возрасте

В Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко «РГ» рассказали, что до недавнего времени театр находил возможность творчески поддерживать возрастных артистов своей оперной труппы. Лидии Захаренко, Николаю Гуторовичу, Ларисе Штанько было около 80 лет, они продолжали числиться в труппе театра, получали пенсию и небольшую зарплату, 1-2 раза в год выступая на сцене. К примеру, участвовали в концерте, специально организованном для них. Все они перестали выступать совсем недавно. «Партии для возрастных артистов есть во многих спектаклях — переводим артистов на эти партии, — рассказали «РГ» в театре. — Изыскиваем возможность отблагодарить наших солистов». Артист работает на сцене, пока есть силы и возможности. К примеру, тенор Вячеслав Осипов отметил свое 70-летие на сцене партией Германа (а это партия для двадцатипятилетнего артиста). Долго выходил на сцену бас Леонид Болдин. «К сожалению, вакансий хватает не всем, — говорят в театре. — Но, к примеру, Маргарита Дроздова и Людмила Шипулина остались после выхода на пенсию педагогами-репетиторами в театре. Другие наши танцоры вполне успешно работают хореографами в спортивных школах».

Подготовила Наталья Соколова

Пенсии педагогам с 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *