Воспитатель, возраст 55 лет, образование среднее (10 классов) , в 1979 г. закончила 11-ый пед.класс. На данное время имеет высшую квалификационную категорию до 2019 г. В 2015 г. закончила курсы повышения квалификации «Игровые технологии для детей дошкольного возраста», 72 часа. Может ли продолжать работать в данной должности? Федеральным законом N 122-ФЗ Трудовой кодекс был дополнен ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов», вступившими в силу 1 июля 2016 года. Положениями этой статьи предусмотрено, что применение профессиональных стандартов работодателями обязательно в тех случаях, когда Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессионального или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов вправе давать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким федеральным органом является Минтруд (Положение о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610). Согласно разъяснениям в п исьме Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов . Информация Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов » вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Трудовой договор с работниками, уровень квалификации и образования которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов, может быть расторгнут, но только после их аттестации. И если аттестационная комиссия выявит несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, возможно уволить работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но прежде, чем уволить по данному основанию, работодатель должен будет предложить работнику перевод на другую имеющуюся у работодателя работу, соответствующую квалификации работника. Или же работодатель может направить работников, уровень образования которых не соответствует предъявляемым требованиям, на обучение для получения необходимого профессионального образования. Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором . В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. По желанию работников они могут пройти обучение самостоятельно за свой счет. Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 вышеуказанного Закона). Воспитатель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются (раздел 3 Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н). В данной ситуации работник не имеет образования, соответствующего требования профессионального стандарта, однако имеет действующую квалификационную категорию. В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии с п. 24 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276, аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. В соответствии с пп. «а» п. 22 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, имеющие квалификационные категории. Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности. Работнику рекомендуется получение образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Таким образом, оснований для расторжения трудового договора с работником не усматривается. Министерство образования и науки в связи с запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, неоднократно направляло письма с разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного образования, в частности письмо от 25.08.2015 N АК-2453/06. В вопросе 6 даются следующие разъяснения Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным Приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 N 6 (далее – Временное положение). В силу п. 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца. В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее – Закон СССР N 4536-VIII). Согласно ст. 5 названного закона система народного образования в СССР включала дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, внешкольное воспитание. В соответствии со ст. 31 Закона СССР N 4536-VIII профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа – средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров. Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (ст. 39 данного закона). При этом образование, которое получалось в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования. Кроме того, в соответствии с п. 7, 13 Временного положения слушателей одногодичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, – к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в РФ до дня вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, предусмотренным настоящим законом, в порядке, определенном ч. 1 ст. 108 данного закона. С учетом изложенного обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно, и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования. Автор Наталья *** задал вопрос в разделе Детские сады может ли воспитатель со стажем больше 30 лет, закончивший педкласс, продолжать работать воспитателем в детском саду? и получил лучший ответ Ответ от CatWalkingByHimself
А почему нет ? К детям отношение — материнское . По поводу даты последней редакции
подробнее. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации»
подробнее.
Скажите пожалуйста, человек окончивший педкласс имеет среднее профессиональное образование? Приняты ли профстандарты для воспитателей? Имееют ли право уволить лицо с образованием педкласс? Спасибо. Алексей Сергеевич. Педкласс-одногодичные курсы окончила в 1985 году, получила удостоверение с присвоением квалификации «воспитатель детского сада». Теперь это как бы не считается за образование. По профстандарту воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Либо иди учиться в 50 лет со стажем 32 года, либо до свиданья, иди на улицу. Слышала, что такое требование только к тем, кто принят на работу после 2012 года. Уважаемая Олеся! В первом случае, если между Вами и работодателем?
Юрист Арбитражный управляющий Афанасьев Вячеслав Александрович
Арбитражный управляющий
Афанасьев Вячеслав Александрович
(Ищу клиентов на банкротство физических лиц– &, контакты в профиле) В соответствии со статьей Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Вы имеете право на единовременное пособие в размере 2-х окладов. 3. Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
1) в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию (пункт 4 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); 2) единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). Цитата:Минтруд предлагает приостановить применение профстандарта для воспитателей и учителей
Проектом приказа Минтруда планируется приостановить с 30 марта 2017 года по 1 сентября 2019 года применение профстандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Как отмечено в пояснительной записке к проекту, решение Минтруда вызвано многочисленными обращениями педагогических работников и профсоюзов в Минобрнауки, в которых сообщается о неготовности применять профстандарт.
Напомним, данный профстандарт может использоваться образовательными учреждениями, в частности, при формировании кадровой политики, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций с 1 января 2017 года.
Минобрнауки поясняло, что из Закона об образовании следует, что работодатели не обязаны применять профстандарты для определения должностных обязанностей работников, наименований их должностей. В этих целях можно использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники. Должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации педагогических работников, установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Документ: Проект Приказа Минтруда (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=61812)
Иными словами, профстандарт предлагают не применять до 2019 года.
Что касается «педклассов», то они были организованны Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 31 августа 1961 г. N 817 «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ УЧИТЕЛЬСКИМИ КАДРАМИ» . Формально, данный вид образования не приравнивается к среднему специальному. В настоящее время лица, окончившие в советские времена педагогические классы, не считаются лицами имеющими профессиональное образование, поэтому придётся либо проходить профессиональную переподготовку, либо увольняться.
Почта для личных вопросов
День добрый.
Уточните, пожалуйста, что Вы понимаете под наименованием «педкласс» ?
Что касаемо профстандартов для воспитателей, то в настоящее время принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)»
И какая ситуация у Вас с увольнением?
Новая редакция Ст. 331 ТК РФ
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Комментарий к Статье 331 ТК РФ
Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. Статьей 331 ТК предусмотрено наличие образовательного ценза для заключения трудового договора. Данная норма имеет силу в случаях, когда в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».
Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным.
Перечень образовательных учреждений, предусматривающих наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении типового положения об образовательном учреждении. На данный момент Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения (положения):
о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;
об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;
об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;
об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;
о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;
об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;
о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;
о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;
об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;
о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;
об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;
о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;
о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;
об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;
об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;
об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.
Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). К педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).
Чаще всего образовательный ценз не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, кроме работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Вместе с тем понятием «образовательный ценз» не предусматривается дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).
Образовательный ценз включен в квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Однако допускаются отступления от этого правила. В частности, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не требует наличия у них образовательного ценза.
Министерством образования установлен порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников в соответствии с Положением Минобразования России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258. Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 Минобразования России утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории вторая, первая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального.
Статья 331 ТК не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего перечень негативных условий, отсылая к уже установленным действующим федеральным законом. Часть запретов предусмотрена Законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Одновременно с тем перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден. Однако некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.
Статья 331 ТК предусматривает, что подобный запрет может быть введен только федеральным законом. Но в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ перечень медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ.
В случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
Педагогическая деятельность может быть запрещена лицам, имеющим судимость за определенные преступления. Перечень преступлений устанавливается федеральным законом. В данный момент статьей 53 Закона об образовании определены категории преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности, а не конкретные составы преступлений. В частности, педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Под особо тяжкими преступлениями понимаются умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. К числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния. Педагогическая деятельность запрещена только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления.
Другой комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.
2. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу ст. 331 ТК РФ наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения соответствующих типов и видов. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 56). Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. В числе требований к работнику может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.
3. Перечень образовательных учреждений, которые предусматривают наличие образовательного ценза для педагогических работников, определяется Правительством РФ при утверждении Типового положения об образовательном учреждении. В настоящее время Правительством РФ утверждены следующие Типовые положения:
об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650;
о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237;
об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233;
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420;
об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610;
об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612;
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676;
о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677;
о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696;
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288;
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117;
об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204;
о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427;
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867;
об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046;
о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650;
о межшкольном учебном комбинате, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437;
об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160;
об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196;
об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264.
4. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования. Например, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении и образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 77 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования), к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования).
5. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие «образовательный ценз» не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).
6. Квалификационные требования для занятия соответствующих должностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, включают образовательный ценз. Вместе с тем допускаются и отступления от этого правила. Так, привлечение для ведения преподавательской деятельности специалистов-практиков не предусматривает наличия у них образовательного ценза.
Министерство образования и науки устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников (Положение о Минобрнауки России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258). В настоящее время указанные функции выполняются Министерством образования и науки РФ (п. 5.2.12 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280) Минобразования России Приказом от 26 июня 2000 г. N 1908 утвердило Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепляющее порядок аттестации по должностям, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Квалификационные категории первая, вторая и высшая присваиваются педагогическим работникам сроком на пять лет. Наличие квалификационных категорий в настоящее время предусмотрено для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, среднего общего, начального и среднего профессионального образования (см., например, п. 53 Типового положения о среднем специальном учебном заведении). Для работников высших учебных заведений присвоение квалификационных категорий не установлено.
7. Статья 331 ТК РФ не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к тем запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. В частности, часть запретов предусмотрена законами об образовании и о высшем профессиональном образовании. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.
Статья 331 предусматривает, что перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития (п. 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Вид нормативного акта определяется полномочиями и видом актов, издаваемых министерством. Поскольку ранее данный перечень устанавливался исключительно федеральным законом, законодатель понизил уровень нормативного акта, устанавливающего перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.
8. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
9. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР. Данная норма полностью совпадает с требованиями ст. 53 Закона об образовании. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК).
В действующей редакции законодатель более корректно обращается к понятию уголовно-правового института судимости. Ранее действовавшая редакция запрещала занятие педагогической деятельностью всем лицам, которые имели судимость, т.е. всем лицам, когда-либо осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления. Между тем п. 6 ст. 86 УК предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, по смыслу уголовного закона погашение или снятие судимости устраняет препятствия для занятия педагогической деятельностью. В соответствии со ст. 86 УК судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 6 лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — 8 лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.
10. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется, порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.
26 марта 2018
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Одновременно этим же законом установлено (ст.43), что обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе к учебникам и учебным пособиям.
Ответственность за порчу или уничтожение имущества в данном случае наступает по общим правилам гражданского законодательства, в соответствии с которыми вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Если вред причинен несовершеннолетним, не имеющим дохода, его возмещение может быть возложено на его законных представителей.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила пользования библиотекой, в том числе ответственность за порчу или уничтожение учебников, с учетом требований приведенного законодательства образовательная организация вправе закрепить в локальных нормативных актах.
Подготовлено прокуратурой Шацкого района
Вернуться к списку