П 1 ст 251

В письме Минфина России от 14.05.18 № 03-03-06/1/31986 чиновники отказывают налогоплательщикам в праве амортизировать основное средство, если оно получено в качестве вклада в имущество организации.

В пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества в порядке, установленном в ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно или выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и п. 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных в НК РФ. В п. 8 ст. 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Таким образом, так как при получении основного средства в качестве вклада в имущество у компании-получателя не возникает налогооблагаемого дохода, указанное основное средство принимается к учёту у получающей компании по первоначальной стоимости, равной нулю.

Есть, правда, одна деталь. Если были понесены расходы на доставку объекта и доведение его до состояния, в котором он пригоден для использования, и иные аналогичные расходы, то первоначальная стоимость полученного имущества формируется исходя из фактически понесённых затрат. Вот только исходя из п. 1 ст. 257 НК РФ сумма таких затрат должна составить более 100 000 руб.

Хотелось бы обратить внимание на то, что пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ появился в силу Федерального закона от 30.09.17 № 286-ФЗ. Однако аналогичная норма была и ранее — в пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ. В то время чиновники — например, в письме Минфина России от 27.07.12 № 03-07-11/197 — полагали, что компании имеют право амортизировать основные средства, полученные безвозмездно, только в том случае, если при получении стоимость данных объектов была оценена по рыночной стоимости и учтена в составе доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.

Что любопытно, в письме Минфина России от 28.04.09 № 03-03-06/1/283 чиновники соглашались с возможностью амортизации в целях налогообложения имущества, полученного безвозмездно, (на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), и на стоимость которого облагаемые доходы получателя не увеличиваются. Предполагалось, что амортизационная стоимость таких объектов в налоговом учёте будет равна рыночной. Как видите, больше эта идея в Минфине России не популярна…

Письмо Минфина России от 14.05.18 № 03-03-06/1/31986

Иван Иванов

Организации и предприятия любой формы собственности в процессе своего существования иногда встают перед необходимостью или желанием укрупниться, изменить способ управления или привлечь к себе дополнительные активы. Достигнуть этого можно путем реорганизации.

Особенности данной формы реорганизации

Согласно российскому законодательству, реорганизация юридического лица — это слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование, проводимое либо учредителями и участниками, либо уполномоченным органом (ст. 57 ГК РФ).

Не стоит думать, что реорганизация является путем решения каких-либо материальных проблем: ведет к прекращению имущественных обязательств или задолженностей. Такая процедура всегда происходит на основе правопреемства, так что и права, и обязанности участвующих в ней лиц не исчезают. Главным результатом присоединения является укрупнение организаций, с передачей имущества присоединяемого лица к присоединяющему.

Присоединение может проводится компаниями, независимо от их организационно-правовой природы: как ООО, так и АО. Кроме того, с 2014 года возможна реорганизация с участием и АО и ООО одновременно.

Законодательное регулирование процесса присоединения осуществляется Гражданским кодексом РФ (ст. 57-60), Федеральными законами от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об АО», и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО», Налоговым кодексом РФ, другими НПА.

Укрупнение в форме присоединения имеет достаточно много нюансов, которые следует учесть при ее подготовке:

  • Присоединенное общество считается реорганизованным с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ о прекращении его деятельности;
  • Реорганизовываться можно двум и более юридическим лицам;
  • Для ряда субъектов установлены законодательные ограничения в реорганизации (кредитные, страховые организации, инвестфонды, пенсионные негосударственные фонды и др.).
  • К правопреемнику переходят в том числе и налоговые обязательства присоединенного общества.

Во избежание ошибок и признания реорганизации недействительной, перед ее осуществлением следует определить порядок действий и очень ответственно подойти к самому оформлению присоединения.

Механизм присоединения

Проведение процесса присоединения одного субъекта к другому проводится по определенному алгоритму, несмотря на небольшие различия, предусмотренные для АО и ООО. В общем случае реорганизация состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению собрания участников (для АО — принятие органом управления решения по присоединению);
  2. Оценка активов и пассивов компании (инвентаризация);
  3. Оформление документов для реорганизации;
  4. Уведомление участников ООО об общем собрании (для АО — о проведении собраний акционеров по вопросам присоединения);
  5. Проведение собраний участников (акционеров);
  6. Уведомление о реорганизации;
  7. Сверка расчетов (с ИФНС), уведомление Пенсионного и других фондов;
  8. Уведомление о процедуре кредиторов ООО (АО);
  9. Подготовка и регистрация новых документов юридического лица (для АО дополнительно — выкуп акций присоединяемых субъектов, выпуск новых акций в связи с изменением –реорганизацией);
  10. Госрегистрация прекращения деятельности присоединяемых обществ;
  11. Заканчивается реорганизация внесением изменений в документы общества (АО или ООО) к которому присоединены другие.

Ниже будут рассмотрены отдельные вопросы процедуры присоединения.

Принятие каждым участником решения

Реорганизация на законных основаниях возможна только после согласия на нее всех участников (учредителей).

В ООО такое согласие получают на общем собрании участников (как правило, внеочередном). В случае положительного решения это же собрание обсуждает и утверждает условия нового договора, передаточный акт и другие решения. Согласно ФЗ-14 инициатором подготовки собрания может быть:

  • Уполномоченный орган ООО;
  • Уполномоченные лица/органы.

Уведомление о проведении собрания и его повестка направляется учредителям/участникам обязательно в письменном виде. Для ООО необходимо наличие единогласного решения участников на реорганизацию, поэтому до его проведения необходимо дать возможность всем участникам ознакомиться с деталями сделки.

В случае присоединения АО требуется принятие решения со стороны совета директоров решения о начале процедуры присоединения (и со стороны присоединяемого, и со стороны присоединяющего АО).

Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры

Решение о реорганизации может быть оформлено в произвольной форме (законодательно установленного образца ни для ООО, ни для АО не существует). Однако, такие решения необходимо в трехдневный срок представить в налоговую инспекцию (ИФНС) с приложением заполненного уведомления Р12003 о реорганизации. Решения требуются от всех компаний, участвующих в реорганизации, а уведомление представляет компания, принявшая решение последней.

Документы для скачивания (бесплатно)

Уведомление кредиторов

Согласно ст. 60 ГК РФ о начале реорганизации компаниям, в ней участвующим, необходимо уведомить кредиторов о предстоящей процедуре. Законами об ООО и об АО не требуется письменно направлять сведения о реорганизации каждому кредитору (исключения из этого правила устанавливаются отдельными законами, например, о кредитных организациях).

Необходимо лишь обеспечить уведомление в виде объявления в СМИ, публикующих данные о госрегистрации юридических лиц. Согласно нормативным письмам ФНС России таким изданием является «Вестник государственной регистрации». Объявления печатают дважды, подает их компания, принявшая решение позже других, либо та, на которую эта обязанность возложена договором.

Заключение договора присоединения, инвентаризация и передача имущества

Договор присоединения готовится еще до момента проведения собрания и должен содержать:

  • сведения о каждом участнике присоединения;
  • порядок и условия реорганизации;
  • определение долей для ООО, конвертации акций присоединяемых компаний в акции общества, к которому проводится присоединение;

Для проведения инвентаризации создаются комиссии, проводящие оценку и пересчет имущества, и в конце они готовят инвентаризационный акт. Одновременно может проводиться сверка расчетов с налоговиками и подготавливается передаточный акт, фиксирующий отчуждение (переход) активов и пассивов присоединяемого субъекта к присоединяющему.

ООО на этом этапе необходимо провести совместное собрание участников, для принятия решения об изменениях в устав присоединяющего субъекта (на основе положений, определенных договором/договорами присоединения).

Государственная регистрация изменений в сведениях ЕГРЮЛ

Регистрация присоединения проводится ее участниками не раньше, чем истекут 3 месяца после подачи в ФНС уведомления о начале процедуры, и не ранее, чем через месяц после последней публикации в СМИ объявления о реорганизации.

В налоговую инспекцию для регистрации подают:

  • заявления установленной формы (№Р16003 и Р13001);
  • форму Р14001 если меняются органы управления;
  • Договоры присоединения и передаточные акты;
  • Изменения в устав, другие документы (например, о выпуске ценных бумаг для АО).

После внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ реорганизация считается завершенной.

Решение кадровых вопросов предприятия

Процедура присоединения требует не только совершения уведомительных и регистрационных действий. Одновременно у компаний возникает много вопросов, связанных с кадрами предприятия.

Сразу после принятия решения о реорганизации работники должны быть оповещены о ней (в письменном виде, под роспись). Если нет необходимости в сохранении полного штата сотрудников в штате присоединяющей организации, можно провести сокращения по нормам Трудового кодекса. В случае сохранения штата полностью, работники присоединяемой компании могут быть приняты в новую организацию после увольнения из присоединенной организации, либо согласно ст. 75 ТК РФ.

Важно! При смене владельца имущества компании, он вправе расторгнуть трудовые договоры с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером. На это отводится срок в три месяца.

Особенности проведения процедуры

В ряде случаев, при осуществлении присоединения к его участникам предъявляются дополнительные требования. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся:

  • Для ряда организаций требуется разрешение ФАС на процедуру (активы участников превышают 7 млрд. рублей, реорганизуются предприятия-монополисты, банки, страховщики и прочие);
  • При осуществлении лицензируемой деятельности потребуется переоформление лицензий на присоединяющую организацию. Лицензии выдаются уполномоченными органами после подтверждения выполнения обязательных условий к ее получению. Также необходимо переоформить лицензии/разрешения, если изменился адрес или территория, на которой предполагается осуществление лицензируемой деятельности.
  • Наиболее часто требуется переоформлять лицензии на страховую деятельность, услуги связи, медицинские услуги, реализацию алкоголя.
  • Если при присоединении юридических лиц затрагиваются результаты интеллектуальной деятельности (произведения, программы и т.д), права на которые подлежат регистрации, требуется их переоформление в установленном порядке на нового правообладателя.

Как правило, необходимость последующего переоформления лицензий, разрешений и регистрации прав устанавливается еще на этапе подготовки процедуры.

Возможные нарушения процесса и последствия

При осуществлении присоединения важно точно соблюсти все процедурные моменты и совершить регистрационные действия в установленный законодательством срок.

В противном случае существует вероятность признания регистрации присоединившихся субъектов недействительной. При этом присоединившая компания понесет (возмещение убытков, штрафы).

Также возможно принятие судом решения о ликвидации компании (если присоединение проведено без согласия ФАС России и ограничивает конкуренцию).

Реорганизация в форме присоединения используется хозяйствующими субъектами достаточно часто, как для укрупнения бизнеса, так и для проведения фактической ликвидации присоединяемых компаний. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, важно аккуратно и ответственно подходить в к оформлению процедуры присоединения, изучив предварительно механизм ее проведения.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Доходы, не учитываемые для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций», поименованы в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Так, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в случае передачи имущества российской организации от субъекта Российской Федерации нормы подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ не применяются, так как субъекты Российской Федерации не являются юридическими лицами.

В отношении разъяснения письма Минфина России от 13.02.2015 № 03-03-06/1/6576 сообщаем.

В вышеуказанном письме имеется ссылка на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 98, в котором подтверждается позиция касательно статуса субъектов Российской Федерации как публично-правовых образований, которые не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что порядок признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии со статьей 271 НК РФ, согласно которой подобные доходы признаются по мере осуществления расходов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. КИЗИМОВ

Особенности исчисления налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче и получении имущества

В.В. Нарежный,
группа компаний «Беседин Аваков Тарасов и партнеры»

1. Различия между договорами дарения и безвозмездного получения имущества

В хозяйственной деятельности налогоплательщиков часто встречается ситуация, когда какое-либо имущество передается ими либо поступает к ним безвозмездно. Порядок налогообложения подобных операций существенно отличается от порядка налогообложения операций по реализации такого же имущества.
Организация может получить имущество безвозмездно от лица, не являющегося ее участником, на основании договора дарения либо договора безвозмездного пользования.
Наиболее существенная разница между правоотношениями, возникающими на основании вышеуказанных двух видов договоров, заключается в определении того, кто является собственником такого имущества. В первом случае право собственности переходит к получателю (одаряемому), во втором — остается за передающей стороной (ссудодателем).
Согласно ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает другую сторону (одаряемого) от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Гражданское законодательство определяет для организаций ряд ограничений на заключение договора дарения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 575 ГК РФ дарение запрещено между коммерческими организациями.
Таким образом, сторонами договора дарения могут быть:
— коммерческая и некоммерческая организации;
— две некоммерческие организации;
— физическое лицо и коммерческая либо некоммерческая организация.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 576 ГК РФ юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости.
Что касается договора безвозмездного пользования (договора ссуды), то согласно ст. 689 ГК РФ по данному договору одна сторона (ссудодатель) передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть вещь в том же состоянии, в каком она получила ее, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.

2. Определение безвозмездно полученного имущества

Определение безвозмездно полученного имущества для целей применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) содержится в п. 2 ст. 248 настоящего Кодекса: имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Как видим, данное определение не включает получение имущества по договору безвозмездного пользования: у получателя возникает обязанность (хотя и разорванная во времени) предоставить передающему лицу имущество (то есть вернуть полученное ранее имущество).
В то же время определение безвозмездно полученного имущества для целей главы 25 НК РФ охватывает некоторые иные операции по передаче имущества между хозяйствующими субъектами, которые не осуществляются на основании договора дарения, в частности внесение вкладов участниками общества с ограниченной ответственностью (ООО) в имущество такого ООО.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники ООО обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания вносить вклады в имущество общества. Внесение таких вкладов в имущество ООО не изменяет размеры и номинальную стоимость долей участников общества в его уставном капитале.
Поскольку внесение таких вкладов в имущество ООО его участниками не создает у самого общества обязанности встречного предоставления какого-либо имущества таким участникам, выполнения для них работ, оказания им услуг, подобная операция с точки зрения главы 25 НК РФ также признается безвозмездной передачей (для участников) и получением (для общества) имущества. Вместе с тем налоговое законодательство содержит ряд положений, позволяющих частично или полностью исключить стоимость имущества, полученного в рамках внесения вкладов участниками ООО в его имущество, из объектов обложения налогом на прибыль.

3. Определение стоимости безвозмездно полученного имущества для целей налогообложения

В главе 25 НК РФ установлено одно достаточно простое правило для стороны, безвозмездно передающей имущество. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Для получающей стороны все обстоит гораздо сложнее.
По общему правилу, установленному п. 8 ст. 250 НК РФ, в составе внереализационных доходов учитывается стоимость безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В этом же пункте ст. 250 НК РФ содержатся правила оценки стоимости безвозмездно полученного имущества для целей налогообложения (в частности, такие правила в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ используются при определении первоначальной стоимости безвозмездно полученного амортизируемого имущества).
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно доходы оцениваются исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже установленной в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или посредством проведения независимой оценки.
Если имеется заключение независимого оценщика о стоимости полученного безвозмездно имущества, то проблем у получателя, как явствует из вышеприведенной нормы НК РФ, не возникает. Если же оценка имущества не проводилась, то налогоплательщик обязан самостоятельно не только исчислить стоимость безвозмездно полученного имущества исходя из рыночных цен, но и подтвердить правильность такого исчисления, то есть изыскать документы, подтверждающие такие цены.
Это может вызвать у налогоплательщика затруднения, поскольку, руководствуясь п. 11 ст. 40 НК РФ, которым определены источники информации о рыночных ценах (официальные источники информации о ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках), сделать это не так просто: в российских условиях получить информацию о рыночных ценах крайне сложно — на бирже котируется лишь ограниченное количество видов товаров, органы статистики далеко не всегда публикуют сведения о ценах, а перечень товаров, по которым такие цены публикуются, достаточно ограничен.
Отметим, что такое положение, когда налогоплательщик должен самостоятельно подтверждать обоснованность примененной им оценки имущества, не является совершенно новым для российской налоговой системы. До введения в действие части первой НК РФ в п. 5 ст. 2 Закона РФ от 29.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в отдельных случаях предусматривалось самостоятельное исчисление налогоплательщиком налога на прибыль при осуществлении товарообменных операций исходя из рыночных цен.
Фактически глава 25 НК РФ вернула налогоплательщиков к действовавшему ранее положению. Ранее также возникало немало вопросов в связи с порядком подтверждения оценки полученных безвозмездно товаров (работ, услуг), в основном связанных с тем, какие источники информации о ценах могут быть использованы в том или ином случае и каким источникам отдавать приоритет при существенном расхождении содержащихся в них данных.
Согласно разъяснениям, дававшимся налоговыми органами, источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:
— официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже — информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;
— информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
— информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Таким образом, при получении какого-либо имущества безвозмездно организация должна:
— получить информацию о его рыночной цене из вышеуказанных источников;
— получить от передающего такое имущество лица сведения об остаточной стоимости такого имущества (для амортизируемого имущества) либо о сумме затрат на производство (приобретение) такого имущества.
Сведения об остаточной стоимости амортизируемого имущества либо о сумме затрат на производство (приобретение) такого имущества налогоплательщика целесообразно отразить в акте приема-передачи такого имущества.
Если определенная рыночная цена имущества будет ниже его остаточной стоимости (затрат на производство или приобретение), то для целей налогообложения будет применяться последний показатель.

4. Налогообложение безвозмездно полученного имущества

Статья 251 НК РФ содержит ряд норм, в соответствии с которыми в определенных случаях полученное безвозмездно имущество не включается в состав внереализационных доходов.
Прежде всего это имущество, получаемое от участников организаций и организациями- участниками от юридических лиц, в которых они участвуют.
Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не включается в состав внереализационных доходов имущество, полученное российской организацией безвозмездно:
— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации;
— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации;
— от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения вышеуказанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Данная норма, в частности, применяется в случае внесения участниками ООО вкладов в имущество такого общества в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Следует отметить, что в данную норму Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» были внесены изменения. Ранее для того, чтобы безвозмездно полученное имущество не признавалось объектом налогообложения, доля передающей или получающей стороны должна была составлять не менее 50 % . До принятия вышеуказанных изменений в ситуации, когда, например, у ООО имелись два учредителя (участника), каждому из которых принадлежит по 50 % уставного капитала, внесение ими вкладов в имущество этого общества не приводило к образованию объекта налогообложения.
После внесения изменений Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ в рассмотренной ситуации вся сумма вносимого участниками имущества должна признаваться внереализационным доходом.
Таким образом, в настоящее время при внесении вкладов в имущество ООО либо любой иной передаче имущества (например, по договору дарения) между организацией и ее участниками некоторая часть передаваемого имущества будет являться объектом налогообложения .
На практике возникает вопрос: должно ли полученное ранее имущество от участника, которому принадлежит 100 % уставного капитала получившей такое имущество организации, и возвращаемое этому участнику до истечения одного года облагаться налогом на прибыль? На данный вопрос следует ответить отрицательно, поскольку в норме подпункта 11 п. 1 ст. 251 НК РФ речь идет исключительно о третьих лицах (то есть всех лицах, за исключением передавшего имущество участника и получившей имущество организации).
Аналогичная ситуация складывается, когда возврат ранее безвозмездно полученного имущества осуществляется правопреемнику передавшего его участника. Такое может произойти, если передавший ранее безвозмездно имущество участник осуществил реорганизацию (например, слился с каким-либо иным лицом). В этом случае все права существовавшего ранее участника перейдут к вновь образованной в результате такого слияния организации (п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.01.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и т.д.), и, по нашему мнению, передача вновь образованной организации ранее полученного безвозмездно от участника имущества будет эквивалентна передаче такого имущества ранее существовавшему участнику.
Если реорганизация участника произошла в форме разделения или выделения, то права и обязанности переходят к вновь образуемым организациям (организации) в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, возврат в течение года после получения от участника имущества без уплаты налога на прибыль может быть произведен тому юридическому лицу, которое в соответствии с разделительным балансом является правопреемником участника, ранее передавшего безвозмездно такое имущество.
Еще одна важная для налогоплательщиков норма содержится в подпункте 6 п. 1 ст. 251 НК РФ: не включается во внереализационные доходы имущество, которое получено в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее — Закон N 95-ФЗ).

5. Освобождение от налогообложения безвозмездно полученного имущества

Следует отметить, что Закон N 95-ФЗ предоставление льгот по налогам (к таковым, по сути, можно причислить и освобождение от налогообложения в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 251 НК РФ) обуславливает наличием удостоверений — документов, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленных по форме и выдаваемых в порядке, которые определяются Правительством РФ. Порядок выдачи таких удостоверений установлен постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046.
Таким образом, воспользоваться освобождением от налогообложения передаваемых товаров, работ, услуг налогоплательщики могут при наличии удостоверений о признании таких товаров, работ, услуг гуманитарной или технической помощью (содействием).
Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не включаются в состав внереализационных доходов доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Под средствами целевого финансирования для целей главы 25 НК РФ понимается имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования. Однако, кроме приведенного общего определения средств целевого финансирования, в указанном пункте ст. 251 НК РФ содержится перечень видов доходов, признаваемых средствами целевого финансирования:
1) средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
2) полученные гранты. В целях главы 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ (перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов, приведен в постановлении Правительства РФ от 24.12.2002 N 943);
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
3) инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения. С данной нормой связана некоторая неясность. Ни в Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ни в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не дано четкого определения понятия «использование инвестиций». Очевидно, законодатель имел в виду, что полученные денежные средства должны быть в течение года потрачены на приобретение (строительство) соответствующих объектов капитальных вложений;
5) аккумулированные на счетах организации-застройщика средства дольщиков и (или) инвесторов, в частности, получение застройщиком средств по договору долевого строительства;
6) средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
7) средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
8) средства, полученные организациями отдельных секторов экономики на отдельные виды мероприятий (например, на обеспечение безопасности особо радиационно опасных производств).
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не включается во внереализационные доходы имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Наконец, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы такой вид безвозмездного поступления имущества, как целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели вышеуказанных целевых поступлений также обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При отсутствии такого учета у организаций, получивших средства целевых поступлений, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Данный пункт ст. 251 НК РФ действует в отношении некоммерческих организаций.
К вышеуказанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;
2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
8) отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;
9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от органов исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые на определенные учредительными документами РОСТО цели;
11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.
Для освобождения от налогообложения средств целевого финансирования и целевых поступлений необходимо доказать их целевое использование: ведь такое использование вышеуказанных средств является основным условием освобождения их от налогообложения. В этой связи, по общему правилу, доказывать факт целевого использования таких средств, в том числе и перед налоговым органом, должен получивший их налогоплательщик. Иными словами, налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие использование средств, полученных в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступлений на соответствующие цели.
В декларации по налогу на прибыль безвозмездно полученные доходы отражаются по строке 070 приложения N 6 «Внереализационные доходы» к Листу 02.
Кроме того, организации, получающие средства в рамках безвозмездной помощи (содействия), целевого финансирования, целевых поступлений и т.д., обязаны заполнять Лист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль. Порядок заполнения данного листа декларации подробно рассмотрен в п. 19 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585.

6. Дата признания доходов в виде безвозмездно полученного имущества

Как при применении налогоплательщиком метода начисления, так и при применении кассового метода будут действовать одинаковые правила определения даты признания доходов:
— при получении безвозмездно денежных средств на расчетный счет (в кассу) — дата поступления таких денежных средств;
— при получении безвозмездно иного имущества (основных средств, нематериальных активов, товаров, ценных бумаг и т.д.) — дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества.
Если средства целевого финансирования, целевые поступления используются не по назначению и т.д., они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).

Как и при рассмотрении любого вопроса, сначала необходимо точно определиться с его предметом. Что же такое имущественные права?

Поскольку Налоговый кодекс не дает точного определения данного термина, обратимся к другим отраслям права, в частности к Гражданскому кодексу (ст. 11 НК РФ). Универсального определения имущественных прав он также не содержит.

Таким образом, реализация имущественных прав происходит при реализации следующих объектов гражданских прав:

Одновременно отметим, что определения любого термина, в частности имущественных прав, в целях главы 21 Налогового кодекса, на которые выше есть ряд ссылок, не может быть однозначно распространено в качестве определения этих же объектов для налога на прибыль.

Такая позиция была высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 3 августа 2004 г. № 3009/04 (речь шла о финансовой услуге). Перейдем к описанию налоговых последствий при реализации некоторых видов имущественных прав.

Реализация долей в уставных капиталах

Налог на прибыль. Основная проблема в исчислении налога на прибыль — это признание понесенных затрат расходами в целях налогообложения. Расходам при реализации данных активов посвящен подпункт 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса. Согласно данному пункту, при реализации имущественных прав (долей, паев) в качестве расходов признается цена приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и сумма расходов, связанных с их приобретением и реализацией. В пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса в качестве таких расходов названы, в частности, расходы по оценке.

При применении данного пункта встают по крайней мере два вопроса: можно ли не учитывать в составе расходов сумму вклада в уставный капитал (термин «цена» здесь вроде бы не особенно подходит) и можно ли признать убыток от реализации данных активов.

Что касается суммы вклада в уставный капитал, то финансовое ведомство разрешает учесть его в составе расходов (письмо Минфина России от 6 марта 2007 г. № 03-03-06/2/44). Основанием для этого является подпункт 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, в котором сказано, что не учитываются для налогообложения доходы в пределах первоначального вклада в уставный капитал. ФАС Московского округа в постановлениях от 26 июня 2007 г. по делу № КА-А41/5905-07 и от 15 июня 2006 г. по делу № КА-А40/5137-06 также отождествляет цену приобретения и взнос в уставный капитал. Однако признаваемого для налогообложения убытка в виде разницы между суммой взноса в уставный капитал и доходом от реализации, по мнению Минфина, быть не может (письмо Минфина России от 8 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/735). Ведь в пункте 2 статьи 268 Налогового кодекса, которая дает право учитывать такой убыток, нет ссылки на подпункт 2.1 той же статьи, определяющий налоговые последствия от реализации имущественных прав. Московские налоговики обобщили вывод о непризнании убытков применительно ко всем операциям с имущественными правами (письмо ФНС России по городу Москве от 3 апреля 2007 г. № 20-12/031074).

Однако отметим некоторые противоречия, которые можно было бы истолковать в пользу налогоплательщика:

  • в пункте 2 статьи 268 Налогового кодекса идет речь об имущественных правах, хотя в подпунктах 2 и 3 той же статьи о них не упоминается. Напрашивается вывод об опечатке законодателя;
  • в статье 270 Налогового кодекса не содержится правил, исключающих учет убытков от реализации имущественных прав. Пункт 2 статьи 265 содержит открытый перечень убытков. Хотя данная статья в целом не относится к расходам, связанным с производством и реализацией, в ней указано, что признаваемые убытки просто приравниваются ко внереализационным. К тому же в качестве примера признаваемых по данному пункту убытков приведены убытки при уступке права требования, которая и является реализацией одного из видов имущественных прав;
  • база по налогу на прибыль определяется как разница между доходами и расходами. Убытки, хотя и употребляются в Налоговом кодексе отдельно от расходов, не обязательно должны противопоставляться расходам и присутствовать во всех операциях отдельно от расходов. Например, в операциях с ценными бумагами есть доходы и расходы. Убытка как элемента расчета базы не встречается.

НДС. На основании подпункта 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса операции по реализации долей, паев НДС не облагаются.

Реализация права требования

Налог на прибыль. Для того чтобы определить, какую сумму расходов можно признать при реализации права требования, уже упоминавшийся выше подпункт 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса отсылает налогоплательщика к статье 279 Налогового кодекса. Очевидно, первоначально право требования организация уступает с убытком. Если уступка права требования происходит после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, то половина убытка признается сразу, половина — через 45 дней. В дальнейшем при реализации действует понятное по аналогии с товарами правило: доход — то, что причитается, расход — то, что потратили на приобретение. Особый интерес вызывает исчисление налога в случае выдачи авансов в счет предстоящих поставок. В данном случае уступается не право требования продавца или займодавца, для которых существует статья 279 Налогового кодекса. Однако в статье 268 Налогового кодекса нет ограничений на виды долга и ссылка на статью 279 Налогового кодекса определена как «с учетом положений». В связи с этим для уступки требований, исходя из оплаты авансов, нужно также пользоваться правилами статьи 279 Налогового кодекса.

НДС. При первоначальной реализации права требования, вытекающего из реализации товаров, работ и услуг, базы по НДС не образуется. НДС уже был начислен при реализации. При дальнейшей реализации права требования НДС облагается превышение цены продажи над ценой приобретения права требования (ст. 155 НК РФ). Порядок налогообложения при уступке права требования поставки чего-либо, то есть прав лица, выплатившего аванс, не прописан. Поэтому на основании пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса налог в данном случае не установлен.

Право на заключение договора аренды

Иногда организации приобретают право на заключение договора аренды. Если имеется юридическая возможность это право уступить и эта возможность использована, то мы столкнемся также со случаем реализации имущественных прав. Несмотря на то что глава по НДС относит данное право непосредственно к имущественным правам, думается, исходя из обязательственной гражданско-правовой природы данного права (обладатель имеет возможность требовать исполнение обязательства по заключению договора и передаче имущества в аренду), можно отнести его к имущественным правам для целей Налогового кодекса в целом и главы 25 в частности. То, что данное право подразумевает обязательство другого лица, означает, что это лицо имеет долг перед правообладателем (то, что «долг» сопутствует «должнику», видно из ст. 391 ГК РФ). Таким образом, в данном случае на основании абзаца 2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса налогоплательщик должен пользоваться правилами статьи 279 Налогового кодекса по аналогии с уступкой прав, возникших при выплате аванса. В данном случае сроком оплаты будет окончание срока, в течение которого обязанное лицо должно заключить договор аренды. НДС. По НДС для данного случая предусмотрено специальное правило пункта 5 статьи 155 Налогового кодекса, по которой сумма НДС просто накидывается сверх цены без НДС, как это делается при реализации товаров, работ и услуг.

Безвозмездное пользование

Налог на прибыль. Высший Арбитражный Суд (п. 2 информационного письма Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98) указал, что при безвозмездном получении права пользования вещью возникает внереализационный доход на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса. Финансовое ведомство также поддерживает эту позицию. В письме Минфина России от 8 августа 2007 г. № 03-03-06/1/545 разъясняется, что предоставление имущества в безвозмездное пользование признается имущественным правом.

НДС. На основании абзаца 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса операции по передаче в безвозмездное пользование подлежат налогообложению НДС. Исходя из данного положения можно сказать, что, в отличие от товаров, работ и услуг (реализация — это возмездная передача), для имущественных прав не делается различий между возмездной и безвозмездной передачей.

Принципы определения дохода

Хотя основной проблемой в налогообложении является признание расходов, но и величина доходов от реализации может быть подвержена проверке. Контролю за доходами, а именно за уровнем договорных цен между контрагентами, посвящена статья 40 Налогового кодекса. Смысл ее сводится к тому, что в определенных случаях, когда цены на реализуемые активы низкие, возможно доначисление налога на прибыль исходя из ситуации, когда в качестве дохода признавалась бы их рыночная цена. Однако статья 40 не относится к случаю реализации имущественных прав. В ней речь идет только о товарах, работах и услугах. А как уже было показано выше, согласно статье 38 Налогового кодекса, для целей Налогового кодекса, имущественные права в состав имущества, а значит и товаров, не входят. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19 сентября 2005 г. по делу № А79-806/2005 справедливо подтвердил, что Налоговый кодекс не предусматривает определение рыночных цен для имущественных прав.

Даже если имущественные права получены безвозмездно, статья 40 Налогового кодекса также неприменима. В пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса указано, что при безвозмездном получении по рыночной стоимости в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса определяется стоимость опять-таки только товаров, работ и услуг. Казалось бы, здесь никаких проблем быть не может. Но к сожалению, необходимо добавить, что некоторые суды лично от себя добавляют что-либо в Налоговый кодекс. В том же информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда № 98 указано, что в случае безвозмездного получения имущественного права доход определяется исходя из рыночных цен с учетом статьи 40 Налогового кодекса.

С. Горячев, аудитор аудиторской фирмы ООО «С. А. Партнерство»

* Текст документа опубликован в № 17 за 2007 год журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

П 1 ст 251

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *