Ответственность за нарушение валютного законодательства

Полномочия в сфере валютного контроля

Банк России контролирует проведение операций с валютой в кредитных организациях, Правительство осуществляет свои функции при помощи исполнительных органов. До 2016 года этим занимался Росфиннадзор, в настоящее время за оборотом иностранных денег следят Федеральная таможенная служба и налоговая служба.

Часть функций передана так называемым агентам валютного контроля. Это Внешэкономбанк и другие уполномоченные банки. Все эти структуры вправе проверять, как соблюдают валютное законодательство резиденты и нерезиденты на территории РФ. Для этого они запрашивают сведения и документы, которые связаны с обслуживанием валютных счетов и проведением операций с иностранными деньгами, особенно у участников внешнеэкономической деятельности.

Если документы не будут предоставлены или окажутся, по мнению банка, недостоверными кредитная организация может отказать в проведении сделки или операции с иностранными денежными средствами.

Налоговые инспекции могут контролировать правила обращения с валютой в ходе камеральных и выездных проверок. Уполномоченные банки в целях надзора оформляют паспорта сделок и передают сведения в Центробанк. Таможенные органы контролируют оборот иностранной денежной массы при экспорте и импорте товаров, пересечении границы.

Ответственности за нарушение правил обращения валюты

Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

Административная ответственность

Административное наказание за несоблюдение валютного законодательства устанавливает статья 15.25 КоАП. Данная норма выделяет несколько видов правонарушений:

  • Незаконные валютные операции. Это купля-продажа денежных средств, минуя уполномоченные банки, либо проведение операций через счета, открытые в заграничных кредитных организациях. Сюда же относятся сделки в валюте между физическими лицами без участия банка, например, заключение договора займа. Данные правонарушения приводят к взысканию штрафа в размере от ¾ до целой суммы незаконной операции. Для должностных лиц выплата составит от 20 до 30 тыс. рублей.
  • Граждане и юридические лица обязаны сообщать налоговым органам об открытии или закрытии валютных счетов в зарубежных банках, изменении реквизитов в течение 1 месяца. В случае нарушения этого срока либо подачи уведомления в несоответствующей законодательству форме, для граждан штраф составит до 1,5 тыс., для должностных лиц — до 10 тыс., для организаций – до 100 тыс. рублей.
  • Если резидент не сообщит об открытом в зарубежном банке счете, то сумма взыскания для граждан увеличится до 5 тыс., для ответственных лиц – до 50 тыс., для организаций – до 1 млн. рублей.
  • При продаже товаров или оказании услуг иностранным организациям или гражданам поставщик обязан обеспечить поступление денег на счета в уполномоченных российских банках в установленные контрактом сроки. Несоблюдение сроков приведет к наложению штрафа в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ от полученной в дальнейшем суммы за каждый пропущенный день.
  • В случае неполучения денег на счет размер взысканной суммы составит до 50 тыс. рублей для организаций и до 30 тыс. рублей для должностных лиц. Если ответственное лицо раньше уже привлекалось по данному нарушению, то ему грозит до 3 лет дисквалификации.

Важно!
Ответственность по данным статьям не наступает при условии, что риск неисполнения обязательств зарубежным партнером будет застрахован, и получена страховая выплата.

  • Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету. Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом.

При повторном правонарушении размер взыскания увеличивается до 20 тыс. рублей для физических лиц и до 600 тыс. рублей для организаций.

Уголовная ответственность

УК определяет наказание за валютные нарушения сразу по 2 статьям.

Ст. 186 предусматривает взыскание за производство, хранение, транспортировку и реализацию поддельных денежных купюр, а так же ценных бумаг. Эта норма касается отечественной и иностранной валюты. В качестве наказания за данные преступления, совершенные вместе или по отдельности, назначают:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 8 лет заключения с одновременным штрафом до 1 млн рублей.

Если деяние сопровождается крупным ущербом (больше 1,5 млн рублей), то срок заключения возрастает до 12 лет, размер штрафа остается прежним. В случае, когда действовала организованная группа, виновным грозит до 15 лет лишения свободы.

Важно!
Если поддельные деньги реализует лицо, которое их не изготавливало, то привлечь его к ответственности можно только в случае, когда ему было известно о факте подделки.

Ст. 193 УК устанавливает виды наказаний за нарушение правил репатриации валюты. За невозвращение из-за границы валютных средств несут ответственность руководители организаций. Для этих правонарушений определены следующие виды взысканий:

  • штраф от 250 до 500 тыс рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо заключения.

В случае, когда преступление совершила группа лиц, или ущерб имеет особо крупный размер (свыше 30 млн рублей), срок заключения увеличивается до 5 лет и дополняется штрафом до 1 млн рублей.

92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

  • •1. Понятие финансов и их функции
  • •2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
  • •3. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности
  • •4. Распределение компетенции между органами государственной власти в области финансовой деятельности
  • •5. Система финансовых органов, осуществляющих деятельность по управлению финансами и контроль в этой сфере
  • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • •7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права
  • •8. Предмет и метод финансового права
  • •9. Система финансового права Российской Федерации
  • •10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды
  • •11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности
  • •12. Субъекты финансовых правоотношений
  • •13. Понятие и значение финансового контроля
  • •14. Виды и органы финансового контроля
  • •15. Методы финансового контроля
  • •16. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности
  • •17. Понятие бюджетного права, его источники
  • •18. Бюджетные правоотношения и их особенности
  • •19. Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов
  • •20. Понятие консолидированного бюджета, его виды и особенности
  • •21. Субъекты бюджетных правоотношений
  • •22. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетном процессе
  • •23. Бюджетная система, ее состав, принципы построения
  • •24. Доходы бюджетов, их классификация
  • •25. Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами
  • •26. Расходы бюджетов, их классификация
  • •27. Виды расходов и распределение расходов между бюджетами
  • •28. Фонды финансовой поддержки, порядок их образования и расходования
  • •29. Дефицит бюджета
  • •30. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъекта Федерации и местным бюджетам
  • •31. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований
  • •32. Понятие бюджетного процесса. Его стадии
  • •33. Принципы бюджетного процесса
  • •34. Порядок составления проекта федерального бюджета
  • •35. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
  • •36. Порядок исполнения федерального бюджета
  • •37. Особенности казначейского исполнения бюджета
  • •38. Кассовое исполнение бюджетов
  • •39. Виды распорядителей средств федерального бюджета
  • •40. Отчет об исполнении федерального бюджета
  • •41. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
  • •42. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • •43. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
  • •44. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
  • •45. Понятие доходов государства, их виды
  • •46. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации
  • •47. Функции налогов
  • •48. Налоговая система Российской Федерации
  • •49. Порядок установления налогов и сборов
  • •50. Понятие налогового права, его источники
  • •51. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений
  • •52. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
  • •54. Налог на прибыль организаций
  • •55. Налоги с физических лиц. Общие положения
  • •56. Налог на доходы физических лиц
  • •57. Налог на имущество физических лиц
  • •58. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
  • •59. Земельный налог
  • •60. Транспортный налог
  • •61. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
  • •62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
  • •63. Понятие и система неналоговых доходов государства
  • •64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
  • •65. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •66. Понятие налогового агента, их права и обязанности
  • •67. Механизм обеспечения исполнения налоговых обязанностей
  • •68. Порядок изменения сроков уплаты налогов
  • •69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
  • •70. Формы государственного внутреннего долга
  • •71. Понятие и организация страхования
  • •72. Виды страхования
  • •73. Понятие и система государственных расходов
  • •74. Понятие и принципы финансирования
  • •75. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
  • •76. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
  • •77. Понятие, принципы и виды банковского кредита
  • •78. Понятие и структура банковской системы
  • •79. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
  • •80. Небанковские кредитные организации в банковской системе
  • •81. Иностранные банки, их филиалы и представительства
  • •82. Банковское регулирование и банковский надзор
  • •83. Понятие денежной системы
  • •84. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
  • •85. Правовые основы обращения наличных денег
  • •86. Правовые основы безналичного денежного обращения
  • •87. Понятие валюты и валютных ценностей
  • •88. Характеристика валютных операций
  • •89. Субъекты и объекты валютных отношений
  • •1) Резиденты:
  • •2) Нерезиденты:
  • •90. Понятие и содержание валютного регулирования
  • •91. Валютный контроль
  • •92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

12.1.7. Валютные преступления

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ)

Объектом преступления является законный принцип осуществления экономической деятельности.

Объективной стороной данного преступления является совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно за незаконное хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Отягчает данное преступление совершение его группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или в крупном размере.

Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 169 УК РФ.

Субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)

Объектом преступления является установленный настоящими правилами порядок сдачи государству указанных предметов.

Объективная сторона данного преступления — уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Предметом данного преступления могут быть лишь такие драгоценные металлы или драгоценные камни, которые добыты из недр, получены из вторичного сырья, подняты или найдены.

Понятие крупного размера дано в Примечании к ст.

169 УК.

Субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УКРФ)

Объект преступления — законный порядок в сфере валютного регулирования финансовой деятельности государства.

Предметом преступления являются средства в иностранной валюте, подлежащие обязательному перечислению на счета в уполномоченный российский банк.

Преступление признается совершенным в крупном размере, если сумма невоз- вращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей (см. примечание к ст. 193 УК РФ).

Оконченным преступлением считается с момента невозвращения средств из-за границы в крупном размере.

Объективная сторона данного преступления состоит в невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих, в соответствии с законодательством РФ, обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Субъектом данного преступления является руководитель организации, чья предпринимательская, хозяйственная деятельность связана с совершением валютных операций.

С субъективной стороны преступление совершается умышленно.

Валютные преступления (ст.ст. 191-194 УК РФ).

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191).

Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. К таким изделиям относятся: ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и прочие изделия, применяемые в качестве украшений.

Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты.

Статья 191 содержит под общим названием «незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» описание признаков двух самостоятельных составов преступлений различающихся по признакам объективной стороны:

а) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации;

б) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Предметом обоих преступлений являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий из природных драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий.

Речь идет только о природных драгоценных камнях.

Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы в уголовном порядке все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

Незаконность сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов, а также нарушением установленного порядка осуществления сделок с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.

Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки.

Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Незаконный источник (способ) приобретения данных ценностей делает незаконными последующее их хранение, перевозку или пересылку.

Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного

. Хранение — длящееся преступное деяние; оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.

Перевозка — любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с использованием транспортного средства.

Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным или иным способом, когда их транспортировка осуществляется в отсутствие отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.

Субъективная сторона. Рассматриваемое преступление в любой его разновидности может быть совершено только с прямым умыслом. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении им 16-летнего возраста.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192).

Добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней на территории Российской Федерации могут осуществляться исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию).

При этом под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а под добычей драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений.

Статья 192 устанавливает ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям или международным стандартам.

Невыполнение правил обязательной сдачи минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также обязательной продажи драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере образует объективную сторону преступления.

Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно.

Субъектом может быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также руководитель артели старателей, добывающих полезные ископаемые на основании лицензии, лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, и т.д.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней является преступлением средней тяжести.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

В законе даны разъяснения ряду понятий, знание которых необходимо для правильного применения ст. 193 УК. В частности, иностранной валютой признаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Резидентами являются:

а) физические лица — граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве;

б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и другие. Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с иностранным законодательством, имеющие право в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ совершать банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Статья 193 предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — «невозвращением» этих средств, хотя факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, скрывается.

Крупный размер деяния определяется в примечании к ст. 193 суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 5 млн. руб.

Крупный размер может образовываться и из нескольких невозвращенных сумм иностранной валюты.

Преступление окончено с момента истечения установленного Центральным банком срока перечисления из-за рубежа иностранной валюты на счет уполномоченного банка.

Данный состав преступления предусматривает специального субъекта, непосредственно указанного в Законе, — это руководитель организации.

Таковым является руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица.

Субъективная сторона. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — это умышленное преступление. Виновный руководитель организации знает о наличии за рубежом средств в иностранной валюте и об имеющихся обязанности и возможности их перечисления на счета в уполномоченный банк РФ, но не делает этого, руководствуясь различными соображениями.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — преступление средней тяжести.

В настоящее время предусмотрена ответственность за следующие деяния, нарушающие установленный порядок обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты:

незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней;

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Диспозиции статей об ответственности за эти деяния являются бланкетными, что требует обращения к нормативным актам, определяющим принципы и правила осуществления операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и иностранной валютой в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения этими ценностями.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).

Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом.

В нем предусмотрено пять видов платежей (ст. 318):

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:

1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ (п. 1 ст. 319 ТК).

Объективная сторона уклонения от платы таможенных платежей выражается в действии или бездействии, заключающемся как в полном или частичном сокрытии объекта платежа, так и в неуплате таможенных платежей при полной информации об объекте.

Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного вида или нескольких видов; но и в том и в другом случае для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 500 тыс. руб. (крупный размер).

Субъектом преступления является декларант, т.е. лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары.

Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно.

Квалифицированными видами преступления являются:

уклонение от уплаты таможенных платежей группой лиц по предварительному сговору;

совершение деяния в особо крупном размере.

Особо крупный размер налицо, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты таможенных платежей считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах — средней тяжести.

С помощью уголовного закона государство обеспечивает интересы национальной безопасности, в том числе экономической, защиту внутреннего рынка, сохранение культурного наследия, выполнение международных обязательств и т.д.

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Высокая общественная опасность нарушений валютного законодательства обусловила уголовно-правовую защиту правоотношений в этой области.

В УК включена ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации», согласно которой:

«1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  • 2. Те же деяния, совершенные:
    • а) в особо крупном размере;
    • б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • в) с использованием заведомо подложного документа;
    • г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».

Деяния, предусмотренные названной статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн руб., а в особо крупном размере – 30 млн руб.

Объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте и валюте РФ на счета в уполномоченные банки или банки, расположенные за пределами РФ. Одна из целей статьи – удержание иностранной валюты в государственной казне Российской Федерации, предотвращение ее утечки за рубеж в целях стабилизации рубля, создание условий для его конвертируемости.

Предмет преступления – средства в иностранной валюте или валюте РФ. В соответствии с Законом о валютном регулировании к иностранной валюте относятся: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; к валюте РФ: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

К средствам в иностранной валюте относятся также ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.д.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики Российской Федерации, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Часть валютной выручки юридических лиц – резидентов подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ после зачисления ее на счета этих юридических лиц в уполномоченных банках РФ по рыночному курсу иностранных валют в соответствии с порядком, установленным Банком России. Закон о валютном регулировании сохранил правило о том, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности (ст. 19). Статья 21 данного Закона, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке, с 1 января 2007 г. отменена.

Напомним, что ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту только в следующих случаях: а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами РФ в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с содержанием резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках; в) при использовании иностранной валюты, полученной резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ для покрытия расходов по их проведению, – на период проведения этих мероприятий; г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между резидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ.

Валютное законодательство обязывает субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои счета в уполномоченных банках РФ или банках, расположенных за пределами территории РФ, а равно обеспечить возврат ранее переведенных за рубеж денежных средств в случае непоставки товаров по импортному контракту. Невозвращение средств в иностранной валюте или валюте РФ – это невыполнение обязанности субъекта перевести средства в иностранной валюте или валюте РФ в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ. Способы такого невозвращения могут быть самыми разнообразными: простое фактическое бездействие, невыдача распоряжения о перевозке, отказ от подписи соответствующих банковских документов, действия по укрывательству полученной иностранной валюты и т.п.

Следовательно, о выполнении объективной стороны состава рассматриваемого преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации-резидента в уполномоченном банке или банке, расположенном за пределами территории РФ, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).

В зависимости от оснований поступления средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ, установлены различные предельные сроки исполнения этой обязанности, истечение которых определяет момент совершения преступления.

Таким образом, преступное деяние может быть совершено путем действия или бездействия и объективно выражаться:

  • – в невозвращении из-за границы валютной выручки, поступившей в распоряжение резидента от экспорта товаров, работ, услуг;
  • – невозвращении средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных на счета контрагентов при импорте товаров, работ, услуг в случаях, когда законодательство требует возврата таких средств;
  • – невыполнении обязанности по перечислению валюты со счетов организаций, открытых в зарубежных банках, на счета в уполномоченных банках;
  • – неисполнении обязанности по перечислению иных поступлений в иностранной валюте или валюте РФ, в том числе финансовых кредитов, на счета в уполномоченном банке или банке, расположенном за пределами территории РФ;
  • – иных деяниях, нарушающих требования действующего валютного законодательства.

В форме бездействия данные деяния объективно могут выразиться в непринятии руководителем организации вообще каких- либо мер по зачислению и возврату денежных средств. Такое бездействие встречается, например, когда руководитель является подставным в деятельности «фирмы-однодневки», специально созданной для заключения контракта, по которому валютная выручка заведомо не вернется, и т.п. Бездействие может выражаться и в невыдаче руководителем распоряжения о переводе валютной выручки, уклонении или отказе от подписания соответствующих банковских документов и т.п. При правовой оценке бездействия необходимо вновь исходить из положений валютного и таможенного законодательства.

Так, согласно положениям п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • – получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары;
  • – возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Примеры действий, могущих составлять объективную сторону невозвращения, весьма разнообразны. Так, руководитель организации с целью хищения ее валютных средств может дать письменное или устное указание нерезиденту о переводе выручки по валютному контракту на свой личный счет за границей, внести выручку там же, за границей, в качестве аванса по другой сделке, рассчитаться с долгами иностранным партнерам, выплатить зарплату своим подчиненным, работающим за границей, иным образом растратить либо укрыть валюту за границей и т.п.

Характерно, что действия, входящие в объективную сторону покушения на нарушение установленного валютным законодательством порядка зачисления на банковские счета или возврата денежных средств, могут совершаться и, как правило, совершаются виновным именно до истечения предельного срока. При заранее обдуманном умысле такими действиями следует признать, например, меры руководителя, направленные на перемещение товара в режиме экспорта, либо перевод предоплаты в валюте по импортному контракту и т.п.

Субъект преступления специальный. Им, как правило, является руководитель организации-резидента любой формы собственности, имеющий право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» руководитель организации определен как руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Субъектом рассматриваемого преступления не может быть признан индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Хотя общеизвестно, что в рамках такой организационно-правовой формы часто действуют довольно крупные структуры.

Также не может быть субъектом преступления и лицо (не первый руководитель организации), которому поручено подписание (ведение) конкретного контракта и паспорта сделки.

В практике часто встречаются уголовные дела, где внешнеэкономический контракт подписывают другие работники организации, а не первый руководитель (заместители, финансовые директора, менеджеры либо просто работники, уполномоченные к подписанию контракта по доверенности). Эти лица не являются специальными субъектами данного преступления.

Субъектом преступления также не может быть руководитель организации-нерезидента (ч. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Несмотря на то что реально действия по зачислению валютных средств из-за границы на счета в уполномоченный банк РФ осуществляет, как правило, иностранный партнер, в соответствии с действующим законодательством обязанность обеспечить это зачисление полностью возлагается на организацию-резидента.

Соучастниками же преступления могут быть и другие лица (другие работники организации-резидента, сотрудники уполномоченного банка, другие представители органов и агентов валютного контроля, должностные лица и другие служащие органов власти и управления, иностранные партнеры и т.д.).

Следует учитывать, что невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте влечет уголовную ответственность при условии крупного размера рассматриваемого деяния, который определяется суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 6 млн руб.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Это означает, что в деянии (действии или бездействии) необходимо установить один из двух видов умысла:

  • – прямой (лицо осознает фактический характер и общественную опасность своих действий, иначе говоря, понимает то обстоятельство, что валюта в крупном размере находилась или находится за границей в фактическом его распоряжении и что он несет ответственность по обеспечению ее возврата на счет в уполномоченный банк в полном объеме и в установленные сроки; он предвидит реальную возможность либо неизбежность последствий, т.е. невозвращения, и желает такого невозвращения (ч. 2 ст. 25 УК));
  • – косвенный (лицо также осознает изложенное, предвидит указанную выше реальную возможность, хоть и не желает, но сознательно допускает невозвращение валюты либо относится к невозврату безразлично (ч. 3 ст. 25 УК)).

Мотивы и цели данного преступления весьма разнообразны и формально не влияют на квалификацию преступления, однако они имеют важнейшее значение для назначения наказания. Нарушение установленного валютным законодательством порядка зачисления на банковские счета или возврата денежных средств, совершенное с прямым умыслом, обязательно содержит специальные цель и мотив. Чаще всего в практике встречаются корыстные цели и мотивы, связанные с хищением предмета перемещения, иными выгодами имущественного характера, например с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей. Встречаются и другие цели: прикрытие незаконной деятельности, отмывание полученных незаконным путем денежных средств и иного имущества, получение руководителем и другими работниками различных выгод неимущественного характера и т.п.

Установление в ходе расследования целей и мотивов преступника имеет серьезное криминалистическое значение, поскольку дает возможность выявлять многочисленные сопутствующие преступления, выдвигать и проверять правильные версии, планировать следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия и т.д.

С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте или валюте РФ, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организаций, квалифицируют по совокупности ст. 193 и 199 УК.

Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также квалифицируются по совокупности соответствующих преступлений.

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ΦЗ ст. 193 УК дополнена частью 2, где предусмотрены квалифицирующие признаки деяний, описанных в ч. 1 данной статьи. Таковыми являются: а) особо крупный размер (32 млн руб.); б) совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) использование заведомо подложного документа; г) использование юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Этим же Федеральным законом УК РФ дополнен ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов», где установлено:

«1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
    • а) в крупном размере;
    • б) группой лиц по предварительному сговору;
    • в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
    • а) в особо крупном размере;
    • б) организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».

Как и в ст. 193 УК, деяния, предусмотренные ст. 193.1, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн руб., а в особо крупном размере – 32 млн руб.

Объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законодательством РФ совершения валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ. Денежные средства в иностранной валюте или в валюте РФ – предмет преступления.

Под действие ст. 193.1 УК подпадают не все разновидности валютных операций, а только операции по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов. Объективная сторона преступного деяния выражается в представлении кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Состав преступления формальный – для квалификации достаточно совершения самого деяния, описанного в диспозиции ст. 193.1 УК.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что совершает общественно опасное деяние и желает его совершить. О прямом умысле свидетельствует также использование законодателем формулировки «документов, содержащих заведомо недостоверные сведения».

Субъект характеризуется теми же признаками, что в составе преступления, предусмотренном ст. 193 УК.

В ч. 2 ст. 193.1 УК закреплены квалифицирующие: а) совершение деяния в крупном размере; б) группой лиц по предварительному сговору; в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Особо квалифицирующие признаки определены в ч. 3 ст. 193.1 УК: а) особо крупный размер; б) совершение преступления организованной группой.

Минфин хочет освободить бизнес от штрафов за невозврат валютной выручки

Но некоторые экспортеры могут полностью освободиться от наказания, сообщил «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» представитель Минфина. Законопроект вводит понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности». Для компаний из такого перечня максимальным наказанием за невозврат выручки будет предупреждение, рассказывает представитель Минфина. Критерии отбора компаний будут утверждены правительством после принятия поправок. Ими могут стать прибыль компании, выплаченные ею налоги, сколько она работает экспортером или импортером, отсутствие нарушений, перечисляет федеральный чиновник. Предложения продлить льготный период без штрафа с 30 до 90 или 180 дней не обсуждаются, уточняет представитель Минфина. Минэкономразвития «концептуально поддерживает» законопроект, говорит представитель министерства. Его коллега из ФНС переадресовал вопросы в Минфин. Представители ФТС и ЦБ не ответили на запросы «Ведомостей». Но в мае зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин говорил, что регулятор против полной отмены репатриации валютной выручки.

Обязанность возвращать выручку в Россию экспортеры называют одной из самых больших проблем для бизнеса. Сейчас штраф составляет 1/150 ставки ЦБ (7,25%) от неполученной суммы за день просрочки, т. е. около 0,05%. Если же деньги вообще не поступили на счет, штраф может быть 75–100% суммы. На практике компании сталкиваются с такими штрафами даже при просто нарушении срока возврата выручки, жаловались юристы. Экспортеров штрафуют за любые нарушения сроков, хотя часто виноват контрагент-нерезидент, а российская компания повлиять на ситуацию не может, признают и авторы законопроекта. «Нужно заканчивать с этой историей с обязательной репатриацией валютной выручки», – говорил Моисеев.

Отменить контроль для всего бизнеса – слишком смелый шаг, правительству сначала нужно прощупать почву, считает партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко. Хотя аргументы против отмены контроля, как правило, сводятся к тому, что отмена репатриации создаст возможность вывода средств из страны, данных о том, насколько норма препятствует этому, нет, указывает директор группы по оказанию юруслуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова. Не способствует обязанность репатриировать валютную выручку и сбору налогов, говорит Хаменушко.

Зато строгий контроль бьет по добросовестным экспортерам, отмечает Грицепанова: они и так пострадали от действий контрагента за рубежом, а в России еще раз пострадают от валютного контроля. Инструмент давно устарел, бизнес ждет, когда наконец его полностью отменят, подтверждает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.

Но если отменять штрафы, нужно отменить и обязанность репатриировать выручку, считает Хаменушко, компании будут нарушать ее, если никаких санкций нет. Без штрафов высоки риски, что никто не будет соблюдать неудобную норму, согласен Калинин. А если и отменять контроль, то для всего бизнеса, иначе будет нарушен принцип равенства, предупреждает Хаменушко.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

П. 4.1 ст. 15.25

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

***

Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *