Оценка проведения тендера

В новой статье мы поговорим о том, что делать после того, как выиграл контракт. Этот вопрос часто возникает у начинающих поставщиков, которые только начинают работать в сфере госзакупок. Пришло время разложить все по полочкам. Даем пошаговую инструкцию для выигравших участников со всеми нюансами и особенностями. У вас должно сложиться четкое понимание всего процесса, иначе пробелы в этой теме могут привести к печальным последствиям. Например, попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Алгоритм действий рассмотрим на примере запроса котировок в электронной форме и электронного аукциона. Именно этими процедурами в большинстве случаев пользуются заказчики при определении будущего исполнителя. Взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит дистанционно — на электронной торговой площадке (ЭТП), на которой размещается закупочная документация.

1. Подробный алгоритм действий
1.1 Ждем публикацию итогового протокола
1.2 Получаем контракт для подписания
1.3 Не спешим сразу подписывать контракт
1.4 Предоставляем заказчику обеспечение исполнения контракта
1.4.1 Чем грозит признание поставщика уклонившимся от заключения контракта?
1.4.2 Как избежать этих негативных последствий?
2. Где найти информацию о победителях тендеров?
3. Кому нужны базы победителей тендеров?

Подробный алгоритм действий

Вы прошли этот сложный путь и наконец-то выиграли свой первый тендер. Чтобы в вашей голове не было никакой путаницы, читайте ниже, что делать дальше.

1.1 Ждем публикацию итогового протокола

Итак, торги прошли, и вы выиграли контракт. Теперь ждите, когда появится итоговый протокол. Это должно произойти в течение 3-х дней. Электронный документ будет размещен в Единой информационной системе (ЕИС), а напротив вашей организации будет стоять статус «Победитель».

1.2 Получаем контракт для подписания

У заказчика есть 5 календарных дней на отправку вам проекта контракта на подпись. Это не значит, что документ придет на 5-й день, некоторые заказчики отправляют его сразу в первый же день. Уведомление о получении проекта контракта придет вам на эл. почту и в личный кабинет на ЭТП.

Важный момент! Всегда проверяйте папку «Спам», потому что ожидаемое уведомление может оказаться там. Если не проследить за этим моментом, то можно не уложиться в обозначенные сроки. За это досадное нарушение ФАС может внести сведения о вас в РНП. А туда лучше не попадать, потому что лишитесь возможности участия в тендерах на 2 года. На эту тему читайте статью «Что такое РНП и как в него не попасть? Практические советы для поставщиков».

В общем, контролируйте все поступающие на ваш email письма и тогда избежите плохих последствий.

1.3 Не спешим сразу подписывать контракт

Об этом простом правиле знают опытные поставщики, так как им известно, что заказчики могут допустить ошибки в закупочной документации.

Вычитывайте проект контракта на предмет несоответствия каких-либо показателей или характеристик с документацией тендера. И там, и там все значения должны быть идентичны. Если неточности найдены, то у вас есть 2 пути:

  1. При мелких несовпадениях (например, в реквизитах или контактных данных) подготовьте протокол разногласий и отошлите его заказчику. Данный документ составляется произвольно, утвержденного шаблона нет.
  2. При существенных несовпадениях (сроки поставки, стоимость контракта, количество товара и др.) следует обращаться в ФАС. Жалоба в антимонопольный орган должна быть грамотно составлена. Вы можете сделать это самостоятельно или воспользоваться моими услугами. Также ознакомьтесь со всем перечнем оказываемой поставщикам поддержки.

Законодатели дают вам 5 календарных дней, чтобы подписать контракт или отправить заказчику протокол разногласий. Если вы подписываете контракт, значит, вы внимательно изучили все его условия и владеете всеми необходимыми ресурсами для его исполнения. Этого мнения будет придерживаться ФАС в случае возникновения разбирательств между вами и другой стороной.

Менять существенные условия контракта нельзя (сроки исполнения, стоимость работ и т.д.). Но в отдельных случаях допускается изменять цену контракта. Об этом читайте статью «Изменение контракта по 44-ФЗ в 2020 году: актуальная информация».

Важный момент! Сколько раз можно отправить протокол разногласий? Согласно ч.4 ст. 83.2 протокол разногласий можно направить только один раз. При этом следует помнить, что заказчик должен ответить на протокол разногласий в 3-дневный срок, а еще 3 дня дается поставщику на подписание.

Если по каким-то причинам вы сорвете исполнение контракта, то заказчик вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке, но это чревато печальными последствиями. Подробнее о расторжении контракта читайте .

1.4 Предоставляем заказчику обеспечение исполнения контракта (ОИК)

Это условие всегда прописывается в извещении, документации и в контракте. ОИК перечисляется на счет заказчика одновременно с подписанным контрактом. Есть 2 варианта предоставления ОИК:

  1. Перечисляете деньги на указанный счет заказчика и подтверждаете эту операцию платежным поручением.
  2. Предоставляете заказчику банковскую гарантию, в этом случае подтверждением будет выданный финансовым учреждением документ. О том, как получить банковскую гарантию рассказано в этой статье.

Важный момент! Как внести обеспечение исполнения контракта деньгами – ясно и понятно, а вот получение банковской гарантии достаточно проблематично. Ее выдают не сразу, а в течение определенного времени, то есть несколько дней вы потеряете. Кроме этого, заказчик предъявляет к банковской гарантии требования, которые необходимо выполнить. Если вы опоздаете в отведенные сроки или проигнорируете требования заказчика, то суровое контрактное законодательство признает вас уклонившимся от заключения контракта. Помощь в получении банковской гарантии и консультацию по любым вопросам, касающихся тендеров, вы также можете заказать .

1.4.1 Чем грозит признание поставщика уклонившимся от заключения контракта?

  1. Потеря работы.
  2. Не возвращается ранее внесенное обеспечение заявки.
  3. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

1.4.2 Как избежать этих негативных последствий?

  1. О получении банковской гарантии нужно побеспокоиться заранее. Проанализируйте несколько банковских предложений еще на этапе подачи заявок, найдите лучшие для себя условия.
  2. Тщательно изучите проект банковской гарантии на предмет соответствия требованиям заказчика, только после этого оформляйте соглашение с финансовым учреждением. Требования к банковской гарантии ищите в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации о закупке.

После того, как заказчику поступит подписанный вами контракт (на подписание вам отводится 5 дней) и документальное подтверждение о внесении ОИК, он подпишет контракт (в 3-дневный срок) со своей стороны и опубликует его в ЕИС. А вам на email и в личный кабинет на электронной площадке придут уведомительные письма. Можете начинать работать. О заключении контракта читайте в статье.

И в конце: если вы не выиграли контракт, то не спешите расстраиваться. Выше мы назвали причины, по которым поставщика могут признать уклонистом от заключения контракта. В этом случае заказчик вправе отдать заказ участнику, занявшему 2-е место (представьте, что это вы). Отказаться от подписания контракта всегда можно без каких-либо последствий для себя. Об этом вы можете прочитать в этой статье — «Как отказаться от участия в тендере. Пошаговая инструкция для поставщиков + практические рекомендации».

Где найти информацию о победителях тендеров?

Заказчики вносят сведения о выигравших участниках в соответствующие протоколы, которые можно найти на сайтах и электронных площадках. Это не относится к закрытым закупкам и закупкам, предмет которых составляет гостайну.

В итоговых протоколах по 44-ФЗ и 223-ФЗ указывается наименование, почтовый адрес, ИНН.

Как видно из скриншота с сайта ЕИС, открыто представлено только наименование победившей организации, а ИНН и адрес можно посмотреть, открыв итоговый протокол:

В реестре контрактов на сайте ЕИС информации о победителе дается побольше. К названным сведениям добавляются ОГРН, КПП, ОКПО, номер телефона, эл. почта, ФИО директора (ответственного лица) или ИП.

Зная эту информацию о победителе можно найти и другие сведения о нем.

Кому нужны базы победителей тендеров?

Сегодня такие базы пользуются большой популярностью. Кто же ими интересуется?

Во-первых, за данной информацией «охотятся» банки и агенты, предлагающие финансовую помощь (тендерные кредиты, займы и банковские гарантии).

Во-вторых, базы победителей нужны поставщикам, которые по разным причинам не участвовали в закупке. Это отличный вариант для тех, кто хочет выступить в роли подрядчика или субподрядчика у крупной организации. Можно приобрести контакты победителей и предлагать им свою продукцию (технику, оборудование, запчасти и т.д.) для исполнения контракта. При этом участвовать в тендерах самому не нужно.

В-третьих, такие базы пользуются спросом у дистрибьюторов, которые являются связующим звеном между производителем товаров и победителем.

В-четвертых, подобными базами могут интересоваться различные маркетинговые и аналитические компании, которые пользуются найденными сведениями при составлении аналитической документации.

На этом сегодня все. Надеюсь, что теперь победа в тендере не вызовет у вас страх и дискомфорт. И вы будете точно знать, что и в какой последовательности нужно делать.

До встречи в следующих статьях.

Тендер – электронные торги, в которых побеждает сильнейший. Сила участников тендера заключается в их подготовленности и компетентности. В статье расскажем об одном из самых доступных и правомерных способов подготовки к торгам, каковым является подробный анализ тендеров.

Зачем нужен анализ тендеров

В современном бизнес-мире понятие «тендер» используется довольно часто, однако в законодательстве нет его четкого толкования. Известно, что термин пришел к нам из английского языка (tender – предложение) и впервые использовался в 1993 году в типовом законе от 16.07.93 г., принятом ЮНСИТРАЛ (о закупках товаров и работ). В Законе говорится о заявке на тендер, тендерных документах и об обеспечении тендера.

Таким образом, понятие «тендер» обозначает «предложение поучаствовать в торгах». В современном экономическом словаре лексическое значение слова «тендер» трактуется как «конкурентные торги, которые бывают открытыми (доступными для всех желающих принять участие) и закрытыми (доступными для конкретных участников), размещение заказа в форме конкурса». Но на сегодняшний день понятие «тендер» трактуется немного шире, включая в себя и другие способы выбора исполнителя заказа или поставщика.

Организовать проведение тендера могут:

  • представители государственных структур;

  • представители коммерческих организаций;

  • правообладатели или собственники права.

Принять участие могут как юридические, так и физические лица, имеющие возможность исполнить заказ.

Особенность тендера – это возможность заключить договор на обоюдовыгодных условиях, так как отличительной чертой данной процедуры является свободная и открытая конкуренция. Организаторы удовлетворяют потребность в приобретении или реализации товара по наиболее выгодной цене и на удобных для них условиях, а участникам предоставляется возможность испытать свою конкурентоспособность.

Анализ тендеров показывает, что процедура проведения может быть организована в виде конкурса (одноэтапного или двухэтапного), аукциона, конкурентных переговоров, запросов предложений или котировок и др.

Формы проведения тендера:

  • открытая (участвуют все желающие);

  • закрытая (участникам направляется приглашение, которое дает им право проявить себя);

  • электронная (закупки);

  • бумажная.

Закрытый тендер проводится в случаях, когда дело касается соблюдения государственной или коммерческой тайны, сфера деятельности представлена малым кругом участников или проведение открытого тендера нецелесообразно. Если информация, являющаяся государственной тайной, включена в проект договора или в другую документацию, то извещение о проведении торгов не публикуется.

Вообще, регулирование и анализ тендеров (государственных и коммерческих) преследует несколько целей: развитие честной конкуренции, экономия материальных средств и их целевое использование. Государственные тендеры, при всей строгости закона, отличаются тем, что участникам предоставляются более лояльные условия и открывается больше возможностей для того, чтобы поучаствовать в закупках. Коммерческие тендеры, действующие согласно ФЗ № 223, с одной стороны, дают много свободы обеим сторонам договора (организатору и участнику), а с другой, существует ряд проблем, отталкивающих возможных участников.

Читайте статью: Выбор ниши для бизнеса

Получить актуальную и важную для предприятия любой формы собственности информацию поможет анализ тендеров. Поставщик сможет разработать свою тактику, опираясь на результаты анализа завершенных или текущих закупок.

У участника появится возможность ознакомиться с наиболее востребованными закупками и выбрать то, что ему подходит по разным аспектам (отрасль, цена, регион). Также можно провести анализ уже отобранных закупок, чтобы определить:

  • основных конкурентов;

  • условия, которые чаще всего используются конкурентами;

  • наличие постоянных поставщиков у интересующего заказчика.

Кроме этого, анализ проведения тендера помогает узнать:

  • количество участников;

  • имена/названия участников;

  • победителя торгов;

  • ценовые колебания;

  • итоговый процент снижения цены.

Нередко поставщика интересует конкретный заказчик, в этом случае анализ тендеров можно направить на изучение активности именно этого участника торгов и определить:

  • регулярность размещения заказов;

  • стоимость заказов:

  • требования к исполнителям.

Кроме этого, можно рассмотреть закупки по поставщикам. Анализ заключается в исследовании бывших, настоящих и возможных конкурентов с позиции деятельности в регионе или в отрасли. Владея такой информацией, можно установить:

  • кто является наиболее сильным конкурентом в данной отрасли;

  • «интересных» заказчиков;

  • участников, искусственно снижающих цену.

Бывает, что в некоторых бизнес-категориях или отраслях закупки осуществляются по нестандартным схемам. Например, в тендере принимают участие две вроде бы разные компании, зарегистрированные по одному юридическому адресу. Во время торгов они по очереди отступают, пропуская конкурента. Анализ тендеров легко установит такую схему участия.

Читайте статью: Самые перспективные направления бизнеса в 2017 году

Что включает в себя анализ тендеров

Программа анализа тендеров включает изучение следующих параметров:

  • состоятельность компании заказчика;

  • конкурентные предложения;

  • перечень заявленных требований;

  • реальные возможности собственной компании, включая неординарность вашего предложения.

Естественно, что понимание всех деталей подготовительного этапа, составление нацеленной на победу заявки на тендер, требует больших трудозатрат и материальных вложений.

Глубокий анализ документов, необходимых для проведения тендера, поможет разобраться в том, насколько честными будут торги (хорошая возможность вовремя отказаться от участия в «грязных» торгах). Помимо этого, анализ тендеров способствует определению предложений, которые больше всего вам подходят, и где вы имеете реальный шанс на победу.

Когда может быть полезен анализ тендеров?

  1. Если у вас нет полной уверенности, что участие принесет пользу.

  2. Если у вас мало опыта или есть опыт неудачного участия, приведшего к неоправданным расходам.

  3. Если вы не уверены в порядочности заказчика, подозреваете сговор.

  4. Если вы сотрудник СМИ или маркетинговой аналитической компании.

Прежде чем выходить на новые закупки, необходимо проанализировать уже осуществленные – это должно быть первым этапом работы. Проанализировав опубликованные сведения, можно узнать:

  • насколько часто проводятся тендеры в отрасли и регионе, относящиеся к сфере вашей деятельности;

  • основные требования и пожелания заказчика;

  • какие компании осуществляют основные поставки в данное время, что они предлагают и что закупают;

  • насколько компания готова к борьбе, ее конкурентоспособность в условиях современного рынка, включая перспективы участия в госзакупках, где возможен всего один поставщик;

  • наиболее актуальные способы закупки и т. д.

Полученную информацию при необходимости корректируют, опираясь на оценку эксперта. Например, поводом для беспокойства может стать резкое снижение цен другими участниками торгов (такие ходы они могут предпринимать и в дальнейшем). Анализ тендеров предназначен как для поиска интересных предложений по закупкам, так и для отслеживания конкурентов.

Размещение тендеров осуществляется на специальных электронных площадках, каждая из которых представлена определенными позициями-предложениями. Анализ тендеров можно провести по каждому отдельному кругу, опираясь на имеющиеся сведения.

На федеральных площадках размещают масштабные, значимые для страны, тендеры. Чтобы принять в них участие, необходимо иметь достаточно сил и средств, начиная от квалифицированных специалистов и заканчивая документацией, разрешающей участие в торгах такого уровня.

Тендеры местного значения размещают на региональных и муниципальных площадках. Участниками таких торгов могут быть представители конкретного региона.

Индивидуальные предприниматели размещают свои предложения на частных коммерческих площадках.

Люди без достаточного опыта не могут сразу определить выгоду предложений. Кроме этого, новичку довольно сложно определиться даже с тем, в тендере какого рода он хочет принять участие (государственном или коммерческом). Что является достаточно важным моментом для получения аккредитации на площадке, где проходят торги. Кроме этого, для участия в торгах необходимо наличие электронной подписи, которую выдает удостоверяющий центр, аккредитованный на данной площадке.

Если анализ тендеров помог установить наиболее востребованных поставщиков, то у вас определяется «поле деятельности»: обратите внимание на их заказчиков, возможно, что с некоторыми не стоит связываться. Оценка репутации проходит на основании отзывов о работе и жалоб, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Подбирая подходящий тендер, необходимо оценить свои шансы на удачное завершение торгов, возможно, что для вас они заведомо бесперспективные, поэтому не тратьте зря ни время, ни деньги.

Как происходит анализ тендеров

Участвовать во всех процедурах, которые имеют конкурсную основу, могут абсолютно все желающие, соответствующие требованиям аукциона, – это предусмотрено государственной системой. Следовательно, любая организация вправе зайти на специализированный сайт, ознакомиться с актуальными предложениями своего региона и узнать всю интересующую ее информацию, которая периодически обновляется (пополняется новыми предложениями). Таким образом, тендерные предложения ищут следующим образом:

  1. Самостоятельно (путем ознакомления со сведениями о тендерных предложениях в Интернете, в газетах и в других информационных источниках).

  2. При помощи профессионалов (специалистов в сфере поиска и анализа тендеров).

  3. С помощью специальных поисковых программ (используя компьютерные программы, которые способны подобрать торги на конкурсной основе или тендер, учитывая возможности и намерения компании).

Также существует несколько альтернативных вариантов подбора подходящих тендеров или конкурсных торгов. Например:

  • прямое обращение в органы власти (муниципальной, региональной или федеральной) с целью получения сведений о текущих тендерах;

  • прямое обращение в компании с целью получения сведений о планируемых тендерах или торгах на конкурсной основе.

Итак, на современном этапе развития бизнеса и технологий существует довольно много способов получения сведений о проведении различных тендеров и торгов. Но это далеко не все, что необходимо для успешного завершения процесса и получения положительного результата от участия в тендере.

Чтобы повысить результативность и получить желаемый результат (как минимум, заключить договор о поставке, т. е. победить), лучше обратиться к помощи специалистов, которая заключается в следующем:

  • подготовка тендерной документации;

  • подбор предложений (учитываются возможности, специфика деятельности и наличие необходимой документации у компании, являющейся заказчиком подбора тендера);

  • анализ тендеров и предложений, нацеленный на определение вероятности успеха, принимая во внимание возможности и способности участников торгов и тендеров, соответствие условиям конкурсного отбора.

Анализ тендеров – наиболее значимый этап работы. Именно профессионально сделанный анализ может помочь предприятию или частному предпринимателю и освободить от лишних неоправданных расходов, которые неизбежны при участии в заведомо проигрышных тендерах и других торгах, организованных по принципу конкурсного отбора.

Анализ тендеров основывается на изучении:

  • потребностей компании, заказывающей тендер;

  • возможностей участника тендера, проводящего анализ для определения вероятности победы в торгах;

  • круга предприятий – потенциальных конкурентов компании, заказавшей проведение анализа (если решат принять участие в торгах);

  • возможности получения дохода после участия в торгах и определение размеров этого дохода (чтобы иметь возможность предложить минимальную цену среди конкурентов и максимальную для себя).

Читайте статью: Анализ конкурентной среды: основные этапы и методы

Анализ тендеров заказчика

Довольно часто заказчики, желая наладить отношения с каким-то конкретным поставщиком, используют «запрещенные» приемы. В этом случае поставщик должен уметь защитить себя от всевозможных рисков.

Статистика по государственным закупкам увеличивается, естественно, увеличиваются проходящие через них финансовые объемы. Каждый день пополняется список как госзаказчиков, так и исполнителей этих заказов. Естественно, поставщики начинают думать о повышении эффективности своего участия в торгах государственного значения, они хотят защититься от рисков и качественно проводить анализ заказчиков.

Экономика страны никак не может окончательно выйти из кризиса, поэтому представители различных бизнес-структур находятся в постоянном поиске новых точек для реализации своей продукции и услуг. Конечно, государственные закупки могут быть достаточно перспективным направлением их деятельности. Но прежде чем начать реализовывать себя в госзакупках, потребуется серьезный комплексный анализ с целью определения желательной сферы деятельности и своих потенциальных заказчиков.

Анализ заказчиков предоставляет исчерпывающую статистическую информацию о происходящих или прошедших бизнес-процессах, о состоянии отрасли, ее динамике роста или падения.

Найти необходимые сведения можно на сайте государственных закупок.

Перед участием в госзакупках поставщику необходимо:

  • собрать информацию о заказчиках, контрактах и закупках и проанализировать ее;

  • определить типовые нарушения, выявленные при размещении сведений о государственных и муниципальных заказах и их исполнении;

  • составить «портрет» заказчика (какие размещает заказы и заключает контракты, каким поставщикам отдает предпочтение). Может получиться так, что после анализа контрактов конкретного заказчика вы определите одного или нескольких фаворитов, регулярно сменяющих друг друга.

Анализ тендеров проводят, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Анализ закупок определенного заказчика. На данном этапе стоит выяснить участников его закупок, их количество, предлагаемые цены (первоначальные и конечные), кто побеждает.

  2. Анализ плана-графика, являющегося основным инструментом планирования. На этом этапе появляется возможность разобраться в двух аспектах закупок заказчика: что покупал и что планирует купить. Результаты работы позволят понять, насколько целесообразно участвовать в государственных закупках.

  3. Анализ предметов контрактов. На данном этапе устанавливается: повторяются предметы контрактов или нет. Итоги работы позволят сделать вывод о том, какие предметы могут потребоваться заказчику.

  4. Анализ цен контрактов. На данном этапе целесообразно провести наблюдение над ценовыми изменениями (какая цена была предложена изначально и как она изменилась к моменту подписания контракта). Если вы не выявили больших изменений или установили, что цена осталась первоначальной, то можете сделать следующий вывод: заказчик не нуждается в конкуренции. Иначе говоря, анализ тендеров покажет, что этот заказчик строит тендер «под одного поставщика», следовательно, нет смысла с ним связываться.

  5. Анализ хода торгов по определенной тематике. На этом этапе вы исследуете следующие моменты: насколько снижалась цена, кто отклонялся и почему он это делал. Полученная информация даст возможность сделать верный вывод о закупках госзаказчика.

  6. Анализ поставщиков. Если вы установите, кто участвовал в предыдущих торгах, то будете знать своих возможных конкурентов.

Когда будут проработаны все этапы анализа тендеров, вы сможете сделать вывод о порядочности и надежности как заказчика, так и участников торгов.

Критерии анализа тендеров:

1. Средний процент снижения.

Данный показатель дает возможность сделать следующие выводы:

  • грозит ли вам проявление демпинга;

  • есть ли необходимость в подготовке антидемпинговых мер, которые используются при снижении стартовой цены более чем на 25 %;

  • есть ли сговор среди участников (минимальное снижение начальной цены свидетельствует о том, что заказчику неинтересно ее изменение);

  • каков процент завышения «стартовой» цены контракта (сильное снижение цены говорит о том, что изначально была установлена неоправданно высокая цена).

2. Анализ незанятых ниш в отрасли.

В госзакупках наблюдается постоянный рост конкуренции, увеличивается количество предпринимателей (индивидуальных и владельцев маленьких компаний), которые проявляют интерес к тендерам. Увеличивается число компаний, нуждающихся в привлечении специалистов для осуществления закупок, растет уровень организаций, занимающихся тендерами. Однако при желании можно найти «свое поле для деятельности». Этим «полем» может стать регион, отрасль или нечто иное. Для его обнаружения требуется регулярное проведение мониторинга закупок и числа их участников.

3. Анализ торгов по конкретной отрасли.

Он выявляет самые перспективные направления в определенных отраслях (с материальной стороны вопроса). Естественно, что поставщикам интересны перспективные и экономически выгодные контракты, а не простое участие в тендере. Анализ тендеров способствует определению потенциала отрасли, статистические данные раскрывают типичные «хитрости» госзаказчиков. Не забывайте: обязательства по исполнению контракта относятся не к сумме, а к каждому контракту отдельно.

Анализ тендеров в определенной сфере деятельности проводится путем выявления закупок в конкретный период по отрасли и региону: сколько их было, кто был поставщиком и заказчиком, что именно закупали, как менялась цена.

Информация, полученная в результате анализа, будет способствовать пониманию не только перспективности направления, но и поможет принять верное решение, способное повысить эффективность участия в тендере.

4. Анализ нарушений в торгах.

Для определения целесообразности участия в каком-либо тендере стоит проанализировать заказчика по нарушениям.

Ваше внимание должны привлечь следующие моменты:

5. Некачественное заполнение информации о закупке.

Создание Единой информационной системы способствовало почти полному исчезновению таких нарушений, как одновременное использование в наименовании заказа символов разных алфавитов (кириллицы и латиницы) или особое написание ключевых слов в наименовании заказа (например, когда между отдельными буквами делали пробелы). Однако анализ тендеров показывает, что остались другие нарушения, которые можно увидеть и в техническом задании, и в документации. Например:

  • Заказчики не указывают в названии заказа ключевое слово, с помощью которого легко установить суть заказа. Этот прием нацелен на устранение какого-то поставщика или для ограничения числа участников. Например, закупка должна называться «Услуги по заправке картриджей», а заказчик назвал «Обслуживание расходных материалов и замена комплектующих принтеров».

  • Заказчики не точно указывают код ОКДП (он не соответствует единицам измерения контракта по ОКЕИ). Отсутствие детализации или ошибки в указании кода приводят к осложнению поиска, так как в Единой информационной системе используется поиск по ОКДП.

  • Заказчик неправильно указывает ИНН и КПП.

  • Заказчик не указывает контактный телефон или имя лица, отвечающего за проведение тендера.

  • Заказчик неточно указывает регион поставки или не указывает вообще. Это серьезно затрудняет работу поставщика, так как он не может провести полноценный анализ тендеров, рассчитать логистику и предложить реальную конкурентоспособную цену. Данное нарушение, как и все остальные, свидетельствует о предвзятости заказчика.

6. Несоблюдение принципа конкурентности:

  • В техзадании установлен неоправданно короткий срок выполнения заказа (используется для однозначной победы «своего» поставщика).

  • Выявляется один исполнитель при высокой стоимости.

  • Побеждает участник, цена которого не была самой низкой из предложенных на торгах.

  • Принимают участие поставщики, на которых жаловались в ФАС.

  • Большое количество отказов от закупок (каждый раз происходит уменьшение числа участников).

  • Постоянное продление сроков закупок. Иногда сроки доходят до полугода и, в конце концов, остается всего один участник, который «дождался своего звездного часа» и получает заказ на поставку.

7. Завышение цен.

Используя анализ тендеров, можно определить завышение цен, которое проявляется в следующем:

  • цена за товарную единицу сильно отличается от цены за единицу аналогичной продукции;

  • код ОКДП контракта не совпадает с кодом ОКДП конкурсного лота;

  • «копирование» коммерческого предложения;

  • сильно снижается цена во время тендера, а после победы происходит десятипроцентное увеличение.

8. Анализ закупочной документации.

Показателем коррумпированности заказчика могут быть излишние требования к следующей информации о заказчике: к паспортным данным и копиям страниц, месту проживания физического лица, к указанным телефонным номерам. Помимо этого, заказчику могут «понадобиться» оригиналы некоторых документов или «свеженькие» справки, особый способ подписания документов и т. д.

Отсутствие возможности потребовать каких-либо разъяснений, очень быстрое проведение всей тендерной процедуры (например, в течение пары дней), неработающие контактные телефоны тоже говорят о коррумпированности заказчика.

Читайте статью: Анализ рынка сбыта товаров – первый шаг к эффективной маркетинговой стратегии

Что представляет собой анализ тендеров по закупочной документации

Участник тендера может пройти все предусмотренные конкурсом процедуры и одержать победу, но для этого специалисты рекомендуют провести небольшую подготовительную работу. Одним из этапов подготовки к участию является анализ документации заказчика тендера.

Перечень необходимых документов включает: информационную карту, расчет максимальной (начальной) стоимости контракта, проект и техническое задание.

Подаче заявки на участие в торгах должен предшествовать анализ тендеров, который в том числе включает в себя работу с документацией. Существует несколько видов анализа тендерной документации.

  1. Контрактная рентабельность. Этот анализ поставщик проводит на основе предоставленных заказчиком смет, учитывая все коэффициенты. Грамотное исследование рентабельности позволит правильно рассчитать максимально допустимый для вас процент снижения цены (чтобы вы могли получить прибыль даже в том случае, если установите минимальную цену). Не забывайте, что территориальные коэффициенты в разных округах и регионах отличаются друг от друга.

  2. Критерии оценки заявки. Анализ тендеров проводится в том случае, если закупка осуществляется путем конкурсного отбора или в форме запроса предложений. Любая из процедур предусматривает не менее двух оценочных критериев: цена контракта (обязательный критерий) и, предположим, квалификационный уровень участника (критерий может меняться). Если заказчик устанавливает критерий цены контракта меньше, чем 60 %, то специалисты не советуют участвовать в таких тендерах.

  3. Техзадание. Один из ключевых аспектов проверки документации. Как правило, нарушение Закона о проведении тендеров происходит именно в этом документе (содержит неточные требования к участникам размещения заказа, именуемых УРЗ). Тогда как УРЗ, заполняя «форму-2» (первую часть заявки) должен назвать конкретные данные используемого материала. Анализ тендеров способствует выявлению коррумпированности заказчика, поэтому лучше, если эту работу сделают специалисты.

  4. Положения госконтракта. Обычно, чтобы избавиться от «непрошенного» УРЗ, поставщик составляет заведомо неприемлемые условия. Например, устанавливает непомерно большие штрафы или не включает в контракт некоторые важные пункты. Например:

    • в «Обязанности заказчика» не включены сроки оплаты;

    • не прописаны условия приемки/сдачи работы (товара);

    • сроки, указанные в контракте не совпадают со сроками, установленными в техзадании.

Не забывайте, что при выявлении каких-либо «непонятных» моментов в документации конкурса или аукциона, необходимо обратиться за разъяснениями, подав соответствующую заявку.

Опираясь на вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что анализ документации является одним из ключевых этапов работы, входящих в анализ тендеров. Для получения максимально точной и корректной оценки лучше воспользоваться услугами профессионалов.

Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Предприятие имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих отраслях:

  • коммерческий транспорт и спецтехника;

  • стекольная промышленность;

  • химическая и нефтехимическая промышленность;

  • строительные материалы;

  • медицинское оборудование;

  • пищевая промышленность;

  • производство кормов для животных;

  • электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

  1. Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

  2. Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

  3. Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.

  4. Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем наиболее близкие сегменты. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши.

  5. Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20-летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

Эта статья будет интересна и полезна поставщикам, которые хотят отказаться от участия в тендере. Отказаться можно от приглашения заказчика, от подписания контракта, а также после подачи заявки. Для каждого из названных способов есть свои особенности, в которых следует разобраться. Дадим рекомендации к действию и приведем образцы.

Отказ от участия в тендере по приглашению заказчика

Ежедневный поиск подходящих заказов – это обычная работа для организаций, участвующих в государственных тендерах. Однако и у государственных заказчиков уходит много времени, чтобы найти новых исполнителей и пригласить их поучаствовать в организованных ими торгах.

Такое приглашение может получить даже компания, которая никогда не сталкивалась в своей работе с госзакупками и не собиралась начинать. Либо обычно принимает участие, но на данный момент есть обстоятельства, из-за которых нужно пропустить торги: большая конкуренция, поздно получено приглашение, производственные мощности загружены. В этом случае важно подготовить обоснованный отказ.

Отказаться от участия в тендере – это законное право поставщика. В законодательстве нет шаблонной формы такого отказного письма, оно пишется в произвольной форме с соблюдением некоторых требований к содержанию:

  1. Фирменный бланк.
  2. К письму необходимо приложить приглашение, полученное от организатора.
  3. В отказе следует указать:
  • наименование заказчика и ФИО лица, к которому направляете обращение;
  • собственные реквизиты;
  • номер и дату приглашения;
  • дату проведения, номер и наименование тендера;
  • ФИО, должность, подпись автора письма, дату написания.
  1. В конце письма выразите благодарность за приглашение, назовите причины, по которым не имеете возможности выполнить данный заказ и закончите письмо фразой, выражающей намерение (или его отсутствие) на будущее сотрудничество с заказчиком.

Образцы письма-отказа от предложения участия в тендере:

№ 1

№ 2

№ 3

Чем мотивировать отказ?

Наиболее корректной, нейтральной и не задевающей заказчика формулировкой отказа от участия в закупке считается временная загруженность компании: большой объем плановой работы, невозможность выполнить в связи с этим дополнительные обязательства. Но это сейчас, а в следующий раз обязательно примем участие.

Если же и в следующий раз не хотите взять себе заказ, делайте упор на то, что дело не в заказчике, а в вас: данный контракт очень сложен для вас, не хватает оборудования, недостаточный уровень специалистов, нет опыта и т.д. Примеры конкретных фраз сможете найти в образцах.

Отказ после подачи заявки

Различные способы определения исполнителя предполагают свои особенности выхода из конкурентной борьбы. Но всегда нужно успеть отказаться до окончания приема предложений.

  • Самый простой отказ предусмотрен для электронных закупок. Достаточно будет зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку «Отозвать». Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Сложнее дело обстоит с «бумажным» запросом котировок. Отказаться можно будет, только если заказчик внес изменения в извещение. Однако лазейка в законодательстве все же есть: заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной заявки. Направьте вторую и вас отклонят.
  • Чтобы отказаться от открытого конкурса, необходимо уведомить об этом заказчика. Успеть нужно до окончания приема заявок, в той же форме, в какой была получена конкурсная документация: бумажной или электронной. В первом случае правильнее будет отправить уведомление курьером, а не отправлять бумаги почтой, так как можно не уложиться в отведенное время. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере у заказчика. Обеспечение заявки при этом заказчик обязан вернуть в 5-дневный срок.

Уведомительное письмо составляется так же, как и отказ от предложения участия в тендере (см. выше), только вместо номера и даты приглашения следует указать данные об извещении и заявке:

№ 4

Отказ от подписания контракта

Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?

Говоря строго, выигравший участник не может отказаться от подписания договора с заказчиком. Даже указанное повышение затрат не служит для этого веской причиной. Предусмотрено, что все непонятные моменты участник должен был уточнить у заказчика на этапе подачи предложений. А если заявка была подана, то участник продумал все риски и согласился с условиями контракта.

Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о поставщике будут включены РНП. Это плохо отразится на его репутации и лишит возможности участвовать в закупках на 2 года.

Рассмотрим 3 неофициальных способа отказа от подписания контракта. Но следует помнить, что все они связаны с риском попадания в РНП.

  • Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
  • Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
  • Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.

Важными составляющими любого тендера является:

  • полная прозрачность и открытость процедуры;
  • каждый участник должен быть проинформирован в равной степени;
  • обеспечение честной конкурентной борьбы.

Если вам заранее известны соперники, то вы можете реально оценить свои шансы и принять взвешенное решение по участию. Если у остальных участников плохая репутация, то незачем быть с ними в одних списках. Вы можете отказаться от мероприятия.

Однако есть и противоположные случаи, когда, например, участие принимают известные компании с большим опытом и хорошей репутацией. Логично будет не отказываться от такой закупки. Ведь это повлияет на вашу известность и уважение со стороны заказчиков. Это отличная и абсолютно бесплатная реклама именно вас.

Условия процедуры всегда диктует организатор. У каждого участника на подготовку должен быть одинаковый срок – не меньше 3-х недель. Если приглашение поступило вам за неделю до окончания срока, имеете полное право от него отказаться.

Популярность тендеров растет ежегодно. Если вас что-то смущает в конкурентах или документации, можете отказаться от этой закупки и подождать более интересной для вас. Лучше подождать и взять подходящий заказ, в котором вы будете иметь реальные шансы на успех.

УДК 351.712.2.028

B.Н. БЕЛЕНЦОВ, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента в производственной сфере, e-mail: belvn@ukr.net,

C.Н. НАУМЕНКО, канд. наук гос. упр., доцент кафедры менеджмента внешнеэкономической деятельности,

e-mail: naumesvetlana@yandex.ru

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», г. Донецк, ДНР

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК: КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ

Уточнены определения понятий эффективности и результативности. Систематизированы подходы к оценке системы государственных тендерных закупок. Доказана необходимость использования при оценке системы государственных тендерных закупок интегральных показателей эффективности и результативности. Обоснованы критерии и разработан способ оценки результативности и эффективности системы государственных тендерных закупок, включающий оценки управляемой и управляющей подсистем.

Ключевые слова: система государственных тендерных закупок, критерии оценки государственных закупок, способы оценки государственных закупок, результативность системы государственных тендерных закупок, эффективность системы государственных тендерных закупок.

Государственные закупки являются значимым элементом совокупного спроса на рынке товаров и услуг конечного потребления. При их осуществлении возни-

© В.Н. Беленцов, С.Н. Науменко, 2019

кает противоречие между интересами продавцов и государственных заказчиков, которое разрешается путем компромисса по поводу качества и цены товаров и услуг. Если здесь присутствуют личные интересы государственных чиновников, принимающих решение о закупке, или их некомпетентность, то возникают негативные явления, как правило, приводящие к повышению стоимости или покупке некачественных товаров и услуг. В любом случае снижается эффективность государственной закупки. Поэтому исследования в этой сфере, в том числе и соответствующие оценки, всегда остаются актуальными.

В англоязычной научной литературе используются два созвучных, но различных по содержанию понятия -«effectiveness» и «efficiency». Как правило, их переводят как результативность и эффективность . В Шведской практике оценки деятельности организаций, учреждений и состояния исполнения бюджетных программ используется терминология, основанная на концепции трех «Е»: effectiveness (результативность);

efficiency (эффективность) и economy (экономичность) .

Под результативностью понимается «степень достижения цели», а под эффективностью — «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» . Экономичность, как правило, рассматривается с точки зрения затрат на производство единицы товара относительно доступных эквивалентов на рынке . Относительное сравнение товара и эквивалента с более низкой себестоимостью возвращает экономичность к понятию результативности. Таким образом, возникает задача оценки результативности и эффективности государственных закупок товаров и услуг.

В современной практике существуют различные подходы к оценке результативности и эффективности государственных закупок товаров и услуг. Как правило, они многокритериальные, а критерии разнообразны. Например, в работе при комплексной оценке эффективности государственных заказов используются показатели, характеризующие экономию бюджетных средств, структуру закупок, длительность и трудоемкость процедур, стоимость и их качество, качество товаров и услуг, решение задач государственного финансового регулирования и т.п. В модели СГРБ используется подход, основанный на пяти критериях — качественный продукт, оптимальное количество, минимальная цена, соответствие признанным стандартам, надежный поставщик. В исследованиях эффективности отдельных процедур закупки среди показателей оценки выделены: размер экономии финансовых ресурсов, количество привлеченных к процедуре участников, количество отклоненных заявок и качественная оценка причин их отклонения. Причем, на основании такого показателя, как количество привлеченных к процедуре участников, делается вывод об уровне конкурентности видов ГТЗ. В некоторых случаях комплексная оценка эффективности ГТЗ складывается из совокупности оценок соблюдения принципов закупочной деятельности: эффективность планирования (количество вносимых в документацию о закупке изменений и равномерность процесса закупки); обеспечение конкуренции (соотношение конкурентных и неконкурентных закупок, соотношение несостоявшихся торгов в общем объеме закупок, количество поданных заявок); экономия бюджетных средств (разница между начальной и итоговой ценой); исполнение требований законодательства (количество обоснованных жалоб со стороны участников закупки по результатам плановых и внеплановых проверок, а так

же судебных решений) и эффективность документооборота (сроки подготовки документов, оценки заявок и заключения контрактов) . В методологии оценки закупочных систем (MAPS) — 15 основных и 55 частных показателей, характеризующих правовую, регуляторную и политическую базу, институционную основу и управленческий потенциал, государственные закупочные операции и коммерческую практику, подотчетность, добросовестность и прозрачность системы.

В любом случае однозначно сделать соответствующий вывод на основе множества частных критериев трудно. Поэтому для таких оценок, как правило, рассчитывается интегральный показатель, например, с помощью метода многомерных сравнений :

Р = , I к

I i, j=1

где Ai и Ai3

‘iL 2

V 13 У

(1)

к,- и n — фактиче-

ское и эталонное значение I -го частного критерия, коэффициент его значимости и количество критериев соответственно.

Если коэффициенты к^ равнозначны, то их величина принимается равной единице ( к1 = 1). Если нет, то их значения определяются экспертным путем, которые в сумме должны равняться еди-

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нице ( £ к1 = 1).

г =1

Существуют различные виды государственных закупок товаров и услуг, которые можно разделить на два. Первый осуществляется путем закупки товаров и услуг у единственного поставщика, второй — на конкурентной основе. Он получил название государственных тендерных закупок. Соответствующий рынок входит в структуру национального рынка, где, за исключением монополий, вход поставщиков относительно свободный. На рынке государственных тендерных закупок

действуют определенные правила, ограничивающие количество претендентов, что свойственно олигополии. Эти правила устанавливаются органами сектора государственного управления. То есть существует определенная система государственных тендерных закупок.

В работе обосновано, что система государственных тендерных закупок состоит из двух подсистем — управляемой и управляющей. В управляемой подсистеме государственных тендерных закупок действует механизм отбора претендентов и выбора победителя. В этом механизме реализуются функции менеджмента соответствующих органов сектора государственного управления. Они образуют управляющую подсистему (рис. 1). Следовательно, оценка государственных тендерных закупок должна включать оценки результативности и эффективности этих подсистем.

Цель статьи — обосновать критерии и разработать способ оценки результативности и эффективности системы государственных тендерных закупок, включающей оценки управляемой и управляющей подсистем.

Понятия результативности и эффективности взаимосвязаны принципом относительности измерения результата и эффекта как соответствующих критериев их оценки. Эффектом является изменение определенного результата в абсолютном выражении. Если он изменяется в лучшую сторону, то эффект положительный, а если в худшую — отрицательный. Но относительное отклонение результата — это тот же эффект, но только в относительном выражении, что формально является выражением результативности. То есть оценивать эффективность можно путем сопоставления не только абсолютного результата, но и результативности с соответствующими затратами, обеспечившими их достижение.

Управляемая подсистема

вход

Участники тендера

Товары и услуги

1 1

вход

Механизм государственных тендерных закупок

выход

Победитель тендера

Товары и

услуги

Договор на поставку

Заказ на товары и

услуги

Органы сектора государственного управления

Управляющая подсистема

Государственные заказчики

Государственные нефинансовые корпорации Государственные финансовые корпорации Государственные квазикорпорации Сектор государственного управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Система государственных тендерных закупок

Понятия результативности и эффективности одного и того же объекта оценки объединены одной целью и оценочными критериями. Применительно к закупке на рынке товаров и услуг критерии определяются ее целью — приобретение потребителем товаров и услуг в требуемом объеме и нужного качества по минимально возможной цене. Эти критерии являются частными и выступают эталонными (Уэ, Кэ и Цэ соответственно) по отношению к их фактическим значениям (V, К и Ц соответственно). Отсюда результативность такой закупки определяется соответствующими частными показателями:

V К Ц

Р =_, р — К и п Ц

Pv — V, • Рк — К, Р = Ц

(2)

Для однозначности оценок на основе частных показателей Рv, Рк и

Рц необходимо, чтобы они имели одинаковую целевую направленность. Поэтому в интегральной оценке результативности закупки на рынке товаров и услуг (Р ) с помощью метода многомерных сравнений (формула 1) берется обратное значение показателя Р,

Ц •

Р —

kV ‘l^j + kR

К k

Ц

Цэ. Ц

(3)

Рынок государственных тендерных закупок товаров и услуг определяется количеством претендентов, подавших заявки на участие в тендере. В результате их оценки определяется возможность участия I-го претендента в тендере и его

победитель из числа отобранных ( п ). На этом рынке заявленные и эталонные объемы поставки товаров и услуг равны (Уп = УГэ ), что обусловлено условиями тендера.

Эталонные значения качества и цены товаров и услуг определяются из заявок (предложений претендентов) на государственном рынке тендерных закупок (Кпэ и Цпэ соответственно). Вполне логично, что качество товаров и услуг не может быть лучше, а цена выше эталонного значения (Кп ^ Кпэ и Цп ^ Цпэ ).

Исходя из этих условий на основе формулы 3 определяется результативность заявки I-го претендента (Р^).

Рп -J kK

К

\2

п

V КГэ J

Г л 2

гЦГз

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

k к и

к.

+ кц . , (4)

ц V Цп J

— частные коэффици-

енты значимости критериев Кг и Цп .

Частные коэффициенты значимости кк и кц рассчитываются на основе коэффициентов значимости к К и кц критериев К и Ц, определенных экспертным путем вместе с коэффициентом значимости ку критерия V из условия кр + кК + кц = 1. Величина частных коэффициентов значимости определяется из условия кк + кц = 1 следующим обра-

зом: К =-

к

к

к к + к ц

кц — 1 кк .

Чем больше значение Рп, тем

лучше предложение товаров и услуг г -го претендента. Это является необходимым условием их отбора и определения победителя тендера. Достаточным условием выступает более высокая эффективность предложения г -го претендента. Она определяется соответствующим эффектом,

который сравнивается с соответствующими затратами, обеспечившими его получение.

Теоретически более высокой цене соответствует лучшее качество, но в практике может быть и наоборот. Это обусловлено, например, добросовестностью поставщика товаров и услуг, разным территориальным спросом и т.д. В любом случае лучшее качество товаров и услуг повышает эффект от предполагаемой закупки, а увеличение цены приводит к его снижению. В таких условиях многомерности эффект будет относительным, что определяется результативностью заявки г -го претендента (Р п).

Относительный эффект Рп1 обусловлен относительным отклонением стоимости товаров и услуг заявки г -го претендента (С^ ) от их эталонной стоимости ( Спэ ). Поскольку Уп = Упэ, то такое отклонение определяется относительным отклонением цены г -й заявки от ее эталонного значения

(

СП _ Цп ■ Ул_ Цп ). В результате

С

Гэ ЦГэ ‘ УГэ ЦГэ эффективность заявки г -го претендента определяется следующим образом:

Цп )

Эп =

V КГэ J

+ к»

C П/ C

Гэ

Цп/Ц

Гэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или

ЭП —

к.

К

\2

V КГэ

Ц

\2

Гэ

+ к,

(5)

Цп у

Формулы 4 и 5 определяют результативность и эффективность г -й заявки, на основании которых устанавливается победитель тендера. Тем не менее, это не гарантирует, что он поставит товар или услугу в требуемом объеме (Упэ), заявленного качества (Кп ) и по заявленной цене (Цп ). По разным причинам, в том

числе недобросовестности и (или) коррупционного сговора, возможен срыв или поставка товаров и услуг в меньшем объеме ( 0 < Уп < УГэ ), худшего качества ( Кп < КГ) и по более высокой цене (Цп > ЦГ). В этом случае результативность поставки с рынка государственных тендерных закупок товаров и услуг ( РГй ) определяется с помощью формулы 3:

к.

К

Ц

цЛ2 • (6)

Цп )

Максимальная результативность поставки товаров и услуг ( Ргп ) будет равняться единице, как и в случае с оценкой результативности I -й заявки ( Р^). Любое отклонение значений критериев оценки от заявленных победителем тендера приводит к снижению результативности поставки (Ргп ). Этот относительный эффект обусловлен относительным отклонением стоимости товаров и услуг

от заявленной (Сп = Цп ). В ре-С г Цг Угэ

зультате эффективность поставки с рынка государственных тендерных закупок товаров и услуг (Эгп) определяется следующим образом:

эп

Рп

К^Г + К ^2

V,

К

+ к» ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CJ Сг

Цп -Упщ■ уэ

или

CJ с г

к-|Цг)2 + ki .(К»-Цг V «

Цэ

Кг-Цп V

+■l^

(7)

Формулы 4-7 определяют результативность и эффективность управляемой подсистемы в системе государственных тендерных закупок товаров и услуг. Их снижение может быть связано с объективными форс-мажорными обстоятельствами или с явлением коррупции в ней.

Предусмотреть объективные риски является обязанностью соответствующих органов сектора государственного управления. Явление коррупции, так или иначе, связано с допуском и отбором претендентов на участие в тендере и определением его победителя. Поэтому важно оценить, насколько не компетенция и коррупция соответствующих органов сектора государственного управления, как управляющей подсистемы, снижают результативность и эффективность тендерной закупки на государственном рынке товаров и услуг.

Непосредственно оценить не компетентность и коррупцию органов сектора государственного управления трудно в силу объективных причин. Но такая оценка косвенно определяется качеством выбора победителя тендера. Оно зависит от тех же критериев оценки, что использовались при оценке результативности и эффективности заявки /-го претендента управляемой подсистемы. Очевидно, существует другой потенциальный победитель среди поставщиков, которые не участвовали в тендере, но действующие на национальном рынке товаров и услуг. Они или не прошли отбор, или не подали заявку на участие в тендере, поэтому при оценке результативности и эффективности управляющей подсистемы необходимо определять эталонные значения цены и качества на национальном рынке товаров и услуг (ЦНэ и Ннэ соответственно).

Качественный выбор победителя тендера снижает риск срыва или снижения объема поставки, завышения цены и снижения качества товаров и услуг I-го претендента на участие в тендере. Этот риск () оценивается относительно его

эталонного значения среди потенциальных поставщиков на национальном рынке товаров и услуг, не участвовавших в тендере (КнэУ

г

п

р

Э

гп

гп

г

Снижение риска, как и цены, повышает результативность (Рш) и эффективность управляющей подсистемы (Эул), которые по аналогии с формулами

5-7 оцениваются следующим образом:

РУП —

Ц

Цн_ Цп

+1,

V Кн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ h

Нэ

(8)

ЭШ! =

или

ЭГп —

Цн

Цп

+ h

+1″

CJ CН

Цн -уэщп v

1Ц + lK

Кп Цп

КНэ ‘ ЦНэ

+ h

Rm’ Цп ^ ‘ ЦНэ

(9)

где 1ц , ¿к и — коэффициенты

значимости критериев Ц, К и Я, определенные экспертным путем из условия

к ц + к к + к я — 1.

Снижение результативности и эффективности управляющей подсистемы оценивается соответствующими темповыми показателями:

Р™ — Р

СРуп -Гп • 100%,

Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гп

Сч» — Эуп Эгп • 100%.

‘ Эуп

Э

(10)

Гп

Следует отметить, что определение эталонных значений цены, качества товаров и услуг и риска изменения условий их поставки требует соответствующей системы мониторинга национального рынка. Очевидно, что его мониторинг не должен входить в функцию органов сектора государственного управления, определяющих победителя тендера, поскольку приведет к росту коррупционной составляющей.

Выводы и перспективы дальнейших исследований.

При оценке любой системы необходимо различать ее результативность и

эффективность. Первое понятие связано со степенью достижения цели системы, а второе — с затратами, понесенными для ее достижения. В случае системы государственных тендерных закупок ее целью является закупка товаров и услуг в требуемом объеме и нужного качества по минимально возможной цене. Это определяет соответствующие критерии оценки государственной тендерной закупки.

В условиях множества критериев для однозначной оценки результативности и эффективности необходимо использовать интегральный показатель оценки. При этом необходимо оценивать управляемую и управляющую подсистему, где функции управления осуществляют органы сектора государственного управления.

Для сравнения результативности и эффективности системы государственной тендерной закупки оценочные критерии необходимо сравнивать с эталонными значениями. При оценке управляемой подсистемы эталонные значения критериев выбираются из заявок претендентов на рынке государственных тендерных закупок. Для этого нужна соответствующая система мониторинга в управляемой подсистеме. При оценке управляющей системы эталонные значения критериев выбираются на национальном рынке из заявок потенциальных претендентов, не участвовавших в конкурсном отборе. Для этого нужна система мониторинга, независимая от управляющей подсистемы. Разработка такой системы мониторинга является направлением дальнейших исследований.

Список использованной литературы

1. Ауд^ адмшютративно! дiяль-носп: теорiя та практика / пер. з англ. В. Шульга. — К.: Основи, 2000. — 190 с.

2. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг,

п

Ц

Н

Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 512 с.

3. Экономичность / Википедия: свободная энциклопедия. Экономичность. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Плешков, А. Эффективность государственных закупок: оценка и

показатели / А. Плешков. Тендеровики. — URL: http://tenderoviki.ru/ zakazchiku/jeffektivnost-zakupok.html

10. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа / А.Д. Шеремет. — 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 352 с.

Оценка проведения тендера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *