Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние человека

Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние человека. Какое влияние профессия оказывает на личность? Соматическая деформация человека

61. Ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями называется профессиональной
• информацией

62. Оптимизацию содержания условий и средств труда, факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, проектирование техники с учетом психофизиологических возможностей человека изучает:
• эргономика

64. Основной причиной выгорания являются напряженные отношения между работником и .
• клиентами

65. Особенности среды, в которой протекает работа человека, — это ____________________ труда.
• условия

66. Отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека и затрудняющее его поведение в повседневной жизни, в конечном итоге способное снизить эффективность труда, называется профессиональной
• деформацией

67. Педагогические специальности не приобретаются в:
• педагогическом техникуме

68. Первый уровень производственной ситуации называется:
• познавательным

69. По мере приобретения индивидуального опыта происходит развитие ведущих ПВК на этапе:
• первичной профессионализации

70. Побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности, мотивы
• материальные

71. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека, — это:
• мотив

72. Поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности — это стадии .
• профессионализации

73. Полезные действия по удовлетворению тех или иных потребностей людей — это:
• обслуживающие действия

74. Понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанное движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов — раздражителей, — это:
• активность

75. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои
• потребности

А) Соматическая деформация человека его профессией и «профессиональный отбор»

Влияние профессии на физико-соматическую структуру человека сказывается прежде всего в своеобразном «профессиональном отборе». Это явление состоит в том, что в ряде профессий, чтобы попасть в члены профессиональной группы, индивиды должны обладать определенными соматическими признаками или быть свободными от других. Такое обстоятельство ведет к своеобразному «подбору» антрополого-соматического состава членов таких профессий. Так, для того чтобы быть профессионалом-певцом, индивид должен иметь хороший голос, т.е. определенное строение голосового аппарата. Люди с плохим голосом не могут стать профессионалами-певицами, а тем более успешно работать в этой профессии. Профессия крючника требует от его члена сильной мускулатуры и здоровья. Люди больные, слабые, не могут войти и удержаться в кругу профессии крючников, а тем более быть хорошими профессионалами. Безногий человек не может быть хорошим наездником, безобразная женщина — успешной куртизанкой, толстый и разжиревший индивид — цирковым акробатом, глухой — хорошим музыкантом, слепой — художником, калека — военным и т.д. Раз дело обстоит так, то следствием его должен быть факт своеобразного антропологического состава членов ряда профессиональных групп. Как общее правило, профессионалы-крючники должны быть сильными людьми с хорошо развитой мускулатурой, профессионалы-певцы будут в общем обладать таким устройством голосового аппарата, который обеспечивает возможность хорошего голоса; группа успешных куртизанок в общем будет состоять из «красавиц», цирковые акробаты — из лиц с гибким и эластичным телом и т.д. А это значит, что состав членов резко различных профессиональных групп с соматической стороны неизбежно должен быть различным, и обратно, соматическое строение членов одной и той же профессии в ряде профессий должно быть сходным и именно в тех отношениях, которые вытекают из самого характера данной профессии. Отсюда понятна возможность существования специально профессиональной антропологии. Отсюда же ясно, что я разумею под «профессиональным отбором». Он требует специального исследования. Такое исследование в последнее время (хотя и в иной постановке) делалось кое-кем и дало известные результаты, вполне подкрепляющие указанные общие положения, но эти исследования должны быть поставлены шире и точнее по сравнению с произведенными /6/.

Из сказанного ясно, что профессиональный отбор представляет явление, отличное от деформации. Специфический, с соматической точки зрения, состав ряда профессиональных групп вызван прежде всего отбором, который «механически» производит профессия. Без всякого деформирующего влияния профессиональной деятельности в ряде профессиональных групп, в силу очерченного отбора, происходит «подбор» годных для нее индивидов и исключение — негодных, неподходящих. Следствием этого является специфический антропологический состав членов таких профессий.

Если предположить, что такой отбор в данной профессии совершается длительно и если бы не было других пертурбационных факторов, то в итоге такого профессионального отбора могли бы создаться настоящие соматические вариации человека. Ограничиваюсь сказанным в характеристике «профессионального отбора» и перехожу к описанию соматической деформации человека, производимой его профессией.

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа волей-неволей заставляет человеческий организм приспособляться, «приноравливаться» к ней. Постоянное выполнение ее неизбежно вызывает атрофию не нужных для этой работы органов и гипертрофию или трансформацию органов, служащих для выполнения профессиональных актов. Dе Moor вполне правильно говорит, что «форма мускулов варьирует сообразно с функциональными возбуждениями, вытекающими из их работы» /7/. «Организм не перестает приспосабливаться различным способом к выполняемой им работе, чтобы установить такой способ функционирования, который давал бы возможность избегать или уменьшать всякую бесполезную трату энергии» /8/. Эта деформация организма, вызываемая профессиональной работой, — частный случай более общего биологического принципа, гласящего: «Функция создает орган» 2 . Раз видоизменяются органы, раз одни из них гипертрофируются, другие — ослабляются, это значит испытывает деформацию и весь организм профессионала. Фактов, подтверждающих сказанное, сколько угодно. Приведу некоторые. Таковы: развитие и укрепление мускулатуры пальцев и кисти руки у пианистов, огрубение кожи рук у лиц, занимающихся «черной» работой (дровосеков, столяров, землекопов и т.д.), гистологическое «изнеживание» кожи рук у лиц, занятых «белой» работой 1 , развитие мускулатуры у крючников и лиц, занятых тяжелым физическим трудом, изменение гистологического строения кожи кочегаров, искривление позвоночника у лиц, много времени проводящих за письменным столом, появление «военной косточки» у ряда военных профессионалов, искривление ног у кавалеристов, значительная деформация всего организма у атлетов, акробатов, и т.д., и т.д. Прибавьте к этому патологически болезненные изменения организма и физиологических процессов, вызываемые той же профессией: «катаральное состояние горла» («профессиональная болезнь») у педагогов и лиц, много говорящих, геморрой у лиц, принадлежащих к сидячим профессиям, венерические болезни и деформация половых и детородных органов у проституток, близорукость у «пишущей и читающей братии», у наборщиков, часовых мастеров, чахотку и болезненное изменение дыхательных органов у профессионалов, работающих (в силу своей профессии) в сырых и антигигиенических помещениях, ожирение аббатов, монахов и священников во времена «тихого и мирного жития их», поранения и искалечения военных, падающие на их долю в силу их профессии, и т.д., и т.д., учтите бесчисленные факты такого рода, и громадная соматическая деформация, вызываемая профессией, станет ясной. Она станет еще более рельефной, если взять всю физиологию и все строение тела членов различных профессий. Самый неопытный наблюдатель легко отмечает бросающуюся в глаза разницу между пышущим здоровьем «землеробом» или рыболовом, с одной стороны, и бледным рабочим—обитателем фабрик, чиновником, ученым или членом других «умственных» профессий, проводящих главное время не на чистом воздухе, а в прокуренных и зараженных канцеляриях, фабриках, заводах, аудиториях. Конечно, бывают исключения, но они меня сейчас не интересуют. Недаром же ряд социологов, например, Гиддингс, Аммон и др., считают крестьянское и сельское население источником здоровья, регулярно и непрерывно доставляющим здоровые элементы городу и городским профессиям, быстро изнашивающим это здоровье и неспособным сами возобновлять его /9/.

О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии /10/.

Эта деформирующая роль профессии в данном отношении столь значительна, что ряд авторов не без основания доказывает профессиональное происхождение различных вариаций Homo sapiens, многими считавшихся за особые расовые разновидности 3 .

В данной программной статье нет дальнейшей надобности доказывать очерчиваемую деформирующую роль профессии. Она не подлежит сомнению. Задача дальнейших исследований — детализировать изучение и описание форм этой деформации; существование же самого факта соматической деформации в доказательстве не нуждается. Перехожу к описанию дальнейших форм деформирующего влияния профессии.

2 Соответственные препараты показывал мне, между прочим, профессор А.В. Немилов.

3 См. напр., Demоlin: Comment la route cree le type social, т. I и II, где он показывает, как географическая среда, в которой жили разные народы, диктовала им соответственную профессию и способы добывания средств существования, а эти последние деформировали, в свою очередь, физический и психический тип этих народов; см. его же: Les francais d’aujourd’hui, 1898, где он то же показал в применении к различным местным типам (провансальца, оверньянца и т.д.) Франции.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006.&nbsp— 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

10 профессий, которые меняют нашу личность в худшую сторону, и как этого не допустить

Согласно социологическим исследованиям, человек проводит на работе больше трети своей жизни, трудясь по 40 часов в неделю. Разумеется, то, чем мы занимаемся на протяжении такого длительного времени, влияет на нас и наши психологические особенности.

Помимо безусловно положительного влияния вашей профессии на вас, существует и отрицательная сторона — так называемая профессиональная деформация личности. Бизнесмен не перестает просматривать рабочую почту на пляже, а военнослужащий продолжает строить своих близких в уютной атмосфере дома.

AdMe.ru описал, как именно различные профессии меняют личность, а также собрал советы, как научиться переключаться, чтобы не стать пленником своей профессии и не «застрять в костюме».

Военнослужащий

Профессия военного сказывается не только на самом ее представителе, но и на его семье. Родные живут в атмосфере строжайшей дисциплины. Ребенка, воспитанного в семье военнослужащего, не спутать с ребенком архитектора или журналиста. Честь, достоинство и отличная физическая подготовка — большие плюсы данной профессии, однако со временем у военнослужащих вырабатываются жесткость, цинизм, утрачивается способность сопереживать. Военные должны быть объективными и воспринимать ситуацию, руководствуясь исключительно логикой, а не жалостью и любовью к ближнему. Поэтому им достаточно трудно оставаться мягкими и добрыми для родных.

Медик

Профессия медработника, когда человек каждый день сталкивается со страданием, болью и смертью, вырабатывает защитную реакцию в виде равнодушия, холодности и цинизма. А своеобразный юмор, присущий многим врачам, — это психологическая защита от каждодневного стресса и страха. Привычка не показывать свои эмоции и относиться ко всему с холодной головой порождает замкнутость и нежелание делиться своими собственными проблемами. Врачи привыкают всегда быть в боевой готовности и физически, и психологически, чтобы прийти на помощь в любую секунду.

Учитель

Профессиональный педагог умело управляет детским коллективом, поэтому с годами в нем вырабатывается некая строгость или властность. Авторитарность, консерватизм, склонность к монологам и представление о важности соблюдения формальностей — вот качества, появляющиеся у учителя. Когда преподаватель целыми днями работает с детьми, он начинает так же относиться и к своим близким любого возраста: дать совет, все приготовить, объяснить по 10 раз, все преподнести на блюдечке, разжевать и положить в рот.

Бизнесмен

Начнем с того, что бизнесмен — это не профессия, а образ жизни и мышления. Часто профессия не позволяет идти на компромиссы и давать слабину. Чтобы стать успешным в бизнесе, работа должна стать центром жизни, ее главной составляющей. Именно поэтому бизнесмен трудится круглые сутки, постоянно думая о своем детище. Бизнес — это непрерывное развитие без конечной цели, поэтому и сам профессионал находится в постоянном поиске разнообразия и процессе самосовершенствования, чего требует и от своего окружения. Находясь в вечном поиске, бизнесмен порой не знает, что нужно лично ему.

Юрист

Данная профессия подходит только морально устойчивым людям, ведь на юристов часто оказывается психологическое давление. В юриспруденции правит культура молчания. О проблемах говорить не принято, поэтому юристы, нуждающиеся в помощи, за поддержкой обращаются редко. Это приводит к риску возникновения депрессии и тревожности. А успешная карьера требует «мышления пессимиста» — способности предвидеть все возможные негативные сценарии развития событий для клиента. Юристы часто работают с перегрузками, скрывая проблемы со здоровьем, чтобы не тормозить карьеру.

Бухгалтер

Бухгалтерам сложно переключаться с работы на личную жизнь: они так привыкли к сосредоточенной работе с цифрами, что даже бытует шутка, что бухгалтер — это диагноз. Дотошность и любовь к протоколу, свойственные этой профессии, бухгалтеры переносят на свою жизнь. Годы монотонной, кропотливой работы не проходят даром: они порождают и культивируют занудство и педантичность. Бухгалтеры раскладывают все по полочкам и привыкли все делать по расписанию. Они тщательно планируют семейный бюджет, квартиру содержат в идеальном порядке.

Журналист

Журналисты постоянно находятся в гуще событий, они часто видят неприятные и страшные вещи, которые могут оказывать пагубное воздействие на психику. И одновременно с этим — невозможность абстрагироваться от происходящего, так как любая новая информация воспринимается как повод для очередной статьи или репортажа. Работа журналиста подразумевает контакты с разными людьми, далеко не всегда приятными и интересными. Отсутствие возможности выражать свою точку зрения из-за цензуры тоже приводит к гнетущему состоянию. А работа в выходные, ночные репортажи, недосыпание быстро выматывают организм.

Психолог

Часто изучать психологию люди идут для того, чтобы научиться справляться с самим собой. Многие психологи изучают и анализируют чужие проблемы, чтобы найти корни своих собственных. Пропуская чужие страдания и проблемы через себя на работе, психолог подвергается риску эмоционального выгорания. Профессионал понимает, что от его действий в значительной мере зависит благополучие и душевное состояние его клиентов. Такая ответственность может вызвать напряжение и боязнь совершить непоправимую ошибку.

Фрилансер

Фрилансером может быть коммуникабельный человек с железной самодисциплиной. Но нестабильный доход и социальная незащищенность рождают перманентное состояние неуверенности. Часто для фрилансера дом — это место его работы, из-за чего нет возможности переключения между работой и домом и смены рабочей обстановки на домашнюю. К этому добавляются ненормированный рабочий график и постоянные мысли о своих проектах. Поэтому именно для фрилансеров важно научиться менять обстановку и локацию, чтобы помогать себе психологически расслабляться.

Архитектор

Архитекторы — известные трудоголики. Недаром существует много шуток про одно-единственное горящее в ночи окно в комнате архитектора или всегда усталый вид. Постоянные задержки в офисе, работа в выходные, недосыпание не приводят ни к чему хорошему. Круг общения архитектора состоит, как правило, из других архитекторов, с прочими людьми им редко бывает интересно. Постоянное эмоциональное напряжение, повышенное чувство ответственности, частые конфликты с заказчиками, творческие кризисы вкупе с легкой манией величия часто приводят к депрессиям.

Профессиональная деформация личности: причины и последствия

Большинство из нас основную часть жизни проводит на своём рабочем месте и волей-неволей мы начинаем переносить какие-либо профессиональные привычки в личную жизнь. Именно по этим признакам можно определить, в какой области трудится тот или иной человек. Например, знакомый, который постоянно пытается решить ваши личные проблемы, скорее всего, покажется вам психологом, а встретив на своём пути человека, дающего вам указания что и как делать, вы наверняка подумаете — это учитель. Каковы причины профессиональной деформации личности? Какие выделяются ее виды? Можно ли как-то избежать деформации?

Что такое профессиональная деформация личности?

Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Деформация в крайней форме у них выражена в сугубо функциональном, формальном отношении к окружающим. Повышенный уровень деформации личности наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих и медицинских работников.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя деятельность в той или иной сфере сопровождается профессиональным развитием личности, однако, этот процесс не может быть непрерывным. Рано или поздно наступает период стабилизации, когда человек уже практически никуда не движется. Поначалу такие приостановки краткосрочны, но затем они становятся всё продолжительнее, достигая 12 месяцев и более. На языке психологов такое явление носит название периодов стагнации личности.

Наступление стагнации возможно даже в том случае, если уровень вашей профессиональной деятельности довольно высок, но ваша работа выполняется однообразно, с применением повторяющихся приёмов. Результатом продолжительной стагнации является профессиональная деформация личности: человек уже не в состоянии выбраться из своей профессии и вынужден исполнять в социуме только эту роль.

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации:

  • Молодой специалист возлагает на свою профессию слишком много надежд, которые в конечном счёте не соответствуют действительности.
  • Акцентирование внимания на мотивацию выбора профессии. Это может быть стремление добиться власти, определённого социального статуса или желание доказать свою значимость.
  • Однообразные действия и функции, приводящие человека к психологическим ограничениям: например, если он попадёт в новые рабочие условия, приспособиться к ним ему будет довольно тяжело.

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

  • постоянные стрессы;
  • профессиональная усталость, накопившаяся за многолетнюю трудовую деятельность;
  • постоянная стереотипная работа;
  • отсутствие желания продолжения работы в этой сфере: одни понимают ошибочность выбора профессии практически сразу после начала трудовой деятельности, другим же для этого требуются годы.
  • непонимание целей выполняемой работы;
  • возрастные изменения: в молодом возрасте человеку казалось, что эта профессия ему подходит, однако, с возрастом он начинает выполнять свои рабочие обязанности автоматически;
  • излишняя самоуверенность;
  • чрезмерная служебная нагрузка;
  • повышенный уровень утомляемости, нервозности;
  • несоответствующая дисциплина на рабочем месте;
  • отсутствие возможности дальнейшего профессионально роста, повышения квалификации, обучения;
  • ограничение условий для самовыражения, когда любые инновационные предложения и творческий подход к выполнению трудовых обязанностей отвергаются без обсуждения;
  • конфликты и напряжённые отношения в коллективе;
  • посвящение всего себя только работе при полном отсутствии признания ваших заслуг коллегами.

Причины профессиональной деформации личности могут быть и другими. Ведь каждый человек индивидуален.

Виды профессиональной деформации личности

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

  • общепрофессиональные;
  • профессионально-топологические;
  • индивидуальные;
  • специальные.

Общепрофессиональный. Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания, в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность оказывает огромное влияние на психику человека и способствует развитию личностных изменений, деструктивно влияющих на профессиональное поведение и трудовую деятельность.

Профессиональная деформация личности относится к одному из видов профзаболеваний, появление которых неизбежно, но одних она приводит к беспочвенной агрессивности и завышению самооценки, других — к равнодушию, а третьи при этом теряют квалификацию.

Однако, большинство людей, имеющих такие проблемы стараются найти средства профессиональной реабилитации.

Как определить приближение профессиональной деформации?

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

  • Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
  • Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
  • Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
  • Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
  • Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
  • Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
  • Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
  • Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
  • Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.

Как проявляется профессиональная деформация?

Каждая профессия накладывает определённый отпечаток на характер и личностные качества работающего человека.

Педагог. Деформация личности учителя заключается в искусственном поиске ошибок в работах учеников, постоянных придирках. Даже находясь дома, педагог продолжает оценивать поведение родственников, членов семьи, знакомых, выставляя при этом каждому из них оценки (мысленно либо вслух). Доходит даже до абсурда, когда представитель этой профессии начинает давать оценку действиям совершенно посторонних людей, встретившихся ему на улице: оценивает допустимость их поведения, высказывает возмущение по поводу отсутствия воспитания.

Врач. Деформация медицинского работника проявляется в полном автоматизме его навыков и качеств. Врач автоматически оценивает здоровье человека даже при простом рукопожатии: он моментально отмечает температуру, пульс, влажность ладони. Обращает внимание на внешний вид человека и пытается найти связь с каким-либо заболеванием, при этом советуя собеседнику посетить клинику и пройти обследование (что-то ты плохо выглядишь, под глазами у тебя мешки и т. д.).

Менеджер турфирмы. У таких людей деформация проявляется в том, что при любом рассказе о совершённом путешествии или планируемой поездке, представитель этой профессии оживляется и проявляет чисто профессиональную заинтересованность, задавая соответствующие вопросы и давая рекомендации на тему туризма.

Подобным образом деформация проявляется и у представителей других профессий. Программист будет пытаться вывести определённые алгоритмы происходящих процессов (даже самых простых). Психолог будет стремиться вывести собеседника на откровенный разговор, чтобы покопаться в его психологических проблемах и постараться их решить (даже если собеседник в этом не нуждается).

Последствия профессиональной деформации

Последствия профессиональных изменений бывают различными: одни могут быть полезны для работника, другие же, наоборот, оказывают негативное влияние на черты характера и личностные качества человека.

Польза. В некоторых случаях деформация действительно может быть полезной. Например, медицинский работник, оказавшись поблизости с местом происшествия, знает как оказать пострадавшему экстренную помощь. Руководитель предприятия (фирмы, холдинга и пр.) способен квалифицированно подойти к организации какого-либо семейного торжества. Однако, следует помнить о разграничении работы и повседневно жизни и проявлять профессиональные качества только в случае необходимости и на короткий срок.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

  • Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.
  • Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.
  • Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.
  • Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.
  • Ухудшение отношений с окружающими людьми — шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Профессиональная деформация личности сопровождается конфликтами, состоянием постоянного напряжения, кризисами, психологическим дискомфортом. Результативное и своевременное разрешение возникших профессиональных трудностей позволит каждому из вас и в дальнейшем развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Помимо этого, не допустив проявления деформации, вы сможете избавиться от профессионального выгорания на рабочем месте.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Очень часто, выбирая работу, человек ориентируется на выгоды, которые лежат на поверхности. Зарплата, нагрузка, соц.пакет и т.д. И совершенно забывает о вещах, которые впоследствии оказываются не менее важными.

Профессиональная деятельность, в которую мы включаемся, предполагает определенный образ жизни. Который может подходить или не подходить конкретному человеку. Например, школьный учитель часто засиживается до позднего вечера, проверяя тетради; готовится к урокам; выполняет много организационной работы. Кому-то эта деятельность приносит удовольствие, и возможность самореализации компенсирует даже невысокую зарплату. А для кого-то эта роль окажется сущим адом.

Образ жизни представлен в психической реальности как некая идеальная модель, определенный сценарий, в котором наши личностные качества могут быть реализованы наиболее полно. Если то, как проходит день человека, соответствует этой модели или близко к ней, он испытываете удовлетворение от работы – от процесса и результата. Если же он живет «не своим» образом жизни, неизбежен внутренний конфликт.

Конечно, далеко не всегда мы осознаем «свою» модель образа жизни. И поэтому пробуем, что-то меняем, ищем то, что будет как можно ближе нашим задачам. Но нередко человек вообще не прослеживает связи между образом жизни и «плодами», который он приносит. Он видит, что бизнесмен ездит на джипе и обедает в ресторане. И хочет иметь то, что есть у бизнесмена. Не учитывая при этом, что иметь – лишь часть образа жизни, результат. А вот быть бизнесменом – мыслить как он, видеть как он, действовать как он – может быть совершенно не готов. Потому что его личность «заточена» под совершенно другие задачи. И пока он пытается жить чужой жизнью, они остаются нерешенными.

Образ жизни – это сочетание трех сфер: Бытие – Деятельность – Обладание.

Быть ученым – это определенный способ восприятия мира. Деятельность ученого – реализация этого способа. В деятельности человек раскрывает свой потенциал. Обладание – то, что он получает в результате: деньги, признание, уважение и т.д. Если, конечно, способ реализации и поле для деятельности выбраны «с прицелом» на обладание 🙂

Когда из этой формулы выброшено Бытие – и деятельность, и обладание могут приносить разочарование, оставляя закономерное чувство нереализованности. Когда человек приходит в деятельность исключительно за обладанием, он идет по пути самоутверждения. Который никак не гарантирует самореализации.

Оксана Токарева

Профессия имеет очень большое влияние на формирование характера человека. На порядочного человека–личность — любая профессия оказывает благотворное влияние, она как бы оттачивает и совершенствует те качества характера, что уже заложены и имеются у человека. Делает человека шире, лучше, мудрее, гармоничнее, то есть происходит своеобразное Развитие человеческой личности, человек поднимается на новый уровень своего развития.

На гордых, эгоистичных, высокомерных людей, на человека-функцию – профессия обычно накладывает Негативный отпечаток, то есть такие люди попросту портятся и становятся Хуже, часто невыносимыми. Такой человек получив какую-либо профессию, через несколько лет становится как бы живым роботом, который везде и всюду, в том числе и дома продолжает автоматически выполнять профессиональные функции, которые полностью срастаются с его характером, и человек-функция меняется, но не в лучшую сторону, а в худшую, часто с такими людьми становится невозможно даже общаться, а не то, что жить под одной крышей, в одной семье. Поэтому такие семьи, где один супруг нормальный человек, а другой гордый, эгоистичный, человек-функция – Плохо живут.

Приведем в пример статью «Характер жены зависит от профессии» из газеты «Мир новостей» за 25 октября 2005 года. «Профессия, несомненно, накладывает на женщину свой отпечаток. Этот отпечаток формируется не сразу. Надо проработать лет 5 – 7, и профессиональные личностные черты будут сформированы. Избавиться от профессиональных личностных качеств практически невозможно. Чем интеллектуальнее профессия женщины, тем больше растет гордыня в женщине и тем менее женщина чувственна, тем меньше в ней женственности и почти полностью исчезает доброта.

Женщины-юристы очень рассудочны. Там, где простая женщина позволит себе крик, слезы, обиду, они же будут спокойно отстаивать свою точку зрения, ни в чём не уступая и не соглашаясь на компромисс, потому что абсолютно уверены в своей правоте. Женская интуиция и логика у них отсутствует, как рудиментальный орган, отпавший в процессе эволюции за ненужностью. Юристка всё разложит по полочкам, и вам придётся принять этот расклад, который явно не в вашу пользу, иначе она не успокоится, а значит, примирения не будет. Всегда и всё должно быть только так, как решила она сама, самая умная, самая правильная женщина! Мужчины не любят такого с собой обращения и бросают умных юристок.

Программистки в быту, пожалуй самые сложные. Они совершенно не умеют говорить о любви, чувствах, выражать свои желания. Они закрыты и копят обиды внутри себя. Они замкнуты и обидчивы, до них не достучишься, они всегда заняты только сами собой.

Жениться на психологе, может себе позволить только очень сильный мужчина, хорошо уверенный в себе и без комплексов. Потому что у психологинь своих комплексов выше крыши, они ими буквально нашпигованы. Но в тоже время своих комплексов и недостатков они в упор не видят, а вот чужие очень даже хорошо видят и различают, и начинают учить всех окружающих людей как надо правильно жить. Кроме того, они считают, что имеют полное право судить о чувствах, мыслях, мотивах, жизни и поведении других людей, только потому, что у них есть «диплом» профессионального психолога.

Женщина–бухгалтер, тоже со временем становится очень расчётливой и сухой женщиной. У неё всё подсчитано и рассчитано, она всё распланировала на много лет вперед. Если что-то нарушает её планы, и кто-то не подчиняется её воле — то это вызывает её недовольство и раздражение. Такие женщины обычно очень мелочны, скупы и жадны, поэтому добрых семейных отношений в их семьях не бывает.

Женщина-продавец, становится очень грубой, крикливой и раздражительной, часто хамит, постоянно устраивает ссоры, а добивается всем таким поведением только одного, чтобы всё было только так, как она хочет, уступать она ни кому не намерена – всё это, как известно, совсем не украшает женщину, поэтому нормальный мужчина рядом с такой грубой, своенравной и непокорной женщиной жить не сможет.

Женщины самых гуманных профессий – врачи, имеют ряд неприятных недостатков – они очень брезгливы и любят постоянно следить за чистотой и гигиеной не только своей личной, но и всех окружающих их людей. Их работа наложила на них очень вредный недостаток – они тоже всегда и во всём правы, мало того, всем своим домашним они в буквальном смысле навязывают свою точку зрения и все свои решения для немедленного исполнения, уступать они не любят и не хотят, потому что, у себя на работе по отношению к своим больным они чувствуют себя большим начальством, которому те обязаны безоговорочно подчиняться. Всё это очень сильно осложняет семейные отношения с такими женщинами – вот основная причина, почему среди женщин врачей и медсестер очень много одиноких.

Менеджеры-управленцы — тоже очень неудачные и плохие жены. Они в силу своей нелёгкой руководящей профессии — привыкли везде командовать и распоряжаться, в том числе и у себя дома, и не терпят ни каких возражений. Как она решила и приказала – только так и должно быть! Поэтому совершенно естественно, такое к себе отношение не может потерпеть ни один более, менее настоящий мужчина, которые бросают таких непокорных жен – начальниц. Вспомните фильм «Москва слезам не верит», там приведён очень хороший пример женщины директора комбината. И учителя, и врачи, и бизнес-леди и просто женщины руководители — привыкли всё контролировать, брать на себя ответственность за любую ситуацию. Напоминайте себе почаще, что в первую очередь, вы такая же как и все женщина и имеете право на слабость и на ошибки. Будьте мягче и добрее к людям и не командуйте! Дом — это не армейская казарма!

Учительницы – въедливые морализаторши, они очень правильные и законопослушные. Если такая женщина говорит: «Этого делать нельзя!» – значит, точно нельзя и доказывать обратное просто бесполезно. Нужно понимать логику учителей, много лет работая в школе, они в силу своих обязанностей должны постоянно разговаривать со своими учениками «директорским, приказным тоном», и поэтому учителя настолько сильно входят в роль педагога и привыкают к своему постоянному чувству Превосходства над людьми, что уже автоматически переносят такой тон и обращение ко всем окружающим их людям, причем не терпят никаких возражений в свой адрес, становятся просто нетерпимыми. Кроме того, одна из профессиональных особенностей педагога – не только преподавать новый учебный материал, но и постоянно оценивать учеников. Если школьник сделал что-то плохо – он получает плохую оценку. Постепенно, с годами, чем больше педагогический стаж женщин учителей схема подобных отношений автоматически переносится и на её отношения со всеми окружающими людьми, в первую очередь, на отношения с близкими людьми и с мужчиной: ты не так пахнешь, как мне нравится, ты постоянно опаздываешь, ты плохо выполняешь свои домашние обязанности мужа и отца – значит, получишь двойку! Учительницы, обычно легко знакомятся с мужчинами, в этом у них нет проблем. Но опять же уже с первой встречи они начинают оценивать: как мужчина одет, как он говорит, как себя ведет, как он ходит… Часто высказывают свою критику вслух мужчинам: «Ты плохо одет, ты не разбираешься в искусстве» – это представителей сильного пола сразу же отпугивает и в итоге, часто педагоги даже не могут выйти замуж. А если и удалось им создать семью, то их вредный характер им рано или поздно всё разрушает. Такие женщины педагоги, начинают перегибать палку в домашней жизни и стремятся усердно воспитывать своих супругов: проверяют их карманы, следят за тем, как они общаются с друзьями и вмешиваются в эти отношения, продумывают когда мужу надо сходить в театр для культурного развития, а когда он может отлучиться на рыбалку и т. д. Поэтому совершенно естественно, что муж у такой жены чувствует себя не в своей тарелке, и в итоге муж, одуревший от такой назойливой, жесткой опёки попросту сбегает к той, которая попроще и по добрее и многого от него не требует, а главное, радуется тому, что у неё есть любимый мужчина и заботится о нем по-настоящему, чем и привязывает его накрепко к себе. Потому среди женщин-учителей так много одиноких и разведённых. Надо быть добрыми людьми и помнить, что рядом с нами тоже живые люди живут и нельзя им мешать жить так, как они хотят, иначе эти люди от нас уйдут!

Точно также поступают и мужчины-функции. Если мужчина-функция – начальник на работе, или служит в армии на командирской должности, или в милиции – то он и дома начинает всеми командовать или строит в семье в прямом смысле «Казарму».

Вывод. У всех гордых, высокомерных, эгоистичных людей и мужчин и женщин, у всех людей-функций есть одна общая черта – они не желают ни кому и никогда — ни в чём уступать, они все любят распоряжаться, командовать и учить всех, как надо правильно жить, то есть, все такие люди полны гордыни и чувства собственного превосходства. Поэтому нужно понять, что если вы увидели в себе подобные качества, то, если вы не исправите эти дурные недостатки чистосердечным покаянием, если вы не научитесь по доброму и внимательно относиться к окружающих вас людям, не научитесь их уважать и считаться с их интересами – то эти дурные качества вашего характера ИСПОРТЯТ вам жизнь. Если вы видите, что человек с которым вы собираетесь создавать семью – что этот человек высокомерный, гордый, эгоистичный, имеет в себе качества функции, то определитесь сначала для себя сможете ли вы его принимать таким, какой он есть без обиды и недовольства, и сможете ли вы ему помочь исправиться и стать другим, а если чувствуете, что это сделать невозможно, то стоит ли создавать семью?

Листать назад Оглавление Листать вперед
СОРОКИН ПИТИРИМ

Задача нижеследующих строк — краткая характеристика того влияния, которое профессиональная деятельность оказывает на поведение и переживания людей, с одной стороны, с другой — краткое описание социальных эффектов, являющихся следствием такого влияния профессии.

Сейчас не приходится сомневаться в деформационной роли профессии, но эта роль до сих пор систематично не изучена. Попробуем восполнить этот пробел, очертив кратко, но всесторонне, влияние профессии на поведение людей и их общественную жизнь.

Начнем с указания на общие начала, лежащие в основе детерминирования человеческого поведения профессиональной деятельности. Таким общим началом служит факт рикошетного влияния выполнения актов или поступков на всю физическую и нервно-мозговую структуру человека, с одной стороны, с другой — рикошетное влияние на само поведение. Даже у низших животных, как показали исследования Дженнингса, у нас — Метальникова (см. Jennings: The behavior ot Lower Organisms, Метальников: Рефлекс, как творческий акт, «Изв. Акад. наук»),способы реагирования на один и тот же стимул различны при повторении одного и того же раздражения. Схема этого процесса такова: стимул вызывает ответный акт (реакцию), выполнение этой реакции, в свою очередь, изменяет физиологическое состояние организма. Изменение этого состояния, в свою очередь, изменяет формы реагирования на тот же стимул.

То же применимо и к человеку. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-мозгового состояния (характера психических переживаний).Когда людям грустно, — они плачут, когда весело — смеются, в состоянии гнева и ярости — они сжимают кулаки, скрежещут зубами и т.д. /1/. Словом, эта функциональная связь между нервно-мозговым и физиологическим состоянием («независимая переменная») и между характером внешних поступков — доступных наблюдателю внешних рефлексов поведения («функция») — общеизвестна и несомненна. Менее известна широкой публике, но столь же несомненна обратная зависимость физиологического и нервно-мозгового состояния (психических переживаний) от характера выполняемых человеком внешних актов поведения, — зависимость, где эти акты служат «независимой переменной» функционального ряда, а физиологическое и нервно-мозговое состояние — «функцией» первых. Джемсу и Ланге принадлежит заслуга отчетливого выявления этой рикошетной зависимости /2/. Хотя в утверждениях этих авторов были свои односторонности и преувеличения, тем не менее, наличность такого рикошетного влияния не подлежит сомнению. Часто достаточно рассмеяться, чтобы вызвать «веселое» настроение; достаточно принять грустную позу, чтобы создать «грустное» настроение; достаточно воспроизвести акты и мимику гнева, чтобы прийти в ярость. «Мы печальны? Песенка, которую мы сначала будем напевать против сердца, незаметным образом возбудит в нас переживание радости» /3/. «Наиболее глубокие психологи-практики, занимавшиеся воспитанием чувств, как Игнатий Лойола и Паскаль, рекомендуют внешние акты веры, как лучшее средство для поставления души в соответственное религиозно-аффективное состояние… Burke уверял, что часто гнев зажигался в нем по мере того, как он воспроизводил внешние знаки этого аффекта… Разве собаки, играя, борющиеся друг с другом, не начинают в конце концов сердиться не на шутку» /4/.

Эти факты известны и всегда могут быть проверены /5/.

Раз всякий акт рикошетом (не говоря уже об «опыте», рождающемся из актов и реакций) оказывает влияние на человека — его структуру, состояние и переживания, — то тем большее значение в этом отношении получают акты и поступки, многократно выполняемые. Их «давление» на субъекта в силу многократного повторения растет. Они неизбежно накладывают свою печать и свой штамп на человека. Освободиться от их влияния последний не может.

Отсюда вполне понятна громадная деформационная роль профессиональной деятельности. Под ней я разумею постоянное, длящееся занятие индивида, дающее ему средства к существованию. Из этого определения само собой следует, что профессиональные акты суть акты, выполняемые человеком постоянно, изо дня в день, многократно, раз человек имеет какую-нибудь профессию. Если же всякий акт рикошетом влияет на поведение, переживание и состояние его выполнителя, то тем более это относится к профессиональным актам. Они поистине преобразуют человека по своему образу и подобию, деформируют его всесторонне, и тем сильнее, чем ceteris paribus он дольше выполняет эти профессиональные акты, чем специфичнее последние, чем больших усилий и приспособления требуют они для успешного выполнения от соответственного профессионала.

Такова вкратце общая основа деформирующей роли профессиональной деятельности.

Проследим теперь кратко основные формы влияния профессии на человека. Четкости и ясности ради это влияние можно подразделить на: 1) деформацию анатомического и соматического строения человека его профессией, 2) на деформацию его внешних двигательных рефлексов, в связи с деформацией его внешности — (облика-аспекта), 3) на деформацию психических переживаний и всей психической личности человека, 4) наконец, на деформацию всего образа жизни человека, как сообщественника, socius’a.

1 Примечание редактора. С социологической точки зрения автор изучает влияние профессии на психологическое состояние человека и его поведение. На первый взгляд эта работа далека от традиционного рассмотрения психопатологических проявлений. Однако, она указывает на тесную связь психиатрии с ее клинико-психопатологическим анализом с социологией. Вне этой связи трудно рассматривать причины психогенных расстройств и их динамику и реализовывать реабилитационные программы при невротических и психосоматических нарушениях.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006.&nbsp— 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС®

  • А) Соматическая деформация человека его профессией и «профессиональный отбор»
  • В) Профессиональная деформация «бросающихся в глаза» двигательных рефлексов и внешнего облика человека
  • С) Психический отбор и психическая деформация человека, производимые профессией
  • Литература
Листать назад Оглавление Листать вперед

Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *