Отпуск у педагогов

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение

к постановлению Правительства РФ

от 1 октября 2002 г. N 724

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 16 июля 2009 г., 21 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466

Место работы

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (календарных дней)

Наименование должностей педагогических работников

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

56

директора (заведующие), их заместители; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

56

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; учителя; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; методисты

Дошкольные образовательные учреждения

42

заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования

Образовательные учреждения дополнительного образования детей

42

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги-организаторы, методисты

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

56

директора, их заместители; старшие мастера; преподаватели; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; заведующие производственной практикой; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты; концертмейстеры

Образовательные учреждения высшего профессионального образования и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

56

ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования

Учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

42

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и другими структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи

Психологические службы системы образования

56

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи; учителя-дефектологи; учителя-логопеды

Учреждения здравоохранения; организации социального обслуживания

56

заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые; социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду

Другие организации, осуществляющие образовательный процесс

42

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

Примечания:

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Новая редакция Ст. 334 ТК РФ

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 334 ТК РФ

Предоставление основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам образовательных учреждений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида определяется перечень педагогических работников, имеющих право на удлиненный оплачиваемый отпуск. Правом на удлиненный отпуск обладают также иные работники, в чьи должностные обязанности входит выполнение педагогических поручений. Заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Длительный отпуск предоставляется лицам, занимающим педагогические должности в образовательных учреждениях, продолжительностью 56 календарных дней. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей удлиненный отпуск предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней, помимо педагогических работников, должности которых предусмотрены типовыми положениями, для следующих педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений; педагогических работников, работающих в музыкальных школах и школах искусств; педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

Для высших учебных заведений перечень педагогических работников дополняется лицами, занимающими должности:

— проректоров либо заместителей директора, кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации;

— заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями;

— руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей.

При условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов, продолжительность ежегодного отпуска для этих категорий работников составляет 56 календарных дней.

Другой комментарий к Ст. 334 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Предоставление основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам образовательных учреждений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».

2. Перечень педагогических работников, имеющих право на удлиненный оплачиваемый отпуск, определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида. Право на удлиненный отпуск имеют и иные работники, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение педагогических поручений. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Комментируемая норма распространяется не только на педагогических работников образовательных учреждений, но и на педагогических работников иных учреждений и организаций.

3. Длительный отпуск предоставляется лицам, занимающим педагогические должности, продолжительностью 56 календарных дней. Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей удлиненный отпуск составляет 42 календарных дня.

4. Помимо педагогических работников, должности которых предусмотрены типовыми положениями, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, психологических служб системы образования и учреждений здравоохранения; педагогических работников, работающих в музыкальных школах и школах искусств; педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы. Кроме того, правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней пользуются директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами (лабораториями) и педагогической частью психологических служб системы образования и учреждений здравоохранения.

5. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня пользуются директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами и другими структурными подразделениями, методисты и педагоги-психологи учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров). Отпуск продолжительностью 42 календарных дня также предоставляется педагогам-организаторам, социальным педагогам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, методистам и мастерам производственного обучения, работающим в организациях, осуществляющих образовательный процесс. В данном случае не имеет значения подчиненность или включение организации в систему образования, поскольку предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска названным работникам зависит лишь от факта осуществления образовательного процесса в данной организации.

6. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

7. Для высших учебных заведений перечень педагогических работников дополняется лицами, занимающими должности: проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей. Продолжительность ежегодного отпуска для этих категорий работников составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Минсоцполитики в письме от 10.02.2015 г. № 52/13/116-15 разъяснило некоторые нюансы отпусков педагогов.

Так, согласно ч. 6 ст. 6 Закона Украины «Об отпусках», руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) иных учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней. Порядок предоставления данных отпусков утвержден постановлением КМУ от 14.04.1997 г. № 346 (далее — Порядок).

Перечнем должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденным постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, должность методиста отнесена к должностям педагогических работников. В соответствии с разделом IV Приложения к Порядку, методисту предусмотрено предоставление ежегодного основного отпуска продолжительностью 42 календарных дня.

Согласно Приложению к Положению об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденному приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.1993 г. № 43, не является совместительством педагогическая работа работников учебных заведений без занятия штатной должности на том же предприятии, в учреждении, организации. В этом случае трудовой договор на выполнение указанной работы не заключается, а оплата производится сверх основного должностного оклада в порядке, предусмотренном соответственно для учителей, преподавателей и руководителей кружков (по тарификации).

Пунктом 91 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.1993 г. № 102, определен предельный объем этой работы. Кроме того, педагогическая работа, выполненная в том же или ином заведении, учреждении с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год, также не является совместительством. Выполнение этой работы допускается в рабочее время с разрешения руководителя госпредприятия без удержания зарплаты. Таким образом, методист ПТУЗ, кроме своей основной работы, может вести преподавательскую работу в этом же заведении образования и осуществлять педагогическую работу с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год.

Ежегодный основной отпуск в данном случае предоставляется ему по должности методиста продолжительностью 42 календарных дня. Если методист, помимо своей основной работы, выполняет в этом же учреждении иную регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время в должности преподавателя, то по этой должности он также будет иметь право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Опубликовано29 ноября 2018 в 09:32

ВОПРОС 1: Группа библиотечных работников интересуется возможностью получения дополнительного отпуска в количестве 12 дней и наименованием документа, которым регламентируется предоставление дополнительного отпуска.

ВОПРОС 2: Какова продолжительность ежегодного отпуска заведующего библиотекой областного государственного образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»? Каким документом регламентируется длительность ежегодного отпуска?

ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ 1 и 2:

Работники школьных библиотек, к сожалению, не относятся к категории педагогов, а являются работниками, осуществляющими библиотечно-информационную деятельность. Поэтому дополнительный отпуск, предусмотренный для педагогических работников, работникам библиотек образовательных учреждений не предоставляется. Однако, 23 марта 2004 г. за № 14 51 70/13 Письмом Минобразования Российской Федерации введено в действие «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения». В соответствии с подпунктом » з »

пункта 33 этого документа работники школьных библиотек имеют право на «ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами» На основании этого документа дополнительный отпуск работникам школьных библиотек может быть предоставлен в следующих случаях:

— если коллективным договором между администрацией учебного заведения и ее коллективом предусмотрено предоставление дополнительного отпуска для работников учебного заведения, не относящихся к категории педагогов, в том числе и для библиотечных работников;

— в случае принятия администрацией учебного заведения локального акта (например, приказа директора или положения о дополнительных отпусках), предоставляющего работникам школы, не работающим на педагогических должностях, дополнительного отпуска.

При этом о продолжительности срока дополнительного отпуска в «Примерном положении о библиотеке…» 2004 г. ничего не сказано. Это означает, что продолжительность этого отпуска должна определяться либо по соглашению между работниками и работодателем (коллективный договор), либо самим работодателем в лице директора образовательной организации (приказ, положение).

Помощь в определении длительности дополнительного отпуска может оказать не отмененное до настоящего времени Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 06 51 2ин/27 06 от 14 января 1998 г. «О направлении примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения». В соответствии с пунктом 5.2.7. «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» школьный библиотекарь, помимо ежегодного отпуска, имеет также право и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами. Таким образом, при пятидневной рабочей неделе отпуск сроком 12 рабочих дней фактически составит 16 календарных дней, с учетом суббот и воскресений.

Однако без согласия руководителя образовательного учреждения получить дополнительный отпуск за работу в школьной библиотеке не удастся.

В настоящее время безусловное право на дополнительный отпуск сроком 12 рабочих дней и сокращенный шестичасовой рабочий день предусмотрено только для лиц, занимающих должность «библиотекарь» в числе «работников, не посредственно обслуживающие больных в учреждениях, подразделениях (в том числе и в лечебно трудовых мастерских и подсобных сельских хозяйствах)» следующих учреждений:

— инфекционных, грибковых и туберкулезных лечебно профилактических учреждениях, отделениях, палатах, кабинетах;

— санаторно-лесных школах и школах интернатах, детских домах, детских садах (группах), яслях садах (группах), детских яслях (группах) и домах ребенка (группах) для детей, больных туберкулезом и хронической дизентерией;

— учебных заведениях для инвалидов, больных туберкулезом, что определено Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов (ВЦСПС) от 25 октября 1974 г. № 298/П 22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в разделе XL. Приложения «Здравоохранение» (в редакции Постановлений Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 01.11.77г. № 369/П 16, от 26.10.87г. № 646/П11, от 05.11.87г. № 669/П 11, от 05.11.87г. №670/П 11, от 16.06.88г. № 370/П 6, от 22.10.90г.

№ 418в/П 12). Несмотря на изрядный возраст этого документа, он, тем не менее, действует до настоящего времени, что было подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № ГКПИ 2004 34.
Рекомендация эксперта
Согласно Письму Минобрнауки РФ от 19.10.2006 N 06-1616 «О методических рекомендациях» должность библиотекаря относится к должностям учебно-вспомогательного персонала. Такие работники имеют продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в объеме 28 календарных дней. Дополнительные отпуска могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения.

В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.

Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?

Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08‑ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:

1) дети-инвалиды;

2) лица с ОВЗ.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия.

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых
обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:

  • глухой обучающийся;
  • слабослышащий обучающийся;
  • слепой обучающийся;
  • слабовидящий обучающийся;
  • обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;
  • обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • обучающийся с умственной отсталостью;
  • обучающийся с расстройствами аутистического спектра;
  • обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.

Норма часов педагогической работы/

Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет
25 часов в неделю за ставку заработной платы.

В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?

По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.

В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12‑часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов
(30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?

Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.

Продолжительность очередного отпуска.

В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08‑ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.

В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям
удлиненный оплачиваемый отпуск?

Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08‑ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.

Оплата труда воспитателей.

Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03‑599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.

Субъект РФ (муниципальный район)

Порядок установления компенсационных выплат

Нормативный документ

Евпатория (Республика Крым)

За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)

Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513‑п

Севастополь

За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)

Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420

Челябинск

Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:

– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);

– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ

Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*

по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)

*С полным текстом положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г. Челябинска, можно ознакомиться на сайте Комитета по делам образования г. Челябинска: «Экономика образования» – «Руководителю» – «Система оплаты труда» (http://chel-edu.ru/docs/?id=1756).

Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.

При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).

Обратите внимание, что в нормативных актах отдельных субъектов РФ могут быть установлены критерии для назначения компенсационных выплат воспитателям (например, выплата осуществляется при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ), в актах других субъектов такие критерии не предусмотрены. Соответственно, каждый работодатель вправе установить их самостоятельно. Если в локальном нормативном акте учреждения содержится лишь общая формулировка (например, «за педагогическую работу в группах комбинированного вида устанавливается надбавка в размере…»), по нашему мнению, надбавка должна выплачиваться независимо от количества таких детей в группе.

Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.

Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.

* * *

Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ.

Деятельность ПМПК регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

Отпуск у педагогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *