Отмена НДС на макулатуру

Содержание

СРО ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», объединяющей 75% участников рынка в России, заявило, что отрасль готова удвоить сбор и переработку макулатуры в ближайшие 5 лет. Для этого необходимо увеличить нормативы производителям товаров, отменить НДФЛ для физлиц и НДС при продаже макулатуры бизнесом, считают участники круглого стола «ДП».

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, Inc:

«Деловой Петербург» провел II практическую конференцию «Банкротство–2018» Конференции ДП

«Деловой Петербург» провел II практическую конференцию «Банкротство–2018»

2299

Советский Союз обладал уникальной эффективной системой выкупа у населения использованных материалов (макулатуры, стекла и т.д.), но Налоговый кодекс РФ (ст. 217) разрушил ее. Теперь государство считает, что физлицо при сдаче макулатуры получает прибыль, а значит, должно заплатить налог на доходы физлиц (НДФЛ). Этот закон — самый главный сдерживающий фактор развития отрасли сегодня! Законопроект об отмене НДФЛ уже 2 года лежит в Госдуме. Но налицо конфликт двух комитетов Госдумы: комитета по экологии, который действительно хочет сдвинуть эту телегу с места и выступает за отмену НДФЛ, и комитета по бюджету и налогам в лице его руководителя Андрея Макарова, который утверждает, что отмена НДФЛ для физлиц спровоцирует коррупцию и разовьет систему обналичивания.

Может, Макаров хочет в принципе запретить хождение наличных денег? Но тогда это то же самое, что бороться с ворами путем зашивания карманов у всего населения: нет карманов — нет проблемы. Воров должна ловить полиция, и бороться с ними надо не путем зашивания карманов, а искореняя причины. А в век цифровых технологий карманников стало заметно меньше, деньги воруют уже с кредитных карточек. Противодействие комитета по бюджету, по–моему, напоминает какой–то каменный век, то есть мы боремся с проблемами, которых нет и никогда не будет.

Но, чтобы побороть свалки (а мы все уже знаем, что у нас на территории России захоронена Франция), нам нужно отменить НДФЛ и воссоздать эффективно работающую систему — как в Евросоюзе и США. Сегодня во многих городах России люди страдают, задыхаясь от свалочных газов, притом что мы 2 года наблюдаем самый банальный пример, когда государство, не теряя ничего, сразу же начинает приобретать, получая налоги.

Андрей Гурьянов, генеральный директор СРО ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», член президиума правления НП «ОПОРА»:

Сегодня в России бумагу и картон из макулатуры выпускают более 80 заводов, на которых трудятся 35 тыс. человек. Только за 2017 год все эти люди произвели 3 млн т, притом что производственных мощностей в России введено на 4,2 млн т. Налоговые отчисления составили более 22 млрд рублей.

За последние 17 лет объем сбора макулатуры и ее переработка выросли в 17 раз, а производственные мощности — почти в 20 раз. В настоящее время отрасль испытывает сильнейший дефицит сырья, и это огромная проблема! В России, при объемах производства пригодной для переработки бумаги 8 млн т, 5 млн т из них отправляется на полигоны. Там макулатура начинает тлеть, гореть, поджигать другие фракции, такие как запрещенный в Европе пенополистирол, отравляя соседние города и детей в них.

Реклама

А ведь именно этого сырья так сильно не хватает российской целлюлозно–бумажной промышленности! Все, что образуется в типографиях, розничных сетях, коммерческой недвижимости, уже собирается и перерабатывается. Решить проблему дефицита сырья можно только за счет работы с населением, которое генерирует более 56% всей макулатуры в стране. Однако население (то есть мы с вами) собирает менее 1% использованной бумаги.

Замглавы КИО: Мы не виним бизнес. Но есть опасения, что будут сложности в развитии территорий Круглый стол

Замглавы КИО: Мы не виним бизнес. Но есть опасения, что будут сложности в развитии территорий

2294

Лига переработчиков макулатуры поступательно реализует комплексный подход к решению проблемы дефицита. В первую очередь это отмена НДФЛ для физлиц на сданную макулатуру. Такой законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Вторая важнейшая мера — продление переноса НДС с заготовителей макулатуры на переработчиков. Это позволяет сделать макулатурный бизнес прозрачным, подконтрольным и инвестиционно привлекательным.

Третий шаг — увеличение нормативов по сбору вторсырья до вменяемого европейского уровня, который будет стимулировать, а не симулировать сбор использованной упаковки крупнейшими товаропроизводителями.

Наталья Беляева, заместитель председателя комитета по экологии общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор юридической компании «Дельфи»:

У нас за чертой бедности находятся 22 млн человек. Конечно, не все они будут готовы сдавать вторсырье, и уже тем более никто не призывает тем самым помочь им поправлять свое финансовое положение, но для части населения сдача макулатуры может стать небольшим, но подспорьем.

Отмена НДФЛ давно назрела. Этот законопроект 2 года провалялся в Госдуме. Хотя и губернаторы просили принять его, и профильные комитеты. И Минфин признал провальность налогового вычета при сдаче макулатуры, который существует. При этом вне зависимости от того, что дохода у гражданина при сдаче макулатуры на возмездной основе может и не возникнуть, заполнение и подача налоговой декларации обязательны. В противном случае человек получит штраф на сумму 1 тыс. рублей и все равно будет вынужден ее подать. Сложности возникают как у налоговой инспекции, так и у гражданина. А то, что налоговая получит данные, — это факт, так как компания, принимающая макулатуру, обязана вести учет таких сделок, как оператор персональных данных. По факту получается, что никакого дохода у физлица нет, а проблем громадье. Население не сдает макулатуру на таких условиях. Заготовители макулатуры также не готовы закупать макулатуру у населения по причине высокой вероятности штрафа, если физическое лицо не отчитается по сделке. Более того, само по себе налогообложение дохода от реализации макулатуры не имеет логического обоснования, так как в ходе данной сделки не образуется прибыль (гражданин купил газету за 50 рублей, а продал за 50 копеек, следовательно, сделка убыточна — 49,5 рубля).

Реклама

Сегодня законопроект об отмене НДФЛ прошел первое чтение. Комитет Госдумы по бюджету и налогам яростно сопротивляется принятию этого закона, указывая на две причины: обналичивание денег (а именно: недобросовестные компании под видом населения повезут в пункты приема караваны макулатуры на миллионы рублей) и проблема доказывания наличия права собственности на сдаваемую макулатуру. Достаточно надуманные причины.

Второй побежденный на сегодня барьер — поправки, внесенные в Налоговый кодекс (ст. 149 НК РФ): отмена НДС при продаже макулатуры. Поправка носит временный характер, срок ее действия заканчивается в декабре этого года. Этот законопроект готов, и я надеюсь, что в этом году он также будет принят.

Анна Гаркуша, руководитель направления взаимодействия с органами власти ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «Раздельный сбор»:

Мы уже 6 лет раз в месяц занимаемся сбором вторсырья от населения и передаем его на переработку. У населения очень много макулатуры и другого вторсырья. И стоит сказать, что люди хотят сдавать вторсырье раздельно. Но многие не готовы это делать через тернии к звездам: хранить вторсырье дома месяц или ехать на машине 2 часа, чтобы это куда–то сдать. Люди хотят выйти во двор и положить макулатуру в близлежащий контейнер или отвезти за деньги в ближайший приемный пункт. Нет у нас в стране инфраструктуры, которая позволяет собирать раздельно вторично перерабатываемые отходы.

Мы считаем, что у нас есть три локомотива, которые могут доставить это вторсырье на утилизацию: ответственность производителей, раздельный сбор и стимулирование населения.

Мы работаем с населением, властью и бизнесом и видим, что очень много хороших инициатив от бизнеса по раздельному сбору наталкивается на то, что система нерентабельна, требует дотаций. Но где их взять? Поэтому производителям товаров дешевле заплатить экологический сбор. Если повысить ставки экосбора и нормативы утилизации, то в бюджете появятся деньги. Но важно, чтобы они направлялись потом на развитие инфраструктуры, а не на организацию новых свалок и полигонов.

Очень важно, что в законе (89–ФЗ) появилась строка о том, что деньги от экологического сбора будут приоритетно перечисляться на обработку и утилизацию вторсырья, но, к сожалению, в законе не прописан раздельный сбор отходов.

Анатолий Сафронов, первый заместитель генерального директора компании SFT Group:

Сегодня возможны три экономические модели в рамках исполнения расширенной ответственности производителя. Первая — это когда товаропроизводитель платит установленный государством экологический сбор в федеральный бюджет, эти деньги потом поступают в бюджеты регионов, которые в свою очередь перенаправляют их региональным операторам. Второй вариант: производитель платит переработчику за услугу по утилизации, например, макулатуры по рыночной цене. И третий вариант: производитель товаров самостоятельно или при помощи созданной ассоциации осуществляет сбор и утилизацию вторсырья.

Сама идея введения института ответственного товаропроизводителя была основана не на введении дополнительного налога, а на создании системы финансирования организации системы сбора товаров, потерявших свои потребительские качества.

Говоря о макулатуре, приходится признать, что сегодня ни одна экономическая модель не направлена на расширение системы сбора. В идеале цепочка движения денег по второй экономической модели должна выглядеть так: ответственный товаропроизводитель — переработчик макулатуры (утилизатор) — сборщик макулатуры — инвестиции в расширение системы сбора (или переработчик макулатуры / утилизатор).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Давно не новость, что с 2019 года ставка НДС увеличена на 2%, а в некоторых случаях обязанность исчислять и выплачивать этот налог отныне возложена на покупателей.
Изменения коснулись также купли/продажи макулатуры. Ранее ее реализация освобождалась от обложения НДС. Однако с 1 января 2019 года при сделке с макулатурой применяется особый порядок налогообложения. В статье мы рассмотрим нововведения подробнее.

НДС с макулатуры – последние новости

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.
Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  • отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  • бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
  • деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.
В случаях, когда макулатура приобретается не для себя, а для третьих лиц, покупатель (то есть посредник) не признается налоговым агентом. Будет ли сделка с макулатурой облагаться налогом на добавленную стоимость, зависит главным образом от того, является ли продавец плательщиком НДС или нет.

Если продавец – плательщик НДС:

  • покупатель выступает в качестве налогового агента;
  • начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;
  • родавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если продавец не является плательщиком НДС:

  • в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  • в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель.
Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

  • в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
  • покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

Помимо исчисления налога на добавленную стоимость покупатель должен отразить его сумму в декларации по НДС.
Декларационную форму обязаны подавать все налоговые агенты. Даже в случае, когда применяется налоговый спецрежим, освобождающий от уплаты данного налога, а также от составления отчетности по нему.
Сроки подачи декларации для налоговых агентов такие же, как и у всех плательщиков НДС.

Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2019

Учреждения культуры периодически сдают накопившуюся макулатуру в пункты приема за плату. Если ранее такая операция освобождалась от обложения НДС, то с 2019 года она стала облагаться данным налогом, при этом применяется особый порядок налогообложения.

В статье рассмотрены вопросы, возникающие при налогообложении такой операции.

Пункт 1 ст. 39 НК РФ определяет, что реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной основе. Таким образом, сдача макулатуры в пункт приема за деньги признается ее реализацией.

С 01.01.2019 гл. 21 НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которые коснулись налогообложения реализации макулатуры и затронули пп. 31 п. 2 ст. 149, а также п. 8 ст. 161 НК РФ.

Начнем с того, что до 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождавший от налогообложения реализацию макулатуры. В связи с этим учреждения культуры при сдаче макулатуры в пункт приема в 2018 году не начисляли НДС.

В пояснительной записке к Федеральному закону № 174-ФЗ было указано, что освобождение реализации макулатуры от обложения НДС было направлено на то, чтобы способствовать выводу макулатурной отрасли из кризисного состояния и обеспечению ее дальнейшего развития. При этом изначально было установлено, что освобождение прекращается с 01.01.2019.

С 01.01.2019 пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ утратил силу, вследствие чего реализация макулатуры перестала освобождаться от обложения НДС и, соответственно, стала облагаться налогом. При этом налогообложение осуществляется в специальном порядке, предусмотренном п. 8 ст. 161 НК РФ.

Новшество и пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Применяется ли данная норма при реализации макулатуры? Начнем с того, что в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ говорится о выполнении учреждениями работ и оказании услуг. Реализация же товаров не приравнивается к выполнению работ и оказанию услуг. Аналогичный вывод делают финансисты касательно казенных учреждений в письмах от 27.09.2017 № 03-03-06/3/62496, от 25.07.2016 № 03-07-11/43314.

Также обращаем внимание на то, что сдача макулатуры учреждениями культуры осуществляется вне рамок государственных (муниципальных) заданий.

Поэтому при сдаче учреждением культуры макулатуры не применяется пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Понятие макулатуры. Макулатурой признаются (п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • бумажные и картонные отходы производства и потребления;

  • отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Отметим, что понятие макулатуры, которое ранее было определено в пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, в настоящее время не изменилось.

Покупатель – налоговый агент. Пункт 8 ст. 161 НК РФ возлагает на покупателя макулатуры (пункт приема макулатуры) обязанности налогового агента по НДС. Эти обязанности заключаются в следующем:

  • определение налоговой базы по НДС;

  • исчисление НДС;

  • уплата налога в бюджет.

Таким образом, учреждение культуры при сдаче макулатуры в пункт приема не исчисляет и не уплачивает НДС. За него это делает пункт приема макулатуры, выступая в качестве налогового агента.

Для налоговых агентов в данной норме приведены следующие разъяснения: они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ, или нет.

Пункт 8 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации макулатуры налоговая база рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ, с учетом налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при исчислении НДС налоговыми агентами налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Следовательно, налоговый агент рассчитывает налоговую базу исходя из стоимости макулатуры с учетом НДС, а сумму налога определяет расчетным методом по ставке 18/118.

Знание порядка расчета налоговой базы и ставки НДС позволяет учреждению культуры при реализации макулатуры проверить правильность исчисления налоговым агентом суммы НДС, которую налоговый агент удерживает из доходов, подлежащих выплате учреждению культуры за сдачу макулатуры.

Вычет НДС учреждением культуры. В письмах Минфина РФ от 03.12.2018 № 03-07-11/87234, от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 сказано, что продавцы макулатуры смогут принимать к вычету суммы НДС по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг).

Учреждение культуры освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС или не признается плательщиком НДС. Из пункта 8 ст. 161 НК РФ следует, что реализация макулатуры облагается НДС, только если учреждение культуры не освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС.

При реализации макулатуры налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В письмах Минфина РФ № 03-07-11/87234, № 03-07-14/85863 уточнено, что при приобретении макулатуры у неплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС у покупателей макулатуры отсутствует. В связи с этим возникает вопрос: в каких случаях учреждение культуры признается освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также не является плательщиком НДС?

К таким случаям относится применение учреждением культуры упрощенной системы налогообложения, а также освобождение учреждения культуры от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ. В данных случаях реализация учреждением культуры макулатуры не облагается НДС, а покупатель не исполняет обязанности налогового агента.

Случаи начисления НДС учреждением культуры при реализации макулатуры. Согласно п. 3.1 ст. 166 НК РФ при реализации макулатуры сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Приведем эти случаи:

  • при установлении факта недостоверного проставления налогоплательщиком – продавцом макулатуры в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на такого продавца;

  • продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС при реализации макулатуры начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

* * *

При реализации учреждением культуры макулатуры в пункт приема последний выступает в качестве налогового агента, формируя налоговую базу по НДС, исчисляя, удерживая НДС из доходов продавца и уплачивая налог в бюджет.

Если учреждение культуры применяет УСНО или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, реализация макулатуры не облагается НДС. В такой ситуации в договоре и первичном документе нужно делать соответствующую запись или проставить отметку «Без налога (НДС)».

Отмена НДС на макулатуру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *