Откаты в госзакупках

Содержание

Что такое откат денег в бизнесе, снабжении, закупках, кредитах: объяснение простыми словами

Ведение абсолютно любого бизнеса, вне зависимости от его масштабов и размера прибыли, основано на сотрудничестве и согласовании с множеством сторон и участников. Затормозить реализацию проекта или сделать выбор в пользу конкурентов – одно решение может нанести ущерб даже самому стабильному бизнесу. Поэтому финансовая стимуляция является основной возможностью для успешного развития ситуации.

Откаты в бизнесе

Откат – одна из разновидностей взятки должностному лицу или группе лиц, принимающих решение или отвечающих за расход средств компании.

  • Суть отката состоит в том, что по договоренности с государственным служащим или менеджером какой-либо компании при заключении контракта некоторый процент от суммы сделки получает лично этот человек.
  • При такой схеме продавец товаров или услуг обычно включает сумму отката в стоимость, чтобы избежать потери прибыли. Таким образом, фактически откат своему сотруднику оплачивает само предприятие.

Откаты для достижения договоренности в бизнесе

Откаты в системе государственных закупок

По такому же принципу работает система откатов при госзакупках.

  • Если покупка определенных товаров или услуг выставлена на конкурс (тендер), получит контракт та фирма, которая уже имеет договоренность с ответственным лицом. Остальные фирмы будут удалены по причине какого-либо несоответствия.
  • Одним из вариантов является создание специального заказа. Например, некоторые буквы в названии заказа заменяются латинскими, поэтому найти такой заказ сможет только тот, кто заранее знает об этом.

Откат, как возможность выиграть тендер для госзакупок

Откаты в банковской сфере

  • Откаты существуют не только в бизнесе. Получение кредита в банке связано, как известно, с большой бюрократической волокитой и длительным ожиданием. Вознаграждение сотруднику в виде 5-10% от суммы кредита – вполне обычное явление.
  • Те, кто брал потребительские кредиты, сталкивались с ситуацией, когда банк не позволяет клиенту застраховать покупку в страховой компании по собственному выбору, а только в определенной. Официальная причина такого требования – страхование в наиболее «надежной» компании в интересах заемщика. На самом деле банковский служащий получает определенный процент от страховой компании за каждый заключенный полис.

Откат для быстрого оформления банковского займа

Откат за вакансии

Найти хорошую работу в наши дни – дело довольно трудное. Поэтому в сфере трудоустройства также процветает коррупция. Откат от соискателя места может получить напрямую сотрудник отдела кадров или же представитель рекрутинговой компании.

Откаты за право продажи товаров

  • В популярных торговых центрах очень сложно арендовать место для торговли. Поэтому для получения своего «угла» приходится платить руководству магазина.
  • Помимо этого откаты берутся за размещение товаров на определенных полках в супермаркетах. Согласно маркетинговым исследованиям один и тот же товар, размещенный на разных полках (выше или ниже), продается по-разному.

Откат за лучшее размещение товара в супермаркете

Как происходит борьба с откатами?

Почему нужно бороться с откатами

Откат, как одно из проявлений коррупции, которое разрушающе влияет на развитие малого бизнеса, конкуренцию и в целом экономику. Успеха и наибольшей прибыли добиваются не добросовестные производители товаров и услуг, а те, кто имеет нужные связи и может предложить более выгодные условия отката.

  • Производитель теряет стимул для совершенствования продукции. Нет смысла улучшать технологию, искать качественное сырье, повышать квалификацию кадров, если есть возможность гарантированно получить контракт, заплатив определенную сумму.
  • Другой стороной является увеличение конечной стоимости товаров, в которую включены суммы откатов на различных этапах производства и продажи. В итоге потребителям приходится платить высокую цену за зачастую некачественные товары.

Методы борьбы с коррупцией должны быть основаны на трех основных принципах:

  • Уровень заработной платы и мотивация. Взятки берут не от хорошей жизни, поэтому рост зарплаты является одним из сдерживающих факторов для взяточничества. При этом зарплата сотрудников должна быть напрямую связана с результатами его труда и прибылью компании.
  • Независимые проверки. Контроль над коррупционными действиями служащих и чиновников должен вестись независимыми органами на всех уровнях деятельности компании или государственной структуры с публичным представлением результатов.
  • Внутренний контроль. Руководство компании должно быть заинтересовано в честности собственных сотрудников, ведь от их деятельности зависит имидж и прибыль предприятия. Внутренние проверки могут проводиться различными способами в зависимости от характера деятельности фирмы.

>Уголовная ответственность в сфере госзакупок

На кого распространяется уголовная ответственность

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.

  • Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
  • Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
  • Эксперты с многолетним опытом в закупках
  • Простое изложение новых норм

​2 экспресс курса:

  • Закупки в электронной форме по 44-ФЗ с 01.07.2018 для заказчика
  • Закупки в электронной форме по 44-ФЗ с 01.07.2018 для поставщика

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок. В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Если представитель заказчика был подкуплен

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

Состав преступления Варианты наказания
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
Те же деяния, если они:

  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Состав преступления Варианты наказания
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

За откаты при госзакупках накажут по-новому

Лишение свободы до восьми лет и штраф в размере 40-кратной суммы взятки — такое наказание будет грозить за подкуп работников контрактных служб в особо крупном размере при проведении государственных и муниципальных закупок. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ намерен сегодня рекомендовать к принятию комитет ГД по госстроительству и законодательству, рассказали «Известиям» в комитете. Эксперты отмечают, что проект является логическим продолжением борьбы государства с картелизацией экономики и злоупотреблениями в сфере госзакупок.

Законопроект в марте 2017 года внес в Госдуму президент Владимир Путин. В пояснительной записке к документу (есть в распоряжении «Известий») указано, что за откаты при реализации государственных и муниципальных контрактов сейчас наказать удается не всех. Так, действующее законодательство предусматривает для представителей заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и лиц, осуществляющих приемку товаров, работ и услуг) только административное наказание. За их подкуп наказания также не предполагается. В то же время эти действия «могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ», подчеркивается в пояснительной записке.

Внесенный президентом проект призван исправить эту ситуацию. Поправки дополняют УК новыми статьями — «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Согласно первой статье, штрафом до 200 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 3 лет предлагается наказывать за нарушения при закупках, если они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили крупный ущерб — от 150 тыс. рублей. Если ущерб особо крупный (свыше 1 млн рублей) или преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, за него будет грозить штраф в сумме от 200 тыс. до 1 млн рублей либо лишение свободы сроком до семи лет.

За подкуп работников контрактной службы или уполномоченного представителя заказчика в проекте предусмотрен штраф от 300 до 500 тыс. рублей или заключение на срок до трех лет вместе со штрафом в 10-кратном размере взятки. Подкупом в этом случае будет считаться передача денег, ценных бумаг, другого имущества или незаконное оказание услуг имущественного характера. За аналогичные действия в особо крупном размере санкции более суровые — от 1 до 2,5 млн рублей либо заключение до восьми лет с 40-кратным штрафом. Работник контрактной службы, принявший подкуп, рискует лишиться свободы на три года и заплатить в казну 20-кратную сумму взятки. Если же работник вымогал ее, то ему будет грозить до 10 лет заключения и 50-кратный штраф. Аналогичную сумму ему придется заплатить, если размер подкупа превышал 1 млн рублей. Кроме того, в этом случае он может отправиться за решетку на 12 лет.

Новации позволят более эффективно противодействовать коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему, убежден глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).

Проект логически продолжает меры по борьбе государства с картелизацией экономики и злоупотреблениями в сфере госзакупок, отметила партнер юргруппы «Яковлев и Партнеры» Екатерина Смирнова. Она напомнила, что ранее Федеральная антимонопольная служба разработала поправки в ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции». Эти изменения расширяют перечень лиц, привлекаемых к ответственности за картельные сговоры. Параллельно ужесточается и ответственность в сфере госзаказа. Однако, по мнению Екатерины Смирновой, введение уголовной ответственности для сотрудников компаний-заказчиков может оказаться чрезмерным. Закон о контрактной системе № 44-ФЗ пока далек от совершенства, и зачастую осуществить закупку без его нарушения невозможно, указала эксперт.

Предлагаемые меры восполняют пробелы в законодательстве, полагает партнер BGP Litigation Дмитрий Селезнёв. По его словам, случаи злоупотреблений в сфере госзакупок не единичны. Но если нарушения совершались лицами, которые не являются должностными и не выполняют управленческих функций, они, как правило, не подпадали под положения УК, отметил Дмитрий Селезнёв. В то же время он добавил, что пока неясны некоторые нюансы правоприменения поправок — например, в случаях если решение о закупке было принято по закону, но при этом имел место подкуп.

Типовые нарушения при осуществлении закупок

А. Павелин
Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2015

В этой статье автор приводит обзор наиболее часто встречающихся нарушений, связанных с выбором способа размещения заказа; с информационным обеспечением заказа, с составлением документации о размещении заказов и соблюдением процедуры размещения заказов; с заключением и исполнением контрактов, с соблюдением сроков представления в контрольный орган сведений (информации).

В силу ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется: ФАС, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение контроля в сфере закупок, органами местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, а также Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами. В ходе проведения проверок указанные органы выявляют различные нарушения, допускаемые бюджетными учреждениями при осуществлении процедур размещения заказов. Обзор наиболее часто встречающихся нарушений приведем в данной статье.

Нарушения, связанные с выбором способа размещения заказа

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

Учреждение выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок путем запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Аукционный перечень).

В Аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 «Работы строительные» (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., муниципальных нужд – 50 млн руб.

Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион в случае закупки любых строительных работ (код 45 ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002)), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., муниципальных нужд – 50 млн руб.

Статьей 7.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

  • за выбор должностным лицом учреждения способа определения поставщиков с нарушением требований Закона о контрактной системе, что влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб.;
  • за осуществление закупки каким-либо иным способом, если Законом о контрактной системе такая закупка должна осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Данное нарушение влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.;
  • за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования применения указанных способов определения поставщика, что влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Довольно часто встречающимися нарушениями, отнесенными к данной группе, являются следующие:

  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. и 400 тыс. руб., предусмотренных соответственно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование.

Нарушения, связанные с информационным обеспечением заказов

Закон о контрактной системе устанавливает требования к порядкам и срокам размещения информации о проведении закупок. Наиболее распространенными нарушениями, относящимися к данной группе, являются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным.

Так, например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:

  • не менее семи рабочих дней – для закупки на сумму, превышающую 250 тыс. руб.;
  • не менее четырех рабочих дней – для закупки на сумму менее 250 тыс. руб.

Несоблюдение названных сроков может повлечь привлечение учреждения к административной ответственности по ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что установление в извещении меньших сроков, чем определено ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе, составляет объективную сторону состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

По общему правилу течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса. С учетом вышеизложенного датой начала срока подачи заявки является день, следующий за днем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Также следует учитывать, что согласно ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в данной организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Следовательно, дату истечения срока подачи заявок следует понимать как дату истечения срока представления котировочных заявок включительно.

Таким образом, срок, предусмотренный ст. 74 Закона о контрактной системе, начинается с первого рабочего дня после размещения извещения о проведении запроса котировок.

Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.

Необходимо отметить, что нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5 тыс. руб., а на юридических лиц – 15 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). Напомним, что, например, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, предусмотрена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб., а на юридических лиц – 500 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

К данной группе нарушений, в частности, можно отнести случаи:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения на общероссийском официальном сайте планов-графиков закупки;
  • невнесения или нарушения сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах;
  • неразмещения иных документов и информации, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.

Нарушения при заключении и исполнении контрактов

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

К нарушениям, связанным с заключением и исполнением контрактов, можно отнести:

  • нарушение сроков заключения контракта. Так, например, заключение контракта по итогам проведения конкурса и аукциона должно осуществляться не ранее чем через 10 дней с момента размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, а по итогам запроса котировок – не ранее чем через семь дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте;
  • заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемого товара, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований;
  • отсутствие в контрактах обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе. Закон о контрактной системе устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт, которые установлены ч. 4 – 9, 11 – 13, 23, 26 – 28 ст. 34 Закона о контрактной системе. Перечень случаев, когда указанные требования могут не применяться, установлен ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе;
  • непроведение экспертизы поставленного товара на предмет соответствия условиям заключенного контракта в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе. Напомним, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может осуществляться учреждением своими силами или для ее проведения могут привлекаться эксперты, экспертные организации;
  • нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • пролонгация действия контракта;
  • изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных ст. 95 Закона о контрактной системе.

Заметим, что административная ответственность за указанные нарушения установлена ст. 7.32 КоАП РФ.

Нарушения, связанные с составлением документации о размещении заказов и процедурой размещения заказов

С целью проведения закупки учреждение разрабатывает документацию о проведении закупки, которая должна содержать сведения, предусмотренные Законом о контрактной системе. В ходе проверок правильности составления такой документации, контрольными органами нередко устанавливаются случаи:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований, предусмотренных ст. 22 Закона о контрактной системе;
  • отсутствие в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • установление в документации о закупке требований к объекту закупки, не соответствующих Закону о контрактной системе;
  • установление в документации о закупке требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих Закону о контрактной системе;
  • установление в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В ходе проверок правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) встречаются случаи:

  • сокращения срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушения порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушения срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • непродления срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе.

Также встречаются и нарушения, связанные с отбором участников закупки и выбором победителя в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), к которым, в частности, можно отнести случаи:

  • отклонения заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе;
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя в проведении закупок с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Нарушение порядка направления сведений в реестр контрактов

В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения о заключении контракта, его изменении, исполнении или расторжении, для включения этих сведений в реестр контрактов.

Необходимо отметить, что ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с Законом о контрактной системе или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

Также следует помнить, что включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Нарушение сроков представления сведений (информации) в контрольный орган

К указанной группе нарушений относятся случаи непредставления либо нарушения сроков представления в контрольный орган сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным. Так, например, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Кроме того, бюджетные учреждения обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд влечет за собой в соответствии со ст. 19.7.2 КоАП РФ наложение на должностное лицо административного штрафа в размере 15 тыс. руб. Для юридических лиц размер штрафа составляет
10 тыс. руб.

Прочие нарушения

Кроме того, контрольными органами выявляются следующие нарушения:

  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства в объеме, не соответствующем требованиям ст. 30 Закона о контрактной системе;
  • принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении такой закупки;
  • несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе;
  • неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • отсутствие в составе комиссии заказчика лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов;
  • закупка товаров, не отвечающих требованиям энергетической эффективности;
  • нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки;
  • невыполнение требований предписаний контрольных органов;
  • непроведение претензионно-исковой работы.

* * *

В заключение отметим, что в силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность согласно законодательству РФ. Как мы могли убедиться, нарушения, допускаемые в том числе бюджетными учреждениями при проведении процедур размещения заказов, довольно многочисленны. Не менее многочисленны и основания для привлечения учреждений к административной ответственности. Надеемся, что наша статья поможет избежать учреждению финансовых потерь в случае его проверки контрольными органами.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Ошибки при подсчете баллов

Работа конкурсной комиссии, определяющей победителя, заключается в том, чтобы выявить наилучшее из предложений участников. Комиссия сопоставляет сведения, представленные в заявках, с критериями, установленными в конкурсной документации, а затем производит подсчет баллов.

По каждому критерию поставщик набирает определенное количество баллов, которое затем умножается на вес критерия среди остальных критериев в данном тендере. Эти показатели складываются, а итоговый балл участника определяет его место в рейтинге.

Подсчет баллов несложен, тем не менее участники часто жалуются на арифметические ошибки комиссии при расчетах. Мол, комиссии неправильно провели арифметические действия, проигнорировали какие-либо из коэффициентов или начислили гораздо больше баллов по какому-либо критерию, чем полагалось.

В нашей практике был случай, когда при проведении конкурса на медицинское обслуживание учебных учреждений Москвы комиссия ошиблась дважды. Сначала она не снизила одному из участников баллы по неценовому критерию (нужно было применить коэффициент 0,5 из-за несоответствия участника требованиям, но этого не было сделано), а затем начислила всем потенциальным поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных документом, устанавливающим порядок подсчета баллов.

Пострадавшие участники не успеют обратиться в ФАС до заключения контракта с победившей фирмой. Суды рассматривают такие случаи как существенное нарушение порядка проведения торгов. А это, согласно ст. 449 Гражданского кодекса, является основанием для признания недействительными результатов торгов и заключенных контрактов. Однако аннулирование торгов и контрактов не влечет автоматического пересчета баллов. Нарушенные права поставщиков поможет восстановить только новый, правильно организованный тендер.

3. Неправильная оценка опыта поставщика

Самым распространенным неценовым критерием закупок является квалификация участников торгов. Чаще всего от них требуются сведения об опыте выполнения работ, которые являются предметом конкурса. И поставщики предоставляют вместе с заявкой копии исполненных контрактов.

На практике многие предоставляют заключенные, но не завершенные контракты, а конкурсная комиссия или заказчик все же учитывает их при подсчете баллов. Часто это приводит к победе участников.

ФАС говорит, что неоконченные контракты нельзя учитывать как положительный опыт, так как нет гарантий их завершения и отсутствия претензий со стороны заказчика. Поэтому нужно направлять жалобу в УФАС по вашему району.

Вот пример: частное охранное предприятие (ЧОП) участвовало в тендере, в котором участники обязаны были предоставить N контрактов на охранные услуги с зафиксированной ценой. По данным руководства ЧОПа, эти условия не были выполнены никем из участников торгов, тем не менее заявки были допущены к конкурсу. ЧОП обратился с жалобой в УФАС Московской области, которое признало действия комиссии неправомерными. Торги отменили. Заказчик изменил документацию и объявил новый конкурс.

Чем быстрее участники торгов среагируют на нарушения, тем больше шансов оспорить результаты торгов или вообще не допустить незаконные закупки. Оспаривать контракты, которые уже исполняются или полностью закончены, затруднительно, как показывает нынешняя судебная практика. Очень сложно доказать, что, если сделка будет признана недействительной, это восстановит нарушенные права участника торгов. Главный козырь пострадавшего – разъяснения Верховного суда по одному из дел, где говорится, что возможность оспаривания таких контрактов не должна зависеть от стадии исполнения сделки.

Автор – старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Откаты в госзакупках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *